16
Диалог / Re: Темная Ночь Души
« : 04 Август 2022, 16:31:54 »
Сергий, благодарю за уместную отсылку к опыту старца Василиска.
Частично ознакомившись с 'Житие монаха и пустынножителя Василиска, писанное учеником его Зосимою Верховским' обнаружил места, перекликающиеся с темой нашей беседы и описывающие поворотные моменты в начале пути поиска подвижника Василиска.
Небольшой набор значимых, по моему восприятию, цитат для примера:
'Тогда сам настоятель пошёл с ним один за ограду к озеру; а в ту ночь был мороз, озеро и затянуло. И сказал ему настоятель отец Клеопа, искушая его: «Иди побегай по льду, крепок ли?» – зная, что не может выстоять лёд, одну ночь только замёрзший. Василий, нимало не противореча, ни помысля, что не подымет лёд, побежал. Тогда возбранил ему настоятель и сказал: «Благо тебе будет, сын мой, и преуспеешь в монашестве, если всегда так послушлив будешь с отцом духовным!» Напутствовав его, любезно благословил и отпустил на безмолвное пустынное житие.'
'...И пришел <Василий> к живущим там пустынникам Павлу книжному и Иоанну безграмотному, который был кроток и смирен нравом и прост сердцем.
Павел же яко книгочтец жил сам по себе, не имея наставляющего и даже советующего ему, надеясь на себя, и был многокнижен и житием жил подвижным, но вспыльчив был нравом и самонравен, поэтому сожительствующих близ него негодованиями своими оскорблял...
Господь, хотя, чтобы он, Павел, в смирении пребывал, нежели со мнением подвижное житие проводил, того ради попускал и не помогал ему Бог брань преодолевать, но побеждаться; сего ради умысли себе руку отсечь как виновную в таком падении...
Видел же Старец мой Василий прежде помянутого отца Иоанна престарелым и слепым, но богомыслием просвещенный и боголюбием объятый, кротостью, терпением и смиренномудрием удобренный и великую веру к Богу имеющий, когда уже и ослеп, не хотел оставить своё пустынное житие, говоря: «Если благословит Бог, то силен не оставить меня слепого»...
Полезно объявить о кротости и безгневии сего отца Иоанна, ибо всю свою жизнь Старец мой Василий, вспоминал его безгневие, незлобие и терпение...
От сих двух отцов – Павла, руку отсекшего, и этого Иоанна, так богоугодно пожившего, и от бывших с ними происшествий много воспользовался мой Старец (Василий), ибо крайне стал опасаться на себя вознадеяться или следовать своему мнению, видя такого мужа, как Павел: разумного, книжного и подвижного, но за непринятие усердных советов в такое лютое безумство низведшегося и до такой степени прельстившегося; напротив же того отца Иоанна – смиренно пожившего и за то блаженно так и свято скончавшегося...'
Можно почти весь текст цитировать, потому что вижу в нём общую настойчивую идею, проходящую 'красной нитью': смирение есть утишение самонадеянного самомнения (то бишь, тяги к формированию 'самооценки'), как способность ввериться воле мудрого опытного духовного наставника, а значит, в последствии, и воле любящего Бога, непрестанно практически выверяя (а не теоретически самооценивая) свой путь к стяжанию Святого Духа.
Ещё не окончил чтение и, вероятно, наставления о важности укрепления самооценки появятся позднее, но мне уже сейчас были бы полезны ваши интерпретации данного текста, через призму 'критериев', опытно выработанных вами.
Вы поможете мне изыскать в тексте указания, наставления, призывы к практике 'критериев истинности' для формирования 'экспертной самооценки' искателя на пути к Богу? Спасибо.
Частично ознакомившись с 'Житие монаха и пустынножителя Василиска, писанное учеником его Зосимою Верховским' обнаружил места, перекликающиеся с темой нашей беседы и описывающие поворотные моменты в начале пути поиска подвижника Василиска.
Небольшой набор значимых, по моему восприятию, цитат для примера:
'Тогда сам настоятель пошёл с ним один за ограду к озеру; а в ту ночь был мороз, озеро и затянуло. И сказал ему настоятель отец Клеопа, искушая его: «Иди побегай по льду, крепок ли?» – зная, что не может выстоять лёд, одну ночь только замёрзший. Василий, нимало не противореча, ни помысля, что не подымет лёд, побежал. Тогда возбранил ему настоятель и сказал: «Благо тебе будет, сын мой, и преуспеешь в монашестве, если всегда так послушлив будешь с отцом духовным!» Напутствовав его, любезно благословил и отпустил на безмолвное пустынное житие.'
'...И пришел <Василий> к живущим там пустынникам Павлу книжному и Иоанну безграмотному, который был кроток и смирен нравом и прост сердцем.
Павел же яко книгочтец жил сам по себе, не имея наставляющего и даже советующего ему, надеясь на себя, и был многокнижен и житием жил подвижным, но вспыльчив был нравом и самонравен, поэтому сожительствующих близ него негодованиями своими оскорблял...
Господь, хотя, чтобы он, Павел, в смирении пребывал, нежели со мнением подвижное житие проводил, того ради попускал и не помогал ему Бог брань преодолевать, но побеждаться; сего ради умысли себе руку отсечь как виновную в таком падении...
Видел же Старец мой Василий прежде помянутого отца Иоанна престарелым и слепым, но богомыслием просвещенный и боголюбием объятый, кротостью, терпением и смиренномудрием удобренный и великую веру к Богу имеющий, когда уже и ослеп, не хотел оставить своё пустынное житие, говоря: «Если благословит Бог, то силен не оставить меня слепого»...
Полезно объявить о кротости и безгневии сего отца Иоанна, ибо всю свою жизнь Старец мой Василий, вспоминал его безгневие, незлобие и терпение...
От сих двух отцов – Павла, руку отсекшего, и этого Иоанна, так богоугодно пожившего, и от бывших с ними происшествий много воспользовался мой Старец (Василий), ибо крайне стал опасаться на себя вознадеяться или следовать своему мнению, видя такого мужа, как Павел: разумного, книжного и подвижного, но за непринятие усердных советов в такое лютое безумство низведшегося и до такой степени прельстившегося; напротив же того отца Иоанна – смиренно пожившего и за то блаженно так и свято скончавшегося...'
Можно почти весь текст цитировать, потому что вижу в нём общую настойчивую идею, проходящую 'красной нитью': смирение есть утишение самонадеянного самомнения (то бишь, тяги к формированию 'самооценки'), как способность ввериться воле мудрого опытного духовного наставника, а значит, в последствии, и воле любящего Бога, непрестанно практически выверяя (а не теоретически самооценивая) свой путь к стяжанию Святого Духа.
Ещё не окончил чтение и, вероятно, наставления о важности укрепления самооценки появятся позднее, но мне уже сейчас были бы полезны ваши интерпретации данного текста, через призму 'критериев', опытно выработанных вами.
Вы поможете мне изыскать в тексте указания, наставления, призывы к практике 'критериев истинности' для формирования 'экспертной самооценки' искателя на пути к Богу? Спасибо.