Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Сообщения - Pustyrnik

Страницы: [1]
1
Аскетическая практика / Re: Немощь
« : 23 Ноябрь 2024, 22:13:44 »
Иссоп, "А у меня вот всегда раньше было (сейчас гораздо слабее)... "

Могу вам только завидовать:)

2
Аскетическая практика / Re: Немощь
« : 23 Ноябрь 2024, 16:30:13 »
Ещё очень важное наблюдение этого года - оказывается, чтобы молиться - тоже нужны силы. Если раньше казалось, что храм прямо-таки призван даровать тебе силы в любом состоянии, даже если их нет, то сейчас такие наблюдения, что чтобы доползти до храма как минимум они нужны и чтобы там не просто сидеть, а участвовать именно - они нужны тоже. А если их совсем оскуде, то доползание до храма и "участия" там, вовсе добьют...
И даже для домашней молитвы, если мы имеем ввиду достаточное и внимательное, качественное такое "вымаливание" - силы тоже нужны. Если их нет - ничего не возможно.

Да, молитва даёт плоды в виде бодрости, счастья, выравнивания пространства и т.д. Но на саму молитву нужны элементарные жизненные силы.

А они (буду рада, если кто дополнит или откорректирует) берутся от элементарного достаточного отдыха, сна, природы и определённой дозы комфорта. То есть вот это всё необходимо, чтобы была "мощь" молиться.

     Вы сделали очень хорошее и правильное и, самое главное, честное наблюдение.
Я считаю, что есть массовое заблуждение, что прочитал молитву из молитвослова, зашел в Храм и все, сразу и энергия, и помощь, и умиление, и беседа, и Свет. Мой опыт мне говорит, что вовсе и не сразу, и не всегда так получается. Может у кого и все легко и просто, а у меня нет. Да, для того, чтобы молиться, нужны силы! Не зря же сказано «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его» — это цитата из Евангелия от Матфея (11:12). Или еще я не раз читал у монахов такое сравнение. Первый этап или делательная молитва, включая умно-сердечную, подобен тяжелой телеге, которую молитвенник своими силами пытается двигать и везти и разогнать, а вот когда молитва стала созерцательной, тогда эта телега уже едет сама и везет на себе делателя молитвы.
    Для меня этап делательной молитвы длился очень долго, лет двадцать, и длится до сих пор (сейчас объясню почему), потом умно-сердечная молитва еще годы и, наконец, созерцательная всего мгновения, а самодвижная минуты, десятки минут, не более.
Я реально Фома неверующий, и мне обязательно надо вложить пальцы в раны, чтобы убедиться. Казалось бы вот только вчера вечером я в момент засыпания созерцал зачатки света после не очень продолжительной молитвы. И приступая к молитве я никогда не уверен, буду ли созерцать снова и вообще память стирает впечатления, и я уже не уверен, что это было со мной. Вот и вчера иду и думаю про себя, как так я вот людям рассказываю такие вещи, делаю такие громкие заявления, а сам занимаюсь суетой и на молитву нет времени. Иду по улице и вот уперся умом в молитву, совершенно не зная, даст ли это мне чего. И как всегда это вдруг, неожиданно, раз - и слова молитвы (это самое главное) стали реальными, и вот дуновение, и вот тело ожило, и вот я уже не плетусь, а подпрыгивая спешу по своим делам и держу свой ум в Боге.

3
  Родион. Вы о чем? Я ничем не торгую. И к издателю, и к продавцам книг не имею никакого отношения. Я прочитал эту книгу много лет назад. И я очень хочу, чтобы ее еще кто-то прочитал, чтобы предметно обсудить то, что написано, и то, что со мной случилось в связи с практикой УД и этой книгой. А если мой собеседник не читал этой книги, то я останусь непонятым. И вообще, я думаю, что на этом форуме только интеллигентные и воспитанные люди, и подобные предъявы очень странно слышать с вашей стороны.

