Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Сообщения - Викторос

Страницы: [1] 2
1
Lily, вот ссылки на Лазаря(Абашидзе):
http://duhpage.sed.lg.ua/Biblioteka/DuhNastavl/book02/13.htm
http://duhpage.sed.lg.ua/Biblioteka/DuhNastavl/book02/14.htm

Админ. Так. действительно, лучше и проще. Вопрос админу - почему на форуме нет личных сообщений.

2
Спасибо Mirnestaranik. Покаяние радостью - очень интересно и емко сказано. В нашей церкви есть разные священники. Один из них часто говорит, что мы привыкли говорить о грехах и покаянии и ходим мрачные. Но забываем, что православие – это радость. Не отпугивайте своим видом новоначальных. Другой, наоборот, все время напоминает о покаянии и несении креста. Первый – молодой после семинарии. Второй – молитвенник с седой бородой. И у того и другого большие очереди на исповедь, но у второго больше.
   Я хотел обратить внимание не на процесс покаяния, но на видение грехов и подготовку к исповеди. Само покаяние – это, конечно, непрерывный процесс. Ваше непрерывное покаяние в и.м. проходит не «быстренько» и опирается на видение грехов. Но перед исповедью нужны особые молитвы к Господу о просветлении зрения грехов. Церковь, служба, ангельское пение и молитвенное единение способствуют этому и дают действительное извещение о моих тайных грехах, скрывавшихся под разными личинами и совершенных по неведению. С извещением приходит радость прозрения и благодарность Господу. Но тяжесть греха давит. Иногда во время исповеди и раскаяния становится жарко и прошибает пот. А после исповеди – легкость и радость. Не зря исповедь называют духовной баней. По реальному времени она проходит быстро и похожа на перечисление, но по внутреннему состоянию – это неспешный разговор с Богом о помиловании. Когда же нет радости, то можно полагать, что грехи не прощены по причине собственного лукавства перед Богом или дерзкого разговора с Ним.
Похоже, что вы о том же, но лаконичнее.

3
Цитировать
Меня слишком впечатлили грузины именно искренностью, любовью, Духом, разлитым в воздухе.
Выхожу на дорогу...

Есть другой путь - не негативный, в умножении любви и знания.
Lily, сотворите любовь, простите меня убого и моих убогих братьев и сестер, убивающих вашу веру. Простите нас грешных. С ними мы пьем из одной чаши и весь наш путь ради единения с ними в теле Христовом. Простите ради единения.
Простите, если много и не к месту, но меня тоже в свое время впечатлили грузины. Приведу вам высказывание носителя грузинского Духа современного архимандрита Лазаря(Абашидзе) из его книги «О тайных недугах души»:
        ...
Спаси всех Господи!

На форуме не принято ставить огромные цитаты. Можно дать ссылку, если цитата по теме
---
Админ

4
Сергиенко.
Цитировать
индивидуальные особенности полностью проявляются и начинают звенеть. Заложенные таланты раскрываются в гениальность, ум преображается в Ум Христов и становится всеобъемлющим, и проч.
Человек в таком состоянии не теряет себя в других, у него возникает полнота самоощущения на фоне сильной, но вполне контролируемой им собственной эмпатии.

Сильно сказано. Спасибо, что указали на мою ошибку. Я хотел сказать тоже самое, что и вы, но увлекся схемой. Единственное, предлагаю рассматривать понятие индивидуальность как самостную болезнь личности после разделения человека на разобщенные личности. Если не возражаете, я бы повторил ваши слова следующим образом - личностные особенности полностью проявляются и начинают звенеть ... после исцеления от самостной разобщающей индивидуальности. В моем представлении Личность - это духовное понятие, а индивидуальность - это понятие, относящееся к душевному, плотскому.

