1
Аскетическая практика / Re: Об умирании самости
« : 11 Март 2015, 19:16:14 »
ЖИВАЯ ВОДА.
«Кто верует в Меня, у того…
из чрева потекут реки воды живой» Инн.(7:38).
«…постоянно следует вразумлять, поучать и доказывать опытными примерами, что вся-кий человек, предавшийся всей душой и всем сердцем Богу, в настоящей жизни живет на не-бе, пребывая вне неба, потому что Бог живет в нем, а где Бог – там и небо».
Свт. Иоанн Тобольский (Максимович) «Илиотропион».
Первичной целью «переселения» наших душ из вечности в земную обитель в человеческом об-личии является осуществление преображения (воспитания) наших ДУШ и духовного вознесения или падения посредством разной степени претерпевания телесных скорбей и душевных пережи-ваний, после чего ДУШИ осуществляют себя уже в вечном воскресении жизни или осуждения. Всё остальное является в нас или вокруг нас вторичным в зависимости от степени промысли-тельного расширения нашего сознания.
Когда Человек в горячем устремлении к духовному совершенству начинает сердцем восприни-мать заповеди Бога, тогда начинается спасительный опыт личного воцерковления. Говоря же о полноте воцерковления как о спасении ДУШИ, принципиально важно знать, что она доступна людям всех социальных групп и в любых условиях, ибо сказано: «Все придем в единство веры и познания Сына Божия» (Еф.4:13).
Воцерковляющемуся христианину известно, что взойти в Царство Небесное он сможет только смиренным претерпеванием скорбей, когда ДУША очищается от пагубного влияния греховной падшести человеческого естества. И этот процесс очищения у избранных по своим чувственным душевным переживаниям, иной раз, сравним с отрыванием от телесной раны присохшей к ней ткани. А чтобы мы могли претерпеть все до конца, нам благословляются Свыше бесчисленные Дары Нетления, Дух Дерзновения, дар Радости во скорбях и несокрушимая Вера в то, что все проблемы земной жизни мимолетны и принципиально необходимы для ВОЗМУЖАНИЯ в ду-ховной брани. В этой связи православные христиане подобны современным армейским спецна-зовцам, только вместо крапового берета нам даруется промыслительная степень обожения.
Через евангелиста Луку Господь сокрушенно увещевает нас: «Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно» (Лк. 12:57). Это значит именно то, что каждый из нас обла-дает всем и вся, чтобы в напряжённом устремлении слышать и видеть «оком сердца» всё что хочет, но не более того, что определено Промыслом Божьим.
Человек сокровенным образом живет по принципу сообщающегося СОСУДА телом в матери-альном мире, а ДУШОЙ + умом-РАЗУМОМ + волей-ДУХОМ – в МЕТАФИЗИЧЕСКОМ со все-ми исходящими отсюда телесными скорбями или душевными переживаниями и радостью. В этой связи данная Богом нервная система Человека завершает собой МЕТАФИЗИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ СКОРБЕЙ, которая исполняет функции неусыпного Божьего Суда в плане нашего ежесекундного вразумления, "ибо всех заключил Господь в непослушание, чтобы всех помиловать" Рим.(11:22).
«Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден…» Инн.(3:18). Душевное преображе-ние в земной обители «неверующих» атеистов является лишь отбыванием своеобразного «тю-ремного» срока, дабы после смерти и их преображённые земными скорбями ДУШИ, как и все, могли переселиться в уготованные им небесные обители и пребывать там до Страшного Суда, Изначально же в силу своей греховной падшести пред Богом мы абсолютно все являемся пре-ступниками, а в мистическом смысле голгофское распятие – это ОСЬ СВЯТОСТИ, вокруг кото-рой в житейской суете вертимся все мы, преступники, и разница меж нами лишь только в том, что одни из нас раскаиваются в своих грехах, а другим «все по боку».
Сказано: «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Фил.1:28). Это значит, что наши ДУШИ способны лишь только что-то ХОТЕТЬ, а всё остальное осуществляют божественные ангельские чины и их служебные силы, начиная с Превысшей Ангел Богородицы и заканчивая наимельчайшей пылинкой Мироздания, ибо сказано: «…без Меня не можете делать ничего» Инн.(15:5,6).
Вместе с тем нам известно, что духовный мир населяют ангелы вразумления (т.н. бесы, демоны и пр.) и ангелы укрепления в духовной брани (святые Божии, ангелы-хранители, архангелы и пр.), причем все эти ангельские силы призваны Господом исключительно для смиренного служения Богу во имя спасению наших ДУШ. В этой связи существуют девять ангельских чинов: Серафимы, Херувимы и Престолы; Господства, Силы и Власти; Начала, Архангелы и Ангелы, а по количеству ОНИ не измеримы.
Посредством ангельских чинов Господств, Сил и Властей мы вразумляемся о том, как на самом деле формируются господствующие в человеческом обществе идеологии и светское общество, рождается хаос или гармония в мыслеформах и делах каждого человека в отдельности и всего Мироздания в целом, и держится власть в любых "стаях" нашего животного мира, в том числе и человеческого.
Божий Промысел для нашей ДУШИ - это бытийный метафизический «тоннель», протяжённо-стью от зачатия человека до его смерти, в пределах которого в земной обители нам от Бога дана СВОБОДА суетиться в поисках своей правды и Истины.
Наши ДУШИ ВЕЧНО осуществляются ВЕЧНОЙ ДУХОВНОЙ РАДОСТЬЮ в Вечном Боге и ниспосылаются Богом в «СКОРБНУЮ земную обитель» осуществляться ДУШЕВНЫМ ПРЕОБ-РАЖЕНИЕМ, после чего: «И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Инн.5:29), где воскресение жизни - это условная сфера ПОРЯДКА-«света», а воскресение осуждения – сфера ХАОСА-«тьмы».
