Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Темы - Елена К.

Страницы: [1]
1
Представим себе человека, который пришел к вере,покаялся, исправил прежнюю жизнь, не творит смертных грехов, ведет, насколько это можно представить благочестивую жизнь. Можно ли сразу сказать, что он уже освятился, достиг своей цели, пришел к Богу. Нет, конечно. Обычно только после долгих лет борьбы и испытаний Бог вселяется в человека ощутительно для него. Тогда только человек вдруг ощущает в себе совершенно новую жизнь, и себя другим, в полной мере узнает,что доселе был мертв, слеп.

   Таким образом, есть два состояния человека, принципиально отличные друг от друга. Святитель Игнатий называет их плотским и духовными состояниями, или, другими словами, состояниями до и после освящения. Думаю, что такое деление должно всем понятным, известным. Сначала этап борьбы со страстями, а потом уже освящение, Боговселение,, не так ли?
Итак:

1-й этап: борьба со страстями,
2-й этап: освящение.

   Что имеет в виду святитель Игнатий, когда говорит «соединение ума с сердцем»?  - «Место духовным дарованиям сердечной молитвы – весь сосуд, как душевный, так и телесный, очищенный от страстей». Значит, словами «соединение ума с сердцем»,  святитель Игнатий как раз и называет освящение, Боговселение.
    Однако Симеон Новый Богослов и Феофан Затворник  пишут, что борьба со страстями и постепенное очищение от них начинаются тогда, когда «ум войдет в сердце», а прежде этого сама борьба со страстями невозможна. Получается противоречие – для того, чтобы получить сердечную молитву нужно уже очиститься от страстей, а очиститься от них можно только после стяжания сердечной молитвы. Чепуха какая-то! Значит, Симеон Новый Богослов и Феофан Затворник, говоря о сердечной молитве имеют в виду совсем другое нечто, нежели имел в виду преосвященный Игнатий. Итак, теперь уже получаем три этапа:

1-й этап: топтание на месте,
2-й этап: борьба со страстями осуществляется блюдением ума в сердце,
3-й этап: освящение, бесстрастие (по св.Игнатию сочетание ума с сердцем).

