Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Темы - Alexander

Страницы: 1 ... 14 15 [16] 17
226
Аскетическая практика / О бесстрастии
« : 31 Август 2005, 02:03:46 »
Evgeny писал:
Цитировать
Оправдываться можно по разному. Хорошо поучиться у прп. Максима Исповедника как он оправдывался когда был обвинён в ересях (см. хроники суда над Максимом) - оказывается можно оправдываться бесстрастно. Но главная польза быть обвинённым состоит в том что мы как ни в какой другой ситуации видим свои страсти поднимающиеся из подсознания чтобы защитить нашу затронутую честь (а мы то было думали что мы от них уже очистились ...)


Сергей С. писал:
Цитировать
Цитата: можно оправдываться бесстрастно

Вот и всё. А если вылезли страсти и тем более видимые человеку и оправдываемые - есть повод задуматься вообще о направлении всей духовной жизни, а не о конкретной страсти.


Предлагаю взглянуть на "бесстрастное оправдание" вот с какой стороны. Скажем, хороший садовод-огородник "отслеживает" свой урожай: вскапывает, удобряет, сеет-сажает и... пропалывает. И делает он это - если хороший огородник - вполне бесстрастно, пусть сорняк "визжит" и "кусается" :) И плеть сухую вырезает, и ветвь жирующую бесплодную отсекает. И не оправдывается он перед соседями, хоть все хорошее с толком перенимает, ибо дело свое знает, а если начнет оправдываться да подстраиваться, то урожай - об истинных добродетелях говорю - потеряет.

Пример бесстрастия прп.Максима поучителен, но оно проявлялось в особой обстановке (хорошо, если бы Evgeny чуть познакомил нас  с хроникой суда над преподобным): 1) Максим оказался в исключительном меньшинстве, 2) богословский "огород" прп.Максима был страшно разорен и уже никогда за историю церкви не восстановился. Посему предлагаю другие исихастские примеры: Симеона Нового Богослова - а ну-ка почитайте его эмоциональные стихи, Григория Паламы - и спорил он, и доказывал, и отстаивал. Или евангельский пример в лице Иоанна Предтечи напомнить, а может про эмоциональность Господа вспомнить?

Бесстрастность есть преображение страстей и полное владение ими, а не отсутствие их. Высушенные и убитые страсти лишь пародия на бесстрастие. Это я все о том говорю, что не фиг :) прикидываться бесстрастным и совестливым - фальшь это, но следует искать истинное бесстрастие, приобретая широту, ровность, огромность и напряженность чистых страстей и прозрачных эмоций.  И пусть гонит волну и рвет пену ветер, се океан, незыблемый в своей глубине и неохватный в своих просторах.

228
Материалы в Инете:

Александр Стрижев "Чего не изрекал преподобный Серафим"
www.moskvam.ru/2003/12/strigev.htm

Илья Басин "Миф мощей преподобного Серафима Саровского"
www.krotov.info/history/20/1903sera.html

Ниже привожу размышления Алексея Дунаева "Подлинны ли пророчества прп. Серафима и записи Мотовилова?" (надеюсь, уважаемый автор не будет в обиде)

