Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Темы - иеромонах Дионисий

Страницы: [1]
1
Отделено от темы "Сердце и чрево": http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1612.0
---


Всем, добрый день!

***

Несколько последних месяцев размышлял о "сердце"

Хотелось понять в каких отношениях находятся вещи, которые мы называем "человек", "душа", "ум", "разум", "сердце", "дух"

Некоторые новые идеи почерпнул у филологов, которые изучали интуитивно-примитивные представления о душе, духе и прочее. Сборник статей носит название: "Ключевые идеи русской языковой картины мира" Раздел 3.

Точных ответов не получил, но открылись новые моменты.

***

Мне кажется, прежде, чем говорить о точке внимания в молитве, следует хотя бы в общем виде определить понятия которыми мы пользуемся при ее описании.

Первый вопрос: стоит ли их вообще формализовать? Думаю, да. Тогда, на какую глубину?

Если формализовать, то какие источники использовать в качестве оснований? Писание, книги отцов,  психологию или восточные практики?  Думаю, первое.

***

 

2
Пс.118.9-11.

9 В чесом исправит юнейший путь свой? внегда сохранити словеса твоя.

Путь к Богу начинается с хранения Его слов: повелений, заповедей и прочего.

***

10 Всем сердцем моим взысках тебе: не отрини мене от заповедий твоих.

Бога познают от всего сердца.

Не только чтобы знать (в смысле помнить) Его слова, но чтобы понимать их смысл, хотеть действовать по смыслу слов и действовать.

Такое познание возможно не сразу, но требует времени для обучения. Потому просим Бога потерпеть нашу немощь: «Не отрини мене от заповедий твоих»

***

11 В сердцы моем скрых словеса твоя, яко да не согрешу тебе.

Когда же правильно усвоим заповедь (в сердце), то перестанем нарушать ее.

***

3

Быт.1.14-19.

14 И рече Бог: да будут светила на тверди небесней, освещати землю и разлучати между днем и между нощию: и да будут в знамения и во времена, и во дни и в лета,
15 и да будут в просвещение на тверди небесней, яко светити по земли. И бысть тако.
16 И сотвори Бог два светила великая: светило великое в начала дне, и светило меншее в начала нощи, и звезды:
17 и положи я Бог на тверди небесней, яко светити на землю,
18 и владети днем и нощию, и разлучати между светом и между тмою. И виде Бог, яко добро.
19 И бысть вечер, и бысть утро, день четвертый.


***

Думаю, никто не будет спорить, что хотя речь в первой главе книги Бытие идет о чувственном свете, но всегда имеется в виду полнота божественного света.

«бе свет истинный, иже просвещает всякаго человека грядущаго в мир»  Иоан.1.9.

Этот свет учит, вразумляет, просвещает дух человека. Подается равно независтно всем, но каждый человек пользуется им в соответствии с своим достоинством, состоянием или намерением.

***

Писание указывает три источника света.

Первый, солнце. Молитва. Божественный свет, переживаемый человеком.

Второй, луна. Писание.  Божественный свет, отраженный человеческим естеством в лице пророков.

Третий, звезды. Книги отцов. Божественный свет, отраженный естеством человека.

***

Когда в душе человека день, он молится, а когда ночь – читает Писание и отцов (и владети днем и нощию).

***

Молитва и чтение дают человеку познание божественных вещей (разлучати между светом и между тмою).

Организуют спасение, доставляя человеку познание (знамения):

порядка спасения (времена),

устройства просвещения души (дни)

и содержания подвига (лета).

***

Простите ...



4
Что есть простое разумное око?  Что есть лукавое? Как его исправить?

Лк.11.

34 Светилник телу есть око: егда убо око твое просто будет, все тело твое светло будет: егда же лукаво будет, и тело твое темно:
35 блюди убо, еда свет, иже в тебе, тма есть.
36 Аще бо тело твое все светло, не имый некия части темны, будет светло все, якоже егда светилник блистанием прсвещает тя.


