Умное делание
Молитвенное общение => Келейные беседы => Тема начата: иерей Андрей от 26 Ноябрь 2010, 15:59:40
-
В беседах о Церкви уже озвучивали эту проблему.
В декабре 2006 г. в Калуге прошла конференция «Катехизация: опыт Церкви вчера и сегодня», участники которой говорили о том, что практика массовых Крещений без предварительного оглашения, как наследие советской эпохи, окончательно себя изжила. Вместе с тем, соприкосновение с конкретной реальностью приходской жизни заставляет нас признать, что в подобного рода заявлениях желаемое выдается за действительное.
На практике совершение таинства Крещения без предварительной катехизации сегодня, как и прежде, является нормой приходской жизни в Русской Православной Церкви, отступление от которой воспринимается в лучшем случае как романтизм и чудачество, в худшем же — как «рационализация веры» и «протестантизм восточного обряда». Вызывает горестное недоумение глубочайшее несоответствие между отношением пастырей Церкви к таинству Причащения, с одной стороны, и к таинству Крещения, с другой. Прежде, чем допустить человека до Св. Причащения, мы требуем от него выполнения целого ряда условий — это и пощение, и молитва, и покаяние. Невыполнение или недостаточно строгое выполнение одного из этих условий влечет за собой запрещение приступать к Святой Чаше. В то же время от человека, выразившего желание принять Крещение, мы, чаще всего, не требуем ничего, кроме внесения назначенной суммы в церковную казну. Ни о каком посте, молитве, покаянии и тем более научении в этом случае речи не идет. А ведь далеко не каждый из приходящих ко крещальной купели ощутил прикосновение Христа к своему сердцу и уверовал в Него, глубоко покаялся и решил изменить свою жизнь. Десятиминутная проповедь священника перед началом священнодействия не может быть приравнена к полноценной предкрещальной катехизации, и, как правило, не оказывает никакого духовно-нравственного воздействия на последующую жизнь новопросвещенного. Почему так происходит? Многие священники говорят, что понимают важность катехизации, но когда они смотрят в глаза человеку, просящему окрестить его, то не могут отказать. Возникает закономерный вопрос: почему в таком случае священник не причащает каждого, кто этого пожелает, признав единственным и достаточным условием участия в таинстве наличие такового желания? Можно с большой долей уверенности предположить, что вразумительного и духовно убедительного ответа на этот вопрос не существует. На мой взгляд, повсеместное пренебрежение предкрещальной катехизацией обусловлено, прежде всего, не отсутствием ревности или соответствующих знаний у священнослужителей, так же, как и не трудностями организационного и административного плана, но причинами совсем иного свойства.
Профессор Свято-Сергиевского Православного Богословского института в Париже Владимир Васильевич Вейдле (1895-1979) в своей статье «Крещальная мистерия и раннехристианское искусство» (1948) ставит проблему, которая кажется мне чрезвычайно важной и актуальной для нашей Церкви — это проблема давней, еще в раннем Средневековье произошедшей, утраты Православием духовного переживания смысла и значения таинства Крещения. В. В. Вейдле говорит о несоответствии постулату онтологической значимости Крещения церковной психологии и, как следствие, обусловленной ею церковной практики. Даже и сегодня, после пережитой нами эпохи богоборчества, почти все православные христиане в России были крещены либо в младенчестве, либо без катехизации — то есть, в обоих случаях, были лишены возможности полноценно пережить Крещение как решающее и поворотное событие всей своей жизни. Мой личный духовный путь также отмечен очень ярким опытом раскаяния и обретения веры, которое произошло спустя несколько лет после моего Крещения; но память о самом событии Крещения, которое в свое время ничего не изменило в моей жизни, ютится в дальнем углу моего сознания. «Верующий живет Евхаристией и о Крещении помышляет мало — пишет В. В. Вейдле. — Если не в плане бытия, то в плане сознания, все мы