Умное делание

Практика и теория умного делания => Библиотека исихастской литературы => Тема начата: Сергий Исихаст от 27 Март 2021, 02:11:36

Название: Исихазм в РПЦ классифицирован как ересь
Отправлено: Сергий Исихаст от 27 Март 2021, 02:11:36
Доброго здравия.
Хочу напомнить что в РПЦ исихазм в 1913 году классифицирован синодом как ересь. И желательно быть аккуратнее в выборе источников изучения. По сути РПЦ запуталось смешав исихазм и имяславие.
Название: Re: Исихазм в РПЦ классифицирован как ересь
Отправлено: Alexander от 27 Март 2021, 09:36:53
Здравствуйте. На тему для обсуждения пока не тянет. Вскоре удалю.
Название: Re: Исихазм в РПЦ классифицирован как ересь
Отправлено: Сергий от 27 Март 2021, 10:49:16
Доброго здравия.
Хочу напомнить что в РПЦ исихазм в 1913 году классифицирован синодом как ересь. И желательно быть аккуратнее в выборе источников изучения. По сути РПЦ запуталось смешав исихазм и имяславие.
Исторически иерархическое священство в христианстве давно видит в молитвенниках лишь угрозу своей абсолютной власти.
Это где-то аж со второй половины второго века тянется.
Даже была буквально придумана специальная "ересь" мессалианства для такого случая (которой нет на самом деле), чтобы бороться с молитвенниками, как с еретиками. И борются, а начиная с четвертого века и при помощи государства. Лишь со скрипом за некоторыми монахами иногда иерархическое священство признаёт молитвенный путь, но и то под полным контролем иерархии.
То же, чему учил Иисус на этот счёт, никого не интересует.
И, да, обсуждать тут действительно особо нечего. Это констатация реальности.
Название: Re: Исихазм в РПЦ классифицирован как ересь
Отправлено: Сергий Исихаст от 27 Март 2021, 17:52:49
Доброго здравия.
Хочу напомнить что в РПЦ исихазм в 1913 году классифицирован синодом как ересь. И желательно быть аккуратнее в выборе источников изучения. По сути РПЦ запуталось смешав исихазм и имяславие.
Исторически иерархическое священство в христианстве давно видит в молитвенниках лишь угрозу своей абсолютной власти.
Это где-то аж со второй половины второго века тянется.
Даже была буквально придумана специальная "ересь" мессалианства для такого случая (которой нет на самом деле), чтобы бороться с молитвенниками, как с еретиками. И борются, а начиная с четвертого века и при помощи государства. Лишь со скрипом за некоторыми монахами иногда иерархическое священство признаёт молитвенный путь, но и то под полным контролем иерархии.
То же, чему учил Иисус на этот счёт, никого не интересует.
И, да, обсуждать тут действительно особо нечего. Это констатация реальности.
В чем угроза ?
Название: Re: Исихазм в РПЦ классифицирован как ересь
Отправлено: Сергий от 27 Март 2021, 18:02:08
Доброго здравия.
Хочу напомнить что в РПЦ исихазм в 1913 году классифицирован синодом как ересь. И желательно быть аккуратнее в выборе источников изучения. По сути РПЦ запуталось смешав исихазм и имяславие.

Исторически иерархическое священство в христианстве давно видит в молитвенниках лишь угрозу своей абсолютной власти.
Это где-то аж со второй половины второго века тянется.
Даже была буквально придумана специальная "ересь" мессалианства для такого случая (которой нет на самом деле), чтобы бороться с молитвенниками, как с еретиками. И борются, а начиная с четвертого века и при помощи государства. Лишь со скрипом за некоторыми монахами иногда иерархическое священство признаёт молитвенный путь, но и то под полным контролем иерархии.
То же, чему учил Иисус на этот счёт, никого не интересует.
И, да, обсуждать тут действительно особо нечего. Это констатация реальности.