Простите ...

5
Аскетическая практика / О чувстве сердца
« : 29 Декабрь 2011, 10:06:42 »


Хотел собрать слова Премудрости о чувстве, а получилось в целом об умно-сердечной молитве.

Подвижник, усердный к молитве, не оставит без внимания слова Премудрости.

Выделяю в отдельную тему, может быть будут желающие обсудить.

Относительно же чувства сердца скажу, что оно разумно. Относится к разумной силе человека и в ней обретается.

***

«отрочати же юну чувство же и смысл» Прит.1.4.

***

«Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящым его: благочестие же в Бога начало чувства, премудрость же и наказание нечестивии уничижат» Прит.1.7.

***

«елико убо время незлобивии держатся правды, не постыдятся: безумнии же досады суще желателие, нечестивии бывше, возненавидеша чувство» Прит.1.22.

***

«3 Аще бо премудрость призовеши и разуму даси глас твой, чувство же взыщеши великим гласом,
4 и аще взыщеши ея яко сребра, и якоже сокровища испытаеши ю:
5 тогда уразумееши страх Господень и познание Божие обрящеши:
6 яко Господь дает премудрость, и от лица его познание и разум:
7 и сокровищствует исправляющым спасение, защищает же шествие их,
8 еже сохранити пути оправданий, и путь благоговеинствующих его сохранит.
9 Тогда уразумееши правду и суд и исправиши вся стези благия.
10 Аще бо приидет премудрость в твою мысль, чувство же твоей души добро быти возмнится.
11 совет добр сохранит тя, помышление же преподобное соблюдет тя,
12 да избавит тя от пути злаго и от мужа, глаголюща ничтоже верно» Прит.2.3-12.

***

 «1 Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое,
2 да сохраниши мысль благую: чувство же моих устен заповедает тебе» Прит.5.1-2.

***

«1 Любяй наказание любит чувство: ненавидяй же обличения безумен.» Прит.12.1.

***

«23 Муж разумивый престол чувствия: сердце же безумных срящет клятвы.» Прит.12.23.

***

«18 Разделяют безумнии злобу, коварнии же удержат чувство.» Прит.14.18.

***
«7 Устне мудрых связуются чувством, сердца же безумных не тверда.» Прит.15.7.

***
«14 Сердце правое ищет чувства: уста же ненаказанных уразумеют злая.» Прит.15.14.

***

«15 Сердце разумнаго стяжет чувствие, ушеса же мудрых ищут смысла.» Прит.18.15.



***







6
Доброй молитвы всем!

Мне показалось, что можно предположить наступление  на форуме момента "сия измена десницы вышняго" Пс.76.11.  Думаю, застой мысли можно преодолеть воспользовавшись рекомендациями Давида:

12 Помянух дела Господня: яко помяну от начала чудеса твоя,
13 и поучуся во всех делех твоих, и в начинаниих твоих поглумлюся.


В качестве приличного упражнения предлагаю рассмотреть молитву, как ощущение движения духа.

Образ: Ухо слышит колебания воздуха. Устройство голоса может колебать его.

Если человек имеет способность участвовать подобным образом в движении духа, то он имеет духовную молитву.

Думаю, библейским образом такого ощущения является праотец Нахор (хриплый, храпящий).

Простите...
 

7

Считают, что есть девять ангельских чинов: (в порядке возрастания старшинства) ангелы-хранители, архангелы, начала, власти, силы, господства, серафимы, херувимы, престолы. Если сравнить порядок чинов с последовательностью слов Иисусовой молитвы, то можно видеть, что произнесение молитвы есть разумное движение сознания к Богу, в котором сознание человека опирается на смыслы слов молитвы как на ступени.
Человек (внутрений), прежде всего сила, то есть обладает способностью являть себя в совокупности признаков, потому «Господь сил»
Господи — господства — свободное движение к Богу.
Иисусе — серафимы — очищение («се прикоснуся устам твоим, и отымет прегрешения твоя, и грехи твоя очистит», «спасет люди своя от грех их»).
Христе — херувимы — просвещение, помазание Духом.
Сыне Божий — престолы — совершение, соединение с Богом.
Помилуй мя — прошение разумно видимого (сострадание или сопереживание) и исполненного любви отношения Бога к человеку.
Внутренняя молитва совершается не произнесением слов, но переживанием их смыслов, что может быть означают слова «вкладывать ум в слова молитвы»