христианами не стали, а родились. Ранняя Церковь, состоявшая главным образом из новообращенных, не могла не чувствовать иначе. Крещение было для нее самым важным событием в жизни христианина, и оно предстояло его сознанию как единожды пережитая, неповторимая, ни с чем на свете не сравнимая мистерия — единственная и единая, куда крещение в узком смысле слова, миропомазание и причащение входили как равные, хотя и возрастающие в интенсивности моменты»[1]. Более того, В. В. Вейдле утверждает, что в сознании ранних христиан «жили не два таинства — Евхаристия и Крещение, — как в нашем (с присовокуплением еще других), а одно: основополагающая Крещальная Евхаристия и, кроме того, ее частичное повторение по воскресеньям, нераздельное с памятью о ней»[2]. В мою задачу не входит анализ или апология концепции В. В. Вейдле, но все же тот факт, что в Символе веры из всех церковных таинств упомянуто именно и только Крещение, говорит сам за себя. И несмотря на то, что В. В. Вейдле писал эти строки более полувека назад, характеризуя русскую эмигрантскую церковность, нельзя не признать, что и сегодня в России, в силу действия целого ряда культурно-исторических факторов, мы точно так же находимся в духовной ситуации, глубоко отличной от той, в которой исповедовали свою веру первые христиане. Крещение принципиально, независимо от установок и интенций нашего пастырского сознания, вытеснено на периферию духовной и церковной жизни, и по своему реальному значению в них существенно уступает не только Евхаристии, но и всем прочим таинствам.
Возможно, предложенная мной стратегия возрождения предкрещальной катехизации через интеграцию самого чина Крещения в Евхаристию может показаться несколько механистичной и внешне-формальной. Но ведь и внешняя форма является не только вместилищем содержания или его выражением, ее значение этим не исчерпывается. Форма способна и созидать содержание, так же, как регулярное и терпеливое повторение молитвословия в конечном итоге созидает в сердце молитву — живую и уже не только внешне-формальную
http://missia-udm.eparchia.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=505:problema-predkreshalnoi-katehizacii&catid=47:oglashenie&Itemid=78
-
Помоему не все так просто. Хотя однозначно катехизация имхо необходима. Иначе само Крещение превращается в лучшем случае в красивый спектакль и повод посидеть за столом.Самое строгое что я видел в РПЦ и УПЦ МП, это что один батюшка перед крещением заставлял выучить Символ веры. И то народ старался по возможности этого батюшку "обойти" :-). То есть вводя необходимые правила перед Крещением нужно понимать что поток "желающих" станет скудным. Уровень образованности в этом плане сейчас практически нулевой. С другой стороны всяческих "околохристианских" сект тучи. Готова ли РПЦ заведомо пойти на риск понимая что к крещению реально станет подходить меньше людей? Я не уверен.
Второй необходимый имхо момент это воскрешение практически отсутствующей проповеднической деятельности. О православии люди знают по наслышке, а те проповеди, что мы слышим, большей частью морально нравственные, что вроде то и не плохо, однако это как читать ребенку лекцию о вреде курения с сигаретой в зубах. Пойди в храм и насмотришся и морали и этики местами. И еще один момент в этом, сам проходил, почему имея родную такую традицию как православие, масса людей, как правило достаточно интеллектуальных ( :-) это я не о себе), ищет себе Бога на стороне, через буддизм, через ислам, и т.д., не видя в православии ни мистической силы, ни моральноэтической, и более того, многие вещи трактуются как признаки слабости не достойные человека, тогда как на деле такое доступно только исключительно сильным в Боге людям.А воскресить мистическое богословие, таких отцов как Дионисий Ареопагит, Григорий Палама - потянет РПЦ? А научить тому что молитва это не просто разговор с Богом сможет? А на деле явить пример высокой духовности во всех своих членах РПЦ под силу? Под силу ли ей воссиять таким Светом, чтоб и слепой узрел? Ну и масса вопросов похожих.
