Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Сообщения - Пафнутий

Страницы: 1 [2] 3 4 ... 6
16
Диалог / Re: Темная Ночь Души
« : 04 Август 2022, 16:31:54 »
Сергий, благодарю за уместную отсылку к опыту старца Василиска.
Частично ознакомившись с  'Житие монаха и пустынножителя Василиска, писанное учеником его Зосимою Верховским' обнаружил места, перекликающиеся с темой нашей беседы и описывающие поворотные моменты в начале пути поиска подвижника Василиска.
Небольшой набор значимых, по моему восприятию, цитат для примера:

'Тогда сам настоятель пошёл с ним один за ограду к озеру; а в ту ночь был мороз, озеро и затянуло. И сказал ему настоятель отец Клеопа, искушая его: «Иди побегай по льду, крепок ли?» – зная, что не может выстоять лёд, одну ночь только замёрзший. Василий, нимало не противореча, ни помысля, что не подымет лёд, побежал. Тогда возбранил ему настоятель и сказал: «Благо тебе будет, сын мой, и преуспеешь в монашестве, если всегда так послушлив будешь с отцом духовным!» Напутствовав его, любезно благословил и отпустил на безмолвное пустынное житие.'

'...И пришел <Василий> к живущим там пустынникам Павлу книжному и Иоанну безграмотному, который был кроток и смирен нравом и прост сердцем.

Павел же яко книгочтец жил сам по себе, не имея наставляющего и даже советующего ему, надеясь на себя, и был многокнижен и житием жил подвижным, но вспыльчив был нравом и самонравен, поэтому сожительствующих близ него негодованиями своими оскорблял...
Господь, хотя, чтобы он, Павел, в смирении пребывал, нежели со мнением подвижное житие проводил, того ради попускал и не помогал ему Бог брань преодолевать, но побеждаться; сего ради умысли себе руку отсечь как виновную в таком падении...

Видел же Старец мой Василий прежде помянутого отца Иоанна престарелым и слепым, но богомыслием просвещенный и боголюбием объятый, кротостью, терпением и смиренномудрием удобренный и великую веру к Богу имеющий, когда уже и ослеп, не хотел оставить своё пустынное житие, говоря: «Если благословит Бог, то силен не оставить меня слепого»...
Полезно объявить о кротости и безгневии сего отца Иоанна, ибо всю свою жизнь Старец мой Василий, вспоминал его безгневие, незлобие и терпение...

От сих двух отцов – Павла, руку отсекшего, и этого Иоанна, так богоугодно пожившего, и от бывших с ними происшествий много воспользовался мой Старец (Василий), ибо крайне стал опасаться на себя вознадеяться или следовать своему мнению, видя такого мужа, как Павел: разумного, книжного и подвижного, но за непринятие усердных советов в такое лютое безумство низведшегося и до такой степени прельстившегося; напротив же того отца Иоанна – смиренно пожившего и за то блаженно так и свято скончавшегося...'


Можно почти весь текст цитировать, потому что вижу в нём общую настойчивую идею, проходящую 'красной нитью': смирение есть утишение самонадеянного самомнения (то бишь, тяги к формированию 'самооценки'), как способность ввериться воле мудрого опытного духовного наставника, а значит, в последствии, и воле любящего Бога, непрестанно практически выверяя (а не теоретически самооценивая) свой путь к стяжанию Святого Духа.
Ещё не окончил чтение и, вероятно, наставления о важности укрепления самооценки появятся позднее, но мне уже сейчас были бы полезны ваши интерпретации данного текста, через призму 'критериев', опытно выработанных вами.
Вы поможете мне изыскать в тексте указания, наставления, призывы к практике 'критериев истинности' для формирования 'экспертной самооценки' искателя на пути к Богу? Спасибо.

17
Диалог / Re: Темная Ночь Души
« : 03 Август 2022, 23:23:23 »
Сергий, благодарю за предупреждение о возможных неточностях в переводах Мистагогии, когда переведёте целиком - неизвестно, так что придётся знакомиться с тем вариантом, который найду во всемирной паутине.

