Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Темы - Evgeny

Страницы: 1 ... 3 4 [5]
61
http://www.livejournal.com/users/priest_dimitriy/280567.html

Свящ. Димитрий Каплун
Молитва Иисусова

В Православии есть ярчайшее, драгоценное сокровище, которое как некий заветный бриллиант, сокрыто в бархатной глубине церковной традиции. Это сокровище обрамлено всем строем церковной жизни, белизною храмов, золотом куполов, длинными рядами уставов, постов и молитв. Ради этого сокровища строились храмы, воздвигались монастыри, золотилось убранство церквей, воскурялись благоуханные кадильницы. Собственно, ради него и им все жило, дышало и двигалось.
Как назвать это сокровище? Как объяснить его умам внешних прохожих? И нужно ли им это? Не лучше ли спрятать? Не сказано ли: "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями".
И оно спрятано. Одновременно спрятано и явлено. О нем говорится в Евангелии языком притч, но святые отцы изъяснили его подробно. Это Царство Божие, пришедшее в силе. Это Царство Небесное, которое внутри нас. Люди внешние, видящие Его не видят, не слышат ушами, не уразумевают сердцем, чтобы обратиться и Господь исцелит их.
С виду это сокровище просто. Ничего в нем нет удивительного. Просто стань умом в сердце и повторяй эти слова: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя". Повторяй безпрестанно эту молитву и смотри умом в сердце, туда, где прыгает этот теплый мячик, наполняющий теплом и кровью твое существо. И -- говорят святые отцы -- откроется в тебе Царство Божие, пришедшее в силе, начнешь уразумевать то, что раньше не понимал, тайны Свои откроет тебе Христос.
Но чтобы получить этот ключ к двери сердца, нужно немного потрудиться. Нужно, во-первых, быть православным, то есть право исповедовать веру в Иисуса Христа, Сына Божия. Во-вторых, нужно хранить совесть чистой, или, что то же, делать евангельские заповеди. В-третьих, не нужно рассчитывать на свои силы, но полностью уповать на помощь Божию. В четвертых, нужно молиться о молитве, то есть, о даровании этой самой самодвижущейся молитвы.
Тот, кто ее обрящет, подобен человеку, который нашел сокровище, скрытое на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то. (Матф.13:44) Царство Небесное откроется в таком человеке во всей силе. Не нужен ему будет молитвослов и акафисты, которыми мы, как подпорками пользуемся, ища спасения. Войдет такой человек сам в себя и будет в этом человеке жизнь жительствовать и благодать премирной тишины разольется в его сердце.
А мы, пока, грешные, должны стоять у ворот сердца и стучать с верой. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. (Матф.7:8)

62
Одна из лучших, на мой взгляд, книг-руководств по Иисусовой молитве:

Aрхиепископ Антоний (Голынский-Михайловский)
О молитве Иисусовой и божественной благодати
http://www.ccel.org/contrib/ru/Other/Antony/main.htm

Написана кратко, но глубоко и на основе собственного опыта, специально как руководство для молитвенников нашего времени.

"Все нужное для руководства на этих степенях молитвы здесь описано достаточно подробно и просто. В других местах такого описания не найти, что и бывало для меня величайшей скорбью при моей немощи в молитвенном делании. Древние святые отцы писали об умной молитве, но они, чуть приоткрыв нужное, тут же скрывали, давая лишь наводящую мысль, побуждая намеком к вопросам, - и начинающие обращались с вопросами к опытным, которых было в достатке, а опытные разъясняли, помогали разобраться в недоумениях. Человек, занятый умным деланием, встречаясь со множеством различных сомнений и искушений, сам почти не способен уразуметь сказанное в писаниях кратко и прикровенно. Святые отцы имели умы совершенные, и то, что у нас вызывает недоумение, для них было вполне понятным, поэтому лишние подробности они не писали. Прояснить же нуждающимся детали было кому, делатели имелись.  Здесь писано в соответствии с учением отцов, только без всяких сокрытий, ради пользы молящихся. Опытные сильно оскудели, почти не осталось знающих умное делание, которое есть спасение человека через зрение своей греховности и немощи, через сокрушение и очищение сердца. Потому ныне потребно уже не скрывать, а всячески раскрывать все важные подробности, давая нужные ответы и разрешая недоумения ума, чтобы ум с душой, горько скорбя и унывая, не впали бы в отчаяние. "

63
В ЛАБОРАТОРИЯ СИНЕРГИЙНОЙ АНТРОПОЛОГИИ ИНСТИТУТА ЧЕЛОВЕКА РАН готовится к изданию фундаментальный труд:
"ИСИХАЗМ: АННОТИРОВАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ"
http://www.danuvius.orthodoxy.ru/Hes_ogl.htm
Пока на интернете книга выложена частичго, возможно в будущем будет помещена целиком.