Так что начинать церкви придется с себя, со священства как минимум. Дабы писаться с большой буквы стала достойна.И тогда имхо такие вопросы как катехизация и прочие отпадут сами собой, как надуманные. А пока что слаба церковь.А слабому сильного не одолеть.
-
Катехизация, огласительные беседы - это все по большей части как мертвому припарка.
Проблема не в том, чтобы привести человека в церковь (многие и сами приходят), а в том, чтобы открыть для человека Церковь.
А сделать это могут лишь носители Духа Святого. Люди, способные открыть другим огонь своей веры.
Этих людей не так уж мало, и вовсе не обязательно они являются яркими личностями в привычном понимании этого термина.
Эти люди не обязательно священники и монахи и (о, ужас) даже не обязательно православные.
Если присмотреться повнимательнее вокруг себя, то обязательно увидишь таких людей. Они ведут тебя, зачастую передавая как бы по эстафете - один другому, но всегда есть в поле твоего зрения такой носитель Святого Духа.
Наверное, это и есть катехизация, апостольская миссия, не прерывающаяся уже два тысячелетия.
Собственно, она и важна, а не вопрос о том, крестить или не крестить без огласительной беседы.
-
Гийом Мери поставил Жанне д,Арк на вид, что если Богу угодно помочь народу Франции, то Он может это сделать без нее и даже без войск. Она ответила:
"Ратные люди будут сражаться, а Бог даст им победу".
Насчёт победы не знаю, но "ратные люди" всё таки есть.
-
Вейдле утверждает, что в сознании ранних христиан «жили не два таинства — Евхаристия и Крещение, — как в нашем (с присовокуплением еще других), а одно: основополагающая Крещальная Евхаристия и, кроме того, ее частичное повторение по воскресеньям, нераздельное с памятью о ней»
Это возможно именно в Церкви. А не как единичные обращения.
-
Знал женщину, которая шантажировала священника тем, что если тот не окрестит её, то она покончит жизнь самоубийством. Поп испугался такого напора и крестил совершенно неверующую ни в Бога, ни в чёрта тётку...
-
На самом деле эта проблема осознанного крещения не имеет решения в рамках современной церкви
Недавно на форуме была интересная тема "Четыре стихии покаяния". Позволю себе привести выдержку один пост нашего админа Александра из той ветки:
"Крещение (омовение) воздухом - принятие помышлением своим и закрепление в слове (необязательно) веры в Бога. Человек вдруг понимает (далеко не всегда осознанно, часто стихийно), что он верит во что-то большее и лучшее себя, в то, что управляет миром, в то, что дает жизнь. Эта вера растет и персонифицируется. И человек уже может заявить о ней вслух.
Крещение водой - омовение жизненными силами. Страсти и эмоции лишь часть жизненных сил. (Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Иоан.7:38)
Крещение огнем - сошествие Духа на человека (и в его сердце). Каждое из трех крещений знаменует постепенное умирание ветхого человека и возрождение нового.
Крещение землей - смерть на кресте или сораспятие Господу. Оно связано со смертью физического тела и его последующим воскресением.
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2487.30
-
перед крещением в течение месяца раз в неделю надо было слушать огласительные где-то по часу. Все послушно прослушал - в одиночку, пару раз еще кто-то был. Напрягало, поскольку долго шел ко крещению, искал храм, где твердо крестят не по прайсу, и все это было как повторение.
Огласительные были ПСТГУшные - стандартно, про таинства и т.д. Про святость было слово - что после крещения многие чувствуют себя святыми, но потом по грехам все это запарывается и все. Короче говоря, такой ход вещей был показан нормальным. Серьезных слов про духовный рост, молитву не было - явный минус. Людей ноль. Заранее предупредили, что крестят только после проверки - мне это очень понравилось. Церковь св. Николая в кузнецах, ПСТГУ. Направил туда Петр Мещеринов, крестил Олег Давыденков
Эти люди не обязательно священники и монахи и (о, ужас) даже не обязательно православные.
