Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Сообщения - SergeyD

Страницы: [1] 2 3
1
Спасибо. Я читал, что любые помыслы нужно отсекать, не только плохие, но и кажущиеся добрыми. Ответьте, чем они плохи? Почему любый помысл это пустая работа ума, приводящая в никуда и даже наносящая вред молящемуся?
Думаю чтобы хоть на это время оторваться/отлепиться насколько можно от твари и образов тварного, чтоб открыть/получить возможность повернуться к Творцу и дать Ему действовать в душе, отлепиться от временного чтобы цыпляться за вечное, созвучно слову прп Нила Синайского:
"55) Кто любит Бога, тот всегда беседует с Ним как бы с Отцом, отвращаясь от всякого страстного помышления.
   56) Не всякий улучивший (минуту) бесстрастия, уже и молится истинно; ибо такой может еще занят быть простыми представлениями (вещей без страстных при том движений) и развлекаться историями их (может быть картинами их и разными их сочетаниями),-и далеко отстоят от Бога. (Страстных движений нет, но ум мечтает).
   57) Но и когда ум не коснеет в простых помышлениях о вещах, не значит еще, что он достиг уже места молитвы: ибо он может быть занят (философским) умозрением о сих вещах и углубляться в причинные их отношения. Хотя все сие суть отвлеченности, но как они суть умозрения о вещах, то печатлеют в уме образы их, – и далеко отводят его от Бога. (Страсти не в движении, но ум философствует, а не молится. Состояние ученых).
   58) Пусть ум будет выше и умозрения о вещественной природе, не следует еще, что он узрел уже настоящее место Божие: ибо он может быть занят познанием мысленных тварей (Ангельского мира), и пестриться ими (быть полным разнообразных о них мыслей).
  ....
   60) Молящийся в духе и истине, не от тварей заимствует мысли к величанию Творца, но из Него Самого почерпает созерцания к воспеванию Его."
https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/svjatye-ottsy-o-molitve-i-trezvenii/5

2
Несколько лет хожу в храм, но так и не научился молиться толком. Есть духовник, принимаю Таинства. Какие внешние условия способствуют умной молитве? А какие внутренние? С чего начать? Помогите советом!
Нахожу очень полезными советы/ответы на этот вопрос юноше спросившем о молитве Иисусовой прп Иосифа Исихаста
https://vk.com/vnutren?w=wall-134092872_94
так же обзор Старца Иосифа Ватопедского для живущих в миру https://vk.com/wall-134092872?q=%23%D0%B8%D0%B8%D1%81%D1%83%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B0&w=wall-134092872_9

Некоторые другие выдержки что нашел полезными https://vk.com/wall-134092872?q=%23%D0%B8%D0%B8%D1%81%D1%83%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B0


 

3
Захар, меньше слушайте околоцерковную чушь, а больше подключайте здравый смысл.

С "околоцерковной" чушью конечно нужна осторожность, потому что если послушаешь/исполнишь те советы который идут от какой-нибудь бесовской прелести/сектанстства, то и сам даешь над собой власть той же прелести, как в истории с древними отцами  (только вместо "ангелов" бесы могут делать тоже через людей, в том числе и внешне церковных и "духовных"):
"110. Брат безмолвствовал в келлии своей. Демоны, приняв вид Ангелов, хотели обольстить его: они приходили к нему, будили его, показывали ему свет и приглашали к Божественной службе. Брат пошел к некоторому старцу и сказал ему: авва! ангелы приходят ко мне и приглашают к Божественной службе. Старец сказал: не слушай их, сын: это - демоны, и когда они придут будить тебя, скажи им: я, когда мне захочется, встану. Получив такое наставление, брат возвратился в келлию. На следующую ночь демоны, по принятому ими обычаю, опять пришли будить его. Но он отвечал так, как было заповедано ему, говоря: я, когда захочу, встану, а вас не слушаю. Они возразили: этот злой старик, лицемер, сбил тебя с толку! К нему приходил брат, прося денег взаймы; деньги у старца были, но он обманул брата, говоря, что у него нет денег, и не дал брату: из этого пойми, что он лицемер. Брат встал рано утром, пошел к старцу и пересказал ему слышанное от бесов. Старец сказал на это: что у меня были деньги - правда, а что я не дал брату, просившему в заем, то поступил так зная, что причиню вред душе его, если дам. Я признал за лучшее нарушить одну заповедь, чтоб исполнением ее не впасть в нарушение десяти; из этого нарушения могло бы произойти значительное смущение, причиною которого были бы деньги, если бы я дал их. А ты не слушай демонов, которые хотят обольстить тебя. Утвержденный словами старца, брат ушел в свою келлию [10].

