Умное делание

Практика и теория умного делания => Аскетическая практика => Тема начата: Антиквар от 18 Август 2006, 13:53:10

Название: где начинается умное делание?
Отправлено: Антиквар от 18 Август 2006, 13:53:10
Господь заповедал нам всегда молиться и не унывать.
С другой стороны святые отцы в своих трудах неизменно подчеркивают, что умной молитвой следует заниматься лишь с особого благословения. Самочинное занятие, пишут они, может привести к погибели.
Вопрос: а как понять, где заканчивается "обычная" молитва и начинается "умное делание"?
Например, я, житель гремящего мегаполиса, стараюсь молиться как можно чаще, во всяком месте, во всякое время... "Технически" это вряд ли можно назвать умной молитвой: много рассеянности, внешних помех и т.д. Образ жизни далек от затворнического. Тем не менее молитва продолжается и я стремлюсь к тому, чтобы она не была просто машинальным повторением слов в уме.
Когда же я спрашиваю себя, можно ли назвать это "умным деланием" или попыткой "умного делания", то не нахожу ответа.
Итак, как найти границу между молитвой "во всяком месте и во всякое время" и умным деланием, требующим особого благословения?
Название: где начинается умное делание?
Отправлено: jedi от 18 Август 2006, 14:44:30
Антиквар, в умном деланием, Иисусова молитва одна из самых главных...
Я тожечасто молюсь... только Иисусова молитва - редко, был опыт с ней, и разница между просто молиться и умным деланием, она есть, не знаю как описать этим... мне трех дней Иисусовой молитвы, включая дни паломничества в дивеево хватило... больше пока не рискую, нет желания ебз благословения... хотя желание молиться есть...
Название: где начинается умное делание?
Отправлено: Антиквар от 18 Август 2006, 14:57:48
Я молюсь в основном Иисусовой молитвой, но вопрос остается.
Название: где начинается умное делание?
Отправлено: Alexander от 18 Август 2006, 15:13:56
Умное делание начинается там, где кончается несознательное делание и бездельничанье. Очевидно, что у самого умного делания много ступеней, и на высокие восходить могут единицы.

Почему отцы говорили об умном делании, которое требует благословения. Две основные причины:
1) Благословение вводит (помогает войти) в умное делание - как в специальную практику и сам образ жизни;
2) В обмирщенной церкви ее основную (и внешнюю) часть составляют люди, далекие от духовной жизни, - номинальные христиане, живущие в теплохладстве, которые ничем не отличаются по своей сути от неверующих (даже не могу сказать - язычников, поскольку среди них есть ищущие). На попрание таковым святыня не отдается, чтобы сами не пострадали и святыни не затоптали.

Ну, а теплохладные священники и монахи - выходцы из номинального христианства - уже в корыстных целях (поскольку других целей и нет) и по причине зависти к духовному ревнованию (которого не имеют) пользуются запретами на умное делание и молитву. Это извращение выдается за заповеди святых отцов. Номинальные христиане находят в запретах, исходящих от "духовных" лиц, подтверждение легитимности своего без-умного состояния.
Название: где начинается умное делание?
Отправлено: jedi от 18 Август 2006, 16:38:15
Alexander, то можно или нельзя? Ответьте пожалуйста.
Название: где начинается умное делание?
Отправлено: Alexander от 18 Август 2006, 17:10:34
jedi,  а какая альтернатива умному деланию? Вот и выбирай...
Название: где начинается умное делание?
Отправлено: jedi от 18 Август 2006, 17:26:44
Alexander,  я спрашивал можно ли без благословения или нет?
Название: где начинается умное делание?
Отправлено: Evgeny от 18 Август 2006, 17:57:40
А в чем проблема-то? Разве трудно попросить благословения?
Название: где начинается умное делание?
Отправлено: jedi от 18 Август 2006, 18:58:00
Evgeny, так и сделаю. но новоначальному дадут ли?
Название: где начинается умное делание?
Отправлено: Evgeny от 18 Август 2006, 20:54:41
Смысл благословения на умное делание в том чтобы духовник оценил состояние человека и посоветовал ему ту меру и способ умного делания, а также литературу, которые бы лучше всего соответствовали его состоянию и жизненной ситуации. Есть определенные условия (медицинские например), когда мера и способ умного делания должны выбираться с большой осторожностью, чтобы не повредить здоровью, и проблема в том что сам человек, особенно если он новоначальный, о таких опасностях иногда даже не подозревает.

Вообще в православии запретов нет, "где Дух Господень - там свобода", но есть рекомендации и практика основанные на тысячелетнем опыте. Когда речь идет о психическом здоровье и вечной жизни, глупо было бы пренебрегать советами более опытных людей.
Название: где начинается умное делание?
Отправлено: Антиквар от 18 Август 2006, 21:35:59
Я не брал благословения по нескольким причинам.
Во-первых, первый мой опыт вхождения в Церковь был неудачным (юношеский максимализм + неустойчивость психики + открытие, что священники не святые + притягательность мира =быстрый отход от Церкви на много лет). Классическая формула. Умное делание кажется мне чем-то, что я так долго искал вслепую. Но старые ожоги вопят об осторожности.
Во-вторых, то, о чем писал Александр. Священники бывают, скажем так, разные.
Хотя на исповеди я дважды говорил о том, что пытаюсь заниматься непрестанной молитвой. И оба раза не натолкнулся на запрет.
В первый раз монах из Свято-Данилова монастыря посоветовал мне никому не говорить об этом (я и не говорю, только пишу:). Предупредил об опасности гордыни, предостерег от подхода к Иисусовой молитве как к некоей магической формуле. Посоветовал после пяти Иисусовых молитв читать одну из 24-х молитв Иоанна Златоуста.
Во второй раз (не далее как сегодня вечером) я тоже упомянул об этом на исповеди, правда вскользь, поскольку речь там шла о другом. Наш священник (бывший насельник Троице-Сергиевой лавры) не запретил мне. Сказал лишь, правда, в ином контексте, что следует избегать непосильных нагрузок как в спорте.
И сказал, что есть во мне что-то, что тормозит, не дает мне идти вперед, приводит к постоянным срывам, откатам.
А как узнать, как увидеть, что это, если не настойчивой молитвой?
Название: где начинается умное делание?
Отправлено: Evgeny от 18 Август 2006, 22:14:03
Антиквар, если Вам оба священника не запретили, а наоборот давали дельные советы, то что же Вам мешает попросить благословение и уже с "чистой совестью" продолжать заниматься деланием? Можно с ними же впоследствии продолжать советоваться.
Название: где начинается умное делание?
Отправлено: Антиквар от 18 Август 2006, 23:44:41
Цитата: Evgeny
что же Вам мешает попросить благословение и уже с "чистой совестью" продолжать заниматься деланием?


