Умное делание

Практика и теория умного делания => Исихазм, антропология, психология => Тема начата: Александр* от 10 Сентябрь 2008, 18:27:02

Название: Вопрос о Серафиме Саровском
Отправлено: Александр* от 10 Сентябрь 2008, 18:27:02
Как вы думаете, друзья, зачем Богу было нужно, чтобы преп.Серафим был избит разбойниками?
Название: Re: Вопрос о Серафиме Соровском
Отправлено: Леонид от 10 Сентябрь 2008, 18:44:40
Как вы думаете, друзья, зачем Богу было нужно, чтобы преп.Серафим был избит разбойниками?
Когда уже мы начнем варить мозгами и перестанем ставить "паровоз" позади "телеги"? (Чисто риторический вопрос).
Это преп.Серафиму было нужно, а не Богу! Вот, теперь Вы ответьте на другой вопрос: Зачем ему это было нужно?
И был он Саровский, от названия города Саров.
Название: Re: Вопрос о Серафиме Саровском
Отправлено: Александр* от 10 Сентябрь 2008, 19:18:54
В том то и дело, Леонид, никак не могу понять зачем это было нужно преп.Серафиму.
Название: Re: Вопрос о Серафиме Саровском
Отправлено: Александр* от 10 Сентябрь 2008, 19:20:25
Только вариант - "Сила в немощи", а больше ничего в голову не приходит.
Название: Re: Вопрос о Серафиме Саровском
Отправлено: Victor от 10 Сентябрь 2008, 19:21:10
Чтоб они потом покаялись и отвратились от разбойничества. Преподобный Серафим "принял удар" на себя. Если бы он отбился от них - то они так бы и бегали разбойниками.
Название: Re: Вопрос о Серафиме Саровском
Отправлено: Александр* от 10 Сентябрь 2008, 19:34:46
Да, Виктор, возможен такой вариант. Но вот, например, преп. Савва Вишерский в подобном случае (стоя на столпе) просто стучал палкой о столп, и разбойники отчалили (про их дальнейшую судьбу правда не известно).
Название: Re: Вопрос о Серафиме Саровском
Отправлено: tpash от 10 Сентябрь 2008, 20:05:19
Как вы думаете, друзья, зачем Богу было нужно, чтобы преп.Серафим был избит разбойниками?
постой вопрос на простой вопрос: зчем Вам это нужно знать?
Название: Re: Вопрос о Серафиме Саровском
Отправлено: Александр* от 10 Сентябрь 2008, 20:22:56
А сам не знаю зачем) Может просто клинит меня этот момент из жития преп.Серафима)
Название: Re: Вопрос о Серафиме Саровском
Отправлено: Aleksei B. от 10 Сентябрь 2008, 21:28:17
Как вы думаете, друзья, зачем Богу было нужно, чтобы преп.Серафим был избит разбойниками?

В вопросе присутствует априорное утверждение, что Богу это было нужно.
Название: Re: Вопрос о Серафиме Саровском
Отправлено: Keleynick от 10 Сентябрь 2008, 22:27:12
Ответы на такие вопросы не линейны, но сферичны, или, по крайней мере, объемны и включают в себя многие взгляды с разных позиций. Мое мнение, что, поскольку Бог есть любовь, Ему вобще нисколько не может быть нужно, чтобы кто-то кого-то избивал. С другой стороны, полагаю, одна из причин, по которой Господь заповедовал подставлять другую щеку, заключается в том, что тот, кто наносит удар может, благодаря этому увидить свое же, хотя бы моральное (это, если смотреть только внешне), но при этом, по сути, позорное поражение, поражение сознания греха. Ес-но для того, чтобы пробудить желание меняться.
Название: Re: Вопрос о Серафиме Саровском
Отправлено: Keleynick от 10 Сентябрь 2008, 22:38:31
Тут есть много других позиций, и взглядов, которые можно было бы рассмотреть...
Название: Re: Вопрос о Серафиме Саровском
Отправлено: konart от 11 Сентябрь 2008, 09:31:43
А зачем Богу нужно было, чтобы Авраам своего сына положил на жертвенник?
Название: Re: Вопрос о Серафиме Саровском
Отправлено: Aleksei B. от 11 Сентябрь 2008, 09:32:06
Вопрос, зачем Богу нужно было, чтобы преподобный Серафим был избит разбойниками - частный случай более широкого вопроса: зачем Богу нужно что бы всё живое на Земле страдало, умирало, пожирало друг друга. Зачем Богу было нужно, что бы человек имел ограниченную свободу воли, нес колоссальный груз зависимости своего сознания от природных, биологических, социальных факторов, не имел минимальных возможностей познавать иноматериальное, был фактически слепым полурабом.

Ответ для меня: потому что зло - сила реально способная противостоять Богу, а не попущение Божие. А наш природный и социальный мир, даже наша  эволюция - лишь частные случаи противостояния добра и зла. И каждое масштабное явление в этом мире, каждая судьба несет отпечаток этой борьбы.

