Стефан. Поставленные вами вопросы - это вопросы воцерковляющегося. К сожалению вы опытно не познали что такое Божественная благодать. Если будете переливать из пустого в порожнее, то на месте и останетесь.Виктор, надеюсь на ваше понимание и терпение. Но вот этими словами вы задели мою гордыню. Да, я действительно скорее всего не познал, что такое благодать. Но вопрос в том, что прочитав это сообщение я испытал смущение, даже с проявлениями на физическом уровне. Можно было перенаправить это смущение упрекнув себя, как всегда делаю и тогда бы было ощущение плача, но сейчас я попробовал не упрекать себя, но вопрос - правильно так делать и как избежать, чтобы это смущение не перешло в агрессию направленную во вне, вместо упрека и "плача" внутрь?
Кто что думает? Как найти грань чему внимать, а что игнорировать и как избежать чувства вины при игнорировании?
p.s.
а может у меня вообще проблемы со психикой?...хм...
Я на службе читаю молитву... в ней говориться - "избави мя от совести лукавой". Значит совесть может обманываться.Отец Андрей, эти слова немного о другом. Лукавая совесть - та, которая ищет оправдания во грехах. У Стефана другое - он отягощает свою совесть мелочами. Согласна с вами, что "совесть со временем обучиться различению добра и зла, важного и второстепенного." И в том, что надо сосредоточиться на молитве.
" Но все ничего, но когда начинаешь слушаться в одном, совесть начинает придираться все к большим и большим мелочам, и хоть духовно вроде и легче, но физически невыносимо делается.
Кто что думает? Как найти грань чему внимать, а что игнорировать и как избежать чувства вины при игнорировании?"
Я на службе читаю молитву... в ней говориться - "избави мя от совести лукавой". Значит совесть может обманываться. Будь тут Игорь, он бы сказал наверное - молись и делай что хочешь.
То есть, в данном случае пожалуй: делай основное, сосредоточься на молитве, а совесть со временем обучиться различению добра и зла, важного и второстепенного. А насчёт чувства вины, совесть тоже разберётся - вина ли эта перед ущемлённым самолюбием (не перед Богом), или вовсе даже и не вина( хотя бы ты так раньше думал), а ощущение отделённости своего ума и сердца от Бога. Первого надо избегать, а второе не избегать надо, а держать перед Богом( а значит и пред собой) открывая Ему эту рану, познавая всё глубже нужду в Спасителе и в настоящей Жизни.
Почесался во время молитвы - если не наложил креста после этого - проявил непочтение Богуэх...как только человек не выкручивается лишь бы отозвать ум от молитвы и поуслаждаться собой...пока на найдутся силы и не произойдет принятия себя, не будет никаких плодов покаяния...хоть пей. хоть не пей сок...если примешь себя это и будет первый плод...в этом и будет смирение, а не в соплях...а так только и будешь как цепной пес реагировать на команды фас...и продолжать бесовскую дрессировку...можно конечно радостно кружиться посреди бесов и махать хвостом но причем тут Бог и молитва...
Во время плача нос забит - терпи, не сморкайся, смиряйся
Перед чтением покаяннаго канона захотел вкусного сока попить? Пей воду - ты же каяться собрался.
Заподозрил человека - откажи себе во вкусной пище - накажи себя сам.
Вот думаю может ли быть этот кризис связан с тем, что реже стал слушать голос принимаемый за совесть?Стефан, с моей колокольни. Очень здорово, что у Вас есть трезвенное внимание к помыслам, что Вы бдите. Проблема же видится в том, что бдительно вскрываемые помыслы ведут Вас прямиком – в коренную установку, которая в Вас крепко вбита: я грешен, я виноват. На ней происходит остановка и фиксация. А где тут Бог, где место ля Бога в этой фиксации? Нет места.
