Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Сообщения - Феофил

Страницы: [1] 2 3 ... 5
1
Келейные беседы / Re: Фото
« : 11 Декабрь 2015, 22:39:18 »
На схиме в нескольких местах видна молитва "АЛА-АЛА" (подчеркнута красным).

Феофил, это что за молитва такая?


Игорь, предположу, что это сокращение от "Алах -Алах".
Почему православный монах даже на схиме написал для нас вообщем-то"мусульманскую" молитву, тут не могу ничего придумать. Одно ясно, 300 лет назад это было вполне обычное дело, возможно, арабский язык был гораздо понятнее и ближе. Если он хотел сократить текст на схиме, то мог вполне написать "Гди-Гди" (Господи -Господи), по объему получилось бы то же самое, ан нет, написано, как написано. А может быть христианство и мусульманство тоже когда-то были гораздо ближе?
Вообщем, тут одни вопросы, поэтому я и поместил эту фотографию, может кто внесет ясность.

2
Келейные беседы / Re: Фото
« : 11 Декабрь 2015, 17:50:16 »
 
Схима иеросхимонаха Иоакима (в миру Симеон Ульянов), музей удельных князей Угличского Кремля, начало 18 века.
На схиме в нескольких местах видна молитва "АЛА-АЛА" (подчеркнута красным).

Нетленные мощи старца были обретены в 1942 году, несколько десятилетий находились в Ярославском медицинском институте для обучения студентов -судмедэкспертов, теперь находятся в Воскресенском мужском монастыре в Угличе. В музее так же выставляется дубовая колода, в которой спал и был похоронен старец Иоаким.




3

Вечером или поздней ночью в Страстной четверг читается рассказ о последней встрече Господа Иисуса Христа со Своими учениками вокруг пасхального стола и о страшной ночи, одиноко проведенной Им в Гефсиманском саду в ожидании смерти, рассказ о Его распятии и о Его смерти...
Перед нами проходит картина того, что произошло со Спасителем по любви к нам; Он мог бы всего этого избежать, если бы только отступить, если бы только Себя захотеть спасти и не довершить того дела, ради которого Он пришел!.. Разумеется, тогда Он не был бы Тем, Кем Он на самом деле был; Он не был бы воплощенной Божественной любовью, Он не был бы Спасителем нашим; но какой ценой обходится любовь!
Христос проводит одну страшную ночь лицом к лицу с приходящей смертью; и Он борется с этой смертью, которая идет на Него неумолимо, как борется человек перед смертью. Но обыкновенно человек просто беззащитно умирает; здесь происходило нечто более трагичное.
Своим ученикам Христос до этого сказал: Никто жизни у Меня не берет – Я ее свободно отдаю... И вот Он свободно, но с каким ужасом отдавал ее... Первый раз Он молился Отцу: Отче! Если Меня может это миновать – да минет!.. и боролся. И второй раз Он молился: Отче! Если не может миновать Меня эта чаша – пусть будет... И только в третий раз, после новой борьбы, Он мог сказать: Да будет воля Твоя...
Мы должны в это вдуматься: нам всегда – или часто – кажется, что легко было Ему отдать Свою жизнь, будучи Богом, ставшим человеком: но умирает-то Он, Спаситель наш, Христос, как Человек: не Божеством Своим бессмертным, а человеческим Своим, живым, подлинно человеческим телом...
И потом мы видим распятие: как Его убивали медленной смертью и как Он, без одного слова упрека, отдался на муку. Единственные слова, обращенные Им к Отцу о мучителях, были: Отче, прости им – они не знают, что творят...
Вот чему мы должны научиться: перед лицом гонения, перед лицом унижения, перед лицом обид – перед тысячей вещей, которые далеко-далеко отстоят от самой мысли о смерти, мы должны посмотреть на человека, который нас обижает, унижает, хочет уничтожить, и повернуться душой к Богу и сказать: Отче, прости им: они не знают, что делают, они не понимают смысла вещей...


Видеофайл: Служба 12 Евангелий, митрополит Антоний Сурожский, 1 час 2 мин. 2001 г.

4
Не в службу а в дружбу, передайте поклон игумену. :)
Ну если игумен меня не выгонит стоять у ворот и говорить всем входящим какой я мерзкий, то передам  :)

5
Потому и отсылаю вас к более обстоятельным работам. Лествица - это тому, кто не может работать углубленно, сойдёт.


Хорошо, Краевед, почитаю и Симеона НБ. Но вот какая штука происходит: Александр рекомендует почитать Лествицу, Вы считаете что она не очень совершенная и отправляете к Симеону НБ, потом выяснится, что это все написал не он, а какой-нибудь Никифор Исихаст, поэтому что его слушать, потом отправят еще дальше...