8
Привожу эти скучные и внешне неинтересные темы, чтобы хоть как-то разрешить недоумения выявившиеся при обсуждении темы "Как научиться смирению". Привожу их в блоке, хотя думаю, что они не так просты, как кажется на первый взгляд. Основная цель - показать действенность исповедания для формирования расположений души.
Главная идея - мысль Максима Исповедника о том, что душа есть осуществованная жизнь.

О хитоне Господа Иисуса Христа.

Кроме верхней ризы на Господе была еще одна одежда «хитон не швен, свыше исткан весь» (Ин.19.23) Это особенная духовная одежда.    Всякому из нас было бы хорошо приобрести такой хитон. Для этого следует научиться духовному вязанию. Вяжут петлями: лицевыми и изнаночными.
Лицевая петля вяжется двумя действиями: поступить в жизни по заповеди — поблагодарить за это Бога.
Изнаночная петля вяжется четырьмя действиями: нарушить в жизни заповедь — укорить себя за это перед Богом — помолиться за людей, против которых мы согрешили — попросить у Бога исцеления естества.
Будем прилежать к духовному вязанию, чтобы приобрести себе «брачное одеяние» и не быть со связанными руками и ногами извергнутыми во тьму кромешную.

Об исповедании грехов в течение дня.

И праведник семь раз на день согрешает. Мы же все во многих грехах. Зная немощь нашу, Господь даровал нам возможность исповедания грехов, чтобы мы могли через это обращаться от делания зла к добру. Могли очиститься от уже совершенных грехов и исправить беззаконное расположение нашего сердца.
 Господь говорит: «Глаголи ты прежде прегрешения твоя, и не помяну их». Воспользуйся Божественной милостью и не неради о своем спасении.
Когда случиться Тебе согрешить, то тотчас, как опомнишься, поспеши сделать три вещи:
1.Укори себя перед Богом, скажи: «Господи, я согрешил! Прости меня!»
2.Если согрешил против человека, то помолись о нем и о себе молитвой: «Боже, милостив буди нам грешным!»
3.Попроси Бога: «Господи, исправь злое мое сердце!»
Если сотворишь сказанное, то плохое в Твоей душе уменьшится и Ты станешь немного лучше. Сколько раз согрешишь, столько раз и исповедуй свой грех.
Если же случиться тебе сделать доброе, то поблагодари Бога: «Господи, благодарю Тебя! Твоей силой сотворил!».

Что делать, если ты забываешь о спасении?

Вечером, когда помолишься, то вспомни исповедовался ли Ты перед Богом в течении дня и, если нет, то положи три земных поклона с молитвой: «Господи, помилуй меня! Я погибаю! Дай мне память и силу исповедовать мои грехи!» Если же исповедовался, то положи один поясной поклон с благодарением: «Благодарю Тебя, Господи! Силой Твоей Ты спасаешь меня!»

Общий обзор христианской жизни.

   Наблюдая разнообразие мнений о покаянии и исповедании, положил полезным изложить в целом свой взгляд на эти вещи.


Определения:

покаяние — обратиться от делания греха к деланию добрых дел (исправить свое естество).

исповедание — набор полезных действий духовного подвига, которые прилично совершить при наступлении конкретных событий жизни.

Человек так устроен, что он не может оставаться неизменным. Он всегда изменяется: или к лучшему, или к худшему. Нет предела его изменению. Идеалом и целью подвига является Бог, который в сущности недостижим для всего тварного, но человек, благоразумно подвизаясь в исповедании и молитве, может бесконечно приближаться к нему. Таким образом, покаяние есть задача всей жизни человека и заключается в том, чтобы в возможно большей полноте причаститься Божеству.