Именно в этой связи после первого земного вздоха ДУША младенца, «отрешённая плотью» от ВЕЧНОЙ РАДОСТИ, устрашается, а ангельские силы говорения кричат «благим матом», возве-щая о свершившимся акте «РОЖДЕНИЯ ДУШИ В ПРЕОБРАЖЕНИЕ». От отцов - богословов нам известно, что «земной мир» - это ЛОЖЬ против ВЕЧНОСТИ, а каждый из нас обречён «бы-тийствовать» в метафизической системе «горячим» или «холодным», но не «теплохладным». Отсюда и пот - и кровь, и радость - и слёзы, и правда - и грёзы.
Наша ДУША, осуществляясь в противоречиво-лживых условиях мирских сфер «добра» и «зла», постоянно позиционирует себя пагубным своеволием или спасительной ДИСЦИПЛИНОЙ СО-ВЕСТИ в неусыпном состоянии ХОТЕНИЯ меньшего из зол в поисках мелочной душевной бла-жи и сладострастия или духовной РАДОСТИ ВО СКОРБЯХ во имя стяжания духа дерзновения на заповеданные Богом Крестные дела.
Духовно-нравственно возносясь или ниспадая, каждая ДУША в земной обители осуществляет Божий Промысел, где лишь целеустремлённо воцерковляющийся православный христианин:
- ОСУЩЕСТВЛЯЕТ богоподобное триединство ДУША-РАЗУМ-ДУХ (Сын-Отец-Дух);
- позиционирует себя в окружающем мире уже не как физическое тело, но как дистанциро-ванное от него ДУХОВНОЕ СУЩЕСТВО;
- НЕУСЫПНО в молитвенном предстоянии стремится свидетельствовать о славе Божьей всему метафизическому миру своими праведными мыслеформами и делами.
БЕЗСМЕРТНАЯ ДУША человека «для всех и для вся» является НАИВЫСШЕЙ ЦЕННОСТЬЮ, а тело – это всего лишь физиологический биоробот - носитель ДУШИ. Наши ДУШИ с момента зачатия находятся в пределах промыслительного «тоннеля» под абсолютным контролем «Божьей Искры» - СО-ВЕСТИ в той мере, в какой ОНА «животТВОРИТ» или «прозябает». ДУША – это «тонкое существо» (волновая функция), которое осуществляется в метафизическом мире про-мыслительного «тоннеля». Земной мир – это лишь подобие небесного мира в условиях времен-ного трехмерного земного пространства, где взаимоотношения небесной ДУШИ с земным телом человека осуществляются подобно водителю с автомобилем:
- как водитель контролирует движение автомобиля, так и ДУША мыслеформами (хотениями) определяет каждое очередное действие тела;
- как внимательно водитель следит за состоянием автомобиля, так и ДУША в разной степени чувственно и эмоционально следит за физиологией и образом жизни тела;
- как от профессионализма водителя зависит безопасность движения автомобиля, так и от духов-но-нравственного состояния ДУШИ зависят результаты человеческой деятельности.
Мы все знаем, что не человек двигает автомобиль, а механические силы его двигательной систе-мы. Точно так же ангельские силы движут физиологическим телом Человека по любому хо-тению ДУШИ, но строго в пределах «стен» промыслительного «тоннеля».
В переводе на русский язык АНГЕЛ означает ВЕСТНИК, что свидетельствует об основной функции ангелов приносить нам ВЕСТИ из духовного мира в форме прилогов. Первую же пра-ведную Весть ДУШЕ, которую, в силу греховной падшести человеческого естества мы часто не замечаем, приносит наш Ангел Хранитель.
Чтобы «слышать» эту Первую Весть, мы должны неустанно "бодрствовать" и молить Бога о да-ровании сил СЛЫШАТЬ и ИСПОЛНЯТЬ Его святую волю и напряженно стараться в каждом отдельном случае жизни услышать именно Первую ВЕСТЬ. Если же мы эту ВЕСТЬ сразу не ус-лышим, то "служебные" ангелы подвигают нас прилогами и через скорби «услышать» ее или че-рез общение с людьми, или через письмена, или через сон и т.д.
Весть, которую принимает ДУША от Бога через вестника-ангела Хранителя, становится СОвместной, и мы называем ее СоВесть. Именно в этой связи у человека постепенно формируется индивидуальная шкала ценностей и воспитывается ДИСЦИПЛИНА СОВЕСТИ. В зависимости же от того, мыслеобразы-прилоги каких ангелов-вестников мы выбираем в каждый отдельный момент своей жизни, теми АНГЕЛЬСКИМИ СИЛАМИ мы и ОДЕРЖИМЫ в степени функциональной обязанности каждой из ЭТИХ сил: отсюда добротолюбие или злострастность.
Среди нас принято уважать тех, кто в любых ситуациях остается самим собой и живет по совес-ти. Таких людей из высшего светского общества и религиозных конфессий оправдано причисля-ют к национально-государственной элите и почитают за СОВЕСТЬ НАЦИИ.
Для христиан же это означает сокрушенно ОСОЗНАВАТЬ свою греховную падшесть и ста-раться СЛЫШАТЬ и ИСПОЛНЯТЬ волю Отца Небесного в духовной брани с падшестью греховного СВОЕГО естества. В этой связи мы бываем или «холодными», или «горячими», но только не теплохладными (равнодушными) самоубийцами: «И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» Инн.(5:29).
Именно поэтому и жизнь палача, или, если хотите, киллера, оправдана ВЫСШИМ СМЫСЛОМ. Вопрос лишь в том, насколько это сообразуется с совестью и интересами каждого из нас в плане личной и общественной безопасности.
Человеку, как и всем остальным животным, даны два основных инстинкта: ПРОДОЛЖЕНИЯ РОДА и САМОСОХРАНЕНИЯ, производным от которых является ЧУВСТВО СТРАХА - мир-ского или Божьего. Это именно те ТРИ КИТА, посредством которых в своей жизнедеятельности руководствуется все кровоточное живое на земле под неусыпным надзором СВЫШЕ.
