Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Темы - Питирим

Страницы: 1 [2] 3
16
Хотел узнать ваше мнение относительно канона Андрея Критского.

По стечению обстоятельств за все время лишь один раз присутствовал на каноне, тогда ничего не понял и в памяти не отложилось ничего, помню было очень томительно..

Поделюсь письмом одного человека...

"В этом году мы впервые читали Канон Андрея Критского. Андрей нёс отпечаток состояния церкви того времени - в церкви было теплохладное лаодикийское состояние. Откр.3:16 – “Но, как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих”.

Святой Андрей, мучился, взирая на своих пасомых. И эти его мучения выразились в каноне, которым он пытался пробудить души людей. Из жизни церкви практически исчезла радость спасённого грешника. Поэтому из каждого Библейского события Андрей Критский извлёк только вопль кающегося грешника, не примирённого со Христом.

Канон написан практически для оглашенных, для не знающих радости искупления. Во всём его каноне звучит одна горестная струна: я погиб, но есть надежда, что Бог может меня помиловать.
Он перечисляет в каноне такие грехи, о которых в церкви не должно было бы быть и речи. Весь канон его есть реквием начальной просительной молитвы. И только иногда прорывается благодарность, то есть попытка достичь второй ступени. Когда же он устремляется к третьей ступени славословия, то совершенно никак не связывает это по смыслу со всем каноном, с Библейскими событиями.

По замыслу же возрождённого свыше человека, христианина, согласно духа Нового Завета, его творение должно быть разбито, как минимум, на три части, и по продолжительности растянуто не менее, как на весь Великий пост.

Из каждого события, и очень часто надуманно, он буквально “выжимал” дух покаяния. Хотел ли он того, чтобы этот канон читался в первые четыре дня на первой неделе поста весь целиком, разбитый на четыре части? И тем более зараз на одном богослужении на пятой неделе поста в среду вечером (т.н. “Марьино стояние”) – этого мы уже никогда не узнаем.

Если это был его замысел, то он был не только неверен, но и порочен.

Святой Иоанн Златоуст, только изъясняя заглавие книги “Деяния Апостолов”, говорит шесть проповедей, каждая из которых продолжительностью два часа. Протестант Ярл Пейсти составил целую книгу из своих проповедей, посвящённых грозному пророку Илии.

Здесь же в быстром темпе мелькают двести четыре Библейских события от Бытия до Откровения, от Адама до антихриста. Даже зная Библию наизусть, невозможно настроить свой разум на несколько строк, в которых в сжатом виде говорится о Сауле, в других строчках о Давиде и т.д.

Если этот канон предназначался для чтения за один раз на одном богослужении, и потом этот канон не читался в течение года, считая, что слушатели-зрители-прохожане ознакомились с содержанием Библии, то этот канон выполняет роль “отмазки”, что будто бы дело сделано, все знают Библию. Учитывая то, что тогда Библий у народа вообще не было (стоимость одной Библии равнялась двадцатилетнему труду рабочего), и читая проповеди Златоуста, мы совершенно точно можем сказать, что все эти 204 события, вспоминающиеся в каноне, напирающие одно на другое, были народу неизвестны. Стоящие в храме прицеплялись к словам: “Помилуй меня, Боже, помилуй меня”, как и ныне. Таких ныне в храме 100%, считая священников, архиерея и патриарха.

Почему за 1300 лет после составления канона никто из верующих архиереев, богословов не подверг этот канон такому рассмотрению? Каждое Библейское событие несёт в себе информацию о том, как это было и как должно было быть.

Иначе сказать, из каждого события можно “выжать” просьбу (первая ступень); благодарение (вторая ступень) и славословие (третья ступень).

Неужели никогда в церкви за 1300 лет не было прослойки людей, примирившихся со Христом, уверовавших в Него всем сердцем, тех, о которых Писание говорит так: Фил.1:21 – “Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение”.

Мы можем попытаться проникнуть в полноту возможного замысла святого Андрея Критского. Второй канон его мог быть благодарственным, основанным на тех же Библейских событиях. И третий канон – песнь славословия, основанный точно так же, на тех же Библейских событиях.