   Такое деление, думаю, уже не будет так понятно и очевидно, как прежнее разделение на два этапа.
   Действительно, как так: человек покаялся, решился посвятить оставшуюся часть жизнь единственно Богу и своему спасению, понял, что начало не другое какое есть, как борьба со страстями за очищение души… И  не может никак начать эту борьбу, топчется на месте…
   Что же это за второй этап, с которого и начинается движение, характеризующийся сердечной молитвой, блюдением ума в сердце, которым и осуществляется борьба со страстями, и как его достигнуть? Некоторые, может быть, понимают это слишком «технически»: будто они как-то должны сами «вводить ум в сердце».
   Но, кажется, Феофан Затворник и пр.Игнатий, объяснили это загадочное выражение.
   Вот, как пишет Затворник. Обычное наше состояние в течении дня  - думаем о том, о сем, занимаемся делами, думаем о делах, и во всей нашей будничной суматохе редко удается вспомнить о Боге, молитвенно к нему обратиться. А между тем, мы должны бы все время в течении дня и при всех делах внутренне предстоять Богу в безмолвии помыслов. Но это не получается – ум отбегает и забвение одолевает, человек ничего не может поделать с собою, как бы ни старался. Так описывает этот этап «топтания на месте» Феофан Затворник, - «ничто не спеется». В таком состоянии не может осуществляться и борьба со страстями, потому что при рассеянности  ума мы почти не замечаем страстных движений, а значит и не сопротивляемся им. (я говорю о тонких движениях, а грубые к тому времени должны быть уже пресечены.) Но, говорит Затворник, случается и такое, что ни с того ни с сего находит молитвенное молчание на ум само собою, и человек делает те же дела, но уже в молитвенном предстоянии Богу, ум перестает отбегать. Пр. Игнатий называет это благодатным вниманием.
   Может не все, но многие, наверное, испытывали такое на себе. Я, например, хорошо понимаю это. Но потом, через более или менее продолжительное время это молитвенное бдение почему-то прекращается, начинают одолевать всякие помыслы, и никак не управишься с собою.
   Вот такое находящее молитвенное предстояние Богу и характеризует 2-й этап, как я понимаю. Только необходимо, чтобы оно сделалось как можно более непрерывным и всегдашним.
   Только, вот, беда, - это доброе молитвенное состояние находит редко и оно совсем не зависит от произвола. Что делать? Ведь нужно сделать его постоянным! К этому обязывает нас заповедь: «бдите и молитесь на всякое время».
   Но что же делать, если такое состояние находит редко и не зависит от произвола? Что сделать, чтобы  оно сделалось более менее постоянным? Отчего оно уходит от нас?
   Разрешением как раз этих вопросов занята большая часть деятельных аскетических писаний отцов.
   Основополагающим принципом успеха считается смирение, самоотвержение, отсутствие всякой самонадеянности. А дальше практический путь здесь расходится на две разные тропиночки (приводящие к одной цели). Одна из них для монахов, имеющих опытного руководителя, другая –для всех остальных.
   Была такая традиция, когда для того, чтобы ум не «отбегал» от молитвы, его искусственными приемами «сводили» в сердце. Здесь главное – полное отречение от своей воли у ученика и опытность руководителя. Пишет Никифор монах: Это великое из великих делание все почти перенимают от других чрез научение. Очень редкие ненаученно получают его прямо от Бога, теплоты ради веры их».
   Поскольку ни у кого из нас нет такого руководителя, да мы и не монахи (в большинстве), то не вижу смысла дальше писать об этой «тропиночке». Если кто-то, несмотря на предостережения отцов, пытается идти по этому несвойственному нашему положению пути, я не осуждаю его. Если есть у этого человека живая вера, то Бог Сам будет его руководить, выведет из всех дебрей прелести и приведет в пристань спасения. Но, все-таки, отцы очень не рекомендуют это. (некоторые, например, Паисий Величковский , Григорий Синаит – категорически запрещают.)
   Но какова же «тропиночка», представленная именно нам?
   А вот какова – просить Бога, надеяться на Него. Нет для нас никаких приемов, или методов, которыми мы могли бы достичь желаемого. Напротив, условием успеха является уничтожение упования на все эти приемы, на все собственные усилия. Одна остается нам надежда! – На Бога! Просить, умолять, а самим искать, толкать, делать все от нас зависящее.
   Ну,пусть это и так, но от чего же, все-таки, получается,что человек хочет начать путь к Богу, но не может сдвинуться с места? Неужели в Евангелии нигде не говорится об этом?
   Говорится: «Если хочешь быть совершен, продай свое имение и следуй за мною». И еще: «Если, кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев, и сестер, а притом и самой жизни своей, то не может быть Моим учеником».
   Так может, от того происходит это топтание на месте, что не хватает самоотвержения?… Ну пусть нам кажется, что мы от всего отреклись (хотя бы внутренне), и готовы с Ним хоть на смерть идти, но, может быть, такое самоотвержение еще не полное, мы многое оставили себе, например: возможность почитать (духовное), поразмышлять в тишине, может быть просто посидеть, посмотреть на звездное небо… Без всего такого человек не может жить? Но, все-таки, полное отсечение своей воли  у монахов – это совсем другой уровень самоотвержения, чем у нас, в миру. И, наверное, понять это можно только опытом.
   Вот такие мои гипотезы. А вы что скажете?

2
С великим изумлением и радостию обнаруживаю здесь, на форуме, что, оказывается, есть люди ,говорящие на подобные темы: а в жизни своей я таких никогда не встречала - и доселе друзья мои единомышленные одни лишь книги святых отцов!
Спаси, Господи, Александра, поддерживающего (и создавшего?)  этот уникальный форум! Больше нигде в интернете я ничего подобного не нашла. (Если есть, сообщите, пожалуйста). Неужели в самом деле интернет и этот форум  могут дать возможность таким одиночкам ,как я, выйти из своей горестной изоляции?

Однако я уже приметила, что святых отцов я понимаю иначе, чем вы. И я теперь хочу, обосновав свое мнение, представить вам его на суд. А точнее - я только хочу представить вашему вниманию слова самих отцов, которыми они (отцы) сами объяснят, как их надо  правильно понимать тому, кто не поленится внимательно вдуматься.