Кажется, то же самое, что заставило жену Лота оглянуться.
Название: где начинается умное делание?
Отправлено: Леонид от 19 Август 2006, 01:04:54
Цитата: Alexander
Ну, а теплохладные священники и монахи - выходцы из номинального христианства - уже в корыстных целях (поскольку других целей и нет) и по причине зависти к духовному ревнованию (которого не имеют) пользуются запретами на умное делание и молитву. Это извращение выдается за заповеди святых отцов. Номинальные христиане находят в запретах, исходящих от "духовных" лиц, подтверждение легитимности своего без-умного состояния.


А я полностью присоединяюсь, к может быть, резкому, но несомненно справедливому мнению Alexander'a.

Апостол говорит: Непрестанно молитесь, но не сообщает нам какими словами и словами ли вообще. Сам Господь преподал нам только одну словесную молитву. Мать-Церковь же разработала массивный пласт словесной молитвы.
Мне же представляется, что под непрестанной молитвой Апостол имел ввиду молчаливое и благоговейное, а подчас и покаянное, предстояние человека перед Богом в сердце своем. Так разве ж это не цель умного делания - перейти от молитвы словами к этому постоянному переживанию Контакта в сердце своем?
Мне, воцерковленному человеку, выглядит дичью брать у кого-либо "разрешение" на молитву. Это похоже на то, как если бы на паперти перед тем как войти в храм спрашивать у священника разрешения присутствовать на Божественной Литургии.
Название: где начинается умное делание?
Отправлено: Evgeny от 19 Август 2006, 01:39:35
Леонид, вовсе не в этом дело. Просто разумный человек, зная сколько людей угодили в психушку или прелесть от самопальных умных деланий и медитаций, станет советоваться с опытными людьми и изучать опыт отцов. Жаль Виктора больше с нами нет, он бы подтвердил.
Название: где начинается умное делание?
Отправлено: Леонид от 19 Август 2006, 05:39:47
Цитата: Evgeny
Просто разумный человек, зная сколько людей угодили в психушку или прелесть от самопальных умных деланий и медитаций, станет советоваться с опытными людьми и изучать опыт отцов.

Evgeny,
Может имеет смысл посмотреть внимательней на этот контингент? Разве тут нам на форуме не попадаются иногда "супермены", которые только и делают, что стремятся овладеть скрытыми силами своего организма, и безо всякого разбора хватают все, что не попадя? Йога, тантра, суфизм, исихазм... все свалено в кучу.
Бьюсь на что угодно об заклад, что все "прелестники" желали для себя личных свершений, пусть хоть и на подсознательном уровне. Так какой же батюшка может таких отвадить от самопальной молитвы, особенно если, как выразился Alexander, он выходец из номинального христианства?
Пусть отпадут. Защита от них предусмотрена в самом их организме в виде отрицательной обратной связи. Кто-то, может, и одумается придя в себя с разбитым в кровь лицом. Начнет подниматься неспешно с колен своего эгоизма...
Для тех же кто переживает Любовь в сердце своем, Господь найдет способ научить общению с собой. Кому-то и посредника (наставника)найдет, а кто-то и через саму Любовь прорвется к тишине ума, подчиненному сердцу своему.
Название: где начинается умное делание?
Отправлено: Evgeny от 19 Август 2006, 06:34:28
Точно. Пускай номинальные священники переживают за их жизни и здоровье. А нам, пережившим Любовь в сердце своем :saint , какое до них дело? Даже и предупреждать их не надо. Пусть отпадут, в петлю или психушку, так им и надо.

Хотя вообще-то мы говорили здесь о православных, которые дерзают испрашивать совета у духовников. Несмотря на то что те кто уже стяжал Духа и пережил Любовь в сердце своем, им, дуракам стоеросовым, обьясняют, что никаких советов и благословений им спрашивать вовсе не нужно. Ибо Дух дышит где хочет.
Название: где начинается умное делание?
Отправлено: plot от 19 Август 2006, 08:12:22
Цитата: Evgeny
Леонид, вовсе не в этом дело. Просто разумный человек, зная сколько людей угодили в психушку или прелесть от самопальных умных деланий и медитаций, станет советоваться с опытными людьми и изучать опыт отцов. Жаль Виктора больше с нами нет, он бы подтвердил.

Наверное, если человек уж обладает такой неустойчивой психической конституцией, то он угодит в психушку в любом случае. Не на почве умного делания, так на почве кришнаизма например. Свинья грязи найдёт :).
Имхо, если уж нет такого человека в окружении, с которым можно было бы посоветоваться, то всё равно нужно призывать Господа в молчании сердца, уповая на Него - и будь что будет. Кто хочет душу свою сберечь, тот сами знаете что.
Если человек ощущает в себе тягу ко внутренней молитве - это уже благословение, и дано оно с более высокой инстанции, чем от человека. Нужно только быть осторожным, трезвым, не жадным до результатов, честным с самим собой, и главное - уповать на Господа, к Нему устремлять все свои помыслы. Да собственно, такой настрой во всём будет верен.
Название: где начинается умное делание?
Отправлено: plot от 19 Август 2006, 08:14:01
Цитата: Леонид
Цитата: Evgeny
Просто разумный человек, зная сколько людей угодили в психушку или прелесть от самопальных умных деланий и медитаций, станет советоваться с опытными людьми и изучать опыт отцов.

Evgeny,
Может имеет смысл посмотреть внимательней на этот контингент? Разве тут нам на форуме не попадаются иногда "супермены", которые только и делают, что стремятся овладеть скрытыми силами своего организма, и безо всякого разбора хватают все, что не попадя? Йога, тантра, суфизм, исихазм... все свалено в кучу.
Бьюсь на что угодно об заклад, что все "прелестники" желали для себя личных свершений, пусть хоть и на подсознательном уровне. Так какой же батюшка может таких отвадить от самопальной молитвы, особенно если, как выразился Alexander, он выходец из номинального христианства?
Пусть отпадут. Защита от них предусмотрена в самом их организме в виде отрицательной обратной связи. Кто-то, может, и одумается придя в себя с разбитым в кровь лицом. Начнет подниматься неспешно с колен своего эгоизма...
Для тех же кто переживает Любовь в сердце своем, Господь найдет способ научить общению с собой. Кому-то и посредника (наставника)найдет, а кто-то и через саму Любовь прорвется к тишине ума, подчиненному сердцу своему.

