Умное делание

Практика и теория умного делания => Аскетическая практика => Тема начата: Hors от 28 Май 2009, 20:32:06

Название: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: Hors от 28 Май 2009, 20:32:06
Продолжая серию тем, спрашиваю - как практически бороться с указанным выше? 8-)
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: iunija от 28 Май 2009, 20:47:39
 А никак. (шутка :-).)  Во-первых, дух тщеславия проявляется тщеславными помыслами. Гнать их надо от себя.
Посетил тщеславный помысел, а ты ему:" Пшел вон!" А потом:" Господи, прости меня превозносящегося!"
Во-вторых: это не Ваши помыслы...а вражьи"подсадные утки" проверяющие Вашу бдительность к себе.
Как только тянется рука к деланию благого, жди их. Бывает и молиться не дают...все превозносят, да похваливают. :-)
Это тоже своего рода этап восхождения...без этого ну никак и никуда мы не продвинемся. Побороться надо.
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: Hors от 28 Май 2009, 20:55:15
Не все так просто и открыто для взора  8-) Может оказаться даже, что постя сюда (к примеру только) вполне искренне (как сам полагаешь) на самом деле движим сим духом. И представьте, что вам стало каким-то образом известно, что многое из того, что совершили и полагали как вполне "от души" было движимо именно этим духом. Помогли близкому, а на самом деле тщеславны. Как тогда? 
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: iunija от 28 Май 2009, 21:27:26
Не все так просто и открыто для взора  8-) Может оказаться даже, что постя сюда (к примеру только) вполне искренне (как сам полагаешь) на самом деле движим сим духом. И представьте, что вам стало каким-то образом известно, что многое из того, что совершили и полагали как вполне "от души" было движимо именно этим духом. Помогли близкому, а на самом деле тщеславны. Как тогда? 

Знаете, это проходящий этап с той или иной силой активности. Человеку необходимо видеть каким лицемерным туманом окутаны наши дела и "добрые" помыслы. Открываются наши духовные глаза, и мы начинам видеть всю нечистоплотность нашего прошлого, и моменты настоящего жития: что дела и мысли наши полны лицемерия и тщеславной грязи, а значит они мерзостны пред лицом Божьим. И выходит, что ничего доброго мы не совершили, что жили вне правды Божьей за ширмой своей фронтальной личности, зацикленной на себе, любимом.
Это видение себя, своих составляющих данных со стороны негатива по-тихоничку  научает не доверять себе, быть более бдительными, неощутимо смиряя нас под руку Божию.
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: Hors от 28 Май 2009, 21:37:30
Да как же вы узнаете? ;) Вы много лет делали "правильно", а теперь еще и не доверять? "Не доверять" может стать обратной стороной того же. Посему и вопрос - как практически бороться? Что это? Совершать определенные поступки? Или, пусть и тщеславие, но если на добрые вещи, то пока и можно однако и понимая, что это может быть? Как практически искоренить? Искоренить, не впадая в осуждение себя, но понимая сию тонкую нить?
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: iunija от 28 Май 2009, 22:10:54
Да как же вы узнаете? ;) Вы много лет делали "правильно", а теперь еще и не доверять? "Не доверять" может стать обратной стороной того же. Посему и вопрос - как практически бороться? Что это? Совершать определенные поступки? Или, пусть и тщеславие, но если на добрые вещи, то пока и можно однако и понимая, что это может быть? Как практически искоренить? Искоренить, не впадая в осуждение себя, но понимая сию тонкую нить?

  А за что Вы будете осуждать себя если ведете борьбу с тщеславием...ведь Вы же не безучастны, полагаю?
И надо оставить в покое свое прошлое, исповеданное, и обратиться на сию- минутное. В этом сию-минутном и заложена основа борьбы. Я уже сказала, что всякое благое(доброе) действие будет сопутствовать тщеславный акцент помыслов, но это не значит, что мы должны отказывать себе делать добро. Наоборот, наперекор вражьей лести-будем делать, не ради себя, а ради Бога. Для Бога. Нужно поменять акцент. Все благое от Бога и для Бога. Бог призвал Вас сделать доброе дело, Он Вам и сопутствует в этом деле(ведь без него Вы не можете делать ничего)-значит вся слава и достается не Вам, а Богу. Вы как бы и ни причем, чем Вам тщеславиться, или чем Вам гордиться?
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: veresk от 28 Май 2009, 22:17:12
у отцов все подробненько описано...
а у Макария сказано что сея тварь при жизни нас не отпускает...

и да сейчас я тоже пишу тщеславясь... :-) и так во всей жизни... у Аввы Дорофей об этом тоже указано...
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: Hors от 28 Май 2009, 22:19:49
Так вот и вопрос КАК это делать практически, если принять, что сказанное вами я понимаю и осознаю. Как чем гордится?? 8-) Вот же и вопрос - делаю доброе, но для чего? Оказалось, к примеру, что в ожидании "всеобщего одобрения" как ни прискорбно? Как в будущем избежать этого? Вопрос именно практического свойства. Т.е. приступать ко всякому делу с четким пониманием "во имя Господне", "ничего же сам не делаю"?
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: Hors от 28 Май 2009, 22:21:23
у отцов все подробненько описано...
а у Макария сказано что сея тварь при жизни нас не отпускает...

