Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Сообщения - Нестор

Страницы: 1 [2]
16
Подсознание (сон), и есть среда для обитания бесов (дружно вспоминаем Кастанеду). Корм для них неочищенные тварные энергии души.

А что такое тварные энергии души?

17
Ум, стати, частенько у отцов именуется оком души, не припомню сейчас где, но встречалось. А око, ну какая же это сила?
Впрочем это я, наверное, загнул. Прошу прощения. Если св.Максим Исповедник говорит, что ум это сила, стоит прислушаться. Надо будет внимательно почитать.

18
Ум, конечно, не чувство. Значит, более всего вероятен следующий вывод. В тексте у св. Ефрема стоял сирийский термин, который можно было на греческий перевести и как чувство, и как силу. На всякий случай оставлены оба варианта, но правильно было оставить только силу. Тогда все становится на свои места. Ум можно назвать "силой" души, так примерно и у св. Максима (вслед за Аристотелем). Но это мы все про терминологию
Ну совсем без определений в терминологии тут наверное не обойтись. Возможно, конечно, что-то и с переводом не то, но пользуемся тем, что имеем, и я особой проблемы (ошибки) не вижу, более того чувство даже как-то понятнее, чем сила. Посмотрите, что мы имеем в виду когда говорим о чувствах телесных? Исключительно органы восприятия. Когда же переходим в область духовную, все немного запутывается. Чувствами здесь чаще всего называются не органы восприятия, а то, что чувствуется. А как же душевные органы восприятия? Вот тут-то я и предполагаю, что в области душевной всего одно слово у нас (чувства) и для органов восприятия, и для того что чувствуем.

Ум, стати, частенько у отцов именуется оком души, не припомню сейчас где, но встречалось. А око, ну какая же это сила?


19
А ум с разумом разве можно назвать органами восприятия?
Вот-вот, об этом я и спрашиваю. Как это можно было бы объяснить?

Цитировать
К тому же в исходной цитате говорится о "душевных чувствах", а не об "органах восприятия".
Действительно слова орган там нет, но поскольку в другом месте предположительно в том же смысле упомянут ум как чувство, то и напрашивается предположение об органах чувств, потому что ум уж как-то не подходит под определение просто чувства. Действительно,
Цитировать
Гнев и вожделение -- это, без сомнения, чувства, и к тому же душевные
, можно чувствовать гнев и чувствовать вожделение, это чувства в собственном смысле, но ум... Разве ум это чувство? Это скорее то, что чувствует, именно орган восприятия, например ум может чувствовать (видеть) предметы умозрительные, те же помыслы. Ну вот в таком ключе я пытаюсь рассматривать, хотя с остальными пунктами у св.Ефрема не все так ясно как с умом.

20
Определитесь, что в этом вопросе Вас больше интересует, терминология или смысл.
Вначале желательно было определиться с терминами, а теперь смысл конечно.

И еще, как я понял Вас больше интересуют простые ответы, а не сложные. Вот это вряд ли.
Простой ответ (перечисление) опять-таки меня очень занимал вначале. Теперь можно и усложнить, если есть необходимость.

В приведенном отрывке св.Исаака я усмотрел, что он говорит не о чувствах в том смысле как это чаще всего теперь у нас принято, не о том, что мы чувствуем, а о том, чем, что именно в душе является органами восприятия, подобно тому, как я уже писал выше, как в теле органами восприятия являются глаза, уши и т.д.

С этой точки зрения могут ли быть вожделевательная и раздражительная части души органами ее восприятия?

Я, возможно, вообще неправильно ставлю вопрос, просто размышляю.

21
Первое, что делает подвижник, это усилиями тела ограничивает плотские чувства, а усилиями разума -- душевные, приводя таким образом (при содействии благодати) логосы вожделения и гнева в свое нейтральное (первозданное) состояние, а свое сердце, раздробленное действием страстей -- в первозданное единство, что и приводит его в изумление, как это пишет св. Исаак. То есть в такое состояние, когда оно не только свободно управляет своими логосами вожделения и гнева, но и -- при помощи ума -- созерцает их.
Еще раз перечитал ответ. То есть по Вашему толкованию смежение душевных чувств (вожделения и гнева) это приведение их в нейтральное состояние усилиями разума...

