1
Аскетическая практика / Re: Иисусова молитва для мирянина
« : 03 Август 2017, 06:16:59 »
Омск, Россия
Азы молитвы или начало молитвенного делания.
Эпиграф.
Ни богомыслящему годится покаяние,
Ни кающемуся - богомыслие.
Ибо насколько отстоит восток от запада,
Настолько выше богомыслие покаяния.
Симеон Новый Богослов
Величайшее из всех безобразий есть - требовать от других того, чего не делаешь сам.
прп. Антоний Великий
Предисловие.
Только для тех немногих, простых людей, которые пытаются самостоятельно жить в границах православия.
Начал молиться Иисусовой молитвой самостоятельно, без наставника около двадцати лет назад. За это время не встретил ни одного человека, занимающегося этим молением. Возможно, что они были рядом со мной, но по своему смирению на мои вопросы о делании молитвы, отмалчивались. С другой стороны, никто меня ни разу не спросил, как ее творить. Став священником и приобретя некоторые навыки моления, предлагал заниматься Иисусовой молитвой прихожанам, часто посещающим храм, но ни один из них не решился заниматься. Предлагал научить читать «Отче наш» без рассеяния. Рассказывал, как это достигается. Меня выслушивали почтительно-внимательно и воодушевленные кивали головой. При встрече через некоторое время спрашивал их, «как твоя молитва», «да, так», уныло отвечали они. На том и расходились. Вышел за штат, на покое. И до этого читал все, что попадалось о молитве, теперь же чтение приобрело другой характер. Если раньше больше обращал внимание на «побочные действия», как бы, не навредить себе. То со временем стал уделять внимание способам или иначе технике делания. Стал через интернет находить современных писателей о молитве, посещать форумы, интересовало все связанное с молением. Поразил уровень писателей и, особенно форумчан в их понимании молитвенного делания. Уровень писателей, если они пишут от себя, высок. Много нового и интересного почерпнул у них. А так же находил подтверждение своим находкам на ниве молитвенного делания, что для меня крайне важно и необходимо. Современные отцы достигали духовного состояния, будучи, в основном, окормляемы различными наставниками.
Уровень делания форумчан оценить трудно, его почти что нет. Есть только стремление к спасению, что весьма и весьма одобрительно. Их состояние печально, они не имеют наставника и в своей среде ищут себе помощи. Есть и другие писатели, которые, желающих молиться, путают своими знаниями, которыми они жонглируют как в цирке. Знания в других областях, современных писателей слагаются из изучения писаний святых отцов и дополнения их своим мнением, для чего не требуется духовного опыта. Иисусова молитва это точное знание, приобретаемое только опытным путем и подтверждаемое писаниями духовных отцов. Все эти три причины: а) разные пути молитвенного восхождения; б) отсутствие наставника; и в) невообразимая путаница вокруг Иисусовой молитвы, – подвигли написать данные записки.
Стал писать о Иисусовой молитве, что-то написал. Остановился. Святые отцы указывают, что чтение псалтири предваряет обучение Иисусовой молитве. Начал писать о чтении псалтири и молитв. Научиться этому, не будучи воцерковленному почти невозможно. Некоторое внимание уделил описанию начал церковной жизни.
Получилось три раздела или три вида обращения к Богу, что и есть цель написания моих записок.
Первый раздел можно назвать – начало церковной жизни, это основание непоколебимое и необходимое для спасения. Причем первый раздел описан будет более как обозначение определений церковных. Ибо их множество вносят путаницу в неутвержденные верой души. Определения должны быть простыми, как только возможно.
Второй раздел – это чтение. Читать без рассеяния, без мечтательности. А наоборот со вниманием, пониманием и чувством.
Третий раздел – это Иисусова молитва. Здесь будут описаны способы и приемы совершения молитвы и показаны пути этого делания.
Вот так решил писать. Собрал воедино план и, остановился.