А как Вы прокомментируете слова из Писания:
"Вот завет,который завещаю дому Израилеву после тех дней ,говорит Господь : вложу законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их, и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря : познай Господа; потому что все от малого до большого, будут знать Меня" (Евр. 8:10)

6

Меня это улыбнуло, и подумалось - с каких это пор бес беса изгоняет? Поэтому и затеял этот разговор.
Солнце клонилось к закату, жара отступала, с Чермного моря донесся легкий прохладный бриз... смиренный игумен Синайской горы удивился сам в себе и написал слова о том как бес гонит беса:
22:27 тщеславие vs гнева
26:44 тщеславие vs лени
14:9   тщеславие vs чревоугодия
20:17 тщеславие vs сонливости
26:70 тщеславие vs объядения
 4:33  тщеславие vs ... тщеславия
Простите если зацепил.
Господь простит!
и Вы, Родион, простите инока Феофила, которому игумен Александр указал читать Лествицу

7
Попробую.... Если Вы начинаете с попыток "вырвать, отсечь" - вы не ведаете что творите и с кем воюете. Это и есть махание палицей во мраке. Если ваша практика не ведет к умалению страстных движений - это признак того, что где то что то не так.
Благодарю Вас, Родион, за развернутый ответ.
Извините, если надоел, но задам еще личный вопрос: а как Вы определили, что во мне не происходит умаления страстей? По духу моих сообщений?


В себе я знаю, что умаление страстей происходит: так ушла главная страсть, которая мучила всю жизнь, причем ушла именно после вырывания с мясом и кровью; умаляются и другие. Единственно, я не могу утверждать наверняка, что последние умаляются не без внутреннего делания. А может все в комплексе происходит? И мне кажется, как отношения у каждого с Богом индивидуальны, так и нельзя говорить, что только одна духовная практика верная.
Спасибо!

8

Феофил, это несеръёзно. В 22:5 вообще ничего нет о гордости
Простите, Краевед, очепятка вышла, это в 22:2 написано:
"Тщеславие, по виду своему, есть изменение естества, развращение нравов, наблюдение укоризн. По качеству же оно есть расточение трудов, потеря потов, похититель душевного сокровища, исчадие неверия, предтеча гордости, потопление в пристани..."
Кстати, тут же указано откуда оно само выходит -"исчадие неверия".
А вот еще:
Слово 22:1 "...ибо тщеславие есть начало, а гордость -конец";
22:23 "Тщеславие предпочитаемых делает гордыми";
И наконец, 22:45 "... так и тщеславие, усилившись рождает гордость"...


Я не к тому, что бы уязвить Вас, это было бы проявлением этого самого тщеславия, а просто, если вдруг возникнет необходимость бороться с этими бесами, то надо бороться не со следствиями (гордыней и прочими, которых тьма), а причиной (тщеславием), чем и сэкономим свой труд.


Простите... даже руки опускаются что-то объяснять.
Простите и меня, тоже силы на исходе  :)  Но, как я понимаю, тут почти ни у кого нет духовников и нам самим приходится носить тяготы друг друга.

Сегодня Страстной Четверг, давайте наблюдать, как Сам Господь творит все новое

9

Вы путаете причины и следствия. Именно нищета духовная дает освобождение от привязанностей, а не наоборот. Угробить себя легко. Даже очень. И происходит это тоже не редко, именно неразумной аскезой человек закрывает себе все двери, делая тело и психику абсолютно невосприимчивой. Об этом тоже говорит Симеон Новый Богослов
http://www.hesychasm.ru/library/stsymeon/symeon1.htm
Поэтому у меня и такое мнение, что Ваша борьба того не стоит.
Дальше. Если сочтете нужным и прочтете по ссылке СНБ, то к описанию третьей молитвы подойдите разумно.


Родион, я несколько раз прочитал текст Симеона Нового Богослова о второй молитве и, простите, ничего не понял. Не понятно зачем он "собирается со всеми помыслами" при этом "тщетно старается забыть их"? И что это за "внешние чувства", на которые он обращает внимание, но не видит "внутренних врагов"... Есть ли перевод получше где нибудь?
Мне ближе и понятнее образ третьей молитвы, это "трезвение и противоречие помыслам" или "иследование помыслов и блюдение ума". Вот именно такое сопротивление внутренним врагам, из которых главный для меня тщеславие, я делаю. Во всяком случае приготовление к третьей молитве для меня, как оказалось, началось давно, т.к. хранения совести мною делаются и совесть (мой ангел хранитель) меня тут не обличает.