С вашего позволения вернусь к обсуждаемой теме.
'...Вы напрочь забыли про такую беду, как прелесть...'
Вы правы, вроде написал 'всё правильно', но очевидную опасность прелести упустил из виду, зато наконец осознал для какой важной цели вы предусмотрительно выработали 'свои собственные личные критерии истинности'.
Правильно ли теперь понимаю, что человек, практикующий метод 'экспертной самооценки', может более не беспокоиться об этой напасти, ведь достижение '"смирения", которое на самом деле и есть и действие, и продукт самоанализа и самоконтроля человеком своего духа на предмет прелести, которые как раз и совсем невозможны без "критериев истинности"', потому что 'свои собственные личные критерии истинности''полностью и учитывают вариант такой беды человека, как прелесть[/i]'?

Поясните, из вашего опыта, ещё непонятные для меня нюансы в практической применяемости метода 'экспертной самооценки':
что гарантирует беспристрастность (объективность) самооценки, если степень собственной беспристрастности искателя неизбежно оценивается тем же экспертным 'методом', с использованием его же 'личных индивидуальных "критериев истинности"'?
И как можно выявить беду прелести у других, когда обсуждаемые 'критерии' предполагают лишь внутреннее использование, кроме исключительного случая добровольно сформированной пары 'старец-послушник'?
У меня есть осторожное умозрительное предположение, но всё же, думаю, будет полезнее услышать ваше пояснение из опыта.

'...по критериям истинности, разработанными в веках святыми отцами для такого делания.' (ц)
Помню, ранее вы постулировали несколько иное: 'св. отцы просто дают нам общий принцип формирования каждым из нас своих личных индивидуальных "критериев истинности" - и не более того.' (ц)
Чем новый вариант происхождения 'критериев' сейчас более уместен, нежели прежний?

'Пафнутий, я ожидал от Вас большей осведомлённости в этих вопросах ...'
Спасибо за ваши необоснованно завышенные ожидания в адрес моей компетенции, но всё же зря ожидали, ибо где вы видели человека большой осведомлённости, постоянно задающего вопросы?

18
Диалог / Re: Темная Ночь Души
« : 02 Август 2022, 21:03:50 »
Сергий, более чем познавательная цитата из книги, хотя не припомню, чтобы мы её с вами обсуждали.
Уже в начале вижу настойчивый акцент автора на необходимости навыка ума к созерцанию неизреченного безмолвия (как пути к истине), который вас неизменно смущает фантомным образом 'овоща'. В тексте не увидел описания целей, которые достигаются посредством продвигаемого вами метода 'экспертной самооценки'. Точнее сказать, 'очень пространная цитата из Мистагогии' не содержит опытных наставлений о необходимости каких-либо 'самооценок' искателя. Понравилось чистое и ясное осмысление автором пережитого опыта; непременно ознакомлюсь со всем произведением в ближайшее время. Благодарю, что предоставили такую возможность.

Ваше дополнительное пояснение укрепило существующий у меня диссонанс между воспринимаемыми смыслами из писаний святых отцов и ваших текстов. Позвольте схематично поясню своё восприятие, если обнаружите места принципиального несоответствия, то поправьте.
Цель практики заключается в стяжании Святого Духа, в следствии которой искатель, из самой своей сердцевины, наполняется любовью, ведь это и есть сам Утешитель.
Состояние любви насыщает ум, сердце и тело практика, преображая, переполняя их; трансформирует мировосприятие (метанойя).
Основой мысли, дела и жизни человека становится Святой Дух (любовь).
Именно благодаря Его водительству, а не 'экспертной самооценке' искателя, ум приходит к познанию даров, восхищению истиной.
Познание это индивидуальное, то есть невыразимо как абсолютное знание для внешнего мира, потому что каждый может познать Истину, но никто не способен Её выразить, ибо это прерогатива Духа: лично донести Истину до каждого искателя. Человек же может отдавать своё состояние умиротворения Божьей любовью другим лишь косвенно, 'делами любви', то есть через свои слова, дела, участие в жизни людей; может также создавать индивидуальные интерпретации своего опыта и открывшихся истин, которые будут подобными, но не идентичными Истине.

Когда человек чем-либо переполнен, то он без всякой меры отдаёт это окружающим, а значит, если он преисполнен в избытке состоянием умиротворения Утешителя, то именно Им будут наполнены его слова, дела, участие. Если же человек в присутствии Святого Духа будет практиковать метод 'экспертной самооценки', наполняя себя 'самооценкой', то что этот человек будет обретать себе и отдавать другим, через свои слова, дела и участие, игнорируя присутствие и водительство Утешителя?
Складывается впечатление, что метод 'самооценки' сам по себе является утешительной целью, ибо присутствие самого Утешителя для него избыточно, ведь неизменно водительствует только самонадеянный ум человека, опирающийся на свою 'самооценку'.
Если понимаю метод из ваших объяснений превратно, то, пожалуйста, внятно поясните: какой важной цели позволяет достичь инструмент 'экспертной самооценки' искателю, в действительном присутствии Святого Духа? Спасибо.

