Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Сообщения - Странный человек

Страницы: [1]
1
Аскетическая практика / Re: Подскажите...
« : 17 Январь 2025, 19:03:51 »
Ладно, что мою персону  обсуждать. По делу темы скажет кто-что? А то столько лишних слов нагородили в темах, каждый помысел озвучиваете,почитал, больно даже стало...
svod, рад  всегда твоим высказываниям.

2
Аскетическая практика / Re: Подскажите...
« : 17 Январь 2025, 11:57:55 »
Странный человек, почему не со старым ником? Немного другой виртуальный образ - через традиционную прорись, но старый дух учительства. Зачем изменили внешность?
Другого комплемента от вас и не ожидал. :-D Но все проще. Забыл пароли от ника и ящика. Пару раз потыркался, да решил просто  зарегистрироваться с новым именем. Учительствовать и не собирался. Просто не воспринимайте мой опыт и подсказки в этом ключе.
svod, Привет. Я тоже рад тебе. Давно меня тут не было.

3
Аскетическая практика / Re: Подскажите...
« : 17 Январь 2025, 07:24:02 »
Вы простите отцы, братья, что вторгся в вашу в вотчину. Я уже год с лишним занимаюсь миссионерской деятельностью, рассказываю людям об умной молитве, потому как вижу проблему в этом у многих. Подсказываю, в чем ошибки, что часто делают не правильно. А по сути, все начинают не с того, что необходимо. За год собрался определенный опыт людей, где в 99% тех, кто прислушался к моим не сложным рекомендациям и выполняли их с усердием, обрели созерцательное внимание в себе,при чем за достаточно не большое время. От двух месяцев, до полугода. Многое зависит и от внутренних качеств человека, обстоятельств жизни. Так монахиня одна,инвалид колясочник, уже на 3 день ухватила суть делания. А на 5 сказала мне о том, к чему многие приходят только через месяц-полтора. Просто есть нюансы,которые сами всплывают на этом пути практики внимания. Первый признак - это то, что человек во сне вспоминает про молитву, просыпаясь как бы в нем. То есть, формируется тело созерцательного внимания, которое само находит сердечное место, как рассудочный ум свое. Есть и другие. Но вообще, обычные люди куда быстрее схватывают суть и приходят к результатам, потому как им не мешает представление начитанных об этом людей. Что кстати, вижу и тут. Человек доходит до своего представления о молитве и упирается в стену. Все развития и движения в молитве нет и тогда встает упор на интеллектуальное насыщение ума,хотя раньше он насыщался через нее. Да, бывают, по милости Божьей, не большие откровения,но не так как раньше... Верно? Наше представление о молитве и мешает ее обрести. Вы же знаете, что без наставника обрести по сути Иисусову молитву не возможно. Она передается от сердца к сердцу. На Афоне это именно так и происходит, критерий передачи лишь послушание и смирение. На Афоне этот нюанс даже не поднимается, так как послушник уже прилеплен к старцу. Но мирянам, что делать в таком случае? Духовников с опытом на всех не хватает. Инструмент прежде надо настроить. Вот и получается, что учатся по книжкам. Но часто забывают прежде о том, а есть ли слух?
В общем, кому интересен мой опыт, на рутюбе поищите Истории странного человека, практика умного делания. Возможно меня кто-то узнает. Мы со многими знакомы. :-)
Готов и тут пообщаться.