Так же мне близко и понятно то, о чем СНБ говорит о степенях возмужания:
"Первый возраст иноческой степени есть умаление страстей, что свойственно начинающим.
Вторая ступень духовного повзросления, превращающая отрока в юношу, привязанность к псалмопению. Ибо после упокоения и умаления страстей псалмопение становится сладостным для языка и причисляется у Бога <к заслугам>, ибо невозможно "петь <...> Господу в земле чужой" (Пс. 136, 4), то есть в страстном сердце.
Третья же ступень духовного возрастания юноши в мужа - прилежание к молитве, что свойственно преуспевшим. Ведь молитва отличается от псалмопения, как совершенный муж от юноши и отрока, соответственно степени, на которую мы восходим.
За этими <тремя следует> четвертая ступень духовного возрастания - ступень седого старца, то есть неуклонная пристальность созерцания, каковое свойственно совершенным. Вот и завершен путь, и лестница достигла конца...
Значит, поскольку эти [ступени] так положены и возвещены /установлены/ Духом <Святым>, то невозможно младенцу возмужать и взойти в состояние седого <старца> иначе, кроме как начав с первой ступеньки, как мы сказали, и, успешно пройдя по [всем] четырем, достичь совершенства.".
 
Но у меня создается впечатление, что Вы, говоря о том, что "нищета духовная дает освобождение от привязанностей, а не наоборот", говорите, что можно сразу перемахнуть через три ступени и взгромоздиться на "ступень седого старца". Я бы хотел, конечно, что бы Дух Святой пришел и вознес на последнюю ступеньку туне, но вряд ли так бывает, вот и Симеон НБ говорит, что сперва надо "умалять страсти", но я слышу от Вас -нет не надо. Может я не правильно Вас понял, ответьте еще раз, пожалуйста?  :'( 


И тогда всё внутри перекиснет и изменится. И встанет необходимость аскезы - борьбы, просто по-другому уже не сможешь. 
В том то и дело, Краевед, что необходимость аскезы -борьбы уже настала, иначе чего я тут появился. А может я не распознал Его пришествия?!  :|


     Тщеславие, как и все прочие, растёт из гордости.
Извините, св. Иоанн Лествичник считает наоборот, это гордость исчадие тщеславия: Слово 22:5 и 22:35

10

Отрежь максимальное число щупалец, связывающих тебя с внешним миром; - например.
Родион, под "резанием" я имел ввиду аскетическое исполнение заповеди Христовой: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное". Под нищетой духовной подразумевается многое, если не все, но с точки зрения аскетичекского делания святые отцы говорят следующее:
"Нищие... духом не имеют... никакого пристрастия к благам мира сего и не помышляют о них с услаждением, но ненавидят их и отвращаются от них" (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 34);
"Худое стяжание — сребролюбие, поэтому погубим его; худой запас — злопамятство, поэтому отбросим его; пагубное приобретение — невоздержное похотение, им-то более, нежели чем другим, обнищаем,  чтобы такою нищетою приобрести себе Царство: ибо блажени нищии духом (Мф. 5:3), т.е. обедневшие таким богатством" (свт. Григорий Нисский, 19, 320—321);
"Не должно быть любопытным, не нужно читать тех газет и мирских книг, которые опустошают душу и приносят уныние и смущение" (св. Силуан Афонский).


Можно еще много слов привести из Предания, но все они приведут к одному: "нищета духовная" есть такое состояние духа, когда он не привязан ни к одной вещи, идее или страсти.


Если прорисовать все наши привязанности нитями, то человек станет похож на многорукого Шиву или  осьминога, отсюда мною применено слово "шупальцы", но это не мой образ, про щупальцы сказал митрополит Антоний Сурожский в беседе "На пути вглубь", он там предложил попробовать втянуть их, но Сам Господь предлагает действовать более радикально: "Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки её и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну" (Мф.5:29-30)


"Вырви, отсеки и брось" говорит Христос, я применил их синоним "отрежь". Почему "максимальное", потому что отрезать будет тяжело и больно, т.к. резать придется по живому, именно об этом говорят святые отцы: "Отдай кровь -получи Дух". Особенно трудно будет богатым, как тому юноше, которому Господь сказал: "Все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах" и юноша отошел опечаленный, т.к. имел большое богатство. Кое что не получится отрезать вообще, например, свою жену, потому что, "То, что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Мф. 19:6).
Но все как то устроится Самим Богом: "А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно" (Мф. 19:26). Итак, с помощью Божией мы исполним и эту заповедь.

