Диомид, епископ Анадырский и Чукотский
Архиерей, обвинивший руководство РПЦ в "отступлениях от чистоты православного вероучения"
Представитель Русской православной церкви, епископ Анадырский и Чукотский (в миру - Сергей Иванович Дзюбан), обвинивший руководство РПЦ в "отступлениях от чистоты православного вероучения". В пресс-службе Московской патриархии заявления священника назвали свидетельством его "неосведомленности и невежественности".
Сергей Иванович Дзюбан [2] родился 24 июня 1961 года в городе Кадиевка Луганской области Украины [1] в семье рабочего [4]. В 1983 году окончил Харьковский институт радиоэлектроники и устроился на работу инженером-конструктором [2] в Харьковское конструкторское бюро тяжелого машиностроения ДОССАФ (ХКТБ ДОСААФ СССР) [4], [8].
В 1986 году Дзюбан поступил в Московскую духовную семинарию [4]. 3 июля 1987 года в Троице-Сергиевой лавре был пострижен в монашество наместником монастыря архимандритом Алексием (ныне архиепископ Тульский и Бефлевский) и принял имя Диомида. 18 июля того же года (в день памяти преподобного Сергия Радонежского и 650-летия основания Лавры) рукоположен в иеродиаконы [2] Филаретом - митрополитом Минским и Слуцким, патриаршим экзархом всея Белоруссии [4], [8].
В 1989 году окончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1993 году [2]. 1 сентября 1991 году в Донском монастыре в день 400-летия иконы Пресвятой Богородицы "Донская" рукоположен Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II в иеромонахи [4], [2].
С 1991 года находился в командировке в Камчатской и Магаданской (и временно Сахалинской) епархии [1]. В Магаданской епархии нес миссионерское послушание, объезжая населенные пункты Магаданской области и Чукотки [4], [2]. С 1992 года стал настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы, впоследствии - настоятелем вновь отстроенного Свято-Троицкого храма в городе Елизово Камчатской области. 28 августа 1993 года возведен в сан игумена, 21 июля 2000 года — в сан архимандрита [4], [2], [8].
19 июля 2000 года решением Священного Синода РПЦ на Чукотке была создана епархия [1], и 10 августа 2000 года Диомид был рукоположен в сан епископа Анадырского и Чукотского [2], [8]. Между тем, при советской власти на Чукотке, по официальным данным, не было ни одного верующего, хотя православие в тех краях было известно с середины XVII века, а активное миссионерское служение началось в конце XVIII века [1].
Отношения епископ Диомида с властями были достаточно сложными. Если при губернаторе Александре Назарове православию на Чукотке оказывалась поддержка (губернатор даже просил Патриарха Алексия II помочь в становлении православия в регионе, и тот направил в автономный округ пятерых священников и 14 выпускников и учащихся Белгородской семинарии; собственно, после этого и был решен вопрос об открытии епископата на Чукотке) [6], то при губернаторе Романе Абрамовиче, по словам Диомида, в регионе появилось очень много проповедников из Америки (так как в округ стало попасть намного легче, а иностранцев там никто не преследует) - которые, с точки зрения епископа, являются сектантами [7].
Правда, деньги на строительство нового кафедрального собора губернатор все же выделил [5] - по утверждению СМИ, из личных средств, и это отчасти примирило епископа с Абрамовичем [7] (в 2005 году епископ Диомид освятил этот кафедральный собор Живоначальной Троицы - самый крупный деревянный храм в мире [1]). СМИ утверждали, что, по приблизительным подсчетам, за два года пребывания у власти Абрамович выделил на строительство православных храмов в регионе столько же средств, сколько выделялось за предшествующие 10 лет [5]. Это в немалой степени способствовало тому, что к началу 2007 года на Чукотке насчитывалось уже 17 приходов и планировалось строительство первого монастыря [1].
В начале февраля 2007 года на интернет-сайтах религиозного и патриотического толка появилось открытое письмо епископа Диомида "Ко всем верным чадам святой православной церкви", в котором он обвинил руководство Русской православной церкви в "отступлениях от чистоты православного вероучения". В этом послании архиерей упрекал руководство Патриархии в "духовном соглашательстве, подчиняющем церковную власть мирской, зачастую богоборческой", отсутствии "обличения антинародной политики существующей власти, приводящей к распаду государства, демографическому кризису и другим негативным последствиям" [4].
Епископ также выражал озабоченность "попранием принципа соборности в связи с долгим отсутствием созыва Поместного Собора и передачи важнейших его функций Собору архиерейскому" - то есть тем фактом, что церковная жизнь жестко регламентируется архиереями, а в перерывах между соборами (которые происходят раз в четыре–пять лет) все вопросы решает узкий круг членов Священного Синода. Отдельного осуждения Диомида заслужил и факт "оправдания и благословения персональной идентификации граждан при ошибочном утверждении, что принятие внешних знаков и символов, навязываемых новым временем, не может повредить душе без ее сознательного отречения от Бога". Помимо Диомида, послание подписали также игумен Илия (Емпулев), иерей Сергий (Бахарев), иерей Евгений (Пилипенок) и монах Гавриил (Ларионов) [4].
По информации "Новых Известий", послание архиерея было срочно передано патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II. Однако тот отложил рассмотрение документа - в связи с начавшимся великим постом [1]. В то же время по данным информационного агентства РИА Новости, в канцелярию Московской патриархии это письмо не поступало [3].
Но пристальное внимание прессы к письму было привлечено лишь 1 марта, когда газета "Новые Известия" изложила содержание обращения архиерея [3]. К тому времени СМИ уже утверждали, что во многих центральных регионах начался сбор подписей в поддержку владыки и что речь идет о церковном расколе невероятного масштаба [1].
В пресс-службе Московской патриархии заявления Диомида назвали свидетельством его "неосведомленности и невежественности" и заявили, что не считают письмо свидетельством раскола в Церкви. В то же время руководитель пресс-службы Московской патриархии священник Владимир Вигилянский признал, что письмо епископа Диомида вызвало широкий общественный резонанс, и высказал предположение о том, что Священный Синод вскоре выскажет свое мнение относительно послания архиерея [3].
По данным "Новых Известий", все имевшие дело с епископом Диомидом говорили о нем как о человеке принципиальном и бесстрашном, не бравшим денег за крестины, венчания и отпевания и жестко критиковавшим свое начальство [1].
http://www.lenta.ru/lib/14177945/