226
Аскетическая практика / О бесстрастии
« : 31 Август 2005, 02:03:46 »
Evgeny писал:
Сергей С. писал:
Предлагаю взглянуть на "бесстрастное оправдание" вот с какой стороны. Скажем, хороший садовод-огородник "отслеживает" свой урожай: вскапывает, удобряет, сеет-сажает и... пропалывает. И делает он это - если хороший огородник - вполне бесстрастно, пусть сорняк "визжит" и "кусается" И плеть сухую вырезает, и ветвь жирующую бесплодную отсекает. И не оправдывается он перед соседями, хоть все хорошее с толком перенимает, ибо дело свое знает, а если начнет оправдываться да подстраиваться, то урожай - об истинных добродетелях говорю - потеряет.
Пример бесстрастия прп.Максима поучителен, но оно проявлялось в особой обстановке (хорошо, если бы Evgeny чуть познакомил нас с хроникой суда над преподобным): 1) Максим оказался в исключительном меньшинстве, 2) богословский "огород" прп.Максима был страшно разорен и уже никогда за историю церкви не восстановился. Посему предлагаю другие исихастские примеры: Симеона Нового Богослова - а ну-ка почитайте его эмоциональные стихи, Григория Паламы - и спорил он, и доказывал, и отстаивал. Или евангельский пример в лице Иоанна Предтечи напомнить, а может про эмоциональность Господа вспомнить?
Бесстрастность есть преображение страстей и полное владение ими, а не отсутствие их. Высушенные и убитые страсти лишь пародия на бесстрастие. Это я все о том говорю, что не фиг прикидываться бесстрастным и совестливым - фальшь это, но следует искать истинное бесстрастие, приобретая широту, ровность, огромность и напряженность чистых страстей и прозрачных эмоций. И пусть гонит волну и рвет пену ветер, се океан, незыблемый в своей глубине и неохватный в своих просторах.
Цитировать
Оправдываться можно по разному. Хорошо поучиться у прп. Максима Исповедника как он оправдывался когда был обвинён в ересях (см. хроники суда над Максимом) - оказывается можно оправдываться бесстрастно. Но главная польза быть обвинённым состоит в том что мы как ни в какой другой ситуации видим свои страсти поднимающиеся из подсознания чтобы защитить нашу затронутую честь (а мы то было думали что мы от них уже очистились ...)
Сергей С. писал:
Цитировать
Цитата: можно оправдываться бесстрастно
Вот и всё. А если вылезли страсти и тем более видимые человеку и оправдываемые - есть повод задуматься вообще о направлении всей духовной жизни, а не о конкретной страсти.
Предлагаю взглянуть на "бесстрастное оправдание" вот с какой стороны. Скажем, хороший садовод-огородник "отслеживает" свой урожай: вскапывает, удобряет, сеет-сажает и... пропалывает. И делает он это - если хороший огородник - вполне бесстрастно, пусть сорняк "визжит" и "кусается" И плеть сухую вырезает, и ветвь жирующую бесплодную отсекает. И не оправдывается он перед соседями, хоть все хорошее с толком перенимает, ибо дело свое знает, а если начнет оправдываться да подстраиваться, то урожай - об истинных добродетелях говорю - потеряет.
Пример бесстрастия прп.Максима поучителен, но оно проявлялось в особой обстановке (хорошо, если бы Evgeny чуть познакомил нас с хроникой суда над преподобным): 1) Максим оказался в исключительном меньшинстве, 2) богословский "огород" прп.Максима был страшно разорен и уже никогда за историю церкви не восстановился. Посему предлагаю другие исихастские примеры: Симеона Нового Богослова - а ну-ка почитайте его эмоциональные стихи, Григория Паламы - и спорил он, и доказывал, и отстаивал. Или евангельский пример в лице Иоанна Предтечи напомнить, а может про эмоциональность Господа вспомнить?
Бесстрастность есть преображение страстей и полное владение ими, а не отсутствие их. Высушенные и убитые страсти лишь пародия на бесстрастие. Это я все о том говорю, что не фиг прикидываться бесстрастным и совестливым - фальшь это, но следует искать истинное бесстрастие, приобретая широту, ровность, огромность и напряженность чистых страстей и прозрачных эмоций. И пусть гонит волну и рвет пену ветер, се океан, незыблемый в своей глубине и неохватный в своих просторах.