Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Темы - Ученик

Страницы: [1]
1
Аскетическая практика / Отверзи моя уста
« : 28 Октябрь 2010, 15:05:32 »
Цитировать
…отве́рзи моя́ уста́ поуча́тися словесе́м Твои́м, и разуме́ти за́поведи Твоя́, и твори́ти во́лю Твою́, и пе́ти Тя во испове́дании серде́чнем, и воспева́ти всесвято́е и́мя Твое́, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
     Братья и сестры, хочу поделиться тем, что сегодня открылось утром. До сих пор я не задумывался о «моих устах». Но тут открылось, что речь идет об устах сердца, когда молитва откликается в сердце и открываются уста, которыми говорит Господь, научая заповедям и воле Своей. И это происходит не только во время молитвы, но и во время чтения с.о. или другого богомыслия, когда сердце начинает говорить и понимаешь, что это не принятый умом помысел, но изначально исходит из сердца.
     В этом нет ничего особенного. Вроде можно и умом понять тоже самое, если задуматься  о том, почему моими устами Господь поучает Его словам и как это может происходить. Но в том-то и дело, что не с рассуждением над словами молитвы пришло, но как ответ на вопрос. Я спросил – «Господи, была ли в том воля Твоя?» и в ответ прозвучало «Отверзи моя уста творити волю Твою». Тогда вспомнилась эта утренняя молитва и пришел ответ. И подумалось - Боже, что же будет, когда откроется сердечная самодвижная молитва?!

2
Келейные беседы / Венчанный брак
« : 22 Октябрь 2010, 20:44:02 »
Братья и сестры, поделитесь вашим опытом венчанного брака.
Я венчался после долгих лет супружеской жизни. Только после венчания и 6 лет церковной жизни я начал понимать разницу. Понимание в смысле ведения, которое дается уже не отдельно жене и отдельно мужу. но венчаной семье, как единому духу. Это ведение при всех нападках лукавого помогает прозревать духу семьи и получать новые ведения. Это ведение на дается отдельно мужу и отдельно жене. Для этого, как во всяком духовном знании, надо пройти еще совместный путь испытаний. Я не хочу сказать, что у меня все гладко. Наооборот, после венчания жизнь в семье стала невыносимой. Мы ругались и обижались, не узнавая друг-друга. Только после того, как мы взвыли "Господи, зачем ты венчал нас?" и обратились к Господу с воплем о помощи, закончился период умаления страстей и начались более сложные внутренние испытания. Все это знакомо и неженатым.
Мне кажется, что если нет опыта венчанного брака, то рассуждать об очищении в браке можно только умом, хоть и очищенным, но индивидуальным. Возможно, индивидульный ум и может понять семью, но в конце стяжания добродетелей.
Венчанный брак - это не просто средство смирения индивидумов, но школа единения в Любви, которую еще не знаем, но к которой ведет Господь под венцами брака. Венцы - это крещение в жизнь и милость Господа, также как постриг монаха. Венцы не гарантия спасения, также как постриг монаха. Венцы - это обет Господу, открывающий путь ко спасению в браке.

3
Цитировать
Чем может помочь руководитель?
Самому, изнутри, определить темп (скорость) молитвенного пути невозможно. Невозможно определить самому, сколько раз надлежит повторить молитву Иисусову - надо ли увеличить время молитвы или остаться при прежнем.
Самому невозможно определить и качество молитвенных состояний.
Вот почему Григорий Синаит предостерегает "самочинников" от созерцательной молитвы. Ибо если он захочет "приобрести ее, то одно из двух должен претерпеть: если понуждается, то прельщается и пребывает не исцелен, если же не старается - то остается без успеха на всю свою жизнь".
Надо отдать себя руководителю. Даже неопытный руководитель лучше, чем без руководителя вовсе.
Если не умудрит Господь руководителя-духовника и он не сможет верно указать самое полезное для молящегося, он сделает великое благо уже тем, что "личную волю" молящегося, через которую действует дьявол, обезопасит, взяв в свои руки.
Валентин Свенцицкий

Просьба в этой теме поделиться ошибками из собственного опыта, чтобы ученикам не повторять их.
Одно из двух или есть третий путь?

4
Возьмите врата князи ваша

Сегодня проснулся с этими стихами псалма (хотя псалтирь не читаю).
В уме вращалось – «Возьмите врата князи ваша и внидет Царь Славы».
А на вопрос «Кто есть Царь Славы?» -  в уме слышал ответ:
Князь – ум твой.
Возьмите врата – держи внимание в и.м.
Врата ваша – внимание ваше и сердце ваше.
Возьмите – украсьте врата перед приходом Царя, подготовьтесь достойно.

