Умное делание

Практика и теория умного делания => Диалог => Тема начата: necher от 08 Март 2009, 17:37:06

Название: сравнение двух традиций.
Отправлено: necher от 08 Март 2009, 17:37:06
Дорогие друзья, прошу вашей помощи. Мне хотелось бы написать вскоре диплом, темой будет сравнение двух мистических традиций: восточного христианства и ислама, а возможно конкретно исихазма и суфизма. Хотел бы узнать, с вашей точки зрения, какие наиболее интересные вопросы в этом плане можно рассмотреть. Заранее спасибо.
Название: Re: сравнение двух традиций.
Отправлено: Alexander от 09 Март 2009, 10:39:34
Почитал бы с интересом сравнительную характеристику, написанную на хорошем уровне и непредвзято. А так... Показать цели, задачи, методы, исторические пути, влияние на культуру, политику, общество - в сравнительном поле анализа. Это уже очень большая работа. Ну, и если раскопаете что-то значимое, дать тексты или ссылки на нашем форуме :)
Название: Re: сравнение двух традиций.
Отправлено: necher от 09 Март 2009, 23:06:27
спасибо)
Название: Re: сравнение двух традиций.
Отправлено: 000 от 10 Март 2009, 11:44:05
  можно посмотреть - Е. А. ТОРЧИНОВ «Религии мира. Опыт запpедельного. Психотехника и тpанспеpсональные состояния» . 3 часть. Глава 3. ДОГМАТИКА И МИСТИКА В ХРИСТИАHСТВЕ Глава 4. ПРОФЕТИЗМ И МИСТИЦИЗМ В ИСЛАМЕ (СУФИЗМ)                           
   http://lib.uni-dubna.ru/search/files/kult_torchinov_rel_mira/~kult_torchinov_rel_mira.htm (http://lib.uni-dubna.ru/search/files/kult_torchinov_rel_mira/~kult_torchinov_rel_mira.htm)

p.s.  книга выполнена в виде схематично изложенной аналитики сравнения там нет и связи с практикой там не усматривается имхо, что стоит учесть
Название: Re: сравнение двух традиций.
Отправлено: Старец Игорь от 04 Май 2009, 14:20:50
Дорогие друзья, прошу вашей помощи. Мне хотелось бы написать вскоре диплом, темой будет сравнение двух мистических традиций: восточного христианства и ислама, а возможно конкретно исихазма и суфизма. Хотел бы узнать, с вашей точки зрения, какие наиболее интересные вопросы в этом плане можно рассмотреть. Заранее спасибо.
Амбициозные планы, чтобы сравнивать нужно самому окунуться в эти мистические традиции. Иначе будет только теоретические сравнение двух мистических традиций. Мой вам совет, вспомните в какой религиозной традиции вы родились и исследуйте её. Про суфизм есть много и подробно у ОШО. Сравнение оскорбит или одних или других, не стоит ради диплома идти на плохое дело. Вообщем как знаете. Диплом то написать можно, только душе своей навредишь.
Название: Re: сравнение двух традиций.
Отправлено: Alexander от 04 Май 2009, 14:30:08
Старец Игорь, вновь прибывающим на форум, если они и "старцы", лучше воздержаться от советов и поучений. Есть такая примета...
Название: Re: сравнение двух традиций.
Отправлено: Старец Игорь от 04 Май 2009, 14:41:28
Старец Игорь, вновь прибывающим на форум, если они и "старцы", лучше воздержаться от советов и поучений. Есть такая примета...
Это только не старцы в приметы верят. Что будет "Бан"? Ну и что?
Название: Re: сравнение двух традиций.
Отправлено: d'URIMAR fossoris от 04 Май 2009, 14:45:52
   Старец по возрасту,а не по духу?

   Ничего.Мы за Вас помолимся.
Название: Re: сравнение двух традиций.
Отправлено: Старец Игорь от 04 Май 2009, 14:48:04
  Старец по возрасту,а не по духу?
   Мне один подросток говорил,иногда надо пообломаться,чтобы смириться.
  
Это только не старцы в приметы верят. Что будет "Бан"? Ну и что?
   Ничего.Мы за Вас помолимся.