Никак не должно увлекаться добродетелями, которые предлагаются демонами, как бы эти добродетели ни были возвышенны и блестящи. Все, предлагаемое демонами, должно отвергать, без всяких исключений. Произвольное повиновение демонам, хотя бы оно совершилось по их приглашению и настоянию, подчиняет человека демонам, лишает человека духовной свободы, соделывает его орудием их. Великое бедствие - поработиться демонам и сделаться орудием их! бедствие, объемлющее мир и не понимаемое миром."
http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1452

А в самой Церкви Дух Святой действует, но человек может закрыться от Него даже внешне ведя церковную жизнь, и разделяю/созвучен наблюдению прп Силуана Афонского:
"Дух Святый, всегда реально пребывающий в Церкви, терпеливо и кротко ищет и ждет всякую душу, но сам человек не дает Ему свободы действовать в себе, и потому остается вне Света и познания тайн духовной жизни. Частое явление, что человек после некоторого опыта благодати, не возрастает в ней, но теряет ее; и религиозная жизнь его сосредоточивается в мозгу, как отвлеченное понимание. Пребывая в этом состоянии, он нередко мнит себя обладателем духовного ведения, не разумея, что подобное отвлеченное понимание, хотя бы и предваренное испытанием некоторой благодати, есть своеобразное извращение слова Божия, и Священное Писание, по существу, остается для него «книгой, запечатанной седмью печатями» (Откр. 5, 1)." https://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Saharov/starets-siluan-afonskij/

Без этого Духа и для исихазма и для самодисциплины скорее остается путь "Имитация духовной жизни" http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=281#5 (и со случаем с 5000 Иисусовых молитв) и плодами соответствующии. С кем человек будет сеять с тем и пожнет (чьи плоды хочешь пожинать тому и подражаешь).

4
Заранее прошу прощение за свое невежество. Наверно здесь есть более точный православный термин, но это сути дела не меняет ….  Состояние такое есть на Пути и через него приходится проходить.  Состояние критическое и экстремальное. Единственный способ – это мужественное преодоление сего препятствия и других вариантов здесь нет. Какие действенные советы можно дать человеку, находящемуся  в данном состоянии ?
При внезапных эмоциональных наплывах/ударах склонен подходить так. Прежде других средств вначале цыпляюсь за молитву с упором на то чтобы переработать/отвести вызванное эмоциями помрачение ума, сродни тому как в Невидимой Брани
"Когда подымется в душе твоей какое-либо смутительное движение, восстань с ревностью на подавление его и умиротворение сердца, чтоб не уклониться тебе с правой стези под действием сего смятения. Ибо сердце человеческое похоже на гирю часовую и на руль корабельный. Облегчи или утяжели гирю, тотчас изменится движение всех колес часовых и стрелки часов перестанут быть верными указателями времени. Подвинь направо или налево руль, тотчас изменится движение корабля, и он сойдет с того направления, которого держался прежде. Так, когда сердце приходит в смятение, все внутреннее наше приходит в беспорядочное движение и самый ум теряет правость умствования своего. Вот почему необходимо поскорее умирять сердце, как только оно смутится чем-либо, внутренним или внешним, во время ли молитвы или во всякое другое время.
...
Если случится иной раз, что ты не сможешь управиться с сердцем своим и, отгнав тугу и скорбь, водворить мир в нем, прибегни к молитве и поприлежи ей, подражая Господу Спасителю, Который в саду Гефсиманском три раза помолился, чтоб дать тебе пример, что во всякой скорби и туге сердечной прибежищем должно иметь тебе молитву и что, как бы ты ни был опечален и омалодушен, не следует тебе отступать от нее, пока не дойдешь до того, что воля твоя совершенно согласится с волею Божиею и сердце твое, умиротворившись тем, исполнится мужественного дерзновения с радостью встретить, принять и перенести то, чего пред сим страшилось и желало избегнуть, как и Господь ужасался, тужил и прискорбен был, по молитве же, умиротворившись, спокойно сказал: «Востаните, идем: се приближися предаяй Мя» (Мф. 26:46).
" https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjatogorets/nevidimaja-bran/2_14

А когда ум/сердце немного умирятся и более трезв в принятии решений осмотреться и в других направлениях/средствах и возможных действиях.

Вначале для начального восстановления мира и помощи/вразумлении при таких нашествиях главным образом цыплялся за моливу каноном Пресвятой Богородице https://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-molebnyj-ko-presvyatoj-bogorodice.html (читаемый в скорбях и всяком душевном обстоянии). Позже стал так же цыпяться за Псалтирь в переработке/перенаправлении эмоциональных впечатлений/наплывов. В чем мне особенно созвучны такие замечания:
"Отец Савва очень любил Псалтирь. Он считал, что чтение Псалтири необходимо для Иисусовой молитвы, что псалмы и Иисусова молитва – живая вода из одного источника: Псалтирь поддерживает Иисусову молитву, как стены храма – его кровлю." https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/shiigumen-savva/
и
"Итак, каким образом Псалтирь заключает в себе все? Вот как говорят святые отцы. Псалтирь «отражает все многообразие душевных переживаний и обстоятельств, в каких приходится бывать человеку» (из жития сщмч. Петра (Зверева)."
"Георгий, Задонский затворник (1789–1836): «Чтением же Псалтири и милостынею душа очищается от грехов». Схимонахиня Параскева (насельница Санаксарского монастыря) сказала, что когда человек читает Псалтирь, с него грехи летят, как с рыбы чешуя, когда ее чистят. Конечно, это не просто от механического чтения. В Псалтири – глубина покаяния. Там такие покаянные размышления, и когда человек говорит о грехах и имеет в виду свой грехи, понимает о каких грехах для него идет речь, проникается этими словами, он движется к покаянию. Псалтирь – это училище покаяния."

