Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Сообщения - Бугров Владимир

Страницы: [1] 2
1
Одно из определений смирения Отцами, хорошо иллюстрирующее его зависимость от того, каким мы представляем Бога: "Смирение есть познание благодати и милосердия Божия" (Лествица, 25:3). И именно христиане, веруя в Бога Распятого и Воскресшего, могут постичь эту глубину неудобозримую.

2
Владимир,Ваши три пункта абсолютно применимы и к суфизму, и к каббале, потому что они взывают к Богу Ветхого Завета. он не безличен, у него много имен (или просто Аллах) и он любит смиренных.

Позвольте, сомневаюсь:
1. Эн-Соф не очень-то тянет на личного Бога-Вседержителя. Аллах Корана - не Бог-Отец, в любом случае. Равно как и Бог Ветхого Завета. Бог-Отец - это одна из ипостасей Св. Троицы, которая и является Богом Ветхого Завета. Но в Ветхом Завете троичность не раскрыта, а только угадывается,  в Коране же она, к сожалению, запрещена (Сура 112).
2. Ну уж тут-то исихазм точно оригинален. Ветхий Завет лишь ожидает Мессию, но не повелевает молиться Ему. А Коран принципиально отвергает Сына Божия (19:91-94). И это большая разница с Ветхим Заветом. В то время как Боговоплощение - есть условие нашего спасения. "Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом" (свт. Афанасий Великий).
3. Конечно, смирение - качество похвальное и в нехристианской среде. Но как постичь глубину смирения вне Христа?  "...возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;" (Мф. 11, 29). А Эн-Соф и Аллах Корана не стали ведь людьми, не пошли на крест.
И последнее, все перечисленные догматические вещи не должны быть лишь пищей ума, оторванными от практики. Нет, осознание и переживание их должны сопутствовать нашей молитве. "Память Иисусова да соединися с дыханием твои; и тогда познаешь пользу безмолвия" (Лествица, 27:61).

3
Добавлю: когда я составил свои пунктики для сопоставления Иисусовой молитвы с нехристианской мистикой, я специально заострил внимание только на некоторых сторонах (всё описать невозможно):
1. Что Иисусова молитва не безлична.
2. Что обращена она ко Христу, а не к нечто.
3. Что ей должно сопутствовать глубочайшее смирение.
Потому что, мне кажется, это наиболее радикально отличает эту молитву от нехристианской мистики (остальное в Православие нет возможности обговорить в кратком посте).

4
Бог - по прав. учению - сверхличностен. Ставить на уровень отношения личностный-безличностный - принижать Его. Молитва к Богу не исчерпывается никак Иисусовой молитвой. И вершина Иисусовой молитвы уже не "личное обращение к личному Богу". Бог ведомый, Бог неведомый... Бог выше нашего ведения, и пока человек не знает благодати, то и не знает Бога никак, а только представляет Его. Испрашивание Его милости - есть великое дерзновение, ибо милость Его - нетварная энергия, т.е. Он Сам, Который милостью Своей соделывает человека богом по благодати.
Спаси Вас Христос за Ваше уточнение. Всецело присоединяюсь к нему.
Но, позвольте, немного пояснить:
1. Когда я сказал, что Бог личностен, я имел ввиду, что он не безличен, вот и всё. Конечно, мы не должны забывать о необходимой апофазе.
2. О вершине молитвы я и не дерзал рассуждать, говорил о том, с чего начинаем. Хотя, верно, надо указать различие и в дальнейшем пути с нехристианскими традициями.
3. Конечно, одно дело верить в Бога, а другое - знать Его. Но верим-то мы в евангельского Христа, а не в бога философов и нехристианских мистиков.
4. Испрашивание милости - есть величайшее дерзновение, но оно должно быть продиктовано  глубочайшим смирением и нищетой духовной.

5
Тема уже давно убитая...
Извините, но это "детский" лепет. Все-таки стоит обратиться к наследию святоотеческому, чтобы понять что такое молитва, а не к суррогату современных поверхностных представлений.
Хорошо, Александр, согласен, что объясняю примитивно и поверхностно. Поправьте или дайте ссылки.