Практика христианской жизни предлагает нам следующее:

1.Исповедание в конкретном действии. Предполагает внимательное наблюдение за своей жизнью. Во всяком случае, в котором прилично исповедание, следует или объявить перед Богом свой грех, соединяя это с просьбой о помощи, или поблагодарить Бога за помощь в исполнении заповеди.

2.Исповедание за день (за ночь). Св. Отцы заповедали нам ежедневно после вечерних молитв просматривать все дела, которые мы совершили за день, проверять как мы вели себя в них, (по-заповеди или нет) и приносить исповедание Богу. Здесь же прилично записывать некоторые грехи, чтобы затем на исповеди объявить их священнику. Тоже прилично делать и за ночь.

3.Исповедание перед Причастием. Требует специального приготовления постом и молитвой. Просматриваем все события, случившиеся с нами после последнего Причащения, объявляем Богу все, что в нас есть хорошего и плохого и просим у него милости. Бог знает о нас все, но ждет нашего прошения, так как никогда не нарушает данной нам свободы.

4.Исповедание перед старцем, если у кого он есть, то есть перед человеком с которым вы советуетесь о духовной жизни. Это происходит по особым духовным правилам, о которых знают участники.

9
Прочитал тему «Действие страсти» и комментарии к ней. Так как мне постоянно приходится иметь с этим дело, то положил полезным изложить свое мнение по этому вопросу.
Тезисы:
1.Своей силой человеку со страстью не справиться.
2.Бог может все, в том числе справиться и со страстью.
3.Для того, чтобы опереться на Божественную силу, следует так переделать свое естество, чтобы оно могло естественно эту силу от Бога получать.
4.Прохождение умно-сердечной молитвы как раз и есть воссоздание того общения Бога с человеком, которое было в раю, или «лучшего».
5.Тайна этого «естества» - Крест Христов.
6.Чертежи по которым следует строить новое естество — Божественные судьбы Св. Писания и Истории Церкви.

Для начала предлагаю тему о понятии греха, не новую, но полезную.

О понятии греха.

Мне кажется, что существуют два основных представления о том, что такое грех.

Первое, назовем его актуальным, заключается в том, что грех в нем есть некоторое конкретное событие, что-то вроде уголовного преступления, которое неотвратимо влечет за собой праведное воздаяние. Для того, чтобы получить прощение, следует  исповедать грех перед священником и получить разрешение от греха. Такое юридическое представление, как мне кажется, привнесено к нам из Римской Церкви.

Второе представление, назовем его онтологическим, заключается в том, что грех в нем есть некоторое беззаконное состояние (устройство) падшего человеческого естества, которое естественно рождает из себя беззаконные дела. Совершение конкретного греха в этом представлении есть знамение (обличение) того, что состояние естества беззаконно.

В зависимости от того какое представление мы выбрали, определяется соответствующая этому представлению цель и последовательность действий христианского подвига.

Из первого представления является, что целью подвига является получение прощения за сделанный грех. Полагают что должно как-то особенно сердечно сокрушиться, представляя под сокрушением набор исключительно чувственных действий: слезы, рыдание, лежание на земле, вопли, какое-то особенное душевное болезнование. Словом всё то, что так любят делать впадшие в истерику и безумное отчаяние жены.
Практика показывает, что придерживающиеся этого представления, не изменяются к лучшему, хотя каждую неделю приносят длинный перечень грехов (один и тот же). Объяснение простое, они просят простить грех, и им прощают!?  Их же естество, из которого рождаются грехи, остается неисправленным.

Во втором представлении целью подвига является изменение естества человека, приведение его в состояние, с которым человек мог бы жить в вечности. Орудиями, с помощью которых производится изменение, являются исповедание и молитва.