"В житии старца схиигумена Саввы (27/14 июля 1980) рассказывается: «И вот как-то ночью перед рассветом в тонком сне явилась ему Пресвятая Владычица во весь рост с короной на голове, как изображается на иконе «Всех скорбящих Радость», и тихо сказала: «Чадо! А Псалтирь-то читать надо! Это жизнь твоя!»Таким было первое явление Божией Матери. Все трудности как рукой сняло. С тех пор он уже никогда не прекращал чтение Псалтири"
http://www.krasnoslobodsk- eparhia.ru/846.html

В постепенном внедрении Псалтири в переработку жизненных ситуаций начинал с Псалмов, по одному, ассоциированных с какими-то нуждами/ситуациями в списке https://www.molitvoslov.com/text869.htm и так Псалтирь потом больше цыпляелся к сердцу.

Так же вспомнился и такой совет прп Исаака Сирина для некоторых ситуаций омрачения:
"И в то время, как бываем в омрачении, не будем смущаться, особливо если не в нас тому причина. Приписывай же это (помрачение) Промыслу Божию, действующему по причинам, известным единому Богу. Ибо в иное время душа наша томится и бывает как бы среди волн, – и читает ли человек Писание, или совершает службу, и во всяком деле, за какое ни примется, приемлет омрачение за омрачением. Таковый удаляется (от мирного устроения), и часто не попускается ему даже приблизиться к оному; и вовсе не верит он, что получит изменение (к лучшему), и что будет (опять) в мире. Этот час исполнен отчаяния и страха; надежда на Бога и утешение веры в Него совершенно отходят от души; и вся она всецело исполняется сомнения и страха.
   Претерпевшие искушение в этой волне часа сего по опыту знают, какое изменение последует при окончании его. Но Бог не оставляет души в таком состоянии на целый день, потому что она утратила бы надежду христианскую; напротив того, скоро творит ей и «избытие» (1 Кор. 10:13). Если же тревожное состояние этого омрачения продолжается более, то вскоре ожидай изменения жизни от среды ее (т.е. смерти).
   А я предложу тебе, человек, и дам совет: если не имеешь силы совладеть с собою и пасть на лице свое в молитве, то облеки голову свою мантиею твоею, и спи, пока не пройдет для тебя этот час омрачения, но не выходи из своей храмины. Сему искушению подвергаются наипаче желающие проводить житие умное и в шествии своем взыскующие утешения веры. Поэтому всего более мучит и утомляет их этот час сомнением ума; следует же за сим с силою хула, а иногда приходит на человека сомнение в воскресении, и иное нечто, о чем не должно нам и говорить. Все это многократно дознавали мы опытом, и к утешению многих описали борьбу сию." https://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/azbuka-dukhovnaja/6_18

5
Путь легким не бывает… Кто-то видит его как огромный нечеловеческий объем работы, который нужно выполнить, кто-то как тяжелейший путь через горы и пустыни, который нужно пройти до конца, кто-то как войну и схватку с могущественными врагами.  В любом случае ищущему требуется мужество, упорство, сила, выносливость, самодисциплина и умение себя заставлять. Существуют ли какие-то эффективные способы развития в человеке всех этих качеств? Есть ли такой раздел в фундаментальном исихазме?

В отношении такой дороги приходят такие мысли. Похоже не случайно, что она по человеческому взгляду выглядит так тяжело/трудно и опасно, и горы и дебри и звери и враги. Чтоб было виднее человеку, что если останется сам, то легко пропадет, заблудится, задавится, изнеможет, съестся, и что пробраться через нее может только с Богом. Как маленький ребенок, постоянно держась ручкой за Отца. И главное усилие/фокус тогда не в том чтобы одолеть все эти горы и дебри, а в том чтобы всегда находить/держать/не отпускать свою ручку за Отца и переставлять ножки и оставаться под Его защитой. Тогда главное чему служат и в свою очередь чем питаются эти качества (мужество, упорство, сила, выносливость, самодисциплина...) это соработничество/содействие с Богом.

Одна сторона этих качеств в том что они отражают то насколько в человеке дух преобладает над плотью. Внешне прявления таких качеств могут быть не только от Духа Божиего, но и от духа мира сего, когда например путем определенных практик человек возделывает в себе гордость. Но по доброму/спасительному, таким содействующим духом вытаскивающим человека из порабощения и дающего эти качества должна быть помощь Божия.

Человеку дана свободная воля, и Бог ее не насилует, а помогает в той степени в которой человек выразит произволение/откроет путь Богу содействовать. Приложением усилия в направлении к Богу и исполнению Его заповедей, с постоянством и терпением, человек не сколько преодолевает все эти горы и дебри пути, а показывает свое произволение к Богу, дает право Ему содействовать. Чем большее испытание/искушение перетерпит ради Бога до конца тем большее показывает призволение и открывается большему действию благодати.
А грехами, исполнением того к чему склоняюет его страсти, дает большее право/власть действовать в себе страстям и бесам, изгоняет благодать.