Если это описать, таким образом: просто рассказать как вести церковный образ жизни, как читать псалтирь и молитвы и как совершать Иисусову молитву, то, не имея наставника можно взять на себя подвиг, превышающий силы.
Возникла необходимость разделить православных христиан на группы в зависимости от их духовного роста. Выделил три группы, хотя их значительно больше:
На приходе. Мирянин.
В монастыре. Монах.
Уединение. Исихаст. Анахорет.
Деление на группы условное, границы между ними невидимы, неразличимы, размыты. Это настораживает, как бы кто не ринулся вперед, считая себя достигнувшим чего-то. Потому необходимо предостережение, для всех приступающих к чтению записок. Здесь не будет, почти ничего говориться о духовных переживаниях подвижников молитвенного делания и об искушениях, встречающихся на их пути. Все это описано святыми отцами, и дополнить к ним, что-либо, не представляется возможным.
Мирянин. Монах. Исихаст.
Одна из целей записок, не просто повторить в след святых отцов, что они писали о благодати, молитве, церковной жизни и прочем, а насколько возможно проще разделить написанное прилично каждому состоянию: а) мирянин, б) монах, в) исихаст.
Три вида, три пути спасения для православного христианина. Согласно притче о сеятеле, один даст плод в тридцать, другой в шестьдесят и третий в сто. Потому и духовная высота у них разная и то, что как необходимое иметь исихасту, чтобы только лишь называться им, невозможно достичь мирянину. И в то же время, монах, вне стен монастыря или в монастыре, где ворота открыты для всех проезжающих, ни чем не отличается от мирянина. И священник на приходе, не умеющий читать, мало чем отличается от мирянина. И даже монах в монастыре, но не умеющий читать и не знающий Иисусову молитву, простой холостяк, как в общежитии. Не внешние одежды делают монаха, и не далёкость и суровость отшельничества сочетаются с анахоретом и исихастом.
Описаны различные случаи поведения для того, что бы мирянин не смущался, а знал, что он правильно поступает, в том или другом случае. Важно знать, что твои поступки должны соответствовать твоему духовному росту. Иначе ты будешь жалеть, и переживать о совершенном деле или сказанном слове, и долго мучиться от бессилия, что-либо поменять. Как ржавчина, казалось бы, вначале твой добрый поступок, будет разъедать душу.
Цели.
Церковная жизнь.
Мирянин.
Заставить себя ходить на церковные богослужения.
Постоянно читать свято-отеческое наследие.
Выполнять правило в течение дня.
Монах.
Частое и продолжительное посещение служб.
Исихаст.
Посещение служб по необходимости.
Чтение.
Мирянин.
Повторить правила светского чтения. Ударение, интонация и прочее.
Учиться читать на церковном языке. Знание языка.
Осваивать правильность церковного чтения. Понимание читаемого текста.
Приобретать навыки продолжительного пребывания в чтении/молитве.
Монах.
Совершенствовать навыки продолжительного пребывания в чтении/молитве.
Вычитывать псалтирь/евангелие полностью.
Исихаст.
Читает согласно со своим правилом.
Не нужно.
Мирянин.
Не нужно мирянину завидовать монаху или исихасту, или унывать о невозможности достичь большего в духовном росте. Господь, видя твои обстоятельства и печаль, связанную с ними, и твое попечение не только к своим близким, но любовь и милость, проявляемую и оказываемую нуждающимся, восполнит недостающее.
Монах.
Не нужно монаху без рассуждения стремиться к безмолвию и уединению, терпя и смиряясь и выполняя послушание на одном месте, ты достигнешь большего. Ну а когда выгонят, начинай рассуждать, может поделом тебя выгнали, а может пора и уединяться.
Исихаст.
Не нужно исихаста учить и давать ему советы, он уже сам знает дальнейший путь. Он может обсуждать и обмениваться мнениями о духовных состояниях с более искусным или же, подобным ему исихастом.
