Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Темы - Alex-naon

Страницы: [1]
1
Аскетическая практика / Болезнь
« : 22 Февраль 2012, 14:50:54 »
Доброго здоровья!
Хочу попросить участников форума поделиться опытом. Как вы преодолеваете простуду? Не только лекарствами, а именно духовно. Может быть вы как-то по-особенному молитесь или что-то читаете, чтобы не впасть в уныние и расслабление.

2
Богословие исихазма / О молитве эгрегору
« : 21 Октябрь 2010, 22:35:41 »
Из статьи в Википедии:
Цитировать
Эгре́гор (др.-греч. ἐγρήγοροι, «стражи») — в оккультных и новых (нетрадиционных) религиозных движениях — душа вещи, «ментальный конденсат», порождаемый мыслями и эмоциями людей и обретающий самостоятельное бытие.

Давно уже меня мучили мысли о том, что всегда рядом с нами есть искушение подмены Богообщения поклонением эгрегору, этому своего рода коллективно созданному богу. Особенно, когда этот эгрегор имеет православный вид. Ведь если обратить внимание, то современные явления поклонения младостарцам, канавкам, котелкам и т.д., всё это последствия того, что человек совершенно заменил общение с реальным Богом, на общеиие с эгрегором. Ведь эгрегор тоже может выдавать некие чудесные явления, которые могут быть приписаны благодати Божией. "Сила эгрегора определяется не только тем, насколько отдельный индивид или масса убеждены в том, что информация, заложенная в эгрегор, истинна, но и тем, сколько именно людей считает так."

Но если подобные псевдоправославные злоупотребления очень наглядны и вызывают благородное негодование или тщеславное индульгирование у "нормальных" христиан, то более тонкие явления невидимы и для них. Что если представить, что исихастская "безобразная" (естественно как думает о ней наш падший разум) молитва есть точно такая же подмена общения с Богом? Здесь опять-таки мы можно благородно откреститься от "неумеренного увлечения техникой", но боюсь, что и это не спасёт нас от постоянного искушения наши представления о Боге принять за самого Бога.

Я очень хотел бы, чтобы все форумчане высказали своё мнение по этому поводу, а пока сам выражу своё резюме. Итак, на мой взгляд, совершенно необходимое, можно сказать, ежесекундное делание человека состоит в том, чтобы постоянно стремиться прорваться сквозь тучи эгрегоров, в которых он волею или неволею живёт, к Истинному Солнцу.Это некая постоянная неупокоенность ни в чём (в правилах, молитве, уставе, богослужении, чтении и жизни вообще). Яркой иллюстрацией этого делания могут служить слова пророка Давыда "Помяни, Господи, Давыда и всю кротость eго. Яко клятся Господеви, обещася Богу Ияковлю. Аще вселюся в селение дому моего, ли взыду на одр постели моея. Аще дам сон очима моима и векома моима дремание, и покой скраниам моим. Дондеже обрящу место Господеви, селение Богу Ияковлю.".  Одним словом, страшно заснуть в "духовном" сне, покуда не обретено "место Господеви".

3
Исихазм http://rutube.ru/tracks/663191.html

К сожалению, неполная версия.

Довольно интересно как то, что у человека,читающего святых отцов может быть сформулировано достаточно кратко и просто, учёный расскажет так, что понять почти совершенно невозможно.  :-)

4
"Преображение и Церковь" Священноинок Симеон (РПСЦ)
http://www.posad.1gb.ru/default.aspx?ti=1&hti=94

Очень интересная и не менее спорная статья, но определенно заслуживающая внимания.

Цитировать
Преображение есть именно провозвестие Страстей. Оно – освещенный слепящим светом вход в непроглядную ночь богооставленности. И не об этом ли говорили с Господом Моисей и Илия? Ученикам было дано услышать, что, «явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк 9, 31). В лучах невещественной Славы Господь и Его пророки говорили о запредельных боли, тоске и ужасе. Тому, кто хочет рассуждать о богословии Фаворского Света, надо помнить, что оно возможно только в связи с богословием крови и тьмы Страстной Пятницы и гробового молчания Субботы.

