Умное делание

Практика и теория умного делания => Аскетическая практика => Тема начата: Cosmonaut от 24 Август 2009, 00:20:04

Название: Исихазм для "чайников"
Отправлено: Cosmonaut от 24 Август 2009, 00:20:04
Имя Господне призываем в умной молитве, чтобы иметь от Него помощь.
Без этого не можем никак.
Но не следует упускать из виду и обычные умственно-психические процессы во время молитвы.
Замечал, что после чистого (без отвлечений) умного делания, если его остановить, на некоторое время наступает внутренее безмолвие.
Ум всё время думает одну и ту же мысль по кругу (молитва) и привыкает делать только это и ничего другого.
А когда эту "табуретку" из под него выбивают (перестают молиться), то он вообще ничего не делает (безмолвие).
Простое безмолвие малоценно (хотя некоторые традиции  его ценят и притом, очень).
Другое дело -  умносердечная молитва.
Когда безмолвие приходит после  такой молитвы, то наступает не просто безмолвие,
а безмолвное предстояние пред Господом в сердце.
Это есть высшее делание в исихазме. Оно должно быть непрестанным.

Вы думаете это лекция? Нет это вопрос.
Вот так я, новоначальный, понимаю исихазм (упрощенная схема).
Если я прав, подтвердите. Если нет, поправьте.
Останется не только мне, но и другим новоначальным, кто прочтет.

Созерцательные состояния  я умышленно не затронул ибо это уже относится к сфере неделания.
То совсем другая песня. Нам бы деланию успеть сподобиться.
Название: Re: Исихазм для "чайников"
Отправлено: SINAIT от 24 Август 2009, 08:45:49
Имя Господне призываем в умной молитве, чтобы иметь от Него помощь.
Без этого не можем никак.
Но не следует упускать из виду и обычные умственно-психические процессы во время молитвы.
Замечал, что после чистого (без отвлечений) умного делания, если его остановить, на некоторое время наступает внутренее безмолвие.
Ум всё время думает одну и ту же мысль по кругу (молитва) и привыкает делать только это и ничего другого.
А когда эту "табуретку" из под него выбивают (перестают молиться), то он вообще ничего не делает (безмолвие).
Простое безмолвие малоценно (хотя некоторые традиции  его ценят и притом, очень).
Другое дело -  умносердечная молитва.
Когда безмолвие приходит после  такой молитвы, то наступает не просто безмолвие,
а безмолвное предстояние пред Господом в сердце.
Это есть высшее делание в исихазме. Оно должно быть непрестанным.

Вы думаете это лекция? Нет это вопрос.
Вот так я, новоначальный, понимаю исихазм (упрощенная схема).
Если я прав, подтвердите. Если нет, поправьте.
Останется не только мне, но и другим новоначальным, кто прочтет.

Созерцательные состояния  я умышленно не затронул ибо это уже относится к сфере неделания.
То совсем другая песня. Нам бы деланию успеть сподобиться.

Что мы ищем в молитве?!!

МОЛИТВА - это: прежде всего очищение от стврастей!
Но как же нам истерзанным страстьми очистить свое сердце!?
Как любое загрязнение человек применяет какие то моющие средства и добивается чистоты того придмета которого пытается очистить.
Мы умершие духом мы помрачены разумом потому что грех вяжет ум!
И это очищение должно начинаться с молитвы! Молитвы сердцесокрушения, молитвы внимания, молитвы благодарения, молитвы покаяния, молитвы прошения, и всё всё идет через молитву
Название: Re: Исихазм для "чайников"
Отправлено: yury_petrov от 24 Август 2009, 13:31:26
Ум всё время думает одну и ту же мысль по кругу (молитва) и привыкает делать только это и ничего другого.
А когда эту "табуретку" из под него выбивают (перестают молиться), то он вообще ничего не делает (безмолвие).
Когда ум вообще ничего не делает - это отупение :)

Простое безмолвие малоценно (хотя некоторые традиции  его ценят и притом, очень).
Другое дело -  умносердечная молитва.
Когда безмолвие приходит после  такой молитвы, то наступает не просто безмолвие,
а безмолвное предстояние пред Господом в сердце.
Это есть высшее делание в исихазме. Оно должно быть непрестанным.
Мне кажется, первое делание в исихазме - привести ум в подчиненное сердцу состояние. Тогда ум сам по себе умолкнет... Куда ж ему тогда деться, если сердцу уже не указ.