В этой связи Человек, исходя из интересов личной безопасности, НЕПРЕРЫВНО находится в состоянии выбора какого-либо мыслеобраза из бесконечного множества прилогов, непрерывно поступающих от ангелов-вестников к нашему выбору и хотению. Именно поэтому исключительной ценностью в христианском вероисповедании является ЧИСТОТА ПОМЫСЛОВ и существует практика отречения от прилогов. ЧИСТЫЙ ПОМЫСЕЛ – это, в первую очередь, сокрушенное молитвенное предстояние Богу, а затем все мыслеобразы, связанные со спасением ДУШИ и общественно-полезной деятельностью человека. Но чтобы отречься от прилога, надо уметь напряженно устремиться к ЧИСТОТЕ ПОМЫСЛОВ, и, как бы отбиваясь от прилога, непрестанно повторять: ОТРЕКАЮСЬ, ОТРЕКАЮСЬ,..- пока этот прилог не растворяется в молитвенном предстоянии.
«Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мк.14:38). Постоянное навязывание нам всевозможных мыслей и образов (прилогов) принципиально необходимо в качестве своеоб-разного тренинга с целью удержания нас в состоянии неусыпного «бодрствования». Здесь важно знать, что Бог поругаем не бывает, и какие бы кощунственные мыслеобразы не досаждали нам, мы не согрешим, когда в первый же момент отречемся от них. Но гере всем тем, кто услаждается мерзкими прилогами и его ДУШУ принимают демонические силы для вразумления телесными скорбями и душевными переживаниями…
Вместе с тем, все Первые Вести и прилоги каждому из нас даются исключительно с учетом Божьего Промысла о каждой ДУШЕ. Именно в этой связи сказано «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам.» (Мф.7:7). Это значит, что Первая Весть посылается как руководство к действию во имя исполнения воли Божьей, а прилоги лишь «испытывают на вшивость» наши ДУШИ.
Тело Человека состоит, как и весь материальный мир, из атомов и молекул. Вместе с тем из свя-тоотеческого предания и Священного Писания известно, что на кончике обычной иглы умеща-ются тысячи бесов, а в Человеке их могут быть легионы.
В этой связи физиология Человека, все нейтроны и электроны, атомы и молекулы, бактерии и микробы его тела - это исключительно ангельские "служебные" силы. Именно легионы этих Господств, Сил, Властей и Начал НЕУСЫПНО владеют нашими телами в рамках Божьего Промысла о каждом из нас в отдельности и всего Мироздания в целом.
Механизм взаимодействия Человека, его ДУШИ, ангельских сил и Господа Бога относительно следующий: ангельские силы по Божьему изволению предлагают ДУШЕ Первую Спасительную Весть от Бога, а затем, если мы ее не «услышали», разного рода прилоги, ведущие к скорбям.
После того, как ДУША сделала свой выбор, ангельские силы по Воле Божьей производят все надлежащие действия посредством физиологии тела Человека и окружающего мира, сопровож-дая весь процесс очередными Первыми Вестями и прилогами со скорбями, чтобы, претерпев, мы вернулись на Путь Спасения.
Для нашего же возрастания в духовной брани Господь Бог по Своему великому милосердию БЕСПРЕСТАННО дает нам Свои Дары Нетления. По мере преображения нашего РАЗУМА Ду-хом Святым отслужившие нашему спасению ангелы «отдаляются» от ДУШИ, а нам даются об этом знамения «чудотворным» исцелением нашей плоти и пр.
Понятно, что ангельским силам не представляет никакого труда принести какую-либо весть или одному Человеку, или нескольким сразу, а также материализовать и передвигать любые предме-ты и творить т.н. чудеса посредством любого из нас, а также становятся понятны механизмы телепатии и гипноза, телекинеза и спиритизма, и всех прочих «чудес» в материальном мире. Принципиально здесь важно лишь то, что все это делается ВСЕМИ ангельскими силами исключительно для возмужания ДУХА и вразумления ДУШИ во имя ее промыслительного ПРЕОБРАЖЕНИЯ!
Святитель И.Златоуст учит: «…- многие падали и чрез свое падение восходили на лучшее для себя; Провидение Божие для осуществления предустановленных Им целей употребляет не одни добрые поступки, но и грехопадения». В этой связи важно знать, что, когда мы искренне с верой просим у Господа прощение за какой-либо грех и тут же облегченно вздыхаем, знайте: нам этот грех прощен!
В своей жизни Человек постоянно находится в состоянии устремленности к СВОБОДЕ в дости-жении радостных переживаний, где свобода:
• тела - это ДИКТАТУРА своевольного эгоизма;
• ДУШИ - это ДИКТАТУРА инстинктивных страстных желаний;
• УМА - это ДИКТАТУРА своекорыстного логического мышления;
• ДУХА – это радостное смиренное послушание Божьей Воле в Потоке Его Промысла.
Поскольку, с позиции православного вероисповедания, мы созданы по образу и подобию Божье-му и призваны к полноте богообщения в Духе Святом, то православный христианин Путь воцерковления триединства своекорыстной ДУШИ-своевольного УМА-слабого ДУХА осуществляет промыслительным ПРЕОБРАЖЕНИЕМ. Ибо земная жизнь нам дается дабы в пределах Божьего Промысла ПРЕОБРАЖАЛСЯ РАЗУМ, укреплялся ДУХ и облагораживалась Радостью во скорбях ДУША в Чистоту ВЕЧНОЙ РАДОСТИ в Боге.
Причем важно знать, что РАЗУМ и ДУХ каждого из нас, как и абсолютно все ангельские чины и силы, призваны на СЛУЖЕНИЕ СПАСЕНИЮ ДУШ НАШИХ, т.е. все люди и все Божьи Силы делаем ОДНО ОБЩЕЕ ДЕЛО, и именно в этой связи у нас по определению Божьему не сущест-вует врагов.
С первых мгновений своей жизни Человек живет под неусыпным надзором СВЫШЕ в усло-виях абсолютного подчинения ему ВСЕХ ангельских сил и ДИКТАТУРЫ необузданных инстинктивных желаний ДУШИ.
В жестких условиях МЕТАФИЗИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СКОРБЕЙ наш УМ, укрепляясь Божьими Дарами Нетления и промыслительно преображаясь дарами Святого Духа в РАЗУМ, принуждает ДУШУ воздерживаться от своих эгоистических желаний в рамках постоянно изменяющейся шкалы духовно-нравственных ценностей.