Из примеров того, за что осуждает меня этот соперник:
Самоотягощение нашей совести лукавыми помыслами -- само по себе лукавство. Ибо совесть также повреждена, как и внутренний человек.Вот не согласна я с вами. Совесть - это голос Божий в человеке, закон, написанный в сердце. Ее делает лукавой сам человек, оправдывая себя в своих грехах. Ты нашел себе оправдание - и совесть заглушил. Постепенно она умолкает, и тогда о человеке можно сказать, что он "сожженный в совести своей". Совесть можно отяготить, придумывая себе грех. Это не лукавство. Потому что человек искренне верит, что это грех, а совесть принимает к сведению, и начинает обличать. Выход один - жить по совести, но не придумывать ничего сверх того, что сказано в Законе и Евангелии. И Господу молиться о вразумлении.
Вот не согласна я с вами. Совесть - это голос Божий в человеке, закон, написанный в сердце.Вот, не согласен с Вами, Серафима, а согласен с Иммануилом Кантом. Совесть - не голос Бога, а заменитель Бога на время Его неприятия совестливым человеком. Совесть - рудиментарная память о "золотом веке" Перволюдей в раю, где они общались с Создателем непосредственно.
Вот, не согласен с Вами, Серафима,Бывает...
Ну, я всё таки думаю, что лукавая совесть это та, которая даёт чувство вины за какие то: рыбки(поела), плевки, ушла крест не поцеловала, в воскресенье пол мыла...Для продвинутых ворох помыслов - типа проблемы подвижника, а на деле видно - отцеживают комара, а верблюда глотают.Я на службе читаю молитву... в ней говориться - "избави мя от совести лукавой". Значит совесть может обманываться.Отец Андрей, эти слова немного о другом. Лукавая совесть - та, которая ищет оправдания во грехах. У Стефана другое - он отягощает свою совесть мелочами. Согласна с вами, что "совесть со временем обучиться различению добра и зла, важного и второстепенного." И в том, что надо сосредоточиться на молитве.
А бывает вообще жесть... "У меня Бог в душе, я всегда с Богом" - Почему? - "Я же в Него верю. Я всем только добро делаю, меня все любят..." и тут же на исповеди - "я страдалица они меня ненавидят".
Все верно. Только это сеть:А бывает вообще жесть... "У меня Бог в душе, я всегда с Богом" - Почему? - "Я же в Него верю. Я всем только добро делаю, меня все любят..." и тут же на исповеди - "я страдалица они меня ненавидят".
А копнешь поглубже, там десять абортов и двадцать прелюбодеяний. "Трэш, угар и содомия" (C) Таков внешний, духовно мёртвый человек. Он живёт в матрице воображений о себе, которая есть не более чем умная сеть, виртуальная реальность бесов. И помочь ему выбраться из неё может лишь призыв Самого Бога.
Все верно. Только это сеть:
а) не умная, а глупая, то есть допускающая ошибки и сбои в работе
б) не виртуальная, а вполне себе реальная гиперсеть смыслов сути ипостами человека относительно реальности
в) бесы обитают не в этой сети, а рядышком с ней
Антиквар, понимаете, оценка дается сама собой в виде чувства чего-то не выполненного, своего рода вины...
...
От этого задаюсь вопросом может ли Бог попускать эти смущения намеренно, чтобы уберечь меня от самомнения в праведности, т.к. если бы в этом меня не укоряла "совесть", то поводов было бы совсем мало осознавать себя грешником - повторюсь живу "в инкубаторе"..
Все так, кроме того что бесы вовне, а не внутри. Иначе бы вообще не было спасения (так думаю). Они ломают сеть внешними воздействиями. Можно, конечно, мыслить так (строить модель), что поломки умной сети человека (ее дефекты), это и есть бесы. Но это явно избыточный элемент модели. Это очевидно.Все верно. Только это сеть:
а) не умная, а глупая, то есть допускающая ошибки и сбои в работе
б) не виртуальная, а вполне себе реальная гиперсеть смыслов сути ипостами человека относительно реальности
в) бесы обитают не в этой сети, а рядышком с ней
Вы ваще не поняли про что я сказал. Как всегда. :)
а) умнАя, а не Умная...
б) Я не знаю, что такое ипостами, но знаю как демоны умеют навязывать искажённые ментальные образы, мнения. Которые формируют ход мышления и удерживают человека в подобии виртуальной реальности, в мирке надвинутом на глаза. При этом ум сам отсеивает всё, что не входит в демоническую сеть.
в) В ней они рождают искажённые смыслы, неправильные взгляды, потом споры, вражду, зло и убийство. Одни бесы плодят других, используя процесс познания наоборот.