И потому главный подход к развитию этих качеств для меня это понуждать себя с постоянством прикладывать те две лепты сил/усилия которые у тебя есть там где ты сейчас, прилагать свое малое терпение/усилие. А большее терпение, мужество, самодисциплина, собранность и пр. уже приходят как следствие помощи Божией. При большей помощи можешь потом сделать больше и привлечь еще больше помощи, и так постепенно перестраивается образ жизни и характер. Больше дается этих качеств, больше и взыскивается с тебя в их приминении в служении Богу.

В этом направлении свое усилие стоит прилагать в правильной мере и в правильном направлении. Мера такая чтобы не отстать (по лени/нерадению) от той помощи/благодати что на данный момент дана, но и не обогнать ее (по горделивому влечению). Как в аналогии с ребенком, не оторвать руку тем что отстать но и не тем чтобы отбежать вперед. И в том и другом случае теряешь помощь и либо завязнешь в лени и пр., либо гордостью в падение или слом или прелесть.

О том как действует недостаточное усилие//самопонуждение вспомнилось как пример у Старца Арсения Исихаста:
" «Доколе держат вас ноги, на молитве стойте, если желаете увидеть плоды».
«Христос не требует от нас того, что выше наших сил. Если мы действительно не можем ни стоять, ни сидеть, тогда Он с нами, даже если мы лежим. Но если у нас есть силы, то сатана тут как тут. Он тотчас приносит небрежение и сон». " http://www.pravoslavie.ru/82117.html

О том как действует чрезмерное усилие/самопонуждение в "Душевная тревога происходит от диавола" https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/s-bolju-i-ljubovju-o-sovremennom-cheloveke-slova-tom1/3_3_4

О выборе того направления куда приложить это усилие вспоминается у прп Исаака Сирина
"Восстановление себя в утерянной добродетели. Что задолжал ты Богу, то и возвращай Ему.
   Всякий недуг врачуется свойственным ему лекарством.
   Посевай милостыню на смирении, и пожнешь милость на суде. Чем погубил ты доброе, тем снова приобретай оное. Овол задолжал бы Богу: вместо него не возьмет Он с тебя жемчужины; например, погубил ты целомудрие — Бог не примет от тебя милостыни, если пребываешь в блуде, потому что хочет от тебя святости тела, так как преступил ты заповедь. Ужели, думая оставить стяжание мира, будешь вести брань за что-либо иное? Оставил ты насажденное, и с другими разве пришел ратовать?3
   Святой Ефрем сказал, что во время жатвы не будешь противоборствовать зною зимними одеждами. Так каждый, что сеет, то и пожнет. И всякий недуг врачуется свойственными ему лекарствами. Ты, может быть, побежден завистию — для чего же усиливаешься бороться со сном? Пока проступок еще мал и не созрел, истреби его, прежде нежели распространится и созреет. Не предавайся нерадению, когда недостаток кажется тебе малым, потому что впоследствии найдешь в нем бесчеловечного властелина и побежишь перед ним, как связанный раб. А кто вначале противоборствует страсти, тот вскоре возгосподствует над нею." http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/azbuka-dukhovnaja/1_25

Но в целом не смотря на все дебри о горы, борьба человека всегда равносильная (если не пренебречь доступной помощью), как отмечено у прп Макария Египетского:
"Если же говоришь, что противная сила крепче, и порок вполне царствует над человеком; то обвиняешь в несправедливости Бога, Который осуждает человечество за то, что послушалось сатаны. Когда сатана силен и покоряет себе какою-то приневоливающею силою; тогда, по твоему, он выше и, сильнее души. Выслушай же меня, наконец. Если юноша борется с отроком, и отрок побежден, и осуждают отрока за то, что он побежден: то великая в этом несправедливость. Посему, утверждаем что ум есть борец, и борец равносильный. И борющаяся душа, взыскав помощи и защиты, получает их, и сподобляется избавления; потому что борьба и подвиг возможны при равных силах.
"
http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Velikij/duhovnye-besedy/#0_3

Так же об исходном вопросе (и о "тренировке воли") может быть полезны пояснения в такой главке из Н.Е. Пестова:
"Глава 11. Болезни воли, гипнотизм и одержимость" http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov/sovremennaja-praktika-pravoslavnogo-blagochestija-tom-1/2_3_5


6
Так же вспомнилось у него и
"Надо не только молиться, но и быть внимательным. Быть бдительным в отношении к помыслам, управлять ими с большим искусством. Иначе они будут управлять тобой, и в конце концов ты станешь посмешищем бесов.
   Я не видел, чтобы душа молящаяся преуспевала без искреннего исповедания тайных помыслов.
   Хочешь, дитя мое, сокрушить главу змия? Назови ясно свои помыслы на исповеди. В злобе помыслов состоит сила диавола. Ты их держишь в себе? Она прячется. Выносишь их на свет? Исчезает. И тогда радуется Христос, с преуспеянием совершается молитва Иисусова, и свет благодати исцеляет, усмиряет твой ум, сердце."
https://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/izlozhenie-monasheskogo-opyta/1_55

что у отц. Владимира напомнило о (не только именно об страсти в заглавии, но о наших склонностях в целом, у кого какой)
https://www.youtube.com/watch?v=aAnf5H9ssgA

7

Итак, Тема грехов и расплаты за них.

