Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Сообщения - Тоний

Страницы: 1 2 [3] 4 5
31
Аскетическая практика / Re: ТРЕЗВЕНИЕ
« : 22 Декабрь 2012, 13:01:15 »
Однако, истинная Тишина Ума в полноте его внимания ко Господу, что, как мы знаем, и есть вершина молитвенной практики Исихазма, невозможна без предварительной практики трезвения.

Но насколько опасен путь к Богу даже с Господом на устах!  И насколько  он может быть более опасен в трезвении,  при котором не предстоишь  ни умом, ни сердцем Богу.  Исследовательский, в целях тренировки, поиск внутри себя тишины без молитвы, думаю, в самом легком случае, просто потеря времени.

  Грация, а если еще нет живой веры, при сомнениях?  В этом случае поиск внутри себя тишины даже без молитвы подготавливает  к возможности восприятия  голоса Божия.

32
Грани православия / Re: Жречество
« : 25 Июль 2012, 23:51:48 »
И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, – нет мне в том никакой пользы. (1 Кор.13.3)

33
  Не так давно был несколько дней в одном российском монастыре. Не Валаамский. Келейное правило там около трех часов. Из них половину времени занимает молитва Иисусова, другая половина - чтение святоотеческой литературы. С 18 часов наступает время молчания, запрет на разговоры.
   Неоднократно замечал за время пребывания - м.И. шопотом от нескольких человек.  При общих беседах с настоятелем задаются с живым интересом и затрагиваются вопросы о делании. Практически за каждой трапезой читается о молитве.  Сотрудничество с одним из греческих монастырей.
  Никакой коммерции.
  Мирная  атмосфера по первым впечатлениям.

34
   На воскресной Литургии поразили слова из символа Веры:...во единаго Господа Иисуса Христа...Бога истинна...и страдавша.
  Затронуло сердце каким-то образом, что не только когда-то на кресте, но и здесь и сейчас, глубоко личностно, именно Всевышний Бог страдает, со-страдает с человеком в каждой скорби, беде, отпадении от добра.
 

35

Знаю - все это расходится с тезисом, что Бог не дает никому мучений выше сил... Пока здесь "ножницы" в моем мировосприятии. У меня близкий человек претерпел такую участь. Там был диагноз - депрессия. Было отпевание в Церкви. Поминаю его в молитвах ежедневно.

 А если мучения выше сил, в самом осознании невыносимости и падении может быть произойдет смирение. Может самоубийца в потрясении за несколько мгновений до смерти, когда вернуться назад уже нет возможности, воскрикнет всей душой: Господи, прости! Вдруг в эти мгновения вся пройденная жизнь проносится перед глазами? Последний неведомый никому выбор. Тайна.

36
При соединении с людьми через молитву  их  тяжелое внутреннее состояние  передается, дается прочувствоваться в некоторой степени.
 
   Только неизбежны ли физические болезни и усиление внешних скорбей в таком случае? Может ли  дело ограничиваться борением той или иной страстью, внутренними скорбями?  Или же для полноты тяготу должен разделить и  "внешний человек"?

37
 Прощение, словно из категории морали, понятие ограниченное. Напрямую связано с проблемой зла. Зло, грех --  болезненное состояние безумия, помрачения, слепоты. Например, при взгляде на психбольницу, вряд ли кто будет обижаться на дерзкое поведение умалишенных.  А в повседневной жизни есть ли принципиальная разница, черно-белая картина? Говорят: человек не в себе, вне себя от чего-либо.  Есть схожесть с медициной. Конечно не та, когда крутят пальцем у виска, оценивая поведение человека. Другое, сокрушение сердца о недугах брата, сестры.

   Насилие. Зависит от внутреннего мотива.  Если подойти к этому как к вынужденной хирургии, врачебному вмешательству. Больно, тягостно -- безусловно. Крайняя мера, исходящая лишь бы не от ветхого, внешнего человека.

38
Два отрывка:

        Первый: ...«И что такое сердце милующее?»...«Возгорение сердца у человека о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи человека источают слезы, от великой и сильной жалости, объемлющей сердце. И от великого терпения умаляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью. А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и очистились...

     Второй:   9. И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.
10. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?
11. И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время...

   Как с учетом слов Исаака Сирина можно лучше понять место из Апокалипсиса?

39
Спасибо, это ценная информация для понимания природы страсти. Не проверять же самому в конце концов?
Суть в том, что в случае когда человек имеет своей целью наслаждение, энергия страсти, затрачиваемая работа при совершении полового акта, направлена на на стимулирование именно этого физиологического места. Направлена на нервную систему. Это опасная ситуация, ведущая в итоге к нарушениям в работе организма, возможно способствующая развитию рака и прочих болезней. В то время как при зачатии ребёнка, вся энергия расходуется продуктивно, будучи направлена на плод.