Старец по Духу и по возрасту. Спасибо за ваше желание помочь. 
Название: Re: сравнение двух традиций.
Отправлено: Старец Игорь от 04 Май 2009, 14:52:16
   Старец Игорь,за меня помолись.
С удовольствием и любовью, но как мне знать за кого молиться. Для этого надо знать имя.
Название: Re: сравнение двух традиций.
Отправлено: юнга от 04 Май 2009, 14:56:53
Старец Игорь, у меня несколько вопросов: сколько вам лет, и давно ли подвизаетесь. К какой Церкви принадлежите, и что вы подразумеваете под "старец по Духу"?
Название: Re: сравнение двух традиций.
Отправлено: d'URIMAR fossoris от 04 Май 2009, 14:59:01
   Старец Игорь,за меня помолись.
С удовольствием и любовью, но как мне знать за кого молиться. Для этого надо знать имя.
 Господи,помилуй раба Твоего,иже Ты веси.
                       
[size=05pt]< Trollfreezone>[/size]
Название: Re: сравнение двух традиций.
Отправлено: Старец Игорь от 04 Май 2009, 15:24:58
Старец Игорь, у меня несколько вопросов: сколько вам лет, и давно ли подвизаетесь. К какой Церкви принадлежите, и что вы подразумеваете под "старец по Духу"?
Мне 50 лет, с детства начал с греческой православной церкви. Так и остался последователем греческого старца Амфилохия.
Название: Re: сравнение двух традиций.
Отправлено: Старец Игорь от 04 Май 2009, 15:27:15
Цитата: d'URIMAR fossoris
 Господи,помилуй раба Твоего,иже Ты веси.
 [/quote
Возлюбленные мои. Мне больше по душе молитва Иисусова, потому что там нет слов о рабе.
Название: Re: сравнение двух традиций.
Отправлено: Alexander от 04 Май 2009, 20:43:47
После знакомства с деятельностью "старца Игоря" в сети сей персонаж забанен.
Название: Re: сравнение двух традиций.
Отправлено: iunija от 04 Май 2009, 21:39:45
После знакомства с деятельностью "старца Игоря" в сети сей персонаж забанен.

  Я не поняла-за что БАН?
Название: Re: сравнение двух традиций.
Отправлено: Леонид от 04 Май 2009, 21:46:16
После знакомства с деятельностью "старца Игоря" в сети сей персонаж забанен.
Да, уж! Не приведи Господь! Такая подстава!
(http://avatar070.mylivepage.com/chunk70/2574444/2.jpg)
<<<Дар Божий старца Игоря - любовь. Любовь к Богу в двух её проявлениях: созерцательной, сокровенной, молитвенной жизни и деятельной любви к ближнему в том числе все те с кем общается в интернете как образу Божию. Старец Игорь духовный последователь греческого старца Амфилохия. Греческий старец Амфилохий унаследовал от Апостола Любви Иоанна дар любви. Старец - это человек, который видит душу свою и других людей.>>>

http://magistrigor.mylivepage.ru/ (http://magistrigor.mylivepage.ru/)
Название: Re: сравнение двух традиций.
Отправлено: Багульник от 05 Май 2009, 16:22:56
 а я повелась..так часто он употреблял слово Любовь...
 овцой просто себя чувствую :-D

Название: Re: сравнение двух традиций.
Отправлено: Keleynick от 05 Май 2009, 16:25:44
а я повелась..

и не мудрено, этo ж магистр :-D

PS. Кстати, рекомендация черпать информацию о суфизме из такого источника, как Ошо - ИМХО полнейший абсурд.
Название: Re: сравнение двух традиций.
Отправлено: mirnestranik от 05 Май 2009, 20:02:01
а я повелась..так часто он употреблял слово Любовь...
 овцой просто себя чувствую :-D
Не переживайте :-)...как правило ТАКИЕ быстро банятся...неискренность как то заметна, хотя не сразу и не всем(я то же попадал) :-)...как то привык людям верить...

Да уж братия и сестры...сравнивая ситуацию год назад...по моему ТАКИХ было меньше...