Созерцательные состояния  я умышленно не затронул ибо это уже относится к сфере неделания.
То совсем другая песня. Нам бы деланию успеть сподобиться.
Созерцание не есть неделание, но, думаю, эту тему здесь затрагивать не стоит.
Название: Re: Исихазм для "чайников"
Отправлено: mirnestranik от 24 Август 2009, 17:17:11
Имя Господне призываем в умной молитве, чтобы иметь от Него помощь.
Без этого не можем никак.
Но не следует упускать из виду и обычные умственно-психические процессы во время молитвы.
Замечал, что после чистого (без отвлечений) умного делания, если его остановить, на некоторое время наступает внутренее безмолвие.
Ум всё время думает одну и ту же мысль по кругу (молитва) и привыкает делать только это и ничего другого.
Не только...ещё ум научается отгонять приходящие помыслы...думать о Боге...пребывать с Ним...чувствовать Его присутствие рядом...

Когда душа(сердце) мало по малу научает сочувствовать словам молитвы...То в ней появляются чувства к Богу, благоговения, радости, покаяния, и т.д...Вот такая вот молитва с чувствами к Богу, мню, и есть умно-сердечная молитва...в ней задействован ум(слова) и сердце(чувства) :-)...

Простое безмолвие малоценно (хотя некоторые традиции  его ценят и притом, очень).
Другое дело -  умносердечная молитва.
Когда безмолвие приходит после  такой молитвы, то наступает не просто безмолвие,
а безмолвное предстояние пред Господом в сердце.
Это есть высшее делание в исихазме. Оно должно быть непрестанным.
Примерно через год хаотичного :-) занятия и.м. я неожиданно :-) заметил что ум молчит в течение 60 сек(ментальная пауза)...Тишина необыкновенная :-)...Меня это удивило и обрадовало...и я начал подумывать о том, что достиг ПРЕДЕЛА СОВЕРШЕНСТВА :-)...потом забыл обо всём этом :-)...


Не безмолвное предстояние(ментальная пауза), а безмолвное предстояние с чувством к Богу...и это чувство, должно быть "натренировано" при помощи словесной молитвы, а затем как бы слова умолкают сами собой...Мне так представляется :-)

Название: Re: Исихазм для "чайников"
Отправлено: Hors от 24 Август 2009, 17:26:48
Что значит "с чувством к Богу"? Какое именно чувство должно быть "натренировано"?
Название: Re: Исихазм для "чайников"
Отправлено: mirnestranik от 24 Август 2009, 18:10:06
Что значит "с чувством к Богу"? Какое именно чувство должно быть "натренировано"?
:-)...где то читал коммент слов апостола"плод духовный есть..."...говорилось о том что от чего рождается в душе плод=от молитвы(в частности, но не только)...а значит можно перефразировать апостола...Плод молитвы есть:Любовь мир радость долготерпение благость милосердие вера кротость воздержание...Мню что указан спектр чувств РАЗРЕШЁННЫХ :-) апостолом в молитве...Хотя думается найдутся многие утверждающие что с.о. учат--ничего кроме покаяния...Это не так...У св.Феофана есть о чувствах в молитве Иисусовой...И даже любимый защитниками строгопокаянного настроя в молитве св. Игнатий то же писал о радости...Однако я пытался чуть чуть отыскать подробно о каких чувствах говорил св.Феофан, но руки не дошли систематизировать...
По моему на форуме была тема о чувствах...не...не помню точно :-)...
Тут помню...а тут не помню чёта :-)...

