первый этап | второй этап | третий этап | ||
Симеон | 1-й образ | 2-образ | 3-й образ | умная молитва |
Новый | ||||
Богослов | тщетно | начало жизни | ||
подъемлет | (духовной) | |||
он труд,всуе | ||||
трудится | ||||
Феофан | молитва с | умоголовная | умносердеч | ная молитва |
Затворник | воображе- | молитва, | ||
нием | ничто не спеется | часть умносердеч- | духовная,чистая,духовное состояние, | |
ной молитвы | непарительная, | |||
самодельная, | осенение осязательной | |||
трудовая, | благодатью,раскрытие | |||
ум в сердце | Царства Божия | |||
Игнатий | молитва с | телесная | внимательная | умносердечная молит- |
Брянча- | воображе- | молитва, | молитва, | ва,воскресение души, |
нинов | нием | внимание | благодатное | воссоздание,сочетание |
рассеивается, | внимание, | ума с сердцем, | ||
нет еще | состояние | духовное состояние, | ||
истинного | борьбы | состояние | ||
духовного | внутренней свободы | |||
преуспеяния | ||||
Василий | псалмопение, | делательная | зрительная | |
Поляноме- | или просто | умная | молитва | |
рульский | пение | молитва | ||
внешнее моление |
А что скажет Игнатий Брянчанинов, читая слова "ум был в сердце", и "внутрь его да вращается неотходно"? - а вот, что: святой Симеон Новый Богослов, рассуждая о третьем образе молитвы, говорит, что "внимательною молитвою занимаются очень немногие".(том1,"о молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником", отдел 2)
Видите, что говорит Игнатий Брянчанинов:" Ум в сердце" - это "внимательная молитва"!
Но ведь он в другом месте той же статьи пишет о том,что "внимательная молитва при сочувствии сердца" и "умносердечная молитва" - совершенно разные вещи: "поймите, поймите, что между "сочувствием сердца уму" и "соединением ума с сердцем" или "схождением ума в сердце" - величайшее различие!" .
Отсюда неизбежно следует вывод, что между словами Симеона Нового Богослова и Феофана Затворника - "ум в сердце" и своими выражениями "схождение ума в сердце" Игнатий Брянчанинов видит величайшее различие...
А куда пропал evgeny? Вот так у меня и всегда - читаю только, а потолковать с тем человеком не могу, беда! Пишу поскорее, а то как бы не пропал куда-нибудь и Александр вместе со всем форумом!
Таким образом, противоречия между отцами нет. Речь идет о двух методах, используемых на стадии 3го образа молитвы и вводить умную молитву как четвертую ступень, отличную от 3го образа, имхо, не совсем правильно.
Сергей, Елена и не говорила о противоречиях. А вы любите различные теоретические выкладки. :-)
Суть же дела совсем в другом - разобраться, что же разумеет святитель Игнатий под словами: "сочетание ума с сердцем". Просто, надо понять, что под этими словами он разумеет совершенно иное состояние естества человеческого, а именно: воскресение души, явственное соединение с Богом, при этом молитвенное состояние делается естественным, свободным, непринужденным, непрекращаемым, тогда как все, что было до этого - состояние духовной смерти и слепоты. Достигнув такого сотояния человек больше не нуждается ни в каких методах или приемах молитвы, так как Сам Дух Святой молится за него истинной молитвой. Значит описанные вами "два метода, используемые на стадии 3-го образа молитвы" никак не могут вписаться в то, что святитель Игнатий имеет в виду под словами "сочетание ума с сердцем".
К преуспеянию в молитве покаяния должны стремиться все христиане; к упражнению в молитве покаяния и к преуспеянию в ней святые Отцы приглашают всех христиан. Напротив того, они строго воспрещают преждевременное усилие взойти умом в святилище сердца для благодатной молитвы, когда эта молитва еще не дана Богом. Воспрещение сопрягается со страшною угрозою. “Умная молитва, – говорит преподобный Нил Сорский, повторяя слова преподобного Григория Синаита, – выше всех деланий, и добродетелей глава, как любовь Божия. Бесстыдно и дерзостно хотящий войти к Богу, и часто беседовать с Ним, нудящийся стяжать Его в себе, удобно умерщвляется бесами” (Слово 11).
Умоляю, умоляю обратить все должное внимание на грозное воспрещение Отцов. Мне известно, что некоторые благонамеренные люди, но впадающие в блуд на самом деле, не могущие, по несчастной привычке, воздержаться от падений, покушаются на упражнение в сердечной молитве. Может ли быть что-либо безрассуднее, невежественнее, дерзостнее этого начинания? Молитва покаяния дана всем без исключения, дана и обладаемым страстями, и подвергающимся насильственно падениям. Они имеют все право вопить ко Господу о спасении; но вход в сердце для молитвенного священнодействия возбранен для них, он предоставлен исключительно архиерею таинственному, хиротонисанному законно Божественною благодатью. Поймите, поймите, что единственно перстом Божиим отверзается этот вход; отверзается он тогда, когда человек не только престанет от деятельного греха, но и получит от десницы Божией силу противиться страстным помыслам, не увлекаться и не услаждаться ими. Мало-помалу зиждется сердечная чистота, чистоте постепенно и духовно является Бог. Постепенно! Потому что и страсти умаляются и добродетели возрастают не вдруг: то и другое требует значительного времени.
Суть же дела совсем в другом - разобраться, что же разумеет святитель Игнатий под словами: "сочетание ума с сердцем".
Вот тебе завет мой: не ищи места сердечного. Не усиливайся тщетно объяснить себе, что значит место сердечное: удовлетворительно объясняется это одним опытом.
дорогу осилит идущий .
«технические» вопросы, которые вполне могут быть систематизированы. И их знание никак не может помешать вере и покаянию. А скорей будет способствовать их обретению по благодати.