64
Диалог / Исихазм и католицизм
« : 15 Сентябрь 2004, 20:30:04 »
В Католической Энциклопедии есть статья представляющая исихазм с точки зрения Католической церкви: http://www.newadvent.org/cathen/07301a.htm

Католическая церковь отрицает как богословие исихазма так и его практику (Святогорский Томос и постановления паламитского Собора 1351 г., учение о нетварном Свете, начиная с преп. Симеона Нового Богослова который представлен как основоположник исихазма), и утверждает правоту Варлаама и его последователей в их споре со свт. Григорием Паламой. Думается что такое расхождение между православием и католицизмом является не менее важным чем расхождения по догматам филиокве и непогрешимости папы - последние касаются догматического богословия и церковной организации, расхождение же по исихазму касается самих основ нравственного богословия и духовной жизни.

65
Почитал труды богословов Парижской школы и о Софиологических спорах. Блестящие были богословы, и не мне судить, конечно, но мне кажется, что вообще недостаток богословия 20-го века, и в частности Парижской школы - то что богословами стали ученые-философы, в то время как в Византийские времена богословами были боговидцы. "Богослов тот кто чисто молится" (преп. Симеон Новый Богослов), "Кто хочет определить словом, что есть Бог, тот, слепотствуя умом, покушается измерить песок в бездне морской." (Лествичник). Св. отцы просто описывали то что видели очами чистого сердца, а современные богословы писали о том что прочитали и пытались переосмысливать это рациональным разумом. Конечно, и у них был молитвенный опыт, многие из них были священниками, но не каждый кто имеет какой-то молитвенный опыт уже может начинать богословствовать и пытаться сказать что-то новое в богословии. Другая особенность Парижской школы - перенос фокуса на богословие и литургику и пренебрежение тем фактом что православие - это прежде всего медицинская наука об излечении души (как верно подметил митр. Ерофей Влахос). Видимо всё это связано с влиянием европейского католико-протестантского рационализма, да и вообще научного прогресса и всех заблуждений которые он привнес в повседневное сознание, и вполне соответствует общему анти-исихастскому и анти-свято-отеческому "настроению" в православии 20-го века.

66
На Кураевском форуме было много дискуссий вокруг исихазма и Иисусовой молитвы. Спектр мнений, конечно, широк, но высказывалось много дельных мыслей, а также много интересных рассказов из личного молитвенного опыта.

Вот некоторые темы которые мне удалось найти:
http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=33594
http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=31699
http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=8974
http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=9597
http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=19134
http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=10714
http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=6973
http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=5149
http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=2317
http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=21437
http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=1743
http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=11651
http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=15501

Если помните или найдете еще подобные темы с Кураевского или других форумов, помещайте пожалуйста в эту тему.

67
На теме #32305 Кураевского форума Николай П. задал вопрос о библиотеке по исихазму:

По сложности литературы есть какая-то градация? С чего начать "начинающему"?  

Александр Румянцев посоветовал следующее:

Можно начинать с Антония Сурожского, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника. Если есть опытный духовник, то он подскажет. Если его нет, то должно подсказать сердце и интерес, когда берешь книгу, начинаешь ее читать и проникаешься, сопереживаешь, чувствуешь близкое себе. Для меня такой книгой был "Старец Силуан" арх.Софрония.