В чем угроза ?
Строем не желают ходить.
Начальство не признают.
Власти не уважают.
Неуправляемы.
Себе на уме, на догматы плюют, так что "еретиков и иноверцев" для них нет, и врагов не из кого по этой причине для них не сделаешь.
Они лишь собой занимаются, молятся и дух свой меняют.
Их мир совсем не интересует: только Бог и общение с Ним их стремление.

И, да, самое главное, десятины от них не поступает тоже ... )))
Название: Re: Исихазм в РПЦ классифицирован как ересь
Отправлено: Сергий от 27 Март 2021, 18:24:33
Вот как замазали дерьмом молитвенников в древности (мессалиан).
Хорошо хоть не написали, что они пьют кровь христианских младенцев ...
Жирным шрифтом выделены явные глупости и выдумки о мессалианах.
Остальное, конечно, тоже искажено, но имеет хоть какую-то основу.

1. Сатана пребывает внутри человека (и во всем господствует над ним). Сатана и бесы владеют человеческим умом, и природа людей вступает в общение с природой духов злобы. При этом Сатана и Дух Святой сообитают в человеке.
2. Ни крещение, ни причастие божественных тайн не очищает душу, но одна только молитва.
3. Человек и после крещения осквернён грехом. Не через крещение получает верный нетленное и божественное одеяние, но через молитву.
4. Должно хранить бесстрастие, и причастие Святого Духа будет во всяком чувстве и полноте.
5. Душа должна чувствовать такое общение с небесным женихом сексуального характера.
6. «Духовные» видят грех внутри и извне, равно и благодать действующую и производящую.
7. Зло существует по природе.
8. Адам и до преступления бесстрастно вступал в сексуальное общение с Евой.
9. Семя и Слово упали в Марию.
10. Человек имеет две души: одну человеческую, а другую небесную.
11. Для человека возможно чувственно воспринимать ипостась Святого Духа во всякой полноте и всяком действии.
12. Молящимся может явиться во свете крест. В одно время найден был человек, стоящий у алтаря жертвенного, и Ему принесли три хлеба, замешенные на елее.
13. Ручной труд неприличен для христиан
.

Исследователи «мессалианства» Ж. Грибомон и К. Фитшен утверждали, что сказать о содержании этой «ереси» по сути нечего. По мнению М. Кмошко и А. Гийомона, такой ереси вообще не было.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Мессалианство
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1317370
Название: Re: Исихазм в РПЦ классифицирован как ересь
Отправлено: Сергий Исихаст от 27 Март 2021, 19:07:12
сказать о содержании этой «ереси» по сути нечего.
И действительно.

Имяславцев то погнали с войсками. Хотя там про то что Бог есть имя только одно предложение. Измени его или убери и такого ажиотажа не было бы.
Название: Re: Исихазм в РПЦ классифицирован как ересь
Отправлено: Сергий от 27 Март 2021, 19:47:38
Суть Бога в сути Его Имени.
Смысл имени в сути имени.
Имя даётся, чтобы именовать суть носителя имени.
Если так они думали об имени Бога, то имяславцы правы.
Имя же в отрыве от его смысла и сути само по себе, как набор букв или звуков, такового свойства уже не имеет, так что тут правы критики имяславцев.
Название: Re: Исихазм в РПЦ классифицирован как ересь
Отправлено: Антониус от 27 Март 2021, 23:41:13
Хорошая статья Муравьева на эту тему, в которой он пишет: «Мессалианство»... есть не более чем опыт неудачного контакта греческого мира со специфическим аскетизмом сирийцев на исходе античности, который, преломившись в церковных баталиях в Персии VII—VIII вв., оказался вновь востребованным и даже пережил свой дентотат.
https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/8s0c48f9ix/direct/145657384.pdf