А была ли тема об этом?
Насчет неправославных, я понимаю это так, что есть искренние, правдивые люди, в которых действует Дух - не так, как в апостолах, но как, например в волхвах или в чистых святых до обращения - в Ирине и подобных. В лучшем случае Истина движет и приводит, рано или поздно, в ортодоксальность - открываются новые ступени. Антиквар, поделитесь мыслями. В "крещении воздухом" по сути, про это и говорится - растет неосознанная вера от действия Духа - словно интуитивное православие. Только в чистых людях, думаю, это действие может быть весьма сильным, вплоть до непосредственного просвещения, обретения некоторых сил над духами и т.п., особенно при некой вере в Христа. Только печально, если словесное евангелие встретит у такового некие словесные, ментальные преграды - предрассудки, ложные знания и подобное. В лучшем случае просто ступор, в худшем - деградация и дальнейшие отклонения.
-
В лучшем случае Истина движет и приводит, рано или поздно, в ортодоксальность - открываются новые ступени.
В ортодоксальность приводит не только (и зачастую не столько) Истина, но и возраст. Человек не успевает меняться вместе с миром и ищет опору, и ортодоксальность - наиболее зримая опора, за которую человек может ухватиться.
Духовная деградация не определяется тем, прошел ли человек обряд крещения или нет.
Ведь крещение сейчас рассматривается просто как официальная прописка в христианском мире.
И потому оглашение, катехизация - это примерно то же, как если бы перед получением прописки вам в обязательном порядке зачитывали "Правила поведения в нашем городе".
Ну, зачитают, а дальше? А дальше вы будете жить так как жили, забыв про правила. И так будет до тех пор, пока крещение будет восприниматься как прописка.
-
Не тема, а соль на рану...завтра беседу с так называемыми оглашенными вести...каждый раз в душе борьба: с одной стороны, желание пробить окаменелость и достучатся до сердец, с другой - жалость, что сейчас начнет разрушаться их "блаженное" неведение и приоткроется истина - путь к спасению лежит через скорби и отречение от такого привычного уютного мирка...а пробивать и разрушать все равно надо...
Знал женщину, которая шантажировала священника тем, что если тот не окрестит её, то она покончит жизнь самоубийством. Поп испугался такого напора и крестил совершенно неверующую ни в Бога, ни в чёрта тётку...
Странно, а для чего же ей тогда надо было креститься, если она воопще не верит? Болящая или что...?
-
Вызывает горестное недоумение глубочайшее несоответствие между отношением пастырей Церкви к таинству Причащения, с одной стороны, и к таинству Крещения, с другой…
Многие священники говорят, что понимают важность катехизации, но когда они смотрят в глаза человеку, просящему окрестить его, то не могут отказать…
В. В. Вейдле говорит о несоответствии постулату онтологической значимости Крещения церковной психологии и, как следствие, обусловленной ею церковной практики…
Почему так происходит?
Можно ли объяснить как раз скрытым пониманием значимости Крещения; т.е., чтобы потенциально не «потерять» человека, совершают таинство над пусть и не готовым? За время катехизации ведь кто-то может и передумать... Или, когда, безусловно придавая спасительную онтологическую (или же иную какую, суевериями навеянную, например) значимость таинству, крестят (спасают) душу в несознательном младенчестве…
А Причастие? Возможная логика такова: «Ну, сегодня не причастится, так через неделю или две…раз в жизни да подготовится и дойдёт до Чаши». Потому и требования жёсткие. Ведь Тайная Вечеря как собрание верующих сердец полную свою состоятельность найдёт только в общине единомышленников.
А ведь далеко не каждый из приходящих ко крещальной купели ощутил прикосновение Христа к своему сердцу и уверовал в Него, глубоко покаялся и решил изменить свою жизнь.