А вчера размышлял о совете духовника, когда пришел к нему за советом о и.м.
Духовник смиренно сказал, что не может давать мне совета по неопытности, но выслушал что я хотел спросить и скромно добавил, что читал, что нужно считать себя недостойным творить и.м. Это был очень точный совет, указующий на мою небрежность. Я почувствовал, что к и.м надо готовиться как к причастию. Дальше я услышал от него «Чашу спасения приими и имя Господне призови».
 
Да, после причастия хочется призывать имя Господне.
Но сегодня мне пришел еще один смысл «чаши»:
Чаша спасения – достойная подготовка к и.м. как за весь период моей жизни, до начала делания, так и непосредственно перед и.м.

Как достойно подготовиться к и.м.? Это вопрос к вам братья и сестры, имеющим опыт.
Здесь можно слышать советы – главное творить всегда и везде. Но о подготовке к приходу Царя Славы мало говориться. На причастие мы принимаем тело и кровь Христа. А во время и.м. призываем Его через имя.
Один из вас высказал интересную мысль - "Поскольку Он есть Логос, то Имя Его и есть Его плоть". Получается, что призывая Его имя мы сочетаемся с Его плотью так же, как во время причастия.

Не случайно, видимо, духовник спросил меня - "Читаю ли я Евангелие каждый день?" Я ответил, что к стыду своему не читаю, но оправдывался, что читал не раз и много толкований, и что изучаю Евангелие через с.о., которых читаю каждый день. И услышал я ответ не от духовника, а в уме –
«Вот видишь, Словом пренебрегаешь, а дерзаешь приступать к и.м.
Слово в Евангелии тоже, что имя в и.м.
Важно не понять Евангелие, но сопричаститься Слову, освятиться Словом


Я новичок, молитву делаю только второй месяц. Лишь недавно перешел от устной к умной и.м.. Сегодня с утра я решил подготовить врата. После утреннего правила, прочитал главу от Матфея и только после этого приступил к и.м.  В конце сотни, вдруг, воспламенилось сердце и языки пламени полетели вверх. Такое было ощущение, не воображение. Молитва стала невесомой и творилась без моего участия. Жалко, что пришлось начать собираться на работу и оторваться. Будет ли еще такое? А как у вас?

5
В библиотеке Александра есть книга прот. Валентина Свенцицкого "ТАЙНОЕ ПОУЧЕНИЕ О НАШЕМ СПАСЕНИИ"
(о молитве Иисусовой). Хотелось бы, чтобы опытные делатели дали свою оценку этой книге или, если нет времени, то хотя бы приведенным ниже цитатам из книги.
Валентин Свенцицкий дает практические рекомендации с чего начать мирянину в деле поучения и.м.
В отличии от других книг, предназначенных для монахов или имеющих руководителя, эта книга подробно описывает самые первые шаги подготовки к  и.м., поэтапное ее наращивание, предостерегает о типичных ошибках мирян.
Вот некоторые цитаты из книги:
Цитировать
Не все могут оставить мир. Но все могут и в миру подвизаться молитвой Иисусовой. И в миру можно жить, как в пустыне. Как говорит св. Иоанн Златоуст:
"Мы должны душу свою ввести в самую необитаемую пустыню. И в этой пустыне молитва Иисусова создаст для молящегося как бы тайный духовный монастырь".
- Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.
Это камень, из которого созидаются стены сего тайного монастыря.
Один камень за другим кладет человек, произнося слова этой молитвы, и день за днем, год за годом вокруг души вырастают невидимые стены, отделяющие его от мирской жизни.
Он теряет вкус и интерес к мирским развлечениям, к шумным забавам, его тяготит общество пустых людей, их постоянный смех, шутки, злословие. Ему не нужны светские книги. Ему не нужно искать, чем бы внешним заполнить жизнь, спасаясь от тоски и скуки. Жизнь его полна внутреннего значения и неисчерпаемого духовного содержания. Он тайный монах тайного монастыря, еще не принявший пострига, живущий для всех окружающих в миру, но для себя ушедший в монастырь умной молитвы.