А бывает вообще жесть... "У меня Бог в душе, я всегда с Богом" - Почему? - "Я же в Него верю. Я всем только добро делаю, меня все любят..." и тут же на исповеди - "я страдалица они меня ненавидят".
А копнешь поглубже, там десять абортов и двадцать прелюбодеяний. "Трэш, угар и содомия" (C)
согласен с Иммануилом Кантом. Совесть - не голос Бога, а заменитель Бога на время Его неприятия совестливым человеком. Совесть - рудиментарная память о "золотом веке" Перволюдей в раю, где они общались с Создателем непосредственно.Ну, вы с Кантом, а - со свт. Феофаном Затворником.
Совесть - потенция будущего соединeния с Господом, ещё не реализация.
Серафима, про лукавую совесть искать ничего не нужно. Господь заповедал чтобы Ваше да было да. А Ваше нет было нет.Да, вы правы, Родион. Все на поверхности. Не буду искать про лукавую совесть. :-)
]Ну, вы с Кантом, а - со свт. Феофаном Затворником.в славянском языке совесть, в еврейском сердце а в греческом сознание...первое когда мы читаем религиозную литературу там те же слова что и в миру, но смыслы разные...второе недавно Антиквар показал (http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2163.msg143089#msg143089) замечательный пример как изменяются смысл слов со временем...поэтому чисто взять и натянуть прочитанное на свои представления не всегда разумно...читая религиозную литературу , тем более духовную следует вникать в прочитанное, а не просто прочитывать как классическое произведение светское...
"Совесть называют практическим сознанием.
Monte More прав на счет меня, только вот ему невдомек, что есть люди не способные улавливать мысли, додумывать, и вырабатывать собственный путь по намекам, есть "стадо", которому нужно по шагам говорить, что делать - ума нет считай калека, но и нам хочется спастись =)Стефан думаю теперь Вы поняли что написав Вам я писал с натуры...и в моем сообщении как раз даны были конкретные действа
отстраненно наблюдать, развивать в себе наблюдательность, вырабатывать ровность ума, вообщем работать над собой...
Иоанн Лествичник сказал что, приносят пользу и те, кто будучи увязши в болоте предупреждают об опасности других....А бывает вообще жесть... "У меня Бог в душе, я всегда с Богом" - Почему? - "Я же в Него верю. Я всем только добро делаю, меня все любят..." и тут же на исповеди - "я страдалица они меня ненавидят".А копнешь поглубже, там десять абортов и двадцать прелюбодеяний. "Трэш, угар и содомия" (C)
По смыслу очень просится добавление : "Благодарю тебя, Господи, что я не такой, как они..." :-)
поэтому чисто взять и натянуть прочитанное на свои представления не всегда разумно...читая религиозную литературу , тем более духовную следует вникать в прочитанное, а не просто прочитывать как классическое произведение светское...Все правильно. Только не поняла, к чему.
третье Серафима при все уважение скажу Вы тут не советчик, Вы не знаете состояние Стефана...Вы при всей своей религиозности позволяете слушать себе музыку ходить на светские концерты...а вот такие как Стефан и я в том числе ведут себя по иному...например когда я пришел в церковь то отказался от занятие музыкой, уничтожил все свои произведения порвал со всеми друзьями итд...Чтобы так говорить о человеке, надо его хорошо знать. Что вы знаете обо мне, Монте? Мне все равно, советчик я здесь или нет. Сказала то, что считала нужным. Кому надо, тот услышит. И не считайте себя таким уж уникальным. Думаю, что через подобное состояние проходят все в той или иной степени. И я проходила - и книги светские, и телевизор выбрасывала, и с некоторыми людьми общение прекращала... Вылечилась. Кстати, спасибо свт. Феофану - он меня всегда выручал. Вернее, Господь через него. В нужный момент мне всегда попадалась нужная книга. Я поняла, что не совесть здесь виновата, а наша ревность не по разуму. Совесть не надо отягощать, строить "букву на букву и заповедь на заповедь". Все просто. Когда поняла это, то вернулась и к слушанию музыки, могу и кино посмотреть, и на концерт сходить - они меня от Бога не удаляют.