Под первым «глубоким покаянием», видимо, следует понимать «ворошение архива» со всеми его грехами как есть в слезном исповедании своего ничтожества Христу и просьбой спасти окаянную душу («изменить жизнь»). Поскольку в этой области сами мы не можем ничесоже, то, возможно, достаточно услышать Иоаннов зов ветхому человеку покаяться, имея внутреннее побуждение к Богу. Такая добрая штука как катехизация более относится к рациональному становлению раба Божия.(имхо)
-
:-) первое покаяние...это сверхзадача гордыни :-) первая исповедь максимальная ментнально чувственная раскрутка...поджечь весь накопленный багаж чтоб прожечь дурочку в "туда" ... возможно в этом акте должен ум собраться в целостность выйти из расколотости и Духом освятиться...
имхо :-)
-
Очень попсово и поверхностно. Не будет крещения Духом Святым -- хоть десять лет катехизируйся... Хоть ты профессор "богословия", хоть епископ -- все одно видно пустопорожнее крещение.
-
Странно, а для чего же ей тогда надо было креститься, если она воопще не верит? Болящая или что...?
Когда я про ту тётку написал, то задачей было обозначить крайний (экстремальный) случай в "крестильной" чехарде. Пусть её резоны остануться на её совести, а священник, её крестивший, сказал мне, что до конца жизни будет нести этот взятый на себя грех и за гробом тоже.
Меня мой крёстный практически силком приволок ко крещению, сказав мне строго: "Хватит болтаться как ... в проруби! Новый Завет знаешь, отцов церкви прочёл, со всем согласен, тогда вперёд и не сачковать - надо отринуться сатаны и сочетоваться со Христом уже! Надо дать обеты и не сворачивать ни в какую сторону". (Примерно так)
Да не забудем и мы этот важный момент в таинстве, когда (взрослый) крещаемый отрицается диавола - пусть не сразу понимающий невозвратный смысл совершенного обета, но со временем начинающего работать так или иначе, даже через "не хочу".
-
когда отрицался сатаны помню как-то резво его проклял - вызвало маленькую паузу.. вообще конечно все совершаемое в таинстве так впечаталось - ващеее. Святого дали почемуто не по календарю, - потом у меня по совпадению оказалась частица от его облачения. Жаль меня не сразу причастили..
-
приоткроется истина - путь к спасению лежит через скорби и отречение от такого привычного уютного мирка...
Как-то вяленько звучит...Вы уж придумайте что-нибудь поинтереснее для оглашенных. Стремление души к Богу естественно, а значит, спасительный путь её не (только) через скорби, которые и так в полной мере предоставляются нам миром. :budda:
Бодрость, радость, и любовь в шатрах Слова Божия, в которых только и уютно, и через окно его смотрим на мир.
-
Бодрость, радость, и любовь в шатрах Слова Божия, в которых только и уютно, и через окно его смотрим на мир.
А Вы полагаете не слишком ли по пионерски прозвучит подобное...или, хуже того, по протестанстки? :|
Сегодняшние наши "оглашенные" - это, в основном, родители, в т.ч. и крестные, иногда бабушки-дедушки крещаемых младенцев...то есть крещеные, но в свое время непросвещенные и невоцерковленные взрослые люди, имеющие неплохое образование и богатый жизненный опыт...Крещаемых взрослых очень мало, и как правило, они - самая духовно сознательная и продвинутая аудитория...возможно, благодаря нынешнему обилию духовной литературы и интеренету...с ними то общение идет на одной волне, а вот родные младенцев - это иногда действительно твердокаменная стена...практически непробиваемая...хорошо, если хоть трещинку даст...ужасно жалко их младенцев... :cry:
-
Катехизация, огласительные беседы - это все по большей части как мертвому припарка.
Проблема не в том, чтобы привести человека в церковь (многие и сами приходят), а в том, чтобы открыть для человека Церковь.