Чтение молитв.
Мирянин.
Мирянин осваивает и приобретает навыки чтения молитв, научается читать с вниманием, но совершенства достичь он не сможет.
Монах.
Принимающий монашество, должен немного уметь читать с вниманием, трудится в чтении и достигает совершенства.
Исихаст.
Исихаст, утрудившись от делания Иисусовой молитвы, иной раз на короткое время позволяет себе чтение, которым он владеет в совершенстве.
Иисусова молитва.
Мирянин.
Мирянин учится и осваивает механические способы делания Иисусовой молитвы, самое безопасное моление, от которого никто не впадал в прелесть. Имеет представление умного делания.
Монах.
Монах владеет механическими способами, упражняется в умном делании, некоторое время может уделить художественному деланию Иисусовой молитвы.
Исихаст.
Исихаст основное время суток проводит, занимаясь художественным деланием Иисусовой молитвы, осваивает другие способы молитвы, изредка читает, и, будучи отвлечен каким либо попечением, молится умным или механическим способом. Это самый опасный путь в православии, где множество искушений и соблазнов, и множество искалеченных душ.
Исихазм — происходит от греческого слова исихия, что означает спокойствие, тишина, уединение.
Ум. Знание.
Мирянин.
Молитва произносится гласно или внутренне проговаривается, умом плоти. Такую молитву часто путают с умной молитвой. Во время молитвы, ум души задействован не полностью.
Монах.
Человек учится читать душой совместно с плотью.
Молитва читается гласно (умом плоти), а душа предваряет читаемые слова, проговаривая их (умом души). Молитва читается дважды вначале душой, а затем повторяется плотью. Внимание души и плоти в словах молитвы. Ум души сочетается с умом плоти. Это и будет умная молитва, умное делание. Монах, приобретя необходимый навык, учится присовокуплять чувства.
Исихаст.
Иисусова молитва утверждается в сердце. Молитва произносится в сердце, сердцем. Эта молитва самодвижная. Читая молитву дважды, исихаст присовокупляет чувства. Молитва читается трижды – душой, сердцем и с чувством. Это художественное делание. Душа может получать знание от ангелов.
Нападение внешнего врага.
Мирянин.
Дать сдачу. Защитить ближнего. Научить ближнего, защищаться. Держаться миром, всем вместе уметь давать отпор.
Монах.
Не допустить ударить себя и ближнего. Держаться миром, всем вместе уметь давать отпор.
Исихаст.
Подставить другую щеку.
Пример преподобного Серафима.
Пришли злодеи с топором, что бы поживиться, человек отбросил нападавшего и овладел топором, как поступать дальше?
Мирянин.
Намять бока и обратить в бегство. Возможно, пригрозить нападавшим и довести дело до суда.
Монах.
Пригрозить нападавшим, при необходимости намять бока.
Исихаст.
Бросить топор под ноги нападавшим, мол, делайте, что хотите.
Если застал вора.
Чем более значимая вещь, тем менее она необходима для вора. Например, машина – для тебя необходимая вещь передвижения, для вора это нажива; не значительное количество продуктов питания или одежды – для тебя потеря восполнимая и терпима, для него это суровая крайняя необходимость.
В зависимости от значимости для тебя и для него украденного:
Мирянин.
Наказать; отпустить без ничего; отпустить с тем, что он взял.
Монах.
Отпустить без ничего; отпустить с тем, что он взял.
Исихаст.
Отпустить с тем, что он взял. К взятым вещам добавить, то, что еще осталось в кельи.
Благодать.
Благодать это действие Святаго Духа. Это действие постоянное на всех людей. И только от самого человека зависит, принимать это действие или нет. Быть в общении со Святым Духом или нет. И степень общения разная.
Мирянин.