и да сейчас я тоже пишу тщеславясь... :-) и так во всей жизни... у Аввы Дорофей об этом тоже указано...
Вот вот "пишу тщеславлясь" ;)) Не подскажете, где именно посмотреть у Макария?
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: iunija от 28 Май 2009, 22:36:13
Так вот и вопрос КАК это делать практически, если принять, что сказанное вами я понимаю и осознаю. Как чем гордится?? 8-) Вот же и вопрос - делаю доброе, но для чего? Оказалось, к примеру, что в ожидании "всеобщего одобрения" как ни прискорбно? Как в будущем избежать этого? Вопрос именно практического свойства. Т.е. приступать ко всякому делу с четким пониманием "во имя Господне", "ничего же сам не делаю"?

" Борьба с тщеславием считается весьма трудной. Предпринимаемый против нее подвиг может стать началом опять-таки тщеславия, только в какой-либо иной форме. Чтобы не позволить появиться тщеславию, а тем более укорениться, надо чаще молиться, петь псалмы, читать Священное Писание, "не пренебрегая и созерцаниями мужей-писателей, коих вера познается из (их) сочинений. Ибо, делая это, мы... не дозволим уму увлечься тщеславием... сделаем у него почти все мысли слезовидными... с тем, чтобы в великом смирении преуспевать ему и в разумении различения"
                                                         Блаженный Диадох Фотикийский

  Подходит Вам такой вариант?  :wink:
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: Hors от 28 Май 2009, 22:39:11
В точку. Спасибо  :-D
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: veresk от 28 Май 2009, 22:54:31
Цитировать
Не подскажете, где именно посмотреть у Макария?

не простите точно не смогу дать...где то в беседах скорее всего...

Цитировать
В точку. Спасибо
это тоже может не помочь...В "Невидимой брани" об этом и сказано что не смотря на то что каждый день вижу свою скверность, неотступно продолжаю тщеславится...
это происходит на грани тонких помыслов, их очень трудно уловить...а потом они шквалом тебя обдают...ни и ничего тут плохого нет пусть вылазтють :-)
Слава Господу что хоть дает видеть...хоть чуть чуть...хоть самую малость...
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: Hors от 28 Май 2009, 22:57:56
Цитировать
Не подскажете, где именно посмотреть у Макария?

не простите точно не смогу дать...где то в беседах скорее всего...

Цитировать
В точку. Спасибо
это тоже может не помочь...В "Невидимой брани" об этом и сказано что не смотря на то что каждый день вижу свою скверность, неотступно продолжаю тщеславится...
это происходит на грани тонких помыслов, их очень трудно уловить...а потом они шквалом тебя обдают...ни и ничего тут плохого нет пусть вылазтють :-)
Слава Господу что хоть дает видеть...хоть чуть чуть...хоть самую малость...
\
Правильно понимаю - так и двигаться от шквала к шквалу с терпением?
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: veresk от 28 Май 2009, 23:07:26
 :-) про шквал это я описал как у меня происходит...сам пока думаю :-)
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: iunija от 28 Май 2009, 23:12:31
Цитировать
Не подскажете, где именно посмотреть у Макария?

не простите точно не смогу дать...где то в беседах скорее всего...

Цитировать
В точку. Спасибо

    
 это тоже может не помочь...В "Невидимой брани" об этом и сказано что не смотря на то что каждый день вижу свою скверность, неотступно продолжаю тщеславится...
это происходит на грани тонких помыслов, их очень трудно уловить...а потом они шквалом тебя обдают...ни и ничего тут плохого нет пусть вылазтють :-)
Слава Господу что хоть дает видеть...хоть чуть чуть...хоть самую малость...
\
Правильно понимаю - так и двигаться от шквала к шквалу с терпением?

  А что бы не тщеславились пошлются вам скорби, через них вы  забудите  и о гордыне, и о тщеславии.
Это самое действенное лекарство.
Устраивает это вас, обоих тщеславщиков? :wink:
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: Hors от 28 Май 2009, 23:14:39
Вы знаете, можно ответить несколько иначе - скорби обнажают  8-)
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: Hors от 28 Май 2009, 23:16:00
:-) про шквал это я описал как у меня происходит...сам пока думаю :-)
Он тяжело переживается в физическом смысле?
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: iunija от 28 Май 2009, 23:19:40
Вы знаете, можно ответить несколько иначе - скорби обнажают  8-)

  Но, мой дорогой Hors , видимые Вами движения тщеславия в себе, тоже в некоторой степени обнажают. :-P
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: Hors от 28 Май 2009, 23:26:28
Не могу сказать, что они видимы мною. Скажем так, сие понимание открылось неким образом не как стороннему наблюдателю, но как пловцу, которому сказали, что он плывет, а это вокруг называется вода. А он то думал, что он идет посуху ;)
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: iunija от 28 Май 2009, 23:50:13
Не могу сказать, что они видимы мною. Скажем так, сие понимание открылось неким образом не как стороннему наблюдателю, но как пловцу, которому сказали, что он плывет, а это вокруг называется вода. А он то думал, что он идет посуху ;)