10
Как вы уже заметили, мы не понимаем друг друга. Уже в первом своем посте я постарался мягко указать то, что показалось мне недопустимым для занимающегося молитвой, назвав это "излишним вниманием к оттенкам чувств". Человек сотворен из духа и плоти(чувства). Из отцов никто не говорил, что следует стать плотским. Напротив, все в один голос утверждают о необходимости умерщвления плоти и возрастания в духе.
Предложенные темы о молитве были специально подобраны так, чтобы человек, перенявший содержащиеся в них прозаические обобщения(идеи) и вложивший их в свое молитвенное делание, мог, пускай даже и неосознанно, оковать свой разум мудростию слов молитвы.
Но молитва лишь способ движения. Второй способ, предложенный Господом, - исповедание. Направление же движения  - смирение. Предлагаю вашему вниманию методику, не мою, но отцов, воспользовавшись которой можно правильно выстроить свое отношение к Богу.


Как научиться смирению?


Смирение есть почитать себя грешником и думать, что ничего доброго не делаешь пред Богом.

Дела смирения есть:

Молчать.

Не считать себя чем-нибудь.

Не услаждаться собою.

Не состязаться с другими.

Быть послушным.

Глаза держать опущенными долу.

Иметь смерть пред очами своими.

Хранить себя от лжи.

Не говорить пустого.

Не противоречить старшему и начальнику.

Не настаивать на своем мнении.

Благодушно переносить поношение.

Ненавидеть покой.

Понуждать себя на труд.

Быть внимательным к себе.

Никого не раздражать.




Известны два пути к научению: через исповедание или через молитву. Первый путь более пригоден новоначальным, а второй — уже более совершенным. Большую же пользу получит тот, кто пойдет одновременно обоими, сразу и исповеданием и молитвой.




Рассмотрим первый путь.




Сначала помолимся Богу и попросим Его научить нас смирению, быть нашим учителем и помощником.

Постараемся внимательно изучить что такое смирение, поймем его смысл, рассмотрим его части, представим себе, как оно выглядит в жизни, примерим его на себя, утвердим свое отношение к нему, полюбим его, решимся взять на себя труд делом исполнять его, составим план как исполнять его. Изучим дела смирения и выучим их.

Обучение будет происходить прямо в нашей жизни. Будем внимательно наблюдать за тем, как мы себя ведем в случающихся обстоятельствах и приключениях, какие Бог пошлет нам . Если мы сотворим что-нибудь противоположное делам смирения, то есть дела гордости, то сотворим, когда опомнимся, три вещи:

Укорим себя перед Богом. Скажем Ему: «Господи Иисусе, прости меня! Я согрешил гордостью!», не оправдывая себя никакими обстоятельствами и никого не обвиняя.

Если мы согрешили против человека, то помолимся о себе и о нем: «Боже, милостив буди нам грешным!»

Попросим у Бога: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, исправь мое гордое сердце и сделай его смиренным!»

Если согрешим и покаемся, то гордость в нас уменьшится, и мы станем лучше, чем были.

Если же сотворим дело смирения, то поблагодарим Бога: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, благодарю Тебя! Ты дал мне силу исполнить дело смирения!» В этом случае смирение в нас увеличится, и мы станем лучше, чем были.




Второй путь. Всякий раз когда мы внимательно молимся Богу, то невидимо научаемся от Него смирению.


11
Поздравляю с Воскресением Христовым!

Невозможно вести диалог и понимать друг друга, если мы вкладываем в слова разный смысл. Предлагаемый перечень не есть что-то законченнное и окончательное. Уже сейчас видно, что некоторые определения требуют уточнения. Пусть это будет хоть какой-то опорой для диалога, а когда будет нужда, не станем смушаться, если потребуется что-то и переопределить.

