Умное делание
Практика и теория умного делания => Аскетическая практика => Тема начата: karp от 21 Июль 2006, 02:37:40
-
Давно задаюсь вопросом: нужно ли, до стяжания сердечной молитвы, и если нужно, то каким образом - вырабатывать в себе навык параллельного мышления. Разговаривать с кем-то - и одновременно со вниманием молиться. (Подчеркиваю - со вниманием). Выполнять служебные обязанности - и...
Иначе на внимательную молитву остается час в метро с работы - на работу, и то толкучка отвлекает.
Есть, конечно, всякие упражнения, вроде одновременного письма обеими руками; но их практикуют буддисты, и вообще метод какой-то не наш; ведет, скорее, к расколу цельной личности, чреват шизофренией.
Пустынники, те выходили из положения просто: кормились плетением корзин, работали лишь руками да мозжечком, оставляя ум целиком под молитву.
А нам, пролетариям умственного труда? Неужто только в дворники?
-
Тем не менее даже при умственном труде возможно часто молиться (скажем, раз в 5-10 минут), и если привить в себе навык частой молитвы, по постепенно укореняется непрестанные трезвение и память Божия - некое непрерывное состояние обращенности высшего интуитивного ума к Богу и внимания его к сердечным помыслам. Это состояние не требует уже словесной молитвы и рассудочного внимания, но частая молитва все равно бывает необходима для его постоянного поддержания.
-
Тоже выход, конечно. Но все равно процесс существенно тормозится. Это как кипятить воду, включая газ раз в пять минут по полминуты. Не столько нагреется, сколько остынет.
...И все же, как полагаете - сама возможность вот такой полноценной фокусировки внимания (не кинестетического ведь какого-нибудь, а самого что ни на есть логического) сразу на двух объектах - есть ли?
-
...И все же, как полагаете - сама возможность вот такой полноценной фокусировки внимания (не кинестетического ведь какого-нибудь, а самого что ни на есть логического) сразу на двух объектах - есть ли?
В принципе есть возможность, но требует бОльших усилий, и качество внимания все равно ниже чем при моно-фокусировке, т.е. реально производительность умственного труда до определенной степени снижается, и ум быстрее утомляется. Такое состояние можно поддерживать определенные промежутки времени, но пытаться находиться в нем постоянно думаю не только очень трудно, но и вполне вероятно что вредно для психики.
Но все равно процесс существенно тормозится.
Может оно и хорошо что тормозится. В этом деле торопиться и забегать "вперед благодати" довольно опасно, можно запросто дров наломать.
-
Резонно )
А эффективность снижается, да... Вон папа Паламы, говорят, занятый умным деланием, тоже по пять раз переспрашивал у императора - мол, что мы решили-то вчера? ...О чем у нас речь-то шла на совещании?
-
Восходя на гору, следует ли тянуть за собой груз дольнего? Лучше брать только необходимое. И уже с горы ума откроется вид долины мыслей, тогда можно начинать соединение горнего и дольнего. Важно, поднимаясь на гору, не проклясть долину...
-
Да не больно и хотелось дольнего, поверьте. Просто питаться ведь надо, на работе работать.
В общем, в дворники, я так и знал :(
-
karp,
Да не больно и хотелось дольнего, поверьте. Просто питаться ведь надо, на работе работать.
Ну, в дворники не обязательно :)
Активность ума снижать в любом случае надо. Я уверен, каждому из нас Господь подаст помощь - на своем месте. Учиться ее принять следует - поменять приоритеты, отказаться от тщеславных устремлений, согласиться на отсутствие "большого" достатка.
-
Согласный, на все согласный... :)
-
В общем, в дворники, я так и знал :(
Никуда уходить не надо.
Там где Вы есть сейчас, там и практикуйте двойное внимание. Одна часть сосредоточена на молитве, другая на деле. Полная включенность в практическое действие работает мощным резонатором для молитвы. Внимание не разделяется более на два - становится единым. Ум, отвлеченный от посторонней болтовни и пребывающий в сердце, становится острейшим инструментом для любого успешного действия. Превратите каждое движение тела в ритуал внимания и осознавания (тут поражают самураи с их бушидо). Молитва может стать такой же простой и ненасильственной как дыхание, о котором никто из нас не заботится.
-
Резонанс - это мысль; это хорошо.
И верно, самурай без меча во всем подобен самураю с мечом, только без меча. (ц) ))
-
Подобное притягивает подобное