4
Аскетическая практика / Re: Подскажите...
« : 16 Январь 2025, 22:29:23 »
svod, ты правильно меня понял. Касательно же УД, воспоминание (например негативное) при отрицательном эмоциональном отклике в душе, должно быть направлено умом в духовное сердце, где происходит покаянное омовение воспоминания, после которого оно возвращается в область памяти как бы очищенным, осознанным в новом свете. Это первый уровень. Верно, и если негатив остался в памяти,то это присутствует и в сердце, на душе человека. Простить, мол простил, но забыть не могу. Это все на уровне ума,но не сердца. Очищенное сердца зла не помнит. Как такое исправить? Через тщательное вспоминание события при котором оносвершилось,но посмотреть на него не ссо стороны эгоиста себя, а со стороны созерцательного внимания и увидеть более, чем видит рассудочный ум. А созерцательное внимание укажет, что все не случайно, что ситуация была нужно, чтобы сделать правильное намерение или решение, и что окружающие люди, даже которые тебя предали или обидели, они лишь антураж для этой ситуации. Просто по другому, ты не увидел никогда то, что прячется у тебя внутри, свое сердце.Эти люди стали участниками откровения Божьего о тебе самом, чтобы ты стал лучше. Как можно держать обиду на это??? И сердце смягчается и благодать сама уже утверждает себя в сердце человека и изглаживает шипы обид на душе и в памяти тоже. Человек может и памятует о событии,но как бы не с ним самим. А каждый такой шип - это корень греха. Так что, чем больше нас обижают, тем более в нас присутствие греха. Кстати, очищенное сердце не искушается, так как не видит искушений...Ему выбирать не приходиться. А искушение всегда выбор.
svod Уровнем выше в памяти всплывают образы родных, близких, дорогих, дальних, забытых и т.д. то есть тех людей с которыми тебя свела жизнь, и которые так или иначе оставили отклик не только в твоей памяти , но и в сердце. Омовение этих образов в духовном сердце - это уже уровень духовного воспоминание или даже духовной молитвы. Одно дело пересмотреть событие или отношение к чему нибудь, другое омыть в сердце образ человека память о котором находит отклик в душе, иначе простить его, по настоящему, онтологически, а не просто в уме.
Верно... Погружаясь в сердце, мы погружаемся одновременно в память. Это область памяти имеет физическое даже проявление. В коре головного мозга, оно имеет свое место и глубину записи в нейронных пучках.Но в этой же области находятся и страсти людей, все то, что человек любит - переживание райских наслаждений или ощущений, вкусные блюда, красивые образы и т.д. В общем то, к чему душа(сердце) имеет  чувственную сладостную привязанность. Мы туда без труда обращаемся умом. И заметьте, созерцательным вниманием, воспоминанием. Задача исихаста с такой же легкостью памятовать о Боге.Вот и ответ. Мы не имеем за частую памятных ярких переживаний о Боге. Потому, эту память навязывают, прописывают в область памяти о важных вещах, о которых необходимо помнить, прописывают постоянством молитвы. Но эта область совсем не большая по сравнению с чувственной областью памяти. Это скорее горошина, и найти эту горошину в море песка информации и чувств бывает затруднительно, уходят годы.
Иной есть путь, разместить памятование о Боге в области страха. Тоже достаточно сильное эмоциональное место,но ум старается обходить эти места памяти стороной,они не слишком приятные,но там лежат исконно важные рефлексы безопасности - основной элемент это БОЛЬ. Боль сигнализирует об опасности для тела и души. Она говорит, что человек подошел к самому краю. Дальше смерть. Мысли о смерти вызывают страх. Потому иные и говорят, что память о Боге начинается с памятование смерти, страх перед Богом вызывает в сердце и внимание к этому. Но эта память имеет специфический вкус. Вкус крови и страха.

svod Наше сердце шире небес, если наполняется благодатью Духа, то способно вместить весь мир, омывая его любовью. Это предназначение человека, одно из... впереди дорога, длиною в жизнь.
Человек создан по образу и подобию, для того чтобы войти в единение Троицы ОтцаСынаДухаСвятого, как новый элемент, через которого будет Твориться новый мир. Мир духа Дух Святой сотворил в образе Ангельского мира. Мир материальный сотворил под Себя Христос, Бог слова живого. Осталось за малым, чтобы Бог Отец сотворил мир под Себя...Руками человека и Святого духа. Но осечки там быть не должно,даже малой при малой. Потому такая и строгость к праведности человека. Неожиданно правда или наоборот ожидаемо. Для кого как.  8-)
вернемся к теме...
svod Память хранит события, сердце образы.
Наблюдая, понимаю, что память и и события и образы хранит. Именно через памятование образов можно взгревать в себе память Божью. Хотите простой эксперимент? Сделайте пать десять раз крестное знамение произнося Иисусову молитву, и совершите земной поклон на каждое произнесение. Запомните действия. А за тем, произнося молитву снова, сделайте крестное знамение умом и поклон, вспоминая, как можно точно свои движения. Повторите это дело так же раз 10. А за тем, еще раз все тоже самое, только молитву не произнося в слух, а вспоминая умом как бы. И вы поймете, что для совершения этих действий, вам понадобилось раза в два, а то и три меньше времени, чем если бы вы это делали телом. Это и есть умная молитва уже. Вы мыслите молитву Иисусову образом. Крестное знамение - это имя Иисуса Христа, поклон - это просьба о милостыне к себе. Видите, как все просто. И при этом,если обратите внимание, ни каких мыслей у вас не будет. Ум будет занят вспоминанием. Ну а если перенести это дело памятования из головы в грудь, чуть ниже ключицы то можно почувствовать и сердечное место,оно отзовется болью. Кстати, обратите внимание, когда мамочки умиляются малыми детьми, где они складывают свои ладони...Где их держат детки, когда искренне молят Боженьку...Ответ опять перед носом у нас.
На сегодня достаточно.