С чего вы решили, что разные отцы одним и тем же словом обозначают непременно одно и то же? Например, почему считаете, что под словами " ум в сердце" Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов и другие разумеют одно и то же? А я вам докажу, что это не так, опираясь исключительно на слова тех же отцов, путем сопоставления их. А вы в свою очередь можете так же обосновать свое мнение, как обосновываю его я?
Спр`осите - а зачем же им было создавать такую путаницу? - а они не видели этой путаницы: понимая суть того, о чем говорится - мало обращали внимания на термины, свободно с ними обращались.

Действительно, каждый отец одним и тем же словом может называть самые разные вещи: разница в терминологии столь велика, что для того, чтобы понять кто под чем что разумеет, нам  нужно провести целое расследование. (может быть так, как расшифровывали древние египетские иероглифы...)  :-)

Сначала обратимся к слову Симеона Нового Богослова о трех образах молитвы, которое толковали Василий Поляномерульский, Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник. Сличив эти толкования между собою, можно будет установить соответствие между терминологией всех этих писателей.
Симеон Новый Богослов пишет: "Есть три образа внимания и молитвы, коими душа возвышается и преуспевает, или низвергается и гибнет."  Слегка коснувшись первого и второго образов молитвы для того, чтобы яснее была дальнейшая речь, сосредоточим все внимание на третьем.

1-й образ молитвы

"Отличительные свойства первого образа таковы: когда кто,стоя на молитве, воображает блага небесные, чины ангелов и обители святых... Такой человек, если убезмолвится крайним безмолвием, то ему едва ли можно не исступить из ума. Но если и случится, что не исступит он из ума, все же невозможно ему будет стяжать добродетели или бесстрастие, жизнь свою он проведет, не преуспевши (в духовной жизни)."
Феофан Затворник так выражается об этом уклонении: "иные застревают на воображении".
Игнатий Брянчанинов так: "молящийся сочиняет силою воображения своего мечты или картины,  заимствуя их по-видимому из священного писания, в сущности же из своего собственного состояния, - этими картинами льстит своему самомнению, обманывает себя."

2-й образ молитвы   

Симеон Новый Богослов: "второй образ есть такой, - когда кто сводит ум свой внутрь себя, отвлекая его от всего чувственного, хранит чувства свои, собирает все помыслы свои, чтоб не скитались по суетным вещам мира сего, возвращает назад помыслы свои, если они унеслись к чему суетному и худому, то с большим трудом и самопонуждением напрягается придти в себя самого, если был возобладан и побежден какою либо страстию. Отличительная черта сего дела та, что оно происходит в голове: мысли с мыслями борются. Такой человек подобен ведущему брань ночью в темноте, который слышит голоса врагов своих и принимает удары от них, но не
может ясно видеть,  кто они такие, откуда пришли, как и для чего бьют его. Потому что сам он пребывает в голове, а помышления злые исходят из сердца. Он и не видит их, так как не внимает сердцу. Тщетно подъемлет он труд, несчастный, и даже совсем теряет мзду свою, если при этом, и сам не замечая того,  возобладан бывает тщеславием."
(пояснение: в этих статьях говорится преимущественно о молитвенном бодрствовании над собою в течении всего дня, - при всех занятиях и делах)
Это уклонение Феофан Затворник обозначает так: "другие останавливаются на умоголовном делании." Вот, что он о нем пишет: "ничто не спеется. Все будто валится из рук", "мыслей не удержишь, как подвижного воздуха, дурных чувств и движений не можешь пропустить, и к памятованию о Боге не поднимается ум, как намокшая и подмерзшая птица. Что же делать? Говорят: терпи и трудись. Идет терпение и труд, - а внутри все одно и то же", "труд горек и малоплоден, если не совсем бесплоден".
Вот что пишет о таком роде молитвы Игнатий Брянчанинов в "Аскетической проповеди"(том 4), в "Поучении в 31-ю неделю": "Молитва слепца - дебела, вещественна, перемешана с помыслами и мечтаниями плотскими и греховными, осквернена ими,не может подняться от земли, пресмыкается по земле, - низвергается на землю, лишь сделает усилие подняться от земли. Нет еще истинного духовного преуспеяния, нет духовного движения в том, кто занимается изучением слова Божия по букве и телесною молитвою. Он продолжает оставаться под влиянием греховных помыслов и ощущений, под влиянием плотского мудрования; шествие на небо для него невозможно, неестественно.
А вот, что об этом втором образе моления пишет Василий Поляномерульский: "Многие, держась по внешнему обычаю, одного псалмопения, тропарей и канонов, препочивают в этом одном внешнем молении. Если же и дозволено нам петь голосом, то ради лености и неведения нашего - с тем, чтобы мы возводились к истинному молению. Какой же бывает плод такого внешнего моления, показал Симеон Новий Богослов во втором образе внимания. (В святоотеческих писаниях пение и псалмопение не означает пения в том смысле, как понимаем мы его - это всего лишь протяжное чтение - так поясняет где-то Игнатий Брянчанинов).
Таким образом, второй образ молитвы Василий Поляномерульский называет пением, внешним молением.