В целом, все, что он сказал, правильно и ни с чем тут не поспоришь. Особенно понравилось место, что большим грешникам место в аду забронировано и их там ждут с большим нетерпением. Все остальное тоже изложено доступно и доходчиво. Ко всему сказанному хочу добавить собственные наблюдения. Заранее извиняюсь  за свое косноязычие …

Покаяние не избавляет грешников от грехов в полной мере. Оно действует, действует очень сильно, но есть здесь своя специфика. Хотя официальное православие отрицает существование кармы (закона причины и следствия), все-таки какой-то подобный механизм существует. Все грехи должны быть искуплены, все счета должны быть оплачены. И есть в божественной бухгалтерии книги бухгалтерские, где все учтено, зафиксировано и подсчитано. И книги эти хранятся вечно. И их ни выкрасть, ни сжечь и цифры в них не подправить. В бухгалтерии этой все ведется по-честному, потому что все законы божьи точны и справедливы. Поэтому как бы вы не старались, по своим счетам придется заплатить.  А покаяние (искреннее !!!) дает грешникам присутствие Бога.  Это очень слабое едва уловимое ощущение зависимости от Него, Его присутствия, Его помощи и поддержки. Лично у меня лет 5 назад такого ощущения не было и весь мир вокруг выглядел в черном цвете, как будто смотришь на все через закопченое стекло. Сейчас Покаяние сработало и принесло первые слабые результаты – Он рядом и помогает. Пусть в малом, пусть в несущественном, но помогает.

Попробую привести аналогию (немного упрощенная, но суть отражает).
 
Делаю с ребенком уроки. Задание большое и сложное для ее уровня, надо думать и трудиться. Она это чувствует и напрягаться не хочет абсолютно: капризничает, вертится на стуле, отвлекается по любому поводу, играет с кошкой. Все это терплю и делаем совместно процентов 20 задания. В один момент мне это надоедает, говорю «Все, дальше делаешь сама» и ухожу в другую комнату. Всхлипывания, слезы, прибегает, «Прости», убегает, снова прибегает … и так минут 10 … слезы еще больше, еще жду, наконец возвращаюсь, «Дальше ты все делаешь сама, я только буду сидеть рядом с тобой», подумала «Не  так уж и плохо» и взялась за работу. Пыхтела два часа, но сделала.
Для этого аспекта мне показалось особенно полезным/практическим/проясняющим пояснение в письме прп Иосифа Исихаста:

"Пишешь, что, может быть, не прощено твое согрешение. Отцы думают иначе. При каждом согрешении, совершенном человеком, грех прощается, когда он покается, а воображение остается до последнего издыхания.
   И когда человек слегка задремлет, когда немного вознерадит, оно представляет ему согрешение во время бодрствования или во сне, чтобы осквернить его помысл, чтобы сделать его ответственным за старый грех или хотя бы заставить его ум парить.
   Разве ты не видишь пророка Давида, когда Нафан обличает его за Вирсавию? Он возглашает: «Согреших ко Господу!». И пророк ему говорит: «И Господь отъя согрешение твое» (2 Цар. 12:13). Итак, он был прощен сразу, однако до конца дней был наказуем.
   Вначале умер младенец, которого родила Вирсавия. Затем согрешил его сын против его дочери Фамари. Потом за ним гнался его сын Авессалом… И все это он потерпел после прощения. Ты видишь, что, хотя грех и прощается, остается епитимья, соответствующая падению.
   Разве ты не видишь святую Феодору Александрийскую, которая жила, как монах? Она согрешила, бежала, покаялась, стала святой. И, однако, за прелюбодеяние не понесла епитимьи. Когда она была оклеветана и изгнана, воспитала чужое дитя, только она одна знала, из‑за чего на нее возводится клевета.
   А великий Ефрем? Разве его не посадили в тюрьму за то, что он якобы украл теленка, хотя он был святой? «Да, – сказал ему Господь, – сейчас ты не украл, но, когда был ребенком, не развязал ли ты его и он достался хищнику?»
   Итак, хотя человек и получает прощение за свой грех, однако остается воображение согрешения и его действие.
   И поскольку ты в последнее время вознерадел, Бог попустил, и против тебя восстал искушающий, чтобы ты проснулся. Посему встань и воззови: «Сыне Давидов, хочу прозреть!» И вот рядом Светодавец Иисус, озаряющий тебя светом покаяния и божественного познания.
   Итак, не печалюсь, дитя мое, о прошедшем, а радуюсь о будущем. Ибо «меншее от большаго благословляется» (Евр. 7:7) и грех, малый или великий, при истинном покаянии исчезает.
   Посему не смотри назад, а простирайся вперед." https://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/izlozhenie-monasheskogo-opyta/1_21

