Здравствуйте, друзья! Начинаю потихонечку отвечать на ответы.
Прежде всего скажу, почему так долго не отвечал: была внутренняя борьба. Пытался вернуться в Церковь, ходил на исповедь, но исповедоваться толком не удалось. Почему -- расскажу в дальнейшем.
Елисавета, вы спрашиваете, чему мне не хватало в кришнаизме, какова моя цель и чем не устраивает жизнь "обычного верующего".
С кришнаизмом вопрос очень трудный. Я не разочарован в учении, я верю в его, так сказать, спасительную силу. Именно в спасительную. Но на этом пути в какое-то время я стал чувствовать себя неуютно из-за своей неспособности прочувствовать его сердцем. Попробую по пунктам:
1) Сердце и менталитет. Как бы я ни убеждал себя в том, что я -- душа, а душа отлична от тела, что душа перерождается, меняет тело и культуры, и все остальное -- как бы не убеждал, но я не смог преодолеть, так сказать, своей "культурной обусловленности". Когда жил в Индии -- скучал по березкам и по снегу. Помню, еду в поезде из Бомбея в Матхуру и тоска берет. Не чувствую себя "своим". Взял плеер, включил хор Валаамского монастыря, покаянные песни. И успокоился. Я мог бы уйти от русской культуры, и я пытался, но так уж сложилось, что я слишком люблю ее. Не только люблю -- она внутри. И Россия тоже внутри. Пойдешь зимой в лес -- ну, такая красота! Сердце радуется! И что, после этого я должен ломать нутро и переубеждать себя в том, что Россия -- это страна с плохой кармой, а Бхарата-варша (Индия) -- страна для избранных?
Сейчас я заканчиваю Литературный институт им.Горького. За эти пять лет было слишком много "своего": курс русской литературы, курс старославянского языка, курс Закона Божьего -- все это также сильно повлияло на сердце. Уединение, молчание, тихая молитва, покаяние, легкая радость, легкая тоска, любовь к людям -- все это русское сердце. И когда я стал ощущать сильнейшее влечение к такому идеалу, я вдруг увидел, что не могу совместить его с кришнаизмом. Кришнаизм ярок, красочен, шумен. Кроме того, та ветвь кришнаизма, что перенеслась к нам на Запад, -- ветка проповедническая. Отсюда постоянно социальное давление: ты должен проповедовать, должен распространять книги, должен общаться с другими, должен заботиться о других, должен принимать на себя ответственность... Помни: работа сейчас, самадхи -- потом! (Самадхи -- погружение в молитву). Какое-то время я пытался этому следовать, но через несколько лет стал искать свой путь. Мой путь привел меня в Индию, где я внутренне оторвался от западного варианта кришнаизма. Традиционные мелодии для молитвы, традиционная проповедь, другой дух -- я заразился этим. Живя в Индии, много молился, совершал аскезы, но никогда не был сердечно удовлетворен. Чувственно и эмоционально -- никогда. Мне хотелось каяться, хотелось реальной жизни, а не медитации на идеал. Но, тем не менее, из Индии я привел свое настроение, свое Харе Кришна. Ортодоксальное, углубленное, тихое, ночное. И столкнулся с полной невозможностью примерить это настроение и свою жизнь, и жизнь западных и русских кришнаитов. Грубо говоря, с одной стороны вернулся на Родину, а с другой -- встретил непонимание, несочувствие.
Тема сложная. Менталитет, культура, язык... Как молиться на санскрите? Я не могу молиться на санкрите. Я пытался выучить бенгали, полюбил этот язык, но -- как молиться на бенгали? Я не чувствую этого языка, не чувствую этих слов. Как быть с понятиями? У нас любовь, а у "них" -- у "них" нет "любви". Есть "кама" и "према". Материальное вожделение и любовь к Богу. Третьего не дано. Почему я не бью свою жену? Потому что я люблю ее. Почему и индус не бьет свою жену? Потому что это адхарма -- нарушение вселенского закона. Конечно, обычные индусы тоже любят. И не бьют тоже потому, что любят. Но большая часть кртишнаитов не бьет, потому что это -- адхарма. Я не могу принять этого. Разумом могу, сердцем -- нет. Ничего не могу принять сердцем -- поэтому сухость, бесчувствие, черствость.
2) Моя цель -- поверить в Бога, ощутить Его. Быть все время в он-лайне с Богом. И -- изменить свое сердце. Не гневаться на людей, любить людей, не зависеть от греха. Я хочу жить в божественном Творении, а не в своем грехе. Религиозный опыт нужен. Не хочу себя не в чем убеждать. "Ум ищет Божества, а сердце -- не находит." Вот, хочу найти.
3) Жизнь "обычного верующего" не устраивает тем, что ее нельзя назвать практикой. В кришнаизме научился практике. Каждый день 16 кругов молитвы на четках, 4 регулирующих принципа, ранний подъем, утренние молитвы духовному учителю, вечерние молитвы Богу. Процесс. Ступенчатый процесс. От шраддхи до премы (от веры к любви). И я могу взять санскритскую книгу 16-го века и прочесть ее, и понять, на какой ступени я, с какими трудностями сталкиваюсь, как их перебороть, куда поднимусь, и какие трудности будут там. Нужен процесс, нужна духовная жизнь. Живая вера.
Вот.