11

Феофил, источник один - а действия разные.
Отсюда видно, что даже умозрительно надо разбираться вам, уже не говоря - про опытно. Родион говорит от опыта....


Краевед, благодарю, конечно, за помощь. Бог с ними с энергиями, это я напрасно перевел тему на мн. число, ведь ясно, что все говорят про одну и ту же Энергию.
Что меня удивляет, так это то, что Родион упорно указывает, что моя борьба с со страстями не приведет ни к каким результатам. Конечно, опыт имеет значение, но все же я основываю свою практику на Писании (заповеди блаженства) и предании (аскетической практике СО), поэтому искренне не пойму почему она тщетна. Господь дал нам энергию, но еще и дал средства (заповеди), что бы эту энергию получить, почему использование этих средств вдруг стало бесполезным?
Это не заповеди блаженства. И уж тем более не  Христовы заповеди. Это Ваши заповеди самому себе. Понимаете? Они даже не навеяны заповедями Христа.
Родион, пожалуйста, выберите какой-нибудь один пункт и я постараюсь доказать, что он навеен Писанием и преданием.

12
Феофил, это вот всё Вы сейчас о чем?
Все о том же кропотливом труде и борьбе со страстями, который я называю исполнением заповедей блаженства, т.е. воли Божией.  :|

А Вы, Родион, когда говорите о тщетности моей борьбы, что имеете ввиду?

13



И Богородица обладает силой, и это тоже божественная энергия, и Святые обладают. И это тоже божественные энергии. И Церковь их несет.
Есть еще Священное Писание, предание и много чего божественные энергии они разнообразны.


Да, и Богородица и святые и даже отчасти мы грешные, все несут Силу, но это сила Одна и та же -Духа Святого и нет другой животворящей энергии. "Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях... Я разумею то, что у вас говорят 'я Павлов', 'я Апполосов', 'я Кифин' 'а я Христов'. Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?" (1Кор 1:10-13)


Посмотрите на Христовы заповеди блаженства, разве это не четкая инструкция по аскетической практике:
1. Отрежь максимальное число щупалец, связывающих тебя с внешним миром;
2. Плачь (кайся) и придет к тебе Утешитель;
3. Будь кротким и смиряй себя и войдешь в Новый Иерусалим, который лучше рая;
4. Читай Писание и придание и найдешь ответы на все свои вопросы;
5. Просто давай милостыню и тебя помилуют;
6. Очищай сердце от греховных помыслов, что бы смог увидеть Христа;
7. Живи со всеми в мире сколько от тебя зависит;
8. Не бойся биться за правду (в окопе, редуте и т.п.), ибо ты бьешься за свое Царство;
9. А будут гнать и клеветать на тебя за твоего Бога ...
10. Радуйся и веселись, ибо велика твоя награда -Дух Святой.


Это вроде шторм-трапа из 10 балясин, которые ведут на ковчег спасения и по нему надо подниматься, а не тонуть в штормовом море из не понятных энергий мира сего. Святые по немощам нашим утроили число ступенек и предложили лествицу, а в корне это все те же заповеди блаженства, без исполнения (практики) которых мы не получим Святого Духа, как бы мы не называли их маханием булавой в темноте, строительством окопов или редутов.

14
А сила Его заключена в Его энергиях.
Почему в множественном числе, разве животворящяя энергия это не единый Фаворский Свет Святого Духа, разлитый по всему миру без меры всем и грешным и святым? Если бы мы так просто, протянув руку, могли ее взять, тогда, конечно, не нужна борьба с тем, что мешает это сделать. Но энергия Святого Духа совершенно не совместима со страстью и грехом, и нужно хоть немного почистить закопченную душу, что бы лучик божественной энергии проник туда и начал лечить ее.
Если все таки считается, что есть какие-то еще "божественные энергии", то нет, спасибо, я не буду рисковать искать их, лучше уж продолжу истощать себя в поисках Духа смиренномудрия, а Сила Божия, как известно, в немощи совершается.

15
Борьба - она ведь другая. Не махать палицей в темноте, а зажечь свет. :)
Радион, а дадут ли добраться до включателя без рукоприкладства?


Меня вот какой вопрос интересует: святые отцы пишут, что перед тем как заниматься "умным деланием", сперва надо побороть страсти, очистить ум от греховных помыслов и т.п., но каков признак того, что мы это уже сделали? Мне кажется единственным верным знаком может быть только принятие Духа Святого, но если Дух придет, то не будет ли достигнута уже цель? Нашим святым отцам в юморе не откажешь?  :D

Страницы: [1] 2 3 ... 5