Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Сообщения - Верный

Страницы: 1 ... 11 12 [13] 14 15
181
Богословие исихазма / Re: Имяславие.
« : 19 Март 2010, 09:19:46 »
Аксук, спасибо и Вам.
Но я поразмыслил, еще остались вопросы, хотелось бы прояснить.
Первый. Господь создал наш мир Словом, «Оно было в начале… и все чрез Него начало быть…» В этом Слове Господь проявил свою сущность, как Творец нашего тварного мира, «всего видимого и невидимого», и проявил себя как Господь, в смысле Бог нашего мира. Очевидно также проявил Любовь… И получается, Господь проявил какие-то стороны своей сущности. Но было ли это Слово, сотворяющее мир, именем в полном смысле? Можно ли постичь Господа через имя, проявляющее отдельные стороны сущности Господа? И имел ли он ввиду, что это Слово и есть имя Его, проявлением Своим проявляя тварный мир? Не самонадеянны ли мы в том смысле, что имя охватывает полноту сущности Господа, а не его отдельные стороны?
Второй. В имябожиии считается, что Имя Господа и есть Бог, в основном на том основании, что это имя за пределами нашего тварного мира, нетварное. Действительно, имя за пределами. Оно является частью Божественной жизни, кстати сама эта Божественная жизнь тайна… Но вопрос, все ли нетварное Господом и есть Господь? Может за пределами тварного есть и другие нетварные Господом вещи, и необязательно нетварное – Господь?
Третий. Имя Господа открылось тварному человеку не сразу. Человек создает это имя в сотворчестве с Божественным. Человеку открываются разные Божественные имена, раскрывающие разные черты, стороны сущности Господа. Господь открывается человеку с разных сторон. Можем ли мы считать, что постигли Имя Господа? Может нам открыта только часть сути имени Господа, самая малая в силу ограничений нашего разума. То есть открыто ли нам то Слово и имя, которым Господь творил наш мир?

182
Богословие исихазма / Re: Имяславие.
« : 18 Март 2010, 15:44:37 »
Да, договорились.
Даже можно сказать, сегодня Вы меня продвинули в Богопознании,
и натолкнули на воспоминание о "превосходящем себя имени Господа" и
о проявлении проявления Господа.
И мы договорились не отделять Господа и имя Его. 

183
Богословие исихазма / Re: Имяславие.
« : 18 Март 2010, 15:03:40 »
Цитировать
Мне немного непонятна эта временнАя шкала. Время есть свойство материи, имя - вечный объект, который может перемещаться по времени, синхронизировать нас с событиями прошлого или будущего...

Просто Вы натолкнули меня на воспоминание. На мое понимание, как Господь сотворил этот мир Словом. В отличие от все тварного, это Слово, что есть имя Господа, оно "раньше прошлого". С него и начинается отсчет времени из прошлого в будущее. Вы говорите о том, что "имя Господа превосходит свой предел". Всё правильно, оно превосходит и предел времени. Оно довременное, доначальное -
"в начале было Слово". Образно, мы все как бы смотрим в будущее, обращены лицами, а Господь обращен лицом на нас из будущего, "позже времени" (ведет нас туда Провидением и промыслом), а имя Его всегда в прошлом, всегда "раньше времени" (по сути вневременное).
Но имя Его проявляется (и для человека тоже), и Образ Его и Подобие Его, в связи с проявлением реального мира. Реальный мир проявляется, и имя Господа проявляется (взаимодействие человеческого и Божественного).
Господь своим проявлением проявляет причину реального мира - суть материального...

184
Богословие исихазма / Re: Имяславие.
« : 18 Март 2010, 14:01:55 »
Цитировать
А поскольку Господь - не вещь и не объект, его бытие есть абсолютное Имя, превосходящее себя, предельное.
Aksuk у. Да, я согласен. При проявлении в мире, Слово Господа, что есть Имя Господа, превосходит Его в прошлое. В отличие от всего тварного и человека, у которых имена превосходят их в будущее.
Но, наверное, таким образом, мы постигаем не Господа, а проявление Его в нашем мире, творение мира?

