Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Сообщения - plot

Страницы: 1 ... 56 57 [58] 59 60 ... 62
856
Действие Духа Святого имеет совершенно определённые черты, описанные Отцами, да и в Новом Завете. Плоды Духа Святого таковы:
1)   Смирение и внутренняя тишина;
2)   Любовь (1-е Кор., 13). Пожалуй, этот пункт надо было бы поставить первым.
3)   Трезвение, даже если внешне кажется, что человек при этом находится в бессознательном состоянии, дух его при этом полностью бодрствует (духовное восхищение).
4)   Следствие из первого, второго и третьего пунктов – свобода от страстей, отвержение от всего плотского и душевного. Эмоции либо исчезают, либо полностью преображаются в духовные. Появляется особая духовная уравновешенность, способность сохранять внутренний покой в любый обстоятельствах.
5)   Дух всегда действует ненавязчиво и тихо и никогда не явится человеку во внутреннем шуме. Оно подобен тому, как дно в море видно только при спокойной воде или солнце видно только если нет тучи.
Исходя из вышесказанного, можно вывести плоды бесовского воздействия:
1)   Внутреннее бурление мыслей;
2)   Любовь духовная не приходит, а приходит любовь страстная, душевная, филия, или же – плотская любовь, эрос. Так же появляется гордыня, более или менее тонкая. С «совершенствованием» в бесовских научениях гордыня становится всё более явной. Следствием этого могут быть например неконтролируемые вспышки гнева.
3)   Своеобразное состояние опьянения. Духовный человек бодрствует даже когда опьянён (Богом), а человек под бесом опьянён даже когда бодрствует.
4)   Страсти всё больше овладевают человеком. На определённом этапе он ощущает, что становится всё более неуравновешен. Даже наедине с самим собой такой человек (в пределе) находится в этом внутреннем бурлении.
5)   Бесы часто налетают на человека подобно буре или волне или войне и завладевают им, если он не укреплён внутри. Либо же они вселяются в сердце исподволь, когда человек отвлечён от внутреннего и не наблюдает за тем, что происходит внутри.

857
Цитата: viktor
Спасибо, только одна ремарка: у каждой болезни есть причина/комплекс причин, механизмы её развития (патогенез) и проявления в виде симптома. Поверхностный путь - убрать симптомы, более серьёзный путь - изменять, тормозить, компенсировать механизмы развития патологии, а лечить причину болезни, в большинстве случаев невозможно (алкоголизм, шизофрения, гипертоническая болезнь и др.), т.к. она - генетическая. Хотя я вовсе не исключаю возможность чуда и изменения генетического кода Богом...

Нет, нет, только не говорите о генах! Даже если причины перчисленных вами заболеваний лежат в генах (что, кстати, до сих пор не доказано и не изучено со всей отчётливостью), то во-первых, речь идёт лишь о предарсположенности к заболеванию, во-вторых даже синдром Дауна при разумном и любовном подходе корректируется вполне успешно, в-третьих... У КАЖДОГО из нас есть одна какая-нибудь страсть, главный бес, который наверняка записан генетически - у кого-то это склонность к алкоголизму, у кого-то - к гомосексуализму, у кого-то просто гиперсексуальнось, или склонность к перееданию и т.д.... и что? Эта страсть при потакании ей может привести к системным нарушениям психики и физического здоровья, т.е. к болезни, а при правильной внутренней работе может быть полностью побеждена с Божьей помощью. Гены - это закон мира сего, а "то что в вас - больше того что в мире".

858
Цитата: viktor
plot, вы идете на смешение понятий... страсть-болезнь...А ваше безаппеляционное заявление насчёт психотерапии.... можно просмотреть тему "нужна ли психотерапия в борьбе со страстями".

Понимаю вас, профессионала, и не хочу обидеть. В психотерапии есть много полезного (например, её трезвость), но, имхо, она бессильна без духовного делания. Например, знакомая моей жены страдает жестокими депрессиями. Врач её обследовал и прописал антидепрессанты, после которых она просто не осознаёт боль мира и приходит в не совсем осознанное состояние. А сознание - самое ценное, что есть в человеке. И этот случай характерен. Подобно и другим отраслям медицины, психотерапия страдает одним недостатком: она делает упор на лечении симптомов, а не причин. А причина вообще-то всегда одна: в разделённости человека. В отделённости человека внешнего от человека внутреннего и соответственно от Бога.
Виктор, я понимаю, что вы хотите спорить, но я не хочу. В том числе и потому, что психотерапия мне не интересна, прошу прощения. Ещё раз хочу вас заверить, что не имею в мыслях кого-либо обижать и в частности к вам питаю только уважение. Вот. И насчёт смешения понятий страсти и болезни... наверное. Вам виднее... :)