Зачатие происходит не в момент плотской близости, а позже (иногда на следующий день).

По католикам, близость - это акт взаимного дарения себя. Совершается не ради деторождения. Имеет свою ценность - исполнение заповеди "двое двое в одну плоть". Даже если супруги не могут иметь детей, соединяться плотью - это благо. Само желание соединиться плотью (вне связи с намерением зачатия) - оно естественное и благое. Разделяю эту точку зрения католиков.


   Несколько лет назад было состояние, когда блудные проблемы совсем прекратились на некоторое время. Запомнилось, что при малейшем приближении прилога о вожделении он удалялся пониманием природы совокупления...завершение близости и что за этим следует...истечение. А цель истечения - зачатие новой жизни.

   И сейчас очень помогает, что если нет готовности следовать природе полового акта, деторождению, то притягательность его сильно падает.

   Другое дело, что и помимо  совокупления есть богатая гамма отношений, в том числе и телесных...можно быть просто рядом, ощущая единство, объятия...сексуальность сублимируется в том числе в сильную душевную эмпатию.
    И конечно это не повод нарушения семейного мира при непонимании другой стороной в браке.

   А касательно монашества. Если перевод слова монос - не один, а един, то простое бегство до конца зачастую не помогает, не решает в корне вопрос. Разговаривал как-то с одним игуменом по поводу половых искушений. Он обратил внимание, что страх перед падением лишь усиливает давление, словно прижимает к стене

 

40
Ссылка на скачивание книги  "Исихазм. Аннотированная библиография":

http://narod.ru/disk/52412555001.072fe3a6345db62f4e35ed1e62f89b29/Isihazm.djvu.html

41
Понравилась статья Постоваловой В.И.  «Монастырь в миру» и его культурно-исторические лики
(К богословию православной аскезы).

http://synergia-isa.ru/wp-content/uploads/2011/05/postovalova_monastyr-v-miru.pdf

42
   Может быть расслышать сердце можно, если попытаться отстраниться от рассудочности и посмотреть на окружающее глазами младенца. Взгляд на все будто в первый раз в жизни. Вот была пустота  и  чудо, непостижимо предстает бытие, растения, люди, тепло солнца, свет, дуновение ветра, пение птиц, запахи, звуки, движения и многое другое. Вообще можно часто как бы одергивать себя от помыслов и всматриваться, вчуствоваться во многое, что в потоке повседневной жизни не замечается, как давно банальное и обыденное. Чудо жизни и чудо Бога, что Он есть и сотворил красоту, подарил жизнь. Слушать сердце - "слушать" природу в доступной ее полноте.

43
И откуда взяться сердечной молитве, если трезвиться и бдеть за помыслами не научились...с амвона призывают акцентировать все свое внимание только на внешнем, а ко внутреннему трезвенному вниманию, увы, не призывают...я вот, например, ни в одной проповеди ни разу не слышала про трезвение и бдение за помыслами...может, кто слышал?

   Говорили не раз у нас на проповедях о внутреннем делании, трезвении, борьбе с помыслами, созерцании. Причем не один священник. Как-то прямо и об исихазме  в положительном ключе шла речь с амвона.  Некоторое время служил у нас один иерей, так перед частной исповедью он еще настраивал прихожан на более внимательное отношение. Проводил общую исповедь, где отмечал также и нерадение к Иисусовой молитве.

44
Правила, размеренная церковная жизнь и даже молитва часто оказываются лишь сумеречным убежищем, одним из множества фантомов.


Abusus non tollit usum - злоупотребление не отменяет употребления

45
По теме вспомнился отрывок из книги Паисия Святогорца "Письма":

"Также бунтарские книги и издания, в которых затрагиваются церковные темы, не читай, если хочешь иметь покой, потому что ты еще не готов к таким серьезным темам. Тебе нужны книги, которые помогут тебе в покаянии. Если хочешь помочь Церкви, исправь себя самого, и сразу исправится одна частичка Церкви. Если бы это делали все, естественно, исправилась бы Церковь...

...Брат мой, смотри на эти мои необходимые суровые слова как на колючую проволоку для ограждения твоего маленького духовного деревца, пока не вырастут твои ветви...
   Итак, если ты сейчас будешь внимательным, то позже кроме плодов принесешь еще и густую и прохладную тень и примешь под свой покров не только овец, но и несчастных коз, которые по благодати Божией больше уже не будут вредить тебе, только ты им будешь помогать."

   Сложно различить духовную ревность о Боге с ревностью не по разуму. Как быть?
   Не получится ли в противном случае по аналогии попытка тушить пожар керосином?
 
   Например история реформации в Европе. Борьба протестантизма с искажениями католичества. Хотели как лучше, но в рамках той же ветхой "системы координат".


Страницы: 1 2 [3] 4 5