А сделать это могут лишь носители Духа Святого. Люди, способные открыть другим огонь своей веры.
Этих людей не так уж мало, и вовсе не обязательно они являются яркими личностями в привычном понимании этого термина.
Эти люди не обязательно священники и монахи и (о, ужас) даже не обязательно православные.
Если присмотреться повнимательнее вокруг себя, то обязательно увидишь таких людей. Они ведут тебя, зачастую передавая как бы по эстафете - один другому, но всегда есть в поле твоего зрения такой носитель Святого Духа.
Наверное, это и есть катехизация, апостольская миссия, не прерывающаяся уже два тысячелетия.
Собственно, она и важна, а не вопрос о том, крестить или не крестить без огласительной беседы.
+. Да, думаю пока церковь не вернет себе тех трех вещей имхо, на которые поставлена, она будет полутрупом или трупом. Не случайно ведь столько разговоров о Николае и его семье, великомученики. Редкий храм без их изображений, а ведь Николай это человек которого Бог поставил на императорское служение, и который благополучно похерил этот дар, пусть даже тысячу раз будучи внешне благочестивым, отказался от него, а как по мне этим он отказался и от Бога. И чтить его у меня например нет внутреннего уважения. Прославляя это церковь как в зеркале отражает свои внутренние проблемы, также не в состоянии нести то на что поставлена. А именно Очищение Просвещение Совершенствование.Ограничиваясь внешним благочестием, и то часто показным.Пока она не в состоянии это делать, очищать просвещать и совершенствовать, она не на месте.И грош ей цена в базарный день.
Другой вопрос что многим это и не надо.Достаточно ритуалов, дающих внутреннее самоуспокоение, что самообман имхо чистейшей воды.
-
Катехизация, огласительные беседы - это все по большей части как мертвому припарка. Проблема не в том, чтобы привести человека в церковь (многие и сами приходят), а в том, чтобы открыть для человека Церковь....
Согласен с Антикваром.
Некоторые считают, что это они приводят людей в церковь. Это они дают благодать начальным, и еще катехизацию: "а если не мы то кто?"
И нет тут места Христу, и Божьему промыслу.
Господь многих приводит к вере, но к церкви они относятся с опаской, они не могут понять, что делать? в чем суть веры? как жить? где Христос?
Да! им конечно же объясняют - свечки там, записки тут, пожертвования в баночку, служба в 5, изучите правила вот эти, прочтите правила вот те... а Христос? вот батюшка идет, он у нас исполняющий обязанности... Вам Бог нужен? ну приходите на службу вечернюю... Как молиться? купите тот молитвослов недорого, а вон есть красивее с картинками....
Людям нужно Живое Слово, нужен живой пример, а после помощь и понимание простое и человеческое.
-
тот факт, что в Символе веры из всех церковных таинств упомянуто именно и только Крещение, говорит сам за себя.
Крещение упомянуто не по соображениям большей важности по сравнению в Евхаристией. Это позднее добавление и смысл тут не в нем самом. Это было время, когда многие отпали во время гонений и были такие, что призывали перекрещивать их заново, вот и пришлось особо застолбить тезис единственнности (=однократности) Крещения.
-
Да! им конечно же объясняют - свечки там, записки тут, пожертвования в баночку, служба в 5, изучите правила вот эти, прочтите правила вот те... а Христос? вот батюшка идет, он у нас исполняющий обязанности... Вам Бог нужен? ну приходите на службу вечернюю... Как молиться? купите тот молитвослов недорого, а вон есть красивее с картинками....
Питирим не говорите "за всю Церковь"...
а Христос?