Название: Re: Исихазм в РПЦ классифицирован как ересь
Отправлено: Сергий Исихаст от 28 Март 2021, 08:20:47
Суть Бога в сути Его Имени.
Смысл имени в сути имени.
Имя даётся, чтобы именовать суть носителя имени.
Если так они думали об имени Бога, то имяславцы правы.
Имя же в отрыве от его смысла и сути само по себе, как набор букв или звуков, такового свойства уже не имеет, так что тут правы критики имяславцев.
Вот что говорят в имяславии ("На горах Кавказа")
Согласно таковому понятию об имени Господнем прекрасно разсуждает о сем и современный нам подвижник веры и благочестия протоиерей о. Иоанн Сергиев. Вот его слова: "Имя Господа, Богоматери или Ангела или святого, да будет тебе вместо Самого Господа, Богоматери, Ангела и святого; близость слова твоего к твоему сердцу, да будет залогом и показанием близости к твоему сердцу Самого Господа Бога, Богоматери, Ангела или святого. Имя Господа есть Сам Господь - Дух везде сый и вся исполняяй; имя Богоматери - есть Сама Богоматерь, имя Ангела - Ангел; имя святого - святый. Как это? Тебя зовут, например, NN. Если тебя назовут этим именем, ведь ты признаешь себя всего в нём и отзовёшься, значит согласен, что имя твоё - ты сам с душею и телом,- так и святые; призывая имя их, ты призовёшь их самих. Но у них ни Тела. Что из того? Тело только вещественная оболочка души, дом ея, а сам человек - есть душа; когда и тебя зовут по имени, не тело твоё отзывается, а душа твоя, посредством телеснаго органа. И так - имя Бога всемогущаго - есть Сам Бог - Дух вездесущий и препростый" (Прот. Иоанн Сергиев. Моя жизнь во Христе).

Я не понимаю зачем так все усложнять. Подобные безапелляционные утверждения уже граничат с маркисианской ересью. Если меня позовут по имени я конечно отзовусь, но меня могут позвать и по фамилии или другим способом.
Название: Re: Исихазм в РПЦ классифицирован как ересь
Отправлено: Сергий от 28 Март 2021, 09:12:34
Сергий Исихаст, из приведённой цитаты следует, что правы скорее всего критики имяславцев, так как последние набор букв и звуков имени, а не его, порой и тайную, суть почитали самим Богом.
Суть Бога, скрытую в имени Бога, вполне можно почитать за Бога, ибо тут не погрешишь против истины.
Но если в имени Бога ты не ведаешь суть Бога, скрытую в этом имени, то это имя - пустой звук для тебя, - и почитать его самим Богом никак нельзя.
А раз так, раз всё так сложно и не для всех, то лучше это знание и оставить не для всех, а лишь для чётко знающих суть имени Бога.
П,С,
Конечно, тут нужны пояснения для догматистов.
"Суть Бога" не есть "сущность Бога", "суть Бога" - это совокупная направленность Его энергий-действий-движений.
Тогда всё корректно и догматически, тогда "суть Бога" выразима в Его Имени и познаваема, в отличии от непознаваемой нами "сущности Бога", трансцендентного миру.
Название: Re: Исихазм в РПЦ классифицирован как ересь
Отправлено: Сергий Исихаст от 28 Март 2021, 09:25:25
Сергий, так это и есть маркисианская ересь порождающая каббалу - нумерологию и иже с ними.
Название: Re: Исихазм в РПЦ классифицирован как ересь
Отправлено: Сергий от 28 Март 2021, 09:37:26
Сергий, так это и есть маркисианская ересь порождающая каббалу - нумерологию и иже с ними.
Ересь начинается, когда НЕКОЕ КОНКРЕТНОЕ понимание сути имени навязывается другим.
На деле же все и "еретики" и "не еретики" как-то ведь суть и смысл имён понимают?
Полно у святых расшифровки различных имён в их текстах.
Иначе то ведь невозможно и ещё хуже.
Так что при отсутствии навязывания определённых, тем более ложных идей, связанных с именами, нет никакой ереси.
Нумерология же вообще чушь.
Хотя святые в своей экзегезе вполне поупражнялись в толковании чисел, встречающихся в Писании ... )))

