Умное делание

Практика и теория умного делания => Аскетическая практика => Тема начата: Андрiй от 29 Июнь 2005, 09:37:35

Название: Покаяние и радость
Отправлено: Андрiй от 29 Июнь 2005, 09:37:35
Доброго времени суток.
Уважаемые форумчане, не могли бы вы мне помочь в следующем затруднительном вопросе. Неоднократно сталкивался с утверждением, что молитву следует творить, находясь в покаянном состоянии - именно тогда она имеет смысл и силу. Более того, советуют постоянно пребывать в оном покаянном состоянии, состоянии плача о своих грехах, тогда молитва творится и без слов. Это с одной стороны, с другой же неоднократно встречаю: "Всегда радуйтесь". Печаль, тоска, уныние - грехи, которых надо избегать и бороть. Вспоминая о своих пригрешениях, так или иначе прихожу в состояние печали, подавленности, о какой же радости может идти речь? Иными словами, как сочетать в себе постоянное чувство покаяния и чувство радости? Молитва без чувства покаяния - пуста, опечаленность же - греховна. Как быть? Возможно, многим мой вопрос покажется простым, но он действительно меня оазадчил. Может быть, кто-нибудь подскажет соответствующую литературу? И второй вопрос: как вызвать в себе чувство покаяние во время молитвы? Пока я действую так, что перед и во время молитвы вспоминаю о своих грехах, наиболее "царапающих душу" - пусть даже и исповеданных. Сразу появляется чувство раскаяния. Правильно ли я поступаю? Либо нельзя прицеплятся к какому-то "прошлому" греху, а стараться вообще вырабатывать в себе чувство общей греховности, дабы и без воспоминаний всегда ощущать себя сокрушенным? Итак, два вопроса:
1) Как совместить радостное настроение и сокрушенное чувство покаяния?
2) Как удобнее всего возбудить в себе покаянное чувство во время молитвы (да и вне оной)?
Заранее благодарен.
Название: Покаяние и радость
Отправлено: Chevanton от 29 Июнь 2005, 13:48:14
Дорогой брат! На форуме есть люди опытнейшие меня. Несомненно они ответят на ваш действительно какжущийся антиноминичным вопрос более искушенно. Однако, примите и мои убогие рассуждения.
Покаяние есть центральное место православия. Словами "покайтесь" начинается проповедь Иоанна и Христа. В покаянии есть 3 уровня: 1) осознать образ жизини и мысли как противный Богу 2) перестать творить грех 3) начать действовать противоположно греху, т.е. жить добродетелью. Это и есть "перемена", метанойа. Абсолютно все три уровня происходят в человеке по дару Господа. Уровень и глубина покаяния также зависят от дара Господа нашего Иисуса Христа. Воспоминание же о грехах есть акт идущий снизу, от нашего естесства, от памяти. Такие воспоминания только бередят и смущают душу. В них есть печаль и уныние без радости. В противоположность этому - освещение грехов светом невечерним, но светом пока еще позади нас. Такое озарение нашей греховной сущности происходит как бы в метафизическом смысле и при этом радость от того, что свет присутствует в данном акте, хотя еще по немощи нашей стоит позади нас, освещая место нашего пребывания. Чувство покаяния в молитве возникает только при ощущении Бога, это чувство несоразмерности нашего убого произволения ко Господу и его неизреченной кроткой и смиренной любви и терпению к нам грешникам. Без ощущения Бога нет той радости покаяния. Мы можем лишь в известной мере нудить себя к покаянию. Лишь в известной человеческой мере проявлять свое произволение к покаянной молитве. Нуждение это ни в коем случае не должно бытиь воспоминанием своих грехов, а тем паче воображением себя в кандалах бесовских и во тьме кромешной. Такой род действий в молитве может давать обильные слезы, сотрясание всех членов, чуть не крик внешний или внутренний. Однако так и будет носить акт человеческий, а значит ложный. Ощущения себя чем-то малозначительным не позволяет нам осуждать, гневаться, спорить и вообще творить грех. Ощущения себя низменнным дает возможность от всего сердца взывать: "Господи Иисусе Христе сыне Бога живаго помилуй нас". Чем глубже бездна в которую мы спустимся увидив себя пронизанным люцифирической гордыней, тем более мы сможем вместить в себя милость Господа. Поэтому призывы отцов "почитай себя худшим из людей" скорее показывают вектор, но принимая этот совет буквально, стараясь своими силами достичь состояния "величайшего из грешников" без Божьей милости мы лишь врем себе и Богу. Это становится тонкой формой тщеславия: "Никто так не грешен как я, может разве что еще и авва Дорофей, ибо он себя считал достойным ада, как и я".  Не знаю могу ли я давать соет, но на меня произвела огромное впечатление книга арх. Софрония (Сахарова) "Видеть Бога как Он есть". Ее легко достать в сети.
Что каксается двух Ваших вопросов в конце, дерзну ответить так: "Человекам это невозможно, Богу же все возможно".
Название: Покаяние и радость
Отправлено: Alexander от 29 Июнь 2005, 14:31:24
Первый вопрос Ваш не такую уж и простой, а камень преткновения для многих.

Истинное покаяние возможно только по наитию Святого Духа, а действие Его в душе человеческой всегда радостно, поэтому и сливается печалование о грехах с радостью о Духе.

Вымученное покаяние идет от самости человека и вгоняет в тоску или вводит в прелесть. Уныние при видении своих грехов возникает от нежелания (невозможности для ветхого человека) с ними расстаться. Человек понимает, что вся его ветхость должна умереть. Для эгоизма это ужасно и невыполнимо: он должен исчезнуть. Это катастрофа, конец всем надеждам, устремлениям, это сразу огромная потеря жизненных сил. До видения своих грехов эгоистическая душа была пвсевдоцелостной, а теперь открывается ее гниль - и понимание неминуемой смерти.

