Умное делание

Практика и теория умного делания => Аскетическая практика => Тема начата: Владислав от 05 Июнь 2005, 15:51:59

Название: Критерий "умности" молитвы
Отправлено: Владислав от 05 Июнь 2005, 15:51:59
Добрый день.
Хотел вызвать заинтересованных людей на дискуссию по теме. По существу она повтораяет ветку ниже, однако по причите длинности ее, не вполне понятности для меня посылов спора, я рискнул создать ветку новую.
Вопрос задаю из своего понимания этого вопроса. Прошу прощения за примитивизм, однако от сердца.
Итак, во всю говорится про умную молитву. Все здесь присутствующие, я думаю, представляют, что существует градация (в общем) - устная, умная, сердечная молитвы. Крайности понятны, хотя и по-разному - устная - просто чтение, можно про себя, до сердечной дерзать и говорить не стоит. Это вершина молитвенного делания. По крайней мере я не буду трогать этот вопрос, чтобы, как говорится, не буть уличенным в празднословии.
Но вот братья, что же такое умная молитва? Есть ли какие-нибудь "критерии" умности ее? Вот что меня интересует и с некоторых пор мучает.
Скажу, что представляю, сам. Во первых - схождение ума в сердце, или в нашем, "детском" варианте - в грудь. Хорошо, понимаю, согласен. Во вторых - следствие первого, или то же самое, но по-дргугому сказанное - молитва начитает МЫСЛИТСЯ а не проговариваться. Человек полностью сосредотачивается внутри, не отвлекается (на сколько это возможно) помыслами, предстоит в молитве. Здесь же полностью побеждаются всякого рода мышечные зажимы в теле, слова перестают проговариваться мышцами гортани.

Это то, что мне понятно. Но не вижу здесь "рубикона", при переходе которого можно было сказать - ДА, я стяжал умною молитву. Разве только схождение ума во внутрь. (И опять же вопрос, может быть уже и в сердце, что однако не будет означать сердечной молитвы).

Вот такие вопросы, скорее практического плана, если у кого-то есть желание и что сказать по этому поводу, буду признателен.
Удачи всем.
Название: Re: Критерий "умности" молитвы
Отправлено: Evgeny от 05 Июнь 2005, 17:40:05
Владислав, я думаю чётких рубиконов нет и "градации" молитвы несклько условны. Иногда (напр. во время молитвенного правила) в молитве участвуют и язык, и ум, и сердце, а иногда только одно из них. И к тому же молитва обычно не остаётся в одном состоянии, а меняется, иногда течёт легко в уме (у некоторых в сердце), а иногда, во времена сухости или искушений, человек возвращается к трудовой, словесной молитве совершаемой с усилием воли. Так что оценить свой уровень молитвы можно только "в среднем". Даже святые испытывали такие перемены в духовной жизни, это описано у прп. Исаака Сирина, Симеона и др..
Название: Re: Критерий "умности" молитвы
Отправлено: Anonymous от 05 Июнь 2005, 18:11:20
Спасибо за ответ Евгений.

Цитата: Evgeny
Владислав, я думаю чётких рубиконов нет и "градации" молитвы несклько условны.


Это понятно и правильно Вы говорите,
Цитата: Evgeny
что оценить свой уровень молитвы можно только "в среднем"


Но я говорю про те "характеристики" (да простится мне этот термин) молитвы, которые не могут быть в других типах. Что есть у умной молитвы, что никак не встречается в устной? Что ее настолько отличает от простого славословия Богу. Вот человек молился, молился и вдруг:
         -призывание Имени Иисуса Христа слилось с пришествием (невидимым) Его Самого; и с того момента сие Чудное Имя, да и другие Имена Божий, значительно более прежнего являются для меня каналами единения с Ним
 
У того же  автора читаем -    2) УМНАЯ: мы не двигаем устами, но произносим Имя Иисуса Христа и прочее содержание мысленно.

Неужели только этим можно отделить этот первый рубеж действительно молитвенного восхождения? Или может быть желание молится? Когда не думаешь, сколько еще осталось, а забываешь про время?