5
Аскетическая практика / Re: Подскажите...
« : 16 Январь 2025, 16:22:35 »
Очень хороший вопрос практикующего человека. Могу поделиться с вами в ответ своим опытом, надеюсь, будет полезно. Я так же, как и вы, столкнулся с таким же вопросом в свое время, с такой же проблемой «забывчивости» и «подвисания». И для себя эту проблему я решил радикально и совершенно, разделив по времени два совершенно разных по виду человеческих дела. Молитва — это особое дело, и его надо делать отдельно, особенно на начальном этапе, а повседневные дела отдельно. Я понял, что призыв или принцип «Молитесь непрестанно в любом месте и в любое время» перестал быть со временем правильно понимаем и неправильно выполняется. Почему?
1. Во-первых, «Молитесь непрестанно в любом месте и в любое время» — эта фраза сказана для новоначальных в том смысле, чтобы для быстрого прогресса и обучения и для быстрого формирования навыка начинающий делатель старался использовать все свое свободное время для практики Иисусовой молитвы. Но это совершенно не значит, что молитву надо совмещать с повседневными делами. Совершенно нет. Так ничему не научишься и дела не сделаешь. Часто читал, что молитву творят во время рукоделия или во время простых дел. Но на своем опыте знаю, что такой подход не дает прогресса в молитве, не дает глубины в ней, и дела делаются медленно и плохо. По началу я тоже так пробовал. Рубил камень и молитву в уме читал. Приводило это только к тому, что я начинал бить часто по рукам молотком, а не по скарпели. Больно   Когда поэт пишет стихи, он не занимается, не может заниматься бухгалтерией! Когда занимаешься ручным трудом, внутренний диалог вообще замолкает, если сознанием погружен в дело.
Но вот когда уже навык произнесения молитвы в уме уже сформировался и молитва произносится в уме быстро и с удовольствием и с влечением, еще и еще хочется ее произносить, только тогда ее удобно говорить и при ходьбе, и в метро, и во время лекции в институте. А если уже и сердце проявило свою чувствительность и бьется совместно со словами молитвы, тогда и другие дела получается делать. Но все равно это только от отсутствия времени на молитву можно так делать, ибо прогресса это не дает. Потому что мы духовные создания, и ум наш во время молитвы должен устремляться к своей цели, а не задерживаться и не отвлекаться на текущее занятие руками или посторонними мыслями.
Полагаю, преподобный отец Силуан Афонский с вами не согласился, а я его поддержу. Если помните случай, когда один архиерей приехав на Афон заговорил о молитве и сказал, что во время сбора маслин, нет-нет,да потеряешь молитву, отвлекаясь мыслью  на дела попечения, на что Силуан ответил, что у него так не бывает… Потому как молитва, дарованная сердцу и уму не теряет своей связи ни при каких искушениях. Так что, дорогой Pustyrnik, не торопитесь для себя делать выводы. Наше представление о молитве – часто и мешает ее обрести. Это же распространяется и на Божью благодать.
2. Во-вторых, «Молитесь непрестанно в любом месте и в любое время» — эта фраза имеет второй смысл для тех, в ком молитва имеет уже свойства самодвижности. Такой момент происходит каждый раз как бы вдруг, случайно, тогда, когда и не ждешь. Просто творишь как всегда молитву «нудно и печально»   и вдруг ум словно стрелка компаса прилепляется к словам молитвы, и в теле даже «магнитная тяга» появляется к искомой цели. И вот уж действительно только бы непрестанно молиться, ничего другого и не хочешь, так как это дает Силу и Радость и Легкость и Уверенность и Счастье и Жизненную Силу. Только бы умом держаться за слова молитвы и молить и славить Бога безконечно. И в пике своем это состояние приводит к чувству того, что Свет горит изнутри наружу. Ядерный реактор словно внутри!!! В таком состоянии готов уже все дела переделать    и чувствуешь, что со всем справишься ибо силы в себе чувствуешь просто не меренно. Но чувствуешь, что Счастье только в том, что бы быть с Богом. И тогда слова его: "ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко."  Евангелие от Матфея 11:30 — Мф 11:30: https://bible.by/verse/40/11/30/  Понимаются совершенно ясно, и понятно, что это действительно так.
Но это очень трудно удержать. Неизбежно возвращаешься к повседневности. И это трудно достижимое состояние.
Рад за вас, искренне. Знакомство с благодатью часто так и происходит. Но пребывание в ней, всегда несет за собой последствия, такие как изменения внутреннего мира и внешнего поведения, стремление к постничеству, уступчивости, незлобию и внутреннему естественному чувству такта. Приобретение этих вещей, порой ценнее первых эмоциональных чувственных переживаний Благодати.
Странный человек,
Цитировать
Рассудочный ум, скорее в этом процессе может стать помощником, указывая на результаты настройки. Или логически указать уму, что волна не та...не от Бога. Ведь и такое в эфире может быть.
и результаты настройки, и то, от Бога ли волна, замечательно воспринимает дух, напрямую, без слов. Но снова влезает рассудочный (в расширенном понимании - весь мыслящий мыслями ум) со своим коммерческим предложением - возьму на подряд 8-)