Не может видеть или чувствовать действие Святаго Духа. Если ты ведешь церковную жизнь, то это возможно только под действием Святаго Духа. Ты под благодатью, без благодати духовная брань невозможна. На мирянина она действует неприметным образом. И только в редких исключительных случаях на очень короткое время ты можешь заметить влияние благодати. Не ищи благодати. Дух дышит, где хочет и когда хочет.
Монах.
По мере очищения от греховных привычек и достижения успехов в борьбе с помыслами ты будешь иногда замечать действие благодати. Благодать будет направлять тебя, и удерживать на пути спасения. Пока ты будешь получать только не большое знание. Со временем ты получишь слезы покаяния и умиления. Здесь опасность возгордиться и впасть в прелесть.
Исихаст.
Научившись определять действие благодати, и постоянно молясь, исихаст, мало по малу, придет к знанию, чувствованию и видению своего пребывания в Святом Духе.
Описать это трудно.
Духовная брань.
Привычки. Борьба с помыслами (нападки бесов).
Мирянин.
Очищение от греховных привычек.
Монах.
Очищение от греховных привычек и борьба с помыслами.
Исихаст.
Отражение помыслов. Пренебрежение помыслами. Откуда он пришел и зачем приходил?
Внимание – направление действия ума и контроль над ним.
Борьба с рассеянностью (блуждание ума).
Мирянин.
Навыки управления вниманием.
Монах.
Управление вниманием. Возвращение ума в сердце.
Исихаст.
Сдерживание ума в сердце. Безмолвие ума.
Применяемые способы.
Мирянин.
Механические.
Монах.
Мысленные.
а) опережение мыслию
б) сопровождение мыслию
Исихаст.
"ум, глубоко молчащий".
Покаяние. Исповедь.
Мирянин.
В церкви. Очищение от греховных привычек – священник.
Монах.
Очищение от греховных привычек – священник.
Борьба с помыслами - духовник.
Исихаст.
Борьба с помыслами - духовник.
Борьба с помыслами - сам, если нет подобного ему, и молитва с исповеданием греха. Но, что бы не искушать людей, перед причастием - исповедь. «сыны свободны, но чтобы не соблазнять…»
Азы молитвы или начало молитвенного делания.
Эпиграф.
Ни богомыслящему годится покаяние,
Ни кающемуся - богомыслие.
Ибо насколько отстоит восток от запада,
Настолько выше богомыслие покаяния.
Симеон Новый Богослов
Величайшее из всех безобразий есть - требовать от других того, чего не делаешь сам.
прп. Антоний Великий
Предисловие.
Только для тех немногих, простых людей, которые пытаются самостоятельно жить в границах православия.
Начал молиться Иисусовой молитвой самостоятельно, без наставника около двадцати лет назад. За это время не встретил ни одного человека, занимающегося этим молением. Возможно, что они были рядом со мной, но по своему смирению на мои вопросы о делании молитвы, отмалчивались. С другой стороны, никто меня ни разу не спросил, как ее творить. Став священником и приобретя некоторые навыки моления, предлагал заниматься Иисусовой молитвой прихожанам, часто посещающим храм, но ни один из них не решился заниматься. Предлагал научить читать «Отче наш» без рассеяния. Рассказывал, как это достигается. Меня выслушивали почтительно-внимательно и воодушевленные кивали головой. При встрече через некоторое время спрашивал их, «как твоя молитва», «да, так», уныло отвечали они. На том и расходились. Вышел за штат, на покое. И до этого читал все, что попадалось о молитве, теперь же чтение приобрело другой характер. Если раньше больше обращал внимание на «побочные действия», как бы, не навредить себе. То со временем стал уделять внимание способам или иначе технике делания. Стал через интернет находить современных писателей о молитве, посещать форумы, интересовало все связанное с молением. Поразил уровень писателей и, особенно форумчан в их понимании молитвенного делания. Уровень писателей, если они пишут от себя, высок. Много нового и интересного почерпнул у них. А так же находил подтверждение своим находкам на ниве молитвенного делания, что для меня крайне важно и необходимо. Современные отцы достигали духовного состояния, будучи, в основном, окормляемы различными наставниками.
