Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Сообщения - OyzerovichML

Страницы: 1 ... 5 6 [7] 8
91

Ойзерович, возник такой вопрос - кто может дать человеку жизнь в высоких духовных состояниях, как не Сам Б*г? Как сам человек мог бы ее достичь? Ведь и скорби, испытания на пределе сил также даются ему для подготовки к принятию Благодати, которую сможет вместить.

Конечно, я имел ввиду тот сурогат который весьма часто подменяет собой истинные высокие духовные состояния, которые конечно же может дать человеку только Бог.

 А так, мне очень сложно писать на форуме, так как ни знаний, ни опыта.Есть большое желание прочитать весь форум, надо только найти время.
Когда начала молиться ИМ, было какое-то смутное ощущение, что здесь скрывается какая-то тайна. Что это не просто правило такое. Читала разные книги, но было непонятно. Снова перечитывала "На высотах духа", раз 6 наверное, что-то неуловимое, высокое ощущала, но ухватиться никак не могла. В храме ответа не было, типа того не забивай голову, это не полезно. Как-то заказала книги Симеона Афонского "Птицы небесные". Во время чтения это живое движение опять с новой силой захватило меня. Так же и чтение форума, часто ощущается живой поток. Не могу пока все эти ощущения выразить словами, даже понять до конца...

Я читаю этот форум очень давно, года с 2006-ого, очень много чего полезного можно в нем подчерпуть, во всяком случае на других ресурсах ни чего подобного не встречал. Форум однозначно полезный, нужный, в очень правильном русле идет даже не смотря на все выпады господина Румянцева, ну ни чего ко всему со временем привыкаешь. :-) Я этот форум в свое время, в году 2012-ом, полностью скачал себе на компьютер и читаю иногда оффлайн в командировках по северам.

Насчет молитвы, на мой взгляд конечно, книги, советы могут дать только общую правильную картину, общие положения, в основном учитель этого самого сложного дела на земле - Бог.



92
OyzerovichML, Самому себя осудить - что это, как не гордыня?

А это Вы у святителя Иоанна спросите.

Брат сказал авве Сисою: «Усматриваю, что память Божия (умная молитва) постоянно пребывает во мне». Старец сказал: «Это невелико, что ум твой постоянно направлен к Богу; велико то, когда кто увидит себя худшим всякой твари».
Старец сказал так по той причине, что истинное действие умной молитвы всегда основано на глубочайшем смирении и проистекает из него. Всякое иное действие умной молитвы неправильно, ведет к самообольщению и погибели.

93


В начале 3-ей главы от Иоанна Господь ясно говорит, кого Он пришел спасти и кто увидит Царствие Божие: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.

В евангелии обескрыленных говорится иначе: если тихо-тихо ползти по склону горы, можно залезть на самое небо...

Печаль мысли о грехах есть честный дар Божий; носящий ее в персях своих с должным хранением и благоговением, носит святыню. Она заменяет собою все телесные подвиги, при недостатке сил для совершения их (свт. Игнатий Брянчанинов).

Возгревайте покаянные чувства – дух сокрушен, – и Господь никогда не отступит от вас (свт. Феофан, Затв. Вышенский).

Нет греха, как бы он ни был велик, побеждающего человеколюбие Божие, если мы в надлежащее время приносим покаяние и просим прощения (свт. Иоанн Златоуст).

От тебя не требуется никаких трат или издержек, – только обратись к Нему <Богу> с плачем и тотчас преклонишь Его на милость к тебе (свт. Иоанн Златоуст).

Не будем мы наказаны в будущем веке за то, что грешили, и не будем осуждены по сей причине, получив естество изменчивое и непостоянное, но за то, что, согрешив, не покаялись, и не обратились от злого пути ко Господу, получив власть и время имея на покаяние. Бог благ и милосерд к кающимся, хотя изображается Он угрожающим и гневающимся, но это на зло и грех, а не на нас, которых всегда готов принять, коль скоро увидит слезу сокрушения на лице нашем. Да и вообще Он бывает таков к нам, каковы дела и расположения наши, каждому воздавая по достоинству его жизни (прп. Феогност).