  Хорошо, слово "видим" ставим в кавычки, что бы сказать что оно не меняет сути значения. Главное что Вам оно(тщеславие) открылось, а как неважно. Просто я в таких случаях применяю слово "вижу". Просто трудно подобрать, выразить словом то состояние, когда неким наитием открывается истинное положение вещей.
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: veresk от 29 Май 2009, 01:12:07
:-) про шквал это я описал как у меня происходит...сам пока думаю :-)
Он тяжело переживается в физическом смысле?
:-) в физическом вроде не тяжело... да и в эмоциональном... тут просто как направить это шквал...тангагалашки пытаются в уныние толкать...тогда тяжело... а если смирятся, каятся Господь облегчает...
и образ шквала я показал к тому...что ты во живешь и думаешь что все нормально а потом раз и в один момент осознаешь...цепляешсь за одное проявление гордыни, тщеславаия и нарываешся сразу на  весь рой...

Цитировать
Устраивает это вас, обоих тщеславщиков

да это не приятно...но раз нас нельзя по иному лечить то предается это терпеть :-D
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: Леонид от 29 Май 2009, 02:15:59
Бес тщеславия, пожалуй, самый замысловатый и наиболее сложно устроенный бес из всех. Он напоминает мне фракталь, в котором мельчайшие детали узора в точности повторяют крупные формы, но в мелком масштабе. И уменьшаясь пропорционально, остаются, тем не менее, теми же точно по сути.
(http://fusionanomaly.net/fractals.jpg)
Основное его качество - крепчайшая сцепка с умом. Он умеет мимикрировать под любые, кажущиеся нам благими, движениями души и ума.

Наиболее уместное оружие против него - снятие любых оценок вообще, не только с внешней, но также и с внутренней событийности.
Например: увидел девушку, приятную вo всех отношениях, сразу пошла фантазия о ней, тут же ловишь себя за хвост и укоряешь за фривольные мысли, но бес тщеславия уже за углом, потирая ручки, сообщает тебе - вот, молодец, успешно отбрил помысел! Прогоняешь  и этого, понимая, что попался, а он опять тут как тут, хихикает над тобой: ну, герой! победил самого беса тщеславия!

Поэтому, если дать помыслу уйти так же как и вошёл, не задерживая его в уме оценкой, этому бесу будет не за что зацепиться и он останется ни с чем.

http://www.youtube.com/watch?v=G_GBwuYuOOs (http://www.youtube.com/watch?v=G_GBwuYuOOs)
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: veresk от 29 Май 2009, 16:40:17
Цитировать
...одинаково опасно для человека знать Бога, не зная своего ничтожества, и знать свое ничтожество, не ведая могущего исцелить его Искупителя. Одно из этих познаний без другого производит или гордость философов, ведавших Бога, но не сознававших своего ничтожества, или безнадежность атеистов, сознающих свое ничтожество без надежды от него избавиться. Таким образом, как с одной стороны человеку равно необходимо знать обе эти истины, так равно необходимо было милосердию Божию привести нас к познанию их...
Паскаль


вот видимо один из путей...

а это вообще о человеке... :-)

Цитировать
Что же это за химера – человек? Какая невидаль, какое чудовище, какой хаос, какое поле противоречий, какое чудо! Судья всех вещей, бессмысленный червь земляной, хранитель истины, сточная яма сомнений и ошибок, слава и сор вселенной.
контрасты на мой взгляд интересны...
Цитировать
Ты смеешься этой басне? Так замени в ней лишь имя и увидишь, что речь идет о тебе. Гораций
:-D
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: Hors от 29 Май 2009, 17:16:40
ИМХО Не путь это, но рассуждения, вариации на тему песен ;)

Вот нечто нашел:

«Не присадиться в церкви хорошо. А придет тщеславие, нарочно присядьте, чтоб сказать помыслу, когда станет тщеславиться: сидела ведь и сама. Один отец, когда пришел помысл тщеславия, что много постится, вышел рано туда, где много народу бывает, сел и начал есть хлеб»
Свт. Феофан
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: veresk от 29 Май 2009, 19:12:54
ну да такой способ тоже хорош, главное что так и не остался сидеть и есть ....и говоря да это я для смирения :-D

вот интересное состояние описывает Соловьев

Цитировать
Был в это время между немногими верующими-спиритуалистами один замечательный человек - многие называли его сверхчеловеком, - который был одинаково далек как от умственного, так и от сердечного младенчества. Он был еще юн, но благодаря своей высокой гениальности к тридцати трем годам широко прославился как великий мыслитель, писатель и общественный деятель. Сознавая в самом себе великую силу духа, он был всегда убежденным спиритуалистом, и ясный ум всегда указывал ему истину того, во что должно верить: добро, Бога, Мессию. В это он верил, но любил он только одного себя. Он верил в Бога, но в глубине души невольно и безотчетно предпочитал Ему себя. Он верил в Добро, но всевидящее око Вечности знало, что этот человек преклонится перед злою силою, лишь только она подкупит его - не обманом чувств и низких страстей и даже не высокою приманкой власти, а чрез одно безмерное самолюбие.
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: Hors от 30 Май 2009, 19:19:34
 :-)
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: Alexander от 31 Май 2009, 21:16:44
За тщеславием скрывается гордость. И тщеславие уже одна из самых тонких страстей. Можно еще сказать, что гордость себя выражает через тщеславие. Посему и эгоистический человек движим тщеславием.