Бездна - место для размещения вещей.
Благоразумие — видеть во всякой вещи Бога (благо).
Вещь — нечто, сотворенное Богом из ничто, или нечто сотворенное человеком из того, что ранее было сотворено Богом из ничто.
Власть человека - Божественным словом человек наделен властью: «И да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, (и зверьми) и скотами, и всею землею, и всеми гады пресмыкающимися по земли.» (Быт.1.26.) Может быть здесь: рыбы морские — мысли, птицы небесные — умы, звери — силы мира, скоты — силы души, земля — часть сущности естества души, доступная познанию человека, гады, пресмыкающиеся по земли — чувства.
Вода — образ естества, имеющего бытие, в котором вещи неразличимы и неразделимы.
Движения разумного естества(души) - Различают движения: круговое - духовное (душа выходит из себя к источнику своего бытия и возвращается в себя, получая через причастие к источнику способность быть); поступательное - плотское, когда душа выходит из себя к какой-то вещи, но обратно не возвращается; по спирали - одновременно и первое и второе.
День - значение разумного света, большее иного значения света, называемого ночь(стат.); - переход от меньшего значения света к большему. (динам.)
Добродетель - труд Премудрости, разделяется на: мужество, мудрость, правду, целомудрие.
Древо еже ведети разуметельное добраго и лукаваго (Быт. 2.9.) - может быть есть разумное чувство зла, то есть полагать некоторую вещь (заповедь) недоброй. Бог же о всякой вещи судил, что она «зело добра».
Древо жизни - может быть есть исполнение заповеди, данной Богом: «От всякаго древа, еже в раи, снедию снеси: от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него: а в оньже аще день снесте от него, смертию умрете.» (Быт.2.16-17.)
Древо плодовитое - может быть, божественная заповедь, возводящая творящего его в высшее бытие.
Дух - состояние разумного естества, определяемое следующими признаками: простота, то есть целостность и единовидность; имеет образ бытия, в котором вещи неразличимы и неразделимы; познается разумным чувством; всегда имеет в себе духовное движение (причастность к источнику своего бытия).
Душа - осуществованная жизнь. (Максим Исповедник)
Жена - помощник человека по нему, созданный Богом из ребра мужа.
Живот - желаемая жизнь.
Жизнь — последовательность событий, порождаемая плотью.
Земля - значение сущности естества, доступная познанию субъекта в соответствии с его достоинством.
Исповедание - естественная разумная способность человеческого ума объявлять перед Богом им содеянное, которая в зависимости от отношения содеянного к Божественным повелениям может быть или укорением себя в прегрешении, если содеянное противно Божественным повелениям, или благодарением (хвалением) Бога, как виновника содеянного, если оно следует Божественным повелениям.
Любовь - деятельное содержание расположения к ближнему. Содержит хотя бы следующее: долготерпение, то есть не мстить ни за какую вещь никогда; благотворение, то есть всегда стараться доставить ближнему полезное; терпение скорбей, напастей и иного неприятного, бываемого при общении.
Милость - исполненное любви расположение к ближнему, находящемуся в скорбных обстоятельствах, с печалью.
Мир - исполненное любви расположение к ближнему.
Мудрость — разумение смысла вещей.
Мужество - благоразумная твердость в соблюдении своего чина.
Небо — твердь, определенная Божественными повелениями (заповедями), разделяющая область духовных существ от области сверх-существенного бытия личностей.
Правда — относиться ко всякой вещи в соответствии с её достоинством.
Свет - вещь, позволяющая видеть.
Сознание - видение человеком следующего: что он думает (субъект); что он думает (объект); что он думает (действие).
Страх Божий - Божественная Сила, которая удерживает нас от нарушения заповеди.
Сущность - являемое естества вещи в себе.
Тьма — место для размещения вещей.
Целомудрие — видеть всякую вещь в целом (в истории).

12
Предлагаю на рассмотрение еще одну тему о молитве. Здесь иная точка зрения. О важности точного понимания смысла  каждого слова молитвы. О том, что сама молитва должна быть точно выстроена.