Первый путь покаяния есть осуждение грехов... осуди и ты грехи свои: этого достаточно для Господа к твоему оправданию, потому что осудивший грехи свои не так скоро решится опять впасть в них. Пробуди внутри у себя обличителя – твою совесть, дабы там – на судилище Господнем не иметь тебе обличителя. Вот один путь покаяния, прекраснейший! Есть и другой, не хуже этого, состоящий в том, чтобы не злопамятствовать на врагов, сдерживать гнев, прощать грехи сорабам, потому что в таком случае простятся нам и наши грехи против Господа... Хочешь знать и третий путь покаяния? Это пламенная и усердная молитва, возносимая притом от самой глубины сердца... Если же хочешь знать и четвертый (путь покаяния), то назову милостыню: она имеет великую и несказанную силу... скромность и смиренномудрие, не менее всех сказанных средств заглаждают грехи... (свт. Иоанн Златоуст).


94


По-моему, не только умом следует подклониться в эти минуты и даже дни и недели немощи, но и заключить себя в ней, чтоб почувствовать тесноту, погибель своей души, не имеющей в себе никакой силы выйти из этого состояния. Тогда только возможна живая вера в Господа спасающего.

Ну вот наконец то серьезный разговор пошел.

Elena, очень хорошо, что вы привели эти слова игумении Себряковой. В этих словах заключен своеобразный краеугольный камень в деле спасения в наше время. Современные люди часто обходят этот вопрос стороной, не придают ему должного значения, считают его маловажным, не интересным. Что ж еще ждать? Сегодняшний человек ищет везде не Бога, не истины, а наслаждения, везде где только можно и жизнь в высоких духовных состояниях здесь не исключение. Именно познания себя, зрения греха своего это основной драйвер, настоящий фундамент на котором может и должно строиться прибежище спасения любого человека. Эта та важная ступенька, которую так часто и легкомысленно перепрыгивают современные подвижники. Особенно в этом легкомыслии замечены современные отцы-афониты, там это в настоящее время вообще норма. Именно поэтому молодые люди часто не видят ни чего особенного в подвигах древних, вполне себе считают их достижимыми. Не зря в молитвах и самых древних Св.Отцов (прп. Макарий, прп. Ефрем) и Св.Отцов нашего времени (Молитва Оптинских старцев) мы можем увидеть прошение дара ЗРЕНИЯ ГРЕХА СВОЕГО!  Чего не увидишь и не услышишь сейчас. При наличии 100% образованности не серьезность и легковерие - бич нашего времени. Бездна есть между опытно познавшими себя и рассуждющими об этом теоретически. Человек, Духом Святым познавший падшесть свою, немощи свои становиться непремиримым врагом греху своему, ненавидит его, вооружается против него с помощью Божией! Это самый центральный, переломный момент духовной жизни подвижника. (Но это еще конечно не новый человек).

Мне кажется, делать выводы об имеющемся уже спасении опасно. Какой бы критерий "собственной спасенности" не предлагал наш ум, самосвидетельство о достижении этого - признак остановки движения.


А вот тут я с Вами не соглашусь. Бог не играет с нами в темную, не разыгрывает этакую лотерею кого он спасет кого не спасет. Тут все предельно ясно и прозрачно на мой взгляд. Еще при земной жизни Господь не связывался с людьми не видевшим оснований к собственному покаянию – это всем известно. А вот надо ли судить человека искренне осознавшего свое положение - созданного богом по благодати, призванного к бытию в Любви, Гармонии, Радости! но скатившегося без Бога в мерзкое, тупо просчитывающее все и вся животное, жалкое звено пищевой цепочки. Требуется ли такому суд – уверен нет! Вот и Отцы сказали осудивший себя здесь на земле на суд небесный не приходит, но перешел от смерти в жизнь!  «Сила покаяния основана на силе Божьей: Врач Всемогущ, – и врачество, подаваемое Им, всемогуще!». (свт. Игнатий)



95
OyzerovichML,  Ваша речь - оправдание номинального, теплохладного отношения к вере.  Словно бы и Евангелия не знаете.  Дух угасший, светильник потухший...