Цитировать
Характерно отношение к прп. Симеону свт. Григория Паламы (†1359), которого подчас пытаются представить духовным наследником первого. Общеизвестно, что для обоих учителей откровение БогаСвета является высшим возможным на земле образом Богопознания. Но свт. Григорий, почтительно упоминающий Симеона как наставника умносердечной молитвы (правда, всего лишь однажды13), в собственных богословских сочинениях, однако, на него никогда не ссылается. Более того, некоторые представления, восходящие непосредственно к прп. Симеону, Палама считает долгом горячо и непримиримо опровергать14. Между тем, кого церковное сознание Византии девять веков назад почтило именем «Нового Богослова», и тем, чье имя сегодня считается едва ли не символом богословской самобытности Восточной Церкви, существует различие и более общего порядка.

Мы уже говорили, что Симеон так же непосредственно, как Павел, богословствует от опыта веры, жизни и видения. Он не подчиняет ни само свое созерцание, ни его словесное выражение посторонним для него философским категориям. Вместе с тем, созерцание для него ничуть является не личным внутренним делом, а общецерковным, кафолическим. Отрицающих необходимость духовного просветления (в его смысле) он признает не менее как вероотступниками. Однако его самосознанию не свойственны ни сектантство, ни элитарность. В большинстве своих писаний он обращается не только к монахам, а к христианам вообще, призывая всех и каждого к достижению святости15. Палама же защищает молитвенную методику избранной духовной элиты, для которой созерцание является образом жизни и, в то же время, в некотором роде, привилегией, предметом общественного престижа. Главным учителем молитвы, по Симеону, является взыскательная, бескомпромиссная совесть верующего человека. У афонских исихастов XIV века, протагонистом которых был Палама, вперед выдвигаются специфически монашеские добродетели, а также вопросы дисциплины ума и психофизической техники.

Догматическая работа Паламы, с другой стороны, убедительно свидетельствовала об исконном, от апостолов идущем предании: Само Божество открывается миру и человеку как несотворенный, вечный и неприступный Свет. В этом непреходящая кафолическая правда св. Григория. Но в силу исторических обстоятельств, его непосредственной, ближайшей целью была апология определенной монашеской корпорации. С самого начала полемики с Варлаамом и Акиндином обсуждение важнейшей темы христианского Откровения оказалось частью церковнополитической борьбы. Лучи Света истины, Который Сам «просвещает всякого человека, грядущего в мир», и отнюдь не нуждается в человеческом оправдании, были сделаны достоянием диалектики и едкой публицистики. Добавим, что и в наше время неопаламизм зачастую пытаются использовать в специально полемических целях16 или положить в основу корпоративной идеологии, уводя, таким образом, от подлинных высот созидания нового человека во Христе.

Сравнение прп. Симеона со свт. Григорием Паламой показывает различие между апостольским богословием-исповеданием, в силе Святого Духа свидетельствующим об опыте Фавора, – в том числе, в откровениях позднейших веков, – и богословием, которое представляет собой рационалистическое использование мистического опыта. Важно, что богословие первого рода имеет исходной точкой своего пути – душу, поставленную перед Богом в обнажении от всяких земных связей и условий, а концом этого пути видится преображенное в Воскресении вселенское тело Церкви, как «полнота Наполняющего всё во всём» (Еф 1, 23). Богословие же второго рода исходит из среды Церкви, понимаемой как социальная сила, или порождается некоей социальной силой, говорящей от лица Церкви. И такое богословие, даже предпринимаемое в целях защиты православного предания, неизбежно оказывается исторически ограниченным, как любое явление социальной природы17.

5
Келейные беседы / Знаменный распев
« : 22 Октябрь 2007, 19:39:19 »
В библиотеке сайта есть уже кое-какие публикации на тему знаменного распева и его неразрывной связью с молитвой:
http://www.hesychasm.ru/library/creation/chant.htm
http://www.hesychasm.ru/library/creation/martin.htm
http://www.hesychasm.ru/library/creation/mescherina.htm
В этой теме мне хотелось бы помещать ссылки на статьи, аудио, а может и видео записи, а также богослужебные книги знаменного распева. Конечно это всё не может заменить присутствия при пении на службе, да и не часто можно услышать его в современных церквях. А на записи он не имеет той силы. Ибо сила его не в концертной эффектности.