Вполне возможно я зря затеял эту тему, наверное Вы правы, и практически ощутимых критериев в этом вопросе быть не может.
Название: Re: Критерий "умности" молитвы
Отправлено: Владислав от 05 Июнь 2005, 18:18:07
Извините, Гостем был я
Название: Re: Критерий "умности" молитвы
Отправлено: Evgeny от 05 Июнь 2005, 19:11:25
Цитата: Anonymous
Неужели только этим можно отделить этот первый рубеж действительно молитвенного восхождения? Или может быть желание молится? Когда не думаешь, сколько еще осталось, а забываешь про время?


Молитва и благодать постепенно охватывает все части души человека, включая в себя всё блоее "глубокие" слои души. Сначала молится лишь язык и некая часть ума, внимающая словам молитвы, потом молитва более и более охватывает ум и подходот к сердцу, и постепенно проникает в сердце все более глубоко. Условено, чтобы как-то охарактеризовать эти этапы, отцы поставили "дорожные знаки" на пути и охарактеризовали их названиями которыми мы пользуемся сейчас: словесная, умная, сердечная понудительная, сердечная саможвижная и т.д.
Название: Критерий "умности" молитвы
Отправлено: Alexander от 05 Июнь 2005, 19:31:30
Замечание. Сердечная молитва еще не вершина умного делания.

Я полагаю, умную молитву отличают следующие качества (состояния) ума: ясность, трезвость, видение помыслов, различение. И еще добавлю: управление - ум управляет внутренним пространством-состоянием, где протекает молитва.

На более высоких ступенях умной молитвы, вводящей в ум Христов: широта, охват, созерцательность, сверхобразность, отождествление (без растворения), постижение смыслов, соизволение.

Владислав, смотрите сами, трезвенно ли состояние ума, ясен ли он, видите ли Вы помыслы, различаете ли их и душевные изменения, можете ли управлять (отклонять, исправлять...). Это уровень умной молитвы, не сердечной.

Кстати, сердечная молитва может быть и не умной, но сие очень ее ограничивает.
Название: Критерий "умности" молитвы
Отправлено: E.N.P. от 05 Июнь 2005, 23:08:48
Я всегда думал что это молитва делаемая умом.
 А не губами, гортанью и др. Это когда она свободно произносится где-то внутри тебя, как правило в голове. Но её можно переместить в любую точку тела. Без какого-либо напряжения и дефектов текста.
Можно даже за пределы тела вынести. В любой предмет, куда может переместиться ум (сознание)

Это только моё личное понимание. Что умной молитвой называли Св. Отцы, я ещё толком не понял.

Евгений.
Название: Критерий "умности" молитвы
Отправлено: Alexander от 06 Июнь 2005, 01:02:29
Да, это молитва мысленная в цепочке: словесная - умная - сердечная, но я говорил о другом.
Название: Критерий "умности" молитвы
Отправлено: Евгений от 06 Июнь 2005, 20:13:09
+++Человек полностью сосредотачивается внутри, не отвлекается (на сколько это возможно) помыслами, предстоит в молитве

Я думаю, что основной рубикон между внешней молитвой и умной в следующем. При внешней молитве подвижник прилагает усилия, чтобы не отвлекаться помыслами, а при умной молитве он видит "какие, сколь многие и откуда" помыслы к нему приближаются. Это разные вещи. При внешней молитве ум еще сослагается с помыслами и начинает с ними бороться, "спохватывается", только тогда, когда они его уже отвлекли. А при умной молитве он их видит заранее, издалека, когда они к нему (уму подвижника) еще не приблизились и лишь только начали возмущать глубину сердца.
Название: Критерий "умности" молитвы
Отправлено: Александр. от 07 Июнь 2005, 20:39:46
"Господь сотворил вселенную словом и утвердил разумом"...."Лучше рещи 5слов умом нежели 1000языком"-(простите по памяти)...
..."умность" заключается в осознании произнесённого слова.(и это даже не моё мнение).
Название: Критерий "умности" молитвы
Отправлено: Irina от 08 Июнь 2005, 00:52:09
Здравствуйте.

Цитата: Alexander
Замечание. Сердечная молитва еще не вершина умного делания.

Я полагаю, умную молитву отличают следующие качества (состояния) ума: ясность, трезвость, видение помыслов, различение. И еще добавлю: управление - ум управляет внутренним пространством-состоянием, где протекает молитва.

На более высоких ступенях умной молитвы, вводящей в ум Христов: широта, охват, созерцательность, сверхобразность, отождествление (без растворения), постижение смыслов, соизволение.