5
 
Цитировать
Личность не растворяется и не стирается в Боге при обретении неслиянно-нераздельной связи с Ним.
Так. И я о том же. Личность каждого из нас не растворяется, но приобретает единение во множестве человеческих ипостасей

6
Цитировать
Видение грехов и само-осуждение
спросила и о литературе...
Возможно, мой опыт поможет вам.
В этой теме почему-то забыли о первой ее части - о видении грехов. Я добавлю от с.о. – во множестве как песок морской. Пока я не увидел этого множества, покаяние скорее напоминало умственный анализ и перечисление. Пропадало радение к молитвам, терялся смысл, приобреталось уныние. Я видел, что нет плача и слез, а значит еще нет и более низкой ступени – покаяния. У с.о. много говорят о необходимости терпения и не ожидания даров Святого Духа. Вроде, понятно умом. Но почувствовать сердцем удалось после сравнения, приведенного в одной из книг, состояния новоначального по аналогии с Исходом из Египта. После выведения евреев из Египта (образ греховного образа жизни) Бог 40 лет водил их по пустыни. Бог водил их вокруг земли обетованной, проявляя и очищая страсти. Так и у новоначальных. После первой радости освобождения от рабства греху, наступает период сухой пустыни, испытания на верность. Не всякий проходит через пустыню и горит желанием продолжить путь к земле обетованной. Многие впадают в уныние и возвращаются в Египет. Когда я понял, что нахожусь в пустыни и может быть придется еще 40 лет терпеть эту сухость, я смирился и перестал ожидать истинного покаяния, слез, кротости и других Даров. Был также совет – проявлять послушание Богу и нудить себя к молитве, службам, чтению Евангелия и с.о., всего, что установлено Церковью. Просто исполнять, как послушание, настроившись на 40 лет. Я, действительно, ожидал, что эта пустыня будет длиться десятки лет.
Однажды, читая 4-ую молитву Макария – «… отыми от меня весь помысел лукавый видимого сего жития» – мне открылась черная бездна, подобная космическому омуту, затягивающая меня в ее водоворот. Не было ни слов, ни мыслей, но ощущение ужаса, что эта засасывающая бездна есть мои грехи, что каждый мой помысел, желание, чувства пронизаны собственным лукавством. Вся моя жизнь – лукавство перед Богом. Мне стало не просто страшно, но ужас охватил меня. Я вышел из комнаты и машинально подошел к зеркалу. Бездна стала исчезать. Я увидел свои глаза и в них отражение ужаса. Потом я долго думал от кого это. От Бога или от лукавого? Но ощущение греховности всего помысла, как сути моей жизни, осталось. После этого пришло видение грехов во множестве. Раньше я не замечал лукавства, тонких проявлений тщеславия, гордыни, самомнения. Я не замечал «тайных моих» страстей.
   После этого случая я на одном дыхании прочитал Макария, Варсанофия, Никодима, Исихия, Сорского и дригих, писавших о помыслах. Так я пришел к осознанию, что всякий мой помысел греховный. Я перестал их делить на чистые и греховные. Я убедился, что не может худое дерево приносить помыслы добрые. Затем пару раз после грехопадений пришли слезы и стала пропадать сухость пустыни. Но потом опять пустыня.

Цитировать
Что такое страх Божий в Вашем понимании? Бояться согрешить, чтобы не попасть в ад? В моем случае это вообще не работает...

Страх Божий не в понимании, а в ощущении. Понять его не возможно. Это Дар. Он или есть или его нет. Я молил Бога дать мне Страх, т.к. понимал, что его нет. Однажды, я ощутил страх осуществления любого моего действия, произнесения слова и помысла. Очень похоже было не на страх попасть в ад, а на страх удаления от Бога движениями своего ума и сердца. Я как бы замер, замолчал умом и сердцем. Это пришло неожиданно без размышлений и молитв, после принуждения себя к смирению и самоукорению моей гордыни при сильном желании обидеться, осудить, ответить тем же. Смириться было трудно, но удалось. Страх длился целый день. Я радовался ему и хотел, чтобы он не покидал меня. Но Страх рассеялся и опять пустыня. Но память о Страхе и опыт остались. Я пытался искусственно подражать этому ощущению Страха, но нет, не получилось. Я убедился, что это был временный Дар, чтобы показать, что я еще не готов к нему. Моя участь – пустыня и послушание Церкви на долгие годы.