Близость смерти требует совершить выбор. Всего есть четыре основных варианта.

1. Сбежать и забыть, закрыть свою память, избавиться как от дурного сна. И продолжать жить жизнью внешнего благочестивого человека, ходить в храм, исповедываться, учиться и учить, причащаться и причащать...
2. Сбросить тяжесть на других, осудив их. Устроить суд и борьбу за чистоту веры: сражаться с еретиками, масонами, жидами, ждать избавителя от ужаса своей души в лице царя и пр.
3. Бесконечно истощаться и умирать. С постной физиономией и склоненной головкой, с мыслями о неминуемой смерти и проклятости этого мира, с подавленными чувствами, с измученным телом. Заражая других ядом танатизма.

4. Помнить о близкой смерти и войти в ее врата. И пройти через эти врата в новую жизнь, где духовное радование растворено с печалью.
Название: Покаяние и радость
Отправлено: Evgeny от 29 Июнь 2005, 20:37:38
Покаяние есть осуждение, распятие и умерщвление в себе плоско-душевного человека - нашего главного врага. Видение своего греха печалит самолюбие внутреннего плотского человека, и это есть печаль плотская. Грех печалит и духовного человека, потому что он поступил вместе с плотским против Бога, но такая печаль сорастворена с радостью. Смерть и отвержение от себя плотского человека даёт свободу духовному, позволяет войти в сердце Христу и Святому Духу и приносит истинную духовную радость. На изображении креста Господня часто стоит фраза - "Место лобное становится раем" - место распятия плотского человека в сердце становится местом встречи со Христом.


"Понимание покаяния содержит в христианстве два момента - негативный и позитивный. Гений греческого языка выражает это религиозное чувство словом "метаноия", что существенно отлично от нашего "раскаяние". В "раскаянии" слышно сожаление о содеянном, угрызение, что-то пассивное в смысле созидательном. Горечь о непоправимости занимает тут главное место. Мы не слышим в этом слове "сотвори благо", а только "уклонись от зла". Греческое же слово "метаноия" передаёт нечто импульсивное, зовущее к новому деланию, обратному тому, которое привело ко греху, так как буквально это слово означает "перемена мышления", или, расширительно истолкованное, - "перемена души, жизни, поступков, делания". В этом призыве слышно нечто активное, созидательное."

архим. Киприан (Керн)
Название: Покаяние и радость
Отправлено: Igor от 01 Июль 2005, 01:51:47
Цитата: Alexander
... До видения своих грехов эгоистическая душа была пвсевдоцелостной, а теперь открывается ее гниль - и понимание неминуемой смерти.

Близость смерти требует совершить выбор. Всего есть четыре основных варианта.

1. Сбежать и забыть, закрыть свою память, избавиться как от дурного сна. И продолжать жить жизнью внешнего благочестивого человека, ходить в храм, исповедываться, учиться и учить, причащаться и причащать...
2. Сбросить тяжесть на других, осудив их. Устроить суд и борьбу за чистоту веры: сражаться с еретиками, масонами, жидами, ждать избавителя от ужаса своей души в лице царя и пр.
3. Бесконечно истощаться и умирать. С постной физиономией и склоненной головкой, с мыслями о неминуемой смерти и проклятости этого мира, с подавленными чувствами, с измученным телом. Заражая других ядом танатизма.

4. Помнить о близкой смерти и войти в ее врата. И пройти через эти врата в новую жизнь, где духовное радование растворено с печалью.


В принципе, про первое мы много слышим с амвона. И в основном, все православные форумы - тож на эту тему. Можно это первое назвать "бытовым исповедничеством", по слову одного русского религиозного мыслителя. Хотя это никакое не исповедничество, а "седьмая вода на киселе".

Про второе - тут ясно, что преобразить мир можно только, начав с преображения своего внутреннего человека. И чего тут на других смотреть и других ругать. Зилотства всегда было много в истории христианства. И про них Господь сказал: "Если не покаетесть, все так же погибнете"(Лук.13.3)
Но мне кажется, что между вторым и третьим есть еще один вариант, характерный как раз для нашего форума: добиваться неких высших духовных состояний. Потому и возникают здесь часто споры о восточных аскетических практиках.
А вот про третье и четвертое реже слышится на форуме. И в третьем и четвертом есть "понимание неминуемой смерти". В тоже время, третье и четвертое - абсолютно полярны как день и ночь, вернее, - как ночь и день :D . Здесь ставится вопрос: быть или не быть. Третье и четвертое стоит перед смертной чертой и отвечает на этот вопрос принципиально по-разному. Казалось бы, что в третьем варианте легче придти к осмыслению того, что мы "в смерть Его крестились", что мы все должны УМЕРЕТЬ, чтобы осуществиться во Христе. А жизненный опыт показывает, что "яд танатизма" настолько смертелен, что убивает все живые и живительные ростки Духа Святого, которые могут  все же произрасти в первых вариантах.
Название: Покаяние и радость
Отправлено: Alexander от 01 Июль 2005, 20:00:51
Согласен с Igor. И согласен с тем, что между вторым и третьим вариантом есть место желанию добиваться неких высших духовных состояний. Т.е., не умерев миру, искать духовное, - что легко вводит в тонкое прелестное состояние, когда оккультное принимается за действие Духа.

Первый и второй варианты суть грубая прелесть, Переживание духовных состояний выше и тоньше привязанности к внешнему благочестию или зилотству. Мы уже говорили на форуме, что поиск духовных состояний не является целью, но цель - поиск Бога и стяжание благодати, когда могут и должны приходить новые переживания, отличающиеся от привычного набора, даруемого внешними чувствами. Грань между устремлением к Богу и устремлением к неким духовным состояниям может определена только с истинной духовной позиции. Плотской и душевный человек этой грани не различает, поскольку судит по внешним признакам.