"Я мыслю, следовательно, я существую" - до тех пор, пока не появляется ведение: я присно существую прежде мысли и вне мысли. Тогда возникает недоумение: а мыслящий ум на что, какой от него прок? И ответ здесь индивидуален. Ответ ведь тоже может быть обусловлен мыслящим умом ) или нетъ.
Дух на прямую действовать на ум не может, ему необходимо для этого войти в сердце человека. Разные «субстанции» слишком. Потому и лезет ум в дела духовно-сердечные, он по сути уточняет у сердца поставленные задачи. Он прослушал задание, потому как окружен шумом, как если бы на громком концерте вам что-то говорил собеседник или спутница…Но делает он это по своему, как умеет. Порой просто пытаясь угадать, чего хочет его «царица». Да и ум использует для этого то внимание к которому привык.
Ребята, Странный человек всё точно говорит, рассудок это дар различения одного от другого, дело души, без рассудка ни пути, ни истины, ни жизни не бывает... )
Ваша мысль верно уловило направление. Рассудок обременен, точнее испорчен самомнением. Это то, что внес в свое время сатана в человека, указав Адаму, что он может быть отдельным существом, как Бог. Он замкнул внимание его на самом себе, ведь до этого, Адам и не задумывался о том, что он часть всего того, что создал Бог. А обозначив это, он автоматически откололся из Бытия. И теперь помышляя о Боге - человек автоматом исключает себя из единения с Ним, так как потерял связь с Ним. И основная задача это найти единство с Богом…и это молитва, в которой человек забывает сам себя и с ним свое самомнение, самопредставление. Потому и путь к сердцу лежит через самоуничижение, самоотречение от всего своего, смирение в послушании, и как итог - нищета духа. То есть, человек начинает общаться с Богом на равных, а не с высоты своей гордости.