Думать же, что "Бог попустил", "Богу было нужно" - значит не распространять до конца требования христианской этики на собственное вероучение, приписывать Богу огромное зло, какими бы изобретательными богословскими схемами это зло не маскировалось. Так мне кажется.
Название: Re: Вопрос о Серафиме Саровском
Отправлено: Keleynick от 11 Сентябрь 2008, 10:09:07
Цитировать
зло - сила реально способная противостоять Богу
Зло не может противостоять Богу. Зло может властвовать только над тем, что отпало от Бога, в мире иллюзий. ИМХО.
Название: Re: Вопрос о Серафиме Саровском
Отправлено: Елена от 11 Сентябрь 2008, 10:22:15
Думать же, что "Бог попустил", "Богу было нужно" - значит не распространять до конца требования христианской этики на собственное вероучение, приписывать Богу огромное зло, какими бы изобретательными богословскими схемами это зло не маскировалось. Так мне кажется.
Мне кажется, что Вы не правы, мягко говоря. Нет зла, кроме греха. Можно почитать по теме святителя Иоанна Тобольского "Илиотропион".
Название: Re: Вопрос о Серафиме Саровском
Отправлено: Aleksei B. от 11 Сентябрь 2008, 12:22:06
Думать же, что "Бог попустил", "Богу было нужно" - значит не распространять до конца требования христианской этики на собственное вероучение, приписывать Богу огромное зло, какими бы изобретательными богословскими схемами это зло не маскировалось. Так мне кажется.
Мне кажется, что Вы не правы, мягко говоря. Нет зла, кроме греха. Можно почитать по теме святителя Иоанна Тобольского "Илиотропион".


"Илиотропион":

"Мы видим и понимаем только малейшую часть промысла Божьего, но Его
чиноположения, законов высшего порядка (Божественного провидения), Его действий
и конечных целей не постигаем. О том, что было в прошедших временах, если и
знаем кое-что, но и то знаем не точно; а что будет в грядущие века, о том ничего
не знаем, поэтому и судим о провидении Божьем неразумно, и лживо оговариваем
его. Но когда придет Господь, иже во свете, и откроется для чего попустил Бог
падение ангелов, грехопадение наших прародителей, избрание строптивых Иудеев в
народ Божий.
Зачем одним попустил родиться в христианстве, а другим - в неверии? Зачем одних
избавляет от всех бед и печалей, другим же попускает всю жизнь проводить в
скорбях и бедствиях? Тогда для каждого будет благоприятна награда за все, что он
долготерпеливо переносил здесь за Христа Спасителя нашего.
Истинное упование -защита от напастей."
- вот здесь повешен замок на рассуждение. "Не постигаем" А может просто отказываемся постигать?


"Отчего, какая причина, что Бог попускает погибать огромному числу людей,
повреждаемых и умерщвляемых волшебной хитростью? Неудивительно: достойно казни
слишком распространившееся в народе маловерие. Многие других врачей не ищут, как
только волшебников, ни других аптекарей, кроме дьявольщины. Бог праведно
наказывает нас тем самим, чем мы согрешаем против него."
- а здесь оправдывается зло, якобы от Бога. И зримо видна установка на ветхозаветную дохристианскую мораль "глаз за глаз" - "праведно наказывает тем же"

Еще цитата:
Образ своеволием извращенной воли человеческой таков: Бог
говорит: Я хочу, чтобы это (каждое происшествие, факт) делалось так; человек,
напротив, дерзко отвечает: я не хочу так делать; Бог объявляет: это Моя воля;
человек же деятельностию своею (поступками своими) отвечает: но нет в этом моей
воли! и поступает по своей воле: (этот образ нашего своеволия обнаруживается во
всяком нарушении нами каждой из десяти заповедей Божьих).
Тогда Бог сказал: не вечно духу Моему быть пренебрегаемому людьми; в заблуждении
своем они суть плоть, "потому что плотские помышления суть вражда против Бога;
ибо закону Божию не покоряются, да и не могут" (Рим. 8:7). И потому "пусть будут
дни их сто двадцать лет" (время предоставленное Богом для покаяния всему
предпотопному человечеству; Быт. 6:3). Итак не будь противления нашего воле
Божьей этого нечестивого хочу или не хочу, не будет и греха, все зло истребится
(погибнет).
- древняя социморфная религиозная парадигма взаимоотношений человека и Бога, как раба и господина. Возможно, подобная трактовка не затрагивала этические чувства людей прошлого, видевших в своем мире подобное. Ход рассуждений представлялся справедливым.