Цитировать
Я не из тех, кто держит очередь. Скорее по недостоинству склонна быстренько перечислить и сбежать, чтобы подходили другие или дождаться конца.
Как можно быстренько перечислить и сбежать. О чем вы думаете? Это тоже, что сказать быстренько помолиться и побежать на работу. Исповедь – это таинство. Такой же диалог с Богом, как и молитва. И советы о молитве - неспешность, внимание, покаяние - применяйте к исповеди. У Софрония (Сахарова) есть совет как исповедаться. Перед исповедью надо определить главный свой вопрос, который мучает тебя и на который ты хочешь получить ответ от Бога. Молиться, чтобы Он через священника открыл тебе ответ. Во время исповеди не рассеиваться на перечислении, но выделить главное и не подталкивать священника к ответу, чтобы он мог молиться о тебе.

     
Цитировать
 «Благоразумный послушник или исповедник с духовником ведет себя так: в немногих словах он говорит свой помысл или о своем состоянии самое существенное и затем оставляет духовника свободным. Духовник, молясь с первого момента беседы, ждет вразумления от Бога, и если чувствует в душе своей «извещение», то дает свой ответ, на котором и следует остановиться, потому что когда упущено «первое слово» духовника, то вместе с тем ослабляется действенность таинства, и исповедь может превратиться в простое человеческое обсуждение.
       Если послушник (исповедник) и духовник сохраняют должное отношение к таинству, то извещение от Бога дается скоро; если же почему-либо нет извещения, то духовник может спросить дальнейших объяснений, и только тогда они уместны. Если же исповедник, не отдав должного внимания первому слову духовника, загромождает его своими пояснениями, то тем самым он обнаруживает недостаток своей веры и своего понимания и следует скрытому желанию склонить духовника к своей мысли. В таком случае начинается уже психологическая борьба, которую Ап. Павел назвал «неполезною». (Старец Силуан. О послушании).

Исповедь – это молитва к Богу о помиловании. До исповеди на  всенощной молитесь Богу, чтобы он открыл вам вашу главную тайную страсть, на которую надо обратить внимание и сосредоточить свои силы. Ищите духовника-молитвенника. Не бойтесь людей, держа очередь, бойтесь разговаривать с Богом быстренько.
Впрочем, кто я такой, чтобы давать советы?

7
Цитировать
Александр: поймать смысл - и двигаться в этом смысле. И тогда тема начнет раскрываться, смысл будет наполняться, произойдет отождествление с опытом.
Ниже о смысле, движении и отождествлении.

В этой теме наблюдается перемешивание различных понятий Самость, Я, Индивидуальность, Личность, Отделенность, Единение.
Разделим эти слова на две группы понятий, которым свойственно умирание и свойственна вечность.
1. Умирание: самость, индивидуальность, отделенность
2. Вечность: Я, Личность, Единение
Первая категория присуща поврежденной природе человека. Вторая – присуща естественному состоянию Человека.
Тождества:
1.   самость=индивидуальность=отделенность
2.   Я=Личность=Единение
Движения: можно составить пары понятий, отражающих процесс умирания или движения от поврежденной природы к первоначальному естеству:
От самости – к Я, от индивидуальности – к Личности, от отделенности – к Единению.
Добавлю еще пары понятий, отражающих движение от умирания к вечности: без Бога – с Богом, отпадение-обожение, самообращенность-созерцание.
   Понятия первой группы отражают состояние человека без Бога, без Любви, без Истины, в темноте.  Понятия второй группы – с Богом, в Любви, в познании Истины и Света. Первая группа понятий отражает следствие грехопадения Адама подобно понятию «тленность». Вторая группа понятий отражает вечное естество человека, которое остается и после грехопадения Адама, но повреждено.
   Вторая группа понятий содержит в себе первую. Я как Личность в Единении наблюдает за своей самостью-индивидуальностью-отделенностью.

