Умное делание

Практика и теория умного делания => Аскетическая практика => Тема начата: Tigon от 07 Август 2005, 17:58:38

Название: Судьба (Провидение) и Духовный Путь.
Отправлено: Tigon от 07 Август 2005, 17:58:38
Судьба (Провидение) и Духовный Путь.
Название: Судьба (Провидение) и Духовный Путь.
Отправлено: Tigon от 07 Август 2005, 18:31:44
Мир всем !

    Хочу спросить у понимающих (в чистой догматики четкости не нашел) такое дело: в практике, начальным условием, является намерение (сердца=духа чел-ка), т.е. неустанное  (непадательное ) устремление к Богу, иначе Путь идет по профанирующей линии.

    Такое четкое устроение души лично вижу в двух общих случаях: в жизни крепко не "повезло" (вплоть до присмерти) и сердце сокрушается, либо человек с детства (не как все) и имеет предуготованное состояние, и в том и в другом случае это действие судьбы (Провидения); и получается что только сам Господь может призвать, и таких ооооочень немного ?

   У Отцов также часто идет провиденение будущего у еще начинаюшего (будущего) подвижника.

  И вот моя беда: стал с некорого времени чуять,что для истинного христианского внутреннего пути степень честности с самим собой крайне высока, и что многие просто не годны для этого. Даже если практикуют, то для чего-то лукавого, как-бы самообманываются.

  Есть ли у кого понимание, как соотносятся судьба человека и его возможность стать истинным христианином.

  Ведь даже по монастырским сочинениям (даже 19в): вроде все молятся, хороший настоятель, а духовной атмосферы нет (чтобы все, как одно сердце-одна душа). Может уже почти не рождаются души способные пройти Путь?

  Ведь нет ничего более ужастного, чем начать, пройдет несколько лет, не получить плода, устать и тогда отпасть (внутренне), стать безчувственным. Я это начал, т.к. мне тяжело смотреть и видеть на некоторых монашенствующих, которые приезжают в Москву на ежемесячные выставки на ВДНХ (со многих монастырей). Как быть, если видишь, что есть совсем не Божьи люди в рясе.

  Если есть кто, у кого с практикой открылся Дар различения хотел бы обменятся впечатлениями.
Название: Судьба (Провидение) и Духовный Путь.
Отправлено: Evgeny от 07 Август 2005, 22:44:25
Мир Вам, Tigon! Дара различения у меня нет, но выскажу своё ИМХО - в этих словах прп. Серафима содержится ответ на Ваш вопрос:

"Незадолго до кончины о.Серафима, видя его истинно подвижническую жизнь, один брат в назидание самому себе спросил его: “Почему мы, батюшка, не имеем такой строгой жизни, какую вели древние подвижники благочестия?”. “Потому, - отвечал старец, - что не имеем к тому решимости. Если бы решимость имели, то и жили бы так, как отцы, древле просиявшие подвигами и благочестием, потому что благодать и помощь Божия к верным и всем сердцем ищущим Господа ныне та же, какая была и прежде, ибо, по слову Божию, Иисус Христос вчера и днесь тот же и вовеки”."

Собственно, речь идёт о решимости самоотвержения. Если человек не отвергнется внутренне полностью от себя и не предаст себя целиком Богу, тогда то от чего он не отвергся и не отрёкся внутренне (его интересы, пристрастия, мечты, самолюбие и проч.) станет стеной между ним и Богом. Решимость самоотвержения же зависит, по моему мнению, в основном от воли человека, не думаю что судьба или обстоятельства здесь имеют главную роль. Поэтому Христос и сказал так категорично "Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее" (Мк.8.34) "Если тот, кто приходит ко Мне, не любит Меня больше, чем своего отца, мать, жену, детей, братьев, сестер, и даже свою собственную жизнь, он не может быть Моим учеником. Тот, кто не несет свой крест и не идет за Мной, не может быть Моим учеником. ... Итак, тот из вас, кто не отречется от всего, что имеет, не может быть Моим учеником." (Лк.14.26)

В реальной жизни, конечно, такой отказ от себя происходит постепенно, сразу это сделать очень трудно и черевато опасностью психологического срыва. Поэтому в этом крестном пути отказа от себя важна решимость скорее не страстная и порывистая, а постояная, настойчивая и терпеливая.