Мы знаем, что православно-христианская вера – это чувственное переживание единства с Богом посредством благодати Духа Святого. Причем среди верующих христиан есть не только «зван-ные» и «избранные», но малым числом и исихасты, которые уже подвижниками осуществляют Божью волю в потоке Его промысла.
Вместе с тем известно, что Человек сокровенным образом живет по принципу сообщающегося СОСУДА телом в материальном мире, а энергийностью (душа + ум + воля) – в МЕТАФИЗИЧЕ-СКОМ со всеми исходящими отсюда телесными скорбями, душевными переживаниями и духов-ной радостью. В этой связи данная Богом нервная система Человека завершает собой энергий-ную МЕТАФИЗИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ СКОРБЕЙ, которая исполняет функции неусыпного Божьего Суда в плане нашего ежесекундного вразумления, "ибо всех заключил Господь в непо-слушание, чтобы всех помиловать" Рим.(11:22).
С целью приобщения божественным энергиям исихаст духом дерзновения и божьими дарами нетления проявляет настойчивость, усилие, аскезу. Вопросам аскетики особое внимание уделяется на страницах богословских трудов Григория Паламы. И здесь он целиком находится на почве традиции, ведущей свое начало от первохристианских монахов, аскетизм для которых являлся обязательным к исполнению условием духовного совершенствования.
Здесь принципиально нужна последовательность и постепенность, ибо духовная жизнь не терпит суеты. Путь к Богу лежит исключительно через познание самого себя с неусыпным духовно-чувственным переживанием единства с Богом. По православному вероисповеданию именно духовное сердце, но не физиологическое, является хранилищем устоев духовно-нравственной жизни человека и хранителем его совести, ибо это и есть Весть Бога, ставшая Со-вместной человеку.
Сказано: «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Фил.1:28). Это значит, что наши ДУШИ способны лишь исключительно что-либо ЗАХОТЕТЬ и не более того, а всё остальное осуществляют исключительно божественные ангельские чины и их служебные силы, начиная с Превысшей Ангел Богородицы и заканчивая наимельчайшей пылинкой Мироздания, ибо сказано: «…без Меня не можете делать ничего» Инн.(15:5,6).
Через заинтересованное осуществление своей жизни по духовным законам исихаст «оком серд-ца» прозревает свой Путь ко спасению. Начиная с малого, исихаст любое дело исполняет не-усыпно руководствуясь лишь «хотениями», которые Господь сообщает ему через ангелов-вестников, а после выбора «хотения» в пределах разумного Бог даёт и «действие» исключитель-но через служебные ангельские силы под неусыпным водительством ангела Хранителя. В этой связи промыслительным долгом исихаста является стараться в каждый отдельный момент всей личной жизни делать единственно спасительный ВЫБОР из тучи навязчивых «хотений»-прилогов, совращающих с Пути Спасения.
В этой связи исихаст неусыпно с напряжённым внимание вслушивается в «хотения» и с радост-ной сердечной молитвой: «Господи, любимый Боже, дай мне все Твои ангельские силы слышать и исполнять только Твою святую волю и претерпеть всё до конца в делах земных во свидетельство славы Твое и спасение души моей грешной»,- делает ВЫБОР и осуществляется в потоке Божьего промысла уже в статусе подвижника.
Эти подвижники, ЗНАЮЩИЕ Бога, являются Небожителями уже на Земле, поскольку у Господа существует замысел о встречах людей с ангелами в плане нашего навыкания к загробной жизни.
По степени отречения от своей воли и вверения себя в Божью волю Небожитель отличается от новоначального христианина, как абсолютно уверенный в достижении своей цели человек, еду-щий к ней в комфортных условиях пассажирского поезда, от человека, идущего пешком в нена-стную погоду по слякотной разбитой дороге, согнувшегося под тяжестью багажа, которого гло-жет червь сомнения, что у него хватит сил дойти до цели.
Господь НЕ ОТРИЦАЕТ НИЧЕГО, в том числе и факта неравенства, иерархию, деление на выс-шее и низшее, большее и меньшее, но эту ПИРАМИДУ БЫТИЯ Он опрокидывает вершиной вниз и тем достигает последнего совершенства.
Несомненная Вершина этой ПИРАМИДЫ– сам Сын Человеческий, и Он говорит про Себя, что «не пришел, чтобы Ему служили, но послужить и дать душу Свою во искупления многих» (Мф 20:28), а нам заповедал: «кто из вас больший, будь как меньший, и начальствующий, как служа-щий» (Лк.22:26).
По мере укрепления в Вере и Духе глубина и сила пережитых скорбей соделывает сердце хри-стианского подвижника исполненным великого сострадания ко всем людям, а его Христианская Любовь к ближним подвигает идущего к Богу до готовности пожертвовать жизнью ради ближнего, ибо: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Инн.(15:13). В результате этого подвижник осознает свое БЕЗСМЕРТИЕ и стремится в жизни «умирать для лжи», чтобы вечно пребывать в Истине со всеми исходящими отсюда положительными последствиями.
Каждому из нас даны единые заповеди, и перед Богом МЫ ВСЕ РАВНЫ. Каждому из нас дана и та сумма, за которую приобретается последнее доступное человеку СОВЕРШЕНСТВО, цена ко-торого для всех одна и та же: НЕ ПОЩАДИТЬ СЕБЯ ДО КОНЦА ради ближнего.
Последователи Христа неизъяснимым образом уподобляются Ему чрез добровольное принятие на себя посильных тягот и немощей ближних. Этим и определяется назначение и смысл христи-анского подвижничества, а именно – ПОДВИГАТЬ СТОЯЩИХ НИЖЕ на более высшую ступень духовного совершенства.
Суть же христианского пути в том, чтобы через личный опыт воцерковления «нисходить» в глу-бину опрокинутой ПИРАМИДЫ БЫТИЯ и принимать на себя страшное духовное давление, зная, что только ТАМ он может уподобиться Сыну Человеческому, чтобы стать Сыном Божьим по заповеди Его: «Я сказал: вы боги». Инн.(10:34).
