Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Сообщения - Нестор

Страницы: [1] 2
1
Аскетическая практика / Re: О ДУХОВНИКЕ
« : 09 Август 2011, 04:42:42 »
Был у него такой старец, если я правильно помню и ничего не путаю, которого он встретил в Киево-Печерской Лавре еще до принятия им монашества. Который потом оказался старицей, что открылось посмертно, но, действительно, истинной подвижницей. Такая вот поучительная история
Да с кем-то человек должен конечно встретиться, чему-то научиться и нечто воспринять. Но в какой-то момент человек наверное должен вырасти и из отрока, пребывающего под руководством, стать мужем.

2
Аскетическая практика / Re: О ДУХОВНИКЕ
« : 09 Август 2011, 02:01:40 »
А вот интересно откуда это у преподобного Серафима, ему кто передал, открыл, научил, какой старец?

3
Цитата: Hors
Не церковный мирской гражданский; проти-воп. духовный.

Ну и... К кому из христиан вы можете отнести такое определение - "не церковный"? Да еще чтобы "проти-воп. духовный."

Ну и я к себе могу отнести в те моменты когда следую страстям  :oops:
Только "светский" не совсем правильное слово, дучше было бы говорить "тёмский" , напр. "выйти во тьму"  :|

4
Да, у свт. Феофан будет один смысл:-), но с довольно большой вероятностью неправильный. Еще св. Игнатий Брянчанинов критиковал воззрения св. Феофана на эти вопросы справедливо замечая, что тот находился под влиянием западной философии  (эта была беда не только его, но и всей русской богословской школы того времени, оторванной от византийского богословия). Так что, имхо, лучше читать древних отцов, а то, что придется для этого придется научиться их понимать, это да, но это того стоит

С глубоким почитанием отношусь к святителю Феофану, но, как-то всегда осторожно относился к его "вольным" переводам. Сами по себе они интересны, но это уже не вполне оригинал. А недавно наткнулся на подробное исследование на богослов.ру кому интересно:

http://www.bogoslov.ru/text/1426302.html

Чувство - это ощущение, распознанное и включенное в общую целевую ориентацию. Это как пружина, сцепленная с какой-то вещью и создающая влекущую энергию.

... или отталкивающую. Влекущую в сфере вожделевательной части души и отталкивающую в сфере раздражительной. Хорошее определение.

5
Иерофей Влахос: "Подобно тому как Бог триедин: Ум, Разум (Логос) и Дух, так и человеческая душа обладает тремя силами: умом, разумом и духом". Влахос основывается в этом вопросе на трудах  Григория Паламы. Получается, что ум и дух все-таки разные вещи.
Вот, это яркий пример использования термина дух в иной системе координат. Иерофей Влахос в своей Православной Психотерапии сам сетует на неопределенность понятий. Я лишь поделился своим пониманием проблемы, не претендуя, конечно же, на универсальность. Если вам удобнее ориентироваться в духовном мире, применяя иные понятия, искренне желаю помощи Божией. Главное, чтобы ваша система координат не выходила за пределы учения Церкви и желательно имела бы подтверждение в писаниях святых отцов, а не так как у viktor-sher, который сам признается, что его пониманию плоти как некоего тонкого, психического тела, "источников нет". Такой подход мне кажется несколько самоувереным и опасным.

6
Если позволите, приведу цитату из книги свт. Феофана "Что есть духовная жизнь", гл.10: "Ведая Бога, все и совестность являют, и чтут Бога, и молятся Ему, и чают будущей жизни... Сила, содержащая все такие верования и убеждения, есть дух. Положим, что в каждом человеке есть дух - высшая сторона человеческой жизни, сила, влекущая его от видимого к невидимому, от временного к вечному, характеризующая человека и отличающая его от всех других живых тварей".

Я поняла так, что дух человеческий - это жажда Бога. Ум, все-таки, принадлежность души, ее "око".
Как я уже упоминал, понятие о духе человека у нас в Церкви не вполне определенное и разные отцы немного по-разному толкуют его. Оно и понятно, говоря о таких предметах как дух, мы входим в область духовную, которая каждому из нас может представляться несколько иначе в зависимости от нашего духовного возраста и точки зрения, на которой мы находимся. Я давненько этот вопрос исследую и для себя определил как точку отправления то, что духом человека является его ум. Это как почва под ногами. Далее, в разных моментах этот термин может приобретать несколько иное значение в устах некоторых отцов. Тогда я отрываюсь от этой почвы и становлюсь на их точку зрения, чтобы понять о чем они говорят. Но потом все-равно возвращаюсь на "землю". В большинстве случаев, как мне кажется, понятие дух совпадает именно с умом. И даже в приведенном вами отрывке из святителя Феофана. Да, ум это око души. Но в чем это противоречит сказанному? Ведение Бога: приобретается через ум. Совестность, почитание Бога, молитва Ему, чаяние будущей жизни... все это содержится умом, когда он как высшая, чистейшая часть души, возводит ее от видимого к невидимому, от временного к вечному.