Подытожу.
Ум - это инструмент данный нам Богом. Основное его качество подвижность и молниеносность. Мы поднимали разговор о мыслях и их основе, то что любая мысль от Бога, так как в основе ее лежит энергия Благого и творческого проявления Его. Но проходя через сердце и ум, мысль часто облекается странными вещами и превращается в монстра или в нечто противоположное изначальному посылу Господа. Ангельский и чистый ум - молниеносно исполняет повеления Бога. Нам же дана возможность сотворчества с Богом, благодаря нашей свободе выбора, а ум - главный инструмент в этом деле. Но мы не умеем пользоваться им, откровенно разучились. Это все равно, как если на кухне при приготовлении салата или нарезки овощей, мы ножом пользуемся для разделки костей или колке кокосового ореха... Нож обязательно затупится после этого и еще, всегда есть шанс, при этом сильно пораниться, повредиться. Почему мы используем наш инструмент не по назначению? Ни кто не научил и не подсказал,не воспитал.
Ум человека реагирует на множество ментальных(мысленно - эмоциональных) проявлений, то есть то что когда-то в человеке вызвало эмоциональную или чувственную реакцию, переживания и теперь это лежит на периферии сознания человека в виде сгустков энергий с этой информацией. Это периодически ловит," считывает" наша человеческая душа, можно так сказать "Фибрами" своими и передаем уму в виде повторных переживаний. Назовем это подсознательная работа по оценке ситуаций. Ощущаем мы это в виде помыслов, каких то идей или образов, вспышек воспоминаний или порой навязчивых звуков...И ум наш,на самом деле, просто включается в свою работу, в творческую. Он должен с этим всем что-то сделать. Сотворить, построить, развить и т.д. Разум- помогает ему в этом деле - направить творчество в практическое русло. Но так как поступающей информации слишком много, он бросает одно дело и приступает к другому, так и не закончив с предыдущим делом. Ум становиться безответственным работником, лишь иногда благодаря силе воле и жесткой направленности, он делает свое дело и старается прийти к цели. Вот основная причина всего того духовного и душевного бардака, что присуще человеку. Ум не видит и не знает цели своей работе. А цель по сути изначальная была одна - Бог. Как только ум познает Бога, так все встанет на место у человека.И мысли, и чувства и желания. В безмолвии сердца ум и познает истинную задачу, так как о ней ей рассказывает Бог.
Интуитивно, многие подвижники молитвы ищут это состояние, через тишину ума и остановку внутреннего диалога. Но на сам деле,они лишь расчищают засоренную поляну или часть своего пространство во круг себя, чтобы найти жемчужину мысли. Но как правило - это не помогает, потому как сердце находиться глубже вод ментального мусора. Надо нырнуть в глубь воды, осознать тьму вокруг оставив мусор на поверхности, преодолевая страх не вынырнуть никогда. Вот условия для сердечного безмолвия.
В Священном Безмолвие открывается пониманием целого, а сложность выражения всегда там, где присутствует самомнение. Потому в созерцании Божьей благодати часто нет нужды,что то объяснять себе. А объяснить другому, кто подобное не пережил, просто бесполезно, как рассказывать про мед тому, кто его не ел. Но милость Божья выше человеческого естества.
Добавил бы - сердце обличенное умом. Внимание - это всегда интерес, находящийся в области сердца, наша подсознательная заинтересованность, чувство важности момента. А ум лишь помогает оформить цель, направить в нужное направление. Вот именно этой азбукой мы и пренебрегаем. Не чувствуем и не замечаем резонанса между сердцем и умом. Для нас это все одинаково. Но в этом и ошибка. Из за этого мы не видим границ ума и границы своего сердца... Потому и свести ум в сердце не получается, так как сердечная цель размыта и не имеет ясности, чистоты... а ум слишком подвижный

