Умное делание
Практика и теория умного делания => История и творчество исихазма => Тема начата: myaroslava от 01 Февраль 2008, 00:44:10
-
Здравствуйте,
в книге Ильина М.А "Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублёва".,читаю:"...В Житии говорится, как Сергий удалился в "пустынь",то есть в уединенное, необитаемое место,расположенное в глухом лесу вдали от дорог и селений......" и рассказывается,что он в стремлении достичь исихастских идеалов пустынножительства, провёл 2 года в уединении, в своих воззрениях укрепившись. Потом, пришедшим к нему монахам, Сергий предписал жить каждому в отдельной келье, в соблюдении полного безмолвия. Но вскоре, став игуменом, Сергий Радонежский реорганизует сложившуюся систему, соединяет кельи в единые корпуса, вводит общежитие, и новый устав, и тому подобное. Возникает вопрос: какого понимания он всё-таки достиг в уединении, с чем связано такое перевоплощение в его мыслях ли, действиях ли? Не знаю,удалось ли мне внятно задать свой вопрос, но хотелось бы услышать ответ, объясняющий эту ситуацию.
Благодарю.
-
Скит это для подвижников высокой духовной жизни-аскетов.Но сегодня у всех желание на даче возле монастыря устроить личный скит.Монастырь не хотят влияния посторонних на своей земле.Особенно теперь в России , Америке наоборот монастыри в составе одного человека не редкость,бывает два,а то и три монаха в монастыре-дело не в колличестве а видимо в какихто льготах,можно налоги както списать фермерам соседям,либо другие причины.Оптинские старцы начинали на даче помещика Броневского жить по монашескому уставу-хотя Броневский мог их и не пустить с дачи,обычно помещики не отпускали крепостных,они тайком от него перебрались в Оптину..При Сергие Радонежском была акупация монголо-татарами-от них можно было чего угодно ожидать.По Радонежу слушал священик говорил некоторые моменты тех времен.Оказывается Дмитрий Донской должен был очиститься от грехов,и после этого только получил благословение на бой с ардой..Чего кидаться нам грешным на кого то если сами такие же грешные.Наше дело телячие абгадился стой и молчи,очищайся.Видимо монахи и не пошли на бой,кроме двоих-не знали о последствиях куда душа пойдет?..Видимо лавры начали строить как крепости и делать общежития в них.Я видел в ЮАРе вроде лавры городок небольшой-Дома без окон вокруг города -а внутри за домами окруженными магазины,больница, и прочее-а вокруг этого закрытого города негры,которые уже могли и войти через варота-но по делу.Так и в манастырь у ворот привратник монах записывает по телефону апоинтменты,некоторые без них входят и удивляются -почему их впускают а остальных нет,монахи бывает заартачатся-ну думаеш -прозорливый стоит-видит грешного сразу.При СССР в Шереметьево были нюхальшики -они выслеживали запах сероводорода-чтобы бесноватого -одержимаго шпиона не заслали-он обычно воняет сероводородом-с таким было трудно совладать-попатется ведьмак хуже 007,ненайти..Время это кончилось-теперь пускай бродят,даже игру придумали Ведьмак 5 миллионов$ затратили.
-
Возникает вопрос: какого понимания он всё-таки достиг в уединении, с чем связано такое перевоплощение в его мыслях ли, действиях ли?
Нет никакого такого понимания, которого бы в тот момент достиг Сергий, а мы бы могли его сейчас использовать.
Есть разные уровни понимания. Есть путь – у каждого свой (каждый должен пройти свой путь сам). Понятия пустынножительство и общежитие не самоценны. Это средства, которые используются на разных этапах пути и с разным уровнем понимания.
-
Спасибо за лаконичный ответ.
-
Возникает вопрос: какого понимания он всё-таки достиг в уединении, с чем связано такое перевоплощение в его мыслях ли, действиях ли? Не знаю,удалось ли мне внятно задать свой вопрос, но хотелось бы услышать ответ, объясняющий эту ситуацию.
Благодарю.
За два года прп.Сергий достиг просвещения божественной благодатью и уже мог сам передавать то, что "нарыл" в безмолвии своим ученикам.Благодать передаётся от сердца к сердцу,при наличии послушания учеников.
В древних обителях от одного старца освящались тысячи монахов от сердца к сердцу.
У нас,кстати,имхо,нес-ко недооценивается Священное Предание,его невербальная часть.
Как по Писанию:"вы не трудились,в их труд вошли".
Но,имхо,такая передача от сердца к сердцу возможна только при послушании,которого нынче дефицит,даже размыто в обиходе понятие,что это такое "послушание".
Простите.
-
Замечание такое: не следует идеализировать древность :) Из жизни Сергия Радонежского мы знаем не так уж и много - то, что за века прошло многослойную цензуру.
-
Замечание такое: не следует идеализировать древность :) Из жизни Сергия Радонежского мы знаем не так уж и много - то, что за века прошло многослойную цензуру.
В своё время приложился к мощам прп.Сергия,ещё ничего не понимая в религии,две недели летал как на крыльях.Мне передалось нечто,имхо.
-
Интерес в том что с одной стороны не следует идеализировать, а с другой
не следует относиться к ней пренебрежительно или недооценивать. Все
зависит от конкретной веры конкретного человека. ИМХО.
-
не следует относиться пренебрежительно или недооценивать древность
Не надо понимать фразу:
Нет никакого такого понимания, которого бы в тот момент достиг Сергий, а мы бы могли его сейчас использовать.
в отрыве от всего моего ответа на конкретный вопрос. Кстати, посмотрите, в чем он заключается. А то, мы как-то очень быстро запутались в словах.
-
Возможно это как то связано с тем, что возрождение русского монашества и деятельность Сергия Радонежского напрямую связана с византийским исихастским возрождением 14 века. По некоторым сведениям он вел личную переписку с Патриархом Константинопольским Филофеем, который был учеником Григория Паламы.