Да, да.
Название: где начинается умное делание?
Отправлено: Alexander от 19 Август 2006, 08:39:02
Evgeny,  не кипятись. Разве не великое кощунство стать номинальным христианином? Это подобно духовному самоубийству!  Ибо о таких говорит Господь: широки врата и пространен путь, идущие в погибель, и многие идут ими.  И вот ты, переживший Любовь в сердце своем, равнодушен к таковым: и пусть идут себе в погибель?
Название: где начинается умное делание?
Отправлено: Victor от 19 Август 2006, 08:45:59
Alexander, похоже Evgeny иронизировал над таким равнодушием.
Название: где начинается умное делание?
Отправлено: Iraida от 19 Август 2006, 09:32:19
Цитата: Антиквар
 А как узнать, как увидеть, что это, если не настойчивой молитвой?

 А действительно, у кого и узнавать, если не у Него через настойчивую молитву?
 Мне всегда было интересно, почему это должно спрашивать советов у кого угодно-Отцов, батюшек , матушек ,а только не уСамого Христа? Почему отсылают не к Первоисточнику?Такое впечатление иногда, что он как номинальное явление; часто упоминается Его имя, а вроде бы и нет Его действенного, реального  присутствия в жизни, всю жизнь довлеет опасение, что "недостоины" приступить к Нему и просить Его руководства
  В последнее время прихожу к  твердому убеждению, что при  какой-то ситуации, когда не знаешь как поступить, нужно , чтоб только Христос дал ответ-как действовать, пока четкий ответ не получишь-ничего не предпринимать
  По поводу начала умного делания солидарна с  Леонидом,  особенно  с его акцентом на МОЛЧАЛИВОМ предстоянии, которое лично мне видится как бы в виде тоски, взывания , к Богу, а словесной формы нет, даже если и приходят какие слова - все не то и просто предстоишь в таком "безмолвном вопле", оплавляясь от него как свеча
Название: где начинается умное делание?
Отправлено: Evgeny от 19 Август 2006, 11:14:26
Цитата: Victor
Alexander, похоже Evgeny иронизировал над таким равнодушием.


 :think Victor, похоже что мы попали в харизматическую секту.
Название: где начинается умное делание?
Отправлено: Alexander от 19 Август 2006, 14:52:10
Evgeny, твое брюзжание...  Хуже, что в результате него тема роняется и искривляется. Будем поднимать.

Я неустанно повторял и буду повторять на форуме, что умное делание - это прежде всего образ жизни христиан, посвятивших себя Богу, - в отличие от внешних (номинальных) христиан, идущих пространным путем. Приняв крещение, человек уже взял на себя обязательства исполнять заповеди Христовы, т.е встал на узкую стезю. Шествие по Христовой стезе и есть умное созидание себя ради Бога. В глазах же мира такое созидание выглядит опасным и безумным.  

Отнять умное делание от всех христиан в угоду кастовым интересам небольшой изолированной группки - это дьявольское измышление и извращение умным лукавым духом учения Христа.

Умное делание подобно лестнице, по которой на Небеса восходят святые. Не всем по зубам твердая пища, не многие могут подняться на верхние ступени при жизни, но на первую ступень встает всякий входящий в православие человек. И как в мирской жизни не всем доступно высшее образование, но все получают начатки грамоты, так и в жизни духовной - азбуку восхождения к Богу должны изучать все.

Другая дьявольская подмена и извращение - отнятие действенной силы церковных таинств, когда предлагается лишь номинальное участие в них, что происходит повсеместно при утрате соборности и общинного духа устроения церкви.

Умное делание позволяет участвовать христианину в богослужениях и таинствах церкви личностно и сознательно и принимать благодать таинств действенно, а не быть невежественным захожанином или номинальным требоисполнителем. Значение имеет внутреннее привитие к чистому церковному древу (и Телу Христову). Умное делание вводит именно внутрь церкви и зовет к внутреннему благочестию вместо внешней, формальной воцерковленности. Если стяжание благодати становится целью жизни христианина, то и участие в церковной жизни наполняется смыслом и созидательной силой.

Специфической частью умного делания (исихазма) является техника молитвы и другие приемы вкупе с орудиями (напр., четки), направленные на организацию психосоматического состояния молитвенника. Когда идут брать благословение на "умное делание", то имеют в виду обычно эту его часть - вообще-то, для всех не обязательную. Умное делание неизмеримо больше количества молитовок и четок в руках и никак не сводится к набору специфических приемов молитвы.

Я так понимаю, что на общую начальную часть умного делания христианин получает благословение самим актом крещения - и брать особое благословение приходится только из-за потери смысла христианской жизни номинальными христианами. А вот на специфические моменты умного делания благословение взять было бы хорошо - при четком соблюдении одного условия: должно быть доверие к благословляющему лицу.

Напомню, что при традиционных отношениях "послушник - духовный отец" правила задаются самими отношениями, когда через откровения помыслов (и совместную общинную жизнь) послушник открывает свой внутренний мир и берет соответствующие благословения.
Название: где начинается умное делание?
Отправлено: Evgeny от 19 Август 2006, 18:47:38
Alexander, в целом ты верно говоришь. Только такое резкое черно-белое деление христиан на "номинальных" и "истинных" таит в себе соблазн "духовного" фарисейства и введения еще одной кастовости ("Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие номинальные христиане, внешние, неизбранные, нерожденные от Духа: непрестанно молюсь, занимаюсь умным дланием ..."). Это уже было в истории церкви у мессалиан - они считали себя особой категорией, кастой истинных христиан, "стяжавших Духа", держались отдельно от остальных, которых считали "номинальными христианами", устраивали отдельные молитвенные собрания и проч.

На самом деле не бывает чисто "внешних" и чисто "внутренних" людей, такие деления на категории внешни, условны и относительны. У каждого человека есть потаенная внутренняя жизнь, которую мы не видим и поэтому судим по наружности. Даже самая простая вера уже есть своего рода молитва, уже есть внутренний подвиг. Каждый идет своим путем к Богу, у каждого своя мера, свой этап. Мы все - члены одного тела Христова. Конечно надо напоминать каждому человеку о его высшем призвании, подталкивать его из состояния стагнации. Любовь заботится о спасении всех, и никого не презирает, но подталкивает к "почести высшего звания" и показывает "путь еще превосходнейший".