Кстати, сердечная молитва может быть и не умной, но сие очень ее ограничивает.


Я понимаю так, что у человека духовного должно не только духовное сердце сформироваться, но и  должна вырасти духовная голова. Сила ума высвобождается из грязи обыденных мыслей и приходит в свою цельность. Сердечная молитва очищает чувства, а умная молитва совершенствует силу ума, возводя его к духовному знанию - «вводя в ум Христов».
Название: Критерий "умности" молитвы
Отправлено: Evgeny от 08 Июнь 2005, 03:04:06
Сама умная молитва имеет разные "фазы". Начальная фаза - когда молитва занимает лишь малую часть ума, просто проговаривается в уме, но ум не может надолго быть внимательным к словам молитвы и часто отвлекается на суетные помыслы. Заключительная фаза - о которой писал Евгений из Москвы - когда молитва охватывает ум почти целиком и ум уже имеет силу не сослагаться с помыслами сердца, а "видит заранее, издалека, когда они к нему (уму подвижника) еще не приблизились и лишь только начали возмущать глубину сердца." Все эти этапы можно условно называть умной молитвой.
Название: Критерий "умности" молитвы
Отправлено: GeorgiZ от 08 Июнь 2005, 18:36:48
Владислав!

Насколько я смог понять, твой вопрос не о критериях "умности" молитвы, а о том, по каким признакам можно определить успех молитвенного делания. Я так перефразировал вопрос, потому что, как я понимаю, умная молитва - это просто молитва, совершаемая умом, без голоса. В более узком смысле, умно молитвой или умным деланием называют Иисусову молитву, совершаемую умом непрестанно. Это то, что касается "умности". А дальше мы можем говорить о степенях, о совершенствовании нашей умной (умственной) молитвы.

Критерии успеха есть, притом, вполне простые и понятные, доступные каждому молитвеннику.

1. Молитва становится внимательной, ум не рассеивается, не отвлекается от слежения за словами и смыслом молитвы. Это первый и настоящий благодатный плод молитвы.
2. Чувство предстояния перед Богом Живым, страх Божий, благоговение.
3. Сердце сочувствует уму (словам), согревается, рождается умиление
4. Рождается нищета духа, сокрушение сердца о грехах
5. Умиление, сокрушение постепенно углубляются и рождаю слезы

Все это есть великие и первые дары. Только после их приобретения душа может безопасно (относительно безопасно) принять другие, более высокие дары (зрительная молитва, прозорливость и т.д.) Это я пишу на основании Св. Симеона Нового Богослова и Св. Игнатия Брянчанинова.

Две маленькие цитаты:
"Удостоверишься в успехе, когда увидишь в себе нищету духа, умиление, плач" (Св. Игнатий)
"Плод молитвы главный - не теплота и сладость, а сокрушение и страх Божий" (Св. Феофан)
Название: Критерий "умности" молитвы
Отправлено: Alexander от 08 Июнь 2005, 20:01:03
Я хочу добавить, что заключительная фаза умной молитвы восходит в сверхобразное (безобразное) созерцание, возможное уже после молитвы сердечной (когда сердце очищается и расширяется).

Важно знать об этом этапе молитвы, который открывается для бесстрастных, поскольку после св.Григория Паламы никто о нем и не говорил.
Название: Критерий "умности" молитвы
Отправлено: Владислав от 09 Июнь 2005, 10:37:59
Спасибо большое за ответы всем.
Самое главное сравнение я услышал для себя, что молитва, как и Царствие Божие не приходит быстро и приметным образом.

Вопрос только:
Цитата: Евгений
А при умной молитве он их видит заранее, издалека, когда они к нему (уму подвижника) еще не приблизились и лишь только начали возмущать глубину сердца.


Про глубину сердца - это разве не к сердечной молитве?
В любом случае я это выше моего уровня и ничего не могу сказать по этому поводу.
Еще раз спасибо
Название: Критерий "умности" молитвы
Отправлено: Евгений от 09 Июнь 2005, 17:25:07
Цитата: Владислав
Про глубину сердца - это разве не к сердечной молитве?