---

В 1905 г. в книге "Великое в малом" С. А. Нилусом опубликованы два произведения, которым суждено было оказать большое влияние на историю XX в.
Во-первых, это была первая публикация знаменитых "Протоколов сионских мудрецов". По свидетельствам очевидцев, после революции семьи, в которых находжились эти протоколы, расстреливались. Позже Гитлер использовал их для обоснования репрессий против евреев. Однако оказалось, что это подделка будто бы Охранного отделения, в основу которой положена, якобы, одна французская книга середины XIX в. (в работе Н. Кона, где наиболее подробно излагается эта история среди известных мне публикаций на русском языке, тем не менее, не приводятся текстологические сопоставления с цитатами на языке оригинала). Но независимо от подлинности многие до сих пор считают, что сама история оправдывает истинность содержания протоколов. Сам Нилус чуть ли не сбрендил на этой почве, подготовил множество изданий книги "Великое в малом" (кажется, недавно издана самая полная "последняя" версия), собирал всякую макулатуру с жидо-масонской символикой (как ему казалось).
Во-вторых, тогда же и там же Нилус издал в сокращенном виде беседу прп. Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым. Трудно сказать, сколь большое влиняие имела эта беседа для распространения православния по всему миру в XX столетии. В 1914 г. эта же беседа была переиздана в более полном виде.
Я читал в свое время "Великое в малом" именно в первом издании в спецхране РГБ, еще до всяких перестроек. Но особое внимание привлекла беседа после того, как в начале 1990-х в архиве Флоренского были найдены другие записи Мотовилова (и неудивительно, о. Павел цитировал кое-что уже в "Столпе" – об адских муках). Они были изданы. В этих записях имеются странные пророчества прп. Серафима о конце времен и судьбе России. Я сомневался, есть ли доказательства, что это именно записи Мотовилова в подлинном и неискаженном виде – ведь они дошли через Нилуса, а протоколы, изданные в той же книге, оказались подложными. Но, как водится, пророчества пошли гулять по России, и недавно мне принесли книгу на рецензию, в которой уже собраны все подобные апокалиптические прорицания двух десятков старцев 19–20 вв. С одной стороны, авторитет Беседы и т.п. С другой, новонайденные записи Мотовилова и ненадежность Нилуса как ученого-исследователя.
Но вот недавно найдена и издана писарская копия официальной записки Н. А. Мотовилова к священноначалию с собственноручной правкой и подписью автора. Она издана "Отчим домом" в двух вариантах – адаптированном (испарвлена орфография и пунктуация, имеются слабые коментарии) и неадаптированном. Так вот. вчера и прочитал неадаптированную версию, и меня охватили дикие сомнения.
Нет сомнений, что это подлинная записка Мотовилова. Но из нее следует, что этот человек был явно больным. Он сам пишет, что в детстве в момент Крещения в него вместе с благодатью вселился бес по имени Авадон — тот самый, который потом вселится в антихриста. Об обстоятельствах болезни и адских муках Мотовилова не буду писать, подчеркну здесь то новое, что меня поразило. У Мотовилова была явная мания величия. Написав службу свт. Митрофанию Воронежскому, он обиделся на своего духовника, владыку Антония, что тот не посылает службу императору, как обещал, а тем самым лишает автора и духовноговвенца, и прижизненных благ (наград, званий). Мотовилов передает свои беседы как с духом прп. Серафима, так и при жизни старца. Серафим говорит, что о Мотовилове таково смотрение Божие, что его жизнь станет образцом подвига в миру (мирянина, женатого, не монаха) для будущих людей и что его характер и судьба больше, чем 10 святых и 10 светских героев типа Суворова, вместе взятых. Сам Мотовилов считает, что, стань он монахом, он был бы больше Василия Великого, непременно оказался бы Патриархом и т.п. Мотовилов хочет по откровению (из наставлений при явлениях прп. Серафима) написать то ли одну, то ли 155 книг для пользы всей России, в которой изложил бы все богословие от сотворения мира до апокалипсиса. Наброски он приводит. Оказывается, что благодать Божия — не что иное как всемирное тяготение. Бог вначале створил силу творную (видимо, от слова творить). Она управляет похотью, размножением и т.п. У апостолов она была в ступнях, поэтому Господь омыл им именно ноги. Апостолу Павлу же не омыл, поэтому в нем действовал пакостник плоти, но и сила благодати ему была дана большая для сопротивления. Брак в Кане, оказывается, был у Симона Левита (какой-то явный апокриф). Дается подробная картина устроения мира — сколько в нем сфер, солнечных систем и т.п.