"Но теперь членов много, а тело одно.  21 Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны.  22 Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее,  23 и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения;  24 и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение,  25 дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге.  26 Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены.  27 И вы - тело Христово, а порознь - члены.  ... 31 Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший." (1 Кор 12)
Название: где начинается умное делание?
Отправлено: Антиквар от 19 Август 2006, 20:40:30
Мне кажется, что мнения Александра и Евгения не противоречат, а дополняют друг друга.
Господь призывает нас к непрестанной молитве - Он обращается ко всем христианам.
Но ведь полно людей, которые вполне считают себя православными, однако в храм заходят только для того, чтобы поставить свечку, когда им это зачем-то нужно. Ну, Рождество еще отмечают, на Пасху яйца красят...
В то же время (опять же, помня о заповеди) не следует судить этих людей.
Непрестанная молитва не является  билетом в Царство Небесное.
В рай первым вошел покаявшийся разбойник, а не праведники.
Название: где начинается умное делание?
Отправлено: alluz от 20 Август 2006, 05:42:04
Нашему обществу нужна реевангелизация, чтобы все поняли, что прежде вего мы христиане, а "православный" - только одно из прилагательных. принадлежность к Церкви определяется прежде всего верой, без которой крещение и рождает фарисеев фарисеями.
Церковь не может быть нехаризматической, где Бог - там Его Дары, но и это только прилагательное...
Название: где начинается умное делание?
Отправлено: Iraida от 20 Август 2006, 16:00:10
Цитата: Evgeny
Alexander, в целом ты верно говоришь. Только такое резкое черно-белое деление христиан на "номинальных" и "истинных" таит в себе соблазн "духовного" фарисейства и введения еще одной кастовости ("Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие номинальные христиане, внешние, неизбранные, нерожденные от Духа: непрестанно молюсь, занимаюсь умным дланием ..."). Это уже было в истории церкви у мессалиан - они считали себя особой категорией, кастой истинных христиан, "стяжавших Духа", держались отдельно от остальных, которых считали "номинальными христианами", устраивали отдельные молитвенные собрания и проч.

На самом деле не бывает чисто "внешних" и чисто "внутренних" людей, такие деления на категории внешни, условны и относительны. У каждого человека есть потаенная внутренняя жизнь, которую мы не видим и поэтому судим по наружности. Даже самая простая вера уже есть своего рода молитва, уже есть внутренний подвиг. Каждый идет своим путем к Богу, у каждого своя мера, свой этап. Мы все - члены одного тела Христова. Конечно надо напоминать каждому человеку о его высшем призвании, подталкивать его из состояния стагнации. Любовь заботится о спасении всех, и никого не презирает, но подталкивает к "почести высшего звания" и показывает "путь еще превосходнейший".
 
"Но теперь членов много, а тело одно.  21 Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны.  22 Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее,  23 и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения;  24 и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение,  25 дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге.  26 Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены.  27 И вы - тело Христово, а порознь - члены.  ... 31 Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший." (1 Кор 12)

  В том то и дело. что сначала нужно стать членом тела Христова И почему это должно считать верующим, то есть тем самым членом тела Христова неверующего- того, для которого Христос лишь своеобразный домашний божок, да и в чем заключается эта " простая вера"? Боясь ложной "горделивости" не погрешаю ли я  тем самым перед истиной?
    Две тысячи лет назад люди, показывая на христиан пальцем крутили у виска и не понимали, что им стоит формально совершить  акт жертвоприношения или поклониться статуе кесаря. Мы и сами, дескать, не относимся к этому серьезно, а вы, дураки, жизнь отдаете за свои убеждения Им в ответ говорились совершенно не понятные для них-приверженцев формального культа  вещи о внутренней связи души человека с Богом, о принятии Бога в свое сердце, когда формируется сознательное, личное убеждение в своей вере
   Но вот прошло время и оказалось, что членом тела Христова оказывается, можно считаться, отправляя все тот же формальный культ и не принимая самого Христа, не зная Его, Его силы  до конца своих дней
   НЕ отменяет это не молитвы за "номинальных" , не попечения о них Но вещи нужно называть своими именами
    Один у нас Пастырь .А за кого отвечает пастух, когда пасет стадо-за всех зверей в лесу? Нет, только за овец
Название: где начинается умное делание?
Отправлено: Антиквар от 20 Август 2006, 21:58:05
Iraida, я разделяю ваше мнение. Но мне кажется, речь шла о другом: об опасности гордыни и осуждения. Откуда нам знать: зерна мы или плевелы? Не нам отделять овец от козлищ.
Да, надо непрестанно молиться, но не надо думать, что этим ты лучше тех, кто не молится. Вот и все.
Название: где начинается умное делание?
Отправлено: Леонид от 21 Август 2006, 01:18:06
Цитата: alluz
Нашему обществу нужна реевангелизация, чтобы все поняли, что прежде вего мы христиане, а "православный" - только одно из прилагательных...........
Церковь не может быть нехаризматической, где Бог - там Его Дары, но и это только прилагательное...