ЗЫ: Поясню-"натренированность"...удерживать благодатные чувства, то же навык нужен...ну а свои, так точно тренить надо :-)...
Название: Re: Исихазм для "чайников"
Отправлено: Hors от 24 Август 2009, 18:31:07
Не совсем понял, что такое "благодатные чувства" а также - зачем их удерживать. Благодптные для кого? Так понимаю, речь не о благодати - она, даст Бог, приходит и также уходит. Не наше дело... Но чувства благодатные - думаю, что это вы о другом, в широком смысле. Зачем их удерживать - это же привязаность. Благодатные = приятные?
Вот навык к чистоте физической - это душ принимать постоянно. Как не тренируйся чувство чистоты физической не натренируешь "навсегда" - мыться периодически нужно в общем случае. Хотя, конечно, и вовсе отказаться можно.. Но какова сила чувства чистоты к непосредственному принятию душа?
Название: Re: Исихазм для "чайников"
Отправлено: Alexander от 24 Август 2009, 19:16:17
Я бы не стал на mirnestranik'a так "нападать", поскольку вполне серьезные и важные вещи говорит. Человек не бесчувственен, и благодать Божия всяко должна проявиться и в добрых чувствах. А когда благодать уходит, что же - и добрых чувств, напр., к ближним своим, не питать - и быть бревном бесчувственным?
Название: Re: Исихазм для "чайников"
Отправлено: Hors от 24 Август 2009, 19:41:29
Не знаю. Мне непонятна фраза "благодатные чувства". Может я ошибаюсь, но речь идет о чувствах-в-себе-любимом, а не по отношении к другим. Большее Я такое милое, что вот сейчас начнет самолюбоваться собою, такое чувствительное и нежное...Любовь - единственное, все остальное как фата новобрачной ее. Она может быть яркой, может скромной, может с дорогих тканей, может с простой. И нет меж ними в этом разницы ибо с любовью сделаны для любви.
ПС Я ж говорю (может мне показалось) речь ведь шла не о чувствах, открывающихся при благодати, но при благодатных чувствах при молитве (в широком понимании). Наверное ошибаюсь, как всегда..8) Простите
Название: Re: Исихазм для "чайников"
Отправлено: Alexander от 24 Август 2009, 20:26:37
Так и Ваша позиция верная (как мне видится). Только абсолютизировать ее нельзя. Действительно, под благодатными очень часто понимают хорошие - и насквозь эгоистические - чувства. Ну, так мы уже поднимали непростую тему эгоизма :)
Название: Re: Исихазм для "чайников"
Отправлено: Hors от 24 Август 2009, 20:55:42
 8-)
Название: Re: Исихазм для "чайников"
Отправлено: Aндpeй от 24 Август 2009, 21:13:19
Замечал, что после чистого (без отвлечений) умного делания, если его остановить, на некоторое время наступает внутренее безмолвие.
Ум всё время думает одну и ту же мысль по кругу (молитва) и привыкает делать только это и ничего другого.
А когда эту "табуретку" из под него выбивают (перестают молиться), то он вообще ничего не делает (безмолвие).
Простое безмолвие малоценно (хотя некоторые традиции  его ценят и притом, очень).
Другое дело -  умносердечная молитва.
Когда безмолвие приходит после  такой молитвы, то наступает не просто безмолвие,
а безмолвное предстояние пред Господом в сердце.
Это есть высшее делание в исихазме. Оно должно быть непрестанным.

Дело в том что похожее состояние возникает и после
обычной молитвы за богослужением,
когда после пары часов интенсивной молитвы,
выходишь на улицу, особенно если причащался.

Значит собственно исихазм в ином заключается,
дело похоже не в достижении особых состояний.
Название: Re: Исихазм для "чайников"
Отправлено: SINAIT от 24 Август 2009, 21:48:41
Когда ум вообще ничего не делает - это отупение :)
Один не очень известный подвижник благочестия сказал: "тишина ума это тайна будующего век"
Отупение - это слова человека мало знающего о молитве! Простите!
Название: Re: Исихазм для "чайников"
Отправлено: Aндpeй от 24 Август 2009, 22:02:03
Цитировать
Когда ум вообще ничего не делает - это отупение :)
Цитировать
Один не очень известный подвижник благочестия сказал: "тишина ума это тайна будующего век"
Отупение - это слова человека мало знающего о молитве! Простите!

