5
« : 29 Август 2014, 22:52:07 »
Доброго времени суток! Хотел бы рассказать о паломничестве в монастырь преподобного Антония Великого, Не так давно, я начинал читать книги Иосифа Исихаста и его ученика Архимандрита Ефрема, а когда узнал что последний ещё здравствует, решил съездить в монастырь, который старец Ефрем основал и сам живет. Многие люди едут из-за границы, пересекая океаны и огромные расстояния, а я живу не так далеко, всего в нескольких часах лёта на самолете. Итак, решено! Я был готов ехать сам, но пришла мысль предложить одному православному американцу который посещает приход РПЦз, мы поговорили и оказалось, что он тоже с удовольствием посетит этот монастырь. Выбрали даты, написали на почту монастыря ( почтовая служба отлично работает, монахи отвечают и ведут переписку) забронировали билеты и стали ждать вылета. У всех разные представления о монастырях, для меня это первое паломничество, в книге у Иосифа Исихаста я читал, что бдение они начинали ночью, также в статье о монастыре было сказано, что распорядок следующий: 1 ночи - служба(литургия) до 4 утра, затем сон до 7-8, послушания до 11 30 - обед, потом с 12 до 3 снова послушания, в 3 30 - вечерняя и в 4 30 ужин, потом все идут по келиям. Паломники обычно встают в 12 30 ( ночи ) и идут на службу. У монахов несколько иной график. в 22 30 они встают на келейное правило чтобы совершить 1200 Иисусовых молитв и 150 поклонов ( не секрет что у греков Иисусова Молитва состоит из 5 слов, некоторые произносят даже 4 "Кирие Иису Христэ элэисон"). После совершения келейного правила монахи направляются на службу. Соответственно я ждал приезда в такую вот долину исихазма. В это время года в Аризоне +40 днем, но нету влажности, что сильно упрощает жизнь, мы прилетели около 3 часов по местному времени, в аэропорту нас встретил пожилой мужчина, с ним мы договаривались чтобы нас подвезли за небольшую сумму. 40$ с человека, такси стоило бы минимум 100$. Когда мы выехали из города, по обеим сторонам дороги была пустыня, увидели даже маленькие торнадо, правда я немного устал после перелета, а мой друг американец активно беседовал насчет монастыря и ему уже не терпелось попасть в обитель. Ехали мы около часа, может полтора. Когда приехали вся братия кроме монаха который принимает паломников была на вечерней. Внешне монастырь очень красивый, видно что за ним ухаживают, везде пальмы и другие разные красивые деревья. Нас отвели в подвал, мест в отдельных келиях не было и нас поселили в помещении с большим количеством кроватей. Мы переоделись и пошли на вечерню.
Скажу сразу, все это не похоже на службы в русской церкви, внешне отличается немногим, кроме стасидий - все остальное также как и в РПЦ. Придя, мы встали возле стасидий, служба вскоре закончилась и перед самым концом люди начали прикладываться к иконам, справа от входа стояла большая икона Христа, а слева Божией матери, все женщины стояли слева в храме, мужчины справа. Сначала все мужчины один за другим подходили к иконам, затем после мужчин женщины. Миряне и монахи прикладываются к разным иконам, ближе к алтарю прикладываются монахи, ближе к выходу миряне. В наших церквях люди обычно прикладываются хаотично, тут же - в самом начале службы и в конце, все прикладываются к иконам. После вечерней мы пошли в трапезную, первыми из церкви вышли монахи, за ними мужчины и потом женщины. Я не знаю греческий поэтому жития святых всю неделю пребывания в монастыре я не смог послушать за трапезой, после трапезы Игумен молиться и после этого вся братия поёт песнопение дня. ( сначала мы думали, что монахи поют каждый раз Достойно есть на греческом, но потом выяснилось, что песнопения каждый день меняются). Старец Ефрем не обедает с братией, как мы поняли сил у него совсем мало. После ужина мы пошли в подвал, начали готовиться ко сну, тут мне пришла "отличная" мысль проснуться пораньше, чтобы совершить какое-то правило. Заснуть я быстро не смог, встал в 10 30 вечера, все паломники мирно спали, а я побежал искать для себя место где можно спокойно помолиться. Подошло время литургии и тут я понял, что очень зря решил встать пораньше после перелета в первый же день. Литургия в РПЦ это такое красивое событие, светло солнечно, поёт хор, священник произносит возгласы.... Мы зашли в храм, приложились к иконам... в храме мрак, только горят лампадки, все монахи сидят по стасидиям и творят молитву. На