Для "нашего" общества, alluz, если Вы имеете ввиду Россию, а не всю Ойкумену действительно нужна ре-евангелизация, а точнее, просто честная и упорная евангелизация с нуля, чтобы поняли все, что мы прежде всего православные христиане, а остальные конфессии имена прилагательные. Не гоже нашей Церкви будучи стволом всего этого древа соотноситься с ветвями, возомнившими себя самостоятельными растениями, будучи, к тому же, лишь с несколькими живыми листьями и с массой пожухлых и увядших.
И если всмотреться внимательно, то, конечно же, Православная церковь несомненно харизматична по самой своей сути, что трудно сказать про возомнивших себя харизматиками, протестантов, исповедующих, по сути, групповое беснование.
Название: где начинается умное делание?
Отправлено: alluz от 21 Август 2006, 05:52:15
Леонид, не о церквях и конфессиях речь. Мы сузили понятие "христианство" до "православие", а само последнее превратили в "закон". Кто "мы" - не знаю, но мне досталось всё это уже в таком виде, и "умное делание" для меня начинается здесь. Всё прочее - "без-умное" или "не-умное", а, скорее, просто "неделание".
Принявший Христа, духовно возрождённый человек неизбежно становится делателем, даже если не знает спец. слов и не читает спец. книг. Имхо, дыхание внутреннего человека и есть непрестанная молитва, а делание сводится к поддержанию его (человека) жизни.
Название: где начинается умное делание?
Отправлено: Iraida от 21 Август 2006, 06:02:55
Выходит, назвать человека, для которого Христос- "бог домашнего очага" неверующим-сразу подпасть под подозрение в гордыне, превозношении, прелести и т,д А считать себя как православного наиистеннейшим христианином, а остальных  христиан пожухлой листвой,это норма.
  Alluz,  ну что Вы, какая реевангелизация может быть У нас ведь православными /читай= христианином/ считаются по факту рождения на канонической территории, так зачем зря трепыхаться
    Если серьезно. верно говорит Леонид. что даже не реевангелизация, а евангелизация с нуля  нужна именно России, а не всей Ойкумене ,а вот   почему этого не происходит, почему это не декларируется повсеместно см. предложение предыдущее
Название: где начинается умное делание?
Отправлено: Леонид от 21 Август 2006, 07:12:40
alluz, Iraida,
Поймите, дорогие мои, Православие это не "конфессия", это самое что ни на есть расширенное Христианство. Давайте говорить о сути. Это не закон. Это воздух самой Жизни. Полнота возможной невероятной и восхитительной жизни манифестирована в Православии и более нигде.
Я не сузил понятие Христианства до Православия, а наоборот, расширяю Православие до границ истинного Христианства. И это не пустой треп.
Мы знаем, как много ошибок было совершено иерархией, особенно в советское время, но это не дает нам право усомниться в сути. А суть вывезет на прямую дорогу, как не раз уже происходило в исторической Церкви.

Пошу Вас, Iraida, не подменять понятия. Я говорил не об остальных христианах, а об церквях. Я встречал в своей жизни православных христиан в недрах других церквей, даже в католичестве, но они даже не подозревали об этом. А пути Господни, мы знаем, неисповедимы...
Название: где начинается умное делание?
Отправлено: alluz от 21 Август 2006, 09:08:07
Леонид, не волнуйтесь, православие расширили уже до Вас, сужать пора.:) Мне видится проблема в том, что проповедь Евангелия подменяется проповедью Православия, а в резалте обычным становится явление: православные не знающие Христа. Их можно учить, наставлять умному деланию, но всё в пустую, нет основы (можете мне поверить, давно этим занимаюсь). И наоборот, принявший Христа человек (пусть вне православной церкви) становится умным делателем, не ведая того.
Одним словом, умное делание начинается с принятия Христа, и никто не может положить другого основания.

Я встречал в своей жизни православных христиан в недрах других церквей, даже в католичестве, но они даже не подозревали об этом. ---  И я о том же, а в православной церкви мне встречались католики, баптисты, харики, и, Вы представляте, они тоже не догадывались об этом.
Ещё о сути, можно, конечно, Православие сделать синонимом истинного Христанства, но зачем? К тому же эмпирическое православие весьма далеко от своего идеала, и такое расширение становится препятствием для благовестия. И паки, православие в изначальном значении было синонимом правильного учения. "Предел православия знать два догмата: троицу и двоицу..." Григорий Синаит
Название: где начинается умное делание?
Отправлено: Alexander от 21 Август 2006, 10:38:35
Антиквар, безусловно, есть опасность гордости и духовного превозношения, но это проблема как бы другого уровня - она появляется при духовных поисках и при (пусть робком) знакомстве с благодатью.

Когда же мы говорим о номинальном христианстве, то понимаем (понимаем?), что его характеризует теплохладство, - это "народ" (евангельскими словами), сердце которого далеко отстоит от Господа, и он даже устами Его не чтит. И странно слышать на фоне нетерпимости к другим верам проповедь толерантного отношения к тем, кто предает Христа преданностью духу мира сего. Не только угашение Духа, а служение супротивнику в номинальном христианстве - вот они - плоды антихристовы.
Название: где начинается умное делание?
Отправлено: Антиквар от 21 Август 2006, 12:34:40
Alexander, это правда. Но и в своей собственной душе тоже полно этой самой теплохладности. И стремление к непрестанной молитве (какой бы несовершенной она ни была) является в том числе попыткой избавиться от теплохладности. Продираться сквозь собственную неискренность в молитве, сквозь стремление оглянуться на то, от чего хочешь уйти и что все время тебя настигает.
Чем дальше, тм больше понимаешь, что силы пройти через это дает только молитва. Но иногда откуда-то из глубины возвращается нечто, что можно назвать "желанием теплохладности", и тогда... Но об этом мы уже говорили в других ветках.
Название: где начинается умное делание?
Отправлено: Alexander от 21 Август 2006, 13:24:13
Антиквар, здесь и можно обозначить грань, отделяющую номинальное христианство от не номинального, - искреннее и действенное покаяние - изменение себя, потому что внутри нас близко становится Царство Божие. Процесс сей длится долго - всю жизнь.
Название: где начинается умное делание?
Отправлено: Alexander от 21 Август 2006, 20:05:55
Извиняюсь, ссылка в ЖЖ подзамочная, убираю ее.
Название: где начинается умное делание?
Отправлено: Антиквар от 21 Август 2006, 20:14:15
Alexander, спасибо за приведенный ответ из ЖЖ.

Да, умное делание - гораздо глубже и шире, чем просто практика Иисусовой молитвы. И, конечно, саму молитву нельзя возводить в культ и считать ее целью (это действительно еще одна опасность).
Но мы здесь несколько увлеклись спорами об истинном и номинальном христианстве, оставив в стороне  вопрос об умном делании как специальной практике и образе жизни.
Здесь справедливо критиковалось"номинальное" христианство. Но есть еще одна проблема: очень много людей, которые по сути не принадлежат ни к какой "конфессии", далеки от Церкви, но при этом постоянно читают Писание и Предание, осмысливают, толкуют его, приходят к каким-то выводам (весьма порой экзотическим и эзотерическим), пытаются строить на них свою жизнь. И все это в одиночку (сам немало времени был таким). Кто-то из них потом приходит в Церковь, а кто-то заходит в такие болота...
Да разве мало таких было и на нашем форуме?
Это я к тому, что умное делание как образ жизни на каком-то этапе, наверное, все-таки начинает требовать духовного руководства, совета. Иначе, идя во тьме в одиночку, можно принять за сияние солнца прожектор несущегося на тебя локомотива.
Название: где начинается умное делание?
Отправлено: Ira от 22 Август 2006, 04:36:39
Цитата: alluz
Леонид, не волнуйтесь, православие расширили уже до Вас, сужать пора.:) Мне видится проблема в том, что проповедь Евангелия подменяется проповедью Православия