859
Человек вообще болен, во всех своих проявлениях. И, кстати, похотливый взгляд на женщину – не меньшая болезнь, чем похотливый взгляд на мужчину. И страсть можно назвать болезнью, почему бы нет. Только подобного рода болезни никакая психотерапия излечить не может принципиально. Она может снизить симптомы, загнать их вглубь, подавив проявления. Человек вообще не способен сколько-нибудь эффективно изменять себя «сам от себя». Но Господу всё возможно. Что это значит? Это значит, что не надо бороться против гомосексуализма в себе. Надо бороться за то, чтобы успеть к Богу. Нужно молиться и очищать свой ум от всех посторонних мыслей и эмоций. Уже это очищение принесёт свои плоды. Сначала час в день, потом два, потом три потом весь день пребывать в осознанной молитве, очищая себя. Когда же вдруг начнёт проступать Великий Покой Господа нашего, Его Великая Благодать, страсти вообще начнут терять свою силу и блекнуть перед этим сиянием. Сначала чуть-чуть, потом всё больше. Тольго Господь способен заставить человека забыть свои страсти. Без Него борьба с ними безнадёжна.

860
Один мой товарищ описывал это состояние примерно так: «Если я забываю о Господе хотя бы на минуту, чувствую, что ад мира сего засасывает меня, что я погибаю. Я окружён адом без малейшего просвета в каждом проявлении мира и единственный выход из него – в сердце. Всё моё спасение – в уповании на Господа и в устремлении к Нему через молитву. Без Него – всё тлен и ад.
Бывало, я выходил из дома и видел лишь ад. Я садился в автобус и видел лишь ад. Я смотрел на людей и видел лишь ад. Сердце моё истекало кровью, потому что я не видел выхода и всюду был один ад - даже во мне самом, так что никуда было не скрыться и ни в чём не было отрады и отдыха. Много раз я умирал и был на грани отчаяния. Так продолжалось до тех пор, пока я не устремился в своё сердце с криком "Авва Отче!". Облегчение наступило почти мгновенно - я увидел свет в конце тоннеля. Но поначалу я часто отвлекался и ад опять увлекал меня. Но я уже знал выход и возвращался к Нему раз от раза всё легче.»

861
Цитата: Alexander
У меня пожелание. Сравнительное обращение к буддийскому опыту молитвы вполне уместно - в разделе "Диалог".  В этой же теме -  предыдущие обсуждения показывают - лучше не отходить от православного опыта молитвы или опыта личного, изложенного опять-таки соответствующим (теме) образом. Сначала надо понять, что мы - в нашем наследии - имеем сами, и как наш молитвенный опыт может быть правильно согласован и направлен.

Прошу прощения  :red:
В переложении же на опыт Умной молитвы можно сказать, имхо, что такое отрицательное состояние бесстрастия есть одно из тонких бесовских нападений и соблазнов. Имхо, особенно им может быть подвержен человек честолюбивый и гордый.
Истинное же бесстрастие - горячее, оно происходит оттого, что человек вкусил сладость Божественного присутствия и мирские страсти уже никак не могут привлечь его.
Приходит такая аналогия, может быть немного грубая. Если некий влюблённый юноша забывает о пище и своих прежних веселиях и стоит под окном возлюбленной, не взирая на снег и дождь, в надежде увидеть хотя бы проблеском образ любимой - это аскетизм и бесстрастие?

862
Позволю себе обратиться к опыту наших братьев-буддистов, поскольку параллели здесь более чем явственные.
Согласно учению большинства буддистских школ, во внутреннем делании человек проходит две основные стадии и эти стадии не имеют между собой чёткой границы.
Первая стадия – ОЧИЩЕНИЕ.
Вторая стадия – ПРОНИКНОВЕНИЕ.
Очищение – это очищение ума от всех знаков мира сего – мыслей, эмоций, образов, концепций и т.д. до тех пор, пока не обнажается основа ума, имеющая светоносную природу. Далее, если всё идёт нормально,  подвижник сам собой или при некотором усилии приобретает некое устремление, как бы задавая себе вопрос «Что это такое?» - и тогда проникает за этот светоносный предел, который оказывается на поверку лишь завесой, скрывающей Истину.
Так вот, бывает так, что ум вроде бы очищен, но никакой светоносной основы не видно, а наступает некое оцепенение чувств и человек сидит подобно мёртвому дереву. Тогда говорят, что он на самом деле ещё не очистил ум до конца и в нём осталась особая тонкая грязь, трудно различимая, нечто вроде тонкого уныния. Если её не убрать, человек неизбежно падёт.

