Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Сообщения - Sergio

Страницы: [1]
1
Аскетическая практика / Re: войти в себя
« : 20 Октябрь 2009, 15:03:44 »
.   .   .  просто надо было остановить "соскальзывание" темы.  Вообще-то, мне кажется, что мы все, начиная с меня, страдаем недостатком смирения.  То есть, ожидаем слишком много от своих ограниченных услилий.  Хорошо читать жития некоторых святых, просто, чтобы напоминать себе о мелочности наших попыток -- Св. Серафима, Св. Алексея Человека Божия, преп. Марка Гробокопателя Печерского, и т. д. 

2
Аскетическая практика / Re: войти в себя
« : 19 Октябрь 2009, 14:57:42 »
Впечатление, что разговор начал качественно падать. 
Психология, как ни странно, стала признавать в 80-е годы, что мозг наш является просто компьютером, обрабатывающим данные со всего организма.  Также, начала просачиваться идея, что, возможно, источник жизни в сердце, каким-то. пока непонятным медицине образом.  То есть, сердце могло бы быть самодвижущимся органом, зачинающим цикл жизни в организме.  Хотя, это может быть не сам сердечный мускул, а солнечное сцепление, или еще что-то, находящееся в районе физического сердца.
Подчеркиваю слово "самодвижущимся", это как молитва на высшем уровне, "самодвижущаяся".
Другими словами, отцы церкви понимали что-то, к чему наука только начинает подходить.  возможно, окажется, что придется Апологетике, задним числом, снова согласовывать религиозные воззрения с наукой, может быть объясняя источник жизни в терминах энергетики.  Но все это второстепенно.  Важно то, что не ум/мозг должен спускаться в сердце, а наше внимание должно войти в разговор с Богом.  Простите меня все, но я, тоже, стараюсь это понять, но, как мне сказал один священник, "я стараюсь объять необъятное".  Ближайшее к этому, понятие Св. Иоанна Кронштадтского, который именно описывает молитву как диалог с Богом.  Как О. Иоанн говорит, когда он молится, он просит у Господа прощения за грехи, совершенные в тот день -- и продолжает молиться, пока не почувствует ответ -- то есть, получается диалог (а не монолог, как у болшинства из нас). 
Я помню, что Свт. Феофан, некоторое время, не соглашался с мышлением О. Иоанна.  Но, в конце концов, эти два светильника земли русской пришли к обоюдному уважению и прекратили разногласия.  Так что, это могут быть разные пути к общению с Богом -- чисто эмоционально-молитвенное О. Иоанна, и довольно рациональное интеллигента, Свт. Феофана.  Господь нам показывает разные пути, а цель остается одна-же:  спасение, посредством единения с Бесконечным, Всеприсутствующим, Всеобъемлющим, Животворящим нашим Богом.
Исправьте меня, если я ошибаюсь:  на уровне таких рассуждений легко впасть в еретические заявления!