У нас оглашение начинается с чтения Евангелия. Дается рекомендация (не запрет, а именно рекомендация) на время воздержаться от чтения духовной литературы (особенно православной). Главная духовная литература - само Евангелие. Читаем последовательно три Евангелия с обсуждением. Беседы в том и заключаются - встречаются люди и задают вопросы по Евангелию, стараются понять, прикидывают к себе, к своему опыту. Где-то месяца три - Евангелия. Потом чтение Ветхого Завета и на его фоне - свободные беседы на разные темы, где объем разговора о практике и ответы на конкретные вопросы часто превышают размер исходного текста, выдаваемого катехизатором...
На втором этапе (когда около года миновало) - уже полноценные лекции.
Сейчас вот новая группа начинает движение. Буквально две встречи прошло. И чего-то стала видеть "внутренний процесс". Ведь это просто - собрать людей, предоставить возможность свободно общаться, а дальше изнутри начинает действовать не наша сила, которая сплачивает и роднит.
На второй встрече вижу - уже несколько новых лиц. Кореец в конце подошел - спросил - можно ли совмещать со служением в своей церкви (какая-то протестантская) - ответ: можно. На следующий раз уже не один, с ним еще девушка. Сказал, что ему интересно.
Первый этап - это для всех. Была женщина-католичка, которой нужно было сделать выбор, бывают протестанты... Большинство православные, которые до того не ходили в церковь. Но есть и с большим опытом церковной жизни, есть после окончания духовных учебных курсов. Есть какая-то насущная потребность, которая не реализуется ни в Вузах, ни когда просто посещаешь богослужения. А вот когда какая-то определенная группа людей становится друг другу родными во Христе (в самом прямом смысле слова) - это уже ЖИЗНЬ.
Перед переводом на второй этап уже нужно сделать выбор. Это уже иной уровень, другие молитвы.
Оглашение - это стройная живая система, она уже есть в Церкви. Есть специальные молитвы, соответствующие разным этапам. Молитвы об оглашаемых (читаются первый год), молитвы о просвещаемых (на втором этапе)... Все есть. Нужно только вспомнить и применить.
-
Вейдле утверждает, что в сознании ранних христиан «жили не два таинства — Евхаристия и Крещение, — как в нашем (с присовокуплением еще других), а одно: основополагающая Крещальная Евхаристия и, кроме того, ее
На чем основываются эти выводы Вейдле? На каких источниках?
У нас служится Крещальная Евхаристия один-два раза в год (на Пасху и иногда в Рождество). Ей предшествует порядочный путь оглашения (полтора года). Крестятся единицы (где-то 1-3 человека из потока 20-40 оглашаемых). Остальные уже крещеные. Это общинное богослужение. Крещение с полным погружением. Обеты даются накануне, отдельным чином.
Основополагающей назвать ее все равно язык не поворачивается. Это яркое событие, главное в огласительном процессе. Но остальные Литургии не воспринимаются, как ее "частичное повторение по воскресеньям, нераздельное с памятью о ней". Это чисто по практике знаю. Служатся еще венчальные Евхаристии. Бывают совмещенные с заупокойным чином...
И еще. Такой подход несовместим с практикой крещения младенцев. Вот уж кто в принципе не может входить в Церковь сознательно... Сама я крещена во младенчестве, ничего не помню. Крещение - это было первое таинство, которое открылось мне в явном опыте, когда крестили общиной 80-летнюю старушку. Проняло реально (в момент призывания Св. Духа). При том, что Евхаристия пока была недоступна в этом смысле (т.е. как реальный духовный опыт). Пожалела, что не сподобилась сама такого Крещения. Крещение - само по себе сила.
Да, а параллельно идет многолюдный поток тех, кто крестится обычным порядком без всякого оглашения, только после недолгой разовой беседы с катехизатором и священником. Храм городской, крупный, желающих много. Не вижу, как можно переориентировать сложившуюся традицию "бытового крещения".
Когда находится священник, готовый впрячься на долгие годы в дело оглашения-миссионерства - тогда появляется возможность для желающих креститься не "по-бытовому". Но не за счет запрещения существующего - а через предоставление альтернативы. Многим ведь именно это и нужно - чтобы не просто "пришел-ушел".
