Умное делание

Молитвенное общение => Грани православия => Тема начата: Raisa от 11 Август 2013, 20:04:19

Название: О воскресных школах
Отправлено: Raisa от 11 Август 2013, 20:04:19
Не совсем давно проходила по вечерней набережной мимо группки подростков, которые вяло репетировали и пытались привлечь прохожих игрой на инструментах. Другие сидели рядом, на траве; не асоциальные, домашние, розовощёкие дети. Но как-то удивила атмосфера их «тусовки» и глаза – там читались скука, обыденность, тоска, неприкаянность и небольшая надежда-ожидание чуда и праздника.
Воздохнулось, что вот была бы у них вера христианска, ведь повседневной «самореализации» и счастья хватило б так, что даже, возможно, и желания и сил не появилось регулярно вытаскивать синтезатор, барабаны и гитары. И дальше подумалось: может ли в принципе подросток быть сознательно-верующим? Не просто по указке родителей с утра есть просфору и причащаться на воскресных службах. С детьми понятно – их вера целостна, инстинктивна. А подросток?
На минуту представила, как во всех школах учились бы такие сознательные подростки… И поняла, что скорее всего, это невозможно. Ведь, чтобы «уверовать как надо» много чего надо, необходим какой-то личный жизненный опыт, чтобы появились убеждения.
Затем мысль моя простёрлась на воскресные школы. Нужны ли они? Ведь человек до всего доходит в своё определённое Богом время, чудесным образом. Вера – глубоко интимное дело, как этому может научить учитель в классе? Наверное, это прерогатива родителей или кого-то духовно-близкого родственника, крёстного, друга – во время сориентировать, суметь точно и исчерпывающе ответить на возникающие вопросы. Рисовать ангелов, изучать закон Божий, петь колядки, ставить спектакль – при чём тут Бог и вера? Всё это косвенно и опосредованно, а где о главном на потребу? Кого-то из детей, возможно, это натолкнёт на рождение в духе и истине, а для других это может оказаться суетой сует и томлением духа.
В общем, такие вот мысли. Я не права?
Название: Re: О воскресных школах
Отправлено: Сергий от 11 Август 2013, 20:34:39
Не совсем давно проходила по вечерней набережной мимо группки подростков, которые вяло репетировали и пытались привлечь прохожих игрой на инструментах. Другие сидели рядом, на траве; не асоциальные, домашние, розовощёкие дети. Но как-то удивила атмосфера их «тусовки» и глаза – там читались скука, обыденность, тоска, неприкаянность и небольшая надежда-ожидание чуда и праздника.
Воздохнулось, что вот была бы у них вера христианска, ведь повседневной «самореализации» и счастья хватило б так, что даже, возможно, и желания и сил не появилось регулярно вытаскивать синтезатор, барабаны и гитары. И дальше подумалось: может ли в принципе подросток быть сознательно-верующим? Не просто по указке родителей с утра есть просфору и причащаться на воскресных службах. С детьми понятно – их вера целостна, инстинктивна. А подросток?
На минуту представила, как во всех школах учились бы такие сознательные подростки… И поняла, что скорее всего, это невозможно. Ведь, чтобы «уверовать как надо» много чего надо, необходим какой-то личный жизненный опыт, чтобы появились убеждения.
Затем мысль моя простёрлась на воскресные школы. Нужны ли они? Ведь человек до всего доходит в своё определённое Богом время, чудесным образом. Вера – глубоко интимное дело, как этому может научить учитель в классе? Наверное, это прерогатива родителей или кого-то духовно-близкого родственника, крёстного, друга – во время сориентировать, суметь точно и исчерпывающе ответить на возникающие вопросы. Рисовать ангелов, изучать закон Божий, петь колядки, ставить спектакль – при чём тут Бог и вера? Всё это косвенно и опосредованно, а где о главном на потребу? Кого-то из детей, возможно, это натолкнёт на рождение в духе и истине, а для других это может оказаться суетой сует и томлением духа.
В общем, такие вот мысли. Я не права?
И дальше подумалось: может ли в принципе подросток быть сознательно-верующим? Не просто по указке родителей с утра есть просфору и причащаться на воскресных службах. С детьми понятно – их вера целостна, инстинктивна. А подросток?