И если такому душевному (уже не плотскому) человеку внушено, что он не должен испытывать никаких переживаний, кроме очень мелко (и негативно) понятого раскаяния и видения своих грехов, то этот человек на пути к Богу неизбежно изберет третий вариант и будет бесконечно истощаться и умирать. Ибо рождение от Духа, о котором говорит Господь, есть новое духовное состояние, которое оказывается запрещенным для такого душевного человека.
Название: Покаяние и радость
Отправлено: r.b.Alexander от 03 Июль 2005, 13:27:24
Доброго времени суток Андрiй....В своё время я тоже столкнулся с таким вопросом....помощь в изучений святоотеческих писаний..Всё дело в том,что св отцы пишут как бы на все случаи жизни и поэтому получается один пишет так другой эдак на самом деле каждый стоит на своём этапе т.сказать развития и каждый найдёт в тот момент своё.
Беспорно и нужно обязатель творить молитву о покаянии и сокрушении так советуют все отцы...радость восторг улыбки не одобряются напротив Иоан Лествичник пишет улыбка во время молитвы знак прелести. Поэтому придерживайся покаянию плачу и сокрушения..Бывает от великих трудов (да и не от великих) постоянного сокрушения...дух впадает в уныние дескать грешен и молитва моя не поможет мне ...вот тут нам помогает и радость того,что Господь дарует нам дыхание и жизнь и надежду во спасение и уныние это грех он убивает труд и расслабляет здесь и место нашей радости и утешения.

А вот как возбудить в себе покаянное чувство.. это дело твоей практики тут практика чужого не поможет....помогает частое чтение псалтири именно так как рекомендует Игнатий Брянчанинов протяжно как бы имитируя плачь. Перед прочтением псалтири есть замечательное вступление Василия Великого...ну очень даже подвигает к плачу и покаянию улови смысл слов и из низ можешь изьять себе на пользу душевную...
Спаси тебя Господь..
Название: Покаяние и радость
Отправлено: Евгений от 06 Июль 2005, 16:24:06
+++Неоднократно сталкивался с утверждением, что молитву следует творить, находясь в покаянном состоянии - именно тогда она имеет смысл и силу. Более того, советуют постоянно пребывать в оном покаянном состоянии, состоянии плача о своих грехах, тогда молитва творится и без слов. Это с одной стороны, с другой же неоднократно встречаю: "Всегда радуйтесь". Печаль, тоска, уныние - грехи, которых надо избегать и бороть. Вспоминая о своих пригрешениях, так или иначе прихожу в состояние печали, подавленности, о какой же радости может идти речь? Иными словами, как сочетать в себе постоянное чувство покаяния и чувство радости?

Здесь, на мой взгляд, существует определенная путаница понятий. Когда отцами говорится, что "молитву следует творить, находясь в покаянном состоянии", то имеются ввиду две вещи.

1. К молитвенному деланию надо приуготовлять себя покаянием. Покаяние здесь -- это внешнее,  совершаемое усилиями самого подвижника, аскетическое делание, вроде памятования о своих грехах и о смерти, которое приуготовляет его к молитве (но не сама молитва).

2. Покаянное состояние, которое приходит во время молитвы (само, а не благодаря усилиям подвижника), -- благодатное, и коль скоро оно пришло, надо усиливаться пребывать в этом состоянии как можно дольше.

Но нигде (по большому счету) не говорится, что на молитве нужно специально усиливаться вызывать в себе покаяние. И это правильно. Усилия по вызыванию у себя покаяния -- это внешнее делание, обращенное к самому себе. А молитва -- это делание, обращенное к Богу. Если ты предстал перед Богом, то усиливайся целиком внимать Ему и принимай тогда все то, что Он тебе пошлет. Как же ты пытаешься одновременно внимать Богу и самому себе? Это показывает, что подвижник еще не готов к принятию благодати. Он не целиком положился на Бога, малодушно пытается себя и свои собственные состояния контролировать и направлять, надеется на свои собственные усилия и свои собственные (пусть даже где-то усвоенные) представления о молитве. Такая молитва не принесет плода. Дело подвижника приготовить себя к молитве и стать на нее, остальное -- дело Божие. [Это не значит, что на молитве вообще не надо себя контролировать. Но контроль на молитве в том только и должен заключаться, как в отсечении всего того, что можно отсечь, так как того, что от Бога, отсечь нельзя. Но уж никак не в вызывании у себя каких-либо состояний, пусть даже это состояние покаяния].


+++1) Как совместить радостное настроение и сокрушенное чувство покаяния?
2) Как удобнее всего возбудить в себе покаянное чувство во время молитвы (да и вне оной)?