Вот нашел у Св.Ефрема о душевных чувствах, как органах восприятия, да еще и в том точно порядке как искал:

"«Надобно знать, что поелику человек двойствен, т.е. состоит из тела и души, то и чувства имеет двоякие. Есть пять чувств душевных и пять чувств телесных. Душевные у мудрецов называются силами души, и суть следующие: ум, разум (рассудок), мнение (смысл), воображение и чувствование; телесные же чувства суть: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание. Отсюда происходят двоякие добродетели и двоякие пороки. И всякому человеку весьма необходимо знать в ясности, какие есть добродетели душевные, и какие добродетели телесные, а также какие душевные и какие телесные страсти.»

То есть:

1. Ум
2. Разум (рассудок)
3. Мнение (смысл)
4. Воображение
5. Чувствование

Интересно было бы услышать комментарии участников форума на это место.

22
А кто пытался разобрать себя на три человека!?
Я пытался. Очень увлекательно.

23
Если вы ищите, то это уже хорошо. Рассуждение, высшая добродетель и с помощью её, вы выйдите к  Мудрости, матери всего знания.
Благодарю за поддержку и добрый совет.

24
И я не о таком понимании говорю, здесь можно обьясниться и понять друг друга. В непонимании умов, такого не может быть или может, но редко.
Плотский разум, мышление, не поймет духовный, духовный понимает всех.
Строго говоря так оно и есть, но все здесь весьма изменчиво и возможно ли, чтобы в одно мгновение ум изменился из плотского в духовный? Вот, скажем, имея "плотской разум", я стремлюсь к обретению духовного, и на пути своих исканий обращаюсь с вопросом о душевных чувствах к имеющим разум духовный, потому что откуда же еще мне получить просвещение темноте моей? Ну а духовный человек, он-то ведь увидит и поймет, что отвечать мне нужно по мере моего духовного состояния, просто, как ребенку. Ну или не отвечать совсем, конечно, может не пришло еще время для ответов, это тоже может быть.

25
Каждый человек, имея свой ум, не понимает другого.
Да, это верно. Вот, например, мой ум не понимает: сообщение Ваше выглядит как цитата, впрочем, из-за того, что нет подписи чья именно, думает: "быть может это просто ошибся человек при наборе, и на самом деле это его  самого размышления?.." Непонимание? Налицо.

Цитировать
Бог из за нашиш грехов, некогда смешал языки и люди перестали понимать друг друга.
И это из-за грехов, это точно. Согласен. Или из-за невнимательности, тоже бывает.

Когда человек достигает духовного чувствования, он описать их не может.
«Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке ([только] не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.» 2 Кор. 12:1-5
Полагаете, что на мой вопрос нельзя ответить словами?
 

26
Натолкнулся на еще оно место там же в 4-м Слове: "ум есть одно из душевных чувств".

Есть еще варианты?

Да, и, если это конечно возможно, чтобы ответ выглядел как можно проще, типа:

1. Ум
2. ...
3. ...
и т.д.

27
Мы предлагаем следующее распределение душевных чувств /.../ радость, удовольствие, легкость,ощущение счастья, ликование, спокойствие, удовлетворенность, уверенность; тоска, тревога, страх, боязнь, неудовольствие, зловещее чувство, уныние, ностальгия, отчаяние, ужас, испуг, злость, гнев, ярость, зависть, ревность, скука...
По аналогии с телесными чувствами все вышеперечисленное является скорее предметами чувствования, как если бы на вопрос о том, что такое телесные чувства прозвучал бы ответ, что это свет, формы, звуки, сладость и т.п., т.е. то, что воспринимают органы чувств - зрение, слух, вкус... То же, что св.Исаак называет "чувствами", это, насколько я понимаю, не то, что воспринимается, а сами органы чувств, при "смежении" (затворении, закрытии) которых "сердце приходит в изумление".

Натолкнулся на еще оно место там же в 4-м Слове: "ум есть одно из душевных чувств". Но это не очень-то вписывается в то, что
Душевными чувствами считались в то время (вслед за Аристотелем) подчиняющиеся разуму части неразумной души
Хотя в ответе в целом что-то есть, только не пойму пока что, потом еще раз на свежую голову перечитаю.

Есть еще варианты?


28
В 1-м слове у св.Исаака говорится: "сердце приходит в изумление при смежении  двояких чувств его, плотских и душевных". Под плотскими чувствами подразумеваются пять телесных чувств (поправьте меня если я ошибаюсь), а что подразумевается под чувствами душевными? Что это за душевные чувства и сколько их?

Страницы: 1 [2]