П,С,
Бог непознаваем по сущности, но познаваем по Своей энергии-действию-движению.
Это догматы Константинопольских соборов середины 14-ого века времён споров Паламы с Варлаамом. Так что суть направленности Его энергии-действия-движения, выраженная в Его имени Им Самим (это так по Писанию), вполне познаваема в своей истине.
Имяславцы, помнится, упирали на совпадение имени и СУЩНОСТИ Бога, в чём ошибались.
Но понимание имени Бога в контексте догматов Константинопольских соборов середины 14-ого века времён споров Паламы с Варлаамом вполне корректно и имеет глубокий смысл.

П,П,С,
Догматы упомянутых Константинопольских соборов - фундамент исихазма.
Не случайно они ныне в полном забвении в контексте "современной богословской мысли", которой, как служанке давно и полностью уже обмирщенной иерархии, глубоко плевать на вопросы непосредственной связи молитвенника с энергиями Бога, то есть по этим догматам с Самим Богом, и эти вопросы признано даже вредным поднимать и освещать вероятно ...
Название: Re: Исихазм в РПЦ классифицирован как ересь
Отправлено: Сергий от 28 Март 2021, 10:44:40
Акты Константинопольского собора 1351 г. против Варлаама и Акиндина.

***
1. [Свет Фаворский не есть ни сущность Божия, ни тварь, но энергия сущности.1]

Мудрствующим и говорящим, что Свет, воссиявший от Господа при Его божественном преображении, есть то мечтание, тварь и призрак, появившийся на короткое время и вскоре исчезнувший, то сама божественная сущность, – как умовредно ввергающим себя самих в самое противное и совершенно невозможное (и в первом случае безумствующим в отношении тварного и нетварного безумством Ария, разделяющего единое Божество и единого Бога, во втором же – согласующимся с злочестием массалиан, утверждающих, что божественная сущность – видима) и не исповедающим, согласно богодухновенному богословию святых и благочестивому мудрованию Церкви, что оный божественнейший Свет не есть ни тварь, ни сущность Бога, но – нетварная, естественная благодать, воссияние и энергия, нераздельно и вечно происходящая от самой божественной сущности, – анафема, анафема, анафема.

2. [Энергия сущности нераздельна с сущностью и неслиянна с нею.]

Еще тем же самым мудрствующим и говорящим, что 1. Бог не имеет никакой естественной энергии, но думающим, что существует только сущность и что совершенно одно и то же и неразличны – божественная сущность и божественная энергия и между ними не мыслится никакое различие в том или другом отношении, напротив того, – что одно и то же называется то сущностью, то энергией [этим еретикам], как неразумно уничтожающим во всех отношениях и самую божественную сущность и приводящим ее к небытию (ибо учители Церкви дословно говорят, что только небытие лишено энергии), еще же и 2. мыслящим Савеллиево учение и его старое сочетание, слияние и сопряжение в трех ипостасях божества, теперь же дерзающим возобновлять [это] в отношении божественной сущности и энергии и подобным образом злочестиво сопрягающим их и не исповедающим, согласно богодухновенному богословию святых и благочестивому мудрованию Церкви, сущность в Боге и сущностную и естественную Его энергию (как ясно показало большинство других святых, и в особенности [святые отцы] VI святого и вселенского Собора, относительно двух энергий Христа, божественной и человеческой, и двух воль, сковывая [из них] одну цельную) и в самом деле не хотящим мыслить, что как единение божественной сущности и энергии неслиянно, так и [их] различие нераздельно, и в иных отношениях и в особенности [неслиянно и нераздельно] – в отношении причины и результата причины, неучаствуемого и участвуемого, [или вообще] сущности и энергии, этим, следовательно, нечестивцам, умышляющим таковое, – анафема, анафема, анафема.