19
Диалог / Re: Темная Ночь Души
« : 01 Август 2022, 14:15:16 »
Сергий, благодарю за детальное пояснение вашего восприятия темы, обсуждаемой нами.
Для сохранения моего ускользающего понимания наиболее важным оказался постскриптум к вашему сообщению.
В нём сконцентрировано много важной информации, которую вам удалось, через свой опыт, выразить очень ёмко.

Сожалею, складывается впечатление, что мы устремлены к различным целям в практическом поиске и по этой причине изыскиваем несходные способы их достижения. Полагаю, именно нечёткое понимание ключевых целей, достигаемых вами, способствует моему недоумению о вашем подборе методов (инструментов) поиска.

Вы можете обстоятельно пояснить для каких значимых целей искатель сохраняет или обретает метод 'экспертной самооценки' после стяжания им сокровенного мистического опыта?
Спасибо.

20
Диалог / Re: Темная Ночь Души
« : 30 Июль 2022, 14:51:55 »
Сергий, вы правы, меня смутило использование строгого научного термина в обсуждаемом словосочетании, но ваше последующее поясняющее расширение до 'свои собственные личные критерии истинности', устранило прежнее недопонимание этого нюанса.
Наконец уяснил, что словосочетание 'критерии истинности'  - завуалированное определение индивидуальной оценки истинности искателем чего-либо по собственным критериям только для внутренних нужд поиска, но всё равно 'это самые настоящие критерии истинности, что понимать крайне важно', хотя они 'имеют СУГУБО личностный окрас и внешним образом вне индивидуального восприятия конкретного человека верифицированы извне быть не могут'.
Как исключение, могут использоваться для внешнего экспертного применения, в случае добровольно сформированной пары 'старец-послушник'.
Также осознал, что использование 'критериев' формирует 'экспертную оценку' 'самого себя самим собой', то есть проще говоря - экспертную самооценку.
Благодарю, в этом моменте разобрался.

Позвольте прояснить другой момент, неочевидный для меня теперь, в свете нынешнего понимания предыдущего.
'Научный подход', 'отчасти похожий на метод "экспертной оценки"', искателю необходимо самостоятельно вырабатывать, из общих принципов святых отцов, для достигания им опыта стяжания Святого Духа или метод формируется у него самопроизвольно, как закономерный результат переживания данного мистического опыта?
Если вам сложно вербализировать личное пояснение, то вполне уместно явно обозначить цитату кого-либо из святых отцов, в которой освещается данный аспект. Спасибо.

21
Диалог / Re: Темная Ночь Души
« : 29 Июль 2022, 17:27:38 »
Сергий, благодарю за ваш кропотливый труд по изысканию необходимых цитат.
Внимательно ознакомился с ними. Мне очень близок ход ваших размышлений, однако, как ни странно, мои результирующие выводы отличаются от ваших.

Позвольте озвучить, возможно так вы сможете указать места, где начинаю спотыкаться и скатываться к неочевидным выводам.
В моём восприятии, святые отцы, как люди имевшие опыт приобщения к Святому Духу, описывают общие правила, инструкции, наставления, предостережения и т.д., то есть общие руководства к действиям на пути продвижения к стяжанию Духа, отмечая данный путь общими ориентирами, дабы искатели не слишком отклонялись от направления, ведущего к цели практики - Богу. 'Критериев истинности' в их текстах не вижу, ведь подобные инструменты, в моём понимании, подразумевают возможность универсальной и абсолютной оценки чего-либо (помыслы, плоды и т.д.) на сокровенном пути следования каждого практика. Практиков же объединяет только опыт Святого Духа, благодаря чему прослеживается сходность, но не одинаковость их интерпретаций мистического опыта.