3-й образ молитвы
   Симеон Новый Богослов о третьем образе внимания:
"Третий образ воистину дивен есть и неудобоизъясним, и для тех, которые не знают его опытно, не только  неудобонятен, но кажется даже невероятным; и они не верят, чтоб подобная вещь бывала на деле. И в самом  деле, в наши времена сей образ внимания и молитвы встречается не у множайших, а, у весьма немногих, и,  как мне думается, благо сие убегло от нас вместе с послушанием.
Ибо кто посвятил себя Богу и всю печаль свою возвергнет на Него и на духовнаго отца своего,  так что по истинному послушанию перестанет уже жить своею собственною жизнию и творить свою волю, но умрет для всякого пристрастия мирского и для тела своего, - такой какою привременною вещью может быть побежден и порабощен? Таково начало истинной жизни (духовной)! И которые не полагают такого начала, всуе трудятся, сами не зная того.
Третий образ внимания и молитвы есть следующий: ум (был в сердце - отличительная черта сего третьего образа молитвы) да хранит сердце в то время, когда молится, и внутрь его да вращается неотходно, и оттуда, из глубины сердца, да возсылает молитвы к Богу."

Феофан Затворник пишет: "истинный шаг делают те, которые проходят до сердца и укрываются в нем." А вот примечание Феофана Затворника в книге Симеона Нового Богослова, когда последний говорит о третьем образе молитвы: "При сем святой Симеон указывает некие внешние приемы, кои иных соблазняют и отбивают от дела, а у других покривляют само делание (по недостатку руководителей). Однако сии приемы суть внешнее приспособление, ничего существенно не дающее. Существо дела - приобресть навык стоять умом в сердце. Надо ум из головы свесть в сердце и там его усадить, или, как некто из старцев сказал, сочетать ум с сердцем. Удобнее сего достигнуть хождением пред Богом и молитвенным трудом. Но помнить надо, что наш только труд, а само дело, т.е. сочетание ума с сердцем, есть дар благодати, подаемый, когда и как хощет Господь."
Итак, замечаем, что Феофан Затворник этот третий образ называет молитвой из сердца, сердечной, умносердечной, причем терминологию свою он позаимствовал у преподобного Симеона.

А что скажет Игнатий Брянчанинов, читая слова "ум был в сердце", и "внутрь его да вращается неотходно"? - а вот, что: святой Симеон Новый Богослов, рассуждая о третьем образе молитвы, говорит, что "внимательною молитвою занимаются очень немногие".(том1,"о молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником", отдел 2)
Видите, что говорит Игнатий Брянчанинов:" Ум в сердце" - это "внимательная молитва"!
Но ведь он в другом месте той же статьи пишет о том,что "внимательная молитва при сочувствии сердца" и "умносердечная молитва" - совершенно разные вещи: "поймите, поймите, что между "сочувствием сердца уму" и "соединением ума с сердцем" или "схождением ума в сердце" - величайшее различие!" .
Отсюда неизбежно следует вывод, что между словами Симеона Нового Богослова и Феофана Затворника - "ум в сердце" и своими выражениями "схождение ума в сердце" Игнатий Брянчанинов видит величайшее различие...
В дальнейшем слова отцов еще дважды объяснят нам, что выражения "умносердечная молитва" у Феофана Затворника и "умносердечная молитва" у Игнатия Брянчанинова означают совершенно разные вещи.