Движущая сила движения:   
Творец заложил в Человека такое свойство, как стремление к совершенствованию. Это свойство должно было привести Адама от подобия к совершенству, как Отец наш.
О самости можно говорить, как о болезни или повреждении идеала. Но можно ее рассматривать, как необходимое условие возвращения блудного сына к Отцу. Необходимое, но не достаточное. Достаточным оно становится в соединении с произволением человека. Отец наш по милости создал условия, которые могут вернуть человека в его Отчий дом. Поэтому самость можно назвать великим даром Бога человеку, без которого человек последовал бы по стопам диавола. Самость нужно не презирать, а благодарить Бога, что Он даровал самость как возможность и как источник оживления другого дара - стремления Личного Я к совершенству (горения).

Скорлупа или бесконечность?
   
Самость и  отделенность наводят на образ скорлупы. Этот образ навеян вторым рождением, при котором, однако, самость не умирает. Личное Я или Дух трудно представить внутри скорлупы. Личное Я окружено не скорлупой, а заботой-промыслом Божьим. Такое представление не загоняет человека в замкнутое пространство скорлупы, а соединяет с бесконечным Я. Скорее самость – это язва на теле Личности, которая настолько поразила все тело, что оно уже не способно естественно двигаться. Язва-самость, как и все болезни, дарует спасительное страдание, оживляющее горение к Богу.

Трансформация или исцеление?   

Движение от самости к Я – это не отмирание с трансформацией в Я, как трансформация семени в росток, а постепенное исцеление язвы на теле Я. Также, не трансформация индивидуальности в Личность, а постепенное стирание индивидуальных особенностей и восстановление Единой Личности по образу Троицы с единой волей. О единой воли Троицы понятно. О единой воли Человека во множестве ипостасей тоже можно говорить, опираясь на Гефсимановскую молитву: «да будут едино, как Мы едино».
   
В другом моем посте в теме о самости, вероятно, есть противоречие со сказанным здесь. Это не удивительно для больного самостью. Как говорил Игнатий, все мы больны прелестью.

8
Спасибо.
Видимо, на меня произвела впечатление статья о неосторожных словах Мотовилова.
http://www.pravoslavie.ru/put/propovedi/ioann_prop19.htm

9
Простите меня малоопытного. По не знанию меня интересует ваши ответы на следующие вопросы:
1. можно ли участие  в форуме рассматривать как один из приемов психотехники?
2. Наш внешний враг не умеет читать мысли. Но может ли он читать посты и соотносить их с личностью писавшего? Если да, то форум - это средство ко спасению или беспечность перед врагом?

10
Почему она превратится в ад? И куда денется Бог?
Нет, у меня нормальная жизнь, я не вижу причин ей превращаться в ад.
И еще все-таки иногда приходят мысли, что может я что-то должен был еще понять и сделать и не сделал еще.
"Когда Бог видит, что уже ничто во всем мире не сможет снова оторвать душу от Его Любви (ср. Рим. 8: 35-39), тогда наступает период испытаний, правда тяжких, но без которых остались бы недоведомыми глубины тварного и нетварного образов Бытия. “Жестоко” сие испытание: невидимый меч отрезает тебя от возлюбленного Бога, от Его невечернего Света. Человек бывает поражен во всех планах своего существа. Ему совсем непонятно: где причина того, казавшийся в молитве, подобной Гефсиманской, уже окончательным “союз любви” сменился адом богооставленности.
В нашем сознании мы нисходим во ад, потому что с того момента, как нам открывается образ предвечного Человека, мы острее переживаем глубину нашего омрачения. Великая скорбь поражает все наше существо. Вневременные страдания духа превосходят всякую физическую болезнь." (Сафроний)

11
расскажите, пожалуйста, по-подробнее про призывающую благодать.
Сейчас я это не понимаю.

"Длительность процесса усвоения благодати не у всех одинакова. Нормальный же путь этого усвоения в общих чертах таков. Первый опыт Божественного посещения глубоко поражает всего человека и увлекает его всецело во внутреннюю жизнь, в молитву, в борьбу со страстями. Этот период богат чувством сердца и изобилует переживаниями настолько сильными, что ум весь привлекается к соучастию в них. Последующий период, потери благодати, погружает человека в великую скорбь и недоуменное искание причин потери и путей к возвращению Божьего дара." (Сафроний)

12
Этот опыт был получен неожиданно в результате моего стремления постигнуть на пути исихазма Пресвятую Троицу.
Я хотел бы послушать возможно критические отзывы о возможности постижения тринитарного принципа. А также может ли быть дано человеку в Откровении приближение к его постижению.  