Цитировать
Желанию встать на путь духовной жизни и молитвы  обычно предшествует чтение житий святых и творений святых отцов  ("Добротолюбие"). Это чтение воспламеняет ревность, дает назидания и указует на то, к чему должны стремиться мы, грешные. Но великая польза от этого чтения может быть обращена врагом и во вред нам.
Как это не похоже на то, что он читал, на то, что в чтении переживал так ясно, как будто бы сам участвовал в подвигах.
Мысли:
"Я не созрел еще для духовной жизни. Буду пока продолжать чтение. А там, когда немного вырасту духовно, начну.
Успокоенный такою отсрочкою, начинает чтение уже без всяких попыток самому, на деле, идти тем же путем.
При такой оторванности от жизни чтение подвижнических книг скоро создает самообман, что "духовное возрастание" началось.
Все читаемое так захватывает душу, кажется таким близким, точно сам читающий участвует в нем. Душою он вместе. Это он, читающий, простаивает часами на ночной молитве. Это он, читающий, отказался от своей суетной жизни и ушел в непроходимый лес. Это он питается одними кореньями и сухой травой. Это он освободился от мучительных страстей, отдал себя на служение Богу и достиг высоты духовных созерцаний. Духовная жизнь незаметно подменяется воображением.

Цитировать
Молитвенная дисциплина должна войти в плоть и в кровь, весь душевный строй должен перевоспитаться по ней, только тогда возможно творить умную молитву всегда: за работой, на улице, общаясь с людьми, принимая гостей и тд. Иначе от видимого усердия подвизающийся на самом деле потерпит только ущерб. Все опасности, от которых столь трудно уберечься и о которых всегда надо помнить молящемуся, при попытке молиться в повседневной жизни усиливаются до чрезвычайности.
Особенно же усиливается влияние на молитву страстей. Соблазны мира при неосторожных попытках страстного и неопытного молиться днем умной молитвой получают особую власть над душой.
Такая молитва подобна тому, как если бы кто распахнул окно, чтобы подышать свежим воздухом, и не защитил бы тела своего теплой одеждой. Вместо пользы получил бы вред.

Цитировать
Без движения духовной жизни не бывает. Состояние покоя, "неподвижности" - лишь кажущееся состояние.  Человек, не идущий вперед, двигается назад. На месте в духовной жизни не стоят.

Цитировать
Послушание необходимо должно сопрягаться с молитвы деланием.  И решение отречься от своей воли должно предшествовать умной молитве. Еcли человек живет в миру, а не в монастыре, он должен все же иметь старца или духовника, которому надлежит оказывать безусловное послушание, дабы отречься от своей воли.

Цитировать
Чем может помочь руководитель?
Самому, изнутри, определить темп (скорость) молитвенного пути невозможно.
 Невозможно определить самому, сколько раз надлежит повторить молитву Иисусову - надо ли увеличить время молитвы или остаться при прежнем.
Самому невозможно определить и качество молитвенных состояний.
Вот почему Григорий Синаит предостерегает "самочинников" от созерцательной молитвы. Ибо если он захочет "приобрести ее, то одно из двух должен претерпеть: если понуждается, то прельщается и пребывает не исцелен, если же не старается - то остается без успеха на всю свою жизнь".
Надо отдать себя руководителю. Даже неопытный руководитель лучше, чем без руководителя вовсе.
Если не умудрит Господь руководителя-духовника и он не сможет верно указать самое полезное для молящегося, он сделает великое благо уже тем, что "личную волю" молящегося, через которую действует дьявол, обезопасит, взяв в свои руки.

Цитировать
С самого начала надо приучить себя считать молитвы,  для этого всего лучше иметь четки. Враг будет оказывать противодействие и склонять к молитве без счета. Мысли: "Счет вносит в молитву что-то механическое, он только "мешает. Без него свободней". Не надо слушать врага. В молитве всегда должна сохраняться трезвость ума. …. Трезвость ума - это как бы вожжи, которыми сдерживается и управляется душа. А тут вожжи выпадают из рук, и внутри все несется по своему произволу.
Счет вносит внешнее ограничение, помогает трезвости в молитве, приучает к дисциплине. Это хорошо, что является чувство стесненности от счета. Он умеряет "пыл", является "балластом", когда душе кажется, что она готова улететь в небо. Чувство полета в небо, особенно на первых порах, почти всегда бесовское

Цитировать
Надо относиться к мирской жизни как к послушанию.
Только это слово - послушание - может примирить житейские дела с молитвой.
В монастыре послушника после церковной службы посылают на скотный двор. И это не соблазн для него. Не гибель для души его. Потому что скотный двор и другие хозяйственные дела - не "маммона", не другой господин, которому он хочет служить единовременно со служением Господу. Скотный двор - послушание, и только.