1, На многих этапах развития (падшего) человека тщеславие позволяет побороть другие, более грубые страсти. Повторю мысль, неоднократно озвученную ранее. Если в основании аскезы лежит устремление (горение) к Богу, то сами аскетические приемы поддерживаются тщеславием. Посему и аскеза позволяет человеку освободиться от грубых страстей, но не от тщеславия (и гордости).

2. Говоря о борьбе со страстью, мы должны всегда помнить, что цель борьбы - преображение страсти, а не ее убийство. Есть ли истина в тщеславии, и в чем это истина извращена? Есть! Это слава человека как образа Божьего. Человек - бог по благодати, а благодать - слава Божества. Тщеславие - слава падшего человека, слава эгоистическая...

Тщеславие - слава падшего человека - побеждается и преображается благодатью. Ничем иным. Повторю, что более грубые страсти могут быть побеждены и усвоены (но не преображены) с помощью тщеславия.
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: veresk от 31 Май 2009, 21:31:17
мне кажется что гордость выражает себе через все страсти...

Цитировать
устремление (горение) к Богу

это устремление наверно должно в чем то выражаться?

позволю себе сказать что нет истины в тщеславии ... :-D ну и тут спрячусть за Максима...
Цитировать
Не пища зло, но чревоугодие, не деторождение, но блуд, не деньги, но сребролюбие, не слава, но тщеславие, а когда так, то нет в природе зла, кроме злоупотребления, которое случается от несмотрения ума за действиями естественными. Св. Максим Исповедник.

вот видимо в устремлении и заключается начало... но опять же в чем оно выраженно?
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: Alexander от 31 Май 2009, 22:01:40
Monte More, нет никакого противоречия с прп.Максимом. Вчитайтесь.
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: veresk от 31 Май 2009, 22:10:54
 да... не уразумел по невнимательности... :-)

тогда остается..

Цитировать
это устремление наверно должно в чем то выражаться?
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: Hors от 31 Май 2009, 22:33:02
За тщеславием скрывается гордость. И тщеславие уже одна из самых тонких страстей. Можно еще сказать, что гордость себя выражает через тщеславие. Посему и эгоистический человек движим тщеславием.

1, На многих этапах развития (падшего) человека тщеславие позволяет побороть другие, более грубые страсти. Повторю мысль, неоднократно озвученную ранее. Если в основании аскезы лежит устремление (горение) к Богу, то сами аскетические приемы поддерживаются тщеславием. Посему и аскеза позволяет человеку освободиться от грубых страстей, но не от тщеславия (и гордости).

2. Говоря о борьбе со страстью, мы должны всегда помнить, что цель борьбы - преображение страсти, а не ее убийство. Есть ли истина в тщеславии, и в чем это истина извращена? Есть! Это слава человека как образа Божьего. Человек - бог по благодати, а благодать - слава Божества. Тщеславие - слава падшего человека, слава эгоистическая...

Тщеславие - слава падшего человека - побеждается и преображается благодатью. Ничем иным. Повторю, что более грубые страсти могут быть побеждены и усвоены (но не преображены) с помощью тщеславия.
Спасибо Александр. Т.о. можно осторожно сказать - сей дух может преобразится при определенных обстоятельствах? Спрашивал не в контексте аскетических приемов, но в качестве настроить мысль в верном направлении для поддержания духа.
ПС Вот слегка даже опрадался "чтоб правильно поняли". Тщеславен таки ... ;))
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: Elena от 31 Май 2009, 23:12:24

Антипод гордости - смирение. А оно, по мнению Исаака Сирина, подается как благодать. То есть это не родовая добродетель (аскетическое делание), а дар от Господа.

Интересно, как ваши, Александр, мысли перекликаются с взглядом А. Шмемана:

Цитата: Alexander
Смирение – действительно Божественное свойство, суть и сияние славы, которой исполнены небо и земля. Бог смиренен потому, что Он совершен; Его смирение и есть Его слава.

Смирение – прежде и больше всего восстановление, возвращение  к настоящему  порядку вещей.

Шмеман далек от аскетики. Вот его рецепт стяжания этого качества:

Цитата: Шмеман
Как можно стать смиpенным? Для хpистианина - пpостой ответ: созеpцание Хpиста, воплощенного божественного смиpения, Того, в Котоpом Бог показал pаз и навсегда всю славу Свою в смиpении и все смиpение Свое в славе. Хpистос сказал в ночь Его наивысшего смиpения: "Hынепpославился Сын Человеческий, и Бог пpославился в нем" (Иоанн, 13,31). Смиpению yчишься, созеpцая Хpиста, Котоpый сказал: "Hаyчитесь от Меня, ибо Я кpоток и смиpенен сеpдцем" (Матф. 11,29). В конце концов смиpению yчишься, соpазмеpяя и сpавнивая каждое свое слово, каждый постyпок, всю свою жизнь с Хpистом. Потому что без Hего настоящее смиpение невозможно, тогда как y фаpисея даже веpа становится гоpдостью; в своем фаpисейском тщеславии он гоpдится своими человеческими, внешними достижениями.