17
Диалог / РАН и богословие
« : 22 Декабрь 2010, 17:43:45 »
Ведущий научный сотрудник института востоковедения РАН Андрей Борисович Зубов о религиях.

http://www.predanie.ru/mp3/Professor_MGIMO_A_B_Zubov_Istorija_religij/

   Андрей Зубов христианин, весьма адекватная личность, отлично образован в области религиоведения. В его словах услышал едва уловимые нотки призыва к возвращению внутренней жизни... Оно и не мудрено, целевая аудитория слушатели МВА и МГИМО, будущие адвокаты и магистры.

Впрочем полагаю многим будет интересно и познавательно, прослушав. предлагаю поделиться мнениями о его выступлениях.


18
Богословие исихазма / Три шестерки
« : 10 Ноябрь 2010, 03:12:14 »
Говорят число зверя «три шестерки». Так ли страшно само число, или все же страшнее его сущность?

Ходят мнения, что число это в ИНН скрыто, и что нельзя ни в коем случае его принимать... Можно конечно довериться знающим старцам, однако, ахинеей попахивает.
   Следом идет басня о скрытом числе в новом био паспорте (недавно получил), думаю творчество в дальнейшем будет только расти и крепнуть... Например знак автомобиля с числом «три шестерки» - а водитель этой машины, только посмотрите на его рожу... :-D

Давно думал о числе сказанном в откровении.
В ветхом завете говорится о годовых доходах Соломона: 666 талантов золота. Это была вершина процветания еврейского государства.
   Однажды услышал: если пересчитать числа в рулетке — получится одноименное число. Рулетка ассоциируется с богатством и славой.

19
Грани православия / Алтайская песнь
« : 04 Ноябрь 2010, 14:59:41 »
В Алтайском крае есть поселения Христиан, которые живут по старым Христианским уставам. Однажды одно из таких поселений соблюдая старые традиции, перешло под юрисдикцию РПЦ. Сознавая текущую реальность, наше современное общество и читая в то же время стихи местных поэтов был умилен. Решил поделиться.



20
   В теме "Разговор о церкви" привели любопытную статью одного пресвитера. http://adelgeim.livejournal.com/53298.html

   Данная тема не раз уже здесь обсуждалась, однако вполне очевидно, в скором времени предстоит последовать "греческому примеру" устроения независимых общин и монастырей - "исихастиариев", один из ярких примеров такой общины был описан http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1447.0

   Насколько помню в нескольких статьях, греки говорят о Российском монашестве - вам не дадут подняться ваши иерархи, им нужны видимые результаты - новые храмы, колокольни, финансовые результаты и пр... Если задуматься, возможно ли было бы устроить общину подобно "исихастиариям" - земля и недвижимость принадлежит не епархии а общине, священство только из числа членов общины, главу назначает не РПЦ а только община... Конечно встает вопрос, будут ли Архиереи рукополагать священство не из своей "свиты"...
 Что думаете по этому поводу?

21
Некоторые пресвитеры требуют от прихожан послушания, считая себя наставниками духовными, пастырями и хозяевами стада. Они сознательно и целенаправленно создают почитание, повышенное настроение с оттенком восторженности вокруг себя. Что из этого выходит в реальности? мы видим…

Интересно откуда сложилось мнение в миру, что необходимо полностью отдать свою волю.
Вопрос для разминки: послушание и отдача своей воли одно и тоже?  :-)

У христианина всегда есть свободная воля и выбор действия на основании совести. Главное свойство богоподобия – свобода выбора.

В монашестве существует обет послушания. Меня до сих пор интересует этот вопрос, возможно в силу моего бунтарского духа...
"И аще кто дерзнет пострищи монаха без приимца, сиречь без старца, да извержется" (Номоканон, гл. 79)
Если нет старца, если приимцы весьма своеобразные, что теперь? многих игуменов видел и знаю, если тупо следовать букве, можно шею сломать или бродить во тьме, вслед за "мудрым игемоном"... :-D

В чем же суть послушания?

22
Интересно ваше мнение о содержании ролика, такого не слыхал и познания в этом ничтожны...
http://video.mail.ru/mail/milatambow/330/464.html

23
Богословие исихазма / Что такое правда?
« : 21 Апрель 2010, 22:52:17 »
   Много раз встречал это слово и много слыхал высказываний о нем, но до конца никогда не понимал что это такое.
Одни говорят у каждого своя правда, другие говорят правда и истина синонимы, для кого-то правда это реальность или отражение действительности.
   Думаю правда это маленькая истина (или ее образ), наша истина, человеческая. Реальное отражение действительности, как мы это видим.