Может быть даже святым. И, возможно, ради того, чтобы всего один или двое  (или несколько) подростков стали святыми и существует еще мир.

О святом Артемии ...
http://video.yandex.ru/#search?text=%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BA%20%D0%90%D1%80%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%B9%20%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8F%20%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0&filmId=-YZl-Dng8gE%2C

Простите

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?board=3.0
Название: Re: О воскресных школах
Отправлено: иерей Андрей от 11 Август 2013, 23:06:35
Вспоминая себя...  Подросток просто не настроен на труд( результатом которого станет настоящее чудо и праздник). Поэтому послушать тебя он даже не прочь, и даже может убедится, а может и вдохновится, но дальше... Воскресная школа действительно не поможет. Даже с собственными детьми это сверхзадача.
Название: Re: О воскресных школах
Отправлено: Raisa от 12 Август 2013, 02:36:03
Из жития Артемия Веркольского не очень поняла о сознательной вере.
"С пяти лет уже он начал чуждаться свойственных детям привычек, не любил детских игр, был тих, кроток, богобоязлив, послушен к родителям, прилежно помогал своему отцу в его крестьянских работах, сколько мог по своему возрасту" - такое возможно и как у детей - бессознательно, инстинктивно. Ну дана, м.б. была непрестанная молитва с рождения, оттого и плоды такие. Свят, но не искусен, называется.
Начало доходить, что вот почему подростковый возраст считается сложным: вера (под влиянием уродующих обстоятельств, как то: избыточные светские знания в школе, удушающе-земные установки семейного клана и т.д.) перестаёт быть бессознательной, цельной, но в то же время и жизненного опыта, наблюдений недостаточно для уже сознательных личных выборов. И правда сложно.
Тут, в лучшем случае, может быть либо "святое послушание" родителям, либо бессознательно - голосу благодати. Но в любом случае это "свят, но не искусен".
Название: Re: О воскресных школах
Отправлено: Raisa от 12 Август 2013, 03:17:14
Вспоминая себя...  Подросток просто не настроен на труд( результатом которого станет настоящее чудо и праздник). Поэтому послушать тебя он даже не прочь, и даже может убедится, а может и вдохновится, но дальше... Воскресная школа действительно не поможет. Даже с собственными детьми это сверхзадача.
А не настроен на труд почему? - правильно, нет мотивации.
Я, конечно, не специалист по воспитанию детей, но почему-то кажется, что самое главное и единственное, что нужно - сделать так, чтобы Бог подростку почему-либо стал интересен и нужен. Всем же детям нравится Дед Мороз, например.
Просто надо понять, что вот конкретно этого отпрыска интересует на самом деле, по-настоящему, от чего у него начинают, условно говоря, блестеть глаза, о чём ему нравится разговаривать часами - и потом как-то так незаметно, не всё время, а от случая к случаю вплетать в ткань этого на самом деле для него интересного Бога.
Или у каждого ребёнка-подростка бывают какие-то кризисные моменты в жизни, при чём не обязательно со знаком минус. И вот тут тоже можно дать волю любящим отеческим излияниям, и то аккуратно очень - говорить, пока тебя хотят слушать. Ибо, имхо, лучше "недоправославить", чем "переправославить".
Но, конечно, по-моему, "сознательно-верующий" отрок - утопия.
Название: Re: О воскресных школах
Отправлено: Raisa от 12 Август 2013, 03:24:39
И ещё, возможно, в соответствии с промыслом Божиим, важно, чтобы не именно Вы зажгли в ребёнке веру, а например, другой священник, какой-то старший друг или вообще незнакомый человек. А может, он когда-нибудь, ощутив контраст, оценит уютную семейную отеческую колыбель, и вот тогда...
Название: Re: О воскресных школах
Отправлено: Alexander от 12 Август 2013, 09:03:43
Песня Копыловой про Артемия Веркольского... это православный трэш. Житие, которого практически и нет, мифологизировано. Поэтому вертеть образом этого отрока ради оправдания своих идей весьма легко.

