Умное делание
Практика и теория умного делания => История и творчество исихазма => Тема начата: Дмитрий К. от 28 Сентябрь 2004, 03:09:37
-
Мир Вам!
Ехал сегодня в автобусе на работу и думал о том, что Бог Христос пришёл к людям не великим и могучим витязем в сияющем доспехе, а простым человеком, бедным плотником... Красавца внешнего полюбить легче, духовного труда не надо. А вот разглядеть истинную силу в смирении, тут надо потрудиться.
Но, почему-то, странным образом, мысли мои обратились к простенькой сказке об Иванушке-дурачке. Я нечаянно увидел в ней христианский смысл.
Жил был Иванушка, лежал на печи, дурачком почитали. Потом идёт он на речку и попадается ему щука. И щука просит его о милости. Иванушка по простоте своей щадит щуку. И получает в благодарность дар слова. Причём, что интересно, Иванушка не по своему слову творит чудеса, а по щучьему велению. "По щучьему велению, по моему хотению".
Не всегда Иванушка пользуется подаренным словом во благо. На санях катается и народ давит. Но, всё-таки потом приходит в царский дворец, дарит радость Несмеяне, за что женится на ней и получает пол-царства в придачу...
Спаси Христос.
-
Тема сказок очень интересна и сама по себе, я думаю, не подъемна на нашем форуме сейчас. Переплетение духовного и оккультного, христианского и языческого, бытовые наслоения, искажения в передаче, роль автора - все это как поле непаханное и требует тщательной проработки именно с духовной православной позиции, естественно, без огульного осуждения и слепого отпихивания. Поле, где скрыто сокровище.
Касаемо одной из версий сказки "Про Емелю-дурака" ("По щучьему велению..."), христианское в ней - прорыв внутреннего через сон внешнего человека и перерождение. Емеля - дурачок, он постоянно спит и делает какие-либо дела, пробуждаясЬ, только из-под палки или ради пряника. Это образ внутреннего человека, который не имеет должной, развитой связи с внешним миром. Проявление внутреннего во внешнем происходит через юродство, глупые и иногда жестокие поступки. Для Емели (для понимания его образа и развития) важны две встречи: с щукой, дающей направление для внешнего Емели (услышавшего неслышимый голос из глубины себя через прорубь из внешнего во внутреннее) - к внутреннему через чудеса; и с царевной (это сердце Емели, можно - сокровенная душа). Емеля захотел небывалого для "правильного" мира - чтобы царевна полюбила дурачка, и сердце царское ответило взаимностью. Дальше характерная часть: внешний мир (в образе царя) пытается уничтожить Емелю и царевну, сделавшую "глупый" выбор (очень хорошо об этом моменте развития внутреннего человека сказано у А.Пушкина в"Сказке о царе Салтане..."). Вместо возможной гибели следует изоляция от мира (остров в сказке). И царевна своей любовью показывает истинный облик Емели - происходит его перерождение.
Подробнее, надо писать статью...
-
Было бы, конечно, очень интересно почитать статью :-)
Мне очень нравится, Александр, ход Ваших мыслей. Помогает углубиться. Спасибо.
Спаси Христос.
-
В сказке про Кощея изложена вся теория исихазма.
-
В сказке про Кощея изложена вся теория исихазма.
Образно (с симпатичными языческими элементами) живописуется мистический путь, только не в сказке про Кащея, а в сказке про Иванушку и Василису Премудрую.
-
Alexander! Прошу Вас, расскажите сказку про Иванушку и Василису премудрую!!!
-
Alexander, рад, что Вы знакомы с темой. Подскажите, что можно почитать, кроме Проппа.
-
Подскажите, что можно почитать, кроме Проппа.
Не знаю. Я особо такую литературу не почитывал, больше на свой опыт опирался. Кстати, работы В.Проппа есть в сети: "Исторические корни Волшебной Сказки" http://djs9.agava.net/bookz/phylos/skazki.rar и "Русская сказка" http://www.a-nevskiy.narod.ru/library/122.rar Только для понимания смысла сказки с позиции исихазма они мало пригодны.
-
Согласен, "Добротолюбие" подходит больше. "О трёх образах молитвы", например.
-
Alexsander! Прошу сказку!!! Очень уж интересно...!!!
-
Царевна-лягушка. Сказку можно посмотреть здесь:
http://brb.silverage.ru/zhslovo/tales/?r=pirple&id=1
Стезя внутреннего человека - мистическая, о чем и сказка о царевне-лягушке.
