16
Аскетическая практика / сумма всех страхов, или погружение во тьму
« : 27 Январь 2009, 10:52:38 »
В соседней ветке, посвященной проблемам радикулита и секса, в какой-то момент всплыла тема страхов.
Страхи преследуют человека с детства - и рациональные и иррациональные. Для многих приход к христианству означает попытку избавиться от этих страхов - и явных, и неявных, но неизменно гнетущих. И первое погружение - в евангельскую проповедь, в христианскую литературу - часто бывает погружением в свет: где-то в одном шаге от человека возникает свет Любви, радости, покоя, надежды и тд.
Но за этим первоначальным "погружением в свет" зачастую следует "погружение во тьму". Человек несет с собой в "воцерковленную жизнь" свои собственные страхи. И эти страхи не оставляют его у порога Церкви. "Новая жизнь" лишь встряхивает их и они образуют новую картинку - как стекляшки в калейдоскопе. А сумма страхов не уменьшается. Мало этого, в церковной жизни человек сталкивается с новыми страхами, накопленными там за тысячелетия "коллективным бессознательным" (или сознательным).
Человек запирает Бога в темнице своих страхов, да еще вешает на эту темницу замки из чужих страхов. Становится надзирателем за Богом. Богу, словно узнику, регулярно приносится "тюремная баланда" в виде молитвы, обещаний "не грешить больше" и тд.
Человек-надзиратель днюет и ночует в темнице страхов возле молчащего Узника, а может и уходить "на выходные в город" - туда, где Бога для него не существует. А потом торопливо прибегать назад - посмотреть, не сбежал ли Узник. Нет, замки крепки. Узник по-прежнему безмолвен.
И вот отсюда вопрос: как освободить Бога из темницы страхов?
Страхи преследуют человека с детства - и рациональные и иррациональные. Для многих приход к христианству означает попытку избавиться от этих страхов - и явных, и неявных, но неизменно гнетущих. И первое погружение - в евангельскую проповедь, в христианскую литературу - часто бывает погружением в свет: где-то в одном шаге от человека возникает свет Любви, радости, покоя, надежды и тд.
Но за этим первоначальным "погружением в свет" зачастую следует "погружение во тьму". Человек несет с собой в "воцерковленную жизнь" свои собственные страхи. И эти страхи не оставляют его у порога Церкви. "Новая жизнь" лишь встряхивает их и они образуют новую картинку - как стекляшки в калейдоскопе. А сумма страхов не уменьшается. Мало этого, в церковной жизни человек сталкивается с новыми страхами, накопленными там за тысячелетия "коллективным бессознательным" (или сознательным).
Человек запирает Бога в темнице своих страхов, да еще вешает на эту темницу замки из чужих страхов. Становится надзирателем за Богом. Богу, словно узнику, регулярно приносится "тюремная баланда" в виде молитвы, обещаний "не грешить больше" и тд.
Человек-надзиратель днюет и ночует в темнице страхов возле молчащего Узника, а может и уходить "на выходные в город" - туда, где Бога для него не существует. А потом торопливо прибегать назад - посмотреть, не сбежал ли Узник. Нет, замки крепки. Узник по-прежнему безмолвен.
И вот отсюда вопрос: как освободить Бога из темницы страхов?