Или что то происходит...или одно из двух :-)...
Название: Re: сравнение двух традиций.
Отправлено: veresk от 05 Май 2009, 21:43:23
Цитировать
Или что то происходит...или одно из двух smiley..

примерно вот это... :-D

   
Цитировать
люди откуда-то появляются и куда-то пропадают
калибр требований возрос до непомерности
что уже и не сдвинуться с места планку не взять
и не замкнуться нам отдельным контактом
не оторвать никого от себя от других от вселенной
выше нос задирают со временем даже скромные люди
они-то набили карманы деньгами а я остался в дураках
из всех слов еле наскреблось тепла на спасибо
и былые братья по разуму теряют друг друга
размениваясь на копейки скачут влюбленные блохи
с кем-то еще втихаря сливаясь в банальных изменах
грошовой любвишкой насытят драконов тщеславья
а калибр требований не на шутку засучил рукава
со всех сторон я стиснут монструозными рыками
до сюда дойду а дальше ни шагу ни шагу ни шагу
Название: Re: сравнение двух традиций.
Отправлено: vzor от 02 Июнь 2009, 13:45:41
Еще можно посмотреть книгу В. Мещерякова "Тренинг мозга".
http://www.numen.ru/index.php?section=library&text=1001&page=1
Автор пытается показать, что практика исихазма и суфиев - по сути одно и тоже.

Кто-нибудь читал эту книгу?
Название: Re: сравнение двух традиций.
Отправлено: veresk от 02 Июнь 2009, 14:09:13
а что об авторе известно... кто он чем занимается?
Название: Re: сравнение двух традиций.
Отправлено: прозелит от 27 Август 2012, 00:26:30
Цитировать
Цитата: Neovit от 22 Август 2012, 22:28:15
Если не укорениться в покаянии, то молитва будет, не молитвой, а мантрой.

Цитировать
Цитата: mirnestranik
А вот это я и считаю быть противником молитвы...запугать...не пущать ДО ТЕХ ПОР ПОКА...молитва не мантра...

ИМ очень близка к мантре.  Можно называть ИМ мантрой, можно молитвой – без разницы.
Когда говорят "мантра", используют некие расхожие стереотипы.
Но дело в том, что предназначение мантры в разных традициях раскрывается с разной "глубиной".
Поэтому часто говорят "мантра", подразумевая внешнюю традицию начитки. А как насчет внутренней?
На примере буддийских тантр:

– Мантра создает личную связь, "прилепление" йогина к медитативному божеству, которое есть один проявленный аспект Непостижимого Изначального (обойдусь без их терминов).
Конечно же, один (или не один) аспект медитативного божества – вовсе не ипостась Бога, о том и речи нет.

– Мантра позволяет установить связь с божеством через его личное сокровенное имя или его тайный слог, который связан
с неслышимым изначальным  звуком, через который проявляется это божество.
– Мантра, как правило, движется в сердечном центре. Даже не в чакре, а именно в тайном сердце. Чаще всего его локализуют в середине груди.
– Мантра "вживается внутрь" и сама там живет, и день и ночь. Часто ее представляют, как крошечный свет в "сердце", внутри которого – само это божество, или его коренной слог, или Гуру. Такое укоренение считается важным этапом на пути к реализации (если учат о постепенности пути  :-)).

Поскольку есть т.н. "мирные божества", их мантра может включать в себя просьбу о милосердии и очищении. Но даже если в тексте мантры этих слов в явном виде нет*** то устойчивая личная связь  с мирным аспектом божества(через тайное имя ИЛИ коренной слог) позволяет божеству явить свои присущие качества – в полной мере для йогина: мир, радость, сострадание, очищение тела, ума и энергий-пран и тд.

Разница между ИМ и мантрой – в применении их. Мантры крутят в сердце (по часовой или против) , визуализируют их слоги, испускают из них лучи – к божеству или в свое тело, проводят мантры по каналам и чакрам, выводят из тела наружу и тд. То есть, активно работают с визуализацией, каналами и чакрами. При этом значительно разнообразие дыхательных приемов – задержек, поз тела, статических и динамических. В этом отношении к тантре гораздо ближе суфии, чем исихастская традиция.
К тому добавлю, что йогин, имея связь с божеством, посредством визуализации сам преображается в божество, пребывая в чистом измерении этого аспекта Единого (радостное-мирное или гневное).

