Из статьи в Википедии:
Эгре́гор (др.-греч. ἐγρήγοροι, «стражи») — в оккультных и новых (нетрадиционных) религиозных движениях — душа вещи, «ментальный конденсат», порождаемый мыслями и эмоциями людей и обретающий самостоятельное бытие.
Давно уже меня мучили мысли о том, что всегда рядом с нами есть искушение подмены Богообщения поклонением эгрегору, этому своего рода коллективно созданному богу. Особенно, когда этот эгрегор имеет православный вид. Ведь если обратить внимание, то современные явления поклонения младостарцам, канавкам, котелкам и т.д., всё это последствия того, что человек совершенно заменил общение с реальным Богом, на общеиие с эгрегором. Ведь эгрегор тоже может выдавать некие чудесные явления, которые могут быть приписаны благодати Божией. "Сила эгрегора определяется не только тем, насколько отдельный индивид или масса убеждены в том, что информация, заложенная в эгрегор, истинна, но и тем, сколько именно людей считает так."
Но если подобные псевдоправославные злоупотребления очень наглядны и вызывают благородное негодование или тщеславное индульгирование у "нормальных" христиан, то более тонкие явления невидимы и для них. Что если представить, что исихастская "безобразная" (естественно как думает о ней наш падший разум) молитва есть точно такая же подмена общения с Богом? Здесь опять-таки мы можно благородно откреститься от "неумеренного увлечения техникой", но боюсь, что и это не спасёт нас от постоянного искушения наши представления о Боге принять за самого Бога.
Я очень хотел бы, чтобы все форумчане высказали своё мнение по этому поводу, а пока сам выражу своё резюме. Итак, на мой взгляд, совершенно необходимое, можно сказать, ежесекундное делание человека состоит в том, чтобы постоянно стремиться прорваться сквозь тучи эгрегоров, в которых он волею или неволею живёт, к Истинному Солнцу.Это некая постоянная неупокоенность ни в чём (в правилах, молитве, уставе, богослужении, чтении и жизни вообще). Яркой иллюстрацией этого делания могут служить слова пророка Давыда "
Помяни, Господи, Давыда и всю кротость eго. Яко клятся Господеви, обещася Богу Ияковлю. Аще вселюся в селение дому моего, ли взыду на одр постели моея. Аще дам сон очима моима и векома моима дремание, и покой скраниам моим. Дондеже обрящу место Господеви, селение Богу Ияковлю.". Одним словом, страшно заснуть в "духовном" сне, покуда не обретено "место Господеви".