185
Богословие исихазма / Re: Имяславие.
« : 18 Март 2010, 13:41:29 »
Цитировать
Имя творится человеком в сотворчестве с Божественным. Имя Божие не творится человеческим произволом. Оно открывается человеку.
Имя - это место сотворчества человеческого и Божественной энергии.
И парадоксально утверждение "Имя Божие - есть Бог". Можно его понимать по-разному
Но возникает вопрос: Разве человек может творить Господа, сотворяя имя Его?

И вспомнилось представление как Словом Господь творит мир.
Цитировать
«У Творца (у Бога) Слово: Бог.
- Отец (Бог), я Слово Твое, не совсем Ты (Бог, но другая ипостась его), во мне Образ Твой (Богообраз), я Бог-Сын и предвечно рождаюсь от Тебя.-
 такой ответ (Бога-Богу) содержится в том же Слове «Бог»,
- Отец (Бог), и я, Святой Дух (Бог), не совсем Ты (Бог, но другая ипостась) и не совсем Образ Твой, во мне Подобие Твое (Богоподобие) и я исхожу от Тебя.
И Мы с Тобой Богом-Отцом, Творцом суть едины, одна воля, общее желание и единственное дело. Мы суть любовь, Сын Божий единосущен и равночестен Отцу, также и Дух Святой; Отец, Сын и Святой Дух — един Бог».
Просто к размышлению.. о Слове Бог...

Но может все таки не претендовать на то, что в имени Господа постигнут сам Господь? Будучи человеком можно общаться с Господом, но чтобы постигнуть Господа надо быть в Пресвятой Троице.

186
Богословие исихазма / Re: Имяславие.
« : 18 Март 2010, 11:25:44 »
Aksuk у.  В принципе можем говорить об одном и том же. Можно прославлять имя, как и все, что связано с Господом. И имя открывает путь к Господу.
Но я хочу обратить Ваше внимание на одну принципиальную вещь.
Имя творится человеком в сотворчестве с Божественным. То есть человек наполняет имя своим отношением. Надо правильно формировать своё отношение к имени. Любовь должна быть направлена сквозь имя, через имя, к Господу, не останавливаться на имени. Поэтому корректнее говорить: прославление Господа путем прославления имени Его. Не имя мы славим, но Господа. Подчеркиваю, очень важно наше отношение, наша любовь, куда она направлена. Направляя любовь к имени, мы отделяем имя от Господа, делаем его объектом отдельного культа.

Что касается о соотношении звука и образа. Действительно, как мне кажется, здесь ключи к пониманию творения мира Творцом. Раньше "образ плыл в звуке", сейчас "звук плывет в образе". Сам Господь триедин, безначален, и в прошлом и в будущем. Сотворяет мир из прошлого в будущее. А первослово безначального Творца порождает первопричину для мира. Творец проявляет себя в Образе и Подобии, своим проявлением создает причину проявления мира. Проявляет проявлением...
Но опять же нельзя сводить Господа к Слову, к имени...

187
Богословие исихазма / Re: Имяславие.
« : 17 Март 2010, 17:42:39 »
"Господь - не вещь и не объект, его бытие есть абсолютное Имя, превосходящее себя, предельное."

Вы же согласитель, что бытие Господа непостижимо, и он беспределен и безначален.
А имя - это вещь тварная, это символ. Причем вещь, тварная даже человеком, а не Господом. Именно человек обозначает Божественное символом, понимая, что за этим символом скрывается многое и непостижимое. Этот символ только как маяк, ночью на темном берегу, а за ним беспредельная невидимая даль...