8
Келейные беседы / Re: От Краеведа
« : 01 Май 2017, 05:28:34 »
Из древних отцов напоминает о замечании прп Исаака Сирина (возможно и о многом/длительном причащении):
"Если будешь трудиться в прекрасной добродетели и не почувствуешь, что вкушаешь от нее помощи, то не дивись. Ибо, пока не смирится человек, не получает награды за свое делание. Награда дается не за делание, но за смирение. Кто оскорбляет последнее, тот теряет первую. Кто раньше приял уже награду за добрые дела, тот преимуществует пред имеющим делание добродетели. Добродетель есть матерь печали, а от печали рождается смирение, а смирению дается благодать. Воздаяние же бывает уже не добродетели и не труду ради ее, но рождающемуся от них смирению. Если же оно оскудеет, то первые (добродетель и труд ради нее) будут напрасны.
(Слово 34, стр. 148) " https://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/azbuka-dukhovnaja/2_22

А из современных немного веет "муравьями" https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/4_3_6

9
Келейные беседы / Re: От Краеведа
« : 30 Апрель 2017, 23:26:22 »
Почти всё современное православие трещит по швам.
Сами священники и жалуются.
Могу полить грязью всех - адресно: греков, египет, русь. Будет длинно и печально. Вообще - мало кто сохранил в массе, начиная с начальства, приличность. Небольшие церкви, в основном - сербы вот например.

Раздор и ужас, стекающий от начальства к простому верующему. Даже если он этого внешне не замечает.

Похоже как и с отдельным человеком, так и с процессами в церковной среде и иерархии, по мере уменьшения благодати следуют и изменения:
"Когда благодать приходит к человеку, она его делает богом. Когда благодать покидает человека, тогда он готов принять любую ересь, совершить любое преступление, тогда он готов для ада. Все зависит от благодати Божией. Но и благодать требует от человека выполнения определенных условий, чтобы прийти к нему и поселиться в нем. ... Человек движим извне, он не самодвижим. Если им движет благодать, он становится ангелом. Если человек согрешил и благодать ушла, он становится демоном. Вот что усвоил Старец Иосиф, как он сам признавался. Он нам говорил: «Если меня оставит благодать Божия, я совершу самые худшие преступления, потому что в нас есть все семена, и хорошие и плохие. То, что в человеке возобладает, то им и овладеет. Сколько людей изгоняли бесов, а затем пали»."
http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogorec/moja-zhizn-so-startsem-iosifom/2_2_3

И созвучно предупреждению о церкви (похоже очень скоро может развернутся еще большее испытание для церкви) в https://www.youtube.com/embed/SUyqkHZPBRo?rel=0

10
Келейные беседы / Re: От Краеведа
« : 30 Апрель 2017, 08:30:49 »
Впрочем, как хотите, мне все равно и никакого добра уже не жду, смирилась. В том и дело, что вместо того, чтобы проявить доброту к гостю, страннику, работнику (предписано всеми древними текстами), его начинают "смирять" с порога по монашеским лекалам.
Тоже не жду особого добра/опоры от людей в церкви, а где/как Бог даст, поскольку чтобы нам такое добро/заботу дали/проявили, чтобы нас вымаливать/вытаскивать из наших ям,  кто-то другой должен взять больше тяжести на себя, больше отречся от себя и нести больший крест, подобно тому же преподобному Иосифу Исихасту:
"Я еще сильнее разболелся. Как парализованный. Не могу сделать десяти шагов. Из‑за этого и из‑за всего остального превратился в мертвеца. Очень прошу: молитесь обо мне, ибо есть много людей, которые просят у меня помощи.
   И поверьте, отцы и братия мои, что за каждую душу, получающую помощь, я испытываю брань, которой она подвергается.
   Поэтому и ваш старец постоянно болен. Ибо слабеет от умственного перенапряжения и от искушений, которые ради всех вас переносит." http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/izlozhenie-monasheskogo-opyta/1_7

А если в нас и нашей среде в целом преобладают требования и ожидания от других в церкви над желанием в первую очередь Христа ради распинаться и терпеть/нести тяжести других, то откуда из нашей среды выйдут/останутся такие желающие нас вытаскивать и как бы непонятно ради чего им тогда над собой так издеваться, и как им не надорваться. Не удивительно, что таких меньше и меньше. И Слава Богу что остались хотя бы священники  исполняющие Таинства благодатью священства, хоть как работу, как получается, хоть и грешные и немощные,  не то чтобы дающие чего-то больше чем дают. Потому мне и очаровываться или разочаровываться особо не в чем, что сеем то и жнем.