Эта молитва есть простейшее словесное движение души к Богу с прошением о даровании милости.
Первое слово молитвы есть одно из имен Бога, выражающее свободу и самовластие его естества.
Призывая это имя, мы просим освободить нас от рабства греху, от необходимости быть зависимыми от страданий падшего естества, позволить нам быть свободными как в самих себе, так и в нашем движении к Богу.
Второе слово молитвы выражает прошение милости. По определению: «Милость есть исполненное любви расположение к ближнему, находящемуся в скорбных обстоятельствах, с печалью.»  Мы как бы просим у Бога отнестись к нам с любовью и даже сострадать нам, переживая вместе с нами наши скорби.
Когда эта молитва совершается при богослужении в Церкви, то  входит в законченное духовное движение. Священник или диакон в прошениях ектений определяют к кому обращена молитва, что в ней просим и для кого, а люди или хор молятся «Господи, помилуй!»
Если мы хотим помолиться этой молитвой наедине, то следует учесть, что в ней неявно выражено для кого просим. По-моему мнению, келейно приличнее произносить «Господи, помилуй меня!» Тогда духовное словесное движение получается полным.

13
Предложенная вам ранее тема о молитве предлагается в нашем монастыре всем вновь пришедшим в Церковь в методическом издании "Художество добродетели"  Выпуск 1. Дополнительно к ней прилагается, как необходимая, статья о том, как следует молиться за других людей. Она вытекает из того обстоятельства, что для подвига требуется уединение, которое соблюсти буквально представляется затруднительным. Потому предлагается доступное всякому разумное уединение, которое определяется ограничением круга личной молитвы.

Нужда есть великая всякому человеку молиться на всякий день и во всякое время. «Бдите и молитеся, да не внидите в напасть: дух бо бодр, плоть же немощна.», - глаголет Господь.(Мф. 26.41.)
Хорошо молиться Пресвятой Богородице и Святым, так как при этом мы не отлучаемся от Бога. «Мне же зело честни быша друзи Твои, Боже, зело утвердишася владычествия их. Изочту их, и паче песка умножатся: востах, и еще есмь с Тобою.» (Пс.138.17-18.)
Если же мы хотим молиться за людей еще живых, то следует соблюдать великую осторожность, чтобы, желая помочь другим, не повредить себе. Слышите, что говорит Давид: «Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них. Умножишася немощи их, по сих ускориша: не соберу соборы их от кровей, ни помяну же имен их устнама моима. Господь часть достояния моего, и чаши моея, Ты еси устрояяй достояние мое мне.» (Пс. 15.3-5.)
Смысл сказанного в том, что Господь промыслительно сделал трудным исполнение заповедей. Потому много падений и нечестия. «Не буду собирать их в свою душу, не буду даже поминать их имен», - говорит Давид, - «Только Ты, Господи, должен быть в душе моей и все в ней Сам устрой».
Потому подвизающемуся новоначальному прилично будет ежедневно в личной молитве поминать: духовника, мужа(жену), родителей, детей, брата, незамужнюю сестру, если они Крещены и довольно. За остальных можно помолиться во время Богослужения в Церкви. В молитве ничего не просите для них, кроме «Спаси Господи и помилуй рабов Твоих, как Тебе угодно!»

14
Аскетическая практика / О молитве.
« : 22 Апрель 2008, 22:00:12 »
Здравствуйте! Дважды мне встретилась ссылка на зтот сайт. Все связанное с молитвой мне интересно. Посмотрел несколько тем на форуме, в которых, как мне показалось, много внимания уделяется оттенкам чувств. Предлагаю вам несколько мыслей о молитве, взятых из Святого Писания, и которые я предлагаю тем, кто меня об этом спрашивает.

О молитве.

Молитва должна быть кроткая и мирная (неэмоциональная, без того, что называется "с выражением").

Необходимо верить, что Бог подаст просимое, что Его помощь присутствует в молитве.

Следует правильно произносить слова молитвы, ставить ударения в словах, соблюдать знаки пунктуации.

Обязательно понимать смысл отдельных слов, фраз и предложений.

Признак того, что молитва услышана Богом, понимание смысла произносимых слов.

Страницы: [1]