Можно еще посоветовать следующие краткие и просто написанные произведения:
- Aрхиепископ Антоний (Голынский-Михайловский) О молитве Иисусовой и божественной благодати
http://www.ccel.org/contrib/ru/Other/Antony/main.htm
- свт. Феофан Затворник. О НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЕ http://psylib.org.ua/books/zatfe01/index.htm
- Епископ Диоклийский КАЛЛИСТ (Уэр) СИЛА ИМЕНИ http://www.hesychasm.ru/library/Name/kallist/power.htm
- Селаври А. "О молитве Иисусовой" http://www.hesychasm.ru/library/praksis/selavry.htm
- Инок Всеволод "Богообщение" http://www.hesychasm.ru/library/praksis/vsevolod.htm


А вот фундаментальное, хорошо написанное и вполне подходящее для начинающего сочинение св. Игнатия Брянчанинова:
Аскетические опыты. Том II Слово о молитве Иисусовой http://pravbeseda.org/library/?page=book&id=201

68
Священное Писание - слово Божие - неисчерпаемо как неисчерпаем Сам Бог. Оно открывает перед нами Божию премудрость, Его дело нашего спасения, картину прошлой и грядущей истории мира, человечества и каждой отдельной человеческой души. Каждая фраза имеет множество смыслов - буквальный, нравственный, богословский, исторический, пророческий, эсхатологический, духовный, и т.д. Но главное - писание написано для каждого из нас и каждое его слово обращено непосредственно к читающему и сообщает ему нечто черезвычайно важное для его спасения, некий духовный смысл относящийся к тому что происходит, происходило или произойдет в душе человека, к той духовной жизни и духовной брани которая ежеминутно идет в душе каждого из нас. Откровение - самая загадочная книга Писания. Обычно его пытаются толковать с точки зрения истории мира, и действительно в нем описана вся прошлая и будущая мировая история. Но не менее важным является духовный смысл Откровения - история того что происходит в каждой человеческой душе. Но такой духовный смысл обычно не лежит на поверхности, его надо раскрыть. Вершиной духовного толкования Священного писания является книга преп, Максима Исповедника "Вопросоответы к Фалласию" - вот истинная школа духовного толкования Писания. Другой пример - Григорий (Лебедев), еп. Шлиссельбургский "Толкование на Евангелие от Марка" (обе книги есть в библиотеке исихазма). Но эти книги не дают систематического толкования, а лишь показывают ключ к толкованию - как можно применять каждую фразу Писания к внутренней духовной жизни. Святоотеческая литература содержит бесчисленные примеры духовного толкования Писаний. Было бы интересно их собрать и систематизировать.

Псалмы представляют нам потрясающую картину духовного внутреннего мира человека где "враги" ("язычники", "гордые"), под которыми подразумеваются "злые помыслы исходящие из сердца", борются против "царя" - духа человеческого, и "царь", познавая свою немощь  в борьбе с этими врагами и видя что среди "людей" наседяющих сердце "нет праведного, нет ни одного", приходит в глубочайшее смирение и сокрушение, осознаёт что без помощи Господа он не может победить врагов и сделать что-либо доброе, и постоянно призывает Господа прийти на помощь и свершить дело спасения в его душе. И видя как Господь благодатию Своей сокрушает врагов, "научает руки брани" и выводит человека на "пажити", "к источникам вод", непрерывно прославляет Спасителя Господа. Псалмы - это глубочайшая школа внутреннего делания преподанная нам Самим Духом Святым почти за две тысячи лет до появления христианского исихазма, но Дух Святой и тысячи лет назад и сегодня один и тот же.

Давайте в этой теме поразмышляем над Священным Писанием, поделимся друг с другом духовным смыслом который каждый из нас открывает для себя в Евангелии или находит в святоотеческой литературе.

69
Для нас новоначальных очень помогают внешние средства для напоминания и побуждения к внутренней молитве, особенно в миру где столько отвлекающей суеты вокруг и мы часто забываем о молитве. Традиционно люди использовали четки, но чем заменить четки для живущих в миру в наше время? Не будешь же в офисе сидеть или по улице ходить с четками. Можно однако с современным миром технического прогресса сражаться его же оружием - использовать "электронные четки". Я нашел специальные наручные часы для больных с потерей памяти, у них есть таймер и вибратор и их можно настроить так чтобы через каждые Х минут они издавали короткую вибрацию незаметную для окружающих. Такие часы здорово помогают постоянно помнить о молитве, особенно на работе, и в отличие от четок, не занимают рук и не заметны для людей. Не знаю можно ли такие часы найти в России, я заказывал в Америке, правда довольно дорого. Мои часы называются VibraLite 3, стоят 70 долл. Если поискать, наверно можно найти что-то подобное, если и не в России то где-нибудь в Европе.

70
Здесь можно помещать ваши пожелания о пополнении библиотеки - какие книги вы бы хотели добавить в библиотеку. Укажите ссылки на инет если можете.

Страницы: 1 ... 3 4 [5]