Вы часто упоминаете об индивидуальности сокровенного пути к Богу, в чём с вами солидарен, но если бы существовали 'критерии истинности', универсально и бесспорно оценивающие истинность ориентиров выбранной практики, то путь был бы одним для всех, по которому все искатели, взявшись за руки, шли и неизбежно приходили к Богу, то есть ни у кого не было бы сомнений и разногласий. Для меня присутствует неустранимое противоречие возможности создания абсолютных оценок из индивидуального опыта.

Вы привели глубокую цитату:
'Я – дверь: кто войдет Мной, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пастбище найдет' (Ин. 10:9)

Добавлю:
'Лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову' (Мф. 8:20)
'Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.' (Ин. 14:23)
Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы. (Кор.3:16-17)

Обозначено, что дверь - Иисус. Дверь ведёт на пастбище, в обитель,  храм (в каждом человеке), где пожинаются дары, плоды...
В моём восприятии, Иисус, не имеющий 'где приклонить голову', это общее для всех практиков состояние (стяжание ключа к Двери или Пастыря - Святого Духа), через которое каждый из искателей входит в свою сокровенную обитель (сотворённую Отцом, Сыном и Святым Духом), храм, пастбище, где и пожинает сердечным умом сокровенные плоды Духа (индивидуальные опытные интерпретации) о единых для всех Истине, Жизни, Пути.

Поясните мне, где могут укрываться 'критерии истинности', если пути к Единой Двери (вербально неописуемый опыт) - множественные, а после Неё - множественные обители, пастбища, храмы, по числу ищущих?
Пожалуйста, подскажите выход из моего непонимания практического назначения и цели 'критериев истинности' на индивидуальном пути поиска. Спасибо.

22
Диалог / Re: Темная Ночь Души
« : 28 Июль 2022, 17:11:32 »
Сергий, благодарю за тёплые слова и сердечно надеюсь на последующие взаимополезные изыскания вне спонтанного эмоционального фона.

Позвольте совместно с вами исследовать потенциальные истоки и мотивы появления словосочетания 'критериев ИСТИННОСТИ'.
'Да и зачем Вам мой пересказ слов св. отцов их опыта-научения в этом вопросе о "критериях истинности"?' (ц)
   'Так что надо просто научиться ОПЫТНО следовать правилу "различения помыслов", известному от св. отцов, и критерий истинности готов.' (ц)

Согласен с вами, из опыта наших обсуждений уже удостоверился, что в одной и той же цитате мы зачастую усматриваем несходный смысл.
Поэтому,  если вместо пересказа слов с.о. 'о "критериях истинности"', вы явно укажите таковые (по вашему мнению) цитаты о 'критериях',
то нам представится возможность выявить точки (не)сходности нашего восприятия смыслов в читаемом, через непосредственное обращение к первоисточнику.
Думаю, так скорее устраню своё недопонимание, что же скрывается за этим словосочетанием и какие неодолимые препятствия оно призвано устранять в практике.

P.S. прозелит, Александр, не знаю, уместна ли подобная беседа здесь?
Если она кардинально размывает содержание данного топика, то прошу переместить её в более подходящее место. Спасибо.

23
Диалог / Re: Темная Ночь Души
« : 27 Июль 2022, 21:17:29 »
Сергий, сожалею о том, какой оборот приняли уточняющие вопросы, но, полагаю, что ни происходит - всё к лучшему. Не обессудьте.
Благодарю за ваши пылкие сообщения, из них получил зёрна интересной информации о себе для внутреннего исследования.
Вы в состоянии закончить пояснения по неозвученным моментам о 'критериях ИСТИННОСТИ' или на какое-то время тема для вас не актуальна?

24
Диалог / Re: Темная Ночь Души
« : 22 Июль 2022, 15:23:52 »
Сергий,
'Пафнутий, вопрос самый простой.' (ц)
Если ваш сокровенный 'вопрос самый простой', то какая неодолимая причина принудила вас отвечать на него взамен явно заданного?

'... от оценок действия ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЯ Бога в этом мире тебе всё равно не уйти никуда.' (ц)
Насколько высока практическая значимость теоретических 'оценок действия ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЯ Бога в этом мире' умом человека, ещё не ставшего 'Богом по благодати'?