А жажда Бога... это опять-таки свойство. Что значит жажда Бога? Жажда не может быть сущностью, а дух это сущность. Так же и ангелы и демоны называются духами, а они есть сущности, существа. И еще, между прочим, называются умами.

7
Источников нет, наверное, а если есть, то как частное мнение, вы скажите. Что значит православный источник?
Правосланый источник это значит толкования Писания православными отцами, творения самих святых отцов, учение Церкви.

Цитировать
Это как-то противоречит канонам Церкви?
Никто пока о противоречии не говорит. Мы разбираемся.

Цитировать
Что значит дух самого человека? Откуда он исходит? От разума? так разум сам одухотворяется каким-либо духом. Обьясните своими словами, что есть дух самого человека?
Дух человека, это его ум. Вот вы сидите там, скажем, в комнате, а мыслью пребываете где-то в другом месте, например, исследуете кто этот Нестор, с которым вы общаетесь, где он живет, сколько ему лет и прочее. Так вот это ваш дух исследует. Так и Павел апостол когда пишет, что "хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами", то это и означает, что он с ними мысленно, о них думает, переживает и молится.

8
1. Тело.    Мясо, тонкое тело, психическое тело, энергетическое тело.
Вот что пишет преп.Иоанн Дамаскин в Точном Изложении Православной Веры: "Бог из видимой и невидимой природы Своими руками творит человека по Своему образу и подобию. Из земли Он образовал тело человека, душу же разумную и мыслящую дал ему Своим вдуновением." Из земли в смысле из материи, то есть именно речь идет о физическом теле, о мясе. Что за тонкое, психическое, энергетическое тело? Попытайтесь объяснить. И желательно в свете учения Церкви.

Цитировать
2. Душа.   Чувственность, разумность, страстность.
Там же сказано: "Душа есть сущность живая, простая и бестелесная; невидимая, по своей природе, телесными очами; бессмертная, одаренная разумом и умом, не имеющая определенной фигуры; она действует при помощи органического тела и сообщает ему жизнь, возрастание, чувство и силу рождения." Обратите внимание на то, что душа не есть некие свойства чего-либо (чувственность, разумность, страстность), а сущность, причем сущность бестелесная, которая действует в этом мире "при помощи органического тела", то есть как вы говорите, мяса.

Цитировать
3. Дух.      Дух Божий или дух мира сего.
Если мы говорим о духе человека, то это нечто иное. Дух Божий это Дух Божий, а дух мира сего - дух мира сего, и дух человека - это дух человека. Три разные вещи. Другое дело, что дух человека может совокупляться (соединяться) либо с Духом Божиим, либо с духом мира сего, но это другое. Нужно это различать. Что такое дух человека это понятие не вполне определенное. Но мне близко то, как пишет о нем св.Антоний Великий, а он под духом человека подразумевает ум: "Дух сей (Божий-это я вставил), сочетавшись с умом (или духом человека), ради решимости строго исполнять узнанные заповеди, направляет его к тому, чтоб отгонять от души все страсти, как примешивающиеся к ней со стороны тела, так равно и ее собственные, кои есть в ней независимо от тела." И св.Иоанн Дамаскин пишет об уме, и на мой взгляд это напрямую относится к духу человека: "Ум принадлежит душе, не как что-либо другое, отличное от нее, но как чистейшая часть ее самой."

Таким образом, человек делится на три части, одна из которых временна, невечна, это тело, а две других, душа и дух - вечны, причем обе они являются одной сущностью.

Цитировать
Тело, это земля, временна, невечна.
Правильно, но только, физическое, органическое тело. Откуда вы взяли всю эту идею о тонком, психическом, энергетическом теле, которое тоже умирает? Я потому и спрашивал цитату. Это из православных источников?

Цитировать
Душа, вечна. Или в страдании или в блаженстве, зависит от духа принятого ей.
Это верно. Только, опять-таки здесь вы не разделяете дух самого человека.

9
У меня нет слов, что бы обозначить это тело, все выражения, будут только приблизительные: тонкое тело, чувственное тело, энергетическое тело, матрица, невидимое тело. В разных источниках, оно видно звучит по-разному.
А как насчет простого слова душа, чем оно вам не подходит? По-моему все о чем вы говорите напрямую относится именно к душе.


Цитировать
Если святой и говорит о плоти, то это нельзя понимать, как мясо.
В тех местах св.Исаака Сирина, которые я привел, он говорит именно о мясе. Поэтому не стоит быть столь категоричным. Согласен во многих других местах под плотью подразумевается душа, и не душа даже, а ее связанные с плотью страсти. Но не везде и из некоторых мест, имеющих переносный смысл, нельзя слову плоть в его собственном значении (именно мяса) приписывать какой-то иной смысл. Мы и так в области антрополгии с терминологией не дружим, а так все окончательно можно запутать.