Есть интересные высказывания Сафрония(Сахарова) на этот счет:

       "Исходя из данных Истории Церкви и общения со многими подвижниками, мы пришли к заключению, что опыт благодати у тех, которые удостоились великих посещений и видений, лишь по прошествии многих лет подвижничества, усваивается более глубоко и принимает форму духовного ведения, что мы предпочитаем определить, как догматическое сознание, но не в академическом смысле этого слова.
       Исторический опыт Церкви, в который мы включаем Святых Апостолов и великих древних и новых Отцов, дает возможность определить этот срок, начиная с 15 лет. Так первое послание Апостола Павла (к Фессалоникийцам) было написано им по прошествии, приблизительно, 15 лет после явления ему Господа на пути в Дамаск. У многих он длится 20, 25, 30 и даже более лет. Евангелисты и другие Апостолы написали свои свидетельства и послания по прошествии многих лет после Вознесения Господа. Святые Отцы поведали о своих видениях и о своем опыте, в большинстве случаев, в конце своего подвижнического пути.
       И, наконец, еще один вид воображения, о котором мы хотим говорить — это попытки рассудка проникнуть в тайну бытия и постигнуть Божественный мир. Такие попытки неизбежно сопровождаются воображением, которое многие склонны называть высоким именем богословского творчества. Подвижник умного безмолвия и чистой молитвы решительно борется в себе с этим видом «творчества», потому что оно является процессом обратным порядку действительного бытия, так как при этом человек творит Бога по образу своему и по подобию"


13
Ощущение "я уже все сделал в своей жизни", Божественное ощущение, ощущение себя Богом-Творцом спустившимся на Землю.

Верный, эти высказывания очень похожи на высказывания Франциска Ассизского, часто упоминаемых в лекциях А.И.Осипова:
"… приведем несколько иллюстраций прелестных состояний
В жизнеописании отца католической мистики и одного из самых великих святых католицизма - Франциска Ассизского (XIII в.) рассказывается, как однажды во время долгой молитвы Франциск "почувствовал себя совершенно превращенным в Иисуса", Которого он тут же и увидел в образе шестикрылого Серафима. После этого видения у Франциска появились болезненные кровоточащие раны - стигматы. О другой своей молитве Франциск так рассказывал своему ученику: "Во время этой молитвы... передо мной явились два больших света. Один, в котором я узнал Создателя, и другой, в котором я узнал самого себя". Под конец своей жизни он откровенно говорил: "Я не сознаю за собой никакого согрешения, которое не искупил бы исповедью и покаянием". Предсмертными словами Франциска были: "Я исполнил то, что должен был исполнить".
http://patrio.org.ru/biblio/index.p hp?option=com_content&task=view&id=29&Itemid=32)

Верный, вы уверены, что созерцали Божественные истины?
«Однако о подобного рода видениях истинные святые думали иначе. Так, преподобный Варсануфий, отвечая на вопрошание ученика о том, что делать, когда представится видение в образе Христа, говорит: "Не прельщайся, брат, никогда таким демонским извещением, ибо Божественные явления бывают лишь святым, и оным всегда предшествует в сердцах их тишина, мир и благодушие. Впрочем, и познавая истину (явления), святые признают себя недостойными, а тем более грешники не должны никогда верить таким явлениям, зная свое недостоинство". Франциск же, напротив, как видно из всего вышеописанного, принял все это за истину без малейшего сомнения. Интересен также тот факт, что после стигматизации Франциск "перестал интересоваться всем, происходящим в Ордене" и предоставил монахам жить, как они хотят. Наверное, поэтому, возомнив себя равным Богу, ассизец говорил впоследствии: "Я не сознаю за собою никакого прегрешения, которое не искупил бы исповедью и покаянием".
Насколько далеко он отдалился от Бога, можно понять хотя бы из сопоставления этой его фразы с духовным откровением Аввы Дорофея: "Чем более кто приближается к Богу, тем более видит себя грешным"; напротив, чем более отдаляется, тем чище сам для себя становится, не замечая собственных грехов.» (http://www.pravoslavie.ru/put/apologetika/francis.htm)

14
Цитировать
Всякий помысел, рождаемый моим поврежденным умом без молитвы, есть греховный помысел
Да мне как и Питириму бросилось в глаза  ...а если с молитвой, то безгрешный?  ...А если без молитвы подумали, что Господь Свят, то же грех...а о какой молитве идёт речь, о Иисусовой?...