Сам Серафим — уже не в явлениях, а при реальных беседах — говорил Мотовилову, что, хоть Серафим подписывает свое имя с трудом и грамматику не учил, но вряд ли в России найдется еще один человек, который прочитал бы столько книг, как Серфаим. Он, оказывается. читал по 2-3 книги в день. Памятью такой обладал, что все помнил наизусть от корки до корки. А всего прочитал он на русском и славянском более 10000 книг! (Если читать по 3 книги каждый день без отдыха, и то на это потребовалось бы 10 лет. Я не верю в реальную возможность этого для Серафима — даже ученый прочитывает столько за всю жизнь, а не то что наизусть помнить). При этмо читал не только Отцов, но и всемирные истории и т.п. Сам Мотовилов тоже имел незаурядную память и помнил все Писание наизусть.
Мотовилов хотел организовать Банк. Он собирался переселить в разные земли тысячи крестьян (типа Столыпинской реформы?). Это все якобы одобрил Государь (недавно были найдены и записки Мотовилова императорам, но я не видел этой публикации). И сам Серафим сказал, что Мотовилов сделает это (но ведь не сделал — явно несбывшееся пророчество!). Еще одно ложное пророчество — что прп. Серафим будет беседовать с Мотовиловым на картофельных грядках в след. году, но старец умер гораздо раньше. Мотовилов предсказывал Государю победу в Крымской войне, а неудачу списывал на ослушание командующего, что тот не поставил икону Серафима в нужное место, а перенес в другое (которое и устояло перед врагом).
Я все это пишу сейчас по памяти и бессистемно, но думаю, что хотя бы некоторые моменты, меня поразившие, передаю верно. Из всего этого следует, что:
а) подлинность записей Мотовилова — и беседы (по крайней мере, изданных частей), и пророчеств, и записки — вне сомнений, и Нилус в данном случае издавал (м. б., неполно) не "фальшивки", и в архиве Флоренского сохранились подлинные записи.
б) Мотовилов был явно одержимым и больным. (Кончив курс филологический Казанского ун-та, он настолько диким стилем пишет, что читать тяжело.)
в) Он пишет и о реальных беседах с прп. Серафимом, и о видениях, не делая никакой разницы.
г) Если брать под сомнение адекватность записей, то ставится в какой-то мере под вопрос и сама Беседа (хотя она вполне в духе святоотеческом, и ее согласие с Писанием и Преданием является лишним контролирующим фактором).
д) Если не брать под сомнение адекватность и точность (а я именно к этому склоняюсь), то получается, что Беседа, подлинника которой не сохранилось, могла быть еще большей, и Нилус или др. могли ее сократить. Прп. Серафим, в таком случае, говорил вещи, близкие даже не к юродству, а к кликушеству (прости, Господи!). Но тогда все его пророчества, записанные Мотвиловым — о том, что старец оживет перед Вторым Пришествием, да еще в присутствии членом Императорской фамилии, и т.п. — были реально сказаны, что хорошо согласуется с канавкой и нынешними спекуляциями о конце света всюду, кроме части России.
Как тогда святость уживается с несбывшимися пророчествами, сомнительным "богословием" — следствием необразованности и отсутствия контроля со стороны разума за адекватностью содержания и словесных формулировок?
А если не принимать свидетельств Мотовилова как явно больного человека, тогда оказывается, что мы вообще не имеем надежных исторических свидетельств о прп. Серафиме — исследованных и критически изданных. Хорошо известно, что здесь громадная лакуна со стороны церковной науки. А я еще лично слышал, что эпизод с медведем из Жития прп. Серафима был внесен его недругом для посмеяния над старцем, в чем потом недруг покаялся перед свт. Филаретом Дроздовым, но тот запретил разглашать правду об этой выдумке, ибо она уже была включена в Житие и пошла широко в народ. (Вроде бы сохранились соотв. документы этого недруга, то ли записи свт. Филарета).
Хотелось бы знать, кто что думает по поводу всего этого?
 ---
Взято: www.livejournal.com/users/danuvius/49884.html www.livejournal.com/users/danuvius/49993.html