Было бы все очень просто, если бы Господь был абсолютным именем. Слово Господа имеет, конечно, огромную силу. Словом сотворен наш мир. Но Господь по крайней мере три личности, это уже насколько более емко, чем просто имя...

188
Богословие исихазма / Re: Имяславие.
« : 17 Март 2010, 17:25:31 »
"Так это и есть имяславие - неотделимость Имени и Самого."
Я как раз и призываю не отделять имя Господа и Господа.
Не ставить себя перед выбором: Господь - или имя Его.
Прославляя именно отдельно имя, мы волевым актом прославления это имя отделяем, делаем имя отдельным объектом любви и наделяем этот объект какими-то особенными от Господа свойствами. Останавливаясь, удовлетворяясь именем, мы останавливаем общение с Самим Господом, а ведь Он Сам открыт для нас, для Богообщения.

Как пример, любить женщину - и удовлетворяться только прославлением её имени, считая, что её имя и есть она сама. А она живая, открыта для общения, для любви. Зачем же отделять от объекта любви его имя?

Мне кажется, Господь открыт каждому человеку, Он любит нас, и Он открыт для Богообщения, зачем отделять самого себя от Господа, отгораживаться от него Его же именем?
Хотя в прославлении всего, что связано с Господом нет ничего плохого, но нельзя фетишизировать Господа.

Еще усматривается, что именем Господа можно пользоваться. Даже если в благих целях, как же пользовать Самого Господа волей человека?

189
Богословие исихазма / Re: Имяславие.
« : 17 Март 2010, 12:43:18 »
Еще раз почитав дискуссию я пришел к трем выводам, не знаю согласятся ли со мною участники:
1. Важно славить имя Господа. Это символ, который заключает в себе большую духовную, даже Божественную силу. Важно славить чудотворные иконы. На них тоже может быть изображен Господь. Имя Господа открывает путь к Господу. Но важнее несопоставимо славить самого Господа, и не стремиться отделить имя Господа от Него.
2. Каждый, славя имя Господа, понимает, что он обращается к самому Господу и прославляет Его. Прославление имени - это способ прославления Господа, способ общения с Ним. Но есть и другие способы Богообщения как общение с Господом без слов, стяжание Святого Духа, "общение"с образами Господа на иконах... Они не хуже, чем прославление имени Господа.
3. Имя Господа - это не сам Господь, это путь к нему. С именем Господа на устах падший человек в тварном мире способен сотворить зло (это он может сделать с именем, но не с самим Господом).
Вот такие у меня мысли...

190
Богословие исихазма / Re: Имяславие.
« : 12 Март 2010, 13:13:30 »
А, вот, еще одна мысль про имя Господа.
Если сейчас прямо в Интернете обратиться: "Господь, откликнись!"
Ведь откликнется же человек десять с разных концов Земли,
и будут они человеками, а совсем не Господом.
Очевидно же, что имя отделено от Господа и пользуется людьми.
Надо славить Господа!

191
Богословие исихазма / Re: Имяславие.
« : 12 Март 2010, 12:42:45 »
Здесь мы обсуждаем в основном авторитетность различных источников по имяславию, а не сам вопрос по сути.
Хотелось бы услышать мнение участников форума.
Действительно кто-нибудь считает, что Господь - это символ?
Мне кажется очевидным, что Господь не символ, символ не Господь. Имя - это символ. Зачем славить имя, если рядом с нами каждый день Живой Триедин Господь, надо славить Его. Зачем отделять имя от Господа?  Разве это не путь к идолопоклонству, к фетишизму? И второй вопрос, в чем присутствует в тварном мире Господь существом, а в чем энергиями. Существо непознаваемо, очевидно мы не сможем ответить на этот вопрос. А вот энергии, благодать Господа. В зле их, очевидно, нет. А в иконах, в других символах, в именах Господних, как они присутствуют? Например, Воля Господа в каждой воле, но воля человека отделена от Господней, и человек может упасть, творить зло.Что такое поняли имяславцы про присутствие Господа в тварном, или о взаимодействии тварного и Божественного?