Цитировать
Бесстрастие как постоянное состояние души - это окончание молитвенного пути. Бесстрастие как общая настроенность должно быть его началом. В мирской жизни труднее борьба со страстями,
потому что вся мирская жизнь зиждется на страстях  и все окружающее человека в ней - питает страсти.

Цитировать
Начинать надо не более чем со ста раз Почему так мало? Вот почему.
Когда юный пустынник поселяется в уединении, первое искушение, которое его посещает, заключается в том, что место, выбранное им, ему начинает казаться неудобным для подвига. Если он поддастся искушению и выберет другое место - погиб. Враг его замотает. Так и начнет водить с одного места на другое, пока не вымотает душу.
То же происходит и на молитве.
Враг втягивает молящегося в переживание новых ощущений на молитве; это то же, что новые места для подвигов. И достаточно втянуться в эту "новизну", как пропала молитва.
Долго удерживать себя на одном молитвенном чувстве трудно. Тем более что враг стережет и готов подтолкнуть на эту новизну. Поэтому для начала совершенно достаточно того времени, которое занимает произнесение молитвы сто раз, лишь бы помог Господь и в течение этого времени неослабно и неизменно сохранять в душе одно чувство и не рассеивать молитвенного внимания к словам молитвы.
Мысли:
"Я иду верным путем - ибо никогда раньше не испытывал ничего подобного".
"Надо еще увеличить правило, тогда скорее достигну настоящей молитвы".

На деле получается иначе

Цитировать
Не надо постоянно ждать результатов
Мысли:
"Я уже на молитве чувствую себя совершенно иначе, чем вначале, через два, три месяца будет еще лучше.
Является нетерпение - скорей бы. Горячо берется за начатое. А дьявол, как бы смеясь, держит ожидаемое перед самыми глазами. Молящийся ждет его наступления каждый день, не замечая, что давно уже сбился с пути и отошел от истинной цели совершенно в другую сторону.
В молящемся создается два человека: один, обольщенный, переживает подобие высоких молитвенных состояний, которые суть наваждения бесовские, другой наблюдает эти состояния и подгоняет первого. Занятый этой суетной внутренней работой, молящийся не видит, куда зашел. И вот, когда эта раздвоенность дойдет до своего предела, все мнимо достигнутые результаты разом исчезнут и останется в душе невыразимая усталость, точно после тяжелой болезни. Вернуться на истинный путь будет стоить великих трудов, ибо работа была не только безрезультатна - она оставила опустошительный след в душе, усилив ту двойственность нашу, которая стоит одним из главнейших препятствий на молитвенном пути каждого.

Цитировать
[b]Не надо молиться поздно [на первом этапе].[/b] До 12 часов ночи молитва должна быть кончена,
и молящийся должен отойти ко сну. Мы не знаем всех тайн невидимого мира. Не все нам открыто и не все ведомо. Неведомо нам и то, почему именно в эти поздние часы, после двенадцати, темные силы особенно чувствуют свое могущество и нападают на душу с особенной яростью. Но люди духовной жизни заметили это. В миру, где такой разгул бесовщины, ночные часы - излюбленные часы предающихся страстям. Люди становятся одержимыми в эти часы. Они теряют образ и подобие свое. Исчезает грань между действительностью и фантазией. Дьявол в эти часы собирает свою жатву. Ночная молитва поэтому особенно ценится и является особенно трудным подвигом. Ибо и на молитву в эти часы сильнее нападает враг, и труднее единоборство с ним. Но неопытному пагубно вступать в это единоборство.

Цитировать
Не надо пренебрегать установленной общецерковной молитвой
Мысли:
"Не все ли равно, какими словами молиться? Если я через молитву Иисусову достигаю исключительного подъема - зачем мне постоянно ходить в церковь или дома вычитывать другие положенные молитвы, которые такого действия на душу мою не оказывают?
Молитва Иисусова ни в коем случае не должна заменять собою установленных Церковью правил и служб.
Вставший на путь "замены" постепенно отходит от главного источника всех истинно молитвенных состояний - от Церкви. Соблазняемый дьяволом, который внушает, что замена молитвой Иисусовой всего остального есть замена "высшим" "низшего", молящийся, как слепой, идет в духовную пропасть. Обособленный в своей молитве от молитвы общецерковной, молящийся замыкается в кругу своих личных молитвенных переживаний, услаждаясь некоторое время ими как необычайно возвышенными, доходя во время молитвы чуть ли не до новых "откровений", или впадает в прелесть: горделиво начинает мудрствовать о себе как о человеке богоизбранном, имеющем непосредственную связь с Богом, помимо Церкви, или теряет все сразу и впадает в уныние.