Почему привожу это здесь - тут реальный путь преодоления того духа, о котором речь в теме. Не за счет саморефлексии, а более цельно, на мой взгляд.

Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: Hors от 31 Май 2009, 23:16:42
Если это так просто - что такое это упоминаемое созерцание практически в контексте темы?
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: veresk от 31 Май 2009, 23:22:46
Если это так просто - что такое это упоминаемое созерцание практически в контексте темы?

вот именно что далеко не просто...всято и броблема что человек на себя одеяло тащит... это не умом постигается(внешним)...чел хочет себя созерцать а не Бога..
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: Hors от 31 Май 2009, 23:37:02
Отож. Тут речь о том, что если человек неким образом постиг сие (возьмем за постулат, чтоб избежать ненужных "а вдруг неверно постиг, вдруг не то и т.п.), то это уж некий шаг к преодолению? С дальнейшим движением, учитывая те ориентиры, уже высказанные в теме. Т.е. как прежде, но с новым опытом?
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: Alexander от 01 Июнь 2009, 00:47:00
***Т.о. можно осторожно сказать - сей дух может преобразится при определенных обстоятельствах?***

За тщеславием стоит гордость. А гордость... Есть ведь духовная гордость, которая много тоньше гордости плотяного и душевного человека. Вот и наивысшая точка на пути преображения. Тщеславие - излучение гордости.

Говорят, что истинное смирение побеждает гордость. Истинное же смирение (вспомним, об этом говорил прп.Силуан) - высокий дар Божий. Мне почему-то кажется, что для преображения гордости нужен не отдельный дар, нужен Сам Господь.
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: Elena от 01 Июнь 2009, 08:50:55
Цитировать
Если это так просто - что такое это упоминаемое созерцание практически в контексте темы?

вот именно что далеко не просто...всято и броблема что человек на себя одеяло тащит... это не умом постигается(внешним)...чел хочет себя созерцать а не Бога..

Тщеславие не на пустом месте возникает. Оно возникает по ХОРОШЕМУ поводу. Если не забывать это хорошее - вот и противовес.

А если отвергать в принципе любую положительную оценку своих действий - то тут событие становится "запретным" и процесс идет иррациональным путем с возможностью анонимного "соучастия". Вот тут-то впридачу к  просто тщеславию появляется "дух его", начинается бесперспективная гонка по отлавливанию запрещенных мыслей. 

Оценочные помыслы - нормально, когда это вроде весов внутри нас с двумя чашами (пока они есть - эти оценочные помыслы, в идеале хорошо бы от них уйти, но тоже не методом запрета).

Шарахаться от любых положительных мыслей о себе - способ сомнительный.
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: Hors от 01 Июнь 2009, 12:43:42
***Т.о. можно осторожно сказать - сей дух может преобразится при определенных обстоятельствах?***

За тщеславием стоит гордость. А гордость... Есть ведь духовная гордость, которая много тоньше гордости плотяного и душевного человека. Вот и наивысшая точка на пути преображения. Тщеславие - излучение гордости.

Говорят, что истинное смирение побеждает гордость. Истинное же смирение (вспомним, об этом говорил прп.Силуан) - высокий дар Божий. Мне почему-то кажется, что для преображения гордости нужен не отдельный дар, нужен Сам Господь.
Согласен.  Путь а не описание шага исправит.
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: Умка от 01 Июнь 2009, 15:28:42
Помню момент перед операцией.
Лежишь на холодном столе...Бьёт дрожь...
Впереди неизвестность.
Первый раз наркоз, первый раз операция...
Страшно. Успокаивающий укол конечно притупил чувства.
Уже маска на лице...
И ты себя успокаиваешь: спокойно, всё будет хорошо, всё хорошо, вот умничка... спокойно...всё хорошо...
Словно саму себя ведёшь через необходимое испытание.
А когда прошло всё, всё уже позади возникает в душе чувство...хочется похвалить себя.
Похвалить за то, что получилось пройти.
Появляется мысль, что так же можно помочь себе... умирая. Помочь пройти...

Это опыт, который, мне кажется,  пройден на оценку "хорошо".
И он радует.
-
Это бес тщеславия что ли радуется?

Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: veresk от 01 Июнь 2009, 16:14:27
вообще все более прихожу к мысли что мы как и музыкальное произведение состоим из диссонансов и консонансов... просто диссонансов больше в падшей природе и они не на своих местах стоят...и задача выстроить правильную гармонию...т.е. познать себя... найти все нестройные звуки...что убрать и что переместить...

хотя с мнением отцов это не как не совпадает...