Ум постоянно занят обеспечением жизнидеятельности организма,
ум ничего не делает только у трупов.
Название: Re: Исихазм для "чайников"
Отправлено: Hors от 24 Август 2009, 22:04:55
"Ум ничего не делает" значит что остановился диалог, а не тело погибло
Название: Re: Исихазм для "чайников"
Отправлено: SINAIT от 24 Август 2009, 22:05:26
Когда ум вообще ничего не делает - это отупение :)
Один не очень известный подвижник благочестия сказал: "тишина ума это тайна будующего век"
Отупение - это слова человека мало знающего о молитве! Простите!

Ум постоянно занят обеспечением жизнидеятельности организма,
ум ничего не делает только у трупов.
Жизнидеятельность организма и ум (душа, дух) разняться чуть чуть друг от друга.
Название: Re: Исихазм для "чайников"
Отправлено: SINAIT от 24 Август 2009, 22:06:13
"Ум ничего не делает" значит что остановился диалог, а не тело погибло
В яблочко!!!
Название: Re: Исихазм для "чайников"
Отправлено: kirill_mkv от 24 Август 2009, 22:09:40
Cosmonaut,
Вы сказали, что Вы начинающий. А я, так и подавно всего лишь интересующийся. Есть тема, весьма полезная для начинающих и интересующихся, где указана полезная для таких "чайников" и "кофейников" литература:

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=19.0

По пводу сказанного Вами думаю, что чистая молитва для новоначальных вовсе недоступна. Для них, насколько я смог понять из литературы, более актуальна задача испытывать искреннее покаяние.
Название: Re: Исихазм для "чайников"
Отправлено: Aндpeй от 24 Август 2009, 22:15:41
"Ум ничего не делает" значит что остановился диалог, а не тело погибло
В яблочко!!!

Получается цель исихазма в остановке внутреннего диалога?

Кастанеда не христианин, забыли? :-)
Название: Re: Исихазм для "чайников"
Отправлено: SINAIT от 24 Август 2009, 22:16:34
Cosmonaut,
 Для них, насколько я смог понять из литературы, более актуальна задача испытывать искреннее покаяние.
"Дух смирен и сокрушен Бог не уничижит"
Название: Re: Исихазм для "чайников"
Отправлено: Hors от 24 Август 2009, 22:17:44
"Ум ничего не делает" значит что остановился диалог, а не тело погибло
В яблочко!!!

Получается цель исихазма в остановке внутреннего диалога?

Кастанеда не христианин, забыли? :-)
нет. а вы как думаете?
Название: Re: Исихазм для "чайников"
Отправлено: SINAIT от 24 Август 2009, 22:21:09
"Ум ничего не делает" значит что остановился диалог, а не тело погибло
В яблочко!!!


Получается цель исихазма в остановке внутреннего диалога?

Кастанеда не христианин, забыли? :-)
Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха Евр.12:4
Вы знаете что такое грех его зачаток?!!
Название: Re: Исихазм для "чайников"
Отправлено: Aндpeй от 24 Август 2009, 22:22:36
нет. а вы как думаете?

Я думаю, что цель исихазма, описана в ИМ:

1. Исповедание Христа Богом.
2. Прошение о помиловании.
3. Исповедание грехов.
Название: Re: Исихазм для "чайников"
Отправлено: SINAIT от 24 Август 2009, 22:24:23
нет. а вы как думаете?

Я думаю, что цель исихазма, описана в ИМ:

1. Исповедание Христа Богом.
2. Прошение о помиловании.
3. Исповедание грехов.
Господь говорит еще "да будет Вам по вере Вашей"
Название: Re: Исихазм для "чайников"
Отправлено: Aндpeй от 24 Август 2009, 22:26:01
Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха Евр.12:4

Спасибо за напоминание.
Цитировать
Вы знаете что такое грех его зачаток?!!

Грех это отступление от заповеди Божией.
Название: Re: Исихазм для "чайников"
Отправлено: SINAIT от 24 Август 2009, 22:29:42
Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха Евр.12:4

Спасибо за напоминание.
Цитировать
Вы знаете что такое грех его зачаток?!!