'И вот тут-то критерием и выступают дела любви и оценка твоего состояния духа в их процессе, даже и "теоретическом" тоже...' (ц)
Полагаю, искренние 'дела любви' не критерий, не '"теоретический" процесс', а непрестанная практика обретения нищеты духа, смирения, как краеугольного камня пути к стяжанию Святого Духа.
Внеблагодатная умственная 'оценка твоего состояния духа' в 'делах любви', также не мерило, а подспудное средство самообмана ума, потому что наличие умственных 'критериев' лишь способствует иллюзии подконтрольности уму течения 'процесса перемены ума-духа-сердца', понимания замыслов Бога и прочего, тем самым пестуя гордость и попирая смирение, следовательно, отдаляет стяжание Духа, ведь 'Дух дышет, где хочет' (Ин 3:8 ).
Ведомо ли человеческому уму вне благодати, где хочет дышать Дух?

'возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим' (Мф.11:29)

'Без смирения в духе спастись невозможно, а смирению от одних слов научиться нельзя – требуется практика, чтобы кто трепал нас, и мял, и выколачивал кострику, без чего и в Царствие Божие попасть нелегко, которое многими скорбями приобретается.' ('Письма...' Антоний Оптинский)

'Бедственно любопытствовать о глубине судеб Божиих; ибо любопытствующие плывут в корабле гордости.' ('Лествица или Скрижали духовные' Иоанн Лествичник)

'Какое можешь иметь себе извинение, какое снисхождение, предаваясь такому безумию и глупости, когда желаешь постигнуть непостижимое и доискиваешься основания всякого Промышления Божиего?' ('Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями' Иоанн Златоуст)

'Если не будет в человеке крайнего смирения, смирения всем сердцем, всем умом, всем духом, всею душою и телом — то он Царствия Божия не наследует.' ('Наставления святого Антония Великого', Добротолюбие)

'Ничто так и не содействует стяжанию внутреннего мира, как молчание и, сколько возможно, непрестанная беседа с собою и редкая с другими.' ('Наставления прп. Серафима Саровского', 'О мире душевном')

25
Диалог / Re: Темная Ночь Души
« : 20 Июль 2022, 23:11:49 »
Сергий, благодарю, думаю, что уловил призрачную взаимосвязь, упущенную мною.
Теперь полагаю, ваше размышление о незаменимости 'процесса перемены ума-духа-сердца человека'  'делами любви' и вывод 'надо заниматься и тем и другим', были ответом на мой вопрос о том, что заставляет человека непрестанно строить теоретические догадки о свойствах вещей, открывающихся  со временем через практическое стремление.

Согласен, оригинально и неожиданно, но тогда необходимо пояснение, что, в вашем восприятии, является теорией, а что - практикой, в показательно выбранной вами паре 'дела любви'--'процесс перемены ума-духа-сердца', чтобы увязать ваш внутренний отклик с вопросом.
Или лучше - явно озвучьте вопрос на который вы отвечали, всё-таки знание скрытого вопроса будет для меня познавательнее.
Спасибо за неравнодушные сообщения ко мне.

26
Диалог / Re: Темная Ночь Души
« : 19 Июль 2022, 17:01:28 »
Сергий, простите, но весьма беспечно пренебрегать подробностями и деталями, как говорится, в них кроется 'дьявол'.
Например, новая открывшаяся подробность: 'И, увы, никакие дела любви не заменят этот процесс перемены ума-духа-сердца человека...' (ц)
В варианте: 'этот процесс перемены не заменит никакие дела любви' - был бы всецело солидарен.

Если смиренно обречённое 'увы, никакие дела любви не заменят...' - это осознанное убеждение, то в чём тогда для вас сакральный мотив 'этого (незаменимого) процесса'?
В приумножении возвышенных, но безблагодатных слов, необеспеченных 'конкретным содержанием'?

'Дело совсем не в словах, а в чувствах к Господу.
Духовное горение сердца к Господу есть любовь к Нему. Она загорается от прикосновения Господа к сердцу.
Как Он весь есть любовь, то прикосновение Его к сердцу тотчас и возжигает любовь к Нему. А от любви — горение сердца к Нему.
Вот это и должно быть предметом искания.
' (Феофан Затворник)

27
Диалог / Re: Темная Ночь Души
« : 17 Июль 2022, 16:05:41 »
Сергий, благодарю за краткое и ясное сообщение ко мне, наполненное неподдельной простотой и смирением.
Оно многое проясняет, но не разъясняет важный ключевой момент, неподдающийся моему пониманию.
Буду признателен вам, если поможете найти ему разумное объяснение.

