Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Сообщения - Наталия

Страницы: [1]
1
В книге архим. Софрония "Видеть Бога как Он есть" есть целая глава - "Об истощании и богооставленности". В ней идет речь о богооставленности как о втором (из трех) этапов обожения человека:
 
1 этап. Соединение с Богом как Его дар - "Это есть акт Самооткровения Бога данному лицу: Свет Божий дает подлинный опыт Божественной вечности... Сей дар возможно определить как еще "неправедное богаство"; т.е. благодать Божия еще не слилась с нами так, чтобы наша природа и благодать стали навеки едино..."
 
2 этап. Длительный период богооставленности различной силы" - это как раз то, о чем мы здесь говорим) "Явившийся Свет еще не есть неотъемлемое состояние души. Бог уязвил наше сердце любовью, но затем отошел. Предстоит подвиг, могущий длиться годами, даже десятилетиями. Благодать иногда приближается, и тем подает надежду, обновляет вдохновение, и снова покидает".
Дальше - ВАЖНО!
"Это альтернативное состояние чрезвычайно важный этап вырастания человека до возможности самоопределения в вечности. Бог оставляет нас, чтобы мы проявили наше самовластие... Замечено, что весьма многие, после испытания благодати, затем лишившись ее, отпадают от Бога: пережитое посещение Свыше склоняются они признать временной психической экзальтацией, особенно свойственной началу возмужания. Старец Силуан так говорил об этом: “Все, чему когда-либо научила благодать, надо делать до конца жизни... Господь иногда оставляет душу, чтобы испытать ее, чтобы душа показала свой разум и свое произволение. Но если человек не будет понуждать себя на делание, то потеряет благодать; а если проявит свое произволение, то благодать возлюбит его и уже не будет оставлять”."
 
3 этап. "Благодать возлюбит человека и уже не будет оставлять его" - это и "есть третий этап, конечный. В совершенстве он не может быть длительным, подобно первому, ибо состояние обожения благодаться земное тело не выдерживает... но если благоволит Господь продлить пребывание в этом мире подвижника, то удерживает его на той мере благодати, при которой сохраняется способность действования, а следовательно и возможность передать верным людям, которые были бы способны и других научить тому, что сам он воспринял от Отцов и непосредственно от Бога".

С одной стороны, поддерживает уже само осознание того, что ТАК И ДОЛЖНО БЫТЬ. И утешает мысль - что это не наказание, а очищение и становление души, и что есть третий этап, ради чего стоит потерпеть)))
Все станет проще, если изменить мотивацию... Пройти этот путь лишь во славу Божью, потому что Господь хочет от нас этого подвига, дарует нам силы для него и ждет нас...

2
Из Беседы преподобного Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым «О цели христианской жизни» (по записи последнего пространной):
Я часто думал, что монахи в монастырях употребляют на сон слишком много времени, однако я никому не говорил этого. Когда я был у отца Серафима, он вдруг меня спросил: «А как вы думаете, ваше Боголюбие, достаточно ли монаху спать в сутки часов шесть?» Я отвечал: «Да зачем же они тогда пошли в монастырь, если будут спать так много? Довольно им спать и четыре часа!» – «А вот, ваше Боголюбие, если монах, имеющий от природы слабые силы, простите, как вы изволите говорить, будет спать четыре часа, а на другой день через это будет слаб, раздражителен с братиею и ни к какому духовному деланию не способен, то хорошо ли это будет? Я думаю, что лучше пусть такой монах проспит и шесть, и семь часов, да встанет бодрым и в силах будет дело Божие совершать. Я ведь это так говорю, ваше Боголюбие; силы-то у монахов бывают разные, так я и говорю, чтобы вы имели точное духовное рассуждение».

Страницы: [1]