11
Келейные беседы / Re: От Краеведа
« : 29 Апрель 2017, 20:19:50 »
SergeyD, я не мужчина, не монах и никогда им не буду, Вы вообще не по адресу. Просто прекратите, иначе отвращение только увеличивается. Мне действительно не близок монашеский садомазохизм, которым в меня тут тычут, и тыкали в реале.
Вы публично выражаете/исповедаете/проповедаете те взгляды/образы мыслей и духовное состояние которое приняли/обрели, кем на данном этапе стали, как высокое и оправданное, обругивая/высмеивая при этом Церковь и образ мысли святых как нечто недостаточное/пустое. Потому, хотя бы одним сообщением попытался внести лепту свидетельства в защиту Церкви и святых, в текущем контексте данного публичного обсуждения, исповедал тот взгляд что разделяю и почему, и не согласие/соучастие с вашим, а так же в чем в опыте святых нахожу ответы на те вызовы что вы озвучили. Ради почитания святых и их образа жизни ради Бога, как возможно дополнительный баланс и точка зрения/свидетельство в данном обсуждении, а не для того чтобы в данном случае (как если бы это была просто личная переписка) Вас переубедить/исправить (или к чему-то призвать) или успокоить. О тех взглядах что выражаете и рекомендациях что даете так же вспоминаю ориентир прп Иоанна Лествичника "33. Невозможно пламени происходить от снега; еще более невозможно быть смиренномудрию в иноверном, или еретике. Исправление это принадлежит одним православным, благочестивым, и уже очищенным."
http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvichnik/lestvitsa-ili-skrizhali-dukhovnye/30

12
Келейные беседы / Re: От Краеведа
« : 29 Апрель 2017, 17:32:58 »
Сосед, спорить совершенно бессмысленно, я себе жизнь спасла, и это главное. Все ваши ритуальчики в золотых платьях со стразами и игры в смирение очень веселые пока не ставят под вопрос физическое выживание и психическое здоровье.
И Вам не болеть!

Насчет смирения: слава Богу, что все закончилось так в самом начале, с первыми же работами, а не через 15 лет мытарств. Слава Богу за жизнь, творчество и людей, которые окружают меня прямо сейчас.

ps в последнее время церковь очень продвинулась в деле смирения молодых людей издевательствами и тюремными сроками. Будет лучше и больше.

То что Православная Церковь жива и истинна особенно показывается тем что она производит святых и показывается их образом жизни, и плодами их жизни. Об образе жизни преподобного Иосифа Исихаста (1899–1959) едва ли скажешь о формальностях и "ритуальчиках" розовых очках и золотых платьях (или о том что его не выгоняли иногда некоторые из храма как прельщеного) или о том что Бог обделил его благодатью или что он не жил молитвой и исихией.

И один такой выстраданный Евангельский опыт и зов (и то с чем каждый может столкнуться в какой-то форме/степени в своем повседневном опыте и обстоятельствах, по силам, и опытно пожать свои кусочки плодов или благодати или опустошения/"лохмотьев", как выберет) в его словах (тоже без формальностей, а искренне от сердца и из опыта):

"В час искушения не оставляй своего места, не дезертируй, не указывай на ошибку другого, не ищи справедливости, а, молча с готовностью умереть, преодолевай искушение и смущение.
   И когда пройдет искушение и установится полный мир, старец ты или послушник, тогда бесстрастно укажи на вред или пользу. И таким образом устрояется добродетель.
   Во всех искушениях и скорбях требуется терпение, и оно – победа над ними. Запиши имена претерпевших до смерти в час искушения, чтобы не заговорить, когда слюна у них во рту становилась кровью. К ним относись с большим благоговением и почитай их как мучеников и как исповедников. Таких я люблю, таких целую, и ради них должен проливать каждый день и последнюю каплю крови по любви Христовой. Поскольку видишь, что, терпя, он предпочитает тысячи смертей тому, чтобы выпустить из своих уст резкое слово. И когда его душат люди, когда его душит справедливость, когда его душит и внутренний помысел, он, сражаясь, ослабевает и падает, как мертвый, и тогда еще сражается мысленно с искушением и берет всю тяжесть на себя, болезнуя и воздыхая, как согрешивший.
   Итак, я ничего другого не желаю и так сильно не люблю, как слышать, что вы имеете терпение в искушениях.
   Поскольку Бог, как Существо препрославленное, не нуждается в труде человеческом. Однако Он радуется и любит, когда ради Его любви мы терпим мучения и страдаем. Поэтому и венчает нас как подвижников и дарит нам щедро Свою благодать.
   Я хотел написать три слова, или книги, из которых одна была бы только о том, что человек есть ничто, и в которой я бы непрестанно кричал, что я ничто. В другой говорилось бы, что всё во всем и над всем есть Бог препрославленный. И в третьей: имей во всем терпение до смерти. Молод ли ты, состарился ли, подвизался ли многие годы – если не будешь терпеть до тех пор, пока не испустишь душу, в лохмотья вменяются твои дела пред Богом.
   Итак, познай себя, что ты – ничто. Таково твое существо – ничто. Происхождение твое – брение, жизненная твоя сила – дыхание Божие. Итак, все – Божие. Познай себя, что ты – ничто, и имей терпение в искушениях, чтобы избавиться от них и стать богом по благодати, ибо ты – дыхание, дуновение Божие." https://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/izlozhenie-monasheskogo-opyta/1_17

И как дополнение в другом месте:
"Ибо человек имеет право содержать в себе благодать в такой мере, насколько сильное искушение с благодарностью терпит, насколько тяжкое бремя своего ближнего безропотно несет." https://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/izlozhenie-monasheskogo-opyta/1_17


13
Келейные беседы / Re: От Краеведа
« : 28 Апрель 2017, 20:02:45 »
Религия лишила человека последнего - права на правду перед Богом.
В любом случае всегда прав поп, чтобы он не вытворил, что тут пытался выразить Сосед.
Я совершенно не собираю смиряться с уродством (и эстетическим тоже), которое увидела в церкви. Если ничего нельзя сделать (а сделать ничего нельзя), то мне там не место.


