Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Темы - Aleksei B.

Страницы: [1]
1
Когда я был совсем мелким товарищем, и меня брали купаться на море, у меня было пронзительное желание поздно вечером заплыть куда-нибудь далеко, лечь на спину и созерцать Луну и звезды. Ну, то есть это было совсем другое, чем плескаться в дневной суете. Это было какое-то обращение к своей душе. Родители моё увлечение не одобряли :)

Лучшие воспоминание детства так или иначе переплетены с природой: с лугами, с полевыми цветами. Хотя, я всё это видел достаточно редко.
Мечты об океане.
Позже было погружение в картины гор Рериха.
Еще позже, подковавшись в теме, почувствовал нечистоту многих стихий природы, и чистоту, высь других. Хищничество и очищающая раскрывающая для любви сила — всё это Природа.

Наконец, пришла тяга к сильной и чистой, сумрачной природе севера, которую я, увы, видел совсем недолго. Она мне сейчас кажется преображенным чистилищем. Лучшим местом для  уставшего путника.

Хотел бы спросить у присутствующих, ощущают ли они, какие могучие силы способна  вливать в нас Природа, а главное как она способна очищать, преображать нас. Природа или скорее те, кто за природой... Как многогранны те силы, которые за ней стоят. Симфония, полифония сил, а порой и их борьба.

Чистая прозрачная морская вода  - это одно, а могучая сбивающая с ног волна — другое. Но и то, и другое — токи сил, способные проходить сквозь нас, если им открыться. Разные стихии, разное воздействие на душу. Снег и луга, горные вершины и мир горных глубин и рудных камней, который, кажется, тонко со всеми его соблазнами прочувствовали сказатели уральских легенд. Мир подлесья, корней деревьев, болот и пустынь.

Обращаясь к обломкам старого язычества, мы не находим этой преображающей силы, этого переживания природы. Всё сугубо утилитарно, приземленно, антропоморфно. Но язычество манит, и вот современные неоязычники пытаются создать свой природный мир, выдавая его за старый. То же на обломках старины делают сказочники, поэты, создатели путанных сект вроде «Анастасии», изобретатели «природных» медитаций.

Пару слов о натуропатии или о лечении, используя природные факторы. Вся эта разветленная противоречивая система оздоровления, в том виде, в каком она сложилась, помогает лечению болезней слабо, практически вообще никак. Это больше сфера обмана и самообмана, чем реальной медицины.
Но если вглядеться в причины этого заблуждения, этой тяги (лечиться морем, босикомхождением, камнями и прочее), то, кажется, среди остального можно рассмотреть тягу человека к лечению души природой. Натуропатия, как религиозная интуиция... Бессознательное смешение этих разных вещей. Беда в том, что не всё, что способно целить душу, способно преображать грубое тело.

Есть интуиция, что всё то, что мы изредка переживаем, прикоснувшись к миру в природном аспекте, лишь первое приближению к тому, что можно пережить. Природу можно принять в самое сердце, и она способна нас принимать в своё сердце или, точнее, в свои сердца.

Божеские ли это силы? Переживание природы способно быть созвучным переживанию любви, созвучным молитве. Но это, кажется, не собственно божественные силы или не только ее преломления.

Природа может восприниматься как храм, от погружения в луговые травы до душевного прорыва в космос, и настроить на нужную волну.
 Весь этот мир для нас закрыт.

А ведь эти переживания, насыщения, похоже, и есть часть того естественного для человека безгрешного гедонизма, которые могли бы оторвать человека от многих проявлений греховного. Они бы немного насытили его постоянный голод соблазнов.
 И, как знать, может быть даже приоткрыли какому-нибудь человеку корни его грехов.

Еще хотелось бы сказать, по поводу ощущения Природы в мире исторического христианства. Сугубо церковных писаний я совсем не знаток, но вот у Достоевского старец Зосима:

«Ночь светлая, тихая, теплая, июльская, река широкая, пар от нее поднимается, свежит нас, слегка всплеснет рыбка, птички замолкли, все тихо благолепно, все богу молится. И не спим мы только оба, я да юноша этот, и разговорились мы о красе мира сего божьего и о великой тайне его. Всякая-то травка, всякая-то букашка, муравей, пчелка золотая, все-то до изумления знают путь свой, не имея ума, тайну божию свидетельствуют, беспрерывно совершают ее сами, и, вижу я, разгорелось сердце милого юноши. Поведал он мне, что лес любит, птичек лесных; был он птицелов, каждый их свист понимал, каждую птичку приманить умел; лучше того как в лесу ничего я, говорит, не знаю, да и все хорошо. "Истинно, отвечаю ему, все хорошо и великолепно, потому что все истина. Посмотри, говорю ему, на коня животное великое, близ человека стоящее, али на вола, его питающего и работающего ему, понурого и задумчивого, посмотри на лики их: какая кротость, какая привязанность к человеку, часто бьющему его безжалостно, какая незлобивость, какая доверчивость и какая красота в его лике.»


Очень высоко, но однотонно. Многогранность и сила (силы) природного мира и здесь закрыты. У придуманного Достоевским старца Зосимы в его знаменитом монологе сказано не о высоких силах мира, а о божественной силе, сквозящей сквозь мир. Есть это «иное» у других христианских святых, скажите мне?