«Кто верует в Меня, у того…
из чрева потекут реки воды живой» Инн.(7:38).
«…постоянно следует вразумлять, поучать и доказывать опытными примерами, что вся-кий человек, предавшийся всей душой и всем сердцем Богу, в настоящей жизни живет на не-бе, пребывая вне неба, потому что Бог живет в нем, а где Бог – там и небо».
Свт. Иоанн Тобольский (Максимович) «Илиотропион».
Первичной целью «переселения» наших душ из вечности в земную обитель в человеческом об-личии является осуществление преображения (воспитания) наших ДУШ и духовного вознесения или падения посредством разной степени претерпевания телесных скорбей и душевных пережи-ваний, после чего ДУШИ осуществляют себя уже в вечном воскресении жизни или осуждения. Всё остальное является в нас или вокруг нас вторичным в зависимости от степени промысли-тельного расширения нашего сознания.
Когда Человек в горячем устремлении к духовному совершенству начинает сердцем восприни-мать заповеди Бога, тогда начинается спасительный опыт личного воцерковления. Говоря же о полноте воцерковления как о спасении ДУШИ, принципиально важно знать, что она доступна людям всех социальных групп и в любых условиях, ибо сказано: «Все придем в единство веры и познания Сына Божия» (Еф.4:13).
Воцерковляющемуся христианину известно, что взойти в Царство Небесное он сможет только смиренным претерпеванием скорбей, когда ДУША очищается от пагубного влияния греховной падшести человеческого естества. И этот процесс очищения у избранных по своим чувственным душевным переживаниям, иной раз, сравним с отрыванием от телесной раны присохшей к ней ткани. А чтобы мы могли претерпеть все до конца, нам благословляются Свыше бесчисленные Дары Нетления, Дух Дерзновения, дар Радости во скорбях и несокрушимая Вера в то, что все проблемы земной жизни мимолетны и принципиально необходимы для ВОЗМУЖАНИЯ в ду-ховной брани. В этой связи православные христиане подобны современным армейским спецна-зовцам, только вместо крапового берета нам даруется промыслительная степень обожения.
Через евангелиста Луку Господь сокрушенно увещевает нас: «Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно» (Лк. 12:57). Это значит именно то, что каждый из нас обла-дает всем и вся, чтобы в напряжённом устремлении слышать и видеть «оком сердца» всё что хочет, но не более того, что определено Промыслом Божьим.
Человек сокровенным образом живет по принципу сообщающегося СОСУДА телом в матери-альном мире, а ДУШОЙ + умом-РАЗУМОМ + волей-ДУХОМ – в МЕТАФИЗИЧЕСКОМ со все-ми исходящими отсюда телесными скорбями или душевными переживаниями и радостью. В этой связи данная Богом нервная система Человека завершает собой МЕТАФИЗИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ СКОРБЕЙ, которая исполняет функции неусыпного Божьего Суда в плане нашего ежесекундного вразумления, "ибо всех заключил Господь в непослушание, чтобы всех помиловать" Рим.(11:22).
«Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден…» Инн.(3:18). Душевное преображе-ние в земной обители «неверующих» атеистов является лишь отбыванием своеобразного «тю-ремного» срока, дабы после смерти и их преображённые земными скорбями ДУШИ, как и все, могли переселиться в уготованные им небесные обители и пребывать там до Страшного Суда, Изначально же в силу своей греховной падшести пред Богом мы абсолютно все являемся пре-ступниками, а в мистическом смысле голгофское распятие – это ОСЬ СВЯТОСТИ, вокруг кото-рой в житейской суете вертимся все мы, преступники, и разница меж нами лишь только в том, что одни из нас раскаиваются в своих грехах, а другим «все по боку».
Сказано: «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Фил.1:28). Это значит, что наши ДУШИ способны лишь только что-то ХОТЕТЬ, а всё остальное осуществляют божественные ангельские чины и их служебные силы, начиная с Превысшей Ангел Богородицы и заканчивая наимельчайшей пылинкой Мироздания, ибо сказано: «…без Меня не можете делать ничего» Инн.(15:5,6).
Вместе с тем нам известно, что духовный мир населяют ангелы вразумления (т.н. бесы, демоны и пр.) и ангелы укрепления в духовной брани (святые Божии, ангелы-хранители, архангелы и пр.), причем все эти ангельские силы призваны Господом исключительно для смиренного служения Богу во имя спасению наших ДУШ. В этой связи существуют девять ангельских чинов: Серафимы, Херувимы и Престолы; Господства, Силы и Власти; Начала, Архангелы и Ангелы, а по количеству ОНИ не измеримы.
Посредством ангельских чинов Господств, Сил и Властей мы вразумляемся о том, как на самом деле формируются господствующие в человеческом обществе идеологии и светское общество, рождается хаос или гармония в мыслеформах и делах каждого человека в отдельности и всего Мироздания в целом, и держится власть в любых "стаях" нашего животного мира, в том числе и человеческого.
Божий Промысел для нашей ДУШИ - это бытийный метафизический «тоннель», протяжённо-стью от зачатия человека до его смерти, в пределах которого в земной обители нам от Бога дана СВОБОДА суетиться в поисках своей правды и Истины.
Наши ДУШИ ВЕЧНО осуществляются ВЕЧНОЙ ДУХОВНОЙ РАДОСТЬЮ в Вечном Боге и ниспосылаются Богом в «СКОРБНУЮ земную обитель» осуществляться ДУШЕВНЫМ ПРЕОБ-РАЖЕНИЕМ, после чего: «И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Инн.5:29), где воскресение жизни - это условная сфера ПОРЯДКА-«света», а воскресение осуждения – сфера ХАОСА-«тьмы».
Именно в этой связи после первого земного вздоха ДУША младенца, «отрешённая плотью» от ВЕЧНОЙ РАДОСТИ, устрашается, а ангельские силы говорения кричат «благим матом», возве-щая о свершившимся акте «РОЖДЕНИЯ ДУШИ В ПРЕОБРАЖЕНИЕ». От отцов - богословов нам известно, что «земной мир» - это ЛОЖЬ против ВЕЧНОСТИ, а каждый из нас обречён «бы-тийствовать» в метафизической системе «горячим» или «холодным», но не «теплохладным». Отсюда и пот - и кровь, и радость - и слёзы, и правда - и грёзы.