Три сына царя - три выбора-воления, 2 внешних - умственный и чувственный (управлять и обладать): старший и средний сын посылают стрелы на боярский и купеческий двор. третий выбор - умное воление сердца, с позиции первых двух - безрассудное: на Ивана-царевича старшие братья смотрят как на дурака, поскольку приобретение младшего брата уродливо и бесплодно в их внешнем мире. Однако, скоро появляются первые плоды сердечного выбора - на время раскрываются харизмы найденной сокровенной души (сотканная рубашка и испеченный хлеб) и на миг вспыхивает сама душа-краса в облике царственной (Василиса) премудрости. Сжигание лягушачьей кожи лишь усугубляет положение сокровенной души - порабощение грехом много глубже, ибо семя тли посеяно, и Кащей - отец ее.
Интересно, что невесты старших братьев, чтобы испечь хлеб, пытаются слепо копировать действия Василисы. Такими слепыми "копиями" переполнен наш мир.
Встречи Ивана-царевича на мистическом пути аскетического делания - поскольку время подарков кончилось и начинается тяжелый труд обретения цельности и мудрости. Первая встреча- со старцем, который приоткрывает смысл и цель пути. Ну, это классика. А дальше... Что делают крепкие аскеты? - убивают страсти да мысли, умерщвляют тело, истощают силы. Не так поступает Иван-царевич - он милостив, посему не теряет, а приобретает человеческие способности (в сказке являющиеся в образах животных), которые еще сослужат ему добрую службу.
Баба-яга. Баба йоги - избушка ее смотрит задом на христианство, и сама баба сия сжирает слабых и немощных, однако, способна помочь мужественным и сильным духом. Она рассказывает о тайнах Кащея. Здесь напомнить следует, что путь мистический лежит внутрь человека, и встречи, как и борьба, происходят, прежде всего, внутри. Высокий дуб - эгоистическое устремление человека, каменный сундук на нем - умственное хранилище эгоизма, в котором скрыты извращенные (стихийные) силы человека. И справиться с этими силами помогают способности, ранее не убитые, но обращенные на созидание. И наконец, кончик иглы - жало смерти, что жалит тело человека. Победы еще не совершилось, но залог победы оставлен...
-
Есть ещё пара слов. Заяц - первый образ молитвы, плотской. Преодоление плоти рождает высокоумие - утка - второй образ, медитативный. И, наконец, потопление яйца приводит к полному сокрушению и признанию своего ничтожества - третий образ, чистая молитва. Здесь происходит крещение слезами и шука - Господь - дарует победу.
Может кто захочет написать статью, буду рад помочь.
-
Замечательно!
Но тут я вот на что обратил внимание. Как там в сказке сказано: «Вот тебе клубок (нить Ариадны): куда он покатится, туда и ступай за ним смело» - ну, это – наша тема, :D это, конечно, - умное делание. Иван-царевич прежде, чем старца встретил «сапоги проносил, кафтан истер, шапчонку дождик иссек», - все правильно, иначе и не бывает. Поистаскавшись на «путях междометий», он обретает опытность и умную молитву и начинает мыслить уже не образами или понятиями, а сущностями, которые являются пред ним в зверовидном облике. Первое (рефлективное) движение – уничтожить! Но Иван «догадливо поступил» (Лук.16, 8)...
-
Клубок - это и узкий путь, вводящий в жизнь, и столп облачный или огненный, путеводитель Израиля, и в то же время просто языческий символ - нить Ариадны.
-
За подобными сказками - а их не так уж и мало - стоят неизвестные сказители. Потрясающе: огромный духовный опыт передается таким "народным" путем, когда путь мифотворчества закрыт.
Есть еще авторская сказка, приоткрывающая тайну Царства Божия. Бр.Гримм (сборник разных авторов) и Андерсен, возможно, Гофман и Перро на западе, у нас - Пушкин, Гоголь, Шварц...
-
Авторская сказка более рациональна, здесь всё на виду. А народную начинаешь прозревать со временем, ей присуща, так называемая, пластическая сила, которая позволяет преображать начальный, вполне языческий смысл в духовный опыт.
Обратите внимание на "триллер" про то где "не пей - козлёночком" станешь".
-
Образы народных сказок - это не фантазмы. Они выходят из нутра, они сущностны. Они глубоки. Поэтому критерии религиозных и этнических дифференциаций для них недосягаемы. Это архетипы, которые узнаются.
-
Наверное, они недосягаемы для дифференциаций?
Пожалуй, думаю при таком иследовании можно наткнуться даде на легендарную прарелигию.