Нужны ли воскресные школы? Нужны, конечно же. Для образования и морально-нравственного воспитания детей. И передачей всего отягощающего набора, который приплюсовывается к вере, а точнее, подменяет ее. Надо понимать безо всяких иллюзий, что святость в воскресных школах не воспитывается. Другими словами, воскресная школа - это одна из низовых образовательных ячеек-фильтров, вчлененных в тело церковно-государственной матрицы. Цель такой ячейки - вобрать юные ум и душу, подтесать их, наполнить правильными шаблонами и передать на потребу обществу.   
Название: Re: О воскресных школах
Отправлено: Сергий от 12 Август 2013, 13:16:13
Из жития Артемия Веркольского не очень поняла о сознательной вере.
"Сознательная вера" - это что за зверь? Есть разве "бессознательная вера"? А может быть проще? Может быть есть просто вера? Точнее, есть обычно неверие, а веры то и нет. От того она и непонятна для верующих, считающих себя верящими, но имеющих ли веру? А тем более имеющих ли незабывающее ведение, которое и есть истинная вера сердца?
У святых вера есть всегда и незабывающее веденее, которое есть превышеестественная вера.
Цитировать
преподобный Максим Исповедник
Мистагогия

из
 V. О том, как и каким образом Святая Церковь Божия есть образ и изображение души самой по себе

Следует сказать об этом яснее. Душа, по словам [старца], имеет две способности: одну, как говорилось, созерцательную, а другую деятельную; созерцательную он называл умом, а деятельную разумом. Они суть первые силы души. И опять же он называл ум мудростью, а разум рассудительностью – они суть первые энергии души». Рассуждая об этом более пространно, он говорил, что к душе, соответственно ее умной части, относятся ум, мудрость, созерцание, ведение и незабывающее ведение; завершением их является истина. Соответственно же разумной части, к душе относятся разум, рассудительность, делание, добродетель и вера; завершением их является благо.

Истина и благо, по его словам, обнаруживают Бога. Но [Он предстает] как Истина, когда Божественное изволяет обнаружиться Своей сущностью, потому что истина есть нечто простое, единственное, единое, тождественное, неделимое, непреложное, бесстрастное, не подлежащее забвению и абсолютно непротяженное. И [Бог предстает] как Благо, когда [Он изволяет обнаружиться Своей] энергией, потому что благо – благодетельно, оно промыслительно печется и оберегает всё происшедшее из него. По мнению этимологов, слово «благо» происходит от «быть чрезмерным», или от «быть положенным», или от «бежать», ибо оно дарует всему сущему бытие, неизменность и движение.

Пять пар сочетаний, говорил он, постигаемых в отношении к душе, сосредотачиваются в одном сочетании, обозначающем Бога. Эти сочетания суть: ум и разум, мудрость и рассудительность, созерцание и делание, ведение и добродетель, незабывающее ведение и вера. Сочетание же, обозначающее Бога, есть Истина и Благо. С помощью пяти пар сочетаний душа продвигается вперед [по пути духовного совершенствования] и соединяется с Богом всяческих, подражая неизменности и благотворительности Его сущности и энергии своим непреложным, незыблемым и добровольным навыком в добре.

====================================================================================

Относительно же того, как и каким образом каждый из них совершается и приводится в действие, а также относительно того, что и в какой степени противодействует или содействует им, – подобное разъяснение не является темой нашего рассуждения. Следует знать только, что всякая душа, когда она в силах, по благодати Святого Духа, а также благодаря собственному трудолюбию и тщанию, соединить и сочетать все это, то есть разум с умом, рассудительность с мудростью, делание с созерцанием, добродетель с ведением, веру с незабывающим ведением, не умаляя и не превознося одно по отношению к другому, но отсекая всякое превозношение и умаление; или когда душа, говоря кратко, сможет превратить свою десятерицу в единицу, тогда она соединится с Богом – Истинным и Благим, Единым и Единственным. Она становится прекрасной, величественной и, по возможности, подобной Ему, благодаря исполнению четырех главных добродетелей, обнаруживающих в душе Божественную Десятерицу и содержащую также другую блаженную десятерицу заповедей.