Точно! Меня в детстве крестили, поэтому считала себя православной. Библию читать начала сначала... Прочитала, как Бог создал небо и землю, про Адама... А что дальше, не совсем, прямо так скажем, поняла:) Особенно, почему праведники отрезают головы, судии убивают кого-то, чтобы снять с них одежду... А до Евангелия и не дочитала даже тогда... Кстати, только недавно узнала, что, оказывается, "обрезал Авраам из дома своего десять, и восемь, и триста мужей" означает десять - буква I, восемь - буква H, что означает Иисус Христос, а триста означает T, то есть крест, и обрезал - означает "обрежьте грубость сердца и выи вашей не ожесточайте". Вот так! А я с серьезным видом читала Ветхий Завет в одиннадцать лет:)
Название: Re: где начинается умное делание?
Отправлено: Евгений от 24 Август 2006, 15:03:35
+++Господь заповедал нам всегда молиться и не унывать. С другой стороны святые отцы в своих трудах неизменно подчеркивают, что умной молитвой следует заниматься лишь с особого благословения

С особого благословения -- только у лиц, которые в этом деле опытны, а не просто "у всякого священника". Не надо слишком полагаться на магическую силу благословения. Может, мои слова покажутся и странными, но с теми же священниками, которые не слишком опытны в духовном делании (это часто понятно и без особых усилий), разговаривать на эту тему вообще не следует, а следует, как это положено, исповедовать свои грехи и только. Об этом я не раз всвтречал у св. Игнатия Брянчанинова. Например:

"Весьма благоразумно делаешь, что не сводишь близкаго знакомства ни с одним духовным лицом: такое знакомство может очень легко послужить ко вреду и весьма, весьма редко к пользе. Советуйся с книгами <...> говори духовнику грехи Твои - и только" (Из Письма 446)

А что делать, если нет опытных священников? --Советуйся с книгами, как пишет Игнатий Брянчанинов.

Самочинное занятие, конечно, может привести к погибели, но внешняя молитва, переходящая в привычку, приведет к ней еще скорее.

+++Вопрос: а как понять, где заканчивается "обычная" молитва и начинается "умное делание"? Например, я, житель гремящего мегаполиса, стараюсь молиться как можно чаще, во всяком месте, во всякое время... "Технически" это вряд ли можно назвать умной молитвой: много рассеянности, внешних помех и т.д. Образ жизни далек от затворнического. Тем не менее молитва продолжается и я стремлюсь к тому, чтобы она не была просто машинальным повторением слов в уме. Когда же я спрашиваю себя, можно ли назвать это "умным деланием" или попыткой "умного делания", то не нахожу ответа

Умное делание, как я это понимаю, начинается не с попыток молиться везде и не с любых попыток молиться внимательно. И то, и другое может оказаться вредным, если под внимательностью не понимать внимание к сердцу (а не, скажем, к смыслу текста, собственным переживаниям и эмоциям по его поводу, пусть даже они кажутся "благочестивыми", и т. п.)

Задача монотонной молитвы не механическое повторение смысла и закрепление эмоциональных реакций на него (это, как раз, очень вредно), а наоборот, отказ от внешнего смысла и внимания к ко всему внешнему (включая сюда и свои собственные эмоции) и переход к внутреннему вниманию.

Отличие внутреннего от внешнего внимания можно иллюстрировать (несколько утрированно) таким образом. При внешнем внимании мы представляем свое "я" как бы сосредоточенным в голове. Оттуда, из головы, мы смотрим на внешний мир, планируя свои -- мыслительные -- реакции на него. При внутреннем внимании наше "я" находится в сердце и оттуда -- при молчащем уме -- созерцает реакции окружающего мира (включая сюда свою психику и телесность). В первом случае ум активен и находится вне сердца, во втором случае ум, соединенный с сердцем, пассивен и созерцателен.

В первом случае ум способен только на внешнее видение событий и слеп по отношению к их внутреннему смыслу. В частности, он слеп по отношению к приходящим помыслам и не способен вести с ними эффективную борьбу. Таков удел всякого внешнего делания.

Во втором случае наше "я" способно видеть помыслы задолго до того, как они овладели неудобоподвижным к этому ("молчащим") умом. Кроме того, отказавшись от внешнего делания, наше "я" становится способным к внутреннему. Отказавшись от внешнего смысла -- становится способным к восприятию смысла духовного.

Как перейти от внешнего делания ко внутреннему? Этому может способствовать монотонная внешняя молитва с практикой "заключения ума в слова молитвы". Это может быть и одномоментный переход с "остановкой ума". Но разумнее всего всегда  переходить от простого к сложному.

Понятно, что все сказанное выше для христианства всего лишь внешний прием, но такой, который жизненно необходим для внимательных к себе христиан. На этом пути, как и на всяком, есть опасности, но лучшая предосторожность против них -- внимательная оценка своего опыта и с сравнение его с опытом отцов, включая сюда и изучение богословия. Так как если ты не займешься богословием, то оно очень скоро займется тобой:-) Или как пишет св. Иоанн Лествичник: "Глубина догматов неисследима; и уму безмолвника не безбедно в нее пускаться" -- без изучения богословия.
Название: где начинается умное делание?
Отправлено: jedi от 24 Август 2006, 17:20:49
Евгений, спасибо...
Название: где начинается умное делание?
Отправлено: Виктор от 29 Август 2006, 12:29:42
Цитировать
Да, умное делание - гораздо глубже и шире, чем просто практика Иисусовой молитвы. И, конечно, саму молитву нельзя возводить в культ и считать ее целью (это действительно еще одна опасность).
Кстати, как вы можете прокомментировать слова свт. Игнатия
Цитировать
Самоукорение есть иноческое делание, есть умное делание, противопоставленное и противодействующее болезненному свойству падшего естества, по которому все люди, и самые явные грешники, стараются выказывать себя праведниками и доказывать свою праведность при помощи всевозможных ухищрений. Самоукорение есть насилие падшему естеству, как служит ему насилием молитва и прочие иноческие подвиги, которыми царствие небесное нудится, и которыми нуждницы восхищают е [3] .
Название: Re: где начинается умное делание?
Отправлено: Леонид от 30 Август 2006, 07:45:20
Цитата: Евгений
Самочинное занятие, конечно, может привести к погибели, но внешняя молитва, переходящая в привычку, приведет к ней еще скорее.