6
Аскетическая практика / Re: Подскажите...
« : 16 Январь 2025, 10:47:54 »
Да, эта механика понадобилась мне потому, что мы общаемся онлайн, в текстовом режиме. Рассудочный ум "распаковал", транслировал внесловесное понимание в строчки текста, заодно по привычке выстраивая очередные ментальные схемы. Вижу эти схемы, но иначе не получается писать подробные посты.
Выход вижу в том, чтобы писать лаконично и емко, обходясь и в форумском общении без многословия. Но пока не научен )
А вот, допустим, в офлайновой беседе с вами или с другим участником обсуждения, вполне возможно, и не понадобилось бы подключать рассудочный ум. Лицом к лицу бывает довольно спонтанного инсайтного мышления.
Согласен. Общение часто и проходит между бескорыстными людьми с привлечением созерцательного внимания, потому как у них есть душевный интерес к друг другу, а это ведь признак любви. Корыстный человек, будет применять уже рассудочный ум, чтобы получить от другого желаемое, грубо говоря использовать человека.
К чему он предназначен? Полагаю, лишь к довольно узкому кругу интеллектуальных задач, и то - до поры, пока инсайтный Ум Христов не поглотит/ не заменит всецело его думание мыслями, как ненужный атавизм. А до той поры, рассудочный ум лезет, навязывая привычный способ трансляции, опосредованный перевод безмолвных инсайтов в мысли. Хотя становится все яснее, насколько излишний такой обходной процесс. Инсайту свойственно напрямую ложиться в слово, будь то слово письменное, или устное.
Я полагаю - это рефлекс, навык ума опираться на рассудочное мышление.Оно примитивное и простое в управлении...Но это все же не атавизм, а процесс проявления Божественной логики,но в миниатюре в ограниченных условиях и инструментах. Простой пример необходимости рассудочного ума это науки математика, геометрия, физика...и т.д. Как вы полагаете, в духовном мире есть подобные науки? Мне было открыто, что есть. Где мир космических тел и вселенных созданных Богом, на пример, описывался или точнее восхвалялся людьми, через математику и физику облеченную в поэзию, да так глубоко и тонко, что было понятно, что все это Твориться измышление самими Божественными Логосами, которые раскрывали сами себя перед человеком. Да и сама поэзия - это скорее проявление логических красиво созвучно  завязанных истин облеченные в слова. Простите,за такие откровенности.
Говорите про устроение рассудочного ума. Я тоже думал прежде, что он в итоге к чему-то предназначен, к конкретным задачам, а мы его не по назначению, а вот если по назначению... А ведь это - девайс, вмонтированный в человека, основная задача которого - глушить связь с Богом (пребывание в Боге) своим фоновым словесным шипением. Он ставит завесу единению человека и  Бога, теозису. Это - тот змей, которого поражают в голову, новым безмысленным безмолвным мышлением сердца. А он, извиваясь, пытается ужалить в пяту, в уязвимое, порушить единение, через словесную инвазию, через шип змеиный. Например, через память,  через воспоминания - через весь этот клубок нарративов о "самом себе". Вообще, через помыслы. Через эмоции, у которых боеголовка - словесный помысел, а топливо - наша же энергия. Все словесное - его вотчина, где заслон и морок. Память же Божья - она всегда пребывает во внесловесных недрах духовного сердца,Странный Человек. Как и подлинное покаяние-метанойя..
не согласен, что рассудочный ум предназначен глушить связь с Богом. Помехи в эфире дает не верная настроенная волна, как в радиоприемнике. Рассудочный ум, скорее в этом процессе может стать помощником, указывая на результаты настройки. Или логически указать уму, что волна не та...не от Бога. Ведь и такое в эфире может быть. 
А память, как уже говорил, это инструмент видимой настройки духовного сердца. Запись волны канала к Богу. И покаяние - это результат настройки волны или частоты, аля широкий диапазон волны или узкий. Просто в эфире много разных волн и ретрансляторов их. Каждый человек по сути - это ретранслятор. Потому человека прежде и окружает ментальный шум. Мысленный шум и они роятся в воздухе и часто тянуться друг к другу через подобие. Помыслы - это и есть результат ментальных шумов. Обрывки мыслей или образов, желаний. Порой не наших, но так как наш приемник настроен на их частоту,то они и попадают в наш уже ретранслятор. Потому и необходимо созерцательное внимание, высокое с другой волной восприятие и частотой. А частоту этой волны  определяет ритм Иисусовой молитвы и чем чаще она произноситься - тем сильнее сигнал. Частота обращения ума к Богу. Непрестанно молитесь, заповедовал Апостол. То есть, без пауз даже...

7
У меня по первой на текст из "Трезвенное сердце" вызвало тоже не мало недоумений. Как показалось, человек описывал духовное через призму своего эмоционального сердечного состояния, граничащее с прелестью. Но вникнув в предисловие, стало понятно, что текст был адаптирован неким греческим монахом переводчиком, составителем. Потому и некоторые вещи читались не связно и не отвечали духу исповеди неграмотного монаха,но опытного в деле созерцательной молитвы. Его косноязычность в терминах и ограниченность в словах,не могла передать всего опыта и полноты. Потому - это меня понудило привлечь больше внимания к тексту, воспринимая его скорее через созерцательное внимание. После этого, текст раскрывался уже совсем с другой стороны. Лишнее, как бы оставалось на верхней воде, а суть текла в глубине сердца, узнавая знакомые образы или выведовая границы своего восприятия, понимая, что вот оно продолжение того, перед чем ты когда-то встал. Нет-нет,да переслушиваю иногда на ночь те или иные главы.
https://hesychasm.ru/library/praksis/vasilisk.htm (Повествование о действиях сердечной молитвы старца-пустынножителя Василиска. Тоже читал лет 10 назад. Многие моменты понравились тогда и подсказали о нюансах практики умной молитвы.