Но главное различие – во всем остальном Делании, в которое вправлена мантра/молитва.


*** многие мантры – на санскрите, и буддийские учителя часто не знают их перевод. Но мантра, несмотря на это, работает, поскольку есть слог (или имя) божества + если есть намерение "всей крепости" йогина при начитке этой мантры.
Название: Re: сравнение двух традиций.
Отправлено: Neovit от 27 Август 2012, 01:18:29
Цитировать
Цитата: Neovit от 22 Август 2012, 22:28:15
Если не укорениться в покаянии, то молитва будет, не молитвой, а мантрой.

Цитировать
Цитата: mirnestranik
А вот это я и считаю быть противником молитвы...запугать...не пущать ДО ТЕХ ПОР ПОКА...молитва не мантра...

ИМ очень близка к мантре.  Можно называть ИМ мантрой, можно молитвой – без разницы.
Когда говорят "мантра", используют некие расхожие стереотипы.
Но дело в том, что предназначение мантры в разных традициях раскрывается с разной "глубиной".
Поэтому часто говорят "мантра", подразумевая внешнюю традицию начитки. А как насчет внутренней?
На примере буддийских тантр:

– Мантра создает личную связь, "прилепление" йогина к медитативному божеству, которое есть один проявленный аспект Непостижимого Изначального (обойдусь без их терминов).
Конечно же, один (или не один) аспект медитативного божества – вовсе не ипостась Бога, о том и речи нет.

– Мантра позволяет установить связь с божеством через его личное сокровенное имя или его тайный слог, который связан
с неслышимым изначальным  звуком, через который проявляется это божество.
– Мантра, как правило, движется в сердечном центре. Даже не в чакре, а именно в тайном сердце. Чаще всего его локализуют в середине груди.
– Мантра "вживается внутрь" и сама там живет, и день и ночь. Часто ее представляют, как крошечный свет в "сердце", внутри которого – само это божество, или его коренной слог, или Гуру. Такое укоренение считается важным этапом на пути к реализации (если учат о постепенности пути  :-)).

Поскольку есть т.н. "мирные божества", их мантра может включать в себя просьбу о милосердии и очищении. Но даже если в тексте мантры этих слов в явном виде нет*** то устойчивая личная связь  с мирным аспектом божества(через тайное имя ИЛИ коренной слог) позволяет божеству явить свои присущие качества – в полной мере для йогина: мир, радость, сострадание, очищение тела, ума и энергий-пран и тд.

Разница между ИМ и мантрой – в применении их. Мантры крутят в сердце (по часовой или против) , визуализируют их слоги, испускают из них лучи – к божеству или в свое тело, проводят мантры по каналам и чакрам, выводят из тела наружу и тд. То есть, активно работают с визуализацией, каналами и чакрами. При этом значительно разнообразие дыхательных приемов – задержек, поз тела, статических и динамических. В этом отношении к тантре гораздо ближе суфии, чем исихастская традиция.
К тому добавлю, что йогин, имея связь с божеством, посредством визуализации сам преображается в божество, пребывая в чистом измерении этого аспекта Единого (радостное-мирное или гневное).

Но главное различие – во всем остальном Делании, в которое вправлена мантра/молитва.


*** многие мантры – на санскрите, и буддийские учителя часто не знают их перевод. Но мантра, несмотря на это, работает, поскольку есть слог (или имя) божества + если есть намерение "всей крепости" йогина при начитке этой мантры.
Прозелит, скажите проще, а то я не понял. Я о мантре ничего не знаю. Я зря употребил слово, как клише.
Хотел сказать, что молитва без покаяния - не молитва, а простое повторение слов. Покаяние и есть молитва. Молитва и есть покаяние.
Название: Re: сравнение двух традиций.
Отправлено: Василий от 27 Август 2012, 01:58:33
Дорогие друзья, прошу вашей помощи. Мне хотелось бы написать вскоре диплом, темой будет сравнение двух мистических традиций: восточного христианства и ислама, а возможно конкретно исихазма и суфизма. Хотел бы узнать, с вашей точки зрения, какие наиболее интересные вопросы в этом плане можно рассмотреть. Заранее спасибо.