24
Очень многие (я числе первых) рассуждение называют осуждением и наоборот... Предлагаю разобраться с этимологией и сутью этих двух слов.
В моем мозгу пока нету четкой грани между этими понятиями, но понимаю что грань есть, пока она на уровне интуиции. Было бы неплохо разжевать два слова и сделать их более понятными...

25
У вас случались неординарные церковные Богослужения?

   1995г. С двумя иеромонахами посетил о.Валаам. Нас разместили в Никольском скиту на острове. В тот день в 23-15 выдвинулись на службу. Началось с трапа который соединял два острова, когда шли ночь была светлой, вода под ногами чистой и внушала покой и величие, небо было особенно звездным, мурашки пробегали по коже от всего увиденного.
   Началась служба, первые пять минут не находил себе места, помыслы необычно злые были, мучался минут пять может чуть больше, потом растворился, служба казалось настолько необычной что я забыл про себя, иногда проверял не сплю ли я, нет не спал... Не ушел ли в астрал?  :-D нет не ушел... Меня поразила глубина службы, а так же ее продолжительность - 10-15 минут... Если свериться по часам то около 7-8 часов.
В общем на всю жизть запомнил.

  1992г. Всенощная во Введенском храме в Оптиной. Постоянно клонило на службе на сон и люди впереди казались крестами а я на кладбище. Потом спустя месяц, обнаружил необычные силы и внимание в себе. А может и обычные, просто было испытание.

   2010г. Литургия в Новодевичьем на Благовещение. Служил митрополит Ювеналий и Можайский архиерей Григорий. Служба четкая, все членораздельно и достаточно громко. Ощущение полной вовлеченности в общую молитву, иначе - общая молитва от людей к Богу... Даже когда рукополагали попа алтаре, четко слыхал призыв Ювеналия помолиться вместе с ним о ниспослании благодати.
   Не исключаю значение аккустических прибамбасов, но сама по себе служба была "едиными усты и единем сердцем", по окончанию, было ощущение причастия святых даров!!! Такого еще не встречал.

26
Богословие исихазма / Пасха и кладбище
« : 05 Апрель 2010, 05:02:27 »
   Объясните мне, в чем посещение кладбища в день Пасхи противоречит смыслу спасительного христианского учения. Пока ничего вразумительного на этот счет я не прочел и не услышал. Не в обиду будь сказано, но я не услышал именно таких возражений, которые бы были в собственном смысле ПРАВОСЛАВНЫМИ.
 
«Не превращайте Пасху в «день мертвых»!»

Пасха ИЗНАЧАЛЬНО ЯВЛЯЕТСЯ днем освобождения мертвых. Само слово «мертвые» поется на пасхальной службе чаще, чем в любой другой день церковного года. «Христос воскресе ИЗ МЕРТВЫХ»; «Плотию уснув ЯКО МЕРТВ». Известное учительное слово Иоанна Златоуста, читаемое в конце пасхальной утрени, делает особый акцент именно на освобождении мертвых, на победе Христа над адом и смертью.
«Никтоже да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть. Угаси бо ея Иже от нея держимый. Умучи ада Сшедый во ад. Горе бысть ему, вкусившу плоть Его. И се предварив, Исаия возопи: ад, рече, огорчися, срет Тя доле. Огорчися, ибо упразднися. Огорчися, ибо поруган бысть. Прият тело, и Богу приразися. Прият землю, и срете небо. Прият, еже видяше, и впаде во еже не ведяше. Где ти, смерте, жало? Где ти, аде, победа? Воста Христос, и низложися ад. (…) Воскресе Христос, и мертвец ни един во гробе. Христос бо, воста от мертвых, Начаток умершим бысть.» Последние процитированные слова Златоуст заимствует из Послания св. апостола Павла к Колоссянам: «Он – начаток, первенец из мертвых» (Кол 1, 18).

   Св. Феофилакт Болгарский кратко комментирует это место послания: «Начаток, говорит, Он есть воскресения, как прежде всех воскресший. (…) Но как начаток, имеет и последователей Себе в прочих людях. Ибо начаток есть чего-нибудь начаток. И как в одном снопе, принесенном в качестве начатка, благословляется вся жатва, так и мы все чрез Него освящены и приведены к Богу, и в воскресении одного тела вся природа удостоилась воскресения».