Цитировать
Шарахаться от любых положительных мыслей о себе - способ сомнительный.
незнаю...почему бы и его не попробывать...хвалить мы себя научились....может стоит и научится бичевать....

Цитировать
Оценочные помыслы - нормально, когда это вроде весов внутри нас с двумя чашами

вот именно что оценить адекватно ты не можешь (за себя говорю)... видимо можно только наблюдать... словно сидишь в оркестре и пытаешься понять когда именно ты должен вступить...
(и опять же тоже буддизмом какимто отдают мысли эти)...кроче незнаю вообще что делать и как идти...
признаюсь честно иногда мне кажется что я и есть антихрист, а в другой раз думаю что я Илия...а потом думаю даже антихрист духовен в своей сути, а лишь плотянное существо...сейчас например вижу что и жизни во мне нет...что состою лишь из страстей и желаний...чувства отсутствуют особенно к людям...все кажутся глупые и маленькие существа....вот видимо какой сам такой мир и видишь... но по этому поводу не сколь не печалюсь... как стоик или буддист видимо...такое вот состояние...не холоден и не горяч...

Цитировать
Великий скрипач Иегуди Менухин однажды заметил, что "музыка создает порядок из хаоса".
но можно создать и хаус...хотя с другой стороны кажеться что хаус создается когда ничего не делаешь....незнаю....это уже к теме наверно не относится...
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: Elena от 02 Июнь 2009, 09:03:40

Цитата:  Monte More
хвалить мы себя научились....может стоит и научится бичевать....

Палка должна быть о двух концах. Если процесс односторонний, если не найти равновесия, впадешь в прелесть.  Основание подобной прелести - гордость. Гордость может выражаться и в заниженной самооценке.

Цитировать
признаюсь честно иногда мне кажется что я и есть антихрист, а в другой раз думаю что я Илия...

Вот-вот - из одной крайности в другую. :-)
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: veresk от 02 Июнь 2009, 13:30:48
Цитировать
Вот-вот - из одной крайности в другую

но видимо иного пути нет...чтоб узнать этот край надо до него дойти...
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: Hors от 02 Июнь 2009, 17:13:12
ИМХО НАдо ли, т.е. непременно надо ли? молитва как веревочка путеводная Думаю, если попущено тебе для укрепления, то конечно - надо. Но если самовольно ...  аналог явный этого самоуправства - наркомания как спуск в бездну. Или не выйдешь или выйдешь поврежденным.
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: Aniks от 03 Июнь 2009, 17:41:46
За тщеславием стоит гордость.
Александр, а почему так получается, что за тщеславием стоит гордость? Ведь на первый вгляд это совсем разные состояния: тщеславие — это когда человек ищет одобрение в глазах окружающих, а гордость — это когда он ищет признания в своих собственных глазах. Получается, наоборот, что по-настояшему гордый человек не будет тщеславным — ему не будет никакого дела до мнения окружающих, так как ему важна только его собственная оценка. Образно говоря, эти состояния скорее противоположны друг другу: гордость направлениа на себя, а тщеславие — наружу, на окружающих.

P.S.
К сожалению не могу сейчас найти, но где-то кажется попадалась статья по этому поводу...
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: Hors от 03 Июнь 2009, 18:07:54
Речь о гордости-гордыне
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: Alexander от 03 Июнь 2009, 21:50:29
Aniks, гордость глубже тщеславия. Я еще сказал, что тщеславие - излучение гордости. Излучение наружу, а гордость внутрь...
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: Aleksei B. от 03 Июнь 2009, 22:44:17
Aniks, гордость глубже тщеславия. Я еще сказал, что тщеславие - излучение гордости. Излучение наружу, а гордость внутрь...

А глубже гордости, что-то, что я бы назвал "импульс к самоутверждению". Есть люди вполне сознающие свое ничтожество, и даже ощущающие мазохистское удовольствие от этого, но стремление к самоутверждению остается. IMHO.
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: Hors от 03 Июнь 2009, 23:01:10
Как и страх, так и мазохистское удовольствие - это стороны одного и того же. Тщеславие. Страх быть непризнанным людьми и любования своим ничтожеством признаки того же
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: 000 от 04 Июнь 2009, 00:22:47
  вообще тщеславие как таковое «победить» невозможно имхо его можно перерасти наверное, как у Лествичника об этом сказано «Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх. Тщеславный человек есть идолопоклонник, хотя и называется верующим.»  (слово 22), то есть речь идет об  уклонении, промахе в  произволении  и служении  идолу под названием – славолюбие, основанием которого является обособленность человеческого «Я»,  провозгласившего свою автономию и требующего по данному поводу фимиама в свой адрес,   
  соответственно первейшим средством для уничтожения  автономии является – предание себя Богу, всего без остатка – дабы не осталось обособленной автономии, а соответственно и повода для присвоения чужой славы, ведь мы призваны войти в  Славу Бога, а не собирать славу для Него.

   p.s.  хотя просто предания себя Богу мало без  понимания  всей никчемности и противоестественности собственной автономии  имхо
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: tpash от 04 Июнь 2009, 18:39:28
А чем по сути отличается гордость от тщеславия?
Кто может, поясните.
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: Aleksei B. от 04 Июнь 2009, 18:58:12
Тщеславие или славолюбие, страсть к славе - лишь одно из ряда проявлений заложенного в наши сознания "импульса к самоутверждению", imho. Кто-то к славе больше стремится, кто то меньше. Для кого то потаенная власть важнее славы.