863
Цитата: Gior
Igor, Касательно "отрешения" Будды. Если внимательно посмотреть на Буддийские источники - будет видно, что Будда отрешается от человеческих представлений о "Божестве", "потусторонней жизни" и т.д. Он молчит о них. Помните - "громовое молчание Будды".

Да, это правда.
Распространённое заблуждение о буддизме - что он отрицает существование Бога.

864
Цитата: Gior
plot, И все-же Вы не совсем правы имхо. То что Вы описали - такое-же искажение восточных практик - как и прелесные состояния для Христианства. И отдельные течения упомянутые Вами... Впрочем о чем мы говорим? Разве среди христиан много истинных делателей? И поверьте - если рассматривать не популяризации "for America only" - то очень многое окажется гораздо, гораздо ближе... Хотя было бы глупо отрицать различия.

Да, возможно.
Я в своё время прошёл через эти практики и могу утверждать (имхо), что они не столь сильно противоречат христианскому деланию, как это обычно представляют христианские миссионеры. Дзэн-буддистская практика может завести в дебри иллюзий точно так же как и православное умное делание, и точно так же может и не завести. Однако, в большинстве случаев, по моим ощущениям, люди в подобных восточных практиках, даже если преодолевают все соблазны, обычно не совершают некий очень важный шаг.
Однако, что невозможно человеку, то возможно Богу и Он находит достойных Себя не только среди людей, принадлежащих ко христианской конфессии.
Человека приводит к Нему не техника и не методика, человека приводит к Нему Он Сам и только Он.
Иными словами, бессмысленно надеяться на некую спасительную технику, пусть даже это Умная молитва, если Он не дал тебе искреннего и всепобеждающего стремления к Себе. Если же такое стремление есть, ты найдёшь способ (опять же с Его помощью).

865
Цитата: Alek-Sandr
Цитата: Alexander

О "неподвижной" молитве. Мне очевидно, что при созерцательной молитве не должно происходить никакого размышления, никакого чувственного побуждения, ни одной попытки как-то оформить приходящее "нечто" - обладающее и знанием, и мощью, и блаженством.

 ... неподвижная молитва - это только идея, доносящая весьма слабо и несовершенно смысл молитвы сверхнеподвижной и сверхподвижной одновременно.


Мне тоже очень хочется понять или хотя бы как-то почувствовать для начала разницу между православной "неподвижной" созерцательной молитвой и китайскими восточными заморочками, будь то дзен или даосизм или ещё Бог весть какая практика. В моём основном занятии легко поддаться и спутать одно с другим, чего очень бы не хотелось.  :(

ИМХО
На мой взгляд, главное отличие восточной традиции от христианства состоит в том, что первая утверждает тотальную индифферентность Абсолюта по отношению к человеку. И именно отсюда вытекают все остальные различия, в том числе и в духовной практике.
В православной Умной молитве на первом этапе молитва служит для очищения ума от помыслов, как и в большинстве восточных традиций. Однако, уже на этом этапе имеют место принципиальные различия.
Первое различие – начальный посыл практикующего. В случае восточных традиций это как правило стремление к достижению совершенства. Махаянский обет спасения всех живых существ не может большинством людей восприниматься как нечто, чем можно руководствоваться в своих поисках. Хотя по преданию, Гаутама Будда был движим в своих поисках именно этим чувством. Христиане же в идеальном случае движимы стремлением к Богу, к Истине в Её предельном выражении. Итак, в первом случае это совершенство, во втором случае – любовь.
Второе различие – сугубое углубление внутрь себя и в смысле телесном и в смысле психическом. В восточных традициях такое углубление обычно либо отсутствует, либо выражено в искажённом виде (наподобие визуализаций).
Третье различие – акцент на сердце как на центральной арене всех внутренних событий человека. В восточных традициях подобный акцент вообще отсутствует. Сердечная чакра не может считаться чем-то, совпадающим с сердечным местом православных. Чаще же акцент делается на животе либо на головном центре. Но следующий путём сердечной молитвы скоро понимает, что голова в сравнении с сердцем вторична.
Итак, когда очищение ума уже достигнуто, различия достигают своего апогея. В восточной традиции вообще часто останавливаются на этом и пребывают в блаженном безмолвии и покое, полагая при этом, что искомое совершенство достигнуто. Либо же они продолжают своё исследование (вопрос – чего?) и углубляются всё больше в странные и бесконечные пространства, деля атомы бытия на всё более мелкие элементарные частицы и этому нет конца. В Умном делании же достижение безмолвия – лишь идеальная почва для начала истинного устремления ко Богу, когда всё домостроение человека сливается в единое целое в своём призывании, а затем и в созерцании Абсолюта. Эта стадия для восточных мистиков невозможна уже просто потому, что, как уже говорилось, они воспринимают Абсолют как нечто совершенно равнодушное к человеку.
Однако, насколько я знаю, в восточных традициях всё же есть отдельные течения или хотя бы отдельные люди, приблизившиеся к Истине близко благодаря Господу. Имхо, главное - искреннее устремление, и если кто стучится, тому откроется.