Уровень делания форумчан оценить трудно, его почти что нет. Есть только стремление к спасению, что весьма и весьма одобрительно. Их состояние печально, они не имеют наставника и в своей среде ищут себе помощи. Есть и другие писатели, которые, желающих молиться, путают своими знаниями, которыми они жонглируют как в цирке. Знания в других областях, современных писателей слагаются из изучения писаний святых отцов и дополнения их своим мнением, для чего не требуется духовного опыта. Иисусова молитва это точное знание, приобретаемое только опытным путем и подтверждаемое писаниями духовных отцов. Все эти три причины: а) разные пути молитвенного восхождения; б) отсутствие наставника; и в) невообразимая путаница вокруг Иисусовой молитвы, – подвигли написать данные записки.
Стал писать о Иисусовой молитве, что-то написал. Остановился. Святые отцы указывают, что чтение псалтири предваряет обучение Иисусовой молитве. Начал писать о чтении псалтири и молитв. Научиться этому, не будучи воцерковленному почти невозможно. Некоторое внимание уделил описанию начал церковной жизни.
Получилось три раздела или три вида обращения к Богу, что и есть цель написания моих записок.
Первый раздел можно назвать – начало церковной жизни, это основание непоколебимое и необходимое для спасения. Причем первый раздел описан будет более как обозначение определений церковных. Ибо их множество вносят путаницу в неутвержденные верой души. Определения должны быть простыми, как только возможно.
Второй раздел – это чтение. Читать без рассеяния, без мечтательности. А наоборот со вниманием, пониманием и чувством.
Третий раздел – это Иисусова молитва. Здесь будут описаны способы и приемы совершения молитвы и показаны пути этого делания.
Вот так решил писать. Собрал воедино план и, остановился.
Если это описать, таким образом: просто рассказать как вести церковный образ жизни, как читать псалтирь и молитвы и как совершать Иисусову молитву, то, не имея наставника можно взять на себя подвиг, превышающий силы.
Возникла необходимость разделить православных христиан на группы в зависимости от их духовного роста. Выделил три группы, хотя их значительно больше:
На приходе. Мирянин.
В монастыре. Монах.
Уединение. Исихаст. Анахорет.
Деление на группы условное, границы между ними невидимы, неразличимы, размыты. Это настораживает, как бы кто не ринулся вперед, считая себя достигнувшим чего-то. Потому необходимо предостережение, для всех приступающих к чтению записок. Здесь не будет, почти ничего говориться о духовных переживаниях подвижников молитвенного делания и об искушениях, встречающихся на их пути. Все это описано святыми отцами, и дополнить к ним, что-либо, не представляется возможным.
Мирянин. Монах. Исихаст.
Одна из целей записок, не просто повторить в след святых отцов, что они писали о благодати, молитве, церковной жизни и прочем, а насколько возможно проще разделить написанное прилично каждому состоянию: а) мирянин, б) монах, в) исихаст.
Три вида, три пути спасения для православного христианина. Согласно притче о сеятеле, один даст плод в тридцать, другой в шестьдесят и третий в сто. Потому и духовная высота у них разная и то, что как необходимое иметь исихасту, чтобы только лишь называться им, невозможно достичь мирянину. И в то же время, монах, вне стен монастыря или в монастыре, где ворота открыты для всех проезжающих, ни чем не отличается от мирянина. И священник на приходе, не умеющий читать, мало чем отличается от мирянина. И даже монах в монастыре, но не умеющий читать и не знающий Иисусову молитву, простой холостяк, как в общежитии. Не внешние одежды делают монаха, и не далёкость и суровость отшельничества сочетаются с анахоретом и исихастом.