4
    Предлагаю вашему вниманию книгу о которой здесь вроде еще не писали. По моему мнению это одна из лучших книг на эту тему. Прочитал взахлёб на одном дыхании от корки до корки.

  Для быстрого ознакомления вот вводная статья от издательства.

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви

Издание осуществлено с разрешения святой афонской обители преподобного Ксенофонта. Исключительные права на издание книги в России предоставлены Московскому Подворью Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

От издательства
Особое место в жизни человека, в жизни христианина занимает молитва. Человек сам по себе – немощное, ограниченное существо. Но молитва соединяет его со всесильным и беспредельным Богом, в ней он беседует с Тем, на Кого не дерзают взирать Ангелы, Кто обитает в прекрасном и неприступном свете1. Беседует и – бывает услышан. Невозможное человекам возможно Богу2, и все возможно Ему3. И потому нет ничего невозможного для человека, искренно и с усердием молящегося, возлагающего на Бога все свое упование, от всего сердца верующего в безграничную любовь и милость Господа к нам – Его столь нуждающемуся в этой милости творению. В молитве человек примиряется с Богом, испрашивает прощение грехов, обретает помощь в трудах своего жития, вразумление и разрешение недоумений, ходатайствует о нуждах ближних. Молитвой человек побеждает восстающие на него страсти, греховные навыки, повергает долу непрестанно ищущего его погибели врага. А потому нет ничего сильнее и ничего важнее молитвы.

Но, к сожалению, две наиболее гибельные ошибки, как два страшных препятствия, оказываются на пути стремящегося к Богу человека, ошибки, замедляющие, а порой и вовсе пресекающие для него какое бы то ни было духовное преуспеяние.

Одна из них – следствие малодушия и маловерия, а в не меньшей степени, пожалуй, и обычного людям нерадения. Молитвенный труд для не привыкшего к нему человека нелегок. Потрудившись, порой и продолжительное время, и не видя от того никакого зримого плода, люди часто приходят к совершенно ложному, но вместе с тем очень распространенному выводу: «Не те сейчас времена, чтобы молиться. Молись не молись – все одно. Молитва – удел ушедших уже в прошлое великих подвижников и святых, а никак уж не наш». И большее, на что может еще понудить себя после этого человек, – это повседневная «вычитка» правила, «вычитка», к которой так часто вовсе не прикладывается сердечное участие, когда сердце занято чем-то «своим», ум блуждает невесть где, а человек остается с убеждением, что выполнил некий долг перед Богом и может быть спокоен.

Другая ошибка, совершенно иного свойства, быть может, еще опаснее. Потому что если в первом случае имеет место ложно понимаемое смирение, то во втором – гордость. Человек, еще не очистившийся от страстей, преисполненный, как правило, самомнения и тщеславия, устремляется к исканию высоких молитвенных состояний, божественных созерцаний и таинственных откровений. Здесь известное усердие с разгорячением действительно могут привести молитвенника к определенным «плодам», которые он будет в себе ощущать и которыми будет гордиться. Но молитва без дел, без жизни, соответствующих ей, становится, по слову преподобного Макария Египетского, лишь «личиной молитвы»4. И здесь человек либо впадает в самообольщение, в прелесть, духовно повреждается, либо, в конце концов, понимая в глубине души суетность и безрезультатность своего «подвига», приходит в то же состояние уныния, происходящее от маловерия и малодушия. Приходит к тому же выводу: «Молись не молись – молиться не научишься».

Однако спасительный, царский путь – это всегда путь средний, проходящий между различными уклонениями влево и вправо, между недостатком и излишеством. Молитва – это действительно самое важное, самое главное дело в жизни человека. Именно дело. Она совершенствуется по мере исправления человеком своего внутреннего устроения посредством жительства по евангельским заповедям. И вместе с тем, без нее исполнение этих заповедей невозможно. Молитва есть проявление внутренней жизни человека, его веры. Нет молитвы – нет и жизни, и вера тогда – сухая, безжизненная, формальная. Каждый день, каждый час, каждое мгновение своего земного бытия человек сталкивается со множеством трудностей, тягостных недоумений, ни преодолеть, ни разрешить которые своими силами, без божественного вмешательства, не может. И если он не просит об этом вмешательстве, то где же тогда вера?