Поэтому радостное настроение и сокрушенное чувство -- это все внешние делания до и вне молитвы (если не являются благодатным плодом самой молитвы). Борет тебя уныние -- радуйся и помни о милосердии Божием. Борет тебя нечувствие и увлекает внешний мир, помни о своих грехах, о скорой смерти и о будущем Суде. Отсюда и мнимое разногласие отцов в рекомендациях по этому поводу. Но когда ты стал на молитву, внимай только Ему. Полностью оставь самого себя и свои мелкие чувства и переживания. Все, что пошлет тогда тебе Бог, неизмеримо выше этого. Это неотмирное покаяние и неотмирная радость, единственные состояния, которые невозможно контролировать и невозможно отсечь. Воля подвижника в таких состояниях "ведется", пассивно следует за волей Божией и внимает только тому, что Богу тогда угодно будет подать.
Название: Покаяние и радость
Отправлено: Андрiй от 06 Июль 2005, 18:01:13
Доброго времени суток, уважаемые братья - форумчане. Большое спасибо всем, кто откликнулся на мои вопросы,  было очень приятно. Как хорошо, что я озадачился этим вопросом и обнародовал его. Увы, приходится признать, что я блуждал. Возможно, и продолжаю блуждать. Спасибо за развернутые, умные ответы, объяснения "на пальцах". Очень понравилось слово метанойя (Вот и "велик и могуч" после этого...:-)))) Я-то полагал, что покаяние и есть горчайшее чувство раскаяния, параллельно сопровождаемое посыпанием головы пеплом (п. 3 в объяснении Александра). Теперь мне видется, что покаяние это не только печаль о грехах, но и оптимизм, неизменно сопровождающий желание обновления в лучшую сторону. Или я опять стал жертвой недопонимания? Мне кажется, я испытал нечто подобное некоторое время назад. И умом и сердцем. По прошествии некоторого времени это осталось только в уме, а сердце, увы, так сильно уже не отзывается. Очевидно, самому такое чувство не стяжать (как совершенно справедливо замечают участники форума), хотя оно является сильнейшим стимулятором к исправлению жизни. Спасибо всем еще раз. С удовольствием буду посещать этот форум.
Название: Re: Покаяние и радость
Отправлено: игорь-т от 17 Июль 2012, 08:18:29
Первый вопрос Ваш не такую уж и простой, а камень преткновения для многих.

Истинное покаяние возможно только по наитию Святого Духа, а действие Его в душе человеческой всегда радостно, поэтому и сливается печалование о грехах с радостью о Духе.

Вымученное покаяние идет от самости человека и вгоняет в тоску или вводит в прелесть. Уныние при видении своих грехов возникает от нежелания (невозможности для ветхого человека) с ними расстаться. Человек понимает, что вся его ветхость должна умереть. Для эгоизма это ужасно и невыполнимо: он должен исчезнуть. Это катастрофа, конец всем надеждам, устремлениям, это сразу огромная потеря жизненных сил. До видения своих грехов эгоистическая душа была пвсевдоцелостной, а теперь открывается ее гниль - и понимание неминуемой смерти.

Близость смерти требует совершить выбор. Всего есть четыре основных варианта.

1. Сбежать и забыть, закрыть свою память, избавиться как от дурного сна. И продолжать жить жизнью внешнего благочестивого человека, ходить в храм, исповедываться, учиться и учить, причащаться и причащать...
2. Сбросить тяжесть на других, осудив их. Устроить суд и борьбу за чистоту веры: сражаться с еретиками, масонами, жидами, ждать избавителя от ужаса своей души в лице царя и пр.
3. Бесконечно истощаться и умирать. С постной физиономией и склоненной головкой, с мыслями о неминуемой смерти и проклятости этого мира, с подавленными чувствами, с измученным телом. Заражая других ядом танатизма.

4.  Помнить о близкой смерти и войти в ее врата.И пройти через эти врата в новую жизнь, где духовное радование растворено с печалью.
"Помнить о близкой смерти и войти в ее врата" с Именем Господа на устах и в сердце - это и есть истинное покаяние.
Название: Re: Покаяние и радость
Отправлено: Rada от 27 Август 2012, 23:49:05
Первый вопрос Ваш не такую уж и простой, а камень преткновения для многих.

 Уныние при видении своих грехов возникает от нежелания (невозможности для ветхого человека) с ними расстаться. Человек понимает, что вся его ветхость должна умереть. Для эгоизма это ужасно и невыполнимо: он должен исчезнуть. Это катастрофа, конец всем надеждам, устремлениям, это сразу огромная потеря жизненных сил.

Всем сразу здравствуйте
Приблизительно всех участников знаю, так как давно вас читаю, но не постоянно.

Очень важный для меня в данное время вопрос. начала копаться в себе и в гугле. И вот именно то, что выделено Александром началось. Понимаю интуитивно(духовно) что не то. Потому что освобождение не наступает, прояснение не приходит. Читаю Псалом 50, по многу раз. Молитву Исаака Сирина также. Заодно 90 Псалом и 102-103. Ну и умную молитву по мере сил. В основном перед сном до засыпания.
Чернота. Я обидела человека. И не могу себя простить. Пока я не прошу себя, он не сможет простить истинно, а не словами.

Нашла вот что. Извините, но скопирую, потому что своими словами еще не получается
"Но что же на самом деле имеется в виду под покаянием? Обычно говорят: сожаление о грехах, чувство вины, ощущение горечи и ужаса от того, что мы нанесли раны другим и самим себе. И все же такое представление является неполным. Горечь и ужас действительно составляют существенный элемент покаяния, но они не исчерпывают его, даже не являются его наиболее важной частью. Мы ближе подойдем к существу вопроса, если рассмотрим буквальный смысл греческого слова, обозначающего покаяние: metanoia. Оно означает "изменение ума": не просто сожаление о прошлом, но фундаментальная трансформация нашей способности смотреть на вещи, новый взгляд на самих себя, на других и на Бога - "великое понимание"[9], по слову Пастыря Ерма. Великое понимание - но не обязательно эмоциональный кризис. Покаяние - это не приступ угрызений совести и жалости к себе, но обращение, перенесение центра нашей жизни на Святую Троицу. "

И вот. ВАжно

 Как "новый ум", обращение, перенесение центра существования, покаяние - прежде всего позитивно, не негативно. Как говорит св. Иоанн Лествичник, "покаяние есть дочерь надежды и отвержение отчаяния"[10]. Это не упадок духа, но энергичное ожидание; это не значит, что ты оказался в тупике, но что ты обретаешь выход. Это не ненависть к себе, но утверждение своего истинного "я" как созданного по образу Божию. Каяться - значит смотреть не вниз на свои собственные недостатки, но вверх - на любовь Божию; не назад, упрекая себя, но вперед - с доверием и надеждой. Это значит видеть не то, чем я не смог быть, но то, чем я еще, по благодати Христовой, могу стать.