'Но пытаться нам познать замысел Бога, Им никак не возбраняется, никак.
Чем только и пытаюсь заниматься.
' (ц)

Что заставляет человека, ещё не ставшего Богом по благодати, прилагать несметное количество сил и времени на построение теоретических догадок о замыслах Бога, свойствах любви-агапе, абсолютных критериях добра и зла, если в положенное время, при снисхождении благодати, эти истины будут открыты его уму Святым Духом?
Как вы думаете, посвятив это драгоценное время и силы своей жизни поиску, изучению и устранению собственных несовершенств, таковой человек, тем самым, смог бы приблизить ПРАКТИЧЕСКИ, а не теоретически, момент постижения столь долгожданного истинного знания, открывающегося в состоянии Бога по благодати?

28
Диалог / Re: Темная Ночь Души
« : 16 Июль 2022, 21:31:32 »
Сергий, вы заинтриговали моего любознательного внутреннего исследователя :)
Благодаря ёмкому ответу Прозелита на пост, который был адресован нам обоим (Прозелит, спасибо вам.), вы неожиданно приоткрыли прежде сокрытые пласты своих убеждений, из которых, полагаю, и произрастают теоретические догадки об 'овощах', 'экстровертах' и им подобное, поэтому позвольте подивиться содержанию вашей цитаты:

'Ни Творцу не нужна, ни твари не нужна их единосущность.
Просто Бог Творец творит в Своей любви более совершенную тварь, реально тварь СЛОЖНУЮ, а не ПРОСТУЮ, как Он Сам.
И смысл Его задумки то как раз не в редукции - вот уж клише, так клише! - а в рождении твари в духе её по образу и подобию Бога в направленности всего смысла существования твари, разумеется, именно по образу и подобию Бога тоже. Ну, это же так просто. Ну, хоть оторвитесь от своих клише с непременной ценностью редукции от сложного к простому, как смыслу аскетики.
Суть и замысел Творца не в редукции твари к Его "простоте", - НИКАК! -а в обретении тварью САМОЙ В СЕБЕ вечного смысла своего существования по образу и подобию её Творца, что есть и рождение свыше и сыновство.
И тогда то только можно сказать, что "я в Отце и Отец во мне, и что я и Отец одно"...
Так что удел твари, ставшей Богом, также только один - это без конца творить новые миры и новых тварей в нём, причём ещё более сложных и совершенных, и возводить их в синергии в сыновство, а никак не тупая редукция "в ПРОСТОТУ".
Простота же Бога на деле всего лишь в простоте Его вечно благих движений действий в реализации Его любви-агапе и более ни в чём.
'

Если кратко резюмировать:
ПРОСТОЙ Бог создаёт в Своей любви-агапе 'реально СЛОЖНУЮ тварь, а не ПРОСТУЮ, как Он Сам' и у твари этой, 'ставшей Богом' (вероятно, Сложным, ибо породил его Простой),  только один удел '- это без конца творить новые миры и новых тварей в нём, причём ещё более сложных и совершенных, и возводить их в синергии в сыновство...'.

Ваше изречение 'оторвитесь от своих клише с непременной ценностью редукции от сложного к простому, как смыслу аскетики' - это призыв  идти от Простоты, то есть вашими словами, от 'Простого Бога' простота которого 'в реализации Его любви-агапе', к Сложности, чтобы исполнять 'замысел Творца': 'без конца творить новые миры и новых тварей в нём, причём ещё более сложных и совершенных, и возводить их в синергии в сыновство...'?
От Простоты (Бог) к Сложности (что это?, рекурсивное порождение сущностей?)?

Сергий, ежели стремление к Простоте Бога, есть устремление к Его любви-агапэ, порождённой Им 'в простоте Его вечно благих движений действий', то куда же направляетесь вы, будучи 'СЛОЖНОЙ тварью', которой надобно 'без конца творить новые миры и новых тварей в нём, причём ещё более сложных и совершенных, и возводить их в синергии в сыновство...'?
Вы - это 'СЛОЖНАЯ тварь', уже ставшая Богом (предположительно, Сложным), который породит ещё более Сложных тварей, которые станут ещё более Сложными Богами?
Вы это серьёзно? :)
'Скажите, что это такое ЯСНО и КОНКРЕТНО' (ц)