Описаны различные случаи поведения для того, что бы мирянин не смущался, а знал, что он правильно поступает, в том или другом случае. Важно знать, что твои поступки должны соответствовать твоему духовному росту. Иначе ты будешь жалеть, и переживать о совершенном деле или сказанном слове, и долго мучиться от бессилия, что-либо поменять. Как ржавчина, казалось бы, вначале твой добрый поступок, будет разъедать душу.
Цели.
Церковная жизнь.
Мирянин.
Заставить себя ходить на церковные богослужения.
Постоянно читать свято-отеческое наследие.
Выполнять правило в течение дня.
Монах.
Частое и продолжительное посещение служб.
Исихаст.
Посещение служб по необходимости.
Чтение.
Мирянин.
Повторить правила светского чтения. Ударение, интонация и прочее.
Учиться читать на церковном языке. Знание языка.
Осваивать правильность церковного чтения. Понимание читаемого текста.
Приобретать навыки продолжительного пребывания в чтении/молитве.
Монах.
Совершенствовать навыки продолжительного пребывания в чтении/молитве.
Вычитывать псалтирь/евангелие полностью.
Исихаст.
Читает согласно со своим правилом.
Не нужно.
Мирянин.
Не нужно мирянину завидовать монаху или исихасту, или унывать о невозможности достичь большего в духовном росте. Господь, видя твои обстоятельства и печаль, связанную с ними, и твое попечение не только к своим близким, но любовь и милость, проявляемую и оказываемую нуждающимся, восполнит недостающее.
Монах.
Не нужно монаху без рассуждения стремиться к безмолвию и уединению, терпя и смиряясь и выполняя послушание на одном месте, ты достигнешь большего. Ну а когда выгонят, начинай рассуждать, может поделом тебя выгнали, а может пора и уединяться.
Исихаст.
Не нужно исихаста учить и давать ему советы, он уже сам знает дальнейший путь. Он может обсуждать и обмениваться мнениями о духовных состояниях с более искусным или же, подобным ему исихастом.
Чтение молитв.
Мирянин.
Мирянин осваивает и приобретает навыки чтения молитв, научается читать с вниманием, но совершенства достичь он не сможет.
Монах.
Принимающий монашество, должен немного уметь читать с вниманием, трудится в чтении и достигает совершенства.
Исихаст.
Исихаст, утрудившись от делания Иисусовой молитвы, иной раз на короткое время позволяет себе чтение, которым он владеет в совершенстве.
Иисусова молитва.
Мирянин.
Мирянин учится и осваивает механические способы делания Иисусовой молитвы, самое безопасное моление, от которого никто не впадал в прелесть. Имеет представление умного делания.
Монах.
Монах владеет механическими способами, упражняется в умном делании, некоторое время может уделить художественному деланию Иисусовой молитвы.
Исихаст.
Исихаст основное время суток проводит, занимаясь художественным деланием Иисусовой молитвы, осваивает другие способы молитвы, изредка читает, и, будучи отвлечен каким либо попечением, молится умным или механическим способом. Это самый опасный путь в православии, где множество искушений и соблазнов, и множество искалеченных душ.
Исихазм — происходит от греческого слова исихия, что означает спокойствие, тишина, уединение.
Ум. Знание.
Мирянин.
Молитва произносится гласно или внутренне проговаривается, умом плоти. Такую молитву часто путают с умной молитвой. Во время молитвы, ум души задействован не полностью.
Монах.
Человек учится читать душой совместно с плотью.
Молитва читается гласно (умом плоти), а душа предваряет читаемые слова, проговаривая их (умом души). Молитва читается дважды вначале душой, а затем повторяется плотью. Внимание души и плоти в словах молитвы. Ум души сочетается с умом плоти. Это и будет умная молитва, умное делание. Монах, приобретя необходимый навык, учится присовокуплять чувства.
Исихаст.
Иисусова молитва утверждается в сердце. Молитва произносится в сердце, сердцем. Эта молитва самодвижная. Читая молитву дважды, исихаст присовокупляет чувства. Молитва читается трижды – душой, сердцем и с чувством. Это художественное делание. Душа может получать знание от ангелов.