3
Аскетическая практика / Re: войти в себя
« : 17 Октябрь 2009, 20:38:00 »
Аминь!  Но, все же, хотелось бы знать, есть ли какое либо руководство из Церкви Воинствующей в этом направлении, или только отдельные личности занимаются умным деланием, сами от себя, и для себя?  Если нет, то что делают в монастырях?  Я видел как братья строят, варят, сходятся на братские молебны, руководят движением грузовиков с припасами, руководят послушниками и помощниками из мирян.  Есть книгопечатни, так что, предполагаю, там братья тоже подвизаются.  Также предполагаю, что братья молятся в своих келиях, и видел, как они сходятся на трапезы.  Какой-то процент из братии, несомненно, иеромонахи, и заняты церковными службами.  Некоторые, в большей или меньшей степени, являются духовниками -- братии и/или мирян.  Если перевести на простой язык, это профессионали духовной жизни.  Мы же, в лучшем случае, любители (хотя, некоторые любители и становятся лучше профессионалов).  Один известный духовник, недавно, посоветовал одной духовной дочери оставить вопрос о переходе со словесной молитвы в сердечную, так как, это уже провинция Благодати.  То есть, совет ей был просто молиться, в данном случае, молитвой Иисусовой.  А Свт. Феофан говорит, что можно вообще все детали и описания игнорировать, а заботиться только о "вопиянии из сердца", то есть, (переходя уже на мои слова) вести эмоциональный "разговор" с Господом, который, обычно, является в большой степени покаянным плачем.  Хотя, как долго можно молиться на таком усиленно-эмоциональном уровне?  Читал, как некоторые святые проводили целые ночи в такой молитве.  Честно, я даже не могу вообразить какой энергии требуется для такой молитвы:  у меня, в лучшем случае, слезы просто высыхают через час-полтора, и наступает эмоциональное истощение.  Я не говорю о духовных качествах -- сравнение тут неуместно, я говорю чисто о физической выносливости. 
Один афонский игумен, однажды сказал мне, что первое требование для монаха - это крепкое здоровье.  Но, такое мнение я не слыхал ни от кого другого.  Хотя, в силу того, что я написал выше, несомненно, отцы, молящиеся так интенсивно. по многим часам, должны были быть крепче и здоровее меня!!
Сердечная молитва, в свете написанного, никак не похожа на "расслабление" будистов и индуистов.  В Православии, это труд, и достаточно изматывающий.  "Вопияние из сердца", как мне кажется, это действительно не просто "молоть языком - он ведь без костей", а усилие - физическое, эмоциональное, возможно даже, что и интеллектуальное.  В любом случае, большое выделение энергии.  Один иеромонах, однажды, сказал мне, что "надо упражняться", чтобы добиться настоящего молитвенного состояния.  Другой священние сказал запросто, что без руководителя не стоит и стараться -- не получится.  Как "профессиональный оптимист", я скорее готов верить тому, что надо упражняться, и читать как можно чаще молитву Св. Духу -- а там, дело уже вне нашего контроля, нужно только уповать на волю Божью.  А что если я ошибаюсь?  Вот поэтому то я и волнуюсь о руководителе; боюсь напасть на неквалифицированного, но и боюсь пропустить квалифицированного:  в обоих случаях, ошибка произошла бы из-за недостатка смирения и прислушивания к воле Божьей!  Ведь, по писаниям Отцов, первое требование в монастырях -- это послушание перед духовником, полное смирение своей воли.  В миру это не пойдет -- предпивание духовника может полностью расходится с требованиями по работе, особенно напряженно интеллектуальной, вроде менеджмента.  Я - на пенсии, так что я задаю вопрос не для себя, а для всех.  Но, не мню себя настолько мудрым, чтобы постичь умное делание собственными силенками, так что тема духовного руководства, это важно и для меня!  Высокоумие, высокомерие, прелесть, самомнение, гордость, лжеучительство (и многие другие провалы) подстерегают нас.  Надеюсь, что я не глас вопиющего в пустыне:  нам всем, если мы единомышленники, надо передавать информацию о активных работниках на поле умного делания.  Никогда не знаем, кто смог бы получить пользу от такой информации.  В Москве много церквей, построенных для туристов.  Во многих, Благодать скудна.  То же можно сказать и о монастырях.  Петербург, вообще всегда поражал меня своим "секуларизмом".  Как мой священник-отец говорил, церкви сейчас полны "псевдостарцами", зачастую говорящими и творящими чистую ересь.  И это случается и среди молодых священников, и среди старых архиереев, хотя и по разным причинам.  Некоторые из них достаточно харизматичны, чтобы привлекать многочисленных прихожан.  Я не стараюсь развить параноию -- просто хочу подчеркнуть, что путь спасения узок не только в мировых рамках, но и в рамках Православия.     