Цитировать
Надо прибавлять скупо. Надо проверить себя, чтобы не прибавить слишком поспешно. Может быть, пройдут дни, может быть - месяцы, может быть - годы, пока молитвенное правило окажется слишком коротким.

Цитировать
С каждым днем все трудней уходить с молитвы, отрываться от нее. Тогда можно с Божией помощью идти дальше. Можно правило свое увеличить до трехсот. Но по-прежнему произносить молитву вслух, по-прежнему считать ее; при каждой десятой молитве - поясной поклон.

Цитировать
Какие же новые плоды дает переход к большому числу молитв?
Даст он первые начатки собственно умной молитвы. Хотя будешь творить не только умом, но и устами, переход от внешнего к внутреннему будет чувствоваться явным:
- и в силе искушений,
- и в содержании самой молитвы.

Цитировать
Когда окрепнешь и освоишься с новым, более долгим молитвенным правилом, можешь в течение дня понемногу творить молитву не только для одного воспоминания об утреннем и вечернем правиле, а как самостоятельное молитвы делание.

Цитировать
Господу только ведомо, сколько времени длится тот или другой период.
Но можно полагать, что на этом втором молитвенном правиле останется молящийся много дольше, чем на первом. Не месяцы, а годы придется ему потрудиться, прежде чем идти дальше.

Цитировать
Нужна не только усиленная молитва, но и усиленный пост. Плоды духовные от этих трудов очень обильны. Ты при дверях. Внимание, воспитанное на внешнем и постепенно обращенное внутрь сердца, начинает теперь поднимать дух до истинного созерцания. Счета не прекращай, держи по-прежнему в твердых руках свою молитву. Но произнесение молитвы вслух можешь заменить произнесением мысленным, когда такова будет потребность души, и если начнут как бы пропадать отдельные слова молитвы - этому не препятствуй.
 
Цитировать
В это время [когда молитва переходит к умной внутренней] пора приступить к ночной молитве

Цитировать
Особое место занимает молитва Иисусова во время Богослужения
Произнесение молитвы Иисусовой не только не отвлекает от Богослужения, а таинственным образом освобождает путь, прегражденный телесною нашею оболочкой для усвоения церковной молитвы сердцем и разумом. Поют песнопения. Внимай словам их. Участвуй в каждом движении совершающегося Богослужения. Но мысленно за всем этим говори: -Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. И слова эти не только не отвлекут тебя, не только не заградят путь для усвоения слов и действий Богослужения, а напротив, как бы возьмут их и подымут и силою своею вложат в самую твою душу. То, что проходило без внимания, поразит тебя своим величием. То, что слушал с любовию, вызовет священный трепет. То, что умиляло, исторгнет слезы. Молитва церковная раскроется для сердца во всем своем величии и значении, и сердце примет ее и одухотворится ею.

Цитировать
Приближается для молящегося время,  когда он может ввести постоянное произнесение молитвы Иисусовой  в свою повседневную жизнь

Цитировать
Пусть молитва твоя будет твоею сердечною тайной,  ведомой лишь тебе и Господу Богу.


6
Не противоречит ли   ИСИХАЗМ (от греч. hesychia – покой, - безмолвие, отрешенность) мирянина словам Исаак Сирина:
«И вот закон безмолвия: умолкнуть для всего. А если и в безмолвии окажешься исполненным смятения и будешь смущать тело рукоделиями, а душу заботою о ком-нибудь, то суди сам, какое проводишь тогда безмолвие, заботясь о многих, чтобы угодить тем Богу? - Ибо стыдно и сказать, что без оставления всего, без удаления себя от всякой заботы преуспеваем в безмолвном житии. Богу же нашему слава!»
Не приводят ли упражнения в безмолвии в сочетании с заботой о себе и семье к обнажению ума к самообольщению и самопричислению себя к избранным, ведь «Господь оставил Себе в мире работающих Ему и радеющих о чадах Его и избрал Себе таких, которые служили бы только пред Ним» (там же)?
Появляется ли и расширяется ли «возможность монашеского ( по сути своей) делания вне монастырской ограды (словами Александра)?

Страницы: [1]