Теперь выясним, какими выражениями пользуется Василий Поляномерульский, когда говорит об этом третьем образе молитвы. Вот, что пишет он по поводу этого третьего образа молитвы: "нужда бежать уму от чувств в час молитвы внутрь к сердцу и стоять там глухим и немым от всех помыслов", "У нас речь об умной молитве, которая старанием и сердечною правотой обычно привлекает благодать Святого Духа. Потому что всякий  новоначальный и страстный может сию молитву (третий образ) разумно, в блюдении сердца действовать, пения же (второй образ) никак, пока не предочистится умной (третий образ) молитвой.
Также и святой Симеон Солунский заповедует всем монахам и всем мирским во всякое время и час произносить и дышать сию молитву. Первая степень состоит в том, чтоб умалять страсти умным трезвением и сердечным блюдением; то есть умною молитвою, подобающею деятельным".
Таким образом Василий Поляномерульский третий образ называет "умной молитвой", или "делательной умной молитвой".

Дальнейшую часть текста до таблицы можно пропустить пока, и продолжить чтение с таблицы и до конца. (Помещенная ниже часть текста предназначена для тех, кто хочет вникнуть и не торопясь во всем разобраться.)

Теперь выписываю дальше из Симеона Нового Богослова:
"вопрос:
Но почему же первый и второй образы внимания не могут доставить преуспеяния?
ответ:
Потому что мы не так употребляем их, как следует. Святой Иоанн Лествичник, уподобляя сии образы, как бы лествице о четырех степенях, говорит: иные укрощают страсти и смиряются, иные поют, иные восходят в созерцание. Которые берутся восходить, не начинают с верхних, а от нижних идут к верхним. И вот каким образом может, кто желает, подняться от земли и взойти на небо: во-первых, нужно подвизаться умом и укротить страсти, во-вторых, упражняться в псалмопениии, то есть молиться устами, в третьих, молиться умно, - и в четвертых, восходить в созерцание.
Итак,начало не другое какое есть, как умаление и укрощение страстей,а они не другим каким способом умаляются в душе, как хранением сердца и вниманием."

Пояснение к этому месту из той же статьи "о молитве Иисусовой"(в 1-м томе) Игнатия Брянчанинова: "Симеон Новый Богослов, рассуждая о случающейся безуспешности молитвенного подвига и о плевелах прелести, возникающих из него, приписывает причину безуспешности и прелести несохранению правильности и постепенности в подвиге. Под умною молитвою (третья ступень по Лествичнику [а не третий образ по Симеону Новому Богослову]) разумеется молитва, совершаемая умом в сердце: молитву внимательную новоначальных, при сочувствии сердца отцы редко удостаивают наименования умной, причисляя ее более к устной. Далее Богослов говорит, что подвизающиеся о умалении страстей должны приобучаться к хранению сердца и к внимательной молитве Иисусовой, соответствующей их устроению."
Итак, опять подтверждается, что третий образ молитвы Симеона Нового Богослова Игнатий Брянчанинов
именует молитвой внимательной новоначальных при сочуствии сердца, а молитвой "ума в сердце", "умной молитвой" (третья ступень Лествичника) обозначает нечто совсем иное.

Теперь можно подвести итоги:
1-й образ - это молитва с воображением как по Феофану Затворнику, так и по Игнатию Брянчанинову.
2-й образ - по Феофану Затворнику это умноголовная молитва,
по Игнатию Брянчанинову - телесная,
по Василию Поляномерульскому - псалмопение, молитвословие, пение, внешнее моление.

3-й образ - по Феофану Затворнику - умносердечная молитва,
по Игнатию Брянчанинову - внимательная молитва при сочувствии сердца,
по Василию Поляномерульскому - делательная умная (или просто умная) молитва
по Лествичнику - укрощают страсти и смиряются.