866
Цитата: Igor
Цитировать
Вот, что мне это напоминает.


А вдогонку,  эта ακηδια мне напомнила буддийские "заморочки".
Давайте, исправляйте меня скорей. :D

Да, есть такое. Когда человек "сидит как дерево".

867
Цитата: Igor
Нахожу эту тему важной для себя. Есть ряд вопросов. В частности, Евгений говорит... впрочем процитирую его:

Цитировать
Начало этого подвига, как говорят отцы, состоит в том, чтобы с трудом отражать помыслы, а конец в том, чтобы вообще не замечать их. Они пролетают через сердечную область (ибо полностью остановить их не в нашей власти), ничего не меняя в ней, и подвижник выходит из молитвы таким, каким в нее вошел.


Не замечать помыслы – то есть не сопрягаться с помыслами? Или как-то иначе?  
И о «неподвижной» молитве хотелось бы еще услышать парочку фраз для моего вразумления, если возможно.

Отсутствие помыслов и их "не замечание" - разные вещи. И в конце помыслы ОТСУТСТВУЮТ. Помыслы в этом случае вообще не входят в сердечную область и она становится незапятнанной. Человек сначала начинает замечать возникновение помысла по факту, потом - его зарождение, потом его приближение, потом - намёк на приближение и наконец помыслов больше нет совсем, даже намёка.

868
Сестра, у меня создаётся впечатление, что вы воспринимаете молитву как нечто, оторванное от жизни и в целом хорошее, но мало полезное.
Сохраняйте совершенную молитву (то есть в сердце, без помыслов и отвлечений, со всем устремлением ко Господу) и тогда все вопросы разрешатся. Появился бес? Храните молитву. И сразу всё станет ясно. Уверяю вас. Бес не может существовать рядом с молитвой. Он либо отвлекает вас от неё, либо исчезает.
И только через молитву можно познать совершенную любовь. Не к кому-то и за что-то, а любовь как свет, начинающий изливаться из сердца.
Без молитвы, без очищенного сердца, не возможно научиться различать что от бесов, а что от Духа.
Более того, то, что от Духа, редко является явно перед человеком. Бывает, но очень редко и это трудно перепутать. Бес обычно заинтересован в вашем внимании, он пытается привлечь ваше внимание. Божии создания в вашем внимании не заинтересованы. Они совершают то, зачем пришли и уходят.

869
Цитата: vual
Вас интресует любовь? Так и молитесь о ней. Изо всех сил. В сердце и безмолвии. Если она вас действительно интересует - Господь сподобит вас познать её. Иначе вряд ли получится.

Молиться это хорошо, но иногда практическое действие, иногда на ощупь в слепую принесет больше пользы, чем молитва, я не против молитвы, есть вещи, которые познаются только в соприкосновении с ними, когда идет взаимодействие с духом, допустим с бесом, ты его начинаеш чувствовать не теоритически, а практически, так же и Бог-Дух познаваем, практически, молись- не молись, а плавать можно научиться только войдя в воду, наглатаешся воды и можешь даже утонуть...

Молитва - это самое что ни на есть практическое действие. православные отцы учат, что если ты сомневаешься, кто перед тобой, лучше отвергнуть его, потому что если это ангел божий, он не обидится, Бог видит нашу слабость и понимает, если мы в этом случае говорим "изыди". В любом случае надо продолжать хранить молитву в сердце. Ещё один критерий оценки - по плодам общения с этим существом: плод Духа Святого всегда - ЛЮБОВЬ и ТИШИНА и СМИРЕНИЕ. Если после общения ты ощущаешь нечто друое - что угодно - это точно от лукавого. Кроме того, по себе могу сказать, что после некоторого опыта различение природы возникающих перед тобой существ приходит само (благодаря Господу). Если ты попаляешь страсти именем Божиим, бесам не на что поймать тебя.

870
Цитата: kopeck
Цитата: plot
Kopeck, на последок ещё пища к размышлению:
вас не коробит такое проявление животной жизни, как принятие пищи? Не мешает ли это молитве?


еще как мешает. похоть - это редко, а вот чрево требует
жертвоприношений по нескольку раз в день.

Мда... Кто хочет - ищет возможности, кто не хочет - препятствия.

Страницы: 1 ... 56 57 [58] 59 60 ... 62