И отношение к исихазму осталось эгоистическим: лишь юношеское безрассудное устремление к высокому подвигу сменилось на старческую осторожность и ветхое нытье.  А главное так и не найдено. Вы и сами это видите, только страшно признать.

"Путь стяжания Святого Духа Божия, путь преображения души и развития добродетелей христианских в душе человека – нелегкий путь. На нем встречается человеку много опасностей и затруднений – увлечение мирскими интересами и пристрастиями. Склонность к первородному греху, неумеренные запросы тела, леность, нерадение, теплохладность, неразумие, а часто и невежество в духовных вопросах и отсутствие руководства и рассудительности тормозят, мешают человеку идти «узким» и «тесным» путем к Царствию Небесному. Но, с другой стороны, и неумеренная ревность, надрыв в подвиге также очень опасны и могут увести с правильного пути гармоничного развития добродетелей". (Современная практика православного благочестия. Профессор Николай Евграфович Пестов).

Вы же не исключаете плюраризм мнений на Вашем форуме.

96
Моисей не был же аскетом или исихастом, а Бога видел да еще и лицом к лицу!

На мой взгляд, был и тем и тем... Он сорок лет изучал египетскую премудрость, затем сорок лет провел в пустыне и только по прошествии их сподобился лицезреть Бога.

Здравствуйте Elena.

Да, наверное вы правы не стоит недооценивать тогдашний Египет в этих вопросах. Но в том ключе, в котором я привел данный пример, смысл его понят участниками форума правильно. Спасибо за замечание.

97
У OyzerovichML  версия спасения слишком спекулятивна, и служит для убаюкивания ветхого ума: раз подвизаюсь, то уже и этим спасусь.

Может я сейчас странную фразу скажу, но и не сказав, оставлю без пояснения все выше написанное. Мы порой больше Бога знаем как ему нас спасти. Почитав соответствующую литературу мы принимаем на СЕБЯ решения, то как точно мы будем вести духовную жизнь, в каком направлении будем двигаться и чего непременно, во что бы то ни стало, должны достигнуть забывая о том, что “Дух сходил на верных и был не только Утешителем, но и Руководителем”. Мы не оставляем даже малейшего шанса для водительства Духа Святого в нашей духовной жизни. Надо ли данному человеку в этой жизни достигнуть бесстрастия или нет - Ему одному виднее. Ни всем быть одинаково святыми. Уверен, наша православная аскетическая традиция самый прямой путь истинного богопознания, но он не единственный и не всем этим путем идти, не правильно на этом замыкаться. Многие кидаются в исихазм, да еще и ставят задачи вскочить на невообразимо высокие ступени не понимая, что их путь от Бога может быть состоит в простой, спокойной молитве по 20 минут в день и именно на этом пути они обретут истинное самопознание и встретят ЕГО ЛИЦОМ К ЛИЦУ, а что еще надо! Разве ни в этом смысл нашей веры, ни в стяжании Духа Святого! Или я не прав! Только на мой взгляд единственным, обязательным условием богообщения может служить самопознание, только человек увидевший в кого он превратился, узнавший свою полную не состоятельность в деле исправления, может стать истинным сосудом способным вместить Бога.

98
Озерович,Вы случайно не профессор Осипов?))

Нет, только совершенно случайно, а вы что то имеете против Алексея Ильича?

99

 Теперь только вопрос в том, как все-таки не стать пустым семенем или гнилым бутоном, а в свое время созреть и родиться?


И Вам здравствуйте, Vasilisa.