   Пасха Христова есть праздник воскресения всей человеческой природы. Эта идея звучит в словах пасхального богослужения: «От смерти убо к жизни, и от земли на небо Христос Бог нас превел есть, победную поюща» (Канон Пасхи, песнь 1, ирмос). Значит, поистине, Пасха есть «праздник мертвых», если под этим словом разуметь всех нас, которых Христос оживляет Своею благодатью, приводя от «мертвых дел» (Евр 9, 14) к служению Богу «в Духе и Истине». И понятно, что многие из тех, кто лежит в могилах, гораздо живее в Боге, чем иные из ходящих ныне по земле.

   У старообрядцев обычай посещать кладбища в первый день Пасхи или в какой-либо из дней Светлой седмицы распространен повсеместно.. И носит он не стихийный характер, а имеет черты церковного чина. В эти дни на кладбище совершается или служение канона Пасхи, или поются стихеры «Пасха священная нам днесь показася», с каждением могил. При этом, в согласии со всеми церковными правилами и уставами, никакого специфического поминовения «за упокой» не бывает. Люди «христосуются» с умершими как с живыми, кланяясь перед могилами, и говоря: «Христос воскресе!» Любой, кто принимал участие в этом обряде, знает, с каким воодушевлением относятся к нему люди, и что в это время душа молящегося бывает исполнена светлой и чистой радости.

   Обряд пения Пасхи на кладбищах является продолжением празднования, совершенного в церкви. 
«Киево-Печерский патерик». «В 6971 (1463) году в Печерском монастыре свершилось такое знамение. При князе Семене Александровиче и при брате его князе Михаиле, при архимандрите печерском Николе над пещерой надзирал некто Дионисий, по прозвищу Щепа. Пришел он в Великий день в пещеру покадить тела усопших, и когда дошел до места, которое называется Община, то, покадив, сказал: «Отцы и братья, Христос воскресе! сегодня Великий день». И прогремело в ответ как гром мощный: «Воистину воскресе Христос».
… После знамения священноинок Дионисий остался настолько потрясен слышанным, что затворился в пещере, где пробыл до конца своих дней. Его тело сохранилось нетленным. Память прп. Дионисия совершается как в день поминовения всех Печерских чудотворцев, так и отдельно – 3-го октября.

P.S. Сокращенный вариант статьи "пасха и наши умершие" http://posad.1gb.ru/default.aspx?ti=1&hti=88

27
Аскетическая практика / О бдении
« : 01 Февраль 2010, 21:49:04 »
  Как сон влияет на нашу деятельность?

  Наука различает часы бодрости и покоя, говорят, сутки делятся на 12 частей, активную пару сменяет пассивная, уснешь в активную пару, долго засыпать будешь, встанешь в пассивную весь день кувырком. Сутки начинаются с активной пары с 12 до 2, далее пассивная с 2 до 4 и далее ее сменяет активная и так по кругу.
 
  Замечаю что сон особенно влияет на ум, в какой-то период, во время сна, получаешь отдых и позыв к бдению. Если проигнорировать этот позыв, будешь крепко спать дальше, но сон будет с "кином", от которого зачастую устаешь и тупеешь.

"Бодрственное око очищает ум" Прп. Иоанн Лествичник.

  Ночь лучшее время для молитвы, даже в самом бурном городе, есть что то в этом таинственное.

  В псалтири встречаю слова о бдении и ночной и утренней молитве.

"В нощех воздежите руки ваша во святая, и благословите господа". Пс.133.2.

"Во утрия избивах вся грешная земли" Пс.100.10

  Говорят количество времени необходимое для сна зависит от привычки, есть какой то необходимый минимум для каждого, остальное - привычка.
  Замечаю часто, если напитать тело, будешь спать как труп глухой и немой и не отдохнешь, еще и все проспишь. Если умеренно есть, во первых отдохнешь, во вторых можешь сам регулировать во сколько встать, без будильника.

28
   Считается нормальным заполнять свое время заботами или развлечениями.
Коснусь развлечений. Зачастую наши заботы так и называются. Мы готовы заниматься чем угодно, только не оставаться наедине с собой. Постоянно замечаю, как ум при первой возможности за что то цепляется и начинает развлекаться. Встрепенешься, сосредоточишься, и опять замечаешь как ум уже во всю развлекается с очередной игрушкой.
     В маршрутке установили ЖК панели с рекламой. Глаз нет нет да зацепится. Сзади громко играет чей то плеер в ушах. Впереди разговор по мобильному. Кто то делится последними новостями. Куда не глянь сплошное развлечение для ума. На работе все стараются поделиться чем то важным, удивить коллегу.
 вывод: ум привык блуждать и это патология.
   