Наша ДУША, осуществляясь в противоречиво-лживых условиях мирских сфер «добра» и «зла», постоянно позиционирует себя пагубным своеволием или спасительной ДИСЦИПЛИНОЙ СО-ВЕСТИ в неусыпном состоянии ХОТЕНИЯ меньшего из зол в поисках мелочной душевной бла-жи и сладострастия или духовной РАДОСТИ ВО СКОРБЯХ во имя стяжания духа дерзновения на заповеданные Богом Крестные дела.
Духовно-нравственно возносясь или ниспадая, каждая ДУША в земной обители осуществляет Божий Промысел, где лишь целеустремлённо воцерковляющийся православный христианин:
- ОСУЩЕСТВЛЯЕТ богоподобное триединство ДУША-РАЗУМ-ДУХ (Сын-Отец-Дух);
- позиционирует себя в окружающем мире уже не как физическое тело, но как дистанциро-ванное от него ДУХОВНОЕ СУЩЕСТВО;
- НЕУСЫПНО в молитвенном предстоянии стремится свидетельствовать о славе Божьей всему метафизическому миру своими праведными мыслеформами и делами.
БЕЗСМЕРТНАЯ ДУША человека «для всех и для вся» является НАИВЫСШЕЙ ЦЕННОСТЬЮ, а тело – это всего лишь физиологический биоробот - носитель ДУШИ. Наши ДУШИ с момента зачатия находятся в пределах промыслительного «тоннеля» под абсолютным контролем «Божьей Искры» - СО-ВЕСТИ в той мере, в какой ОНА «животТВОРИТ» или «прозябает». ДУША – это «тонкое существо» (волновая функция), которое осуществляется в метафизическом мире про-мыслительного «тоннеля». Земной мир – это лишь подобие небесного мира в условиях времен-ного трехмерного земного пространства, где взаимоотношения небесной ДУШИ с земным телом человека осуществляются подобно водителю с автомобилем:
- как водитель контролирует движение автомобиля, так и ДУША мыслеформами (хотениями) определяет каждое очередное действие тела;
- как внимательно водитель следит за состоянием автомобиля, так и ДУША в разной степени чувственно и эмоционально следит за физиологией и образом жизни тела;
- как от профессионализма водителя зависит безопасность движения автомобиля, так и от духов-но-нравственного состояния ДУШИ зависят результаты человеческой деятельности.
Мы все знаем, что не человек двигает автомобиль, а механические силы его двигательной систе-мы. Точно так же ангельские силы движут физиологическим телом Человека по любому хо-тению ДУШИ, но строго в пределах «стен» промыслительного «тоннеля».
В переводе на русский язык АНГЕЛ означает ВЕСТНИК, что свидетельствует об основной функции ангелов приносить нам ВЕСТИ из духовного мира в форме прилогов. Первую же пра-ведную Весть ДУШЕ, которую, в силу греховной падшести человеческого естества мы часто не замечаем, приносит наш Ангел Хранитель.
Чтобы «слышать» эту Первую Весть, мы должны неустанно "бодрствовать" и молить Бога о да-ровании сил СЛЫШАТЬ и ИСПОЛНЯТЬ Его святую волю и напряженно стараться в каждом отдельном случае жизни услышать именно Первую ВЕСТЬ. Если же мы эту ВЕСТЬ сразу не ус-лышим, то "служебные" ангелы подвигают нас прилогами и через скорби «услышать» ее или че-рез общение с людьми, или через письмена, или через сон и т.д.
Весть, которую принимает ДУША от Бога через вестника-ангела Хранителя, становится СОвместной, и мы называем ее СоВесть. Именно в этой связи у человека постепенно формируется индивидуальная шкала ценностей и воспитывается ДИСЦИПЛИНА СОВЕСТИ. В зависимости же от того, мыслеобразы-прилоги каких ангелов-вестников мы выбираем в каждый отдельный момент своей жизни, теми АНГЕЛЬСКИМИ СИЛАМИ мы и ОДЕРЖИМЫ в степени функциональной обязанности каждой из ЭТИХ сил: отсюда добротолюбие или злострастность.
Среди нас принято уважать тех, кто в любых ситуациях остается самим собой и живет по совес-ти. Таких людей из высшего светского общества и религиозных конфессий оправдано причисля-ют к национально-государственной элите и почитают за СОВЕСТЬ НАЦИИ.
Для христиан же это означает сокрушенно ОСОЗНАВАТЬ свою греховную падшесть и ста-раться СЛЫШАТЬ и ИСПОЛНЯТЬ волю Отца Небесного в духовной брани с падшестью греховного СВОЕГО естества. В этой связи мы бываем или «холодными», или «горячими», но только не теплохладными (равнодушными) самоубийцами: «И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» Инн.(5:29).
Именно поэтому и жизнь палача, или, если хотите, киллера, оправдана ВЫСШИМ СМЫСЛОМ. Вопрос лишь в том, насколько это сообразуется с совестью и интересами каждого из нас в плане личной и общественной безопасности.
Человеку, как и всем остальным животным, даны два основных инстинкта: ПРОДОЛЖЕНИЯ РОДА и САМОСОХРАНЕНИЯ, производным от которых является ЧУВСТВО СТРАХА - мир-ского или Божьего. Это именно те ТРИ КИТА, посредством которых в своей жизнедеятельности руководствуется все кровоточное живое на земле под неусыпным надзором СВЫШЕ.