3. [Энергия сущности нетварна.]

Еще тем же самым мудрствующим и говорящим, что всякая естественная сила и энергия триипостасного Божества тварна, и на основании этого принуждающим славить и саму божественную сущность как тварную (ибо, по святым, тварная энергия должна являть и естество как тварное, а нетварная должна начертывать и сущность как нетварную), и отсюда подвергающимся опасности впасть уже в совершенное безбожие, и навязывающим чистой и непорочной христианской вере эллинскую мифологию и служение тварям, и не исповедающим, согласно богодухновенному богословию святых и благочестивому мудрованию Церкви, что всякая естественная сила и энергия триипостасного Божества нетварна, – анафема, анафема, анафема.

4. [Энергия сущности не вносит разделения в самую сущность и не нарушает ее простоты.]

Еще тем же самым мудрствующим и говорящим, что от этого вообще происходит в Боге сложение, и не послушествующим учению святых, учащих, что в естестве не происходит никакого сложения от естественных [сил и энергии], и отсюда клевещущим не только на нас, но и на всех святых, явственно научающих часто во многих местах простоте в Боге и несложности и – различию божественной сущности и энергии, так что различие это совершенно не вредит ни в каком отношении божественной простоте (ибо не могли же они пытаться богословствовать в таком противоречии с самими собой), пустословящим, следовательно, таковое и не исповедающим, согласно богодухновенному богословию святых и благочестивому мудрованию Церкви, что с этим боголепным различием вполне прилично сохраняется и божественная простота, – анафема, анафема, анафема.

5. [Имя «Божество» относится не только к сущности Божией, но и к энергии, т.е. энергия Божия тоже есть сам Бог.]

Еще тем же самым мудрствующим и говорящим, что имя Божества говорится только о божественной сущности, и не исповедающим, согласно богодухновенному богословию святых и благочестивому мудрованию Церкви, что оно налагается не меньше и на божественную энергию, и при этих обстоятельствах опять-таки почитающим всеми способами одно [только] Божество Отца, Сына и Св. Духа, считать ли Божеством Их сущность или энергию (как и этому [почитанию] научают нас божественные тайноводцы), – анафема, анафема, анафема.

6. [В сущности Божией тварь не может участвовать, в энергии же – может.]

Еще тем же мудрствующим и говорящим, что божественная сущность участвуема, как уже не стыдящимся вновь вводить в нашу Церковь злочестие массалиан, болевших тем же самым мнением, и не исповедающим, согласно богодухновенному богословию святых и благочестивому мудрованию Церкви, что она совершенно необъемлема и неучаствуема, участвуема же божественная благодать и энергия, – анафема, анафема, анафема.

7. Всем их злочестивым словесам и писаниям – анафема, анафема, анафема.

8. Исааку, по прозванию Аргиру, в течение всей жизни болевшему болезнию Варлаама и Акиндина, хотя и испросившему в конце своей жизни, как и часто раньше, обращение и покаяние от Христовой Церкви, но пребывшему в злочестии и в зле извергшему душу свою в исповедании ереси, – анафема, анафема, анафема.

9. Приснопамятному и блаженному царю нашему Андронику Палеологу, собравшему первый собор против Варлаама, благородно предстательствовавшему Церкви Христовой и оному священному собору, делами и словами и удивительными изустными речами утвердившему евангельские и апостольские учения, вышеназванного Варлаама уничтожившему и отвергнувшему в самих ересях, писаниях и пустословии против нашей правой веры, как блаженно пременившему свою жизнь в сих священных подвигах и о благочестии доблестях и перешедшему к лучшему и блаженному оному упокоению, – вечная память, вечная память, вечная память.