Пока в комнате темно, говорит епископ Феофан Затворник, вы не замечаете грязи, но при ярком освещении можно различить каждую пылинку[12]. Так же обстоит дело и с комнатой нашей души. Порядок не таков, что мы должны сначала покаяться, а потом осознать присутствие Христа; ибо только тогда, когда свет Христов уже вошел в нашу жизнь, мы действительно начинаем понимать свою греховность. "Каяться, - говорит св. Иоанн Кронштадтский, - значит знать, что в твоем сердце - ложь"[13]; но ты не можешь обнаружить присутствие лжи, если еще не имеешь некоторого понятия об истине. Как говорит Уоткин, "грех [... ] это тень, которая возникает, когда какая-либо привязанность воли преграждает путь свету Божию и препятствует ему просвещать душу. Таким образом, познание Бога порождает чувство греха, а не наоборот"[14]. Согласно отцам пустыни, "чем ближе человек к Богу, тем яснее он видит, что он грешник"[15]. В качестве примера они приводят Исайю: сначала он видит Господа на престоле и слышит серафимов, возглашающих: свят, свят, свят; и лишь после этого видения он восклицает: Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами" (Ис 6, 1-5).
Название: Re: Покаяние и радость
Отправлено: Краевед от 28 Август 2012, 01:15:03
"Чернота. Я обидела человека. И не могу себя простить. Пока я не прошу себя, он не сможет простить истинно, а не словами."
Чернота.
Я обидела человека.
И не могу себя простить.
Пока я не прошу (прощу ?) себя,
он (этот человек ?) не сможет простить истинно (меня ?), а не словами.

Я... правильно понимаю ?

Извинения, исправление ситуации (заглаживание обид и зла) по возможности - сделаны ?
Название: Re: Покаяние и радость
Отправлено: Rada от 28 Август 2012, 01:57:46
Краевед

Да, я принесла многочисленные извинения. Но случилось что-то странное и страшное. Наряду с сильным чувством друг к другу образовалась пропасть. И даже после примирения она продолжала как-то медлено и тихо расползаться..если метафорой то ощущение поднимающихся мостов..когда стоишь с протянутыми руками и кричишь слова..которые в немоту претворяются
потому что нет таких слов, котрыми все можно исправить. Скажу сразу - предательства не было с моей стороны. Но слова были жуткие, ядовитые, несправедливые. Это когда говорят "оскорбила до глубины души"

И вот я начала "исследовать" думать про слово, звук. Смысл. Почему. зачем. страх. Гордыня.
Так много всего что нужно раскопать, но самое первоочередное, все же покаяние. и как в этот момент не скатиться просто в самобичевание и депрессию.
Агония уже пройдена, Слава Богу.
Название: Re: Покаяние и радость
Отправлено: Родион от 28 Август 2012, 09:04:58
 Нужно ли простое делать сложным? Можно подумать что этот мазохизм способен что либо изменить. Неужели не достаточно просто все обьяснить человеку и оставить все ему самому решать, а не виснуть на нем удушая ему шею и удивляясь что пропасть растет. В жизни много моментов достойных сожаления, но это не повод ковырять в себе дырки. Человек которого Вы "так обидели" жив, слава Богу. Так о чем речь? Любите. Извинтесь, обьяснте и любите себе человека потихоньку. Любовь все лечит. Зачем продолжать все травить тем же ядом обиды и сожаления. Да еще пытаясь навязать на него узлов. Я так понял Вас не устроит если человек Вас "не простит". А очень хочется чтобы простил. Вот и насилуете и его и себя. А достаточно просто отпустить с любовью.
Название: Re: Покаяние и радость
Отправлено: Gabriel от 28 Август 2012, 09:05:38
Агония уже пройдена...
агония еще даже и не начиналась... :-)
просто вдруг появился неприятный запах... :-o запах может развеяться, однако грязи внутри не уменьшится... ее еще вычищать и вычищать...  :-)
не скатиться в самобичевание и депрессию возможно только с Божьей помощью,  осознав свою нищету духовную и полностью сдавшись Ему на милость...  :-)
Название: Re: Покаяние и радость
Отправлено: Михаил от 28 Август 2012, 09:19:43
Чувство покаяния и чувства радости сливаются в умилении. Это конечно прикосновение Святого духа.
Это высшее состояние и оно не подвластно самому человеку.

В Иисусовой молитве следует стремится к смирению, вниманию, молчанию.
Хотя и это не подвластно человеку но Господь видя стремление дает.
Т.е. это то что реально.

А вот покаянное настроение, думаю, это не реально. Можно уйти в негатив.
А вот если петь "Алилуя, алилуя слава тебе Боже" в цикле, то из этого негатива можно придти в мир сердца.
Смирение близко к нему потому как понимает собственное бессилие и в то же время спокойно.

Елы палы :) начало темы в 2005 году. Я тогда еще и не начал заниматься ИМ. А я тут отвечаю типа умный. :)
Название: Re: Покаяние и радость
Отправлено: Rada от 28 Август 2012, 10:06:37
Нужно ли простое делать сложным? Можно подумать что этот мазохизм способен что либо изменить. Неужели не достаточно просто все обьяснить человеку и оставить все ему самому решать, а не виснуть на нем удушая ему шею и удивляясь что пропасть растет. В жизни много моментов достойных сожаления, но это не повод ковырять в себе дырки. Человек которого Вы "так обидели" жив, слава Богу. Так о чем речь? Любите. Извинтесь, обьяснте и любите себе человека потихоньку. Любовь все лечит. Зачем продолжать все травить тем же ядом обиды и сожаления. Да еще пытаясь навязать на него узлов. Я так понял Вас не устроит если человек Вас "не простит". А очень хочется чтобы простил. Вот и насилуете и его и себя. А достаточно просто отпустить с любовью.