то о чем пишет Стефан знакомо мне для каждого миллиметра души, а Вам Серафима нет...иначе Вы не советовали б слушать совесть...и совесть ли это?!! Вы считаете вот мне и ему это совесть говорит? Эти состояния бесовские в них хочется убить себя, но это не возможно так как это тоже грех это от этой невыносимости, и безысходности впадаешь под депрессивную плиту...а Вы предлагаете это плиту еще ласкать...Алле, Монте. Вы меня слышите? Я о совести, а не о помыслах. Это уж каждому надо самому разобраться - что у него в голове: помыслы бесовские, совесть или психические эрекции. А разобраться просто - Господу молиться надо о вразумлении, Его обо всем спрашивать. И Евангелие читать - в нем все для человека.
Скажу от себе не все психические эрекции в голове надо за совесть принимать...
Чтобы так говорить о человеке, надо его хорошо знать. Что вы знаете обо мне, Монте?да, признаю написал я Вам от своей наглости написал...извиняюсь...то тем не менее вот как раз и знакомимся... :-) больше постараюсь к таким грубым формам "допроса" не прибегать :lol:
Совесть не надо отягощать, строить "букву на букву и заповедь на заповедь". Все просто.
Алле, Монте. Вы меня слышите?не ведаю слышу ли, но что стараюсь услышать это определенно... феофанава совесть видимо мешает расслышать... :-) трудно сразу услышать и поверить человеку у которого есть совесть... у меня просто от родясь не было...
Так вот однажды я в трезвом состоянии уже придя к вере настроился на "наблюдателя" и почувствовал легкость от бремени мыслей, но вместе с тем и пустоту, когда идешь по улице с "пустой" головой игнорируя внешнее и внутреннее включая голод - это положительная сторона, но молитва "наблюдателем" показалась пустой, в результате чего я отказался от этого состояния.Напрасно отказались. Пустота эта – временная, это как бы некая среда. В этой среде возможно работать – "наблюдателе", в молитве настойчиво взывая и призывая Бога и внимая Ему– из этого самого "наблюдателя".
да, признаю написал я Вам от своей наглости написал...извиняюсь...Да извиняю, чего уж там... :-) Надеюсь, и вы меня простите. :-)
не ведаю слышу ли, но что стараюсь услышать это определенно... феофанава совесть видимо мешает расслышать... :-) трудно сразу услышать и поверить человеку у которого есть совесть... у меня просто от родясь не было...Боюсь, что не "феофанава", а своя собственная, которой "от родясь не было..." :-) А если серьезно - Феофан-то тут при чем? Он дело говорит. Я его слова на собственной шкуре испытала. Особенно эти: "Этим разоряется внутренний строй и образуется навык не внимать совести, когда она указывает должное." Если совесть раз не послушаешь, другой - в третий она уже будет молчать. Трудно жить христианину, когда совесть молчит: некому подсказать, если вдруг не туда повернул. Прошу заметить, говорю именно о совести, но не о помыслах бесовских, о которых у вас со Стефаном речь. То, о чем вы говорите, к совести не имеет никакого отношения.
подлинно рад что Вы ... великий труд свершаете...Это вы о чем? :-o
перетасовали мои слова(было чуть по иному)...я рад что пользу получаете...вот об этом что получаете... :-)подлинно рад что Вы ... великий труд свершаете...Это вы о чем? :-o
Стефан, Вам бы просто отвлечься для начала от лифтов, желтых букв М и прочего хаоса. Читаю - и понимаю - типичная вещь для жителя мегаполиса. Правила, каноны, беготня, поиск по лабиринту, куча всякого. Возьмите отпуск. Валите на природу. Река. Закат. Восход. Трава. Пчелки разные. ))) Просто побудьте немного в иной атмосфере. Глядишь и ум развернется мал мал в иную плоскость. Просто опытно ее почувствует. И тогда наверно будет больше шансов разобраться в себе. Вы как из каменной клетки пишите. Простите.+1
Перебирание помыслов - это копание в мусорном баке в попытке найти что-то съедобное. Такое копание может стать образом жизни, но чем дальше, тем труднее будет от этого образа жизни отказаться.Super!