229
Поставлены:
Иустин (Попович), прп. "Христианство по учению преподобного Макария Египетского"
www.hesychasm.ru/library/makari/iust_mak.htm

Симеон Новый Богослов и Симеон Благоговейный (составитель мон. Евпраксия (Шиленкова))
www.hesychasm.ru/library/stsymeon/blggvn.htm

Молитвами и слезами умоли Бога послать тебе бесстрастного и святого руководителя. Также и сам исследуй Божественные Писания, особенно же практические сочинения Святых Отцов, чтобы, сравнивая с ними то, чему учит тебя учитель и предстоятель, ты смог видеть это, как в зеркале, и сопоставлять, и согласное с Божественными Писаниями принимать внутрь и удерживать в мысли, а ложное и чуждое выявлять и отбрасывать, чтобы не прельститься. Ибо знай, что много в эти дни стало прельстителей и лжеучителей (Симеон Новый Богослов)

230
Думаю поставить в библиотеку "Молитвы у озера" свт.Николая Сербского. Ниже привожу молитву из этой книги "Господи, отверзи слух души моея" (№48). Похоже, некоторые наши издатели посчитали этот текст слишком вызывающим, поскольку стыдливо вычеркнули его :) - открываешь книгу, и там не 100 молитв, а 99, - нет 48-ой.

Господи, отверзи слух души моея

Все пророки от сотворения мира вопиют к душе моей, да станет девой и готовится принять Сына Божия в пречистую утробу свою.
Чтобы стала она лестницей, ею же снидет к человеку Бог, человек же взойдет к Богу.
Чтобы иссушила в себе море страстей кровавых, да человек-раб перейдет в землю обетованную, в землю свободы.
Мудрец китайский наставляет душу мою, да будет спокойна и недвижна и ждет, пока дао подействует в ней. Слава Лао-цзы, учителю и пророку народа своего!
Мудрец индийский учит душу мою не страшиться страданий, но упражнениями тяжелыми и непрерывными, молитвой и очищением подниматься к Всевышнему, Который выйдет навстречу душе и явит ей лицо Свое и силу Свою. Да славится Кришна, учитель и пророк народа своего!
Царский сын индийский учит душу мою очиститься от всех семян и посевов мирских полностью, отрешиться от всех змеиных соблазнов бессильной и призрачной материи и, когда исполнит сие, ждать, подобно пустой, бесстрастной, чистой и блаженной Нирване. Да славится Будда, царский сын и непреклонный учитель народа своего!
Персидский мудрец, грому подобный, говорит душе моей, что ни в одном из миров нет ничего, кроме тьмы и света, что должна душа от тьмы отделиться, как день от ночи отделяется. Ибо сыны света от света зачинаются, а сыны тьмы зачинаются от тьмы. Да славится Заратустра, великий пророк народа своего!
Пророк израильский вопиет душе моей: "Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, имя Которому - Богочеловек". Слава Исайе, прозорливому пророку души моей!
Небесный Господи, отверзи слух душе мой, да не останется глухой к пророчествам избранных Твоих.
Не убивай пророков своих, душа моя, ибо не они в гробах лежать будут, а убийца их.
Очистись и омойся, осветись и во свет облекись.
Смирись среди бушующего моря житейского и храни в себе заветы пророков своих. Всю себя предай Богу Вышнему и скажи миру: ничего для тебя не имею.
Праведники великие, избранные Твои, такие, как Иосиф праведный, суть лишь тени твои беспомощные, в тени Твоей ходившие. Ибо смертное рождает смертное и не рождает жизни. Говорю тебе, воистину, обманываются мужи земные, что они дают жизнь. Не дают они жизнь, но сталкивают в море красное и топят, покрывая тьмой, и делают обманом диавольским. Не будет жизни, душа моя, пока от Духа Святаго не придет. Не убивай пророков своих, душа моя, убийство - обман призрачный. Не убивай, ибо, кроме себя, никого убить не можешь.
Стань девой, душа моя, ибо душа девственная - единственная полуявь в призрачном мире. Полуявь, ибо явью станет, когда родится в ней Бог.
Будь мудрой, душа моя, и прими сердечно дары драгоценные от мудрецов, с Востока пришедших, для сына твоего предназначенные. Не оглядывайся на Запад, где солнце заходит, не соблазняйся дарами призрачными и ложными.