Спасибо, Родион. Уже все, отпустила и да, Слава Богу жив :-)
Меня не устроит если он будет думать, что он в аду. Связь и чувствование друг друга даже после расставания сохраняется. Мне очень хорошо стало после Вашего поста. Выходит, все правильно мы сделали.

Все же к покаянию. То есть это отправная точка отсчета наряду со спусканием в сердце?..Или не думая о черноте своей -  думать о Боге и Ему приносить молитвы о даровании возможности чувствовать и видеть от Духа?..
Название: Re: Покаяние и радость
Отправлено: Rada от 28 Август 2012, 10:10:18

В Иисусовой молитве следует стремится к смирению, вниманию, молчанию.
Хотя и это не подвластно человеку но Господь видя стремление дает.
Т.е. это то что реально.

А вот покаянное настроение, думаю, это не реально. Можно уйти в негатив.
А вот если петь "Алилуя, алилуя слава тебе Боже" в цикле, то из этого негатива можно придти в мир сердца.
Смирение близко к нему потому как понимает собственное бессилие и в то же время спокойно.


С одной стороны, должно это спокойствие и так быть, ведь и так понятно что сам по себе человек бессилен. А все равно скатываешься. как на американскиз горках. Покой-(инертность?) - тишина - и вдруг рев-визг-грохот - следующая остановка ад.
 :-(
Название: Re: Покаяние и радость
Отправлено: Rada от 28 Август 2012, 10:14:54
агония еще даже и не начиналась... :-)
просто вдруг появился неприятный запах... :-o запах может развеяться, однако грязи внутри не уменьшится... ее еще вычищать и вычищать...  :-)
не скатиться в самобичевание и депрессию возможно только с Божьей помощью,  осознав свою нищету духовную и полностью сдавшись Ему на милость...  :-)

Полностью...на милость.....
ох..

А вот как - "перенести центр жизни на Святую Троицу"...
покаяться - значит открыть свой взор божественному сиянию, не печально сидеть в сумерках, но приветствовать восход.

Мне наверное надо очень топорно понять. О чем мне молиться. Приветствовать восход - образно - или о том, чтобы сдаться на милость. :-(
Название: Re: Покаяние и радость
Отправлено: Родион от 28 Август 2012, 13:48:21
...
Все же к покаянию. То есть это отправная точка отсчета наряду со спусканием в сердце?..Или не думая о черноте своей -  думать о Боге и Ему приносить молитвы о даровании возможности чувствовать и видеть от Духа?..

Думать о черноте не нужно ИМХО. Нужно стяжать дар ее видеть.  Нужно молиться. Этапы, степени, последовательности – они существуют конечно, но весьма относительно. На самом деле все присутствует одновременно, но проявлено по разному. Что то акцентировано более, что то менее. Но в процессе акценты смещаются. Меняются ценности и значимость. Опыт дает понимание. Покаяние умом не приходит. Оно идет через сердце. Необъяснимо срезая узлы и давая понимание своей греховности. И чем ближе к Свету, тем лучше она (греховность) видна. Это смиряет. Вынуждает принять ситуацию. Неприятие тут ведет уже от Бога, а не к Нему. И тогда приносите Ему жертву покаяния. Смиренно выкладывая Ему свои грехи на Его милость. Это неотделимо от спуска в сердце.  ИМХО без него невозможно. Разве что Бог лично примет решение Вам показать. Если Вы способны выдержать такое откровение.
Жизнь очень коротка. На самом деле думать о греховности – тратить попусту время. Хотя наверно это тоже этап, мимо которого  не проскочить. И он будет. Только нужно проходить сквозь него дальше. Дальше за эмоции и за чувства.  Сквозь них.  Не зацикливаться.  (все ИМХО)
Название: Re: Покаяние и радость
Отправлено: Rada от 28 Август 2012, 14:06:07
Мне бы такое Имхо, Родион.
Спасибо
Название: Re: Покаяние и радость
Отправлено: Андрей К от 28 Август 2012, 14:20:52

Жизнь очень коротка. На самом деле думать о греховности – тратить попусту время. Хотя наверно это тоже этап, мимо которого  не проскочить. И он будет. Только нужно проходить сквозь него дальше. Дальше за эмоции и за чувства.  Сквозь них.  Не зацикливаться.  (все ИМХО)

Ещё раз убеждаюсь , насколько же мир духовный огромен , который мы иногда  суживаем до понятия греховности .
Название: Re: Покаяние и радость
Отправлено: viktorioan от 28 Август 2012, 14:22:03
Краевед

Да, я принесла многочисленные извинения. Но случилось что-то странное и страшное. Наряду с сильным чувством друг к другу образовалась пропасть. И даже после примирения она продолжала как-то медлено и тихо расползаться..если метафорой то ощущение поднимающихся мостов..когда стоишь с протянутыми руками и кричишь слова..которые в немоту претворяются
потому что нет таких слов, котрыми все можно исправить. Скажу сразу - предательства не было с моей стороны. Но слова были жуткие, ядовитые, несправедливые. Это когда говорят "оскорбила до глубины души"

И вот я начала "исследовать" думать про слово, звук. Смысл. Почему. зачем. страх. Гордыня.
Так много всего что нужно раскопать, но самое первоочередное, все же покаяние. и как в этот момент не скатиться просто в самобичевание и депрессию.
Агония уже пройдена, Слава Богу.