Умная уже начало сердечной в том смысле, что ум подвижника уже видит, смутно различает, помыслы, приходящие со стороны сердца. Основное его занятие в этом и состоит, чтобы "стоя при дверях сердца" или "сидя на высоте", иначе говоря, установившись в верхней части сердца, смотреть на нижнюю часть сердца, улавливая любое движение, которое оттуда исходит. При этом ум подвижника не должен быть ничем занят, но должен сохранять безмолвие (а когда изнемогает от безмолвия, то "встает и молится" внешней молитвой). Это делание еще можно назвать трезвением. Цель этого делания -- в созерцании помыслов (в широком смысле этого слова: это могут быть любые движения в сердечной сфере), которые сами себя раскрывают перед безмолвствующем умом. От этого подвижник становится опытнее, лучше понимает свое внутреннее устроение, в частности, какие страсти его борят и в какое время. Ум получает навык в духовной жизни, входит в духовную сферу. Его желание заниматься этим деланием усиливается, а пребывание во внешнем мире становится скучным.
Со временем ум, навыкший в этом делании, сам сходит в глубину сердца. Ему открывается "сердечный вход", и тогда он молится уже оттуда, и там предстоит Царю и разговаривает с Ним, что и называется сердечной молитвой. Впрочем, это бывает не ранее, чем очистится сердце, и в соответствии с Промыслом.
Название: Критерий "умности" молитвы
Отправлено: Владислав от 09 Июнь 2005, 20:14:09
Спасибо, вопрос задал в соседней ветке
Название: Re: Критерий "умности" молитвы
Отправлено: Мостовенко Наталья Александровна от 17 Август 2012, 19:29:25
Но вот братья, что же такое умная молитва? Есть ли какие-нибудь "критерии" умности ее?
Скажу, что представляю, сам.
Человек полностью сосредотачивается внутри, не отвлекается (на сколько это возможно) помыслами, предстоит в молитве. З

"Цель человечества конечную узри:
 Достигнуть точки той,
 Где ничего не видишь, кроме Бога".

 Саади
Название: Re: Критерий "умности" молитвы
Отправлено: Леонид от 17 Август 2012, 21:03:43
"Цель человечества конечную узри:
 Достигнуть точки той,
 Где ничего не видишь, кроме Бога".

 Саади
Тут у Саади есть "засада".
Видеть только Бога во всём окружющем - пантеизм, потому что мы знаем, что мир сей не только Божий, увы.
А если видеть только Бога, и ничего больше, то можно ли продолжать жить нормально? Безумие? Зачем?
Название: Re: Критерий "умности" молитвы
Отправлено: Мостовенко Наталья Александровна от 17 Август 2012, 21:35:31
А если видеть только Бога, и ничего больше
я так понимаю слова Саади.
Название: Re: Критерий "умности" молитвы
Отправлено: Владислав от 09 Май 2021, 15:46:12
Владислав,
Замечание. Сердечная молитва еще не вершина умного делания.

Я полагаю, умную молитву отличают следующие качества (состояния) ума: ясность, трезвость, видение помыслов, различение. И еще добавлю: управление - ум управляет внутренним пространством-состоянием, где протекает молитва.

На более высоких ступенях умной молитвы, вводящей в ум Христов: широта, охват, созерцательность, сверхобразность, отождествление (без растворения), постижение смыслов, соизволение.

Владислав, смотрите сами, трезвенно ли состояние ума, ясен ли он, видите ли Вы помыслы, различаете ли их и душевные изменения, можете ли управлять (отклонять, исправлять...). Это уровень умной молитвы, не сердечной.

Кстати, сердечная молитва может быть и не умной, но сие очень ее ограничивает.
Интересно вернуться к своим вопросам через... сколько прошло с 2005-го - 16 лет. Теперь понимаю о чем говорил Александр и тема тоже интересная - молитва сердечная но не "умная". Понятны стали и слова о непосредственно умной. Выражаю свою благодарность с некоторым запозданием ))
Название: Re: Критерий "умности" молитвы
Отправлено: Владислав от 09 Май 2021, 15:48:21
Но вот братья, что же такое умная молитва? Есть ли какие-нибудь "критерии" умности ее?
Скажу, что представляю, сам.
Человек полностью сосредотачивается внутри, не отвлекается (на сколько это возможно) помыслами, предстоит в молитве. З

"Цель человечества конечную узри:
 Достигнуть точки той,
 Где ничего не видишь, кроме Бога".

 Саади
Спасибо. Теперь тоже вижу смысл в вашей цитате.