29
Диалог / Re: Темная Ночь Души
« : 15 Июль 2022, 17:29:55 »
Сергий,
'Но дальше то что?!
Никто об этом ни на йоту не задумывается и не готовится к этому.
И что?
' (ц)

Допускаю, в запальчивости вы запамятовали:

'...когда благодать Святого Духа придет в человека посредством молитвы, тогда молитва прекращается, так как ум тогда весь овладевается благодатью Святого Духа и не может более действовать собственными своими силами, но пребывает бездействен и повинуется только Духу Святому, и куда хочет Дух Святой, туда и ведет его, или в невещественный воздух Света Божественного, или в другое какое созерцание несказанное, или, как часто бывает, в Божественную беседу...
...когда сия благодать Духа Святого сойдет на кого-либо, то не что-либо обычное показывает ему из вещей чувственного мира сего, но показывает то, чего тот никогда не видел и не воображал. Тогда ум такого человека научается от Святого Духа высшим и сокровенным тайнам, которых, по божественному Павлу, 'ни око человеческое не может видеть, ни ум уразуметь сам собою никогда' (ср.: 1 Кор. 2, 9).
И чтобы тебе понять, как ум наш видит их, вникни в то, что я скажу тебе.
Воск, когда далеко от огня находится, бывает тверд, и можно взять его и держать; но как только ввергнешь его в огонь, тотчас растаивает, и там в огне возгорается и горит, и бывает весь светом, и таким образом кончается весь среди огня.
Так и ум человеческий, когда один сам по себе бывает, не встретясь с Богом, тогда уразумевает, как обычно, окружающее его по силе своей, – когда же приблизится к огню Божества и к Духу Святому, тогда весь всецело овладевается огнем Божественным, и бывает весь свет, и там в пламени Духа Святого возгорается, и разливается в Божественных помышлениях, и никак невозможно ему тогда среди огня Божества помышлять о своем и о том, о чем хочет.
'
(св. Григорий Синаит 'Из жития преподобного отца нашего Максима Кавсокаливита. Об умной благодатной молитве', Добротолюбие)

Оснований для авторских тезисов:
- 'Так что отказ от слов и образов в деле познания Единственно Верного и Истинно Свободного просто есть большая глупость, которая, разумеется, не имеет ничего общего с реальностью',
- 'Бог экстраверт',
- 'Да, тогда мы вовсе и не нужны Богу, как просто овощи, без всякого движения ума в нас', в трудах исихастов не нашёл.

Пожалуйста, опубликуйте ссылки на первоисточники, для меня будет поучительно ознакомиться с опытными обоснованиями авторов, на которых вы, полагаю, строите свои самобытные интерпретации.

30
Диалог / Re: Темная Ночь Души
« : 14 Июль 2022, 14:53:24 »
Сергий, из вашего пояснения понимаю так, что 'вместо того чтобы воспринимать его ('поток' жизни) непосредственно и непрерывно', уму необходимо беспрестанно объяснять (интерпретировать) человеку словами, что, по его мнению, человек видит, слышит, обоняет, осязает, его вкусовые, кинестетические, висцеральные, болевые и другие ощущения, все субъективные переживания по неодолимой причине: 'Бог не интроверт... Бог экстраверт.'?
Значит причина неукротимой внутренней 'болтовни' ума человека - внешняя, как неизбежное следствие 'по образу и подобию'?

В моём представлении, постоянный 'монолог' ума лишает человека внутреннего покоя и безмолвия, развивая внутреннюю глухоту ко всему и всем, концентрируя всё внимание на процессе переработки нескончаемой словесной 'массы'. В чём здесь 'служение Богу-экстраверту', который из-за собственного беспрестанного внутреннего монолога тоже не 'услышит' своё творение, подобное Ему, или вы подразумевали нечто иное, говоря: 'А тогда от процесса "пеленать 'поток' жизни, для самого себя, в отдельные и окончательные слова" никак уже не уйти, ибо это теперь твоё служение Богу.'?

'Наш ум-сердце просто на деле и состоит из слов и ими только и движется опять же по словам и образам. Ну, мы просто так устроены. И другого не дано.' (ц)
Или всё же союз 'очищенного ума-сердца' порождает не словесный гул, а безмолвие (ἡσυχία), которое обостряет внутренний 'слух', восприятие человека к Его неиссякаемому бессловесному проявлению в 'потоке' (процессе) жизни?

Страницы: 1 [2] 3 4 ... 6