61
Диалог / Re: Кто есть Слово, что есть слово?
« : 19 Январь 2024, 13:56:18 »
Что всё я, да я. Вот всем просто несколько цитат на тему, выраженную выше моими собственными словами.
Цитаты из упомянутой выше монографии Лурье.
Всё от Бога и к Богу.
И тварь и Бог чётко разделены.
А что мы можем извлечь "мудрого" из этого рефлексирующего балабольства?
Например, тут просто прямо прёт желание рефлексирующего САМОМУ стать Богом через "сыновство".
И невдомёк болезному, что Бог может быть лишь Один, Един и Единственен.
Классическая интенция ума Зверя ...
Увы.
Горшок желает стать Горшечником ...
Мда.
И горшок и видит уже себя Горшечником ...
Как это банально и старо, старо, как мир ...
Цитаты из упомянутой выше монографии Лурье.
Цитировать
Уподобление образа первообразу совершается в каждом человеке отдельно, в зависимости от его свободного выбора. Условием возможности такого выбора является присущая каждому человеку свобода. Максим называет ее εξουσία—буквально, «власть» (имеется в виду власть над собой), или еще более прямо и понятно—αυτεξούσια, что буквально переводится на славянский как «самовластие», а на русский—«свобода» (в значении свободы воли). Такая «власть» присутствует в каждом человеке всегда и не может отмениться никогда, ни в каком состоянии. Наличие такого рода свободы есть необходимое условие для того, чтобы человек мог пользоваться своей природной волей, желаниями, фантазией и способностью к рассуждению (ОТР 1,17С-20 А).
Цитировать
Но именно свобода человека дозволяет ему отказаться от своей человеческой свободы выбора, приняв выбор добра в качестве окончательного и не подлежащего пересмотру. Именно в таком смысле толкует Максим слова апостола Павла «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2,20) (Ambigual, 1076BCD).
Эти слова, как объясняет Максим, никак не означают «изъятие самовластия» человека. Напротив, «самоустранение» воли человека перед волей Божией происходит вследствие его свободного выбора: Максим употребляет выражение «(самоустранение по соизволению»—έκχώρησις γνωμική. Человек воспринимает такое движение, которое есть «восхождение образа (иконы) к первообразу». Двигаться в другом направлении он уже не способен, «...а яснее и истиннее сказать, даже и не способен хотеть (βούλεσθαι)».
Цитировать
Словом «хотеть» Максим обозначает не природную волю, а нечто индивидуальное, такую способность индивидуальной фантазии, которая всецело зависит от самого индивидуума и которая может быть направлена как на то, что соответствует его природе, так и на что угодно другое (см. определение «хотения», βούλησις, и близкородственных понятий в ОТР 1, 13В-16В). Получается, что при обожении тропос существования и энергии человека становится таким, что его личные хотения утрачивают возможность куда-либо уклоняться от Бога. Это и подразумевает, по Максиму, такое состояние, о котором говорит апостол Павел: «не я живу, но живет во мне Христос». Христос «живет» в Павле не так, как Он присутствует, через Свои логосы, в каждом человеке или, тем более, в каждой твари, но особым образом, и именно таким, который даруется Павлу лично, а не природно и автоматически,—то есть по причине соизволения самого Павла, а не просто по причине принадлежности Павла к человеческой природе, воспринятой Христом. Последнее обстоятельство (воплощение Христово)— хотя и необходимое условие для достижения этого состояния Павла, но не достаточное.
Неспособность человека в состоянии обожения даже хотеть чего-либо, не относящегося к движению образа к первообразу, обосновывается св. Максимом так:Цитировать...образ восходит к первообразу и больше и не будет способен перемещаться в другом направлении, а яснее и истиннее сказать, даже и не будет способен хотеть, потому что он захвачен божественной энергией, а точнее, он обожением стал Богом и обильно наслаждается, в исступлении [τή έκστάσει: буквально, «выходом (выступлением) из»; εκστασις («экстаз»)—термин неоплатонистического происхождения, «канонизированный» употреблением у Григория Нисского, О жизни Моисея, и, более всего, у Дионисия Ареопагита, О таинственном богословии] из того, что естественно (φυσικώς) соответствует ему (из числа) сущего и умопостигаемого, благодаря препобедившей его благодати Духа. (Поэтому образ) будет показывать единого действующего (ενεργούντα) Бога, так что будет одна и во всех отношениях единая энергия—(энергия) Бога и достойных Бога, а точнее, одного Бога, потому что Он всецелый во всецелыхОказывается, достижение человеком, как образом Божиим, Бога, как своего первообраза, заключается в том, что образ перестает показывать иного субъекта действования, кроме Бога, так что применительно к образу можно будет говорить только об одной энергии—Божией.
достойных (Его) благолепно взаимопроникает (ώστε είναι μίαν καί μόνην διά πάντων ένέργειαν, τοϋ Θεοϋ καί τών αξίων Θεού, μάλλον δέ μόνου Θεοϋ, ώς δλον δλοις τοις άξίοις άγαθοπρεπώς περιχωρήσαντος).
(Ambigua 7, Ю76С)
Цитировать
Отсутствие человеческой воли в обоженных означает отсутствие в них воли гномической. Ее и не может быть, коль скоро обожение—это необратимое состояние, в котором человек получает ту непреложность произволения, которая свойственна по естеству только Богу. Но где есть непреложность произволения—там уже нет гномической воли, как изначально ее не было во Христе. Достигая обожения, святые не имеют уже гномической воли.Видите богоцентризм всех приведенных мыслей?
Это, повторим вместе с Максимом, не отрицает свободы человека. Свобода человека—это возможность выбора. Свободный человек может навсегда продать себя в рабство—рабство греху, а может получить ту свободу, которую имеет Сам Бог. Ведь Бог не может согрешить, но никто не скажет, что Он несвободен. Согласно Максиму (и вообще православной антропологии), человек рождается, обладая свободой совершать благие и злые поступки. Христианская жизнь—это употребление своей свободы для достижения обожения. Но когда обожение достигну то, свобода в этом смысле—смысле инструментальном—больше не нужна, хотя она и сохраняется в смысле природном, как самовластие».
Всё от Бога и к Богу.
И тварь и Бог чётко разделены.
А что мы можем извлечь "мудрого" из этого рефлексирующего балабольства?
Цитировать
"Как истинно, что Отец в Своей простой божественной природе рождает Сына, так истинно и то, что Он рождает Его в сокровеннейшем духе. И это внутренний мир. Здесь Божья глубина - моя глубина. И моя глубина - Божья глубина. Здесь я пребываю вне моего, как и Бог пребывал вне Своего. <...> Из этой сокровеннейшей глубины должен ты творить все, что творишь без всякого "зачем".Да, всё, что угодно, можно извлечь.
Например, тут просто прямо прёт желание рефлексирующего САМОМУ стать Богом через "сыновство".
И невдомёк болезному, что Бог может быть лишь Один, Един и Единственен.
Классическая интенция ума Зверя ...
Увы.
Горшок желает стать Горшечником ...
Мда.
И горшок и видит уже себя Горшечником ...
Как это банально и старо, старо, как мир ...