Наверное опять сорву бурю критики в свой адрес, но все таки попробую высказать свои соображения. Понимаете, в духовной жизни как в квантовой физике, свои законы и не всегда сразу понятные. Тут главное не то, что бы во время созреть и родиться, а главное путь, ведь и Господь сказал "Прежде ищите..." не сказал же ведь "Кто найдет...". Могу предположить, точнее я в этом лично уверен, человек познавший себя, свои немощи, понявший кто он без Бога - уже СПАСЕН! Но спасённость и святость это вещи разные. Святость без познания себя не возможна, это фундамент на котором храм святости может быть построен, хотя в этом очень многие и погрешают, считая это делом маловажным и не обязательным, на этом форуме это частенько проскакивает. В любом строении фундамент главное! А вот спасённость без святости может вполне быть. Моисей не был же аскетом или исихастом, а Бога видел да еще и лицом к лицу! Кто еще такого сподобился? И написано был кратчайшим из людей - и это не сказка так оно и есть! Везде можно услышать разные мнения, одни относятся к святости, другие к спасённости, не правильно было бы лить все в одно, так делают дилетанты. Когда и в какое время кому созреть и родиться свыше только Ему одному известно, у кого то это спрашивать смысла думаю нет. Это Его времена и сроки. Что в этом случае делать? - просто молиться по мере сил, смирятся и ждать, в этом и суть. Каждый день, каждый раз, сталкиваясь со своим "мертвецом" (ветхим человеком) понимать кто я без Бога! Главное тут не напридумывать себе свою собственную святость. И еще рождение свыше еще не означает полное преображение - нет, начатки страстей, ветхость остаются с человеком до смерти и воскресения тел и только после этого там мы будем по настоящему новыми людьми. Тело, отчасти и сам человек, через смерть благодатью должны перековаться в нового человека, без этого к сожалению никак. 

100
Ко всему выше сказанному о добрых делах и новозаветных заповедях, хотелось бы добавить, что исполнение или точнее попытка исполнения их, является очень важной вехой в жизни человека. Для тех кто ведет внимательную жизнь, я думаю меня поймут, эти попытки открывают весьма печальную сторону нашего состояния, а именно, не способность исполнения вышеприведенных заповедей. Любое такое исполнение заповедей любви является не совершенным, всегда с примешиванием какой либо страсти, мечтательности, например если сделал добро человеку, то тут же и посчитал себя либо праведным, либо видишь себя газами того человека добрым и от того каким то особенным, либо горд от исполнения. А ведь такие поступки должны быть естественными. В этом простом упражнении открывается вся наша падшая, извращенная природа. Для людей проводящих жизнь в молитве со временем открывается и более тяжелая картина, когда подвижник понимает, что весь алгоритм природы его (человека плотского), его мысли, планы и т.д. сводятся к одному достаточно простому  принципу - достижение своих целей с возможно минимальной затратой собственной энергии. При любом другом раскладе природа наша противится нашим потугам, воля, разум, силы души, стремятся в разном направлении и человек расстраивается, добро творить не комфортно. И в противном случае, при исполнении какой либо страсти все силы души дружно соединяются вместе в одном векторе, мучает только совесть и то не всегда. И вот парадокс вся внутренняя наша стремиться к рациональному плотскому бытию, а человека делает человеком как раз деятельность противоположная чисто рациональному, потому Отцы и сказали - заповеди духовные, а мы плотские и Макарий говорит: "яко николиже сотворих благое пред Тобою", это не высокопарное самобичевание - это КОНСТАТАЦИЯ ФАКТА! При вдумчивом отношении к жизни понимаешь, что так оно и есть и ни чего с этим не поделаешь. Вся праведность наша – что грязная тряпка, увяли как листья, все мы, и несут нас пороки, как ветер говорили о себе святые. Думаю чем ближе человек  к Богу тем более он сравнивает свое внутренне состояние с тем евангельским образцом и тем все более и более в результате он соглашается с Св.Отцами.  На мой взгляд чем внимательнее проводится жизнь, тем более молитва трезвит, так человек приобретает начальное смирение. Приходит более глубокое понимание себя, это тоже своего рода дрова к огоньку духовной жизни. Знать правду само по себе уже большое дело! Держи свой ум в аду и не отчаивайся!

