Думаю, в написанном Varbandimом много правильного, но вопрос как посмотреть на это…
Ведь не стоит забывать что происходит: «…наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.»
А врагов Божиих мы должны ненавидеть и, в зависимости от обстоятельств, по словам Святителя Иоанна Златоуста, даже "наносить им раны". Потому что, "Когда вред одного распространяется на многих, тогда не следует быть долготерпеливым, и не своей пользы искать, но спасения многих, поелику общая добродетель полезнее частной.
Здесь тонкий момент, потому что есть и такие слова:
«…вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб…»
И уж ни в коем случае мы не должны любить врагов больше чем Бога или ближних, ибо это будет не только неправильным, но и противоестественным.
А преп. Максим Исповедник, например, писал так:
«Совершенный в любви и достигший верха бесстрастия не знает разности между своим и чужим, или своей и чужой или между верным и неверным, или между рабом и свободным, или даже между мужеским полом и женским. Но став выше тиранства страстей и взирая на одно естество человеческое, на всех равно смотрит и ко всем равно расположен бывает. Нет в нем Иудея, ни Еллина, нет мужеского пола, ни женского, нет раба ни свободного, но все и во всех Христос
(Гал. 3:28).».
Думаю, так более правильно, что не отменяет, кстати, процитированных слов.
"Когда не обольщают никого из православных еретики или неверные, не следует тогда творить им зло или нападать. Но когда мы видим, что неверные или еретики хотят обольщать православных, тогда следует не только ненавидеть или осуждать, но и предавать проклятию, наносить им раны и тем освящать свои руки.
Если услышишь, что кто-нибудь на перекрестке или на площади среди людей хулит Христа Господа подойди и пресеки. Если и насилие над ним совершить придется, не избегай - ударь по лицу, дай пощечину, освяти свою руку раной".
Кто-нибудь знает, как это исполнялось в первые века, когда юное Христианство еще не имело щита светской власти? И как это будет в будущем, когда, думаю, светская власть сначала скажет «защитите себя сами», а затем даже поднимет свой меч против?
Далее удивительный текст:
Если и убьет кто по воле Божией, то всякого человеколюбия лучше убийство то. Если же и пощадит кто вопреки воле Божией, то страшнее всякого убийства будет та пощада. Не тварь и естество земное, но Божий суд определяет, что есть добро, и что есть зло!
А Божий суд говорит о любви, милосердии ко всем людям и «не убий», также при этом о «брани против духов злобы поднебесных». Так кого и как следует убивать, а кого миловать?
Если с ворами и разбойниками, убийцами и гробокопателями, наказанию подлежат и те, которые знали об умысле и деяниях их и не донесли об этом власти, то как избежит отмщения тот, кто есть попуститель в краже и убиении овец стада Христова в день суда его? … Если не будет караемо всякое зло, то погибнет всякое благочиние и благосостояние - и в городах, и в домах, и на рынках, и на путях - все наполнится бесчинством, мятежом и смутой, разбоем, воровством и нестроением народным!"
Преп. Иосиф Волоцкий. Просветитель.
Интересно сказано. К Святости призваны все люди, ибо только Свет действительно карает всякую тьму. Поэтому, думаю, кто не устремляется к Свету тот «есть попуститель в краже и убиении овец стада Христова», «не карает зло и губитель всякого благочиния и благосостояния» как по отношению к себе, так и ко всем людям…
При этом, не стоит забывать, что любовь наша должна проявляться не только и не столько в отношении наших врагов, но, согласно заповедям Божиим, прежде всего, в отношении самого Бога и наших ближних, которыми согласно элементарной иерархии являются наши единоверцы, ближайшие родственники и соплеменники, а уж за ними следуют все остальные люди.
Вот в Писании об этом так сказано
(Лк. 6:32-36):
«…И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят … Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.»
И еще
(Мф. 5:43-48):
«…Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? … Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.»
Как же часто забывают об этих словах Христа. И даже не видно ужасного: если человек не становится подобен Отцу, то кто его отец?
P.S..: Много также написаю в теме
«Любите врагов своих...»