Есть у Лествичника хорошая вещь как мне видится к месту: "Усердие!" "Не за дела Бог даёт, но за усердие"
Современные психологи говорят в таких случаях, что не исправлять  сделанное надобно, а идти дальше. Но рекомендации отцов исихазма думаю ёмче, и грандиозней. И проявляя усердие Промыслительно Богом всё выправляется.
Название: Re: Покаяние и радость
Отправлено: Gabriel от 28 Август 2012, 14:30:52
Цитировать
Что значит сознавать и переживать собственную «ничтожность»?
Я ничего не добьюсь, если брезгливо отвернусь от своих заблуждений, грехов и ошибок, будто бы их и не было и будто бы я сам был когда-то не собой, а кем-то иным. Отмахиваясь от себя, я останусь слеп. Напускное смирение говорит: «Я - ничто», подразумевая под этим: «Жаль, что я - вот такой!».
Видя, как мы ущербны и как беспомощны, мы часто отрекаемся от себя, но не находим покоя. Если же мы полюбим собственную ничтожность, то по-настоящему познаем ее. Полюбим мы ее, если поймем, что она - благо. Но сначала ее надо просто принять.
Сознание собственной беззащитности приходит по дару свыше. Оно рождает смирение, которое любит свою нравственную и бытийную беспомощность перед Богом, дорожит ею превыше всего.
Любя свою ничтожность, не надо отрекаться ни от того, кто мы есть, ни от того, что есть в нас или у нас. Надо понять и принять, что она - наша; что она - наше благо. Благо по сути, потому что исходит от Бога. Благо и по открывающейся нам ущербности - ведь наша беспомощность, наше нравственное и духовное убожество привлекает к нам Божию милость.
Мы полюбим свою ничтожность, полюбив в себе всё, уподобившись самолюбивому гордецу. Только мотивы наши будут совершенно иными.
Мы ведь должны любить себя*.
Гордец так и делает, полагая, что сам по себе достоин любви, уважения, почета - словно Бог и люди обязаны его любить. Он мнит себя достойнейшим из людей и ждет только любви и почестей.
Смиренный тоже любит себя, тоже ищет любви и уважения, но не потому, что заслужил их, а потому, что не заслужил. Он ищет Божией милости, молит о любви и помощи, уповая на великодушие ближних. Видя, что у него ничего нет и нужда обступает его со всех сторон, он дерзновенно просит и благодарно принимает, когда ему дают.
Гордец любит свои иллюзии и свою самодостаточность. Нищий духом любит саму свою ущербность. Гордец ищет почестей за то, чего нет ни у кого. Смиренный просит поделиться тем, что есть у всех, кроме него. А больше всего он хочет, чтобы его до краев наполнили Божия любовь и Божия милость.
Томас Мертон. "Одинокие думы".
Название: Re: Покаяние и радость
Отправлено: Краевед от 28 Август 2012, 14:43:07
Грм...

Скажу своё худое слово.
Есть у меня знакомый, так он иногда говорит:
"Вот, смотрю - сидит, глаза закрыл.
-Привет,- говорю ему, что, молишься ?
-Созерцаю, - тот отвечает.
Созерцает он, как же. Что можно созерцать? Как вообще это можно созерцать ? Ты святой ? Созерцатели, блин... "
:) (это не про меня рассказ, это про других...)
Такой непосредственный парень.

Так вот.
Можно говорить о вечности, о созерцании, о вдохах и выдохах... И продолжать жить с каменным сердцем. Точнее - с окаменевшей душой.

Иногда, в жизни случается момент, когда мы грешим как-то особенно. Сильно. И как правило, нарушая братолюбие. Так, что это нас потрясает.
И это долгое время нас беспокоит, неважно - есть ли большие последствия или таковых нет. Совесть беспокоит душу и грех тянет нас в печаль.
Это происходит не просто так. Это мы краешком начинаем видеть, что за всей нашей пышностью (о себе теперь говорю) кроется окаменевшая душа. Реально окаменевшая.
И таким образом складывает Боженька обстоятельства и действие, чтобы это нас уязвило. Чтобы мы не могли просто так пройти мимо своей болезни.

Цитировать
Несколько дней назад со мною было как-то более обыкновенного греховных происшествий, так что я как бы даже почувствовал, что я - грешный человек.
Прихожу вечером к батюшке на благословение; не успел я еще и слова сказать, как батюшка сам начинает говорить: "Все человечество можно разделить на две части: фарисеи и мытари. Первые погибают, вторые спасаются. Берегите это сознание своей греховности. Это - самое драгоценное перед Богом."
(Иеромонах Никон, Варсонофий Оптинский)

Цитировать
Молитва дается молящемуся, как сказано в Писании; но молитва только по привычке, без сокрушения сердца о грехах — не угодна Господу.
(Силуан Афонский)

Поэтому не надо убегать от этого осознания, ощущения своей греховности. Нужно запомнить его и сохранить навсегда. Мы грешны, но Боженька нас убеляет и освящает.

Нужно не впадать в беспросветную печаль, а просить дать нам желание оживить нашу окаменевшую душу, и просить собственно её оживить, растопить этот наш камень. Чтобы не быть холодными или тёплыми. И принимать и скорби, и радость. (А благодарность рождается от растопленного сердца.)

Что же касается ситуации...

Во-первых, можно молиться о примирении. Внутреннем.
Во-вторых, можно молиться о благах духовных для того, кого вы обидели.
В-третьих, если наше желание и стремление не лицемерны, а Боженька смотрит на нас изнутри, то они тоже будут кинуты на весы.