8
Аскетическая практика / Re: Подскажите...
« : 15 Январь 2025, 11:05:07 »
Я тут ограничен в постах… потому простите…
svod, мне знакомо то, о чем вы говорите. Лет 15 наблюдал и отслеживал состояния внешнего человека, только не приводило это меня к конечному состоянию непрестанной умно-сердечной молитвы. Ум все равно скакал в выборе, где ему важнее сейчас быть – во внешнем или внутреннем человеке. Потому как осмысление событий все равно ложилось на рассудочный ум, ведь ему необходимо было опыт уложить в память, и пометить для себя, как нечто важное…или не очень. Да, это схоже с тем, о чем учат отцы, трезвение ума – не принимай и не отвергай. Но, как оказалось, все гораздо проще. Трезвение не подразумевает вообще ни каких движений ума, так как острота внимания при этом – работает, как бритва…по крайней мере должна, по моим наблюдениям. Любой помысел, препарируется трезвением, вскрывая основу помысла, явит как бы его суть при помощи действенной благодати, той благодати, к которой приобщился человек через исполнение добрых дел с прилежной любовью. Но ум изначально должен находиться в созерцательном внимании и он скорее контролирует рассудочное внешнее внимание, вмешиваясь в его процессы, когда благодать просвещает ум через сердце, предлагая ему, как необходимо поступить в данный момент. У рассудочного ума, просто появляется своя новая логика и он ее принимает, как новые вводные или новые правила игры, без всяких помыслов или внутренних обсуждений. А помысел – это скорее признак не смирения, потому бороться с помыслами, все равно что бороться при простуде с симптомами, а не с причиной недомогания. Ошибка у многих, как наблюдаю, в самом начале пути молитвенного делания. Рассудочное внимание-обыденное – не подходит для умной молитвы…Рассудочное внимание, помогает познакомиться с молитвой, прочитать текст молитв, но войти со вниманием в духовную внутреннюю составляющую, познать тоже сердце=дух – это ему не под силу. Чувствительности нет необходимой для этого, грубо говоря. Неповоротливость, медлительность, не гибкость или линейность восприятия, не дают ему возможности познать дух. А ведь у человека все есть для этого. Но мы, тупо пренебрегаем, этими дарами, возможностями. На пример память – это зеркало нашей души, отражение нашего сердца духовного. А поняв, как происходит этот процесс, становиться и понятно, какими средствами, как  и через, что оно очищается. Как через память призвать в сердце благодать…Ведь это на столько простая и естественная  вещь, диву даешься. А мы ей не пользуемся. Интуитивно только…иногда. И то, по милости самой же благодати.

прозелит, вы верно подметили, что наблюдателя надо тренировать. Точнее, созерцательно внимание нарабатывается через практику, при чем простейшую, как карандаш и тетрадь. Мы ей пользуемся каждый день, но часто неосознанно, потому не имеет она явного плода и поддержки в нашей жизни и молитве, теряя навык который могли бы приобрести, будь внимание наше по ширше... Вы кстати, когда подробно и поэтапно описывали свое понимание вопроса, его применяли. Ваш ум двигался по траектории духовного внутреннего внимания, а руки печатали текст, то есть, ваш рассудочный ум помогал созерцательному уму…как четки помогают при молитве. И оврагов нет в этом процессе…противлений рассудочного ума. Почему? Потому что у вас был проявлен интерес к теме разговора, а сердце ваше ставило перед умом задачу, раскрыть свое состояние. Все просто, видите?... Вами двигало сердце, а ум лишь исполнитель-мастер своего дела. По сути – этот «механизм», применим и в молитвенном делании.
«Рассудочный ум будет долго фонить и встревать.» Как не странно, но нет, если понимать его устроение и не требовать от него большего, не заставлять его делать то, к чему он не предназначен. Его внимание – нельзя впихивать во внутренние дела, в сердце. Он от туда выскакивает, как пробка из воды, сколько его там не удерживай. Сами знаете на опыте. Просто я вам объяснил почему так происходит.
Надеюсь на конструктивный диалог.

9
Аскетическая практика / Re: Подскажите...
« : 14 Январь 2025, 14:44:16 »
Сергий, "Посоветую внимание переключать стараться на то, как ты в своих помыслах грешишь, откуда этот грех в тебе прёт постараться увидеть ...
Просто используй  внимание на дело трезвения, просто запусти процесс трезвения ..." этот совет хорош, только  когда рассудочный ум имеет для этого ряд выполнимых условий для этого - такие как время и место=тишина и покой. И при этом, ему придется воспользоваться памятью о том, что когда-то совершил. А обращение ума к памяти и запускает созерцательное внимание, процесс воспоминаний как раз и строиться на этом, когда ум свободно движется по шкале времени и не ограничен рассудком. Более того, ум в таком состоянии видит больше обычного, так как порой подсознание само подсказывает и выдает образы пережитого с другой  точки восприятия.

