Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Сообщения - Кифа

Страницы: [1]
1
 дух времени - неправильно выразился. Хотел сказать дух мира.  Дух времени - бредовый документальный  фильм. 

2
"Как ни крути, от "духа времени" не отделаешся."

Ой не говорите.   Как сложно сегодня устоять человеку только-только пришедшему к вере. Сатана своим "тернием" все что можно засеял.  Поэтому поздравляю всех с новым годом, желаю всем братья и сестры, не провести не одного дня в новом году без  молитвы, без чтения священного писания, короче говоря без духовной пищи, без "хлеба жизни".  Дух мира сего настолько силен, что не покушав  хлеба, моментально оземленяешься, обмирщаешься, об этом кстати пишет Серафим Роуз в своей книге, если я не ошибаюсь называется "Спасение в современном мире".  Желаю всем вам, чтоб семя ваше приносило во сто крат, упаси Господь зарости ему "тернием". 
Друзья, и желаю вам не только защищаться, но и нападать.  Лучшая защита от духа мира сего - нападение.   Посрамить враг. Уметь сказать врагу в искушениях, "что тебе до меня, ты не в силах даже преодолеть, меня немощного, никчемного, бедного, нагого, нищего раба Христова и кто ты после этого".
Желаю всем вам насколько эту возможно, нам недостойным, встретить достойно Светлое Рождество Христово, зализав раны слезами  покаяния и врачеством Христовых тайн, вступить в новую борьбу, без всякого самосожаления, отчаяния, "препоясав чресла истиною", мечом имени Христова и облекшись непоколебимой броней смирения "наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью" и дабы "ничто не повредило вам".

3
Кстати вот еще что меня удивило, прочитал на вашем сайте книжку дневник какого то монаха Оптинского, по-моему Никодима.  Так вот когда этот монах был в послушниках, старец ему сказал прочитать "Рассказы странника".   

4

Только не в "Рассказах ...",
странник странствует, а не живёт мирской жизнью,
по сути странник это образец, преданного анафеме на 4 соборе,
самостоятельного монашества, вне монастыря и власти епископа.

Очень любопытно.   Если бы не самостоятельное монашество. То наврят ли бы у нас в России сохранилось бы православие.  Ведь  период советских гонений православных связан с белыми монахами,  носившими веру христову в своих сердцах.   

5
Антиквар, согласен с вами.   В писаниях ст. Силуана есть прекрасная фраза "Молитва не дура. Это мы дураки". 

Думаю, кто стремится к Истине, кто ищет ее (а скорее Его) всем сердцем, всей душой, "алчет и жаждет правды" Истина убережет от подобных книг  и от прелести, а кто ищет остренького, чего то новенького, необычных ощущений, мистических опытов,   для того "Расказы странника" станут настольной книгой. 

Насколько мне известно, (хотя у меня туговато с историей, говорю ссылаясь на архимандрита Рафаила Карелина) в Византии во времена Григория Палаамы, Григория Синаита, исихазм, учение о внутренней молитве вышло в мир (скажем так) многие мирские люди ее практиковали и произошел необычайный духовный подъем, что кстати повлияло на Византию в целом, поддержало ее на плаву еще некоторое время.   Было бы неплохо, чтобы и в России произошло что то подобное.  Если с таких позиций рассматривать "Рассказы странника",  очень  в тему. 

6
Книгу бегло просмотрел на сайте. Очень оригинально написано, только вот что меня смутило:

"8. Что невозможно вернуть?
— Целомудрие."

Если я не ошибаюсь преп. Иоанн Лествичник пишет, что целомудрие вернуть можно в "Добротолюбие" т.2.  Щас под руками нет книжки, чтоб скинуть цитатку.

7
А то что непрестанная молитва возможна и в миру, то об говорится практически во всей аскетической литературе. Ведь непрестанная молитва  это непросто непрестнное повторение "Господи помилуй" но постоянное ощущения присутсвия Божьего, пребывание перед Ним, память о Нем, направлением всей жизни, в том числе и внешней к нему. Даже когда исполняешь добросовестно мирские обязанности, думая о том как бы угодить Богу - это прожолжение молитвы, а не ее прекращение.  И совмсестные духовные беседы о Боге тоже продолжение молитвы где двое или трое соберутся во имя Христа там и он среди них.

8
Дисциплина всегда несколько обременеят человека, теснит его свободу. Но
 когда жизнь расписана чуть ли не по минутам  не остается времени для греха. Когда есть четкий график, ум не занят попечением о будующем, думаю делателей молитвы очень часто отвлкают подобные помыслы.  Дисциплина внешняя, дисциплинирует и ум, не дает ему простора для блужданий, делает его более трезвенным, что также необходимо для молитвы. Я согласен, что когда сам решаешь что тебе делать, а особенно в вопросах духовных это может привести к гордости.  Но опять же я сказал на основании святоотеческого опыта (так как мы расматриваем ситуацию когда нет духовника), святые отцы дают не просто отвлеченные советы, а конкретные действия.

Безусловно истинное смирение дается по благодати, не зависящие не от каких уставов и подвигов. Но мы ведь говорим о средствах, о внешней стороне духовной жизни, которая также имеет значение, чтобы выпрямить путь к Господу.