Ведь четверица есть десятерица в возможности, поскольку она поступательно развивается из единицы. С другой стороны, она есть и единица, поскольку, собираясь воедино, объемлет благо и являет простоту и неделимость Божественной энергии, неделимо разделенной в ней. Благодаря этим добродетелям душа ревностно блюдет свойственное ей и мужественно отвергает чужое как злое. Ведь она имеет ум благоразумный, мудрость рассудительную, созерцание деятельное, ведение добродетельное, а при них – незабывающее ведение, наивернейшее и незыблемое. И, благоразумно сопрягая следствия с причинами и действия с возможностями, она приносит [все это] к Богу, получая взамен обожение, созидающее простоту.

Ибо действие есть и проявление; так, разум есть проявление ума (подобно тому как следствие есть проявление причины), рассудительность есть проявление мудрости, делание – созерцания, добродетель – ведения, а вера – незабывающего ведения. Из всего этого создается внутренняя связь с Истиной и Благом, то есть с Богом, Такая связь, говорил [старец], есть божественная наука, непогрешимое ведение, любовь и мир, в которых и через которые совершается обожение. Это – наука, потому что она есть завершение ведения о Боге и о [вещах] божественных, какое только доступно людям, и непогрешимый оплот добродетелей. Это – ведение, потому что она подлинно восходит к Истине и сообщает нам постоянный опыт Божественного. Это – любовь, потому что данная связь, по своему устроению, вся сопричаствует всей радости Божией. Это – мир, поскольку она испытывает то же самое, что и Бог, подготавливая к тому же людей, удостоившихся быть причастными подобного мира.

Совершенно очевидно, что все сказанное прп. Максимом совершенно не зависит от возроста человека.
Название: Re: О воскресных школах
Отправлено: Леонид от 12 Август 2013, 18:28:35
После окончния второго класса средней школы мой друг и сосед по парте Ваня Дворцов был убит молнией. Он бежал по водоразделу летом в деревне во время сильной грозы, и люди видели как он буквально исчез в мощной вспышке. От него осталась кучка пепла и немного обгорелых костей.
Ваня был совершенно не от мира сего, его взгляд всегда был обращён вовнутрь. Я боялся за него, провожал его после школы домой - нужно было переходить через трамвайные пути.

Он продолжает жить в моей памяти... Несомнено для меня - святой... Никто не напишет акафист...
Название: Re: О воскресных школах
Отправлено: Н И К И Т А от 12 Август 2013, 21:00:32
Настоящие акафисты они в любящих сердцах запечатлеваются, а вовсе не на бумаге пишутся. Как и поминальные записки, кстати.  :-)
Название: Re: О воскресных школах
Отправлено: Raisa от 12 Август 2013, 21:14:17
Другими словами, воскресная школа - это одна из низовых образовательных ячеек-фильтров, вчлененных в тело церковно-государственной матрицы. Цель такой ячейки - вобрать юные ум и душу, подтесать их, наполнить правильными шаблонами и передать на потребу обществу.
Вот и я о том, совсем недавно подобное осмысление родилось. А рисовать ангелов можно, например, в доме детского творчества и сделать там выставку рождественских вертепов...
Название: Re: О воскресных школах
Отправлено: Raisa от 12 Август 2013, 21:45:06
Совершенно очевидно, что все сказанное прп. Максимом совершенно не зависит от возраста человека.
Сергий, согласна со всем Вами написанным на все 100.
Только, согласитесь, многие всё-таки забывают о незабывающем ведении своего сердца. Сознательная вера - это когда человек уделяет внимание незабывающему ведению сердца.