     Как научить ум не развлекаться в ежедневной жизни?

Пока вижу такой выход:
Всегда и везде стремиться к безмолвию - в ежедневной суете это тяжело, но стремиться стоит.
Разоблачать развлечения которые крадут, время и духовные силы, удаляют от горнего и ввергают в праздность.

29
Грани православия / О Душе
« : 09 Декабрь 2009, 00:10:44 »
Много общаемся о спасении, о путях, а о самой душе. увы...   :-(
Лично я мало что знаю о душе, предлагаю кратко поделиться друг с другом соображениями, опытом и знаниями...
За полезные и краткие ссылки буду весьма признателен, если не затруднит указывайте ссылки на материал, дабы знали что впитываем...


   Чрез посредство разума человек соединяется с бестелесными и постигаемыми только умом природами… Должно знать, что разум по природе владычествует над неразумною частью. Ибо силы души разделяются на ту, которая - разумна, и ту, которая - неразумна.
   Но есть две части неразумной стороны души:
одна - непослушна разуму, то есть, разуму не повинуется;
другая - послушна и повинуется разуму.
   Непослушная и не повинующаяся разуму часть есть сила питающая и рождающая. Ибо управляется не разумом, но природой.
                                                                                  И.Дамаскин. Точное изложение православной веры.- М.: «Лодья», 1998.- С. 155, 156.

   Кассиан Римлянин пишет об искушениях Иисуса Христа: Это думал тот же дух и о Господе нашем, когда искушал Его в этих трех расположениях души, в которых, как знал, пленяется весь род человеческий, однакож ничего не успел в хитрых наветах:
   - он искушал вожделевательную часть духа Его, говоря: «скажи, чтобы камни сии сделались хлебами»;
   - искушал раздражительную часть, когда старался подстрекнуть Его к желанию власти над настоящим веком и к желанию царств этого мира;
   - разумную часть искушал, когда говорил: «если Ты Сын Божий, бросься вниз» (Мат.4.3-9).
В этом обольщение его не имело никакого успеха, потому что по своей догадке, которую имел по ложному мнению, не нашел в Нем ничего поврежденного.
                                                                                                               И.Кассиан Римлянин. Писания.- М.: СТС Лавра РФМ, 1993.- С. 621.

30
    Многие из нас до сих пор осуждают старообрядцев, не смотря на официальное постановление нашей церкви. Полагаю осуждения связанны по большей части с неведением. Произошедший раскол - это рана на теле церкви, как говорил наш почивший о Бозе патриарх Алексий II.
   
Деяние Освященного Поместного Собора РПЦ об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их (02.06.1971)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

    Собравшийся в Троице-Сергиевой Лавре в Загорске Поме­стный Собор Русской Православной Церкви счел благовремен­ным подвергнуть соборному рассмотрению решения Поместных Соборов Русской Православной Церкви: Московского 1656 года и Большого Московского 1667 года — в части, касающейся наложения ими клятв на старые русские обряды и на употреб­ляющих их.

...На основании определений этих Соборов упорствующие последователи старых обрядов были отсечены от Церкви, и образовался раскол, называемый старообрядческим, который вот уже более трехсот лет продолжает составлять предмет глубокой скорби и озабоченности Русской Православной Цер­кви...

    Мы, составляющие Поместный Собор Русской Православной Церкви, равносильный по своему достоинству и значению Мо­сковскому Собору 1656 года и Большому Московскому Собору 1667 года, рассмотрев вопрос о наложенных этими Соборами клятвах с богословской, литургической, канонической и истори­ческой сторон, торжественно определяем во славу Всесвятого Имени Господа нашего Иисуса Христа:

1. Утвердить постановление Патриаршего Священного Сино­да от 23 (10) апреля 1929 года о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им.2.  Утвердить постановление Патриаршего Священного Сино­да от 23 (10) апреля 1929 года об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам и, в особенности, к двухперстию, где бы они ни встречались и кем бы они ни изрекались.

3.  Утвердить постановление Патриаршего Священного Сино­да от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Москов­ского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придер­живающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие.

Освященный Поместный Собор Русской Православной Цер­кви любовию объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру.

Поместный Собор... 1971. С. 129-131 http://rutube.ru/tracks/1407493.html?v=b3161091e32063df72c30d318e53b78c


   

Страницы: 1 [2] 3