Посредством какого "умного режима" происходит соединение с Богом?
первое и основное, по поводу чего хотелось бы возразить никакой "умный режим" не способен соединить нас с Богом, это общее положение Паламы и МИ и Св.Томоса, в качестве примера можно привести цитату МИ - "
Помыслы суть помыслы о вещах, а из вещей одни - чувственные, другие же – умопостигаемые. Находясь в них, ум [постоянно] вращается в круге помыслов об этих вещах. Благодать же молитвы сочетает ум с Богом, и такое сочетание отделяет ум от всех помыслов. Тогда ум, нагим беседуя с Богом, становится боговидным. Став же таковым, он просит у Бога подобающего, и прошение его всегда достигает цели." (МИ, Слова о подвижнической жизни 24)
МИ в данном высказывании употребляет выражение "
вращается в круге помыслов", однако это вовсе не означает, что он говорит о круговом движении ума, в круговом движении возможно различать следующие действия – "
Центробежное движение (без центростремительного) осуществляет ум, потерявший свой источник - обычное состояние внешнего человека, плывущего умом от одного случайного объекта внимания к другому. Центростремительное движение (без центробежного) происходит при собирании ума, отказывающегося от рассматривания вещей. Круговое движение соединяет в себе и центробежное, и центростремительное."
мысль не моя , но я с ней полностью согласен, и она кстати вполне доступно объясняет почему центробежное движение, блуждающего ума не может называться круговым движением..
Относительно дальнейших Ваших рассуждений о способах мышления по принципу "замыкания" и прочее,
Никита но это же не более чем Ваши домыслы, у св.отцов есть совершенно конкретные рассуждения относительно того как происходит процесс мышления, а именно – "
Всякое мышление отражает множественность, или, по крайней мере, двойственность. Ибо оно есть посредствующая связь неких крайностей, соединенных друг с другом, то есть оно есть связь мыслящего и мыслимого. Ни одной из этих крайностей не присуще сохранять полностью простоты. Ведь мыслящий есть некий субъект, содержащий в себе способность мыслить, неотделимую от него. А мыслимое есть либо субстрат, либо то, что в субъекте; от него неотделима способность быть постигаемым мыслью или предлежащая сущность, к которой относится эта способность." (Главы о богословии 1 ,82) ,
МИ по сути другие посылы использует, а именно всякий акт мысли есть связь мыслящего и мыслимого; всякое мыслящее состоит из субъекта мышления (того, кто мыслит) и способности мыслить; всякое мыслимое состоит из предмета мысли и способности этого предмета быть умопостигаемым, и это совершенно отдельная тема..
Однако возвращаясь к нашему разговору предлагаю сравнить эту цитату с тем что Вы написали, по моему ну очень мало общего, св.отцы о мышлении совсем другом дискурсе рассуждали, и вовсе не на способностях нашего ума к совершению круговых движений, они в этом вопросе основывались