6
А на мой взгляд, всё просто. Не надо вдаваться в изучение каббалы, суфизма и проч.: сие есть море великое и пространное, тамо гади, ихже несть числа... (Пс. 103, 25). У нас есть своя традиция, в неё и надо вдуматься. Что главное в  молитве? Душа молитвы - внимание словам, как известно, а не искание особых состояний. Хотя и советуют порой сводить ум в сердце, но это опасно, особенно без опытного руководства. А каков смысл произносимых слов Иисусовой молитвы?
1. Личное обращение к личному Богу.
2. Не просто к неведомому Богу, но к Господу Иисусу Христу. Соответственно, чем лучше мы помним и понимаем Евангелие, тем правильней и понятие о Том, к Кому мы обращаемся. И, наоборот, призывание имени Христова - есть краткое Евангелие.
3. Мы обращаемся не на равных, но испрашиваем милости, как бы не переводить ελεησον.
А теперь, при желании, можно сравнить практику Иисусовой молитвы с нехристианской мистикой по этим пунктам.

7
Isihast King забанен.
1. Честно говоря, понимаю: я думал всё обратится в фантасмагорию. Но немного жаль.
2. Леониду - многая лета!
3. Про ад, вот, что ещё подумалось: когда я туда попаду и пойму, чего я лишился и увижу опечаленных близких (и, страшно подумать, Христа) - вот это проймёт до печёнок; а если надо мной стали бы потешаться - я бы совсем озверел, и не было бы и этого, запоздалого раскаяния. Ведь если бы не милость Божья, ад был бы совсем невыносим.

8
Отличие допустимого, творческого воображения от недопустимого воображения-мечтания предельно просто: первое способствует созидательной, активной, трезвой жизни, а второе препятствует ей. По плодам узнавайте деревья. Что касается всяких там осознанных, "творческих" сновидений - православным же должно быть видно, что это за фрукт.

9
А шок некий, действительно, испытываешь, читая некоторые (да многие) сообщения. Может всё это - пустая трата времени? А хочется пообщаться.

10
сам лично когда зашел первый раз на форум сразу ушел подумал что все в прелести....
Все мы в прелести, надо хорошо это понять. Просто бывает прелесть явная, а бывает скрытая, неизвестно, какая хуже. Но Вы правы, соблазн - худший грех.

11
все верно... могут люди соблазнится...
Если есть подлинный опыт Царства, можно и рассказать, почему бы и нет? Но если засмеют, а рассказчик обидится, значит, что-то не то у него было.
А про ад вот, что интересно в продолжение темы: думаю, вот попаду туда, каково будет мне, что близких своих этим навсегда огорчил (о Боге нечего и говорить, до этого дорасти мне надо)? То-то и оно, что от таких мыслей рождается молитва...

12
[
Призываю всех начать прямо говорить о Царствии.
Для этого надо дерзнуть сказать:"Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. 
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. 
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. 
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, 
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным. 
14 Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. 
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. 
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов" (1 Кор. 2).
Может лучше об аде, наверное, это нам ближе?


13
Нет, радость будет полной насколько может человек вместить. Это вопрос вмещения. Радостопечалие - это чувство все-таки нашего нынешнего состояния, сопряженного с переживанием греховности. Но и то что праведники забудут о тех, кто когда-то например, чем-то жертвовал для него а потом стал добычей бесов, мне видится несовершенством любви.
Цитировать
В-общем, согласен с вами: " И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло" (Откр. 21:4). Но и если праведники совсем забудут о погибших, это будет означать несовершенство любви, а, следовательно, и блаженства, которое от неё неотделимо.  И именно в этом смысле можно говорить о некой скорби праведников, без которой, однако, нет полноты любви и счастья. Не здесь ли и кроется разрешение (не на рациональном, конечно, а на духовном уровне) разрешение парадокса, заданного в начале темы?

14
Жертвенная любовь есть лишь условие попадания "туда", но там она не сможет быть выделена в некую отдельность. Всё будет поглощено Господней Любовью.
Конечно, и я о том же, что жертвенная любовь - есть основа блаженства, но не само блаженство. Более того, перед лицом вечного блаженства и вечных мук жертвенность бессмысленна: чем жертвовать? Потому и нравственное  состояние невозможно изменить.

15
Конечно, радость о Господе должна покрывать скорбь праведных о погибших. Я это и предполагал:
Цитировать
печаль об участи погибших покрывается радостью о том, что Господь - Благ и дал нам всё, предоставив каждому возможность не-животной радости.
Можно вспомнить и это: "Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня" (Мф.10:37).
Но, думаю, радость праведных была бы, несомненно, больше, если бы все спаслись. Поэтому, позволительно говорить о некой скорби, характер которой мы не знаем: я только предположил, что это чувство ближе к радостопечалию. 

Страницы: [1] 2