Так сказать, хвилософски обдумывая значение того наблюдения, что Природа способна преображать душу в высоком смысле своими силами, мы приходим к вопросу соотношения природного и божественного.
Есть жесткая схема «тварное-нетварное», практически противопоставление. Если так, то что же это за тварное такое, которое приподнимает к Богу своими стихийными силами?
Можно конечно ограничиться «отмазкой»: Бог сквозит нам сквозь природу, ничего там своего нет. Но интуиция подсказывает, что - «есть». Природа — это что-то самобытное, одушевленное, дискретное в своей одушевленности. Не ангелы-зомби из богословских схем, а носители собственной воли, собственных сил, порой дарящих нам, нет, наверное не благодать, а нечто другое, что, однако же на ступеньку поднимает нас выше к благодати... А порой и скидывает вниз...
Так приближаемся к мысли, что «тварное и нетварное», платоновская схема, соперничает с идеей стадиальности мира, возможности стадиального приближения тварного к Богу. Высокий тварный мир способен поднимать «тварь» на ступеньку выше к богу, вливая в него СВОИ высокие силы.

Природа для нас закрыта. Мы рабы бетонных склепов. Сказать, что это «проблема», ничего не сказать. В общем-то для нас закрыт мир и дан лишь крохотный исковерканный кусочек его. И нам остаются только шаблонные и где-то даже высокомерные в схематически-богословском духе рассуждения о «тварном», ценности которого мы не знаем.

2
Келейные беседы / ? :(
« : 17 Март 2012, 21:49:39 »
В последние дни под влиянием препаратов жизнь проходила в полусне. Вялые мысли, апатия, сужение сознания, убийственная сонливость.

Как менять жизнь физически покалеченному человеку, как перестроиться для продуктивной жизни, я, кажется, примерно знаю. Хотя бы в теории.
Но как быть в ситуации, когда ты вынужден пожизненно и ежедневно тормозить свой больной эпилепсией мозг лекарствами, я еще не решил. Потеря интеллекта лишь часть проблемы. Бог с ним с интеллектом, невелико богатство. Хуже потеря восприимчивости. Мир без красок, суженный внутренний мир и минимум желаний. "Овощ", мечтающий о диване. Куда и как развиваться? Как "овощу" идти к Богу?

3
"Старец Силуан Афонский" - одна из тех немногих сугубо православных книг, которую я в общем смог для себя принять. Но и там есть вещи, которые коробят:

"Муж, теряющий свою жену, горячо и глубоко любимое существо, или мать, потерявшая единственного возлюбленного сына, — лишь отчасти могут понять скорбь потерявшего благодать, потому что любовь Божия и по силе своей, и по достоинству своему, и по сладости своей, и по несравненной красоте своей и власти — безмерно превосходит всякую иную человеческую любовь, и потому Святой Иоанн Лествичник говорит о потерявших благодать, что страдания их превышают страдания приговоренных к смерти или страдания плачущих о мертвецах своих."
...

Думал, что покоробило... Ощущение, что тут какой-то снобизм монашествующего перед миром. Впечатление, что подобное сравнение дается отцу Софронию Сахарову легко (в другой части книги, то же что-то подобное встречал, сейчас найти не смог).
Мне неизвестна скорбь потерявшего благодать и я не знаю, что тут хуже. Но мне неприятно читать подобные вещи. И я совсем не уверен, что его нужно допускать. Чудится подтекст речи: наша то любовь покруче будет, чем ваша.
Так ли хорошо эти люди, порой смело ушедшие, а порой пугливо сбежавшие, знают отвергнутый ими мир и любовь в нем, чтобы решаться на такие сравнения?

Речь, конечно, не о цитате, а об аскетическом мироощущении в Православии.

4
Ветка о фильмах уже есть. И кажется, она понемножку заходит в тупик.

Здесь предлагаю делиться рекомендациями на книги, чтение которых способно выводить наши души за рамки обыденности :)

В общем, кто что рекомендует?

5
Келейные беседы / Прошу молитв
« : 18 Февраль 2009, 18:24:20 »
Умер дедушка. Звали Иваном.

Прошу молитв.

6
Самодовлеющее устремление к спасению собственной души порой губит душу сильнее всего на свете, развивая невиданный в миру эгоизм, парализуя способность бескорыстно отдавать.
Каждая молитва, слово, поступок в т. ч. формально благой, тщательно выверяется в уме на "кармических" весах, становится подобной подаче милостыни у церкви нищим. Вроде и нищие профессиональные, и участия к ним никакого нет, а больше раздражение, но подать надо.

Обычный грешник отчасти способен отдавать себя миру и бескорыстно, хотя бы даже из-за банальной симпатии к миру. Неосознанно каждый день что-то отдает...
 Но в сознании иного "подвижника" любые симпатии к окружающему вытоптаны без остатка. Он весь погружен в проблему собственного спасения, и каждая напряженная молитва лишь усиливает этот замкнутый в себе эгоизм.

Яркий пример - "брат-ленивец" из записок монаха Меркурия "В горах Кавказа". Интересно также чтение "Духовный путь Гоголя" Мочульского.

Налицо конфликт устремления и цели. Есть какие-нибудь мысли по поводу его? Как он преодолевается?

Страницы: [1]