10. Григорию, святейшему митрополиту Фессалоникийскому, соборно ниспровергшему в Великой Церкви Варлаама и Акиндина, начальников и изобретателей новых ересей с их лукавым содружеством, дерзнувших объявить тварью естественную и неотделимую энергию и силу Божию и просто все вообще естественные свойства св. Троицы, но также и недоступный Свет Божества, воссиявший от Христа на [Фаворской] горе, – тварным божеством, и снова начавшим во зло Церкви Христовой вводить оные платонические идеи и эллинские мифы, [сему Григорию], мудро и весьма благородно воинствовавшему за общую Христову Церковь и истинные, непогрешительные учения о Божестве, и писаниями, словами и беседами всеми средствами проповедовавшему и единое Божество и единого Бога триипостасного, энергийного, водящего, всесильного, нетварного, по божественным писаниям, а также и по богословам и экзегетам этих вопросов (назову Афанасия и Василия, Григория и Иоанна Златоглаголивого, Кирилла и, кроме того, Максима Мудрого и Богоглаголивого из Дамаска, но также и прочих отцов и учителей Церкви), и явившемуся и словами, и делами их общником, спутником, согласником, ревнителем и сподвижником, [сему Григорию] – вечная память, вечная память, вечная память.

11. Всем о православии сподвижникам приснопамятного и блаженного сего царя и также его последователям и благородно предстательствовавшим Церкви Христовой словами, беседами, писаниями, научениями и всяким словом и делом; уличившим в Церкви и вместе отвергнувшим лукавые и многовидные ереси Варлаама и Акиндина и единомысленных с ними; ясно же проповедовавшим апостольские и отеческие учения благочестия и злослывшим от злославных, и сооклеветаемым, и содосаждаемым с священными богословами и богоносными отцами и учителями нашими – вечная память, вечная память, вечная память.

12. Исповедающим единого Бога триипостасного, всесильного, нетварного не только по сущности и ипостасям, но и по энергии, и утверждающим, что божественная энергия происходит из божественной сущности, происходит же нераздельно, и через «происхождение» устанавливающим неизреченное различие, а через «нераздельно» показующим преестественное единение, как установил и VI святой и вселенский Собор, [сим отцам] – вечная память, вечная память, вечная память.

13. Исповедающим, что Бог как по сущности несоздан и безначален, так, следовательно, и по энергии (причем безначальный берется явно не по времени) и что Бог совершенно неучаствуем и недомыслим по божественной сущности, участвуем же Он для достойных по божественной и боготворной энергии, как говорят церковные богословы, [сим отцам] – вечная память, вечная память, вечная память.

14. Исповедающим, что: Свет, неизреченно воссиявший на горе преображения Господня, есть свет неприступный, свет неизмеримый; недомысленное излияние божественной светлости, неизреченная слава, пресовершенная слава Божества, предсовершительная и безвременная слава Сына и царство Божие; красота истинная и любезная о божественном и блаженном естестве; естественная слава Божия и Божество Отца и Духа, в единородном Сыне возблиставшее, как сказали божественные и богоносные отцы наши, Афанасий и Василий Великие, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, еще же и Иоанн из Дамаска; и потому прославившим сей божественнейший Свет как несозданный – вечная память, вечная память, вечная память.

15. Славящим Свет преображения Господня, с одной стороны, – как несозданный, по причине вышесказанного, с другой, однако же, не говорящим, что он есть пресущественная сущность Божия (поскольку она пребывает совершенно невидимой и неучаствуемой, ибо, по учению богословов, Бога никто не видел нигде, в том смысле, конечно, какого он естества); скорее же утверждающим, что он естественная слава пресущественной сущности, нераздельно от нее происходящая и являющаяся по человеколюбию Божию очищенной в отношении ума, с каковою славою Господь наш и Бог приидет во втором и страшном Его пришествии судить живых и мертвых, как говорят церковные богословы, [сим отцам] – вечная память, вечная память, вечная память».