Хорошо, но что же Игнатий Брянчанинов имеет в виду, когда говорит о "соединении ума с сердцем" ,о "молитве умной", "сердечной", и "умносердечной"?
Для того, чтобы в этом разобраться, выписываю сначала цитату из Василия Поляномерульского:
"Дерзкий и самонадеянный, порываясь к тому, что выше его достоинства и устроения, в гордости стремится достигнуть преждевременно зрительной молитвы. И что нам стремиться к высокому преуспеянию в умной и священной молитве, которого по слову святого Исаака сподебляется один из тьмы?! Довольно, довольно для нас, страстных и немощных, хотя след умного безмолвия познать, то есть делательную умную молитву, при которой прилоги вражии и злые помыслы прогонимы бывают от сердца и которая есть подлинное дело новоначальных и страстных монахов, каковым они востекают, аще Бог  восхощет в зрительную и духовную молитву."
А вот какое примечание к этим словам делает Игнатий Брянчанинов (в статье "О молитве Иисусовой"): "Здесь схимонах Василий объясняет различие между молитвою, совершаемою умом при сочувствии сердца и приличествующей всем благочестивым инокам и христианам, от молитвы благодатной, совершаемой умом в сердце или из сердца, и составляющей достояние иноков преуспевших."
Таким образом, сам Игнатий Брянчанинов поясняет, что "зрительная молитва", о которой говорит Василий соответствует в его (Игнатия Брянчанинова) терминологии молитве благодатной, совершаемой "умом в сердце", или "из сердца". А "делательная умная молитва" у Игнатия Брянчанинова называется "молитвою, совершаемою
умом при сочуствии сердца".
Симеон Новый Богослов сопоставил третьей ступени  Иоанна Лествичника, на которой "упражняются в умной молитве" слова "молится умно". Вот и Игнатий Брянчанинов говорит, что молитву внимательную новоначальных отцы редко "удостоивают наименования умной". Но ведь третий образ внимания и молитвы соответствует 1-й ступени
Лествичника! Значит выражение "умная молитва" выходит за рамки третьего образа.
Итак, то, что Симеон Новый Богослов называет "умной молитвой", Василий Поляномерульский именует
"зрительной", а Игнатий Брянчанинов - "молитвой благодатной, совершаемой умом в сердце", или "из сердца".
Вот какая путаница, как в ней не запутаться! Каждый одним и тем же словом обозначает разные вещи, притом взаимоисключающие друг друга!
Часто приходится слышать, что Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов противоречат друг другу. Конечно! -  Феофан Затворник призывает всех стремиться к достижению умносердечной молитвы, а Игнатий Брянчанинов запрещает такое стремление - получается, что они противоречат! А они, между тем, под одним словом разумеют совершенно разные вещи!
   

   При таком понимании терминологии отцов пред мысленным взором предстает цельная картина духовного возрастания, состоящего из трех основных этапов (здесь о тех, которые предполагаются актуальными для нас теперь),- в писаниях отцов начинают прослеживаются явные параллели. Отцы перестают противоречить - они дополняют и поясняют друг друга

    первый этап второй этап третий этап
         
         
Симеон 1-й образ 2-образ 3-й образ умная молитва
Новый        
Богослов   тщетно начало жизни  
    подъемлет (духовной)   
    он труд,всуе    
    трудится    
         
Феофан молитва с умоголовная               умносердечная молитва
Затворник  воображе-  молитва,    
  нием ничто не спеется часть умносердеч-    духовная,чистая,духовное состояние,
    ной молитвы  непарительная,
      самодельная, осенение осязательной
      трудовая, благодатью,раскрытие
       ум в сердце Царства Божия
              
Игнатий молитва с телесная внимательная  умносердечная молит-
Брянча- воображе- молитва, молитва, ва,воскресение души,
нинов нием внимание благодатное воссоздание,сочетание
    рассеивается, внимание, ума с сердцем,
    нет еще состояние   духовное состояние,
      истинного  борьбы состояние
    духовного   внутренней свободы 
    преуспеяния      
              
Василий   псалмопение, делательная  зрительная
Поляноме-    или просто умная  молитва
рульский   пение  молитва
    внешнее моление

Продолжение см. ниже.

Страницы: [1]