192
Богословие исихазма / Re: Имяславие.
« : 11 Март 2010, 17:59:28 »
В 1913 учение имяславия было рассмотрено комиссией преподавателей Богословской школы Вселенского Патриархата на Халки во главе с митрополитом Селевкии Германом. Комиссия признала учение неправославным; Константинопольский Синод осудил его как хульное и еретическое, а новый Патриарх Герман V отправил на Афон соответствующую грамоту от 5 апреля 1913, которая объявляла учение имяславия пантеизмом.

В мае 1913 года состоялось заседание российского Святейшего Синода под председательством митрополита Санкт-Петербургского Владимира (Богоявленского), в котором было заслушано три независимо подготовленных доклада: архиепископа Антония (Храповицкого), архиепископа Никона (Рождественского) и канониста Сергея Троицкого. Все доклады признавали учение «имябожников» неправославным. По итогам заседания единогласно было принято синодальное постановление, осуждающее учение «имябожников»; было издано соответствующее Послание[3], составленное архиепископом Сергием (Страгородским).


193
Богословие исихазма / Re: Имяславие.
« : 11 Март 2010, 17:51:12 »
А главное, это слово, произносимое Господом, оно ведь может быть любым.
Важно, что Он его произносит, Триедин Господь.

194
Богословие исихазма / Re: Имяславие.
« : 11 Март 2010, 17:47:47 »
О том, что имяславие ересь достаточно много материала в Интернете. Отец Антоний Булатович основывал учение о Божестве Имени Божия прежде всего на том, что Имя Божие, по учению Святых Отцов, есть Его энергия или действие (по-славянски «действо»; «действие» — это перевод греч. слова «энергия»), а энергия Божия есть Сам Бог. Православные противники имяславия указывают, что в своих сочинениях Григорий Палама нигде не называет энергию Бога «Богом» (Феос), а учит называть её «Божеством» (Феотис)
Но сама тема интересная. Часть афонских монахов считала, что имя Бога должно было быть предсоздано до сотворения мира, и поэтому не может быть ничем иным, как самим Богом.
Выскажу личное мнение. Очевидно, что любое имя – это даже не образ, а символ, устанавливающий коммуникационную модель связи объекта имени и субъектов с ним взаимодействующих. Могут ли иметь символы мистические свойства. Очевидно, могут. Символы содержат подобия объектов, а значит, на них могут распространиться некоторые, но только отдельные их свойства. Но опять же очевидно, что символ – это не сам объект, хотя восприниматься субъектами восприятия он может достаточно близко к свойствам объекта.
Слово Божье Бог является средством Творца для творения нашего тварного мира. Главное, что это и имя и Слово произносимые Творцом, и это и Образ и Подобие Творца, и символ Господа для тварных человеков. Но у Господа три ипостаси, три личности и имена различные.
Очевидно, что как и иконами, именем Божьим можно сотворить чудеса, но нельзя путать символ и непостижимого Господа.

195
Хотелось бы узнать Ваше мнение. Человек создан по образу и по подобию Триединого Господа. Троичен ли человек, можно ли к нему применять тринитарный принцип?  У человека есть тело, есть сознание, которое нематериально, есть душа, которая подается ему Господом, очевидно. Вероятно, что человеческая жизнь, и жизнь вообще - это взаимодействие разных природ. Или тринитарный принцип - это Божественный принцип, принцип внутренней Божественной жизни.
И еще вопрос тринитарный принцип сам по себе не Господь. Буддисты верят в сверхестественность принципа, христиане в личного Господа. Является ли принцип Троицы - принципом внутренней Божественной жизни и непознаваем, или сам принцип тварен, является проявлением связи непознаваемого Господа с тварным миром, и поэтому познаваем?

Страницы: 1 ... 11 12 [13] 14 15