P.S. Долго думала - участвовать ли в разговоре. Запостила ночью, потом удалила. А потом все равно решила высказаться. Потому что имею в своем храме реальный пример хорошего, живу в этом.
-
"Крещение - это было первое таинство, которое открылось мне в явном опыте, когда крестили общиной 80-летнюю старушку. Проняло реально (в момент призывания Св. Духа). При том, что Евхаристия пока была недоступна в этом смысле (т.е. как реальный духовный опыт). Пожалела, что не сподобилась сама такого Крещения. Крещение - само по себе сила."
Вот это бы вернулось. Что бы - не каждый сам по себе.
-
Вот это бы вернулось. Чтобы - не каждый сам по себе.
Так это уже есть. Только не афишируется. Это от священника зависит. И даже не только от священника. У нас одна сестра вернулась после нескольких лет жизни в Питере назад в Иркутск - так не смогла там обособлено жить, по согласованию со священником начала оглашение, набрала группу, теперь уже второй поток у нее оглашается.
Если это сверху как движение в масшабе Церкви продвигать (методом комсольского напора) - то это выродится в очередную кампанию...
Кто реально хочет в Церкви другого, чем сейчас, - тому Бог дает силы и возможность реально это делать.
А началось это даже не со священника - с группы прихожан, которые стали собираться на дому читать и размышлять над Евангелием. Священник узнал, примкнул, ну и пошло...
-
рэспэкт
-
Питирим не говорите "за всю Церковь"...
Елена вы сейчас вероятно, по вашей логике говорите за всех Елен... :-D
-
Кто реально хочет в Церкви другого, чем сейчас, - тому Бог дает силы и возможность реально это делать.
Золотые слова...И ведь не только слова...есть и практический опыт... и достойные результаты...вот, к примеру, в 2004 году человек начал проходить оглашение, а ныне уже рукоположен во иерея...Слава Богу за все!
-
:-) Крщается раб Божий....
(https://lh3.googleusercontent.com/_iOXPBkY8q9M/TVmVKuszaQI/AAAAAAAABaU/FaKWS_EkJq0/11029--39573289-m750x740-u7dee3.jpg)
-
С Праздником вас, и каждого из Нас... С Праздником!
Крещение!
Во Христе, в Крещении, Бог освятил воды мира сего, над которыми веял Дух Святой ещё тогда. Тогда... ещё при сотворении мира.
Но воды Крещения - это родильные воды, из которых возможно родиться каждому из нас, как Христу.
Крещение это не обряд - а мистерия рождения нового человека из новых вод, и эта мистерия и без обряда совершается над тем, кто желает родиться в Жизнь Новую. Иногда тАинственно для желающего.
Этим не отменяется обряд Крещения, но он, обряд утверждает право историчности Христа и в современном мире.
-
Так..?
Как вернуть народу память о себе как о каждой отдельной личности с одной сущностью - храмом, а не как об отдельном индивидуме со своим телом?
Надо, чтобы он народ вспомнил , что такое: Крещение? Рождение? Воскресение?
Для каждого, а не для всего народа.
-
А... Смерть забыл помянуть)
-
Первый день творенья.
В начале неба землю
В любви Бог водворил.
Дух материнства Евы
Совместно с Ним творил.
Земля была бесплодна,
Безвидна и пуста,
И веял Дух бесплотный,
Над водами кружа.
И Бог вошел в мир Словом,
Сказав: «Да будет свет!»
Свет засиял, и, в Новом
Завете дан ответ.
Дух материнства Девы
Над Мариам витал,
И так же, как в день первый,
Собою осенял
Пречистую утробу
Очищенной земли,
Чтобы родиться Слову
Как Сыну во плоти.
Свет во плоти явился,
Исполнился Завет.
Из вод земных родился
Бог - Богочеловек.
-
Крещенский стих во мне родился))