Ну вот как-то так, простыми словами.
Название: Re: Покаяние и радость
Отправлено: Родион от 28 Август 2012, 14:54:34
Цитировать
Поэтому не надо убегать от этого осознания, ощущения своей греховности. Нужно запомнить его и сохранить навсегда. Мы грешны, но Боженька нас убеляет и освящает.

 Речь идет о "думать - не думать". Тут нечего запоминать. Тут ты или видишь или нет. Если Вам что то нужно запомнить - то это не осознание Вашей греховности, а притянутое за уши состояние, которое вы хотите заключевать. Это не имеет ничего общего с осознанием и никак не приведет к покаянию. Разве что такому же искуственному.
Название: Re: Покаяние и радость
Отправлено: Rada от 28 Август 2012, 15:01:01
Краевед
Да, душа окаменевшая. и это ..совершаешь умом потуги..слова говоришь молитвы..даже слез уже нет..но я снова говорю говорю говорю..пытаюсь найти самые правильные слова, но они все не те. Я в них снова не вижу истины и их не чувствую. и снова ищу.
Название: Re: Покаяние и радость
Отправлено: Краевед от 28 Август 2012, 15:03:50
Просите. Просите желания ожить, потому что его, как правило, нет. Этим почти все мы больны.
И просите оживить. И милости просите. Чтобы был милостив и научил милости.
Не умной и сердечной, а Его милости. Она больше и ума, и сердца.

Родион, :) . "осознания, ощущения своей греховности"
Это ви́дение легко забывается... и очень часто... и видеть перестаёшь. Тогда надо помнить. От этого будет сокрушение.
(как святым говорили: -вы святой, вы не грешите, и почти всё время в богосозерцании...
Святой подумал, и ответил:
-Не смущайте меня, я знаю, что я грешный.)
Этим надо держаться, когда нет ви́дения. Пока Господь опять не пошлёт его.
Добавить смирение, отдание себя в волю Божию. Это наша брань невидимая, пока нет руки помощи.

Название: Re: Покаяние и радость
Отправлено: Rada от 28 Август 2012, 15:05:02
Gabriel

Искать, потому что не заслужил.. - Это я буду думать..
Название: Re: Покаяние и радость
Отправлено: Краевед от 28 Август 2012, 16:24:29
О покаянии.

Позавчера рассказывал одной молодой особе о растоплении нашей души.
Она выслушала и спросила: - А если всю жизнь человек ходит в храм, молится, причащается?

Поскольку она как-то не готова была к продолжению, я промолчал.
А через минуту иеромонах, один из тех двух, говорил за столом (обедали после литургии), какая это беда - наш камень внутренний.

Господь-то смотрит на сердце...


___________

О радости.

Вот, приняты святые дары, и ещё не наступила та тихая светлота внутри, ещё не уменьшились в несколько раз страсти, как всегда, почему-то - то ли от нечувствия, то ли от нежности Божией и заботы действие освящения святыми дарами происходит медленно, но душа уже ощутила, что она не осуждена, что благодать Духа не ушла, как у виновной смертным грехом, что Господь милует обычным Своим человеколюбием, «якоже еси».
И она не выдерживает, радуется и… плачет. Плачет от радости, что её, грешную, не осудили и опять помиловали.
___________
Название: Re: Покаяние и радость
Отправлено: Rada от 28 Август 2012, 17:09:23
Господь смотрим на сердце....

Я вот сердцем пытаюсь понять зачем и почему и откуда все взялось. Вроде читала что не надо, мол собери все в котомку как камни да предъяви. А все равно. Хочется понять, зачем те слова пришли, откуда. Трудно поверить самому себе в такую муть там, в душе. А наверное когда ищешь причины, то ищешь крайних...и снова в замкнутом кругу.
Сегодня мои попытки молитвы были..молчанием...устала слышать от самой себя этот бред потому что. Уже даже по начальному звуку слова хочется самой себе вмазать пощечину. Такое лицемерие, что ужас.
никто не заставлял ничего разбивать и никого унижать. А надо как-то каяться(
Название: Re: Покаяние и радость
Отправлено: veresk от 28 Август 2012, 17:14:33
даже слез уже нет...
как по мне куда полезней чтоб всхлипывало сердце а не глаза...на глаза опять же ум обращает внимание...возможно более продуктивней направлять ум следить на движениями сердца...а оно в любой случае хоть как проявит себя при молитве или чтении...хоть болезненно, хоть радостно, хоть замирая в тишине...
Название: Re: Покаяние и радость
Отправлено: viktorioan от 28 Август 2012, 18:05:44
даже слез уже нет...
как по мне куда полезней чтоб всхлипывало сердце а не глаза...на глаза опять же ум обращает внимание...возможно более продуктивней направлять ум следить на движениями сердца...а оно в любой случае хоть как проявит себя при молитве или чтении...хоть болезненно, хоть радостно, хоть замирая в тишине...
ВО!!!!!!!
Пусть плачет сердце, этим оно живо, а слова.....найдутся. А то псалмы, правило, .....Ну а потом уж и псалмы, правило, - молитва.
Название: Re: Покаяние и радость
Отправлено: Rada от 28 Август 2012, 18:18:36
Для того, чтобы сердце заплакало, надо чтобы его разбил сам Бог....(((
Название: Re: Покаяние и радость
Отправлено: veresk от 28 Август 2012, 18:21:12
Цитировать
Пусть плачет сердце, этим оно живо,

:-) скорее сердце живет поцелуем и лаской Духа...

Цитировать
Для того, чтобы сердце заплакало, надо чтобы его разбил сам Бог....(((
тогда уж кавычки в другую сторону ))) :-)
Название: Re: Покаяние и радость
Отправлено: Rada от 28 Август 2012, 18:36:55
Monte More

Спасибо, вдруг что-то сдвинулось