10
Аскетическая практика / Re: Подскажите...
« : 14 Январь 2025, 14:33:09 »
Странный человек, полагаю, если созерцательное внимание отстранено, а рассудочное неадекватно, помогает  "наблюдатель", беспристрастно и без оценок фиксирующий происходящее в данный момент. Чтобы не попасть /не упасть /не пораниться, но и много более того: "наблюдатель" - это бодрствование в целом, и не только по отношению к внутреннему, но и к внешнему. "Наблюдатель" не исключает созерцательное внимание, но поддерживает его, компенсируя углубленность и отстраненность созерцания; тогда как  рассудочный ум включается только по мере надобности в присущей  ему деятельности.
Понаблюдайте. Рассудочный ум и твердит постоянно что-то в голове. Процессы не прекращаются ни на секунду, даже во сне. Даже если кажется, что он молчит, то он постоянно соизмеряет предметы, со своим представлением , опытом(знанием).

11
Аскетическая практика / Re: Подскажите...
« : 14 Январь 2025, 14:28:58 »
svod, то что вы описываете, скорее уровни навыкания ума. Какое это отношение имеет к познанию внутреннего духовного мира своего? Бог узнается через сердце. Интуитивно подходить к наблюдению за внутренними процессами возможно можно,но это так же повышает возможность совершить ошибку, и как итог, приводящий к прелести. Плюс, не стоит сбрасывать со счетов психосоматику, физиологию человека, работу памяти, рефлексов организма и того же головного мозга. Ведь и они влияют на внимание человека и порой гораздо большее значение, чем мы себе вообще представляем. Большинство страстей находятся в памяти человека, в области памяти чувственных переживаний, от того и желает человек вернуться снова и снова к этим переживаниям на яву еще раз. Потому как вырабатывает организм после этого вещества в головной мозг, после чего химия уже влияет на все тело. Память человека, вообще сумасшедшая штука, супер компьютер, где хранится информация о человеке с самого его рождения, осознанная и не осознанная. Там же, как не странно и должна находиться память Божья...Но почему то ее там нет. Вопрос, почему нам приходиться о Боге себя понуждать для вспоминания, понуждать на молитву, а о страстях и желаниях сердечных, ни сколько...? Где находиться  покаяние? С чего оно начинается? Что такое память? Так что может стоит вначале, разобраться с этим? Ответ то на поверхности лежит.

12
Аскетическая практика / Re: Подскажите...
« : 13 Январь 2025, 13:56:09 »
Хорошая тема. Спасибо. Интересен вопрос о внимании,точнее разделении его или еще точнее,о  введении второго внимания за вниманием обычным повседневным, как бы созерцательного внимания. Потому как постоянная молитва к Богу,заставляет внимание углублять внутрь себя, что приводит к потере рассудочного внимания в жизни. А такое не внимание, приводит к невнимательности к делам попечения о теле... Есть большая вероятность в таком состоянии попасть под машину, упасть в яму, пораниться себя или другого даже. Из это следует, что обыденное обычное внимание не подходит для такого дела, как молитва и необходимо развить уму параллельное второе внимание, которое позволяло бы ему удерживать свой взгляд на Боге, то есть сердечном месте. Рассудочное внимание, привычное для человека, обязано вести постоянный анализ всего того, что попадает в поле его зрения, потому диалог внутри ума необходим для него. Значит, это не противоестественная вещь, а даже необходимая. А искатели умного делания, пытаются его отключить...Не кажется ли вам, что такой подход ко вниманию ошибочен? Получается, что ошибку новоначальный исихаст совершает в самом начале пути, и пытается применить к практике умного делания то, что не предназначено для этого. Пытаться топором побриться...Ведь рассудочное внимание примитивное, прямолинейное и плоское. А обычный перегруз информацией заставляет его "подвисать", "тупить" и в итоге быть неадекватным в ситуации. Тогда как, созерцательное внимание всегда находиться в отстраненном состоянии от всех внешних дел, даже от работы мыслей и помыслов. Ум в таком состоянии чувствует себя более свободным и может вести более внимательный "диалог" с сердцем, подсказывая и удерживая его от излишних переживаний и ненужных волнений...Чем в итоге и обретается его спокойствие. Ваши мысли по этому делу были бы мне интересны.

Страницы: [1]