вечерней службе присутствует Старец Ефрем, он сидит рядом с Игуменом, все без исключения прикладываются к иконам, а затем подходят взять благословение. Признаюсь, я продержался около часа, затем сон меня одолел, я понял что зря поспал всего 3 часа и побежал эгоистично исполнять какие-то правила, не смог устоять и благополучно ушел спать, проснулся в 8 утра, мой друг тем временем простоял литургию. Утром мы пошли взять себе послушание, нашлось послушание - мести двор, послушник дал нам мётлы и все принадлежности и мы начали мести. Я читал о том, что все в монастыре творят устно молитву Иисусову, но на практике я видел только несколько монахов которые это делают. В остальные дни я уже не вставал заранее для исполнения своего эгоистичного плана,а старался бодро стоять на литургии. Стоит заметить о службах. Внешне они проходят не так живо как наши, Символ веры не поётся, Отче Наш - тоже, все направленно на молитву Иисусову. Греческий язык красивый, в темноте и мраке песнопения звучат приятно и создают атмосферу. Но в результате, я отдаю предпочтение нашей церкви, но это уже как кому нравиться. На следующий день, пока мы мели территорию, я подумал - здорово было бы поработать в огороде, и вот прошло 5 минут как подбегает монах и говорит, бросайте ваши метлы мне нужна помощь в огороде, я договорился с отцом который отвечает за уборку территории, вы можете мне помочь. Нас завели в теплицу где мы перебирали перец, в теплице было как в бане, градусов наверное 60, она находилась под палящими лучами солнца. Когда мы вышли на улицу на жару +40 ощущение было будто мы в самом прохладном месте на планете. Отец Акакий ( так звали греческого монаха который работал в огороде ) все остальное время пребывания в монастыре брал меня помогать ему, моему другу повезло меньше, уж очень он понравился монаху отвечающему за уборку территории. Отец Акакий оказался удивительным человеком, искренним и добрым, я присутствовал при очень назидательном моменте. Я и ещё один мужчина из калифорнии помогали выжимать сок из сахарного тростника, нам надо было найти пресс чтобы выжать сок, Отец Акакий попросил другого монаха помочь, тот отказался, между ними завязалась ссора... прошло совсем немного, как Отец Акакий подошел к второму монаху и со слезами на глазах попросил прощение и выразил свою печаль об этом случае. Лично для меня это был исключительный опыт, читать про монахов которые падают ниц и просят прощение и видеть похожие случаи в жизни - разные вещи. Дни протекали быстро. Ночная литургия - сон - послушания - обед - послушания - вечерняя - ужин - сон. Хочу рассказать о том, как мы впервые увидели старца. Как-то раз я ожидал в приёмной у Игумена, там были и другие люди которые хотели пообщаться с Игуменом или со Старцем, Архимандрит Ефрем не говорит по английски, только по гречески, принимает мало людей и только греков, я хотел поговорить с игуменом, задать вопросы как и другие паломники. Вдруг открылась входная дверь и в помещение зашел Старец Ефрем, все люди подскочили, глаза наполнились слезами радости и атмосфера стала какая-то очень радостная, даже девушка которая была самая мрачная вдруг заулыбалась. Описывать природу и все красоты можно долго. Думаю следует лишь заметить, что монастырь благоустроен хорошо, устав у них приятный, практика молитвы мне несколько непонятна, все монахи произносят молитву скороговоркой. Игумен производит приятное впечатление. Братия монастыря многонациональная, есть и русские есть и американцы, не берусь говорить о внутренней жизни, внешне все выглядит очень хорошо. Описывая свои ощущения. По началу для меня все было как-то не так, мы жили в подвале и места где помолиться можно или почитать не было, если не сказать что времени то и не было, почти до последнего дня, у меня было ощущение что из-за всей суеты монастырских послушаний трапезной и коротких служб, Бога в моей жизни стало куда меньше, я испытывал неудовлетворенность, не знаю было ли это искушение или что ещё, но такие вот ощущения остались, впрочем, если жить в келии и поменьше спать, а побольше бодствовать, все должно стать на свои места, как мне кажется. В любом случае, мы остались довольны поездкой, мой американский друг за время пребывания в монастыре учил литургию Иоанна Златоуста на церковнославянском, чтобы петь на клиросе на нашем приходе, удивительный человек!
Такая вот история, прошу прощения за множество слов.