Название: Re: О воскресных школах
Отправлено: Raisa от 12 Август 2013, 21:50:05
Леонид, то, что Вы описали, потрясло.
Как и поминальные записки, кстати.  :-)
А об этом можно поподробней?
Название: Re: О воскресных школах
Отправлено: Сергий от 12 Август 2013, 22:04:36
Совершенно очевидно, что все сказанное прп. Максимом совершенно не зависит от возраста человека.
Сергий, согласна со всем Вами написанным на все 100.
Только, согласитесь, многие всё-таки забывают о незабывающем ведении своего сердца. Сознательная вера - это когда человек уделяет внимание незабывающему ведению сердца.
У меня период вопросов. :-)

 Что значит: "человек уделяет внимание незабывающему ведению сердца"?
Как на практике происходит "уделение внимания незабывающему ведению сердца"?

Попробуйте дать развернутый и внятный ответ.

Интересно также как человек (подросток, например) ОБРЕТАЕТ "незабывающее ведение сердца" ...
Ведь чтобы ему уделять внимание это ведение надо сначала обрести (или не потерять?  :-) ) ...
Название: Re: О воскресных школах
Отправлено: Питирим от 12 Август 2013, 22:34:11
"Сознательная вера" - это что за зверь? Есть разве "бессознательная вера"? А может быть проще? Может быть есть просто вера? Точнее, есть обычно неверие, а веры то и нет. От того она и непонятна для верующих, считающих себя верящими, но имеющих ли веру? А тем более имеющих ли незабывающее ведение, которое и есть истинная вера сердца?
У святых вера есть всегда и незабывающее веденее, которое есть превышеестественная вера.
Вера это прежде всего осознанный опыт, знание, ведения...
Если по простому то Вера - Ведение Света. Если по о.Ивану Мейендорфу, Вера - опыт Царствия Божьего.
Название: Re: О воскресных школах
Отправлено: Питирим от 12 Август 2013, 22:44:38
Интересно также как человек (подросток, например) ОБРЕТАЕТ "незабывающее ведение сердца" ...
Ведь чтобы ему уделять внимание это ведение надо сначала обрести (или не потерять?  :-) ) ...
Сердце обретает ведение вопреки... Думаю это дар, почему и как даётся подросткам не знаю... Возможно предвидение.
Название: Re: О воскресных школах
Отправлено: Raisa от 13 Август 2013, 00:01:14
Что значит: "человек уделяет внимание незабывающему ведению сердца"?
Как на практике происходит "уделение внимания незабывающему ведению сердца"?
Не претендуя на объективность, своими словами, это волевое наблюдение ума, стража, трезвение, бдение и размышление.
Интересно также как человек (подросток, например) ОБРЕТАЕТ "незабывающее ведение сердца" ...
Ведь чтобы ему уделять внимание это ведение надо сначала обрести (или не потерять?)
И меня тоже сейчас это интересует. Как понимаю, это "незабывающее ведение сердца", как и Вы выше приводили, существует с самого детства, но как раз умом не осознаётся, но возможно, чувствуется сердцем (я в детстве чувствовала, например).
А потом возможны сценарии -  у кого как: одни, чувствуя сердцем, начинают искать и умом, задумываться, читать книги; другие переживают какое-то потрясение, что тоже заставляет-таки работать ум, искать ответы на вопросы.
Название: Re: О воскресных школах
Отправлено: Сергий от 13 Август 2013, 00:13:18
Питирим, Raisa, спасибо.

Мы вместе, похоже, одинаково понимаем, всю важность этого вопроса.
Он неоднократно с детства пытается достучаться до каждого, причем вовсе без насилия воли человека.

Как Он это делает? И почему до одних получается достучаться, а до других нет?
Название: Re: О воскресных школах
Отправлено: Raisa от 13 Август 2013, 18:04:21
Как Он это делает? И почему до одних получается достучаться, а до других нет?
Но поговаривают, что стучит всё-таки всем до победного, некоторые уже при переходе в вечность, на смертном одре "прозревают", так что пока жив человек - всё возможно.
Как Делает? сначала шёпотом, потом вполголоса, потом ещё громче...
Вспомнила, что в подростковом возрасте смотрела на жизнь людей и было страшно: "Я так не хочу, никогда не буду жить как все", и приняла решение, что пока не разберусь с жизнью, что тут к чему, жить не начну.