В любом случае, может и не каждый имеет такую сильную волю, как подвижники прошлого, и не каждый может достигнуть таких степеней святости, но каждый имеет достаточно средств для спасения, просто не все ими хотят пользоваться. Я верю что Бог ни одного человека не ставит в такие условия, что ему даже при его желании невозможно было бы в конце концов спастись, не в этой жизни, так в будущей. Да, если Господь не призовёт, не привлечёт Духом Святым, не может человек сам прийти к Богу, но благодать привлекающая зовёт всех, просто не все прислушиваются к тихому и смиренному голосу Духа Божиего в душе.
Название: Истинные и ложные цели молитвы
Отправлено: alluz от 08 Август 2005, 03:57:28
Видимо, как раз во избежание подобных вопросов, лютеране вообще отказали человеку в воле. Т.е. исключили человеческий фактор из дела спасения.
Ведь не все могут быть достаточно скромны.
Название: Судьба (Провидение) и Духовный Путь.
Отправлено: Marina от 08 Август 2005, 21:51:42
Ах, Евгений!!!
Благодарю Вас за такое Глубокое понимание Пути!!!
Слова сердечные и простые!!!
Бог с Вами! Спасибо!!!
Название: Судьба (Провидение) и Духовный Путь.
Отправлено: Валентин от 08 Август 2005, 22:07:34
Цитировать
Видимо, как раз во избежание подобных вопросов, лютеране вообще отказали человеку в воле. Т.е. исключили человеческий фактор из дела спасения.
?

ГОСПОДЬ дал человеку волю-а лютеране отказали?
Название: Судьба (Провидение) и Духовный Путь.
Отправлено: Evgeny от 08 Август 2005, 22:28:31
Цитата: Валентин
ГОСПОДЬ дал человеку волю-а лютеране отказали?


И отказали даже в возможности для человека, коли он пред-избран Богом для спасения, воспрепятствовать этому спасению своими грехами. Вот например слова самого Лютера:

"Если милость Божия истинна, а не фикция, ты должен нести и истинный грех, а не фикцию. Господь не спасает фиктивных грешников. Будь грешником и храбро греши, но ещё более храбро верь в Бога и радуйся во Христе, ибо Он - победитель над грехом, смертью и злом"

Наглядный пример как ересь в учении реально препятствует спасению, если конечно такому "учению" следовать в жизни. Надеюсь не все лютеране действительно принимают это всерьёз.
Название: Судьба (Провидение) и Духовный Путь.
Отправлено: Валентин от 08 Август 2005, 23:06:50
ты должен нести и истинный грех, а не фикцию. Господь не спасает фиктивных грешников.

Интересно,что он подразумевал под этим?будто-бы грех бывает фиктивный что-ли?По мне грех,он и в "африке" грех.
с уважением.
Название: Судьба (Провидение) и Духовный Путь.
Отправлено: alluz от 09 Август 2005, 03:03:33
Evgeny, это ведь полемическое высказывание, а не догматическое. Не совсем корректно его использовать вне контекста.
Мне видится, что Лютер как раз хотел ответить на данную тему, сместить ориентир с делания на Спасителя.  
Почему человек задаётся вопросом судьбы? Либо отрабатывает старый опыт, либо превратно понимает спасение. Самое великое искажение -- это спасение без Спасителя. Но его мы встречаем на каждом шагу.
Название: Судьба (Провидение) и Духовный Путь.
Отправлено: Evgeny от 09 Август 2005, 03:30:28
Цитата: alluz
Evgeny, это ведь полемическое высказывание, а не догматическое. Не совсем корректно его использовать вне контекста.
Мне видится, что Лютер как раз хотел ответить на данную тему, сместить ориентир с делания на Спасителя.  
Почему человек задаётся вопросом судьбы? Либо отрабатывает старый опыт, либо превратно понимает спасение. Самое великое искажение -- это спасение без Спасителя. Но его мы встречаем на каждом шагу.