Мы тут уже неоднократно говорили о том, что результатом Умного Делания можно считать непрерывное, непрерываемое даже сном, сокрушенное в сердце предстояние пред Господом (и Его крестом).
Это прежде всего, безмолвное и бессловесное состояние. Чистая эмоция и угрызение по поводу нашего всеобщего и конкретно личного соучастия в распятии Господа Христа, которое мы совершаем на ежедневной и ежечасной основе.
Для достижения этого покаянного состояния хороши все средства (в том числе и самопальная умная молитва), особенно если держать в уме не желание достижения личного спасения, а желание быть целиком и полностью захваченным Спасителем Христом и пропускать сквозь себя Его волю, не заботясь о последствиях нисколько.
И даже само это желание может быть тормозом. Лучше вообще без него. Потому что Он знает нас гораздо лучше чем мы сами. Знает, в чем наша реальная нужда.
Словесная или мысленная Иисусова молитва - только инструмент (правда, испытанный) для помещения себя на колени перед Господним Крестом.
Вспоминая Майстера Экхарта: Я стал ради вас человеком. Если вы не станете ради меня Богом, то будете несправедливы ко мне.
Название: где начинается умное делание?
Отправлено: Евгений от 31 Август 2006, 16:36:24
Леонид, конечно, есть разные пути и все такое, и каждый выбирает тот путь,  который ему более подходит. Но что касается меня, я бы для себя не стал выбирать такой метод молитвы и даже посчитал бы его для себя вредным.

По моему мнению, (любое вызываемое собственными усилиями) покаяние -- до умной молитвы и во время молитвы внешней. Во время внутренней молитвы -- только внимание и принятие (с очень большими предосторожностями) того, что послано будет от Бога, что может быть и часто бывает покаянием. В таком случае оно будет гораздо глубже, чем любое вызываемое собственными усилиями. Но лучше даже не "принятие", а отвержение всего того, что будет послано на молитве, так как все, что будет, действительно, от Бога человек не в состоянии отвергнуть.

Поэтому дело безмолвника состоит, в сущности, только во внимании. Сверх того -- только то, что безмолвник контролировать и отвергнуть не в состоянии. По большей части это то, что проходит целиком и полностью мимо его сознания, но тем не менее нечувствительно отпечатывается в его уме, как озарения, что и приносит ему наибольшую пользу. Это мысленный воздух или глубина, в которую он погружается как ныряльщик за жемчужинами (сравнение св. Исаака Сирина). Это невидимые жизнь и царство будущего века. Видения же иного рода -- это действия особого промысла Божия относительно данного человека или народа Божия.

Поэтому Вы правильно, на мой взгляд, пишете, что

+++И даже само это желание может быть тормозом. Лучше вообще без него. Потому что Он знает нас гораздо лучше чем мы сами. Знает, в чем наша реальная нужда.

Но я бы даже с самого начала умного делания отказался от установки на предстояние перед Крестом, как и любого другого средства отойти от внешнего и перейти ко внутреннему деланию. Смысл внешнего делания христианина -- это смерть для мира и сораспятие Христу. Смысл внутреннего делания -- это Воскресение и Царство. Конечно, мы еще недостаточно умерли для мира и сораспялись, чтобы воскресать для Царства. Но уже достаточно -- благодатию Божиею и участием в жизни Церкви -- чтобы чувствовать его мысленный воздух.
Название: где начинается умное делание?
Отправлено: jedi от 31 Август 2006, 19:34:04
Евгений, есть такое изречение Силуана Афонского: "не принимай, и не отвергай". Человек может отвергуть, что от Бога, ведь Бог всегда оставляет человеку выбор...
А не принимай, т.е. не впадай в прелесть, ведь может это не от Бога...
Название: где начинается умное делание?
Отправлено: Леонид от 31 Август 2006, 20:42:22
Цитата: Евгений
Но я бы даже с самого начала умного делания отказался от установки на предстояние перед Крестом, как и любого другого средства отойти от внешнего и перейти ко внутреннему деланию. Смысл внешнего делания христианина -- это смерть для мира и сораспятие Христу. Смысл внутреннего делания -- это Воскресение и Царство. Конечно, мы еще недостаточно умерли для мира и сораспялись, чтобы воскресать для Царства. Но уже достаточно -- благодатию Божиею и участием в жизни Церкви -- чтобы чувствовать его мысленный воздух.

Евгений,
Необыкновенно точно и красиво сказано! Целиком и полностью разделяю эту Вашу мысль!
Название: Тема
Отправлено: putnik от 01 Сентябрь 2006, 11:22:36
1. две ссылки:
а. http://prosvetitel.info/index.php?option=content&task=view&id=226
б. http://prosvetitel.info/index.php?option=content&task=view&id=1563
2. После прочтения статьи по 1-й ссылке станет ясно почему нужно благословение новоначальному. Любому неофиту тяжело разобраться в том, что является важным, что второстепенным даже при "хорошем" руководстве. И не только неофиту!!! Однако!
Вторая ссылка с того же сайта несколько "политическая" о номинальном христианстве.
Не заблудиться можно если мерить все мерой любви см. первую ссылку.  При этом необходимо "проводить рефлексию" - а в свете ли я?!"
Исходя их всего: молитвой самостоятельно заниматься можно и нужно.  Маяк на пути того кто хочет заниматься молитвой самостоятельно:
1. Читаем отцов. (Сначала святителя Игнатия)
1. Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь за все благодарите.
2. И так во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте с ними и вы!

Извиняюсь если сумбурно пишу. Время поджимает!
Название: где начинается умное делание?
Отправлено: Евгений от 01 Сентябрь 2006, 13:59:49
Цитата: jedi
Евгений, есть такое изречение Силуана Афонского: "не принимай, и не отвергай". Человек может отвергуть, что от Бога, ведь Бог всегда оставляет человеку выбор...
А не принимай, т.е. не впадай в прелесть, ведь может это не от Бога...