Постоянно человек согрешает, совесть не может не обличать его в недостаточности, в неполноте исполнения открытой ему в Евангелии божественной воли, в своем сердце человек видит скверну, нечистоту, видит самого себя недостойным Бога. И если от этого видения не рождается молитвенный, покаянный плач, то опять-таки: где вера?

А сколько милостей, сколько неоценимых даров принимаем мы от Бога – как очевидным, так и сокровенным, неведомым для себя образом! Сколько поводов у нас для того, чтобы благодарить, хвалить, славословить Господа день и ночь! И что сказать, если и этого нет, если и здесь наше сердце вновь оказывается и глухо, и немо?

Вся наша жизнь, если мы только того захотим, может служить для нас училищем молитвы, занятия в котором не прекращаются ни на мгновение. Учителем же является Сам Господь, учителем, знающим, как научить, и могущим научить. И потому лишь от нашего усердия, от нашего произволения зависит преуспеяние в том делании, что роднит человека с горними Силами. От нас зависит найти для молитвы время, отняв его у каких-то иных, очень часто суетных, совершенно пустых дел (а если и не пустых, то куда менее важных), от нас зависит трудиться в ней с терпением, не изнемогая от сухости и кажущейся бесплодности, от нас же – раз за разом вновь заставлять свой непоседливый ум возвращаться к словам молитвы, вникать, углубляться в них. А от Бога зависит даровать нам в молитве благодать, дать ощутить Свое присутствие, пережить его реальность, помочь разгореться слабенькому, едва тлеющему в нашем сердце огоньку в неугасимое пламя божественной любви.

Святые отцы, действительно великие подвижники и великие молитвенники, по смотрению неусыпно пекущегося о нас Бога оставили нам, как богатое наследие, свой благодатный опыт, свою науку, свои исполненные удивительной мудрости наставления о молитве. Книги некоторых из них общеизвестны и общедоступны. Их читают и, благодаря им, обретают пользу многие поколения православных христиан. Однако есть и иные, утаенные до времени по непостижимому для нас божественному Промыслу от всеобщего взора, сокрывавшиеся под спудом и лишь впоследствии явленные всей полноте Церкви, как некий изумительный и многоценный дар. К числу подобных книг принадлежит и та, которую Вы держите сейчас в руках. Она написана неким подвижником, пожелавшим сокрыть свое имя, назвавшим себя просто – «Отчаявшимся», – святогорским монахом, постигшим величайшие таинства молитвы, обретшим в своем сердце драгоценный бисер – Христа. Многое из того, о чем он говорит в своем замечательном труде, может представляться нам удивительным, даже невероятным. Но это – слово неложного опыта. Многое может показаться по своей высоте для нас совершенно недостижимым, тем, о чем можно лишь слышать или читать, но что невозможно пережить, к чему нельзя даже прикоснуться. Но это лишь повод к большей ревности для тех, кто действительно стремится к Богу, кто всем сердцем ищет Его.

И автор этой книги, неизвестный афонский священноинок, был всего лишь человеком и, однако, достиг в меру столь чудного божественного просвещения. Как достиг он сего? Можно, наверное, сказать, что это тайна, что это сокрыто от нас. Но можно сказать и иначе. В молитве на самом деле есть некая глубочайшая, сокровеннейшая тайна. Это тайна любви. Даждь Ми, сыне, твое сердце5,– говорит Господь. И если человек действительно отдает Господу свое сердце, то Господь вселяется в него. Если человек отдает себя всецело, без остатка, Богу, то он сам обретает Бога

Страницы: [1]