По суфизму есть ряд неплохой литературы, к примеру:
"Суфизм. Руководство для начинающего" авт. Уильям Читтик
"Знающее сердце. Суфийский путь преображения" авт. Кабир Хелмински
Можно почитать и других авторов, таких как Джавад Нурбахш, Хазрат Инайят Хан, Пир Вилайят Инайят Хан, Идрис Шах. Наверняка есть и другие авторитетные в области суфизма авторы. 
Мне кажется, очень интересной темой может стать рассмотрение такого вопроса как понятие самости в исихазме и нафса (примитивной души) в суфизме, что между этими понятиями общего и в чем их отличие.   

Sorry, только сейчас заметил, что первому топику вот уже как свыше 3-ех лет, надеюсь его автор все же написал интересную дипломную работу, но тем не менее свой комментарий оставлю, возможно кому то еще будет интересна тема сравнения исихазма и суфизма и быть может этот комментарий ему в чем то поможет.
Название: Re: сравнение двух традиций.
Отправлено: viktorioan от 27 Август 2012, 07:46:02
Дорогие друзья, прошу вашей помощи. Мне хотелось бы написать вскоре диплом, темой будет сравнение двух мистических традиций: восточного христианства и ислама, а возможно конкретно исихазма и суфизма. Хотел бы узнать, с вашей точки зрения, какие наиболее интересные вопросы в этом плане можно рассмотреть. Заранее спасибо.

По суфизму есть ряд неплохой литературы, к примеру:
"Суфизм. Руководство для начинающего" авт. Уильям Читтик
"Знающее сердце. Суфийский путь преображения" авт. Кабир Хелмински
Можно почитать и других авторов, таких как Джавад Нурбахш, Хазрат Инайят Хан, Пир Вилайят Инайят Хан, Идрис Шах. Наверняка есть и другие авторитетные в области суфизма авторы. 
Мне кажется, очень интересной темой может стать рассмотрение такого вопроса как понятие самости в исихазме и нафса (примитивной души) в суфизме, что между этими понятиями общего и в чем их отличие.   

Sorry, только сейчас заметил, что первому топику вот уже как свыше 3-ех лет, надеюсь его автор все же написал интересную дипломную работу, но тем не менее свой комментарий оставлю, возможно кому то еще будет интересна тема сравнения исихазма и суфизма и быть может этот комментарий ему в чем то поможет.
Думаю на субъективном уровне, и на начальных этапах, таких как самость - нафс (это ведь одно у всех, как и само тело) будет идентично, но далее.....разные дорожки. Говорят, что пророк был любознательный человек, и был даже в православном монастыре, и не просто так, и не знаю даже кем, послушником (по нашему выражаясь), мон. Екатерины, Синай насколько слышал.
Название: Re: сравнение двух традиций.
Отправлено: прозелит от 27 Август 2012, 22:41:09
Прозелит, скажите проще, а то я не понял. Я о мантре ничего не знаю. Я зря употребил слово, как клише.
Хотел сказать, что молитва без покаяния - не молитва, а простое повторение слов. Покаяние и есть молитва. Молитва и есть покаяние.
Тезисно:
– сама молитва ИМ практически то же, что и мантра (далее сказано, почему так)
– есть большая разница в "технике" применения
– и разница еще бОльшая – во всей той науке Делания, в которую вписаны ИМ/мантра

Остальное – не было обращено лично к Вам или mirnestranikу.
Процитированные слова привели к размышлению, вот и все.

Скорее, это была попытка разобраться, сравнить ИМ и мантру в процессе написания поста.
Поэтому не стал открывать новую тему ))

PS Согласен насчет покаяния, если брать широко – как метанойю.
Название: Re: сравнение двух традиций.
Отправлено: Василий от 28 Август 2012, 02:00:58
Думаю на субъективном уровне, и на начальных этапах, таких как самость - нафс (это ведь одно у всех, как и само тело) будет идентично, но далее.....разные дорожки. Говорят, что пророк был любознательный человек, и был даже в православном монастыре, и не просто так, и не знаю даже кем, послушником (по нашему выражаясь), мон. Екатерины, Синай насколько слышал.