Понравилась мысль о страннике-миссионере. Спаси Господи! Это тоже великое достоинство этой книги, ибо может разогреть ревность христиан к непрестанной Иисусовой молитве, быть искрой которая может зажечь пламя Христовой веры.  Но опять же православия - религия правды "Не в силе Бог, а в правде". В расказах странника мы видим ложные, не соответсвующие реалиям истинно православной аскетике.  Если бы каждый православный аскет, тот же св. Игнатий Брянчнинов начали описывать свои духовные опыты, получилось бы гораздо круче и увлекательней чем у странника. Типа "я ощутил необыкновенное просвтление, ум исполнился благодати, я казалось вышел за пределы земного мира, словно и тело не мое, показав при этом бесам кукиш" или там "на 500-й молитве бес начал искушать меня", "когда ум вошел в сердце я увидел злобного и коварного змия, и я начал с ним бороться, и вот после 200 ударов мечом Иисусовой молитвы, я обезглавил змия, и меня посетала несказанная любовь Божия" фантазия человеческая безгранична, а язык у православных работает покруче Стивина Кинга.  Но ведь они этого не делают, ибо они и как "Отец наш небесный" заботятся о нашей пользе. У духовных книг есть одна особенность - читая их человек невольно погружается в те духовные опыты, переживания, описанные автором, он как бы думает находится в том духовном состоянии, которого на самом деле не пережил.  Я бы так сказал вникает в духовное душевным и впадает в прелесть, а за нею следует разочаровнаие. Почему кстати святые и предостерегают от чрезмерного чтения духовных книг. Вот в чем заключается опасность расказов странника - не заразить читателя мнимой духовностью. Поэтому было бы хорошо если бы новоначальный перед чтением прочитал брошуру Осипова, а потом брался бы за расказы.


9
Не могу больше молчать :) позвольте и мне, своим грешным языком высказатся в очень важной для меня теме.

"Расказы странника" - очень захватывающая книга, но не аскетическая.  Там очень красиво раскрываются некоторые христианские догматы, раскрывается внутреннее, духовное  понимания Евангилие, есть некоторые полезные ссылки на святых отцов Добротолюбия, читается на одном дыхании.   Но вот относительно практики Иисусовой молитвы я полностью поддерживаю Осипова. Описание практики Иисусовой молитвы по расказам странника мне напоминает произнесение мантр.  Как то зашел на форум кришнаитов, как они там они делятся своим молитвенным опытом. Прочитав их высказывания: они очень много говорят о вкусе, о количестве, я тут же вспомнил "расказы странника", словно инструкция для православных кришнаитов "О молитве" (оказывается и такие есть, нашел их группу вконтаке).  Друзья, но ведь православие это не произнесение мантр, и хотя Иисусова молитва по выражению святых отцов охватывает все Евангелие, но это не значит, что спасение в молитве, иначе бы Господь наш Иисус Христос, дал бы одну заповедь "Непрестанно молитесь", и вместо "Отче наш...", "Господи Иисусе Христе помилуй мя".  Христианин предстоя на молитве всегда находится в борьбе с самим собой и с дьволом. И только иногда Господь дает молитвенникам  чистую непарительную благодатную молитву, когда рассываются слова и ум, сердце и воля сливаются воедино в молитве.   Читая расказы странника умиляешься,  дойдя до умно-сердечной молитвы странник обретает Царство Небесное, ему все легко и радостно.  Тогда как в большинстве православных аскетических книгах говорится, что период прохождения умно-сердечной молитвы - самый тяжелый и скорбный, хотя и утешения силней. Как правильно заметил Осипов не слова о покаянии, там описывается момент, когда странник идет на чистосердечную исповедь,  о которой он узнает, уже достаточно времени практикуя сердечную молитву, а ведь зрение грехов своих, даже самых незначительных прегрешений, начинается еще с устной с молтивы.  И как правильно заметил Осипов попробуйте 3000 молитв прочитать, я уже не гововю о 13 000.  Я когда первый раз читал эту книжку, думал: "Ну наверно ему Господь за подвиг странничества, то что он подобно Марии Египтской питался одними сухарями, потерял всех сродников, да еще и инвалид, даровал такую чудную молитву по своему человеколюбию, что не грехов, не покаяния, а только пламенная любовь к Господу и море утешений."   Книга не духовная, а душевная, поэтому для людей мира сего сойдет.  Но как духовное аскетическое пособие для православных христианин - никуда не годится. Для православных кришнаитов и католиков - настоящая находка.  Единственное, что мне понравилось это то как раскрываются Евангельские истины, особенно раскрытие идеи о том что "царствие божие внутрь вас есть". Еще очень умилительно было читать о благочистивой семье принимающей странников. 



Теперь, что касаемо послушания. Действительно у нас сегодня беда со старцами, беда в первую очередь для тех, кто подвизается в миру, тем не менне мы не оставлены, думаю так угодно Богу. Раньше старцами спасались, зато теперь у нас больше информационных возможностей. Практически любую книгу можно достать не выходя из дому. Можно пооткровенничать с православными со всего мира.  Об этом кстати писал Серафим Роуз.  На мой взгляд послушание мы можем проявить к нашей матушке православной церкви - соблюдение постов, обязательным хождением на богослужения в воскресние и на праздики, причащение и т.д. Ну а у кого время есть и возможность то поалтарничать, нести различие трудовые послушания, лишние руки в храме не помешают.  В любом случае при мирском образе жизни невозмжно строго послушатся старцу в духовных вопросах, особенно что касаемо молитвенного правила, Феофан Затворник в письмах разрешает его менять сообразуясь с временем.  Мне думается, что каждый сам для себя должен сделать основываясь на опыте и мнении святых отцов, духовное расписание, включающие молитвы, поклоны, чтение, бдения и прочие духовные занятия вплоть до количества, содержание и времени принятия пищи.  Подобрав себе такое расписание, тщательно его продумав, согласуя со своим временем, силами, возможностями можно его показать своему духовнику и пусть благословит и старатся строго его придерживатся.    Таким образом можно отсечь свою волю, если его дисциплинировано выполнять.  Это тоже своего рода добровольное мученичество.   
 У кого какие мнения к такому рода послушанию. Как вы считаете, можно ли таким образом развить смирение?   

Страницы: [1]