Я понимаю полемический запал Лютера, я и сам когда-то его взглядам сочувствовал. Но он из одной крайности (католического спасения делами) кинулся в другую, проехав в своём запале "царский путь" истинной духовной синергии.
Название: Судьба (Провидение) и Духовный Путь.
Отправлено: alluz от 09 Август 2005, 03:50:54
Путь-то "царский", а царём сначала надо стать. Преждевременная синергия не сулит ничего хорошего (я уже упоминал пелагианство). Это вновь вопрос педагогики.
Название: Судьба (Провидение) и Духовный Путь.
Отправлено: r.b.Alexander от 10 Август 2005, 06:57:11
Многие ли вообще спасутся? Эта мысль очень много смущает многих. Посему "возрев же Иисус рече им: у человек сие невозможно есть, у Бога же вся возможно".
Название: Судьба (Провидение) и Духовный Путь.
Отправлено: Tigon от 13 Август 2005, 18:26:11
Вообщем - тема не идет. Ответы обще-правильные ничего никогда не дают, все остаются при своих.

Простой практический вопрос.

Как понять случаи провидени-я будущего судеб подвижников в Свято-Отеческой литературе, времени смерти, общесоциальных событий. Там же поразительные случаи есть.
(Ответ к примеру.  = Время в духовном мире течет не так.)

Можно таже попытаться собрать подборку ссылок, кто много помнит литературы.

В Писании ответ вообщем на подобные факты такой: Сему надлежит быть.

И если духовные люди видят много вперед по многим вопросам, то может ли не подчиняться такому же закону любая душа.
Название: Судьба (Провидение) и Духовный Путь.
Отправлено: alluz от 13 Август 2005, 18:41:53
Tigon, постарайтесь сформулировать попроще. Сумбур даёт ещё меньше, чем обще-правильные ответы. Никак не могу уяснить суть проблемы.
Название: Судьба (Провидение) и Духовный Путь.
Отправлено: r.b.Alexander от 14 Август 2005, 07:37:53
Провидение сутьбы или духовной жизни у св.отцов исходило из наития  св.духа. До сотворения вселенной и земли и неба и солнца и планет БОГ уже знал ,что Адам  и Ева согрешат,знал всю сутьбу мира от начала до исхода. Исак Сирин замечает даже ,что знаел рождение и нас и каждого человека и знает его жизнь и знает исход наш. Дух святой "частично" несёт эту информацию. Почему частично? Полагаю конец света знает только Отец Небесный.И даже ангелы не ведают. Посему св.отцам живуще в Духе Святом Духом провидят сутьбы мира, им же сутьбы человека. И естественно любая душа наитием этого Духа познаёт тайны Божии настолько насколько может понести эта душа. Апостол Павел заповедует нам и пророчествовать и мн.др. Т.е. жить в Духе.
Живя в духе и ты как св. отцы познаешь таинство будущего века и сутьбы.
Св.писание как Евангелие ,Псалтырь,"Библия" и названо святым,что имеет Дух святой. Чтение Евангелия полезно.Серафим Саровский перед началом духовного пути рекомендовал её читать каждодневно более 3лет пока ум не БОГОУПОДОБИТЬСЯ. Чтение Евангелия приносит мир покои безмолвие в душу читающего. Посему св. писания писанные Духом святым и естественно содержат в себе сутьбы и пророчества....
Название: Судьба (Провидение) и Духовный Путь.
Отправлено: Evgeny от 15 Август 2005, 04:41:47
Tigon, если Вас смущает как провидение Богом нашего будущего ("судьба") увязать со свободой воли человека, то это вопрос скорее богословский. Для человеческой логики (здравого смысла) это неразрешимый парадокс, тем не менее знание Богом нашего будущего не влияет на фундаментальную свободу выбора человека в каждый момент его жизни. Этот вопрос уже многократно обсуждался на кураевском форуме. Наща плотская логика не вмещает Божественных истин, поэтому здесь требуется от человека простая вера.
Название: Судьба (Провидение) и Духовный Путь.
Отправлено: Валентин от 18 Август 2005, 15:10:50
Цитировать
Простой практический вопрос.