В отношении того чтобы не ждать чего-то особенного от самих священников и их человеческих качеств (со множеством человеческой немощи среди людей и служителей в церкви, в их личных качествах и склонностях и возможных заблуждениях) и личной благодати (помимо священнической благодати), и что такая ситуация не случайна (и в священники не случайно попадают "худшие"), и что главное что удерживает Церковь на плаву это Господь и Его благодать, когда-то зацепилось такое пояснение:
"О личных качествах священников и о силе Божией (прот. Владимир Головин, г. Болгар)"
https://www.youtube.com/watch?v=u5tYO_tB7Ys&list=PL45WAfsiS8jIVkj2UZdQlkwpBM2Pf1lJ8&index=11

Так же вспомнилось когда-тошнее замечанием епископа Душанбинского и Таджикистанстского Питирима:
" И вот в Церковь хлынуло огромное количество людей из интеллигентной среды, которые пришли не за Христом, а за чем-то другим. И сейчас эти люди из Церкви уходят.
....
Уходят сейчас люди, которые пришли в Церковь за чем-то другим, а не ради спасения души – и, естественно, рано или поздно разочаровываются. А если люди приходят в Церковь не за Христом, сразу начинаются соблазны.

Некоторые даже и не доходят: придут, на них какая-нибудь бабушка налетит, и человек сразу же уходит. Эти бабушки – грубый фильтр церковный. Их часто ругают, они критике подвергаются, а они отфильтровывают тех людей, которые пришли в Церковь не за Христом, а за чем-то другим. "
http://www.pravoslavie.ru/81772.html

14
Вначале попробывал ответить, как указывалось Захаром в личку, но личный ящик Захара переполнен, не принимает сообщений. Попробую ответить постом, может что найдется полезным.

Среди разных зацепок от тяжелых жизненных проблем (в том числе и бесовских действий и долгов и пр.) наиболее действенной нахожу/наблюдаю участие в молитве по соглашению с православным храмом в г. Болгаре.
https://православный-болгар.рф/%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8B/%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B2%D1%8B-%D0%BF%D0%BE-%D1%81%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E

В частности о противостоянии бесовским действиям и о направление/руководстве в духовной жизни участвую (заочно) в молитве Акафистом Михаилу Архангелу по понедельникам (в 20:00 по московскому времени) и о направлении в выходе из долгов и материальных проблем святителю Николаю по четвергам.

Молитва по соглашению не заменяет мою церквную жизнь (и необходимось регулярно исповедываться/причащаться) и личную молитву/покаяние (мои взгляды на внутреннюю духовную жизнь скорее отражены/собраны в странице  https://vk.com/vnutren, а на современные события в другой странице https://vk.com/predkon ), но дает дополнительное направление/вразумление/помощь на этом пути, как бы вытягивает из заторов,  постепенно. И помогает съориентироваться и во всем остальном (и в других средствах на пути выхода из проблем).
Более того наблюдаю большую/критическую разницу в отклике и действии между тем как если молюсь тем же акафистом сам в то же время и тем если мое имя (или того о ком молюсь) подано в Болгар на церковное поминание.

Вопрос с которого началась тема для меня перекликнулся так же с
"Есть ли надежда на спасение у того, кто всю жизнь жил в тяжелых грехах? (прот. Владимир Головин)" https://www.youtube.com/watch?v=Ts5ZbKYB05E

и почему вряд ли таким ситуациям поможешь словами/дискусиями/разборами (важнее/лучше чтоб действовал Господь, с каждым индивидуально), и как пример как это действует вспомнилось
"Почему не всем полезно узнать волю Божию через человека? (прот. Владимир Головин, г. Болгар) " https://www.youtube.com/watch?v=S2TyqVJiq5k

Яркий пример помощи в подобном случае по соборной молитве Михаилу Архангелу
"Сила молитвы. Архангел Михаил. Два свидетельства." https://www.youtube.com/watch?v=gwiEpO71_fY

15
Были все признаки снисхождения благодати божественной: громкий гул в ушах, световые вспышки,  сильное распирание черепа изнутри, расширение собственного пространства, любовь, пульсирующая из сердца…
Описание больше напоминает признаки бесовского действия/прелести (в частности напоминает разгорячение чувственности, крови и нервов) чем благодати. Возможно что-то в предшествующей жизни (особые выражения/действия гордости/эгоизма) дало им особое право действовать. И последствия больше похоже от самого такого действия, а не от приторможения/остановки ("отступничества") в нем (влекущего возможно в еще более глубокое погружение в прелесть, от чего  Господь возможно приостановил).

Страницы: [1] 2 3