Безусловно дорожки разные, они и не могут быть другими. Та историческая географическая область, того социума, в том временном отрезке, в которой зародился суфизм, в его традиционном понимании, сильно отличалась от другой исторической географической области, где проживал уже другой социум, в другом временном отрезке, ну и течения соответственно, также получились разными.  А насчет истории с пророком, мне не приходилось прежде слышать ее, но довольно интересно, не могли бы Вы поделиться со мной ссылкой на тот источник, где эта история упоминается, если он Вам известен?
Название: Re: сравнение двух традиций.
Отправлено: viktorioan от 28 Август 2012, 14:25:54
Думаю на субъективном уровне, и на начальных этапах, таких как самость - нафс (это ведь одно у всех, как и само тело) будет идентично, но далее.....разные дорожки. Говорят, что пророк был любознательный человек, и был даже в православном монастыре, и не просто так, и не знаю даже кем, послушником (по нашему выражаясь), мон. Екатерины, Синай насколько слышал.

Безусловно дорожки разные, они и не могут быть другими. Та историческая географическая область, того социума, в том временном отрезке, в которой зародился суфизм, в его традиционном понимании, сильно отличалась от другой исторической географической области, где проживал уже другой социум, в другом временном отрезке, ну и течения соответственно, также получились разными.  А насчет истории с пророком, мне не приходилось прежде слышать ее, но довольно интересно, не могли бы Вы поделиться со мной ссылкой на тот источник, где эта история упоминается, если он Вам известен?
Право и не знаю источника, но от мусульман непосредственно слышал, и читал в литературе, и они сами (мусульмане) любят хаживать в тот монастырь (тихо и незаметно, как туристы).
Название: Re: сравнение двух традиций.
Отправлено: Родион от 28 Август 2012, 14:33:10
Цитировать
Монастырь в период арабского завоевания Синая в 625 году направил делегацию в Медину, чтобы заручиться покровительством пророка Мухаммеда. Копия полученной монахами охранной грамоты — Фирман Мухаммеда (оригинал с 1517 года хранится в Стамбуле, куда он был истребован у монастыря султаном Селимом I), выставленная в монастыре, провозглашает, что мусульмане будут защищать монастырь, а также освобождают его от уплаты налогов.[11] Фирман был написан на коже газели куфическим почерком и скреплён отпечатком руки Мухаммеда.[12]
 

…да не сменится епископ или священник от своих мест и не изженется монах из своего монастыря.
 …да не разрушится ни единая из церквей или часовен их и да не употребится ничего из принадлежащего церквам их на постройку мечетей или домов мусульманских.[12]
 
Охранная грамота Мухаммеда
 
Однако, несмотря на полученные привилегии, количество монахов начало сокращаться и к началу IX века их осталось всего 30. С распространением в Египте ислама в монастыре появляется мечеть, сохранившаяся до настоящего времени: «За церковью недалеко каменная хата, где турки, арабы поклоняются Магомету».[13]

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%95%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%8B (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%95%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%8B)

Цитировать
Легенда гласит, что в одну из своих поездок в качестве купца Мухаммед посетил монастырь. Это вполне вероятно, тем более что Коран упоминает о святых местах Синая. Так что когда полуостров был завоёван арабами в 641 году, монастырь и его обитатели продолжали вести привычную им жизнь.

http://www.vidania.ru/monastery/monastyr_svyatoi_ekateriny_sinaiskoi/istoriya_monastyrya_sv_ekateriny.html (http://www.vidania.ru/monastery/monastyr_svyatoi_ekateriny_sinaiskoi/istoriya_monastyrya_sv_ekateriny.html)
Название: Re: сравнение двух традиций.
Отправлено: Антиквар от 28 Август 2012, 16:13:02
Мечеть в монастыре св.Екатерины на Синае существует и по сей день. Ее может увидеть любой турист, посещающий монастырь. Она используется арабами, работающими в монастыре.