Когда мы говорим, что мы плотские, то надо понимать, что мы "грязные". Не только ум наш оземлился, но чувства и желания и стремления, весь человек есть плоть. Это называется родится из земли, как Адам. И мы должны родиться для неба и стать духовными, как Христос. И ум должен одухотвориться, видеть Логосы и чувства смирить и иметь одно тело духовное с Христом. Поэтому и говорится, что мы одна плоть и кость Его.
Кость это его прочное Учение, которое никем не может преломиться и сокрушиться.
А Плоть Его мы едим, т.е. принимаем Его в свои внутренности и сердце.
Итак: Рождаемся из земли и рождаемся для неба, тогда только живы.
А о нашем мясе нигде не сказано, потому что оно вообще не заслуживает внимания.
Все правильно, кроме разве последнего. Все в нашем существе заслуживает внимания. Посредством именно, как вы говорите, мяса нам надлежит очищать ум от телесных страстей. Посредством тела (мяса) человек пребывает в деятельном подвиге, который, согласно святым отцам, предваряет жизнь созерцательную. Посредством тела (мяса) надлежит нам совершать добродетели. Другое дело, что в антропологической иерархии тело стоит на низшей ступени, но не об этом речь. Мясо, тело, плоть - это (хотите вы этого или не хотите) здесь в земной жизни неотъемлемая часть человеческого существа. Поэтому повторюсь, то о чем мы говорили, и то, что Синаит имел в виду, это именно мясо, тело, как одна из трех частей человека. Другие две - душа и дух. Вы же как бы стали отрицать значение мяса и под плотью стали подразумевать некое тонкое тело, которое, если разобраться, есть вторая часть - душа. Зачем все это путать?

10
А что вам дадут эти цитаты?
Я просил цитаты для того, чтобы понять откуда вы заключили, что под плотью Писание или Отцы подразумевают тонкое тело.

Цитировать
Вся Библия про это говорит.
Про что про это? Про то что плоть это тонкое тело?

Цитировать
Весь вопрос заключается опять же в понимании её по духу, а не по букве. Например заповедь об обрезании крайней плоти как вы понимаете? Или вот: [Лев.26:29] и будете есть плоть сынов ваших, и плоть дочерей ваших будете есть; Или [Втор.10:16] Итак обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны; Или [Пс.26:2] Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут.  [Еккл.4:5] Глупый [сидит], сложив свои руки, и съедает плоть свою.
Многие места в Писании имеют иносказательный смысл, когда под вещами видимыми подразумеваются вещи невидимые и многие отцы раскрывают подобный духовный смысл многих мест Писания в своих сочинениях. Однако мысль о том, что под плотью Писание подразумевает тонкое тело я услышал от вас впервые. Поэтому и спросил, где вы об этом услышали, или у кого из отцов такое толкование прочитали, или может быть такое толкование вам открылось непосредственно?

11

Плоть, это тонкое тело
Поделитесь, пожалуйста, источником, из которого вы это почерпнули, желательно цитату.

12
Цитировать
Ум есть плотский, душевный и духовный.
То есть по-вашему у человека три ума?
Когда мы говорим, что мы плотские, то речь идет об образе мышления. Апостол призывает нас из плотских преобразится (родиться) в духовных, ибо плотскость и душевность, есть земля, которая в будущем сгорит. Останется духовность, которая называется небом.

А, понятно, вы говорите о состояниях. Да, когда мы говорим, что мы плотские, то речь идет об образе мышления, все правильно. Но по-моему вы перепрыгнули совсем в другую область. Речь шла не об этом. Синаит спрашивал, "А кто пытался разобрать себя на три человека!?" Имея в виду дух, душу и тело, а не их состояния. Я так понял. Состояний я не касался.


13
Но Библия, говоря о теле, говорит об уме.
А можно цитату?

Цитировать
Ум есть плотский, душевный и духовный.
То есть по-вашему у человека три ума?

14
А у вас интересно, какие части имеет человек? Вы тоже считаете плоть, мясом?
Да, я имею в виду тело. Части три: тело, душа, дух. Это, кажется, общепринятое деление в церковной антропологии.
Есть духовное тело, есто физическе тело, а есть плоть.

Говоря о плоти, я подразумеваю то же, что имеет в виду св.Исаак Сирин, когда пишет: "Любя плоть свою, человек не может быть отважным и не бояться вредящего своей плоти", и еще: "Все, приключающееся с плотию, почитай за сновидение". По-моему очевидно, что здесь он говорит о физическом теле.

А что вы подразумеваете под духовным телом?


15
А у вас интересно, какие части имеет человек? Вы тоже считаете плоть, мясом?
Да, я имею в виду тело. Части три: тело, душа, дух. Это, кажется, общепринятое деление в церковной антропологии.

Страницы: [1] 2