Mirnestranik, вы правы. Слишком сокращенно и непонятно я пытался изложить несколько мыслей в одной фразе. Рискну пояснить советы отцов.
1.   Святые отцы говорят о поврежденности нашего ока, которое затемнено завесой тщеславия и другими страстями. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу, и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх (Лествичник).
Как от худого дерева не рождается добрый плод, так от поврежденного ума, не рождаются помыслы чистые, без греха.
2.   Отсюда вывод – всякий помысел мой поврежден грехом. И не только во время молитвы, но и при выборе галстука и при рассуждении о воспитании детей, ибо тайные мои тщеславие и гордыня до гробовой доски будут прилепляться к  каждому помыслу и делу. Отсюда грехи во множестве, как  песок морской (Дамаскин).
3.   С этим надо смириться и признать свой ум ничтожеством, не способным даже при выборе галстука не согрешить. (уточняю - смириться, но не успокоиться).
4.   Теперь о молитве. Святые отцы советуют ходить под Богом и  непрестанно молиться тому, Кто очищает от греха, как вы говорите - работать Богу. При этом речь идет не только об Иисусовой молитве. Когда не можешь вопросить оного старца, то надобно трижды помолиться о всяком деле, и после сего смотреть, куда преклоняется сердце, хотя на волос, – так и поступить; ибо извещение бывает заметно и всячески понятно сердцу.(прп.Варсонофий и Иоанн).
5.   Далее, каюсь, вытекает из моего поврежденного ума еще одна греховная фраза:
Цитировать
«Если задаться вопросом о конкретном помысле, то полезнее посчитать его осуждением и покаяться».
Здесь я не удачно или не к месту перефразировал того же Иоанна:
   Вопрос 364, того же. Если и после молитвы не скоро получаю извещение, то что мне должно делать? И когда сие произойдет по моей собственной вине, но утаится от меня, – из чего я могу разуметь это?
                Ответ. Если после третьей молитвы не получишь извещения, то знай, что ты сам виновен в том; и если не познаешь своего согрешения, укори себя, и Бог помилует тебя.

   6. Далее о моем неудачном извержении из уст моих:
Цитировать
«…чем заниматься самоуспокоением и уповать на свой рассудок.»
           Что касается «успокоения», то я имел ввиду беспечность или пребывание в спокойствии без страха нарушить заповедь о праздном слове, уповая на безгрешность своего рассудка.
   7. И полностью согласен с вами, когда вы говорите
Цитировать
...без рассуждения невозможно правильно себя организовать и направить...,
но рискну дополнить, что каждый рассуждает и действует в меру греховности своей. Что для одного осуждение, то для другого рассуждение без греха. Для одного «рака» - это всего лишь оценка человека, как пустого, а для другого – всякая оценка есть проявление самомнения и причина к покаянию. Мера эта или грань лежит в мотивах внутренних и зависит от забвения, неведения, нивидения, нерадения, рассеянности и прочих аспидов. Всех не разжуешь и не раздавишь и словесный ориентир на каждый конкретный случай не составишь. Ибо темно внутри и уму не видно. Сим хотел я перенести вопрос о грани между рассуждением и осуждением на внутренний страх свой, а не отрицать рассуждение.
   8. Опять полностью согласен с вами
Цитировать
и ваш опыт это ВАШ опыт...и он может быть правильным лично для вас, хотя со стороны может показаться абсурдным

Господи, помилуй.


15
Цитировать
Батенька, что то мне подсказывает, что вы "объелись" разного текста и вам не очень хорошо..  :-D
Брат Питирим, прости.

Страницы: [1] 2