-
Наверное, они недосягаемы для дифференциаций?
Пожалуй, думаю при таком иследовании можно наткнуться даде на легендарную прарелигию.
Да, конечно, вернее сказать, - они недосягаемы для дифференциаций. Я сформулировал так, глядя с другой стороны. :D
А по поводу "прарелигии"... Думаю, не будет это ересью, если скажу, что все эти архетипы сказок - осколки того дивного "Сосуда", разбитого грехопадением. Вот и архим. Софроний пишет: "Не Священное Писание - истоки Церкви, а Священное Предание" ("Старец Силуан"). Кстати, протестанты эту мысль плохо воспринимают.
-
Да, тут и великого Антония можно вспомнить: "Ум цел Писания не требует".
-
Протестантов часто подводит тот же рационализм, что и в их авторских сказках. Но они работают над собой.
-
Главное - дети понимают сразу - о чём идёт речь - не изучая богословия...
И радуются, читая сказки. Я, когда работала на самом маленьком абонементе в детской библиотеке, видела - как светятся глаза маленьких читателей... А если посмотреть иллюстрации детей к любимым сказкам - и вовсе не надо будет здесь ни о чём говорить...
Желаю всем Радости и новых сказок!!!
-
:red: Я не понимаю смысла Иванушки-дурачка
-
:D :( :o :? :wink: :?: :idea: :arrow: :(( :ohh: :lol
-
Будьте, как дети!
-
alluz! Может быть - Вы опишете своё понимание какой-нибудь сказки? Зачем ждать кого-то для статьи? У Вас - свой личный опыт и видение... Прошу Вас!!! :D
-
Мarina, что ещё написать? Когда-то моё понимание показалось мне уникальным, но со временем как-то сильно побледнело. Использую сейчас в педагогических целях, одна девочка под впечатлением даже выбрала соответственную специальность. А в общем, главное - метод, один раз увидеть, и само пойдёт.
А про статью... сам когда-то хотел, но образования не хватает.
-
Вернемся к сказкам... Кто мне обьяснит смысл сказания о живой и мертвой воде? Принес ворон 2е бутылочки с живой и мертвой водой. Обмыли мертыой водой- все телесные члены срослись. Дали испить живой воды- чеповек ожил. Здесь тоже какой-то глубокий смысл заложен. Буду благодарна вашим предположениям, размышлениям, а может кто и достоверно знает....
-
На молитвенном пути есть этапы - иногда долгого - умирания. Вспомним: Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее. В смерти души - ради жизни - происходит соединение и срастание ее доселе разъеденного состава (мертвая вода сказок). Душа становится целостной... Чтобы ожила исцеленная душа, Господь вдыхает в нее новую жизнь (живая вода сказок).
-
Александр(или кто нибудь) я можете Теремок хотя б вкратце описать...
что то у меня не проводятся параллели не озаряет :-D
и почему таковой конец... о чем тут? о узком пути?
-
Иван-Ду мог быть и капиталистом и коммунистом и просто из развивающихся стран третьего мира-его бы понял любой по причине логических мыслей..Логические мысли для бесов это и есть наживка он на них ловит умных века сего.Взять город сан-Франциско где собрались в основном много мыслителей-центр садомистов,масонов и прочих акультистов стал теперь-хотя расположен в месте хорошем -погода круглый год не жарко не холодно -один сезон на весь год..Ивану-ду должно быть хорошо.... а если стать нищим и любить всех сословий-нищих и богатых умных и больных то станет такой человек отребием для всех,как сор-будут гнать,ноги вытирать об него..В чем дело с Иисусом Христом было,что за проблемы-ну лечит больных,ходит с бедными рыбаками,собираются нищие,прокаженные вокруг него,очереди больных к нему а не к врачам-..И кому то это не нравится,начинают охотится и убивают..Потому что вне зависимости их,они не нужны Ему не нужны их советы как жить,кого слушать,что делать..Он ищет своих единомышленников,учит их быть полностию бескорыстным-а те нет дай десятину и кому следует,или оброк или налог..Помню протестант сказал что он более 30 лет платит десятину со своих доходов церкви, это маленькая сумма -сегодня это около 300 долларов в месяц при минимальной зарплате конечно это слабо,монахи полностию работают бесплатно-даже коммунисты мечтали их догнать тоже работать бесплатно-но так и не достигли этого,они даже иудеев не достигли-комсомольцы платили вЗносы копейки,а коммунисты чуть больше ...А Иван-ду и этого не делает тот занят личными вопросами..Надо не брать примеры с пустых людей а со святых..