"Импульс к самоутверждению" в сфере воли, а в сфере чувств - страсть к ряду омраченных удовольствий (из которых наиболее омраченное - сексуальное) образуют то, что понимается как грех в человеке. Порок онтологии. Это мое личное понимание философии сознания сейчас.

Что же до значения "гордыни" в Православии, в аскетике... Мне кажется, само слово не отражает до конца суть проблемы, и не обладает философской чистотой. Точнее, возможно, был бы всё же "импульс к самоутверждению". Гордыня подразумевает самообман относительного своего настоящего статуса, обязательную ошибку разума в общем то. Мне кажется, не у всех эта ошибка есть, среди тех кто несет в себе "импульс к самоутверждению". Например, можно предположить, что Люцифер, предельно ясно, по человеческим меркам, оценивает реальность и себя в ней, но имеет самодовлеющее стремление стать больше.
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: Леонид от 04 Июнь 2009, 19:02:25
Что же до значения "гордыни" в Православии, в аскетике...
Aleksei B.,
tpash спрашивал про гордость, не про гоpдыню. А Вы теперь объясните, пожалуйста, как видите разницу между этими двумя.
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: Aleksei B. от 04 Июнь 2009, 19:12:16
Что же до значения "гордыни" в Православии, в аскетике...
Aleksei B.,
tpash спрашивал про гордость, не про гоpдыню. А Вы теперь объясните, пожалуйста, как видите разницу между этими двумя.

А никак не вижу :) Хотя, впечатление, что гордыню более расширенно понимают. Гордость, как очевидная форма гордыни - наверное так. Еще можно гордыню понимать как порок, а гордость как одну из форм проявления этого порока. И опять же, не просто так это разделение возникло. Очевидно, слово "гордость" не удовлетворяет, хочется докопаться до истоков. Но увы, и семантика слова "гордыня" ясности не вносит.
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: iunija от 04 Июнь 2009, 19:36:42
Что же до значения "гордыни" в Православии, в аскетике...
Aleksei B.,
tpash спрашивал про гордость, не про гоpдыню. А Вы теперь объясните, пожалуйста, как видите разницу между этими двумя.

А никак не вижу :) Хотя, впечатление, что гордыню более расширенно понимают. Гордость, как очевидная форма гордыни - наверное так. Еще можно гордыню понимать как порок, а гордость как одну из форм проявления этого порока. И опять же, не просто так это разделение возникло. Очевидно, слово "гордость" не удовлетворяет, хочется докопаться до истоков. Но увы, и семантика слова "гордыня" ясности не вносит.

  Гордыня направлена на себя и гордится собой. А гордость направлена на других и гордится другими или принадлежностью к этим другим. Например, не вижу гордыни в том что я горжусь своей принадлежностью к русскому народу, я горжусь успехами своего сына или друга- все это в моем понимании никак не связано с гордыней, которая превозносит себя, любимого.
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: Alexander от 04 Июнь 2009, 21:36:14
А столь ли важно (в рамках этой темы), в чем отличие гордости от гордыни? Думаю. нет.
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: angel от 04 Июнь 2009, 23:58:16
А столь ли важно (в рамках этой темы), в чем отличие гордости от гордыни? Думаю. нет.
Да уж...разницы нет. Что гордость,что гордыня - одно и тоже по сути. :|

Думаю гордость(гордыня) всегда направлена на себя...
Даже если мы гордимся успехами других, все равно в какой то степени это гордость и за себя...
что ты причастен к успехам другого человека...
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: БратДимитрий от 05 Июнь 2009, 01:04:20

Если я снискал одобрения в глазах других, то говорю себе: молодец. Точнее сердце как то приходит в приятное волнение.
Потом уже говорю Слава Богу! Наверное надо научиться любить Бога. А еще ближнего.
Успехи достижения других людей делать для себя событием. Радоваться с радующимися. Сочувствовать страждущим. Бороться с этим в голове помыслами? Я бы заподозрил себя в искусственности. Мне кажется тут нужно усилие воли, чтобы привить (силой) навык к добродетели. А за труды Господь подаст, если будет полезно. Вобще если так подумать, то тщеславиться - это ведь глупо.
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: Hors от 30 Июнь 2009, 16:43:43
Оказалось, много тут под боком в библиотеке:

58. Бес тщеславия противостоит бесу блуда, и нельзя допустить, чтобы оба они одновременно нападали на душу, ибо один обещает честь, а другой производит бесчестие. Поэтому когда какой-нибудь из них, приблизившись, начнет теснить тебя, ты представь себе помыслы противоположного беса, и, если сможешь, по поговорке, выбить клин клином, то знай, что ты уже близок к границам бесстрастия. Ибо ум способен человеческими силами истребить помыслы бесов. Но когда посредством смиренномудрия отгоняется помысел тщеславия, а посредством целомудрия - помысел блуда, то это уже служит признаком глубочайшего бесстрастия. Сие постарайся осуществить в отношении всех противостоящих друг другу бесов и одновременно узнаешь, в какой страсти ты больше обвык. Однако проси у Бога, насколько можешь, [чтобы Он дал тебе силы] отразить врагов вторым способом.