Грех это отступление от заповеди Божией.
Да все верно!!! Спаси Господи!
Название: Re: Исихазм для "чайников"
Отправлено: Cosmonaut от 24 Август 2009, 23:27:43
Давайте разграничим собственно:
- делание исихазма (его порядок),
и
- условия, при несоблюдении которых делание не будет иметь успеха.

К условиям отношу:
- возлюбить Господа (и ближних, насколько по силам на данном уровне духовного развития);
- покаяние;
- исполнение заповедей;
- умерщвление страстей.

Эта ветка была задумана для обсуждения порядка делания и не больше.
Так сказать "техническая сторона вопроса".
Своего рода "план лабораторной работы".
Чтобы всякий, приступивший к деланию, мог с ним ознакомиться кратко и в общем виде.
А детали можно почепнуть у Святых Отцов.
Просто я столкнулся с тем, что приходится "собирать пазлы".
И этого самого "плана лабораторной работы" в готовом виде не встречал.

Что касается условий, при несоблюдении которых делание не будет иметь успеха, то для обсуждения каждого из них нужно открывать отдельную тему. Ибо очень обширны эти вопросы. Всё вместе не получится, а то будет энциклопедия.
Короче, просьба не делать как миксере. А то новоначальные только запутаются больше .

Без благодатных даров Господа и его помощи делание также не будет иметь успеха - и это тоже нужно обсуждать отдельно.

Делание и только делание  и его порядок - вот для чего открыта эта тема.

Изложите план делания c пояснениями (что делаешь и что при этом происходит) примерно так, как изложил я в самом начале.
Если у Вас есть Ваши альтернативные варианты.




Название: Re: Исихазм для "чайников"
Отправлено: прозелит от 25 Август 2009, 00:12:17

Эта ветка была задумана для обсуждения порядка делания и не больше.
Так сказать "техническая сторона вопроса".
Своего рода "план лабораторной работы".
Чтобы всякий, приступивший к деланию, мог с ним ознакомиться кратко и в общем виде.
А детали можно почепнуть у Святых Отцов.

 


почитайте Влахоса "ПРАВОСЛАВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ.СВЯТООТЕЧЕСКИЙ КУРС ВРАЧЕВАНИЯ ДУШИ"
хотя бы эти главы:
http://www.hesychasm.ru/library/psychology/vlhs_1.htm#n3
http://www.hesychasm.ru/library/psychology/vlhs_1.htm#n4
и сами поймете, что целую науку исцеления (ну хорошо, пусть приемы оказания неотложной медпомощи) хотите свести к кратенькому справочнику. Хотя гнойники у каждого свои и в разных местах. Да и история болезни у каждого уникальна...

 
mission impossible :mrgreen:
Название: Re: Исихазм для "чайников"
Отправлено: kirill_mkv от 25 Август 2009, 00:51:27
Давайте разграничим собственно:
- делание исихазма (его порядок),
и
- условия, при несоблюдении которых делание не будет иметь успеха.
Правомерность и даже вообще возможность такого разделения не очевидна. Как и не очевидно отсутствие такой возможности.
Например, для этапа словесной молитвы "само делание" можно при определенной точке зрения узреть в произнесении конкретных звуков. А можно - в высказывании определенных слов, обращенных к Господу. Где тут верная точка зрения, что отнести к условиям, а что к самому деланию - вопрос не тривиальный. Взять хотя бы покаяние. Вы считаете, что это условие, а уж само делание - в другом. Но в литературе можно встретить указания и акценты на то, что без покаянного состояния остальное уже и не будет самим деланием.

Просто я столкнулся с тем, что приходится "собирать пазлы".
И этого самого "плана лабораторной работы" в готовом виде не встречал.
План можно найти в ряде книг. Опытные люди например очень рекомендуют эту
http://www.hesychasm.ru/library/antony/index.htm

Однако, вот может ли речь идти о "лабораторной работе" это мне сомнительно. Если не секрет, откуда Вы черпаете представления об исихазме?
Название: Re: Исихазм для "чайников"
Отправлено: mirnestranik от 25 Август 2009, 20:59:09
Не совсем понял, что такое "благодатные чувства" а также - зачем их удерживать.
Да в общем мне понятна ваша озабоченность терминологией...вопрос важный...