231
Поставил в библиотеке

Откровенные рассказы странника духовному своему отцу
http://www.hesychasm.ru/library/strannik/index.htm

с  послесловием иеромонаха Василия (Гролимунда)
 http://www.hesychasm.ru/library/strannik/txt08a.htm
 и приложением главных разночтений из первого казанского издания 1881 года и афонской пантелеимоновской рукописи № 50/4/395
http://www.hesychasm.ru/library/strannik/txt09.htm

Рассказы странника читали многие, а с изъятыми местами и разночтениями (см. послесловие и приложение) знакомы, полагаю, не все.

232
Цветы разговаривают с нами, и мы можем научиться внимать их безмолвной речи.

На страничке "Безмолвие цветов" выложены новые фотографии

http://www.hesychasm.ru/photo/photo2.htm

233
В библиотеку добавлено:

http://www.hesychasm.ru/library/nilsor1/index.htm
Нил Сорский, прп. "О восьми главных страстях и о победе над ними"
http://www.hesychasm.ru/library/nilsor2/index.htm
Иустин, еп. "Преподобный и богоносный отец наш, Нил подвижник Сорский, и устав его о скитской жизни"
http://www.hesychasm.ru/library/paisvel1/index.htm
"Паисий Величковский, прп. "Об умной или внутренней молитве"
http://www.hesychasm.ru/library/feofan01/index.htm
Феофан (Крюков), иг. "Поучения святителя Феофана Затворника о непрестанной молитве"
http://www.hesychasm.ru/library/asketop/slovo.htm
Игнатий (Брянчанинов), свт. "Слово о молитве Иисусовой"
http://www.hesychasm.ru/library/asketop/psalom99.htm
Игнатий (Брянчанинов), свт. "Таинственное объяснение 99-го псалма"

234
В библиотеку добавлены:
     http://www.hesychasm.ru/library/makary2/index.htm    
Макарий Египетский, прп. "Семь слов"
     http://www.hesychasm.ru/library/isaaksr/index.htm    
Исаак Сирин, прп. "Слова подвижнические"
     http://www.hesychasm.ru/library/nkavas/index.htm      
Кавасила Николай, св. "Семь слов о жизни во Христе"
     http://www.hesychasm.ru/library/nikonbl/index.htm  
Никон (Беляев), иеромонах "Дневник последнего старца Оптиной пустыни"

235
Даже у вдумчивых и глубоких представителей современного монашества иногда наталкиваешься на пораженческие нотки. Может быть, они навеяны осенью? :)

Читаю: ...если и погибнем на этой войне, то как воины Христовы...

Через смерть в жизнь вечную - вот путь воина Христова, и гибель для воина - его отказ от Христа.

наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. (Еф.6:12)

Воин Христов не участвует в войнах сего мира. И это неучастие не имеет никакого отношения к пацифизму, ибо тот, кто участвует в земных войнах, ведет брань против крови и плоти.

Так пройдем через войны мира сего, как воины Христовы. Чтобы победить во Христе.

236
Обратите внимание

В библиотеке по исихазму выложена книга митрополита Иерофея (Влахоса) "Православная психотерапия"
www.hesychasm.ru/library//psychology/vlhs_0.htm

Митрополит Иерофей говорит о врачевании душ именно со святоотеческих позиций. Книга эта "подогнана" к восприятию современного православного человека, хотя читать ее на фоне психологической литературы, занесенной в православие извне и душевно поданной, будет не просто.