Вижу в тексте тоже, о чем писал в предыдущем комментарии: отрыв высокой христианской этики от вероучения, от богословских схем.
Достоинство же текста вижу в том, что в 17-м веке эти вопросы были сравнительно ясно Иоанном Максимовичем поставлены, автор ищет на них ответы. Но ответы не способны удовлетворить. Дерзновения к мирам горним здесь нет. Мертвящие схемы прошлого с Пантократором на вершине, за которые мы цепляемся лишь затем, что бы не лишиться успокаивающего чувства тотальной опеки со стороны Бога. IMHO

Простите, если что не так.
Название: Re: Вопрос о Серафиме Саровском
Отправлено: Victor от 11 Сентябрь 2008, 13:55:57
Согласен с Алексеем.
Название: Re: Вопрос о Серафиме Саровском
Отправлено: Елена от 11 Сентябрь 2008, 14:00:40
Алексей, Вы бы лучше не выдергивали цитаты, а прочитали всю книгу в целом.
Бог есть Любовь. Хотите поспорить? Может быть, и лучше, что это вопрос веры, а не только знания, хотя для кого-то это уже знание.
А ответ на обсуждаемый вопрос уже дан (Антонию Великому, если не ошибаюсь) - "внимай себе".
Название: Re: Вопрос о Серафиме Саровском
Отправлено: mirnestranik от 11 Сентябрь 2008, 22:38:48
В патерике в одной из версий при избиении Василия Великого бесами...Пр. Василий спрашивает где же Ты был Господи, когда я так звал тебя...Я всегда был рядом, что бы помочь если ты вдруг не выдержишь и смотрел на твоё мужество...
Пр. Серафим нёс в руке топор и мог отбиться...Это очень сложно отречься от себя ради Бога...И когда реально начинают бить и ощущуаещь боль говорящую тебе о повреждениях несовместимыми с жизнью, думаю в этот момент исключительно трудно не схватить топор лежащий рядом для самозащиты...А сознательно положить живот свой ради Бога...Не противление злу насилием...Хорошо бы иметь такое самоотречение и мужество выстоять в нём...Мне так кажется...Простите...
Название: Re: Вопрос о Серафиме Саровском
Отправлено: Симеон от 14 Сентябрь 2008, 14:29:35
только вроде бесы били Антония Великого
http://www.krotov.info/library/bible/slav/slav_ind.htm
Книга Иова
Цитировать
6 И бысть яко день сей, и се, приидоша ангели Божии предстати пред Господем, и диавол прииде с ними. 7 И рече Господь диаволу: откуду пришел еси? и отвещав диавол Господеви, рече: обшед землю и прошед поднебесную, се, есмь. 8 И рече ему Господь: внял ли еси мыслию твоею на раба моего иова? зане несть яко он на земли: человек непорочен, истинен, Богочестив, удаляяся от всякия лукавыя вещи. 9 Отвеща же диавол и рече пред Господем: 10 еда туне иов чтит Господа? не ты ли оградил еси внешняя его и внутренняя дому его, и яже вне всех сущих его окрест? дела же руку его благословил еси и скоты его многи сотворил еси на земли: 11 но посли руку твою и коснися всех, яже имать, аще не в лице тя благословит, 12 Тогда рече Господь диаволу: се, вся, елика суть ему, даю в руку твою, но самого да не коснешися. и изыде диавол от Господа.
Псалтирь
В конец, псалом давиду, 108.
Цитировать
17 И возлюби клятву, и приидет ему: и не восхоте благословения, и удалится от него. 18 И облечеся в клятву яко в ризу, и вниде яко вода во утробу его и яко елей в кости его: 19 да будет ему яко риза, в нюже облачится, и яко пояс, имже выну опоясуется. 20 Сие дело оболгающих мя у Господа и глаголющих лукавая на душу мою.
Название: Re: Вопрос о Серафиме Саровском
Отправлено: mirnestranik от 14 Сентябрь 2008, 15:37:32
только вроде бесы били Антония Великого
http://www.krotov.info/library/bible/slav/slav_ind.htm
Спасибо Ваня :-)...Жаль исправить нельзя...Я был так уверен :-)...
Название: Re: Вопрос о Серафиме Саровском
Отправлено: stranik от 18 Сентябрь 2008, 23:31:05
Он пережил войну 1812 года с Французами-когда православные бились с католиками и прочими не православными-в то время был призывного возвраста Серафим Саровский..Он подражал первым подвижникам -Столпнику Семену-стоя на камне 3 года,наизусть вычитывал Еванглия-это обязаны были делать все монахи в те далекие времена-отличался от людей его времени..Тогда писал Пушкин Богатыри не вы- все там смешали -кони -люди,заряд забил я в пушку туго-угостить друга шрапнелью хорошенький стишочек,,.Серафим Саровский таких вещей не допускал это грубо.КОгда поймали разбойников которые были хуже французов захвативших золото-то просил их не трогать-даже ноздри не порвали а могли колесовать или за ребро подвесить.Он был старой христианской веры-несовременный..Даже староверы были современнее-хотя их считают тёмными и забитыми-из за двух перстов отошли от народа и веры.Но они еще заметили что кроме того что персты сложили в 3 пальца,но вырвали два или три листа из Кормчей книги чтобы втиснуть царя вместо патриарха..Сейчас нигде не найти Кормчую книгу-в интернете только и то неизвестно те листы туда втиснули или без них...Все дело в мелочах,а эти поправки вводили на 7 вселенских соборах святые люди..Так что он поступил как апостолы и первые христиане..Грузия и Россия православие нашего времени...