http://horugv.russtv.ru/  Здесь знаменный распев почему-то в самый конец страницы убрали (а зря :) ). Начиная с "Литургия в Храме Спаса Нерукотворного Образа Андроникова монастыря"  и далее следуют знаменные песнопения

http://www.aulismedia.com/livejournal/orthodoxmusic/the_optina_pustyn/liturgiya.rar Очень достойный образец пения. Один человек поёт, а так славно.


http://community.livejournal.com/orthodox_music/9233.html?mode=reply Раздельноречное древнее пение.

http://community.livejournal.com/orthodox_music/723.html ЛИТУРГИЧЕСКИЕ ПЕСНОПЕНИЯ МОСКОВСКИХ СТАРОВЕРОВ (единоверческий священноинок Петр (Васиьлев))

http://drevlepravoslavie.narod.ru/mp3/znam-1.htm Песнопения знаменного распева в исполнении группы певцов-любителей старообрядческих храмов Сибири под управлением диакона Анатолия Сафронникова

http://www.seminaria.ru/raritet/kryuki.htm Здесь можно книги богослужебные крюковые посмотреть.

http://talk.canto.ru/ - здесь пообщаться с литургистами о древнем пении.

Пока это всё, что под рукой. Потом вспомню, дополню.

6
Богословие исихазма / О паламизме
« : 12 Август 2007, 22:34:01 »
Интересное мнение старообрядческого священноинока о Григорие Паламе и его последователях:

Цитировать
Я не имею морального права подвергать сомнению то, что боговидение, подобное апостольскому, возможно и иным христианским подвижникам.

Но ведь зрение славы Господней в Преображении не зависело от их подвигов, оно было дано им даром, скорее, в видах на будущее. Опыт боговидения не удержал ап. Петра от падения.... Но впоследствии он в своем Втором послании мог ссылаться на него, утверждая Церковь в правом исповедании. Равным образом, гораздо позже и Иоанн в начале своего Евангелия подтверждает: "Мы видели славу Его, яко Единородного от Отца". Опыт Преображения стал созидательным для Церкви, т. обр., не сразу, А ЧЕРЕЗ СОБЫТИЯ КРЕСТА И ВОСКРЕСЕНИЯ.

Поэтому рассматривать его отдельно, изолированно от Креста и Воскресения, - не отвечает евангельскому духу. Но именно этот соблазн возникает, когда мистический опыт безмолвника рассматривается, как "Царствие Божие, пришедшее в силе", как Фавор, при чем последний трактуется как некая вершина подвига.

Архим. Софроний Сахаров в своем сборнике "Рождение в Царство непоколебимое" последнюю главу называет "Восхождение на гору Фавор" и последнюю главу в нем полностью посвящает видению Нетварного, по его убеждению, Света. А почему не восхождение на Голгофу? - хочется спросить...

Митр. Иерофей Влахос называет Преображение "главным событием земной жизни Спасителя". Удивительно. Всегда вселенская Церковь считала таким событием Крест.

Очевидна подмена богословия Креста богословием элитарного, для избранных, Боговосхождения. Я уверен, что у св. Григория этого не было в мыслях. Но то, что Преображение в "Триадах" явилось как некое самодостаточное Богоявление, и из исключительного, промыслительно данного апостолам опыта, низведено было до ежедневного монашеского, привязано было к определенным приемам молитвы (будто апостолы следовали этим приемам!)- дало повод для такого перетолкования.

Далее следуют выводы: разделение Церкви на профанную (священноначалие и простецы) и избранную, элитарную Церковь "старцев". В профанной делай что хочешь, она на то и профанная. С нее и спрашивать нечего. Табаком торгуют? Ну, так в миру же живут. Блудят потихоньку? Ну, они же не на Афоне. Мирян не воспитывают? А чего их воспитывать, мир же во зле лежит. Хочешь спасаться, иди в монастырь. За то, вот, у нас - СТАРЦЫ есть, творцы умной молитвы, причастники Боговидения... Поэтому, у нас Истина и Благодать. Вот так, умные люди взяли линию, начатую св. Григорием, и вывели из нее прекрасную идеологическую платформу для... того, что мы все сейчас видим.

взято отсюда http://staroobrad.borda.ru/?1-0-30-00003778-000-10001-0-1186718617

Страницы: [1]