но молитва "наблюдателем" показалась пустой, в результате чего я отказался от этого состояния. Может это была боязнь нового, если вы говоря об отстраненном наблюдении имеете в виду это - уточните, т.к. последнее время пытаясь игнорировать "благие внушения совести" они нападают на меня еще более ожесточенно упрекая меня в малодушии.:-D Ну так понятно, в мужскую компанию пришли, стало скучно, сухо то сразу быстрей к мамке…к сладким вкусняшкам привычным(блуждающим помыслам)…горькое пиво и соленая рыба с мужиками, бяка…
Опять же есть иные мысли, которые агитируют за то, что этот путь должен пройти каждый однажды как и Monte More, а искать обход от лукавого.Да, я прошел и прохожу и нет возможности сказать что свободен от этого, да это в некоторой степени и не нужно…
Вау, Монсеньор, Вы эдак скоро брата Сергия затмите... :wink:куда мне до великих ортодоксальных мужей, ревнителей веры и благочестия...я лишь тень от их света...о то и вовсе мне нет с ними рядом места... :-)
Сергий, вот похоже Бог почему-то решил мне показать всю мою гнусность враз. Помыслы просто дикие последнее время - хулы на людей, клеветы и неверие на Бога. И вот как понять от меня ли это, если я готов себя убить, если от меня, т.к. во истину заслуживаю ада. Причем раньше такого не было - не не замечал, а именно небыло, а сейчас носит навязчивый характер и остается только открещиваться.. думаю таблеточки от мыслей попить, может полегче станет.. :|Стефан. Вам очень повезло. Кайтесь, видя свою мерзость. Большинство людей ничего уже не видит, и, просто, уже никогда не сможет увидеть свою мерзость.
Вы правда Монте не учли еще момент - вот та "достойная" что идет впереди блудницы..тоже не от Бога. Самоправедность в себе увидеть она Вам должна помочь..грубо говоря хорошесть (но та хорошесть все равно плотская))Вы прочли своими глазами(про достойных не было речи), и сделали выводы от себя, попытайтесь увидеть моими глазами, мною было сказано о более глубоком...в вход в тему здесь
Это можно уложить в краткую формулу…инфантильный, сластолюбивый, эгоистичный, нарцисс-фантазерпринять.... свое рабство у этой блудницы(так обозначу эту формулу)и все расписано кто кому и что показывает и что делать...надо просто услышать и увидеть... :-)
Отож - весь мир блудница. Тока я намекнула еще на одну формулу....праведный, послушный, смиренный,любящий семью и работу...И тогда вывод уже будет другой - на помойку отправляется абсолютно все...)) Как то так.:-o я Вам намекнул что Ваши выводы не верны, и что надо вникнуть в текст...а Вы продолжаете свое парить... :-) что удивительного что весь мир блудница...откуда взята Вами помойка остается только гадать...
Большинство людей ничего уже не видит, и, просто, уже никогда не сможет увидеть свою мерзость.
Их судьба предрешена. И их даже и не рожденных детей тоже.
Большинство людей ничего уже не видит, и, просто, уже никогда не сможет увидеть свою мерзость.
Их судьба предрешена. И их даже и не рожденных детей тоже.
Покаяние это страшно и больно, но не долго. Затем облегчение.:?
Самая вершина "православной" гордыни....((((Большинство людей ничего уже не видит, и, просто, уже никогда не сможет увидеть свою мерзость.
Их судьба предрешена. И их даже и не рожденных детей тоже.
Кстати, эти слова - сжатый и емкий символ веры очень многих "правоверных". Прущий из нутра, что называется :)
Да, такие метания ума типичны для принимающих психо...что-нибудь. Во-первых - прекратить брать в рот всякую гадость.Может быть в каких-то случаях это верно, но в моем варианте не принимал ничего. Даже алкоголь, к которому никогда тяги не было.
Такие метания типичны если не для всех, то для большинства в начале...и ПАВы тут могут быть абсолютно ни при чем, если не относить к ним любые напитки, еду и лекарства...похоже, многие уже просто позабыли, каково им было в новоначалии... :-)
Есть множество практик вне христинства и вне спасения, которые тренят ум, позволяя его утишить и полностью зачистить от помыслов, но ведь речь же не об этом.... :-)
..... с другой стороны усиленно тянет за руку сатана. .....тем сильнее действия противоборствуещего...Всегда спрашиваю и старался спрашивать себя в начальный период - а почему Господь попускает сатане так делать мне? Ведь диавол не может без Божьего разрешения ничего.