Как понять случаи провидени-я будущего судеб подвижников в Свято-Отеческой литературе, времени смерти, общесоциальных событий. Там же поразительные случаи есть.
(Ответ к примеру. = Время в духовном мире течет не так.)

Можно таже попытаться собрать подборку ссылок, кто много помнит литературы.

Не помню точно у кого встречал,на страницах, понятие не о циклическом, а о крестообразном течении времени,т.е. все события нашей с вами действительности (прошлое,настоящее,будущее)сходятся в одной точке.По всей видимости высокодуховные люди имеют такую способность улавливать этот момент.А если быть проще,если Господь даст.
Название: Re: Судьба (Провидение) и Духовный Путь.
Отправлено: Олег от 27 Август 2005, 20:27:13
Здравствуйте!

ИМХО.

Цитировать
Такое четкое устроение души лично вижу в двух общих случаях…


А как на счет постоянного призыва Господа к душе человека и свободного ответа на этот зов (синергия)?

Цитировать
…либо человек с детства (не как все) и имеет предуготованное состояние, и в том и в другом случае это действие судьбы (Провидения); и получается что только сам Господь может призвать, и таких ооооочень немного ?


А где-то кажется сказано, что у Бога нет лицеприятия и все равны, а также что человек обладает свободой воли (всегда в силе что-либо принять и исполнить или отказаться) и несет ответственность за свои поступки?

Цитировать
Есть ли у кого понимание, как соотносятся судьба человека и его возможность стать истинным христианином.


А как Вы представляете искреннего христианина в современной реальности или какой критерий именно истинности?

Цитировать
Ведь нет ничего более ужастного, чем начать, пройдет несколько лет, не получить плода, устать и тогда отпасть (внутренне), стать безчувственным….


А это кажется одна из стадий как Вы сказали Пути. Где-то у греческих Отцов было описание. Там еще сказано, что если человек искренне стремится и не отступит, то чувства изменятся. И, кстати, а что за плод (плод любви?)?

Цитировать
И если духовные люди видят много вперед по многим вопросам, то может ли не подчиняться такому же закону любая душа.


У человека есть свободная воля, поэтому никакой это не закон. Пока наиболее близким является такое объяснение. Что для человека прошлое, настоящее, будущее, то для Бога одно мгновение сейчас. Ему все известно потому, что это уже произошло, а не потому, что было предопределено. Однако здесь возникает вопрос о некоторых очень интересных судьбах (например, Богородица, Адам и Ева, архангелы Михаил и Денница и т.д.), но это для другой темы, посвященной вопросам не Как, а Почему именно так? Так духовные люди и ангелы ведь не от себя говорят, а от Господа, поэтому и открывают кое-что (а могли бы и больше) с определенной Промыслом целью.
А вот источник предвидения демонов может быть сокрыт и в разуме: ведь зная, например, набор психологических и внешних факторов жизни человека можно с очень большой (но не абсолютной, поэтому и ошибаются) долей вероятности предсказать его поведение (например, поставьте перед жаждущим алкоголиком стакан водки и молока, так что он выберет?).

Спасибо.
Название: Судьба (Провидение) и Духовный Путь.
Отправлено: vlad от 27 Август 2005, 21:13:12
...Вообще-то ,что вы хотите?......
Получить ответ от Бога , подсказку ?
Но вобщем тема увяла.......
=========
Объясните ,что вы понимаете под даром различения. Да еще ина практике.
vlad