 Евагрий Понтийский
Слово о духовном делании, или монах
Пролог. Послание к Анатолию
http://www.hesychasm.ru/library/evagri/txt2.htm

По ходу вопрос. О каких именно произведениях упоминает Евагрий в последнем абзаце Пролога?

Поэтому то, что относится к [духовному] деланию, мы сжато изложили [в сочинении], разделенном на сто глав, а то, что относится к ведению, - [в двух других, состоящих из] пятидесяти и шестиста глав. При этом мы кое-что утаили, а кое о чем высказались прикровенно, дабы не давать святыни псам и не бросать жемчуга перед свиньями (Мф.7:6). Но это будет ясно тем, кто следует по стопам старцев.
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: Alexander от 30 Июнь 2009, 21:41:08
Об Евагрии здесь: http://www.russian-inok.org/page.php?page=way7&dir=way&month=1202
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: veresk от 01 Июль 2009, 19:09:26
я так понял всеже надо на тщеславие в начале опираться...

и нудить себя этим же духом...так?
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: Alexander от 01 Июль 2009, 19:41:27
Не совсем так. Это нельзя делать в грубой и явной форме.

Можно в неявной форме. Например: я - православный христианин, я смогу это сделать.
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: veresk от 01 Июль 2009, 20:00:07
Не совсем так. Это нельзя делать в грубой и явной форме.

Можно в неявной форме. Например: я - православный христианин, я смогу это сделать.
можно чуть подробнее или пример какой другой...

не совсем я понял... а то домыслю куда нибудь не туда...
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: Alexander от 01 Июль 2009, 20:16:23
А когда поймете, то обращение к такой формуле уже будет явным тщеславием :)

Смысл такой. Человек обращается к своим волевым качествам, считая себя православным христианином. Реально же таким он не является, только номинально. Т.е. в мнении, что он - православный христианин, и поэтому должен смочь, скрыто тщеславие. И это тщеславие является движущей силой, способной отчасти побороть другие страсти. Другой похожий пример: я - монах, мне блудить нельзя.
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: veresk от 01 Июль 2009, 20:21:19
благодарю...теперь понятно...

вот попался текст...

Цитировать
На вопрос: «Как распознать в себе гордость?» - Иаков, архиепископ Нижегородский, пишет следующее:

«Чтобы понять, ощутить ее, замечай, как ты будешь себя чувствовать, когда окружающие тебя сделают что-либо не по-твоему, вопреки твоей воле. Если в тебе рождается прежде всего не мысль кротко исправить ошибку, другими допущенную, а неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если и малейшие неуспехи в твоих делах тебя опечаливают и наводят скуку и тягость, т.ч. и мысль о Промысле Божием, участвующем в делах наших, тебя не веселит, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к нуждам других, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если при виде неблагополучия других, хотя бы то врагов твоих, тебе весело, а при виде неожиданного счастья ближних твоих грустно, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о твоих недостатках, а похвалы о небывалых в тебе достоинствах для тебя приятны, восхитительны, то знай, что ты горд и горд глубоко»
верно на мой взгляд
Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: Леонид от 02 Июль 2009, 00:01:53
Наталья Кончаловская своему сыну Никите: "Перестань укорять Бога в несправедливости по отношению к тебе. Если бы Он был справедлив, то уж давно бы наказал тебя".

(Из интервью Н.С. Михалкова)

Название: Re: Борьба с духом тщеславия
Отправлено: veresk от 12 Сентябрь 2009, 16:48:46
у отцов все подробненько описано...
а у Макария сказано что сея тварь при жизни нас не отпускает...

и да сейчас я тоже пишу тщеславясь... :-) и так во всей жизни... у Аввы Дорофей об этом тоже указано...
Вот вот "пишу тщеславлясь" ;)) Не подскажете, где именно посмотреть у Макария?
.
Цитировать
..беседа 7, вопрос 4 ;
Вопрос. Каким образом падают и те, в которых воздействовала Божия благодать?

Ответ, Самые чистые по своей природе помыслы бывают поползновенны и падают. Человек начинает превозноситься, осуждать другого и говорить: "ты грешник," а себя самого признавать праведным. Разве не знаешь, что говорит Павел? Дадеся ми пакостник плоти, аггел сатанин, да ми пакости деет, да не превозношуся (2 Кор. 12, 7), И в чистой природе есть возможность превозношения.
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/12m/makarii_eg/spirittalks/7.html

 :-) вот если еще интересно...

Как в будущем избежать этого? Вопрос именно практического свойства. Т.е. приступать ко всякому делу с четким пониманием "во имя Господне", "ничего же сам не делаю"?

и из Невидимой брани

http://www.psylib.ukrweb.net/books/nikod01/txt110.htm