Теоретически может. Но практически, как я полагаю (читая об этом у отцов), надо держаться именно такой установки. Бог не обидится на подвижника за похвальную предосторожность и будет повторять Свое посещение, пока подвижник не убедится, что оно по особому Его промыслу. И вот тогда отвергнуть его будет нельзя, опять же не потому, что это невозможно теоретически, Бог не насилует свободную волю человека, а просто по отсутствию всякого желания противиться воле Божией.

Но это, повторяю, на мой взгляд, речь идет об особых случаях промысла Божия. Не в поисках их состоит делание безмолвника, его радость и его каждодневное преуспеяние.
Название: где начинается умное делание?
Отправлено: m. Kleopa от 01 Сентябрь 2006, 15:08:59
Я коротко.

  Слишком часто думают, что вот есть я, а есть молитва. Молитва есть нечто внешнее по отношению ко мне. Это то, что я использую для достижения определённых результатов - радости, мира, успокоения помыслов, достижения святости и пр.

  Молитва - это не application. Это не приложение, которое я использую для чего-то, для достижения своих целей, получения ощущений или каких-то иных благ земных и не земных.

 Молитва это ЖИЗНЬ В БОГЕ. А Жизнь в Боге начинается  с БЛАГОГО ПОМЫСЛА. А благой помысел - это совершенное отвержение себя.Во когда так ты начинаешь жить, не ради себя, а ради Бога и ближних, то тогда и молитва у тебя будет и придёт незаметно. Вернее ты всегда будешь прибывать в молитве и она будет как пожар, который разгорается всё сильнее и сильнее и который не может угаснуть. Живите так, научитест жить так, умирайте каждое мгновение и вы всегда пребудете в молитве и с Богом. Мы живы до тех пор пока мы , таем как свеча, умираем каждое мгновение. Умираем в Боге.

Клеопа
Название: где начинается умное делание?
Отправлено: Igor от 02 Сентябрь 2006, 02:47:43
Евгений,
Цитировать
Но уже достаточно -- благодатию Божиею и участием в жизни Церкви -- чтобы чувствовать его мысленный воздух.


Чтобы чувствовать его мысленный воздух – аромат вечности.

 Клеопа,
 
Цитировать
Мы живы до тех пор пока мы, таем как свеча, умираем каждое мгновение. Умираем в Боге.  


Парадоксально, но так. Мы живы, когда умираем в жизнь вечную.
Название: где начинается умное делание?
Отправлено: Антиквар от 02 Сентябрь 2006, 22:29:25
Цитата: Клеопа
Молитва это ЖИЗНЬ В БОГЕ. А Жизнь в Боге начинается  с БЛАГОГО ПОМЫСЛА. А благой помысел - это совершенное отвержение себя.Во когда так ты начинаешь жить, не ради себя, а ради Бога и ближних, то тогда и молитва у тебя будет и придёт незаметно.


Это совершенно правильно, но можно ли прийти к этому сразу? Кто может сказать, что он достиг совершенного отвержения себя? Ведь даже под самыми благими своими помыслами и делами ощущаешь подспудную корысть...
Благой помысл - основа молитвы, но и молитва, пусть понуждаемая, помогает идти к благим помыслам. Я надеюсь, во всяком случае.

И еще - в связи со ссылками, которые дал putnik, а также появившейся здесь, на форуме, очередной "эсхатологической" объявой.
Одна из главных опасностей на пути непрестанной молитвы, как я понял, это эгоизм, прикрытый набожностью, стремлением видеть во всем только порок и разложение, и желании укрыться от всех и вся.
И вот воображаешь себе, что строишь некий ковчег, дабы пережить всемирный потоп или конец света.  Правда, при ближайшем рассмотрении ковчег оказывается обычным погребом, куда из ближайшего ларька заботливо переносятся соль, спички, макароны, водка... А ведь погреб вода заливает в первую очередь. Но попробуй, скажи это строителю!  :?
Тут же будешь записан в "прислужники блудницы вавилонской" или еще в какой-нибудь гитлерюгенд...
Название: где начинается умное делание?
Отправлено: jedi от 04 Сентябрь 2006, 20:01:29
Антиквар,
Цитировать
Одна из главных опасностей на пути непрестанной молитвы, как я понял, это эгоизм, прикрытый набожностью, стремлением видеть во всем только порок и разложение, и желании укрыться от всех и вся.
Спасибо, большое тебе Спасибо.
Название: Re: где начинается умное делание?
Отправлено: m. Kleopa от 09 Ноябрь 2006, 16:22:26
Цитата: Клеопа
Молитва это ЖИЗНЬ В БОГЕ. А Жизнь в Боге начинается  с БЛАГОГО ПОМЫСЛА. А благой помысел - это совершенное отвержение себя.Во когда так ты начинаешь жить, не ради себя, а ради Бога и ближних, то тогда и молитва у тебя будет и придёт незаметно.

Это совершенно правильно, но можно ли прийти к этому сразу? Кто может сказать, что он достиг совершенного отвержения себя?
Сразу не придти. Но начинается всё со слов ПРОСТИТЕ МЕНЯ.

Если человек говорит Вам об умном делании, подвижничестве и прочем - но в его словаре нет этих слов - не слушайте его, это всё пустое.
Название: Re: где начинается умное делание?
Отправлено: Леонид от 10 Ноябрь 2006, 06:31:25
Но начинается всё со слов ПРОСТИТЕ МЕНЯ.
Если человек говорит Вам об умном делании, подвижничестве и прочем - но в его словаре нет этих слов - не слушайте его, это всё пустое.
Вот бы самому Клеопе и начать с этих слов: ПРОСТИТЕ МЕНЯ. А то - "не слушайте, это всё пустое"... Так нам слушать Клеопу или таки нет?
Название: Re: где начинается умное делание?
Отправлено: Ярослав от 02 Январь 2007, 17:15:46
Вот бы самому Клеопе и начать с этих слов: ПРОСТИТЕ МЕНЯ. А то - "не слушайте, это всё пустое"... Так нам слушать Клеопу или таки нет?
Простите его
Название: Re: где начинается умное делание?
Отправлено: m. Kleopa от 08 Февраль 2007, 17:52:09
Простите меня!  :-)
Название: Re: где начинается умное делание?
Отправлено: iunija от 17 Февраль 2007, 19:30:15
Первое ,что нужно иметь в себе, приступая к умному деланью- это страх Божий.  Нет страха-  значит не живут заповеди Божьи в сердце и,,, все бесцельно.   А умное  делание начинается  с борьбы с помыслами.  Именно  от них надо очищать молитву и разум.