Умное делание

Практика и теория умного делания => История и творчество исихазма => Тема начата: Олег Церковный от 17 Июнь 2005, 14:20:02

Название: Есть ли разница между русским и византийским исихазмом?
Отправлено: Олег Церковный от 17 Июнь 2005, 14:20:02
Меня интерисуют мысли касательно того, есть ли разница между русским и византийским исихазмом? Я имею ввиду особенности первого и второго. Если разница есть то какая?
Название: Есть ли разница между русским и византийским исихазмом?
Отправлено: Евгений от 17 Июнь 2005, 15:58:00
Разница была в том, что если византийский исихазм не очень откровенничал о методе своего умного делания, то русский -- вообще молчал. Русские отцы даже если и писали какие-то подвижнические наставления (например, св. Нил Сорский), то о методе умной молитвы не писали ничего. Но у греков учились, если было у кого (возможно, свв. Антоний Печерский, Сергий Радонежский, Максим Грек), а если не было, учились из греческих книг (св. Паисий Величковский). Так что врядли они изобретали что-то новое, да и сам опыт им подсказывал то же самое.
Название: Есть ли разница между русским и византийским исихазмом?
Отправлено: Олег Церковный от 17 Июнь 2005, 16:57:22
А есть ли еще какие-то понятие на подобие "визанатийский", "русский" исихазм? Я емею ввиду "палестинский", "египетский"? Тоесть используются ли такие название, или сам термин "исихазм" относять только к Византии и России?
Название: Есть ли разница между русским и византийским исихазмом?
Отправлено: Евгений от 17 Июнь 2005, 17:08:40
Византийский -- это и палестинский, и египетский, наряду с афонским. Везде, где подвизались отцы. Собирательное название.
Название: Есть ли разница между русским и византийским исихазмом?
Отправлено: GeorgiZ от 21 Июнь 2005, 11:05:33
У меня тоже возник аналогичный вопрос, но специальных изысканий в литературе я не проводил. После ознакомления с рядом современных (XIX, XX вв) источников у меня возникло такое впечатления, что есть как бы две школы умного делания, различающихся именно по методу обучения. Лучший выразитель первой школы - Святитель Игнатий Брянчанинов. А второй - книга "Откровенные рассказы странника" и книга "Умное делание" Владыки Антония (Голынского-Михайловского). В первой школе обучают молиться очень медленно, чтобы каждое произнесение молитвы доходило до сознания и оставляло впечатление на сердце. Во второй первоначально обучают навыкать к тому, чтобы молитва сначала "навязла на языке", а потом она сама собой будет переходить и в сердце. С этой целью молитву произносят очень много по количеству и довольно быстро по скорости.

Как вам кажется - есть ли резон в таком представлении?
Название: Есть ли разница между русским и византийским исихазмом?
Отправлено: Alexander от 21 Июнь 2005, 16:58:47
Вы еще забыли старца Силуана и его ученика, арх.СОфрония. Прп.Силуан Афонский - лучший выразитель духа монашеского Афона, но к представителям какой-либо школы я бы его не стал относить. Он выше человеческой школы, но школы Духа Святого представитель. Считаю, что через прп.Силуана Сила Божия вновь осенила православие и была подтверждена вечная истина Любви Божией.

В первой (как стоит у Вас) школе (условно - свт.Игнатия) происходит чрезмерная догматизация подвижнического опыта и его сужение. Много правил, запретов, противоречий, появляются несоответствия с опытом и богословием святых отцов прошлого. Упор делается на медленный путь, полный опасений поступить как-то не так и нарушить многочисленные правила, потеря дерзновения, ощущение поражения. "Быстрый" путь признается прелестным, искание духовных даров отрицается. В настоящее время эта школа выродилась в формальное исполнение каких-то обязанностей.

"Быстрый" путь предполагает непосредственное водительство Святого Духа и, одновременно, он полон искушений и не придуманных опасностей. На этом пути неизбежны скорби и гонения от "своих", потому что на нем в полной мере проявляются заповеди блаженств. Я беру слово "быстрый" в кавычки по той простой причине, что путь совсем не быстрый по времени, - это вся жизнь христианская. "Быстрота" означает, что человек был недолгое время формальным христианином и, вкусив благодати Духа, не мыслит свою жизнь без Господа, почитая все земное за ничто. Чем сильнее человек привязан к земному, тем медленнее его путь к небесному.

А количество молитовок и быстрота их произнесения - это достаточно формальный признак.
Название: Re: Есть ли разница между русским и византийским исихазмом?
Отправлено: Питирим от 07 Сентябрь 2009, 16:36:41
есть ли разница между русским и византийским исихазмом?
Разницы нет - начало развития христианства на руси (X-XII v.), по сути это начало конца Византии, в первые несколько веков на Руси, главой нашей церкви были греческие епископы. Русские исихасты, практически все учились у греков, как правило жили по нескольку лет в различных монастырях и перенимали опыт.

Для пущей убедительности предлагаю ознакомиться с житием всех Русских исихастов.
Да, говорят Гдь дарует эту науку если человек ее искренне желает "Не нам не нам но имени Твоему даждь славу"...
Название: Re: Есть ли разница между русским и византийским исихазмом?
Отправлено: stranik от 12 Сентябрь 2009, 19:17:29
Кроме молитвы сердечной,умной они практиковали молчание,аскетические разнообразные стили укрощение своего тела,кто только как мог..Почитайте об исихасте Зосиме Верхотурском,там его учитель от блудной страсти применил способ такой что в Русский паломнике решили вырезать этот момент..Павел некнижный отрубил топором себе руку..Их считали предтечами антихриста видимо потому что Петр 1 издал указ синоду не признавать аскетов как подвижников,а как бродяг ведущих безобразно...На Афоне цари не могли такие установки дать..Даже в прошлом веке на Афоне старец Исихаст практиковал полное  нищенское существование-это требования к монахам-говорил чтобы апельсины ели с корками монахи-как нищие-а в монастырях уже пора свиней заводить-ведрами за один обед выносят обьедки,опухшими пальцами четки перебирают..Зачем сытому обеспеченному монаху слезная молитва-плакать о том что ему еще чегото не хватает.. славы-достаток есть-осталось митру получить,