4
Просто маленькое добавление со стороны психологии:  что бы ни писали или говорили, не важно кто, у нас идет процесс потока мыслей, который невозможно остановить. пока мы живы.  Правда, есть, по крайней мере, два процесса мышления:  словесный и образный.  Большинство людей думают словесно, но есть такие, которые видят облики, переводят их в слова, и только тогда могут общаться.  С точки зрения молитвы, это, вероятно, означает, что молящийся просто спадает с уровня полного сознания (так называемого состояния "бета"), до уровня, к которому стремятся все мистики (состояние "альфа") -- где мы "сознаем свои восприятия и чувства", но не ведем активный сознательный процесс.  В этом состоянии мы работаем на уровне подсознания, который намного обширнее сознательного процесса.  Поэтому, там молитва может стать автоматической и самогенерирующейся.
Хотя, поднимается другой вопрос:  все мистические школы требуют "расслабления", чтобы войти в состояние "альфа" и раствориться в нем, с ограниченной возможностью контроля (например, таким образом там можно достигать "внетелесных" опытов, и т. п., что чревато опасными последствиями подпадания под демонические влияния).  В то же время, православная традиция требует концентрации (напряжения), чтобы контролировать этот процесс, достигая молитвенного состояния даже в расслабленности "альфа" (замедленности мозговых волн).  Возиожно, это объясняет трудность различия между видениями и состояниями прелести -- в состоянии "альфа" мы в контакте с духовным миром, но мы теряем наш сознательный "фильтр", который нас именно и защищает от прямого контакта с демонами, хотя также и предотвращает наш контакт с миром ангелов, все, чтобы сохранить наше психическое здоровье.
Но, повторю мысль, которую я уже писал в другом месте:  поэтому то и нужен старец, или опытный умный делатель, чтобы направлять наши молитвенные навыки.  Люди, которые занимались парапсихологией, астральной проекцией, спиритизмом, и т. п., возможно, понимают, насколько волевое нахождение в состоянии "альфа" опасно для нашей психики.  Оно, также, может повести, очень даже легко, к разным еретическим пониманиям и молитвы, и общения с духовным миром, и христанства, в частности! :-o

5
Аскетическая практика / Re: войти в себя
« : 11 Октябрь 2009, 13:06:22 »
Чтобы не рисковать лепить отсебятину .  .  .   Задаю большой вопрос:  знает ли, кто-либо, практикующего исихазта священника (скорее всего иеромонаха, в монастыре) в Москве или в Московской области?  Еще лучше бы было найти монастырь, около Москвы, где систематически практикуют умное делание.  Подойти на исповедь к такому иеромонаху было бы просто бесценно!  Мне посчастливилось общаться с исихазтом, схимонахом О. Рафаилом в Киево-Печерской Лавре.  Хотя он и не был иеромонахом, просто пара его фраз мне помогли в моих поисках, направили их по реальному пути.  В миру мы читаем, много гадаем, много приходится воображать, переводя слова писателей о Исихазме на наш собственный язык.  Это почти невозможно сделать, особенно если Господь активно не проясняет наше мышление.  Как психолог, я десятилетиями наблюдаю, как люди -- даже близкие знакомые или супруги -- не понимают друг друга в постоянном общении.  А понять Свт. Игнатия (Брянчанинова) или Феофана (Говорова), которые принадлежат генерации дедов моей бабушки, мне уже, фактически, невозможно.  Хотя, как я замечаю, в России, в массе, более популярны творения Еп. Игнатия; в то-же время, мне, знакомому с русским языком посредством моей бабушки, более понятен язык Еп. Феофана.  Однакоже, я задаю себе вопрос -- понимал ли Еп. Феофан намерение языка отцов Церкви, и понимаю ли я, даже приблизительно, то, что он передает с их слов?  Впечатление такое, что церковно греческий язык намного утонченнее, чем старославянский, и конечно же более изыскан чем модерный русский!  Поэтому, как мне кажется, простому смертному, сейчас, надо особенно прислушиваться к реальному опыту людей, живущих не в миру, а, предпочтительно, в созерцательном состоянии, в монастырском окружении, или в затворе -- или же постоянно подкрепляющих свой молитвенный опыт в церковном служении.  Если у кого либо есть информация о таком месте или человеке, прошу, ради Бога, пошлите мне его адрес на <ssgutz@ymail.com>.  Так как это мой первый опыт участия на форуме, не знаю, заметил бы я такую информацию между всех нитей разговоров, идущих на форуме.  Да благословит Господь нас всех своей премудростью и благодатью!

Страницы: [1]