Благодатные чувства и НЕблагодатные(свои)...такое деление весьма условно...Пример--молюсь и неожиданно начинаю испытывать радость...вот благодатная это радость или нет...и ещё даже если установить что она НЕблагодатная(не от Бога), то всё равно при более глубоком рассмотрении заметно что за ней есть что то...и ещё эта радость как и любовь приходят и уходят...когда хотят...и не приходят когда много нагрешишь...а вместо них приходит камень в душу, чёрствый, тяжёлый, и нестерпимый...или туман с теми же характеристиками...

Так вот эти, мню, благодатные(от Бога) чувства, есть возможность удерживать...во первых не грешить :-)...а ещё не допускать кружения ума в греховных помыслах...а вот в этом возможно приложение наших сил и навык...

Ну я типа ТАКвот думаю :-)...
Название: Re: Исихазм для "чайников"
Отправлено: mirnestranik от 25 Август 2009, 21:03:53
Я думаю, что цель исихазма, описана в ИМ:

1. Исповедание Христа Богом.
2. Прошение о помиловании.
3. Исповедание грехов.
Да :-)...

И ещё обожение=сорастворение с Богом...А ментальная пауза без чувств=вакуум...пустышка...пшик :-)...

Синаит..."молчание-таинство будущего века" пр.Исаак Сирин...если не ошибаюсь...но комментировать не осмелюсь...
Хотя...с.о. умным безмолвием называли Иисусову молитву...т.е. безмолвие, но всё же с молитвой :-)...Мне так кажется :-)...
Название: Re: Исихазм для "чайников"
Отправлено: mirnestranik от 25 Август 2009, 21:08:08
Получается цель исихазма в остановке внутреннего диалога?
Усмирение помыслов(остановка внутреннего диалога), да цель...НО...место расчищается для молитвы :-)...И расчищается Богом, самомусебе это не под силу...
Название: Re: Исихазм для "чайников"
Отправлено: Hors от 25 Август 2009, 21:45:22
Не совсем понял, что такое "благодатные чувства" а также - зачем их удерживать.
Да в общем мне понятна ваша озабоченность терминологией...вопрос важный...

Благодатные чувства и НЕблагодатные(свои)...такое деление весьма условно...Пример--молюсь и неожиданно начинаю испытывать радость...вот благодатная это радость или нет...и ещё даже если установить что она НЕблагодатная(не от Бога), то всё равно при более глубоком рассмотрении заметно что за ней есть что то...и ещё эта радость как и любовь приходят и уходят...когда хотят...и не приходят когда много нагрешишь...а вместо них приходит камень в душу, чёрствый, тяжёлый, и нестерпимый...или туман с теми же характеристиками...

Так вот эти, мню, благодатные(от Бога) чувства, есть возможность удерживать...во первых не грешить :-)...а ещё не допускать кружения ума в греховных помыслах...а вот в этом возможно приложение наших сил и навык...

Ну я типа ТАКвот думаю :-)...
Спасибо за пояснение. Теперь я спокоен 8)
Название: Re: Исихазм для "чайников"
Отправлено: vostok от 27 Август 2009, 13:07:05
  Моё мнение, исихазм - это стремление христанина, наконец-то начать жить в соответствии со своим призванием. Просто без этого, непрестранной молитвы, невозможен никакой добрый поступок, никакого нравственного возрастания. Сколько не бьёшся, а гневаешься, гордишься, ненавидишь, мира душевного не имеешь, терпения нет. Рано или поздно возникает вопрос - почему?  Я же вроде искренне признаю доктрину христианства, хожу на богослужение, учавствую в таинствах(это тоже мощная поддержка), читаю Писание, книги св. отцев, а результата нет! Вывод: надо непрестанно молиться чтобы спасаться от греха и возрастать в добротетели. Это главное. А безмолвие ума, тишина, созерцание - это второстепенное.
Название: Re: Исихазм для "чайников"
Отправлено: Hors от 27 Август 2009, 13:51:22
Думаю, что так. Только оно не второстепенное, но и не главное. Оно и инструмент, оно и действие.