В этой связи Человек, исходя из интересов личной безопасности, НЕПРЕРЫВНО находится в состоянии выбора какого-либо мыслеобраза из бесконечного множества прилогов, непрерывно поступающих от ангелов-вестников к нашему выбору и хотению. Именно поэтому исключительной ценностью в христианском вероисповедании является ЧИСТОТА ПОМЫСЛОВ и существует практика отречения от прилогов. ЧИСТЫЙ ПОМЫСЕЛ – это, в первую очередь, сокрушенное молитвенное предстояние Богу, а затем все мыслеобразы, связанные со спасением ДУШИ и общественно-полезной деятельностью человека. Но чтобы отречься от прилога, надо уметь напряженно устремиться к ЧИСТОТЕ ПОМЫСЛОВ, и, как бы отбиваясь от прилога, непрестанно повторять: ОТРЕКАЮСЬ, ОТРЕКАЮСЬ,..- пока этот прилог не растворяется в молитвенном предстоянии.
«Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мк.14:38). Постоянное навязывание нам всевозможных мыслей и образов (прилогов) принципиально необходимо в качестве своеоб-разного тренинга с целью удержания нас в состоянии неусыпного «бодрствования». Здесь важно знать, что Бог поругаем не бывает, и какие бы кощунственные мыслеобразы не досаждали нам, мы не согрешим, когда в первый же момент отречемся от них. Но гере всем тем, кто услаждается мерзкими прилогами и его ДУШУ принимают демонические силы для вразумления телесными скорбями и душевными переживаниями…
Вместе с тем, все Первые Вести и прилоги каждому из нас даются исключительно с учетом Божьего Промысла о каждой ДУШЕ. Именно в этой связи сказано «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам.» (Мф.7:7). Это значит, что Первая Весть посылается как руководство к действию во имя исполнения воли Божьей, а прилоги лишь «испытывают на вшивость» наши ДУШИ.
Тело Человека состоит, как и весь материальный мир, из атомов и молекул. Вместе с тем из свя-тоотеческого предания и Священного Писания известно, что на кончике обычной иглы умеща-ются тысячи бесов, а в Человеке их могут быть легионы.
В этой связи физиология Человека, все нейтроны и электроны, атомы и молекулы, бактерии и микробы его тела - это исключительно ангельские "служебные" силы. Именно легионы этих Господств, Сил, Властей и Начал НЕУСЫПНО владеют нашими телами в рамках Божьего Промысла о каждом из нас в отдельности и всего Мироздания в целом.
Механизм взаимодействия Человека, его ДУШИ, ангельских сил и Господа Бога относительно следующий: ангельские силы по Божьему изволению предлагают ДУШЕ Первую Спасительную Весть от Бога, а затем, если мы ее не «услышали», разного рода прилоги, ведущие к скорбям.
После того, как ДУША сделала свой выбор, ангельские силы по Воле Божьей производят все надлежащие действия посредством физиологии тела Человека и окружающего мира, сопровож-дая весь процесс очередными Первыми Вестями и прилогами со скорбями, чтобы, претерпев, мы вернулись на Путь Спасения.
Для нашего же возрастания в духовной брани Господь Бог по Своему великому милосердию БЕСПРЕСТАННО дает нам Свои Дары Нетления. По мере преображения нашего РАЗУМА Ду-хом Святым отслужившие нашему спасению ангелы «отдаляются» от ДУШИ, а нам даются об этом знамения «чудотворным» исцелением нашей плоти и пр.
Понятно, что ангельским силам не представляет никакого труда принести какую-либо весть или одному Человеку, или нескольким сразу, а также материализовать и передвигать любые предме-ты и творить т.н. чудеса посредством любого из нас, а также становятся понятны механизмы телепатии и гипноза, телекинеза и спиритизма, и всех прочих «чудес» в материальном мире. Принципиально здесь важно лишь то, что все это делается ВСЕМИ ангельскими силами исключительно для возмужания ДУХА и вразумления ДУШИ во имя ее промыслительного ПРЕОБРАЖЕНИЯ!
Святитель И.Златоуст учит: «…- многие падали и чрез свое падение восходили на лучшее для себя; Провидение Божие для осуществления предустановленных Им целей употребляет не одни добрые поступки, но и грехопадения». В этой связи важно знать, что, когда мы искренне с верой просим у Господа прощение за какой-либо грех и тут же облегченно вздыхаем, знайте: нам этот грех прощен!
В своей жизни Человек постоянно находится в состоянии устремленности к СВОБОДЕ в дости-жении радостных переживаний, где свобода:
• тела - это ДИКТАТУРА своевольного эгоизма;
• ДУШИ - это ДИКТАТУРА инстинктивных страстных желаний;
• УМА - это ДИКТАТУРА своекорыстного логического мышления;
• ДУХА – это радостное смиренное послушание Божьей Воле в Потоке Его Промысла.
Поскольку, с позиции православного вероисповедания, мы созданы по образу и подобию Божье-му и призваны к полноте богообщения в Духе Святом, то православный христианин Путь воцерковления триединства своекорыстной ДУШИ-своевольного УМА-слабого ДУХА осуществляет промыслительным ПРЕОБРАЖЕНИЕМ. Ибо земная жизнь нам дается дабы в пределах Божьего Промысла ПРЕОБРАЖАЛСЯ РАЗУМ, укреплялся ДУХ и облагораживалась Радостью во скорбях ДУША в Чистоту ВЕЧНОЙ РАДОСТИ в Боге.
Причем важно знать, что РАЗУМ и ДУХ каждого из нас, как и абсолютно все ангельские чины и силы, призваны на СЛУЖЕНИЕ СПАСЕНИЮ ДУШ НАШИХ, т.е. все люди и все Божьи Силы делаем ОДНО ОБЩЕЕ ДЕЛО, и именно в этой связи у нас по определению Божьему не сущест-вует врагов.
С первых мгновений своей жизни Человек живет под неусыпным надзором СВЫШЕ в усло-виях абсолютного подчинения ему ВСЕХ ангельских сил и ДИКТАТУРЫ необузданных инстинктивных желаний ДУШИ.
В жестких условиях МЕТАФИЗИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СКОРБЕЙ наш УМ, укрепляясь Божьими Дарами Нетления и промыслительно преображаясь дарами Святого Духа в РАЗУМ, принуждает ДУШУ воздерживаться от своих эгоистических желаний в рамках постоянно изменяющейся шкалы духовно-нравственных ценностей.