В начале книги митр.Иерофей уделяет большое внимание тому, каким должен быть врачеватель душевных немощей.
В частности, он говорит:

..есть много священников, чье священство внешне не повреждено, на деле же осквернено ими, и явствует это из того факта, что они неспособны исцелять. Хотя они и совершают таинства, освящая святые дары, однако не могут ни лечить людей, ни спасти свою собственную душу

Все верующие, крещенные во имя Святой Троицы и живущие по воле Святого Триединого Бога, являются священниками, обладая духовным священством. Термин "духовное священство" для нас предпочтительнее всех других (например, "всеобщее", или "мирское", священство), потому что обладать таким священством могут и клирики, и миряне, а также потому, что им обладают не все крещеные, но лишь те, кто соделался обиталищем Святого Триединого Бога.  

..именно духовное священство перейдет в будущий век, в Царствие Небесное.

..право вязать и разрешать грехи не было дано "просто так и через одно только рукоположение". В рукоположении митрополиты и епископы получили право "только священнодействовать".

..если человек не обладает внутренним духовным священством, то таинство священства не может магическим путем сообщить ему власть отпускать людские грехи

Митр.Иерофей в своей книге говорит о предмете православной психотерапии: душе, связи души, ума и сердца, способах исцеления, с православных позиций раскрывает психопатологию человека. В качестве лечения предлагает методы безмолвия и исихастской практики.

237
История и творчество исихазма / Старица
« : 19 Сентябрь 2004, 00:45:05 »
У этой женщины в девяносто с лишнем лет было милостивое сердце, ясный взгляд и чистый ум. Праведница в миру, уважаемая за возраст и добрые дела в своей церкви и не понятая за глубокий мистический опыт, - она принесла Библию, когда таких книг не было в продаже, и сказала мне, самовлюбленному атеисту-идиоту, упертому в научную карьеру, что видит внутри меня веру. Я улыбнулся и ради уважения к старушке взял почитать эту книгу...

Старица - статья об Анне Григорьевне Прудченко, давшей мне пропуск в жизнь:
www.hesychasm.ru/library/mywork/anna.htm

238
Пришло письмо от еп.Илариона (Алфеева). Он, в частности, пишет, отвечая на вопрос о монастырях с "уклоном" в умное делание:

Я таких монастырей, о которых Вы спрашиваете, в России не знаю, но я и бываю там крайне редко и всегда ненадолго. А в монастыре о. Софрония в Эссексе - там действительно основное внимание уделяется умному деланию. То же на Афоне. Если не бывали, советую посетить.

Желаю Вам помощи Божией в изучении святоотеческого наследия и в работе над
сайтом.

+Епископ Иларион

239
Привожу основное тело письма:

Сегодня случайно обнаружил Ваш сайт по исихазму. Поздравляю! Очень удачная работа.
Приятно, что и мои скромные труды по переводу и комментарию трактата прп.Никиты Стифата попали в Вашу библиотеку.
Я сейчас пробую создать сайт о том храме, где служу. Это храм-усыпальница великой княгини Александры Павловны Романовой в Венгрии, где она была замужем за эрцгерцогом Иосифом Габсбургом. С этим храмом связана долгая история русской духовной миссии здесь. Поэтому на наш сайт я хотел бы поместить библиотеку серьезной духовной литературы, как это и было при миссии.
Вы не будете возражать, если я возьму с вашего замечательного сайта материалы для нашей библиотеки? Разумеется со ссылкой на Вас.
Проект нашего сайта можете посмотреть по адресу: http://www.az.ru/ofen  

240
На сайте по исихазму появилась новая экспериментальная страничка "Безмолвие цветов": http://www.hesychasm.ru/photo/flower.htm , на которой выкладываются фотографии цветов. Приводится краткое описание качеств, открываемых при созерцании цветов.

Страницы: 1 ... 14 15 [16] 17