Вот такие вот "неутешительные выводы приходят в голову по осени". :-)         

101
Аскетическая практика / Re: Аскеза в миру
« : 08 Ноябрь 2017, 04:34:13 »

Аскезе в миру должно быть! Расслабленность, безволие и суетность жизни в миру - особенно в городских условиях - надежный тормоз на пути в Царствие Божие. Да и не может быть никакого пути без сильного пламени устремления, попаляющего препятствия и озаряющего путь.


Хотелось бы добавить еще, что в церкви на сегодняшний день сформирован образ настоящего подвижника как человека ни когда ни чем особо не интересующегося, не далекого, тихого, главным советом такого "святого" в основном "не забивай себе голову". Но в истории нашей церкви настоящих подвижников благочестия отличала активность, искание, они предстают нам как люди горячо ищущие знаний, постижения Бога!  Может быть церкви это удобно с той стороны, что таким стадом легче управлять? Но тогда нам не приходиться ожидать в ближайшем будущем ярких, истинных, горящих подвижников, коих нам сейчас ой как не хватает! Без таких людей, в дальней перспективе, церковь рискует растерять весь свой и без того не большой электорат.

102
OyzerovichML, совершенно с вами согласен. Различие лишь одно - в подходе молитвенной практики. Некоторые старожилы - пользователи и в том числе админ. придерживаются более раннего святоотеческого наследия, а я более позднего близкого к нашему времени. В этом и есть наше расхождение.
Да Виктор тут Вы попали в точку, только надо не забывать, что большинство раннего святоотеческого наследия обращено к уже довольно опытным подвижникам до уровня которых многим из нас, в нашей жизни вряд ли удастся дотянутся.

103
Одним священником было высказано мнение, что ребенок наследует то душевное состояние родителей, каким было оно у них на момент зачатия этого ребенка.
(Это как раз было сказано Саше на исповеди в монастыре. ) Если это действительно так, тогда многое становится понятным.
А душевное состояние кого из родителей наследует ребенок? Или берем душевное состояние обоих родителей и делим пополам? А как быть с детьми зачатых по ЭКО, через суррогатное материнство? А детям износилованных женщин вы вообще отказываете в благоразумии?
Иногда хочется просто извиниться за наших батюшек.
Вот думаю, иногда, может рясы какие то волшебные у нас в Софринке шьют если, вчерашний фэзэушник только надев ее сразу, вот так вот простенько берется судить о таких вещах, а может думаю батюшкам меньше надо лезть под одеяло к своим прихожанам и судить кто в каком душевном состоянии там зачинает детей, а заниматься своими прямыми объязаностями и становиться уже настоящим специалистом в своей области? Василиса! бойтесь нас православных у нас есть бог который нам все простит и батюшки которые вот так вот попростецки, по нашенски, незамысловато все, всегда и везде нам растолкуют.
Почему все таки все такие умные, с высшим образованием люди, зайдя в церковь вместе с шапкой снимают и голову?
Еще не пойму почему патриарх, вроде умнейший человек, а не запретит еще вчерашним семинаристам лезть на исповеди в души к людям вдвое, трое старше и опытнее их?

Господи, как же мне все это дорого...

Сосед
вот при всем уважении к Вам скажите, Василиса приведя свою дочь в храм где обитает такой вот батюшка станет ей легче, ответьте? 

104

Говорят, так у евреев принято, это считается обязательным, вот и дети вырастают психически-здоровыми.

Могу Вас Raisa разочаровать и у нас не так, так может быть у кого угодно. Просто и в том методе о котором говорит администратор и о том котором говорите Вы есть серьезные недостатки. Но в более жестком методе воспитания положительного результата больше. Из ста наказанных преступников один одумается, из ненаказанных ни один, такой вот неутешительный результат. И вообще, к каждом конкретном случае лучше иметь свой подход в свое время.

105
OyzerovichML,  у меня нет на вас обиды. Вы правы, утреннее и вечернее правило, 100 благословленных молитв по четкам я читала без особой внимательности, быстро. Задумалась над этим, спасибо вам! 

Хорошо если что то из сказанного здесь на форуме может быть кому то полезным. :-)

Страницы: 1 ... 5 6 [7] 8