Мы знаем, что православно-христианская вера – это чувственное переживание единства с Богом посредством благодати Духа Святого. Причем среди верующих христиан есть не только «зван-ные» и «избранные», но малым числом и исихасты, которые уже подвижниками осуществляют Божью волю в потоке Его промысла.
Вместе с тем известно, что Человек сокровенным образом живет по принципу сообщающегося СОСУДА телом в материальном мире, а энергийностью (душа + ум + воля) – в МЕТАФИЗИЧЕ-СКОМ со всеми исходящими отсюда телесными скорбями, душевными переживаниями и духов-ной радостью. В этой связи данная Богом нервная система Человека завершает собой энергий-ную МЕТАФИЗИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ СКОРБЕЙ, которая исполняет функции неусыпного Божьего Суда в плане нашего ежесекундного вразумления, "ибо всех заключил Господь в непо-слушание, чтобы всех помиловать" Рим.(11:22).
С целью приобщения божественным энергиям исихаст духом дерзновения и божьими дарами нетления проявляет настойчивость, усилие, аскезу. Вопросам аскетики особое внимание уделяется на страницах богословских трудов Григория Паламы. И здесь он целиком находится на почве традиции, ведущей свое начало от первохристианских монахов, аскетизм для которых являлся обязательным к исполнению условием духовного совершенствования.
Здесь принципиально нужна последовательность и постепенность, ибо духовная жизнь не терпит суеты. Путь к Богу лежит исключительно через познание самого себя с неусыпным духовно-чувственным переживанием единства с Богом. По православному вероисповеданию именно духовное сердце, но не физиологическое, является хранилищем устоев духовно-нравственной жизни человека и хранителем его совести, ибо это и есть Весть Бога, ставшая Со-вместной человеку.
Сказано: «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Фил.1:28). Это значит, что наши ДУШИ способны лишь исключительно что-либо ЗАХОТЕТЬ и не более того, а всё остальное осуществляют исключительно божественные ангельские чины и их служебные силы, начиная с Превысшей Ангел Богородицы и заканчивая наимельчайшей пылинкой Мироздания, ибо сказано: «…без Меня не можете делать ничего» Инн.(15:5,6).
Через заинтересованное осуществление своей жизни по духовным законам исихаст «оком серд-ца» прозревает свой Путь ко спасению. Начиная с малого, исихаст любое дело исполняет не-усыпно руководствуясь лишь «хотениями», которые Господь сообщает ему через ангелов-вестников, а после выбора «хотения» в пределах разумного Бог даёт и «действие» исключитель-но через служебные ангельские силы под неусыпным водительством ангела Хранителя. В этой связи промыслительным долгом исихаста является стараться в каждый отдельный момент всей личной жизни делать единственно спасительный ВЫБОР из тучи навязчивых «хотений»-прилогов, совращающих с Пути Спасения.
В этой связи исихаст неусыпно с напряжённым внимание вслушивается в «хотения» и с радост-ной сердечной молитвой: «Господи, любимый Боже, дай мне все Твои ангельские силы слышать и исполнять только Твою святую волю и претерпеть всё до конца в делах земных во свидетельство славы Твое и спасение души моей грешной»,- делает ВЫБОР и осуществляется в потоке Божьего промысла уже в статусе подвижника.
Эти подвижники, ЗНАЮЩИЕ Бога, являются Небожителями уже на Земле, поскольку у Господа существует замысел о встречах людей с ангелами в плане нашего навыкания к загробной жизни.
По степени отречения от своей воли и вверения себя в Божью волю Небожитель отличается от новоначального христианина, как абсолютно уверенный в достижении своей цели человек, еду-щий к ней в комфортных условиях пассажирского поезда, от человека, идущего пешком в нена-стную погоду по слякотной разбитой дороге, согнувшегося под тяжестью багажа, которого гло-жет червь сомнения, что у него хватит сил дойти до цели.
Господь НЕ ОТРИЦАЕТ НИЧЕГО, в том числе и факта неравенства, иерархию, деление на выс-шее и низшее, большее и меньшее, но эту ПИРАМИДУ БЫТИЯ Он опрокидывает вершиной вниз и тем достигает последнего совершенства.
Несомненная Вершина этой ПИРАМИДЫ– сам Сын Человеческий, и Он говорит про Себя, что «не пришел, чтобы Ему служили, но послужить и дать душу Свою во искупления многих» (Мф 20:28), а нам заповедал: «кто из вас больший, будь как меньший, и начальствующий, как служа-щий» (Лк.22:26).
По мере укрепления в Вере и Духе глубина и сила пережитых скорбей соделывает сердце хри-стианского подвижника исполненным великого сострадания ко всем людям, а его Христианская Любовь к ближним подвигает идущего к Богу до готовности пожертвовать жизнью ради ближнего, ибо: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Инн.(15:13). В результате этого подвижник осознает свое БЕЗСМЕРТИЕ и стремится в жизни «умирать для лжи», чтобы вечно пребывать в Истине со всеми исходящими отсюда положительными последствиями.
Каждому из нас даны единые заповеди, и перед Богом МЫ ВСЕ РАВНЫ. Каждому из нас дана и та сумма, за которую приобретается последнее доступное человеку СОВЕРШЕНСТВО, цена ко-торого для всех одна и та же: НЕ ПОЩАДИТЬ СЕБЯ ДО КОНЦА ради ближнего.
Последователи Христа неизъяснимым образом уподобляются Ему чрез добровольное принятие на себя посильных тягот и немощей ближних. Этим и определяется назначение и смысл христи-анского подвижничества, а именно – ПОДВИГАТЬ СТОЯЩИХ НИЖЕ на более высшую ступень духовного совершенства.
Суть же христианского пути в том, чтобы через личный опыт воцерковления «нисходить» в глу-бину опрокинутой ПИРАМИДЫ БЫТИЯ и принимать на себя страшное духовное давление, зная, что только ТАМ он может уподобиться Сыну Человеческому, чтобы стать Сыном Божьим по заповеди Его: «Я сказал: вы боги». Инн.(10:34).