Нападение внешнего врага.
Мирянин.
Дать сдачу. Защитить ближнего. Научить ближнего, защищаться. Держаться миром, всем вместе уметь давать отпор.
Монах.
Не допустить ударить себя и ближнего. Держаться миром, всем вместе уметь давать отпор.
Исихаст.
Подставить другую щеку.
Пример преподобного Серафима.
Пришли злодеи с топором, что бы поживиться, человек отбросил нападавшего и овладел топором, как поступать дальше?
Мирянин.
Намять бока и обратить в бегство. Возможно, пригрозить нападавшим и довести дело до суда.
Монах.
Пригрозить нападавшим, при необходимости намять бока.
Исихаст.
Бросить топор под ноги нападавшим, мол, делайте, что хотите.
Если застал вора.
Чем более значимая вещь, тем менее она необходима для вора. Например, машина – для тебя необходимая вещь передвижения, для вора это нажива; не значительное количество продуктов питания или одежды – для тебя потеря восполнимая и терпима, для него это суровая крайняя необходимость.
В зависимости от значимости для тебя и для него украденного:
Мирянин.
Наказать; отпустить без ничего; отпустить с тем, что он взял.
Монах.
Отпустить без ничего; отпустить с тем, что он взял.
Исихаст.
Отпустить с тем, что он взял. К взятым вещам добавить, то, что еще осталось в кельи.
Благодать.
Благодать это действие Святаго Духа. Это действие постоянное на всех людей. И только от самого человека зависит, принимать это действие или нет. Быть в общении со Святым Духом или нет. И степень общения разная.
Мирянин.
Не может видеть или чувствовать действие Святаго Духа. Если ты ведешь церковную жизнь, то это возможно только под действием Святаго Духа. Ты под благодатью, без благодати духовная брань невозможна. На мирянина она действует неприметным образом. И только в редких исключительных случаях на очень короткое время ты можешь заметить влияние благодати. Не ищи благодати. Дух дышит, где хочет и когда хочет.
Монах.
По мере очищения от греховных привычек и достижения успехов в борьбе с помыслами ты будешь иногда замечать действие благодати. Благодать будет направлять тебя, и удерживать на пути спасения. Пока ты будешь получать только не большое знание. Со временем ты получишь слезы покаяния и умиления. Здесь опасность возгордиться и впасть в прелесть.
Исихаст.
Научившись определять действие благодати, и постоянно молясь, исихаст, мало по малу, придет к знанию, чувствованию и видению своего пребывания в Святом Духе.
Описать это трудно.
Духовная брань.
Привычки. Борьба с помыслами (нападки бесов).
Мирянин.
Очищение от греховных привычек.
Монах.
Очищение от греховных привычек и борьба с помыслами.
Исихаст.
Отражение помыслов. Пренебрежение помыслами. Откуда он пришел и зачем приходил?
Внимание – направление действия ума и контроль над ним.
Борьба с рассеянностью (блуждание ума).
Мирянин.
Навыки управления вниманием.
Монах.
Управление вниманием. Возвращение ума в сердце.
Исихаст.
Сдерживание ума в сердце. Безмолвие ума.
Применяемые способы.
Мирянин.
Механические.
Монах.
Мысленные.
а) опережение мыслию
б) сопровождение мыслию
Исихаст.
"ум, глубоко молчащий".
Покаяние. Исповедь.
Мирянин.
В церкви. Очищение от греховных привычек – священник.
Монах.
Очищение от греховных привычек – священник.
Борьба с помыслами - духовник.
Исихаст.
Борьба с помыслами - духовник.
Борьба с помыслами - сам, если нет подобного ему, и молитва с исповеданием греха. Но, что бы не искушать людей, перед причастием - исповедь. «сыны свободны, но чтобы не соблазнять…»