типичная картина глубокого невроза, а говоря прямым церковным языком - бесовское одержание.
...
Не стоит также забывать, что метания ума случаются и с опытными бойцами Брани Навидимой, когда из-за сострадния берут они на себя проблемы других людей, чтобы промолить их потом силовым методом в тишину своего ума.
А то, что помимо обозначенных ПАВ есть ещё разнообразная "просто" пища, действующая подчас не хуже марихуаны и амфетамина, так это уже - общее место. :-)
Понимаете на чем я попадаюсь? Где грань между борьбой с честолюбием и служением Богу и игрой в прогнание честолюбия методом легкого юродства? А помысел то назойливый до боли "Ну встань, ну пади, ну встань, ну пади. А! Не можешь - Бога не любишь?" и один раз послушаешь придет и второй и третий и слушаясь легче то не становится - смущение всю службу.
Elena, наверное Вы правы, что циклясь на проблеме, которая пока не решается я лишь притягиваю к себе зло, которое глумится тем, что я не способен на "юродство".А в чем, собсно, юродство то или особое тщеславие? Нет их тут! И не нужны они здесь! :-)
А ведь это на словах только просто звучит встать, поднятся, а когда на деле начнутся побуждения, то начав слушаться их очень быстро начинает смываться грань между юродством и разумной борьбой с тщеславием на богослужении.
чтобы промолить их потом силовым методом в тишину своего ума.Что значит "силовым методом"?
В новоночалье человек находится в затруднительном положении и смущении, потому как раздираем на пополам.... С одной стороны Божья Благодать с другой стороны усиленно тянет за руку сатана. Чем выше благодать. тем сильнее действия противоборствуещего...От этого происходит полное непонимание и сумятица ...Лично со мной так и было. Помню от такого *перетягивания* я думала что стою на краю сумасшествия...У меня было иначе. Меня не раздирало в разные стороны, но с огромной силой тянуло к Богу. Благодать была такой силы, что я легко с её помощью преодолевала многочисленные искушения. Казалось, так будет всегда. Но... Пришло время потрудиться ради благодати. :)
У меня было иначе.Серафима, для статистики :-) : насколько сильны были в Вас грубые страсти? Вы пили, курили, блудили, страшно ненавидели и сильно завидовали, и т.п., или не до такой степени?
Опытный воин битвы с демонами знает, что присущая ему эмпатия может повергнуть его буквально лицом об асфальт, но, помня о предыдущем высоком уровне молитвы, он может и должен форсировать свой возбуждённый ум замолчать, применяя всю возможную силу своей воли.чтобы промолить их потом силовым методом в тишину своего ума.Что значит "силовым методом"?
ммм... :roll: не слишком ли горделиво звучит... :wink:Не знаю. Может быть. Мой ответ основан на моей откровенной 2-х часовой беседе с игуменом Серафимом о препонах на молитве в ноябре 2012-го в Крестовоздвиженском монастыре в Зап. Вирджинии.
Ну, не до такой степени, конечно.:) Но атеисткой была рьяной. "Воинствующий атеизм" - это про меня.У меня было иначе.Серафима, для статистики :-) : насколько сильны были в Вас грубые страсти? Вы пили, курили, блудили, страшно ненавидели и сильно завидовали, и т.п., или не до такой степени?
Да еще и родовые грехи не забудьте... :-)Все они там в одной куче (грехи - страсти) - прародительские, родовые, приобретённые, уже и разбирать нет не сил ни желания. :-)
Ну, не до такой степени, конечно.:) Но атеисткой была рьяной. "Воинствующий атеизм" - это про меня.Статистика увеличивается. :-)
Все они там в одной куче (грехи - страсти) - прародительские, родовые, приобретённые, уже и разбирать нет не сил ни желания. :-)это так, и эту кучу некоторые называют человек, и конечно разбирать её нет желания...где тогда жить и в чём? :-)